† ок. 1085 г. Прп. Матфей прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября). Св. блгв. кн. владимиро-волынский Ярополк (в крещении 22 ноября Петр). † ок. 1087 г. Прп. Мануил, игумен киево-зверинецкий (17 июня). † до 1088 г. Прп. Иоанн Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). Прп. Никон, игумен киево-печорский, в Ближних пещерах почивающий (23 марта). † после 1088 г. Свт. Николай, еп. Тмутараканский (28 сентября – Собор Ближних пещер). † 1089, 31 августа Свт. Иоанн II, митр. Киевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † после 1089 г.? Прпп. двенадцать греков, создатели Великой церкви Киево-Печерской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Ближних пещерах почивающие (14 февраля). † после 1089 г. Прп. Симон варяг, Киево-Печерский (10 мая, 28 августа – Собор Дальних пещер). † после 1089 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский (15 мая). † ок. 1090 г. Свт. Лука, еп. Белгородский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1090 г., 14 февраля Прп. Исаакий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † ок. 1092 г. Прп. Климент, игумен киево-зверинецкий (25 ноября). † 1093, 8 января Свт. Стефан, еп. Владимире-Волынский. 27 апреля † ок. 1095 г., 1 июня Прп. Агапит, врач безмездный, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Свт. Герман, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). † после 1095 г. Свт. Марин, еп. Юрьевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России). † ок. 1096 г. Прп. Андроник гробокопатель, пещерник, Киево-Зверинецкий (17 мая). † ок. 1096 г. Прп. Феодор колика, Киево-Зверинецкий (17 февраля). † ок. 1096 г. Прп. Иоанн Киево-Зверинецкий (24 июня). † 1097, 28 марта Св. прмч. Евстратий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1097 20 июля Сет. прмчч. Киево-Зверинецкие, от половцев убиенные, ихже Бог весть. † ок.1097–1108 гг. Прп. Иоанн, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

135 Мы не можем назвать его по имени, потому что вообще после Стефана первого Епископа Волынского до Стефана игумена Печерского не сохранилось имени ни одного епископа Волынского. (См. Очерк Истории Прав, церкви на Волыни Карашевича, стр. 17 прим. 50). В «историческом исследовании об Епископах Волынской Епархии» г, Уводского, напечатанном в Волынских Епархиальных Ведомостях, порядок первых Волынских Епископов излагается следующим образом: 1) Стефан I-й с 992 года, 2) Стефан II-й Святой”... п т. д. (1867 года, 1-й часть неофициальная, стр. 9 – 10). 136 Патерик Печерский стр. 124. В «истории Российской Иерархии» (т. I ч. 1 стр. 403, изд. 1827 г.) время рукоположения Пр. Стефана полагается 1091 г. «Но в таком случае, как справедливо замечает г. Уводский, он не мог быть рукоположен ни Митрополитом Иоанном II-м, скончавшимся в 1089 г., ни Иоанном III, умершим 1090 г. (Волынск. Епар. Вед. 1867 г. 1-й часть неофиц. стр. 11). Вероятнее всего, что это было сделано Иоанном III-м, так как время его жизни ближе всего подходит во времени, указываемому автором «История Российской Иерархии». 138 Каменный храм, заложенный Св. Стефаном в Кловском монастыре, был окончен уже после его смерти в 1098 г. Так в Лаврентиевской летописи под этим годом значится: «в сеже лето окончили верх Пр. Богородицы на Клове, юже назда Стефан Игумен Печерский». 139 Потому что, как увидим далее, это было как раз в концу первой половины месяца августа, около Успеньева дня. 142 Патерик Печерск. стр. 124 на обор. «В другий день.. . изволением Божиим совокупльшеся Боголюбивые Епископи, им же имена суть сия: Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, Антоний Позорский, и игумены вси»... и т. д. (Патер, стр. 88 на обор). 143 Патер. Печер. стр. 124 на обор. Известно, что имя: «Стефан» с греческого значит: венец. В Патерике 1778 г. под изображением Пр. Стефана, между прочим читается следующий эпиграф: Стефан Церкви Печерской венцем показася, Соверши ей начало; венчающим венчания (стр. 121 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

У друзей Божиих бывают и друзья святые. Таковы были друзья богоносного распространителя иноческой жизни, чудотворца Сергия – преподобные; Стефан Махрищский и Димитрий Прилуцкий; святители Дионисий Суздальский с учеником своим Евфимием и Стефан Пермский. Первое место между ними занимает преп. Стефан Μахрищский,          как ближайший собеседник Радонежского отшельника почти с самого водворени          я его в путыне. Рожденный и воспитанный Стефан постригся в Печерской обители и провел там несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его вместе с другими печерскими иноками искать убежища в Москве, где благосклонно принял его великий князь Иоанн, сын Калиты и отец Донского. По грамоте его и по благословению святителя, Стефан поставил себе келью в уединенном месте на берегу речки Махрищи, в 35 верстах от обители Сергиевой: своими руками рубил он лес и обрабатывал землю, чтоб иметь пропитание от трудов своих. Желая сохранить безмолвие, он сначала не хотел принимать приходивших к нему, но потом уступил просьбам усердия. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, Киевский подвижник поставил храм Св. Троицы, кельи и трапезу и ввел общежитие; святитель 216 посвятил его в сан иерея и игумена. Это было, как вероятно, в 1358 году. 217 Приняв настоятельство, Стефан был примером добродетелей для братии, трудился более всех, носил убогое рубище, был кроток и молчалив. Особенные обстоятельства доставили подвижнику Махрищскому утешение видеть у себя в монастыре преп. Сергия, который пришел туда, уклоняясь от неудовольствия, воздвигнутого родным его братом. Когда игумен Махрищский услышал о приходе игумена Радонежского, он велел ударить в било и вышел к нему навстречу со всей братией: оба они поклонились друг другу до земли, прося взаимно благословения и долго не вставали, потому что ни один из них не хотел принять на себя первенства. Наконец умоленный блаж. Стефаном, препод. Сергий дал благословение ему и всей братии. Он пробыл несколько дней в монастыре Махрищском и выпросил себе одного из тамошних иноков, хорошо знающего окрестности, чтоб избрать себе место для безмолвного уединения 218 Такое место нашлось в 15 верстах от Махры, над рекою Киржачем. 219

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

36 Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, учеником Феодосия. В 60–70-е годы XI в. исполнял обязанности доместика (руководителя церковного хора) и екклисиарха (проповедника) монастыря. Перед смертью Феодосий Печерский советовал братии избрать игуменом Иакова-презвитера, но монахи настояли на кандидатуре Стефана, поддержанной и киевским князем Святославом Ярославичем. В игуменство Стефана шло строительство каменного Успенского собора, был возведен новый деревянный монастырь. В 1078 г. в результате конфликта с «некиими от братии» Стефан был изгнан из монастыря. Видимо, столкновение произошло между ним и Никоном, который в 1077 г. вернулся в Печерский монастырь и через год стал его игуменом. Как полагают исследователи, Никон был сторонником нестяжательной политики монастыря, строгой аскетической жизни монахов. Стефан, напротив, занимался приумножением монастырских богатств, активной строительной и торгово-хозяйственной деятельностью. В 1077 г. на киевский стол вернулся Изяслав Ярославич, поддерживавший Никона, что предрешило изгнание Стефана. Когда в следующем году киевским князем после смерти брата стал Всеволод Ярославич, бывший печерский игумен, получив «на потребу от боляр и велмож» большие средства, построил на Клове (урочище на ручье Клове между Киевом и Печерским монастырем) каменную церковь во имя Влахернской Богоматери, собрал вокруг себя братию и основал монастырь, где игуменствовал до 1090 г., когда стал первым епископом новоутвержденной кафедры во Владимире-Волынском. В сане епископа он принимал участие в перенесении мощей Феодосия Печерского из пещеры в Успенский собор (1091). Стефан умер в 1094 г., похоронен в Киеве. В XVII в. на основе летописных и агиографических источников было создано Житие Стефана, включенное в состав печатных редакций Патерика. 37 Владимир Мономах (1053–1125) – сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Прозван «Мономахом» по имени матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. При крещении получил христианское имя Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В одну субботу в церкви монастыря шла вечерня. Сергий служил и находился в алтаре. Его брат Стефан стоял на левом клиросе и вдруг спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Мне ее дал игумен». «Кто здесь игумен? – с гневом воскликнул Стефан. – Не я ли первым основал эту обитель?» По мнению церковных историков, далее последовала более или менее крепкая брань по адресу Преподобного Сергия, поскольку жизнеописатель не находит удобным передавать дальнейших его речей и ограничивается замечанием, что после приведенных слов он «и ина некая изрек, ихже не лепо бе». Весь крик Стефана Сергий слышал в алтаре, как, конечно, слышали его и братия в церкви, и ничего не сказал. Преподобному стало понятно, что в этом раздражении брата излилось тайное недовольство некоторых из братий на новые порядки в обители. После окончания вечерни, выйдя из церкви, преподобный не пошел в келью, но, никем не замеченный, покинул монастырь и один отправился по дороге, ведущей в Кинелу. На пути в Кинелу Преподобного застигла ночь, которую он провел в глухом лесу, в молитве и кратком сне. Наутро он продолжил путь свой и пришел в Махрищский монастырь. Здесь был игуменом его духовный друг и собеседник, преподобный Стефан. Постриженник Киево-Печерской Лавры, он ушел от преследований латинян в пределы Московского княжества и здесь, в 35 верстах от обители Преподобного Сергия, основал свою пустынную обитель, так же как и Сергий – во имя Пресвятой Троицы. Преподобные друзья посещали друг друга для духовной беседы и взаимного утешения, и теперь, узнав о прибытии Сергия, Стефан велел ударить в било и со всей братиею вышел навстречу к нему. Они поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения. Наконец, Преподобный Сергий уступил, он встал, благословил святого хозяина и друга с его братиею, и все вместе вошли в церковь для краткой молитвы. Затем преподобный Стефан предложил Сергию пустынную трапезу. Преподобный Сергий гостил у своего друга несколько дней. А затем Сергий попросил у Стефана одного инока, показать ему пустынные места. Много пустынных дебрей обошел Преподобный вместе со своим провожатым, пока наконец они не пришли на красивое место близ реки Киржач.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Никон, преподобный Никон Черногорец, преподобный Нил Синайский , преподобный Нифонт, архиепископ Новгородский О Обадия, каган Олег Вещий, князь Олег Святославович, князь Олег Святославович, князь Ольга, св. равноапостольная, великая княгиня Онуфрий, епископ Черниговский Ориген П Павел, апостол Пархоменко В. Перун Петр, апостол Петр Муромский, преподобный Поликарп, архимандрит Поликарп Печерский, инок Поппе А. Порфирий, епископ Черниговский Посевино А. Предислава, княжна Приселков М.Д. Прохор, игумен Печерский Прохор Лободник, преподобный Р Рейнберн, епископ Колобжегсий Роман Мстиславович Волынский, князь Роман Ростиславович, князь Рогвольд Ростислав Всеволодович, князь Ростислав Мстиславович, князь Ростислав Святославович, князь Ростислав Рюрикович, князь Ростислав Юрьевич, князь Рюрик, великий князь Рюрик Ростиславович, князь Рыбаков Б.А. С Святополк Окаянный, князь Святополк Изяславович, великий князь Святослав, великий князь Святослав Всеволодович, князь Черниговский и Киевский Святослав Ольгович, князь Святослав Ярославович Черниговский, князь Сильвестр, епископ Переяславский Симон, епископ Владимирский Симеон, царь Болгарский Смиргал Спиридон Просвирник, преподобный Стефан, игумен Стефан Сурожский, св. Стефан Торонский (Асохик) Стрибог Т Татищев В.Н. Твердислав, посадник Титмар, епископ Мерзебургский Траян, император Тупочело, тиун Ф Феврония, преподобная Федор, митрополит Федор (“Феодорец”), клирик Федор, епископ Белгородский Федор варяг Федор Студит, преподобный Феодорит, епископ Кирский, блаженный Федотов Г.П. Феоктист, епископ Черниговский Феоктист Печерский, преподобный Феодосий Печерский , преподобный Феопемпт, митрополит Феофелакт, митрополит Севастийский Феофил, епископ Готорский Филарет (Гумилевский) , архиепископ Филипп, епископ Херсонесский Флоровский Г., протоиерей Фома, апостол Фома венецианец Фома пресвитер Фотий, патриарх Х Хорив Хорс Ш Шахматов А.А. Шмуер А. Щ Щапов Я.Н. Щек Ю Юрий Владимирович Долгорукий, князь Юрий Всеволодович, князь Юстиниан Великий , император

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Короче сказать: преподобный Феодосий устроил обитель, основанную им же купно с преподобным Антонием, наставил братию, дал жизнь и крепость монастырю. И скончался этот великий «жития иноческого на Руси первоначальник» 3 мая 1074 года, т. е. через год после заложения церкви Успения, годом пережив своего сподвижника Антония, отошедшего в вечность вскоре после заложения. Обоих Господь сподобил видеть начало построения церкви, оба преставились с верой в то, что века нерушима будет святыня. IX После кончины преподобного Феодосия игуменом Киево-Печерского монастыря был поставлен Стефан, бывший раньше уставщиком, т. е. распоряжавшийся чтением церковным и пением. Как истинный ученик великих основателей обители, игумен Стефан думал прежде всего о том, как бы ему ни в чём не отступать от своих учителей, в он всячески старался подражать преподобному Феодосию. Что наиболее было дорого для последнего, то поддерживал и новый игумен. А что же было заветной мечтой и преставившегося Феодосия, как не окончание Великой церкви? И вот новый игумен к этому прилагает заботу. Через три года церковь была окончена вчерне. Так как церковь эта находилась довольно далеко от старой, то вокруг церкви Стефан устроил келии, переселил сюда братию. Несколько иноков, однако, он оставил на прежнем месте, и поручил им погребение умерших братий. Кроме того, в пещерной церкви он велел ежедневно совершать божественную литургию за упокой братии и всех благотворителей печерских. Оба монастыря, старый и новый, он обнёс одной оградой, образовав один большой монастырь. Ничто, таким образом, не изменилось в Киево-Печерском монастыре; и слава его росла не по дням, a по часам. Явилась возможность приступить к внутреннему украшению Великой церкви, но не суждено было совершить это Стефану. И среди иноков неизбежны были иногда и распри. Стефан был добрый пастырь, праведный человек, но не мог устоять против вознегодовавшей братии и сложил с себя игуменство. Богу угодно было показать правоту своего служителя, который невинно пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перенесение святых мощей преподобного Феодосия Печерского произошло через семнадцать лет после его Блаженной кончины (1074). В 1091 году на совете братии Киево-Печерского монастыря во главе с игуменом Иоанном было решено раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследствии описал их обретение. За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они определили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. На следующий день преподобный Нестор взял с собой двух братий. Пропев псалмы, он первым начал дело, а утомившись, передал лопату другому иноку. Так иноки копали до полуночи. Их охватило чувство сожаления. В это время ударили в монастырский колокол, созывая братию на молитву, и в тот же миг преподобный Нестор обнаружил святые мощи. Тем временем два инока тайно наблюдали за пещерой. Когда ударил колокол к утрени, они увидели над пещерой три огненных столпа, которые как дуги перегнулись к куполу храма и остановились над ним. Чудесное знамение видел в эту ночь и епископ Владимирский Стефан, который в 1074–1078 годах был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей преподобного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой большое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над ней множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего. Обретя гроб преподобного Феодосия, святой Нестор послал за игуменом Иоанном, чтобы он изъял мощи. Игумен монастыря пришел с двумя братиями. Все вместе открыли гроб и обрели нетленные мощи преподобного Феодосия. Преподобный Нестор повествует об этом так: «Мы, преклонившись, увидели мощи преподобного. Все составы их были целы, лицо преподобного было светлое, глаза сомкнуты, губы соединены, волосы присохли к голове. Мы положили мощи на мантию и на плечах вынесли на верх пещеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

31 . Перевезенцев С. В. Тайны русской веры: От язычества к Империи. – М.: Вече, 2001. 32 . Савич А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации Русского Севера//Сб. Об-ва исторических, философских и социальных наук при Пермском ун-те. – Пермь, 1929. – Вып. 3. – С. 47–115. 33 . Смирнов С. И. Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества//Богословский вестник. – 1896. – Т. 4, 10. – С. 1–23. 34 . Смирнов С. И. Как служили миру подвижники Древней Руси. – Сергиев Посад, 1903. 35 . Соловецкий патерик. – СПб.: Тип. и лит. А. Траншеля, 1873. 36 . Турилов А. А. Духовная литература и письменность X-XVII вв.//Православная энциклопедия. – М., 2000. – Т. 16: РПЦ. – С. 372–406. § 2. Пермский край. Святитель Стефан Пермский Святитель Стефан родился в 40-х гг. XIV в. 55  в Великом Устюге, в семье соборного клирика Симеона. Его матери Марии было предсказано св. Прокопием Устюжским, известным юродивым, что она родит «великого отца Стефана, архиепископа и учителя Пермского» С. 56–57]. Мальчик проявил исключительные способности: он прошел всю грамоту «примерно за один год» С. 57], исполнял в храме обязанности канонарха и научился «в городе Устюге всему искусству грамматики хитрости и книжному делу» С. 57]. Не позже 1365 г., будучи еще молодым, в возрасте не старше 20 лет, он решил оставить свой дом и постричься в монахи, и с этой целью ушел в Ростов Великий, в монастырь Св. Григория Богослова . Это был строгий монастырь, именуемый «Братским Затвором», один из ученых центров Руси, славившийся богатой библиотекой, своего рода «братская академия» С. 9]. Младшим другом Стефана в обители оказался его будущий агиограф Епифаний Премудрый 56 . Стефан целиком посвятил себя монашескому деланию и учению, овладел греческим языком, стал одним из самых глубоких толкователей Св. Писания, изучал творения святых отцов на славянском и греческом языках. Игумен «Затвора» старец Максим постриг Стефана в монашество, сохранив его крещальное имя. Через пять лет пребывания в обители он был рукоположен по воле еп. Ростовского Арсения во диакона, а в 1379 г. еп. Коломенский Герасим совершил его хиротонию во священника. Сподобившийся дара духовного рассуждения, Стефан начал готовиться к проповеди среди зырян. Великий Устюг находился в окружении поселений зырян, которые почти все были язычниками. Зыряне часто бывали в городе, и Стефан с детства знал зырянский язык. По-видимому, мысль о евангельской проповеди среди них появилась у него еще в отроческие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потому любили его вся братия. Сперва он был избран ими «доместиком», или распорядителем церковного устава, и когда сам игумен преподобный Феодосий поучал братию в церкви духовными словами, достойно учил их и он. Потом, когда преподобный Феодосий должен был принять кончину временной этой жизни, все единогласно молили его: «Стефан достоин принять после тебя игуменство. Стефан да будет нам игуменом». Преклонился преподобный Феодосий к мольбам братии и, призвав любимого своего ученика, блаженного Стефана, вручил ему пред всеми ограду, полную Боговдохновенных словесных овец, и  церковь , стоящую на чудесном основании, и молил его довершить. Долго он поучал его хранить монастырский устав, любить братию от чистого сердца, держать очи сердца неусыпаемыми пред Богом, не забывать страннолюбия; и затем преставился он к вечным обителям, обещаясь всегда быть в помощь своей Печерской обители, врученной этому блаженному Стефану. По преставлении преподобного Феодосия, приняв игуменство святой чудотворной лавры Печерской, блаженный Стефан много подвизался, заботясь о построении святой Богом знаменованной церкви, которую начал строить преподобный Феодосий, и обо всем устроении монастырском. И благодатью Божией и молитвой преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, он за несколько лет и  церковь довершил, и воздвиг новый монастырь, куда переселилась братия из старого монастыря. А в старом монастыре оставались немногие – те, которые обыкновенно погребали там умершую братию. И установил преподобный отец наш Стефан, чтоб в монастыре его совершалась Божественная литургия за умершую братию и блаженных ктиторов. А Бог неоскудно подавал ему все нужное, и так процветало то место благодатью Божией. И в это время преподобный Стефан, вспоминая те преславные чудеса, которым был он свидетель, – как пришли мастера из Константинополя к преподобным отцам нашим Антонию и  Феодосию Печерским , принесли икону Пресвятой Богородицы и поведали видение Царицы, бывшее во Влахерне, – с помощью Божией и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия создал себе монастырь недалеко от Печерского, на Клове, и соорудил в нем каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, в память положения честной ризы ее, праздника, установленного в Константинополе, именно во Влахерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010