В некоторых Поместных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября) совершается Литургия его имени. То, что ее чинопоследование сохранилось до наших дней – чрезвычайно важно для нас, ведь оно является памятником литургической деятельности всех апостолов, имевших со святым Иаковом теснейшее общение. В Православной Церкви существует еще один чин Литургии – Преждеосвященных Даров 39 . Связано его появление с соблюдением поста, заповеданного Господом для всех Его последователей. 49-е правило Лаодакийского Собора предписывает не совершать полной Божественной литургии в дни Святой Четыредесятницы 40 . Таким образом, на христиан во время Великого поста как бы накладывается епитимья, и они не могут приступать к Причастию так часто, как они это делают в обычные дни 41 . Преждеосвященная Литургия – апостольского происхождения. Вот что писал об этом святой Софроний, Патриарх Иерусалимский: «одни говорили, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, иные иначе». Для Александрийской Церкви последование Преждеосвященной Литургии было составлено апостолом и евангелистом Марком. В древнейших рукописных памятниках чин содержащейся там Преждеосвященной Литургии надписан именем апостола Иакова. В IV веке святитель Василий Великий переработал это чинопоследование, с одной стороны, сократив его, а с другой, – внеся в него свои молитвы. И уже это чинопоследование переработал для западной части Православной Церкви святой Григорий Двоеслов , папа Римский 42 . Переработав этот чин и переведя его на латынь, святитель Григорий ввел его в повсеместное употребление на Западе. Сугубое уважение к трудам Григория Двоеслова стало причиной того, что в названии Литургии Преждеосвященных Даров закрепилось его имя. Время совершения Литургии Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных Уставом дней. Литургии не положено в следующие дни. 1 . В среду и пятницу Сырной седмицы. 2 . В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Протодьякон в третий раз возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротониса-тися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)», а избранный ставится на главу орлеца. Первенствующий архиерей вопрошает: «Яви нам и еще, како содержиши Каноны святых Апостол и святых отец, и предания и установления церковная». Новопоставляемый в ответ дает обет. 1 . Соблюдать Каноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Правила святых отцов. 2 . Неизменно хранить святые уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви. 3 . Соблюдать церковный мир и повиноваться Патриарху. 4 . Быть в согласии со всеми архиереями. 5 . Благоговейно и с отеческой любовью управлять паствой своей епархии. 6 . Соблюдать Апостольское Правило, согласно которому нельзя уступать принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти, если те принуждают поступать противно Канонам Святой Церкви. 7 . Соблюдать принцип невмешательства в дела других епархий ни по какому побуждению: то есть не совершать богослужений, не рукополагать во дьякона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий без согласия на то местного епископа или Первоиерарха. 8 . Являться по первому призыву Патриарха и Священного Синода. 9 . Не принимать странных обычаев в церковных преданиях, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно. 10 . Быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы. Затем Патриарх благословляет его: «Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имярек), избраннаго епископа богоспасаемых градов (названия)». Рукополагаемый поклоняется архиереям трижды, затем те благословляют его, а он целует им руки. Поставляемый вручает Патриарху текст обещания, и тот благословляет его, возглашая: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою». Затем посвящаемого отводят на орлец, справа от него становится протоиерей, слева – протодьякон, который произносит многолетия Патриарху, иерархам и новопоставляемому, а тот кланяется на все стороны и возвращается в алтарь вместе с архиереями, архимандритами и другими священнослужителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно: в соответствии с указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял шесть недель. Этим же указом император отменял «зарядные записи». В России в Синодальный период Таинство Венчания мог совершать только приходской священник жениха или невесты. В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии. С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания. Церковно-канонические препятствия к Браку Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие. 1 . Не допускается вступление в Брак более трех раз. 2 . Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой). 3 . Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами. 4 . Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием. 5 . Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак. 6 . Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками. 7 . Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Молитвы и обряды, предшествующие Крещению Предшествуют Крещению следующие молитвы. 1 . Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча» 8 ). 2 . Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»). 3 . Молитвы 40-го дня («женеродильнице, по четыредесяти днех»). Последование чина оглашения 1 . Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»). 2 . Молитвы запрещения злых духов. 3 . Отречение от сатаны. 4 . Исповедание верности («сочетание») Христу. 5 . Исповедание Символа веры . Последование Святого Крещения Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь. 1 . Освящение воды. 2 . Освящение елея. 3 . Крещение. 4 . Облачение новокрещенного в белые одежды. Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению Значение приготовительных обрядов . Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к Таинству Крещения прибегают взрослые, вполне сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось почти исключительно над младенцами, стало уделом и взрослых людей. В связи с этим, по логике вещей, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь . Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание , принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином. Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но катехизаторские беседы перед Крещением, чтение оглашенными Священного Писания , православной литературы соответствующего содержания, общие молитвы в храме не только доступны, но и должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в этнографический обряд, совершаемый с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до сего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства. Таким образом, приготовление к Таинству Крещения взрослого человека служит его сознательному вхождению в Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Кроме того, само название «панихида» переводится с греческого как «всенощная». Такая этимология недвусмысленно дает понять, что панихида должна совершаться после вечерни, по примеру того, как всенощное бдение начинается после малой вечерни. Она может быть и во время, близкое тому, когда должна совершаться утреня, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. В некоторых храмах она совершается до Литургии, что нисколько не противоречит Уставу. Но в обеденное время – в час окончания Литургии она служиться не должна. Понимание этого дало начало возрождению древней практики служения молебнов и панихид утром перед совершением Таинства Таинств – Евхаристии. Панихида Панихиды, совершение которых начинается почти сразу после смерти христианина, имеют огромное значение для его души. В соответствии с вероучением Православной Церкви, основанном на мистическом опыте святых и подвижников благочестия, душа человека после ее разлучения с телом проходит предрешающие ее посмертную судьбу мытарства. Именно поэтому в первые часы и дни после смерти душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви, которая подается им в заупокойных богослужениях. Одно из них – панихида по усопшим. Начало служения панихид («всенощных бдений») восходит к первоначальным временам христианства. Гонимые христиане могли молиться и совершать Бескровную Жертву без помех только ночью и только в малодоступных местах – в таких, например, как катакомбы. К утру, после продолжавшейся всю ночь панихиды (то есть «всенощного бдения»), состоявшей в то время большей частью из псалмов, тела святых мучеников предавали земле. Краткий устав-схема чинопоследования панихиды I часть Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». Диакон – мирная ектенья: «Миром Господу помолимся». Возглас: «Яко Ты еси…». «Аллилуиа», глас 8-й со стихами. Тропари: «Глубиною мудрости…» и «Тебе и Стену, и Пристанище имамы…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сост. О.А. Казаков. СПб.: Сатисъ, 2006. – 64 с. 43 . О СТРАХЕ: Страх истинный и ложный. М.: Даниловский благовестник, 2007. – 320 с. 44 . Справочник православного человека.: Православный храм. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть I – 128 с. 45 . Протоиерей Александр Торик. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: для начинающих церковную жизнь. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. – 64 с. 46 . Часослов. Украинская Православная Церковь . Винницкая епархия, 2001. – 352 с. 47 . Святитель Феофан Затворник . Толкование на псалмы шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова , 2002. – 64 с. 48 . Шиманский Г.И. ЛИТУРГИКА: Таинства и обряды. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. – 352 с. 49 . Листовка со статьей Ю.Рубана «Агиасма». Культурно-просветительский центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул. 50 . Архиепископ Аверкий Таушев . Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – 848 с. 51 . Миссионерские листки. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ. 52 . Священник Михаил Труханов . О Писании, умудряющем во спасение (о значении для православного христианина чтения Священного Писания). Киев: Изд-во им. свт. Льва Великого , 2000. – 32 с. 53 . О суевериях, предрассудках и современном религиозном невежестве. М.: Изд-во Благо, 2002. – 112 с. 54 . В. Духанин . Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 256 с. 55 . Боголюбов Д. И. Православный противосектантский катехизис. СПб.: Сатисъ, 1994. – 112 с. 56 . Схиигумен Савва. Азбука духовная. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004. – 78 с. 57 . Исцели меня, Боже…: Таинство соборования. Сост. Г.Н. Стромынский. М.: Лепта Книга, 2008. – 96 с. 58 . Иерей Олег Давыденков . Катехизис. Введение в догматическое богословие. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Диспут с Пирром», «О двух волях Христа, Бога нашего» и ряд писем прп. Максима Исповедника – о двух волях и действиях в Богочеловеке. «Три слова против отвергающих иконы» прп. Иоанна Дамаскина и три книги «Отвержений» прп. Феодора Студита – об иконопочитании. Некоторые свв. отцы данной эпохи оставили систематические сочинения по богословию, которые имели значение для развития догматики как научной дисциплины. К ним следует отнести: Катехизические поучения («18 огласительных и 5 тайноводственных поучений») свт. Кирилла Иерусалимского (IV в.). В них скорее в проповедническом стиле, чем научно и систематически, излагаются догматы, содержащиеся в каждом члене Символа веры Иерусалимской Церкви, также учение о таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Догматы раскрыты недостаточно полно и без строгого разграничения с другими христианскими истинами. «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского содержит глубокое изложение догматов: о Святой Троице, о Воплощении, о Крещении, о Евхаристии и призвании человека. «Сокращение Божественных догматов» блж. Феодорита (V в.) – краткий очерк христианской догматики, подкрепляемый преимущественно библейскими текстами. Кирский святитель в своем сочинении не касается многих догматических вопросов. «Энхиридион (с греч. – «ручная», справочная книга) к Лаврентию о вере, надежде и любви» блж. Августина (V в.) – сочинение, напоминающее современные катихизисы. Начало новому этапу в развитии православного догматического богословия положило «Точное изложение православной веры», творение прп. Иоанна Дамаскина (ум. 749 г.). Оно является заключительной частью его же большого сочинения «Источник знания». «Точное изложение» – первый законченный опыт системы православного богословия. В нем автор свел воедино то, что раньше было высказано о вере авторитетными отцами и учителями Церкви. Однако и здесь материал собран очень неравномерно, основное внимание уделено учению о Христе, рассматриваются только два таинства – Крещение и Евхаристия, почти ничего не сказано о Церкви, отсутствует строгий порядок в повествовании. Влияние системы прп. Иоанна было велико во всем христианском мире. Уже с Х в. появляются переводы этого труда на славянский язык, а с ХП в. – латинские переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

– в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Её телесном вознесении на небо (1950); – в 1962–1964 году на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и об её роли в спасении человека. Оценка главных неправильностей в Римо-католичестве 1. Приматство и непогрешимость Римского папы Православие есть вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Вне Церкви нет спасения, как не было спасения во дни потопа вне Ноева ковчега. Православие есть твёрдая вера в то, что в таинствах Церкви заключается спасительная Благодать Божия. Православная Церковь , как «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ), как живой организм, которого даже «врата ада не одолеют» ( Мф. 16:18 ), и который имеет Главой своей Самого Христа, пребывающего с ним во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ) – такая Церковь в своём целом не может заблуждаться; заблуждение всей Церкви было бы равносильно её духовной смерти, а умереть она не может в силу обетования Спасителя. Но если Православная Церковь в целом не может погрешить, то отдельные её члены, отдельные собрания и группы и даже крупные части её могут впасть в заблуждение. И так как мнение всей Церкви проявляется на Вселенских Соборах, то Вселенские Соборы, суть непогрешимые хранители и истолкователи Божественного Откровения, – не потому, что члены соборов в отдельности непогрешимы, а потому, что решения соборов есть голос всей Церкви, руководимой Благодатью Духа Святого (решения соборов всегда начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам»). Этот взгляд на непогрешимость вселенской Церкви, идущий от Самого Христа и Его Апостолов, был общим в христианстве в течение первых веков и остался неизменным в Православной Церкви. Но на Западе, наряду с другими отступлениями, подвергся искажению и этот взгляд на непогрешимость Церкви. Римский епископ всегда считался одним из членов собора и подчинялся его решениям. Но с течением времени папа Римский стал приписывать привилегию церковной непогрешимости себе одному и, после долгих усилий, добился, наконец, признания своей нелепой претензии на Ватиканском Соборе 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Остатки древней Вечери Господней были широко распространены в Александрийском церковном округе в IV-V веках. По свидетельству Сократа Схоластика (V в.) «Египтяне причащаются Святых Тайн не так, как обычно христиане: после того, как насытятся и поедят всякой пищи, причащаются вечером, когда совершается Приношение». В других африканских Церквах Вечеря Господня с Таинством Евхаристии совершалась только в Великий Четверг. Евхаристия в этот день совершалась вечером, и причащались, уже поев. Ныне в Православной Церкви напоминанием древнехристианской Вечери Господней является чин возношения Панагии, когда раздается Богородичная просфора. Сейчас этот чин совершается только в монастырях. По 50-у правилу Карфагенского собора Причащение должно быть только натощак . В Древней Церкви причащались отдельно Тела Христова, которое священник давал причащающемуся в руки, сложенные крестообразно, и Святой Крови, которую преподавали дьяконы из общей Чаши. Такая практика существовала еще во времена Трулльского («Пято-Шестого») Собора 691 г. Когда стали причащать вместе и Телом, и Кровью Христовой – неизвестно. 23-е правило VI Вселенского Собора запрещает брать плату за Причастие. По примеру, данному Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере, Причащение в древней Церкви совершалось после преломления евхаристийного хлеба. У греков преломление хлеба на четыре части следовало непосредственно за освящением Тела и Крови Христовой; в других Церквах это совершалось перед раздачей Святых Даров причащающимся. В некоторых других местах на Востоке хлеб преломлялся дважды: на три части после освящения Даров; и каждая из этих трех – на небольшие части перед Причащением. Мозарабы 38 делили хлеб на девять частей, каждая из которых символизировала одно из событий жизни Иисуса Христа. Подходили к Причастию в строгом порядке: сначала епископ, за ним – пресвитеры, дьяконы, остальной клир, аскеты; затем женщины – диакониссы, девы и вдовы; затем дети и все остальные, присутствовавшие на Литургии. В Апостольских постановлениях есть свидетельства того, что Дары раздавал сам епископ, но во времена Иустина Мученика (то есть во II веке) епископ уже лишь освящал Дары, а раздавали Их дьяконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1 . Хиротония дьякона – после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…». 2 . Священника – после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол. 3 . Епископа – перед чтением Апостола. Хиротесия (греч. хэир – рука и тифими – возлагаю, назначаю; руковозложение ) – богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы – из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма. Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения. 1 . В чтеца и певца – перед чтением Часов, по облачении архиерея. 2 . В иподьякона – по прочтении Часов, перед началом Литургии. Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для этого молитвы, постригает крестовидно волосы на его голове и надевает на него короткую фелонь. Подробно чины руковозложения и рукоположения будут описаны ниже. Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий. 1 . Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»). 2 . Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто – при посвящении дьякона в пресвитеры). 3 . Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010