Потому любили его вся братия. Сперва он был избран ими " доместиком " , или распорядителем церковного устава, и когда сам игумен преподобный Феодосий поучал братию в церкви духовными словами, достойно учил их и он. Потом, когда преподобный Феодосий должен был принять кончину временной этой жизни, все единогласно молили его: " Стефан достоин принять после тебя игуменство. Стефан да будет нам игуменом " . Преклонился преподобный Феодосий к мольбам братии и, призвав любимого своего ученика, блаженного Стефана, вручил ему пред всеми ограду, полную Боговдохновенных словесных овец, и церковь, стояшую на чудесном основании, и молил его - довершить. Долго он поучал его хранить монастырский устав, любить братию от чистого сердца, держать очи сердца неусыпаемыми пред Богом, не забывать страннолюбия; и затем преставился он к вечным обителям, обещаясь всегда быть в помощь своей Печерской обители, врученной этому блаженному Стефану. По преставлении преподобного Феодосия, приняв игуменство святой чудотворной лавры Печерской, блаженный Стефан много подвизался, заботясь о построении святой Богом знаменованной церкви, которую начал строить преподобный Феодосий, и обо всем устроении монастырском. И благодатью Божией и молитвой преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, он за несколько лет и церковь довершил, и воздвиг новый монастырь, куда переселилась братия из старого монастыря. А в старом монастыре оставались немногие - те, которые обыкновенно погребали там умершую братию. И установил преподобный отец наш Стефан, чтоб в монастыре его совершалась Божественная литургия за умершую братию и блаженных ктиторов. А Бог неоскудно подавал ему все нужное, и так процветало то место благодатью Божией. И в это время преподобный Стефан, вспоминая те преславные чудеса, которым был он свидетель, - как пришли мастера из Константинополя к преподобным отцам нашим Антонию и Феодосию Печерским, принесли икону Пресвятой Богородицы и поведали видение Царицы, бывшее во Влахерне, - с помощью Божией и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия создал себе монастырь недалеко от Печерского, на Клове, и соорудил в нем каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, в память положения честной ризы ее, - праздника, установленного в Константинополе, именно во Влахерне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Потому любили его вся братия. Сперва он был избран ими " доместиком " , или распорядителем церковного устава, и когда сам игумен преподобный Феодосий поучал братию в церкви духовными словами, достойно учил их и он. Потом, когда преподобный Феодосий должен был принять кончину временной этой жизни, все единогласно молили его: " Стефан достоин принять после тебя игуменство. Стефан да будет нам игуменом " . Преклонился преподобный Феодосий к мольбам братии и, призвав любимого своего ученика, блаженного Стефана, вручил ему пред всеми ограду, полную Боговдохновенных словесных овец, и церковь, стояшую на чудесном основании, и молил его довершить. Долго он поучал его хранить монастырский устав, любить братию от чистого сердца, держать очи сердца неусыпаемыми пред Богом, не забывать страннолюбия; и затем преставился он к вечным обителям, обещаясь всегда быть в помощь своей Печерской обители, врученной этому блаженному Стефану. И в это время преподобный Стефан, вспоминая те преславные чудеса, которым был он свидетель, - как пришли мастера из Константинополя к преподобным отцам нашим Антонию и Феодосию Печерским, принесли икону Пресвятой Богородицы и поведали видение Царицы, бывшее во Влахерне, - с помощью Божией и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия создал себе монастырь недалеко от Печерского, на Клове, и соорудил в нем каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, в память положения честной ризы ее, праздника, установленного в Константинополе, именно во Влахерне. И всякий год торжественно праздновался тот праздник, во второй день месяца июля. Собрав в Клове много братии, преподобный Стефан жил богоугодно. Какой устав церковный и весь чин устроения монастырского принял он от преподобного Феодосия в монастыре Печерском - тот же самый повелел соблюдать и в своем монастыре. Явив на пользу правоверным много подвигов, он шел из силы в силу, так что и в далеких странах знали и славили его за добродетельную жизнь. И потому, когда преставился епископ славного города Владимира (этот город своего имени построил сам великий тот самодержец Владимир), преподобный был избран на архиерейский престол того города и рукоположен преосвященным митрополитом Киевским Иоанном. И с благостью пас он врученных ему Богом овец, подавая пример стаду - словом, житием, любовью, духом, верой, чистотой (1 Пет. 5:3; Тит. 2:2). Когда же, благоволением Божиим и по решению блаженного Иоанна, игумена Печерского и всей братии, мощи преподобного отца нашего Феодосия должны были быть перенесены из пещеры в Богозданную церковь, в то же время досточудный этот епископ Стефан, прибыв из Владимира, находился в своем монастыре. И, видев ночью через поле громадную зарницу, сияющую над пещерой, и думая, что уже переносят честные мощи преподобного Феодосия (он знал об этом намерении), сильно опечалился, что переносят их без него и сейчас же сел на коня и погнал к пещере, взяв с собой Климента, которого он поставил вместо себя игуменом на Клове.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский, с молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством преподобного Феодосия († 1074; память 3/16 мая). До пострижения в монашество святой Стефан рос в семье богатых родителей; после их смерти он раздал все имущество и решил посвятить себя служению Богу. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). Призвав к себе любимого ученика, преподобный Феодосий возложил на него послушание исполнять обязанности игумена Печерского монастыря, заповедав неукоснительно блюсти строгий монастырский устав, заботиться о странниках и молиться о благодетелях святой обители. Преподобный Стефан стал достойным преемником своего учителя. Он закончил строительство соборного Печерского храма, начатое еще при жизни преподобного Феодосия. Преподобный Стефан основал поблизости новый монастырь, куда перевел почти всю братию старой обители, оставив лишь несколько послушников, которым вменил в обязанность погребение умиравших иноков и ежедневное совершение Божественной литургии в память усопших братий. Старания преподобного Стефана на ниве монастырского строительства, по молитвам самого игумена и предстательством преподобных Антония и Феодосия Печерских, были весьма многополезными и послужили укреплению духовной жизни обители. «Бог же на потребу его неоскудно подаваше: и тако умножашеся место то благодатию Божиею». При виде благочестивых забот о святой обители Божией враг рода человеческого сумел хитроумными своими кознями посеять смуту среди отдельных насельников монастыря и привел не только к низложению преподобного Стефана с игуменского поста, но и к его изгнанию из Печерского монастыря. Смиренно неся скорбь незаслуженно причиненных ему обид, святой подвижник Божий, в подражание святому первомученику Стефану и во исполнение наказа преподобного Феодосия о любви к братии, продолжал усердно молиться о гонителях своих: «Господи, не постави им греха сего». После изгнания из обители святой Стефан приступил к строительству неподалеку от нее, на реке Клове, нового монастыря на средства, щедро ему предоставленные многими боярами и вельможами, являвшимися его духовными сыновьями по наказу преподобного Феодосия. По желанию святого Стефана новый монастырь был освящен в честь Влахернской иконы Божией Матери, в память Ее чудесного явления константинопольским живописцам, посланным Ею к преподобным Антонию и Феодосию Печерским для украшения храма. Вскоре в новом монастыре собрались многочисленные братия, жившие строго по уставу, учрежденному преподобным Феодосием для Печерской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

146 Это было сделано со стороны преподобный Стефана в воспоминание того обстоятельства, что первые строители Печерского храма приходили в Киев по наставлению пресвятой Богородицы, полученному в Константинопольском Влахернском храме, (Патерик Печерский, стр. 123 на обороте) 147 Патерик Печерский, стр. 124. При нашествии половцев в 1096 году, Кловский Стефанеч монастырь был разрушен до основания, и на его месте уже после 1744 году построен был Лаврою – Кловский дворец, отданный в 1811 под гимназию. Теперь на том месте женское епархиальное училище с церковью во имя Влахернской Божией Матери, коей посвящен был в свое время и монастырь Стефанов (Указатель святынь и достопримечательностей Киева, 1871 г. стр. 185) 148 Мы не можем назвать его по имени, потому что вообще после Стефана первого епископа Волынского до Стефана игумена Печерского не сохранялось имени ни одного епископа Волынского. См. Очерки истории православной церкви на Волыни, Карашевич, стр. 17, примечание 50. В историческом исследовании об епископах Волынской епархии Уводского, напечатанном в Волынских епархиальных Ведомостях, порядок первых Волынских епископов излагается следующим образом: 1) Стефан I с 992 года; 2) Стефан II святой и т.д. (l867 год, 1-й часть неофициальная, стр. 9–10) 149 Патерик Печерский стр. 124. В истории Российской Иерархии (т. I ч. 1 стр. 403, изд. 1827 года) время рукоположения преподобный Стефана полагается 1091 год. «Но в таком случае, как справедливо замечает Уводский, он не мог быть рукоположен ни митрополитом Иоанном II, скончавшимся в 1089 году ни Иоанном III, умершим 1090 году. Волынские епархиальные Ведомости, 1867 год, 1-й часть неофициальная, стр. 11). Вероятнее всего, что это было сделано Иоанном III, так как время его жизни ближе всего подходит ко времени, указываемому автором. История Российской Иерархии. 151 Каменный храм, заложенный св. Стефаном в Кловском монастыре, был окончен уже после его смерти в 1098 году. Так в Лаврентиевской летописи под этим годом значится: «в се же лето окончиша верх Пресявтой Богородицы на Клове юже назда Стефан игумен Печерский».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По гипотезе А. А. Шахматова, Никон – автор летописного свода, составленного около 1073 года, где исторический материал впервые обрел подобную форму изложения. Возможно, именно Никон ввел в летопись рассказ об основании Киево-Печерского монастыря, легенды ο призвании варягов на Русь, ο крещении княгини Ольги в Царьграде и др., он активно использовал фольклор Причерноморья и придал летописанию светский характер. Сведения ο Никоне содержат Повесть временных лет, Житие Феодосия Печерского и рассказы Киево-Печерского патерика. 793 ...Стефанъ-игумень, демественикъ... Влахерньскую церковь на Клов създа – Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, учеником Феодосия. Β 60–70-е годы XI века исполнял обязанности доместика (руководителя церковного хора) и екклисиарха (проповедника) монастыря. Перед смертью Феодосий Печерский советовал братии избрать игуменом Иакова-пресвитера, но монахи настояли на кандидатуре Стефана, поддержанной и киевским князем Святославом Ярославичем. Β игуменство Стефана шло строительство каменного Успенского собора, был возведен новый деревянный монастырь. Β 1078 году в результате конфликта с «некиими от братии» Стефан был изгнан из монастыря. Видимо, столкновение произошло между ним и Никоном, который в 1077 году вернулся в Печерский монастырь и через год стал его игуменом. Как полагают исследователи, Никон был сторонником нестяжательной политики монастыря, строгой аскетической жизни монахов. Стефан, напротив, занимался приумножением монастырских богатств, активной строительной и торгово-хозяйственной деятельностью. Β 1077 году на киевский стол вернулся Изяслав Ярославич, поддерживавший Никона, что предрешило изгнание Стефана. Когда в следующем году киевским князем после смерти брата стал Всеволод Ярославич, бывший печерский игумен, получив «на потребу от боляр и велмож» большие средства, построил на Клове (урочище на ручье Клове между Киевом и Печерским монастырем) каменную церковь во имя Влахернской Богоматери. Он собрал вокруг себя братию и основал монастырь, где игуменствовал до 1090 года, когда стал первым епископом новоутвержденной кафедры во Владимире Волынском. Β сане епископа он принимал участие в перенесении мощей Феодосия Печерского из пещеры в Успенский собор (1091). Умер в 1094 году, похоронен в Киеве. Β XVII веке на основе летописных и агиографических источников было создано Житие Стефана, включенное в состав печатных редакций Патерика. 794 ...князь Владимеръ Всеволодичь Монамах... – Владимир Мономах (1053–1125) – сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого, Мономахом прозван по имени матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. При крещении получил христианское имя Василий. Выдающийся государственный деятель и полководец. См. Поучение Владимира Мономаха в т. 1 наст. изд. На время правления Владимира Мономаха приходится расцвет литературы Киевской Руси. Для Симона, автора Слова ο создании церкви Печерской, Владимир Мономах – символ былого могущества и единства страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миронег. Михаил, епископ Поросьскый. Михаил, епископ Юрьевский. Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский. Муром. Н. Неофит, епископ Черниговский. Нестор, летописец. Никита, св. мученик. Никита, епископ Белогородский. Пикифор, митрополит. Николай, архимандрит. Николай Святоша, князь. Никола. см. Ждан. Николай Чудотворец. Новгород. О. Олег Святославич, князь Черниговский. П. Павел, апостол. Переяславль. Петр, епископ Переяславский. Петр, игумен. Передслава Владимировна, княгиня. Печенеги. Пинск. Плакида, Евстафий, св. мученик. Плесков. Полоцк. Поромона двор. Прохор, игумен Печерский. Путьша. Р. Рим. Рогнеда. Роман (Глеб), св. князь. Русская земля (страна). Русь. С. Савва, игумен Преображенского монастыря. Савва епископ Дафнитский. Сарра, жена Авраама. Святополк Владимирович, князь. Святополк Изяславич, вел. князь Киевский. Святослав Владимировииу князь Древлянский. Святослав Игоревич, князь. Святослав Ярославич князь Черниговский, потом вел. кн. Киевский. Святоша, князь. Сильвестр игумен монастыря св. Михаила. Симеон епископ Смоленский. Симеон епископ Туровский. Словени. Смоленск. Смядина, река. Содом. Соломон царь. Солунь. Софии св. церковь . Софроний, игумен монастыря св. Михаила. Станислав Владимирович, князь Смоленский. Стефан Первомученик. Судислав Владимирович, князь, сын Владимира Св. Т. Татары. Талец, убийца князя Глеба. Тьма, река. Тмутаракань. Торчин (Турчин), повар князя Глеба. Туров. У. Угры. Угорская гора. X. Халдеи. Халдейская пещь. Ховал. Ц. Царьград. Ч. Червену город. Чернигов. Чехи. Ю. Юлиану кесарь. Я. Ярополк Святославич, князь Киевский. Ярослав Владимирович, князь. Ярослав Георгиевич, сын Георгие Ярославича, князя Пинского. Ф. Феодосий Печерский . Феоктист, епископ Черниговский. Феофил, игумен монастыря св. Димитрия. Феофил, епископ Черниговский. 1 А. А. Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия. Спб. 1892, стр. 3, примеч.; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб. 1908, стр. 55–56. Ср. Хр. М. Лопарев. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба (в Памятн. древн. письмен. XCVIII. 1894), стр. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Ржеве. В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради. Июль 14 Стефан Махрищский Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем — польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву. Устроенная преподобным Стефаном обитель чрезвычайно распространилась, руководимая им по уставу общежития. Неленостно кроткими и тихими наставлениями поучал братию преподобный о путях спасения, о благочинии церковном и обязанностях инока, напоминая им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес» (Ис. 66, 2). Еще более, чем словом, поучал игумен примером, ничем не отличаясь от братии в одежде и пище, облеченный в рубище, как бы один из последних, первенствуя только на молитве, ибо всех предупреждал в храме Божием и никому не уступал в трудах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Потому любила его вся братия. Сперва он был избран ими «доместиком» или распорядителем церковного устава, и, когда сам игумен преп. Феодосий поучал братию в церкви, духовными словами, достойно учил ее и он. Потом, когда преп. Феодосия должен был принять кончину временной этой жизни, все единогласно молили его: «Стефан достоин принять после тебя игуменство, Стефан да будет нам игуменом». Преклонился преп. Феодосий к мольбам братии и, призвав любимого своего ученика блаженного Стефана, вручил ему перед всеми ограду, полную Боговдохновенных словесных овец, и церковь , стоящую на чудесном основании, и молил его, довершить. Долго он поучал его хранить монастырский устав, любить братию от чистого сердца, держать очи сердца неусыпаемыми перед Богом, не забывать страннолюбия; и затем преставился он к вечным обителям, обещаясь всегда быть в помощь в своей Печерской обители, врученной этому блаженному Стефану. По преставлении преп. Феодосия, приняв игуменство святой чудотворной Лавры Печерской, блаженный Стефан много подвизался, заботясь о построении святой, Богом знаменованной, церкви, которую начал строить преп. Феодосий, и обо всем устроении монастырском. И благодатью Божией и молитвою преп. отцов наших Антония и Феодосия, он в немного лет и довершил церковь , и воздвиг новый монастырь, и поселил туда братию из старого монастыря. А в старом монастыре оставил из нее немногих тех, которых обыкновенно погребали там умершую братию. И установил преп. отец наш Стефан, чтобы в монастыре его совершалась Божественная литургия за умершую братию и блаженных ктиторов. А Бог неоскудно подавал ему все нужное, и так процветало то место благодатью Божией. Враг же, ненавидящий добро и всегда борющийся с рабами Божиими, позавидовал столь великому попечению блаженного о святой обители и, вооружаясь против него злыми своими кознями, произвел такое смущение в некоторых из братии, что они не только низложили его из игуменства, хотя прежде сами единогласно избрали его, но и неповинно изгнали из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—  Кто тебе дал эту книгу? —  Игумен. На это Стефан резко, в раздражении: —  Кто здесь игумен? Не я ли первый основал это место? И в таком роде далее. ( " И ина некая изрек, их же не лепо бе " .) Что именно " не лепо бе " , нам неизвестно. Дослужив службу, преподобный не вернулся в келию. Он вышел из монастыря и пешком двинулся по пути в Кинелу, никому ни слова не сказав. Оставлял обитель, им основанную, чуть не собственноручно выстроенную, где провел столько святых лет — из-за резких слов собственного брата? Это, разумеется, не так. Мы знаем ясность и спокойствие Сергия. Поступок " нервный " , вызванный внезапным, острым впечатлением, совсем не идет Сергию — не только как святому, смиренно бравшему от Даниила гнилой хлеб, но и характеру его человеческому, далекому от неожиданных, порывистых движений. Конечно, случай в церкви — лишь последняя черта. Конечно, Сергий давно чувствовал, что им недовольны некоторые, не один Стефан, за общежитие, за подвиг трудной жизни, куда звал он. И что пало что-то сделать. С точки зрения обыденной он совершил шаг загадочный. Игумен, настоятель и " водитель душ " , как будто отступил. Оставил пост. Оставил и водительство. Трудно представить на его месте, напр., Феодосия Печерского. Конечно, он смирил бы недовольных. Нельзя думать, чтобы и у католиков произошло подобное. Виновных наказали бы, а игумен, ставленный самим архиепископом, никак не бросил бы монастыря. Но русский смиренный и " убогий " старичок, которого и крестьянин-то приезжий не хотел признать игуменом,— в хмурый вечер вышел с палкою из Лавры, мерил старческими, но выносливыми) плотницкими ногами к Махрищскому монастырю дебри Радонежа. Никому он не сдавался, ни пред кем не отступал. Как можем мы знать его чувства, мнения? Мы можем лишь почтительно предполагать: так сказал внутренний голос. Ничего внешнего, формального. Ясная, святая вера, что " так будет лучше " . Может быть, вопреки малому разуму, но — лучше. Чище. Если зажглись страсти, кто-то мне завидует, считает, что ему надо занять место мое, то пусть уж я уйду, не соблазняю и не разжигаю. Если меня любят, то любовь свое возьмет — пусть медленно. Если Бог так мне повелевает, значит, Он уж знает — нечего раздумывать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

— Кто тебе дал эту книгу? — Игумен. На это Стефан резко, в раздражении: — Кто здесь игумен? Не я ли первый основал это место? И в таком роде далее. (“И ина некая изрек, их же не лепо бе”.) Что именно “не лепо бе”, нам неизвестно. Дослужив службу, преподобный не вернулся в келию. Он вышел из монастыря и пешком двинулся по пути в Кинелу, никому ни слова не сказав. Оставлял обитель, им основанную, чуть не собственноручно выстроенную, где провел столько святых лет — из-за резких слов собственного брата? Это, разумеется, не так. Мы знаем ясность и спокойствие Сергия. Поступок “нервный”, вызванный внезапным, острым впечатлением, совсем не идет Сергию — не только как святому, смиренно бравшему от Даниила гнилой хлеб, но и характеру его человеческому, далекому от неожиданных, порывистых движений. Конечно, случай в церкви — лишь последняя черта. Конечно, Сергий давно чувствовал, что им недовольны некоторые, не один Стефан, за общежитие, за подвиг трудной жизни, куда звал он. И что пало что-то сделать. С точки зрения обыденной он совершил шаг загадочный. Игумен, настоятель и “водитель душ”, как будто отступил. Оставил пост. Оставил и водительство. Трудно представить на его месте, напр., Феодосия Печерского . Конечно, он смирил бы недовольных. Нельзя думать, чтобы и у католиков произошло подобное. Виновных наказали бы, а игумен, ставленный самим архиепископом, никак не бросил бы монастыря. Но русский смиренный и “убогий” старичок, которого и крестьянин-то приезжий не хотел признать игуменом,— в хмурый вечер вышел с палкою из Лавры, мерил старческими, но выносливыми) плотницкими ногами к Махрищскому монастырю дебри Радонежа. Никому он не сдавался, ни пред кем не отступал. Как можем мы знать его чувства, мнения? Мы можем лишь почтительно предполагать: так сказал внутренний голос. Ничего внешнего, формального. Ясная, святая вера, что “так будет лучше”. Может быть, вопреки малому разуму, но — лучше. Чище. Если зажглись страсти, кто-то мне завидует, считает, что ему надо занять место мое, то пусть уж я уйду, не соблазняю и не разжигаю. Если меня любят, то любовь свое возьмет — пусть медленно. Если Бог так мне повелевает, значит, Он уж знает — нечего раздумывать.

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010