2 . Подготовить младенца к участию в жизни Церкви, к первоначальному акту вхождения в нее через Святое Крещение. Совершается это, как уже отмечалось, по вере родителей или восприемников ребенка. Чтение очистительных молитв и обряд воцерковления могут совершаться и позже сорокового дня по рождении ребенка, уже после совершения Таинства Крещения. В этом случае священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знамение пред входом в храм и возглашает: Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Далее, внеся младенца в храм, священник произносит: Внидет в Дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему. Затем, остановившись посреди храма, священник возглашает: Воцерковляется раб Божий (имярек). Посреде Церкве воспоет Тя. Обряд воцерковления Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит: Воцерковляется раб Божий (имярек). Затем младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Таким образом ребенок приносится Богу и поклоняется Ему, а священник в это время произносит песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое…». Последование чина оглашения Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго») Подготовка взрослых ко Крещению . Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш…») и «Богородице Дево, радуйся…» Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Символически пояс в религиозном обиходе всегда означал силу, крепость, власть, готовность к служению, что ярко отражено в молитве, читаемой при его надевании: «Благословен Бог , препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (см.: Пс.17:33,34 ). Такое же значение сохраняется у него и сейчас. Пояс Фелонь – богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста, а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов. Фелонь Существует еще короткая, или малая фелонь, закрывающая тело только до пояса (причем спереди меньше, чем сзади). Надевается при посвящении в церковнослужители и не употребляется в других богослужениях. Фелони в древней Церкви были белого цвета. Симеон, архиепископ Солунский, дает такое объяснение символического значения фелони: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою… Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Горнее место Когда во время архиерейских богослужений епископ сидит на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам (это бывает, в частности, при чтении Апостола за Литургией), то в этих случаях епископ изображает собой Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы. Архиерейский трон В большинстве приходских храмов Горнее место не оформлено возвышением и седалище для епископа отсутствует. В таких случаях там обычно ставится лишь высокий подсвечник с лампадой, который епископ при освящении храма должен возжечь своей рукой и водрузить на Горнем месте. Во время богослужений на этом подсвечнике должна гореть лампада и (или) свеча. Кроме архиереев и священников, никто, даже диаконы, не имеет права сидеть на скамьях Горнего места. Священнослужители, совершающие во время богослужения каждение, обязательно кадят Горнее место, все присутствующие в алтаре, проходя через него, обязательно кланяются, осеняя себя крестным знамением. Семисвечник Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви. Выносная (запрестольная) икона Божьей Матери Справа от Престола располагается сосудохранилище, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды (т. е. Потир, дискос, звездица и др.) и ризница (или по-другому – диаконник), в которой находятся облачения духовенства. Справа от Престола для удобства священнослужителей имеется стол, на который полагаются ризы, приготовленные для богослужения. Вообще, в ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Современное секулярное сознание спотыкается о таинственное и уникальное в истории человечества зачатие без семени, без участия мужчины. Но размышления горделивого разума, полностью погруженного в кажущуюся абсолютность причинно-следственных связей материального мира, не в состоянии увидеть и осознать чудесный Промысел в этом важнейшем событии человеческой истории. Профессор богословия диакон Андрей Кураев, говоря о Благовещении, подчеркивает его исключительность: «То событие, которое именуется “Благовещение”, означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные “физиологические” аргументы лучше оставить при себе – христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласил отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие – “Да будет мне по слову Твоему”, – лишь тогда Слово становится плотью». Благовещение Пресвятой Богородииы Традиция праздника Существует древняя русская традиция, по которой в день праздника после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх и духовенство выпускают на волю птиц. Существовавший до 1917 года обычай был возрожден в 1995 году. Обычно выпускают белых голубей, символизирующих Святаго Духа, сошедшего на Пречистую Деву Марию в этот день. Но символизм этого действа шире. Святейший Патриарх Алексий II говорил о том, что когда человек видит, что птицы уже не в клетке, а на свободе, это напоминает ему, «что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия». Особенности богослужения праздника Праздники, объединенные в группу так называемых Двунадесятых, являются, как уже отмечалось, самыми важными праздниками Православной Церкви. Но и среди Двунадесятых есть особо выделяющиеся не только по своей исторической и догматической значимости, но и по торжественности богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Orthodox 22 апреля 2012, 16:36 2Евгении: ///От церковных таинст и от непрерывной Иисусовой молитвы тоже людям крышу сносит - священнику всегда надо быть на чеку./// не богохульствуйте. " крышу сносит " т.е. люди прельщаются не из-за молитвы или Таинств, а от гордости. ///А как объяснить болезненную психологическую зависимость прихожан от священника? Зависимость от богосужений, когда человек на богослужении " ловит кайф " подобно наркоману?/// вы вообще Христианка? что за бред вы пишите? P.S. уважаемые модераторы, куда вы смотрите, когда пропускаете такое? Православие.ру - чуть ли не единственный нормальный православный сайт! прошу, не дайте превратить его в помойку. если какой-то человек хочет что-то узнать о Православии - пусть задает ВОПРОСЫ. но зачем вы его явно дикие и ложные УТВЕРЖДЕНИЯ о Православии пропускаете, в комментариях? к сожалению, это у вас уже не впервой. не давайте возможности глумиться над Церковью. Павел 22 апреля 2012, 13:02 Не думаю, что крышу может сносить от богослужения или Иисусовой молитвы. Те кому стало плохо, от духовной практики, просто уже были больны, к тому моменту- когда пришли в Церковь. Ну а психически нездоровых людей, всегда хватало в храмах, просто они очень уязвимы и им необходима внутренняя опора. Для таких людей очень хорошо если они попадут в руки не только к грамотному духовнику, ну и найдут в его лице опытного психолога. Евгения 21 апреля 2012, 18:12 Сочетать гимнастику йогов с Иисусовой молитвой - это, конечно, очень странно. Но неужели только в йоге случаются спорные вещи? А как объяснить болезненную психологическую зависимость прихожан от священника? Зависимость от богосужений, когда человек на богослужении " ловит кайф " подобно наркоману? От церковных таинст и от непрерывной Иисусовой молитвы тоже людям крышу сносит - священнику всегда надо быть на чеку. Алексей 20 апреля 2012, 14:06 Статья очень хорошая, но у нас люди по природе своей понимают все по своему и могут подумать, что таким образом можно в свое удовольствие жить не особо стараться , а монахи все замолят.

http://pravoslavie.ru/53000.html

И перевод св. Алексия с течением столетий может стать также неудобопонятным для верующих чад Русской Церкви, потребовать обновлений и справы. Но что не умрет в истории Православно-Русской Церкви и всегда будет жить в ней с именем святителя Алексия, – так это – две великие идеи, завещанные им истории в его труде по славяно-русскому переводу Нового Завета. 25 Первая – это идея постоянной и живой работы Православно-Русской Церкви по справе славяно-русского текста священного, – идея всегдашнего приближения Слова Божия к живому и действенному усвоению его на удобопонятном славяно-русском богослужебном языке всеми без различия членами Церкви Православно-Русской, – без принижения его до обыденной речи протестантизма и без превращения его в мертвую вульгату католицизма. Вторая – это идея соборности Православно-Русской Церкви. В православно-русском сознании этой идеи соборности нашей Церкви легко найти ответ на то недоумение, почему св. Алексий, будучи первостоятелем Церкви Русской, не ввел своего исправленного текста в общецерковное употребление и даже совсем не распространял его. Если бы даже это и был труд вполне законченный и проверенный, то и тогда он мог бы стать достоянием церковным только после новой проверки и одобрения его всею Православно Соборною Церковью Русскою, – только тогда, когда он как бы перестал быть трудом единоличным и прошел бы чрез целокупное сознание всей Православно-Соборной Церкви Русской. И это потому, что глаголы Слова Божия, назначающегося в нашей Церкви для всех её членов – простецов и мудрецов, пастырей и пасомых – должны быть в каждом верующем как бы родною ему и живою частью его души и духа, извнутри проникаемых действенною силою божественных внушений. В протестантизме каждый может иметь свой текст Библии, – в католицизме никто не слышит живых и удобопонятных глаголов Слова Божия, – напротив, в Церкви Православно-Русской каждый верующий, внимая за богослужением речениям славяно-русского языка, слышит в них свое родное, а потому живое и действенное, Слово Божие. Поэтому в нашей Церкви, для передачи Слова Божия в слове человеческом, ученый истолкователь и богослов могут всегда находить источник высокохудожественного вдохновения и в языке чистого сердца правоверующих простецов. Эти две великие идеи, как вечные для Православно- Русской Церкви заветы, и шлет нам с небес в своем земном труде Великий Святитель Киево-Московский и Всероссийский, – заветы, свято и непреложно хранимые Русскою Православно-Соборною Церковью . 26

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Таким образом, отсутствие у протестантов истинного, возрождающего и спасительного Крещения (по причине как полного искажения учения о крещении, так и неимения законных, истинных, благодатных и преемственных епископов и священников, имеющих власть совершать Таинства) есть одна из важнейших причин того, почему любящий Истину и желающий себе спасения никак не может быть протестантом. Пол. Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. «Христианское просвещение», 1993. С. 58–59. Проповедь «Возрождение через крещение?». Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. СПб.: Мирт, 2000. С. 399. Откуда всё это появилось? Глава «Крещение». Г.К. Тиссен. Лекции по систематическому богословию. СПб.: Логос, 1994. С. 352. Основы богословия. М., 1997. С. 501. История баптизма. Вып. 1. Одесса: Богомыслие, 1996. С. 451. Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 56. История ЕХБ в СССР. С. 62. Лекции по систематическому богословию. С. 353. http://www.youtube.com/watch?v=m82M8s6Rvo8 Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 324. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 332. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 111–114. Пастырь. Книга II, заповедь 4/3. Пастырь. Книга I, видение 3/3. Пастырь. Книга III, подобие 9/16. Послание Варнавы. Гл. 11. Беседа с Трифоном. Гл. 14. Там же. Гл. 44. Апология 1. Гл. 61. Там же. Гл. 66. К Автолику. Кн. 2/16. Апостольское предание. Гл. 21. А.Л. Катанский . Догматическое учение о семи церковных таинствах. М.: Паломник, 2003. С. 355. О Святом Духе. Гл. 10. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 337. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 324, 336. Там же. С. 334. Там же. С. 337. Там же. С. 332, 324. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 25/2. Там же. Беседа 34/3. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 332–333. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82/4. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1/5–6. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 319. Там же. Т. II, с. 226. См: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 318. Двадцать веков христианства. Т. I, с. 146. Беседа на Евангелие от Иоанна. Беседа 25/2. Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 933. Православие – протестантизм. Штрихи полемики. Глава «Крещение». Христианское богословие. С. 925. Лекции по систематическому богословию. С. 351. Против Праксея. Гл. 11. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 325. Там же. С. 328. Там же. С. 327. Доказательство апостольской проповеди. Гл. 46. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 5/2. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 95–97. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 340. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 341. Слово о человеке. Гл. 2. Творения святителя Игнатия. Изд. Сретенский монастырь, 1998. Т. II, с. 378. Архиеп. Сергий Страгородский . Православное учение о спасении. Казань, 1898 (репринт М.: 1991). С. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

291 Уполном. Общества аклимат. Животных и растений в СПб. Он передал мин.внутр. дел просьбу С.А. Маслова о дозволении построить Бородинский памятник в Москве. 292 Василия Борисовича, протопресвитера, духовника Их Величеств, см. о нем выше стр. 175 и т. II Хроники по указателю. 294 См. в моей книге: «Воспоминания о преосв. Леониде, стр. 147–148. Подлинное письмом м.Филарета к А. П. Ахматову напечатано в «Собрании мн. и отзыв, м. Филарета», т. V, 784. 299 Ст. А. Маслов скончался в Москве 21 апр. 1879 г. в чине тайного советника. Некрологи Русск. Архив 1879 г., II 6) Новое Время 1133, Моск. Вед. 109 (А. Студенов). Перечень его сочинений в Справочн. слов, о русских писателях Гр. Геннади, т. I, стр. 296 и 427–428. 301 Павел, иезуит, современный историк родился в России, автор ряда работ о сношениях пап с Россией, преимущественно московского периода. 305 Свидетельством того, какою враждою к православной церкви заражено было в то время мое сердце, может служить следующее обстоятельство: на 4-м году моей уединенной жизни вошел я в сношение с довольно известным в то время раскольничьим лжеучителем, беглым казаком Косьмою Трофимовым, укрывавшимся в земляной пещере в посаде Лужках. Этот Косьма, впоследствии Конон, епископ Новозыбковский, взят правительством и содержался в Суздальско-Спасском монастыре. Он сообщил мне своего сочинения тетрадку, содержавшую нечестивое толкование 11-й и 12-й главы 3-й книги Ездры (о видении орла) применительно к судьбе Православной церкви и Русского государства; сочинение это пришлось мне совершенно по сердцу, так что я несколько раз переписывал его собственноручно во многих экземплярах, о чем горько сожалел впоследствии и сожалею доселе. 311 Об обстоятельствах болезни и кончины цесаревича см. письма м. Филарета к наместнику Лавры арх. Антонию, т. IV, 1580–1584. 321 Воспоминания о Екатерининской пустыни И. Шевелкина в Душ. чт. 1865 г. ч. III, стр. 89–98 и 131–140. 324 Константин Петрович, ныне Обер-Прокурор Св. Синода; в то время был обер-прокурором 8-го москов. департамента сената и проф. гражданск. права в Моск. университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Итак, Священное Писание и вся Церковь с древности проповедует о реальном, а не символическом причащении Христа в Таинстве Евхаристии. Такое причащение всецело соединяет человека со Христом ( Ин.6:56 ), дарует ему жизнь вечную и является залогом его воскресения ( Ин.6:54 ). Без действительного Причастия, которое совершается в Церкви законными епископами и священниками, нельзя спастись, как о том прямо сказал Сам Христос ( Ин.6:53 ). Посему, отвергнув учение о реальном причащении Тела и Крови Христа (создав при этом свои самозваные церкви) протестанты отвергли и реальность спасения своего. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 182. Послание восточных патриархов 1723 г. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Слова и речи. Киев, 1997. Том III, с. 48. Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 56. Там же. С. 61. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 44. Слова и речи. Т. III, с. 192–193. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 368–369. М.: Соваминко, 1990. С. 80. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 387. Е. Пушков. Не смущайся. Гл. «О причастии». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 388–389. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 182–183. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 381. Там же. С. 397. Книга. 4, гл. 18/4–5. Против ересей. Книга 5, гл. 2/2–3. Цит. по: В. Экземплярский . Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 108. Апостольское предание. Гл. 37–38. Шесть слов о священстве. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 391. Там же. С. 382. Тайноводственное поучение третье. Гл. 3. Тайноводственное поучение четвёртое. Гл. 9. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 382–383. Тайноводственное поучение четвёртое. Гл. 1–6. Толкование на Ев. Иоанна. Кн. 10, гл. 2. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 395. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 82. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 117–118. Там же. С. 112. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 400.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010