Откуда все это появилось? Гл. «Хронология». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 559. Письмо к монаху Демофилу (о своеволии и кротости). Православный молитвослов. Гл. «Последование ко Святому Причащению». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 561. Там же, с. 560. Там же, с. 541. Там же, с. 558–562. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей (рабочая версия). С. 199–200. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 550. Там же, с. 543. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва . М.: Даръ, 2007. С. 108. Там же, с. 112. Там же, с. 139. Там же, с. 151. Там же, с. 156. Там же, с. 160. Там же, с. 418–419. Там же, с. 519–522. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 559–560. Там же, с. 558. Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. VIII, с. 37. Молитвослов. Утренние молитвы. Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и деве Марии». Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 230–233. Там же, с. 234. Там же, с. 237. Там же, с. 229. О душе и теле и страстях Господних, п. 12. Доказательство апостольской проповеди, п. 39, 78. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 227. Там же, с. 220. Там же, с. 223–224. Предназначенная для престола. Чикаго: SGP, С. 80. Пробуждение, в котором мы нуждаемся. Гл. 1. Предназначенная для престола. С. 79. Ф.М. Достоевский. Бесы (приложение). Не смущайся. Гл. «О молитвенном общении земной и небесной церквей». «Песнь Возрождения». 508. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 548. Двадцать веков христианства. Т. I, с. 148. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 551. Там же, с. 548–549. Там же, с. 549–550. Far East Broadcasting Company, P. O. Box 1, La Miranda, California 90637. Приложение к книге Откровения. С. 63. Аскетические опыты. Краматорск: Тираж-51, 2001. Т. I, с. 138. Василий Трубчик. Вера и традиция. Кобрин: Союз ЕХБ в респ. Беларусь, 2007. С. 149. Толкование на Откр. 19:9, 10 (а). Со многими верными доказательствами. Изд. Германия. Глава 5. О почитании Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Григория Назианзина , у св. Григория Нисского , у св. Кирилла Александрийского и др. Но если действительно, согласно признанию самих же представителей американско-епископальной церкви, практика призывания святых, как наших ходатаев перед Богом, имеет глубокую древность и вселенский характер, то спрашивается, почему же эта церковь старательно устраняет из своих богослужебных чинов молитвословия в честь святых как наших ходатаев перед Богом?... Сказанное имеет тем большее значение, что во все богослужебные чины, ведущие свое происхождение от древней церкви, молитвословия о ходатайстве святых входят как необходимые составные части. Не говоря уже о литургиях ап. Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоустог о, тоже самое находим в утреннем, вечернем и других богослужебных чинах православно-восточной и римско-католической церквей. В частности, та же идея о молитвенном почитании святых как наших ходатаев перед Богом выражается в фактах построения и посвящения храмов в честь святых, имевших место в древней церкви и доселе повторяющихся в церквах православно-восточной и римско-католической. В общем богослужебная сторона в американской церкви требует большей переработки, чем какая-либо другая сторона жизни той же церкви. Заключение. Краткий очерк взаимоотношений между православно-восточной и американско-епископальной церквами в связи с решением вопроса о соединении церквей. Американско-епископальная церковь , как можно видеть из всего выше изложенного, по своему внутреннему состоянию занимает срединное положение между римско-католицизмом и протестантизмом и более всего приближается к церкви православно-восточной. Поэтому вполне естественно, что в ней не раз возникали стремления к соединению с церковью православно-восточною. Почва для этих стремлений отчасти была подготовлена матерью американско-епископальной церкви, церковью англиканской. В ней не раз были делаемы попытки к соединению с церковью православно-восточной, не столько, впрочем, вследствие сознания вероисповедного единства между тою и другою церквами, сколько вследствие желания упрочить шаткое внешнее и внутреннее положение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

б) Послание патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере. Это Исповедание первоначально было читано и одобрено на Иерусалимском соборе 1672 года, потом послано было в 1723 году от лица всех первосвятителей Востока в ответ христианам Великобритании, как истинное изложение православной веры, а в 1838 г. издано в русском переводе, по определению Св. Синода. в) Пространный Христианский Катехизис православной кафолической восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Св. Синодом и издаваемый для употребления всех православных христиан. § 5. Научный характер и метод христианского, православно-догматического Богословия I. Христианское, православно-догматическое Богословие, как наука, должно выполнить все условия науки. А эти условия требуют, чтобы оно а) изложило догматы в систематическом порядке – возможность такого изложения догматов открывается из того, что хотя многие из них непостижимы для разума, но все они существенно относятся к одному главному предмету – учению о Боге и находятся в самой тесной связи между собой; б) изложило с возможной полнотой, т.е. и все догматы, какие только содержит православная Церковь , и со всех сторон; в) изложило с возможной основательностью, т.е. с указанием достаточных оснований, на которых утверждается каждый догмат. Этим научным характером догматическое Богословие отличается а) от всех образцов и исповеданий веры, более или менее кратких и чуждых строгой системы, в каких преподает догматы сама св. Церковь , и б) вообще от всякого другого изложения догматов, не систематического и не полного. II. Метод православной Догматики при изложении догматов определяется следующими двумя условиями: 1. Прежде всего, как православная, она должна привести точное определение раскрываемого догмата из кратких или обширнейших исповеданий Церкви, т.е. показать, как учит о догмате православная Церковь . Для этой цели иногда достаточно привести церковное учение о нескольких догматах вместе – в начале отдела или главы, в которых догматы те имеют быть рассматриваемы; потом приведенное учение разложить на части, сообразно с требованием системы, и, по разложению, каждую часть рассматривать отдельно, одну за другою. Но иногда, особенно при изложении непостижимых догматов, необходимо приводить еще частнейшее церковное определение догмата, при подробном его раскрытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Сараеве был издан многочастный сборник Г. Болярича и Н. Тайшановича «Српско православно njehuje, по карловачком старом начину» (1887. Св. 1-2: Лumypruje; Св. 3: Велики ирмоси; 1889. Св. 4: Великий пост и Пасха; Capajebo; Лпц., 1891. 2: Октоих. Св. 1-9). В Сремски-Карловци были опубликованы сборники: С. Димитриевича - «Безимена песмарица по поп (изд. карловацкого семинариста Милутина Якшича, 1885); Й. Козобарича - «Велико црквено карловачке njehuje» (1893); протодиак. Мирко Балубджича - «Православно српско црквено велико и стихире, у ноте за jeдah глас по карловачком напеву» (Сербская монастырская типография, 1913). В 1895 г. в Сомборе напечатан сборник неизвестного автора «Православно српско црковно njehuje, као што nojy приправници школе у Сомбору». Существуют издания, вышедшие на территории Хорватии. В 1900 г. в Пакраце был издан сборник преподавателя и катехизатора Сербской учительской семинарии Й. Константиновича «Нотално српско православно црквено В 1935 г. в Осиеке вышел сборник Козобарича «Велико црквено карловачко njehuje. 1: Служебник и Требник по старом карловачком начину». Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. ряд изданий был осуществлен церковными и научными орг-циями. Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви (СПЦ) издавал в Белграде сборники церковных песнопений (в записи Мокраняца) для студентов богословских школ в 1955, 1969, 1972, 1988, 1995 гг. В 50-70-х гг. XX в. в Белграде вышли: «Српско православно народно црквено митр. Стефана (Ластавицы) (1955. Део 1: Осмогласники; 1969. Део 2: Празнично 2 3-е изд. сборника Мокраняца «Српско народно црквено (1964); «Српско црквено nojahje на црквенословенском и српском jeзuky» митр. Дамаскина (Грданичкого) (1972. Део 1: Лumypruja; Део 2: Део 3: Осмогласник), (1970), «Триод» и «Пентикостар» (1973) Б. Цвеича (репринтное изд. рукописей 1941 г. под ред. Д. Стефановича ), сб. «Стара српска музика: Примери црквених песама из XV в.» под ред. Стефановича в 2 т. (1974-1975. Посебна Музиколошког ин-та САНУ; 15 1/2), содержащий песнопения Стефана Сербина , Исаии Сербина , Николая Сербина.

http://pravenc.ru/text/293876.html

В него вошло: а) введение, где говорится о долге православно-догматического богословия, о христианских догматах, как предмете его, происхождении и раскрытии догматов в церкви, источниках и образцах православно-догматического богословия, разных делениях догматов и значении этих делений, о характере, плане, методе науки, в заключение предлагается очерк истории православно-догматического богословия и б) первый отдел первой части, заключающий учение о Боге в Самом Себе; в первой главе этого отдела говорится о Боге, едином в существе, а во второй – о Боге троичном в лицах. Как статьи архим. Макария, печатавшиеся на страницах Христианского Чтения, так и первый том православно-догматического богословия архим. Макария были приветствованы таким же единодушным сочувствием и одобрением, какое мы видели при появлении в печати «Введения в Православное Богословие». Почти все архипастыри наши, которым Макарий посылал свой новый труд, отозвались о нем с великою похвалою. «Весьма благодарен», – писал 5 ноября 1849 г. архиеп. Григорий, «за доставление мне первого тома Догматики! Весьма обстоятельное и основательное сочинение! Да даст вам Господь Бог силы окончить этот труд, так давно в церкви желанный и так удовлетворительный» 365 . «Искреннейшую приношу вам благодарность за присылку мне книги вашего прекрасного произведения под названием: «Православно-догматическое Богословие», – писал также архиеп. астраханский Евгений 21 октября 1849 г. «Да пошлет вам Господь продолжать и совершить сие великое, святое и преполезное дело для нашей православной российской Церкви» 366 . Светское образованное общество, со своей стороны, встретило догматический труд архим. Макария весьма сочувственно. Обозреватель журналов (И. Галанин) в Ж. Μ. Н. П . неопустительно следил за статьями архим. Макария по догматическому богословию, печатавшимися в Христ. Чтении, признавал их замечательными и рекомендовал их своим читателям 367 . А «Москвитянин» почтить появление первого тома догматики Макария в печати обстоятельным и похвальным отзывом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

2. Как православный, он непременно есть истина, содержимая и преподаваемая людям православною, истинно-кафолическою Церковью , которая одна только, будучи постоянно руководима Духом Святым, может непогрешительно определять и изъяснять истины Божественного Откровения, – тогда как и каждый из верующих и целые частные церкви не изъяты от опасности заблуждаться. По этому свойству христианские догматы называются у св. отцов церковными, православными, здравыми, благочестивыми, и отличаются а) от догматов неправославных, развращенных, еретических, которых держатся частные церкви, общества и лица, отделившиеся от православно-кафолической Церкви Христовой; б) от частных мнений, какие может составлять каждый из православно-верующих непосредственно на основании Откровения, и которые, будучи даже совершенно верными истине, навсегда останутся только мнениями, так как не содержатся и не преподаются для всех Церковью . 3. Как догмат, он есть истина веры, одна из тех истин, которые относятся к самому существу христианской религии и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для нашего спасения. Что именно в этом полагает сама православная Церковь отличительное свойство своих догматов в ряду всех других истин христианского откровения, ясно свидетельствуют а) ее краткие изложения догматов, или символы веры , где Церковь преподает нам, действительно, только истины о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимые для нашего спасения; а затем б) и изъяснения этих символов православной Церковью в катехизисах. 4. Наконец, как христианский, как православный и как догмат, он есть истина непререкаемая и неизменная, которую все православные христиане обязаны принимать и содержать во всей целости и неприкосновенности, и которую никто из них не имеет права отвергать или изменять: потому что догматы открыты нам Самим Богом, преподаются нам Церковью, учительницею Богоучрежденною, и непогрешимою, и содержат учение, необходимое для нашего спасения. Вследствие этого свойства догматов всяк, дерзающий отвергать или искажать какие-либо из них, через то самое отделяется от общества христиан православно-верующих и лишается надежды на спасение. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, – сказал св. Апостол, – анафема да будет ( Гал. 1:8 ). «Аще кто либо из всех, – говорят вслед за Апостолом, и отцы Шестого Вселенского Собора, – не содержит и не приемлет догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается ити противу оных: тот да будет анафема, и от сословия христианскаго да будет отлучен и извержен» (правил. 1). § 3. Различие православных христианских догматов

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

—25— церковным только после новой проверки и одобрения его всею Православно-Соборною Церковью Русскою, – только тогда, когда он как бы перестал быть трудом единоличным и прошёл бы чрез целокупное сознание всей Православно-Соборной Церкви Русской. И это потому, что глаголы Слова Божия, назначающегося в нашей Церкви для всех её членов – простецов и мудрецов, пастырей и пасомых – должны быть в каждом верующем как бы родною ему и живою частью его души и духа, изнутри проникаемых действенною силою божественных внушений. В протестантизме каждый может иметь свой текст Библии, – в католицизме никто не слышит живых и удобопонятных глаголов Слова Божия, – напротив, в Церкви Православно-Русской каждый верующий, внимая за богослужением речениям славяно-русского языка, слышит в них своё родное, а потому живое и действенное, Слово Божие. Поэтому в нашей Церкви, для передачи Слова Божия в слове человеческом, учёный истолкователь и богослов могут всегда находить источник высокохудожественного вдохновения и в языке чистого сердца правоверующих простецов. Эти две великие идеи, как вечные для Православно-Русской Церкви заветы, и шлёт нам с небес в своём земном труде Великий Святитель Киево-Московский и Всероссийский, – заветы, свято и непреложно хранимые Русской Православно-Соборной Церковью 49 . М. Муретов Папков А.А. Братства, как мощная защита Православия вплоть до восстановления православной иерархии в 1620 году (1600–1620)//Богословский вестник 1898. Т. 1. 1. С. 26–52 (2–я пагин.) (Начало) —26— Осенью 1599 года скончался первый униатский митрополит Михаил Рогоза и его преемником был назначен епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, который в течение 14-летнего своего управления вёл ожесточённую борьбу с православными для совращения их в унию 50 . Главным местом борьбы была Вильна, и самые жестокие удары выпадали на долю местного православного братства 51 . На помощь братству снова появился ревностный борец за православие Стефан Зизаний, который возобновил свои проповеди в Троицком монастыре. Король и новый митрополит Ипатий Потей ополчились на смелого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

195). Итак, по учению Швецова, более подробно раскрытому в так называемом Окружном Послании, в статье третьей о святейшем и поклоняемом Христове имени Иисус, греко-российская Церковь верует не во иного бога-антихриста, но в Искупителя мира, Единородного Сына Божия. Если греко-российская Церковь православно верует в Господа Иисуса Христа, то на каком основании Швецов и все окружники отделяются от сей православно-верующей во Христа Церкви? Швецов вполне понимает незаконность отделения окружников от православной Церкви, но, не желая, по своей гордости и упрямству, сознаться в сём и публично раскаяться, спешит в конце своего замечания измыслить мнимую причину отделения окружников от греко-российской Церкви. Он говорит: „Но что касается до меня, еп. Арсения, то я не защищаю хулы никониан на древлеславянское произношение Христова имени Исус, но сравнивать её согласен не с хулой Ария, относящеюся до самого Лица Сына Божия, но с иконоборским нечестием, хулившим Христа не в сущем Его Лице, но только через святую Его икону, как и никониане хулят Христа через ругательство нашего древлеславянского произношения Христова имени „Исус“. Швецов называет неокружников „путанниками“ (Истинность, стр. 210), а сам он больше их путает религиозные вопросы, а потому больший путанник. Неокружники, веруя, что греко-российская Церковь под именем Иисус разумеет иного бога-антихриста, не утверждают одновременно с тем, что сия Церковь православно верует во Христа, а Швецов, утверждая, что греко-российская Церковь православно верует во Христа, одновременно, в противоречие себе, как путанник, пишет в своём замечании: „никониане хулят Христа“. Одно из двух должно быть: или никониане хулят Христа, и тогда они неправославно веруют в Него, или же они православно веруют во Христа, и тогда уж никак не хулят Его, а утверждать то и другое, как поступает Швецов, значит быть „путанником“ в полном смысле сего слова. Путанник Швецов ложно и клеветнически пишет в своём замечании о том, что будто наша православная русская Церковь хулит Христа через ругательство древлеславянского произношения Христова имени „Исус“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 177–178. 5 Митрополит Московский Коломенский Макарий. Введение в православное богословие. – 5–е изд. – СПб., 1884. – С. 415–416. 6 И. Олесницкий. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии несостоятельность этого учения. – Каменец–Подольск, 1894. – С. 32. 7 Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догматическое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 295 15 Св. Кирилл Иерусалимский . Тайноводственное слово о Теле Христовом о Крови Христовой (I). – Цит. по: Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догматическое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 304. 16 См. также: Д. Робертсон И. Герцог. История христианской Церкви. – Т. 2. – СПб., 1891.– С. 798–801. 17 Проф. Н. Д. Успенский весьма негативно воспринял указанную статью, чему не приходится удивляться, ибо она самым очевидным образом опровергает именно взгляды нашего профессора. Тут бы надо призадуматься! Но В. Малахов был обвинён в тенденциозном, то есть в противоуспенском, комментировании преподобного Иоанна Дамаскина святого Иоанна Златоуста прямо назван проводником католического учения о Евхаристии, которое Н. Д. прямо противопоставляет православному – наоборот. – См. примечание 398 на с. 133. 18 См. также: Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догма-тическое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 304. 20 Цит. по: Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догмати-ческое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 304. 38 И. Олесницкий. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии несостоятельность этого учения. – Каменец–Подольск, 1894. – С. 215–216; см. также: Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догма-тическое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 301–302.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Десять заповедей. С. 100. Десять заповедей. С. 104. К Автолику. Кн. 1/3. О нерукотворном образе Христа и иконописце Луке говорится в «Библейской энциклопедии» арх. Никифора, изд. Москва, 1891, с. 764–765. Более подробно о «Нерукотворном Спасе» можно прочесть в книге Л. Успенского «Богословие иконы», изд. Западно-европейского экзархата, Московский патриархат, 2001, с. 31. Один из хороших фильмов, в шести частях, о Туринской плащанице, снятый светскими западными учёными, можно посмотреть на сайте: http://www.youtube.com/watch?v=ipgiLHIdQwY&f eature=related Десять заповедей. С. 102. Десять заповедей. С. 103. В. Трубчик. Вера и традиция. Гл. 7, раздел Г. Десять заповедей. С. 102. Феофил Антиохийский . 1-я книга к Автолику. Гл. 9–10. Свящ. Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Почитание мощей угодников Божиих». Двадцать веков христианства. Т. I. См., например, с. 58, 71, 106, 113, 115, 122, 123, 124, 125, 132, 133, 135, 137, 144, 149 и др. Например: http://vk.com/album-965187_107962631 Цит. по сайту «Седмица.RU» (http://www.sedmitza.ru/news/2005781.html) Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 576. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 575. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 578–579. Здесь же митр. Макарий даёт и все соответствующие ссылки на источники. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 577–578. Еп. А. Семенов-Тян-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский . Париж: YMCA-PRESS, 1990. С. 220. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 571–572. Л. Успенский . Богословие иконы. М.: Паломник. 2001. С. 121. Глава 4. О молитвенном общении Церкви странствующей и прославленной, и о почитании и поклонении Ангелам и святым Обозначенная глава многосоставна, и потому следует разделить её на три части. I. О молитвенном общении небесной и земной Церкви Молитвенная практика протестантов и православных имеет несколько существенных отличий. Главнейшее 154 состоит в том, что протестанты молятся только Богу, и только за живых людей, и не проповедуют о том, что Ангелы и святые на небесах молятся о находящихся на земле. Православное же отношение к молитве более широкое, ибо они (молясь Богу о себе и живых своих близких) также:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010