Ныне же, говорит блаженный Симеон, оно (посаждение епископа) прекратилось по причине варварских набегов и постигших церкви искушений и смятений, а совершается только в одной великой церкви и бывает таким образом: по приготовлении престола, на котором, обыкновенно, садится архиепископ, и обычного украшения, по прочтении молитвы и трисвятого священником, в присутствии всех слуг епископских со свещами и при собравшемся народе, рукоположенный архиерей посаждается первым или вторым из священников, трижды на престол, подобно как и патриарха священники посаждают на сопрестолие и восклицают ξιος (достоин) вновь рукоположенному. Потом, между тем, как он сидит, многолетствуют благочестивым царям, архиепископу и самому рукоположенному, и затем делают отпуст. Народ же, равно как и священники, приступая, целуют руку рукоположенного и получают благословение, притекая с верою (Разговор о св. священнод. и таинст., гл. 184). Затем вновь рукоположенный, преподав благословение людям, бывшим в храме, возседает (после литургии) на коня и объезжает город для благословения его и чтения молитвы о нем (гл. 185). Патриарх, несмотря на то, что по рукоположении его во епископа, уже посаждался на епископский престол, он во время своего поставления на патриаршество, получив большую благодать, возводился на престол патриарший. Если он уже был рукоположен в архиерея, то, после производства, прибыв в великий храм Премудрости Божией и помолившись и сотворив поминовение, уходил. Потом, по наступлении воскресного дня, опять приходил (в храм Премудрости), облачался в архиерейские одежды с саккосом и начинал литургию. После входа, многолетие совершалось не внизу, но, подобно как при рукоположении архиерея, на сопрестолии. После трисвятого и молитвы, по раздаянии свечей и по возжении их, когда все становились на своих местах по чину, патриарх возводился двумя первыми архиереями, которые брали его с обеих сторон и посаждали на святительском престоле и восклицали: ξιος (достоин). Это пели трижды, и внутри алтаря все священнослужители, и вне певцы и клирики.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

12 . О Причащении. Кормчий. 13 . Слово Жизни, 24, 25, 48, 67, 110. _____________________________ [Под чертой собственноручная подпись карандашом И. Орлова, подтверждающая то, что он взял на время книги.– п. С. П.] И. Орлов. Книги возвращены 19/IV с[тарого]/ст[иля] кроме Иконопоч[итания] Кальнева. Означенного Орлова инструктировал, на что пошло 3 часа времени. [Л. 32.] 1925 г. 2/III беседа с Петр[ом] Александр[овичем] Рыбкиным о Предании, о спасении, о покаянии, Причащении и крещении младенцев. В вопросах о Предании, спасении и покаянии согласился с правосл[авным] учением. О Причащении упорно стоял на своем. О Крещ[ении] мла[денцев] – неопределенно. Беседа была в кварт[ире] о[тца] Прот[оиерея] Сергия Ан[атольевича] Правдолюб[ова] от 6 до 12 часов ночи. [Л. 32 об.–33 об. уже перепечатаны нами сразу после Крещения, см [Л. 34]. – п. С. П.] 1925 г. Марта 9 дня. Кальнева сборник у о[тца] Михаила Андрее[вича] Окунькова. Оставлено у Антона Ивановича Бочкова, д[еревня] Феодоровка: 1 . Беседа о почитании Ангелов Божиих Строева. 2 . Кто против КрестаЮ тот против Христа. 3 . Слово Жизни 105. 4 . Учение Христа о поклонении Богу (О Таинст[вах] и христианских обрядах). 5 . Об истинном христ[ианском] покл[онении] и служ[ении] Богу. [Л. 34 об.] 6 . Слово Жизни 110. 7 . Беседа о Причащении. “Кормчий”. 8 . О спасающей благодати Божией. Кальнева. 9 . О святом Крещении. Кальнев. 10 . О святом Миропомазании. Кальнев. 11 . Слово Жизни 25. ______________________________ Селизневу А. Ив[анович]у. У о. Мих[аила] Андр[еевича] Окунь[кова] Кальнев. 9/III – 1925 [г.] Беседа в Феодоровке. Народа собралось много. Сектанты отказались придти. Мною проведена без них беседа: 1 . О Покаянии, 2 . Причащении 3 . и Крещении младенцев. Присутствовал и о. Мих[аил] Андр[еевич] Окуньков и матушка Мария Сергеевна. Часа через два пришли и сектанты. Беседовал Яков Никитич Кутейников. Первым его вопросом было: “вы кто?”.. (не пресвитер, п[отому] ч[то] так не зовут, а если священник, то, стало быть, ветхозаветный). Не отвечая прямо, я говорил, что ты меня знаешь. [Л. 35 об.] А когда он очень пристал, я ему сказал: “поп Селищный”.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Такие же надписи, чтобы не смешивать, должны быть также и на стручках, что для помазывания, и если нельзя целыми словами, то хоть напр. начальными буквами: Е... и М… для надлежащего порядка в их употреблении. § 3. За сим, само собой разумеется, священник не должен ни под каким условием дозволять приносить к нему сосуд со св. миром кому-либо из мирян или из причетников, за исключением только одного диакона. Равно без нужды также не дозволяется никому из священников содержать св. миро в доме. В противном случае, в крайней надобности, сосуд с миром должен быть поставляем всегда на самом честном месте, в углу под образами, я никто и мирских лиц дома не должен прикасаться к нему под опасением самой строжайшей ответственности (Требн. П. Могилы о крещ. ч. I, стр. 17; сравн. ниже о хранении запасных даров, о причащении Отд. VIII, ст. 1, § 158). Нечего говорить, разумеется, что если бы понадобилось когда, в случае особенной необходимости, чтобы св. миро было доставлено из церкви или отнесено в церковь кем-либо из мирских, несвященных людей, то священник должен избирать для этого людей по преимуществу благоговейных и не иначе дозволять им делать это, как наставив их прежде, чтобы они обращались с св. миром с надлежащей честью, подобающей святыне, и ни под каким условием не только другим не открывали священных сосудов, где оно хранится, но и сами этого не делали в т. д. § 4. Св. миро портится или от ветхости, когда оно теряет естественный свой вид и запах, или когда оно плесневеет или зеленеет, в особенности от сообщения с медью, из которой, к сожалению, так часто делаются у нас покрышки для бутылок, употребляемых для хранения мира и елея. Во всех этих и подобных обстоятельствах, если испортившегося мира в банке будет много, священник должен действовать, как и при пролитии крови Господней, т. е. вылить его под св. престол, а остальное вытереть чистой бумагой или льняными паклями, и потом сжечь оные на чистом камне, а пепел тоже всыпать под престол, для сохранения от попрания. (Требн. П. Могилы, ч. I, о св. мире и елее, стр. 16; сравн. ниже о таинст. причащения, Отд. IV, статья 2, § 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

8 Все то, что изречено и содеяно в Проскомидии, или же смерть Господня прознаменуема была, есть только начертание и образ: хлеб же пребывает еще хлебом, это единое принявшее, потому что есть дар Богу.Никол. Кавасил. В Изъясн. Литург. Гл. 11. 10 Чего ради вода? Чего ради кровь? Вода да очистит, кровь да искупит. Св. Амвр. Кн. 5 о Таинст. Гл.1 лист. 304. В этом чудесном и таинственном проишествии созерцаются Таинства Крещения и Причащения. 14 Двоякое знаменование места, где совершается Проскомидия, утвари к тому потребной, почерпнуто, по большей части из Тайноэрения вещей церковных Патриарха Германа. 16 Заповед. Апостольск. кн. 8 в гл.34, предписывается молитвы вторити утро и в третей части и шестой и в девятой и вечеру и в петлоглашение: что и наблюдали особенно пустынножители, читая соответствующие тому времени псалмы, называемые междучасием. Но как обязанные различными должностями не могут во всех часы быть свободны, то Церковь определила: первый час читать непосредственно после Утрени, поскольку она оканчивается при рассвете; третий и шестой перед Литургией во время Проскомидии, а девятый перед Вечернею. Вот происхождение так называемых Часов. Гавр. М. лист 22. Часы на день Рождества, Богоявления, также в Великий Пяток отправляемые называются Царскими, потому что в Царьграде имя Государя тогда с особенным торжеством воспоминалось, и возглашалось ему. 17 См. служебник начальные листы… Из этой истории страдания Христова можно усмотреть, для чего Литургия совершается между третьим и шестым часом дня. 18 Имя оглашенный соответствует Греческому слову, которое происходит от глагола оглашаю, или иначе, преподаю учение живым голосом, изустно. Так со времен Апостольских преподавалось первоначальное Христианское учение готовящимся ко Святому Крещению, которые потому и назывались оглашенными. 19 Слышать стояща проповедника и глаголюща: елицы в покаянии нем Митр. Гавриил, почерпнуть изр. Златоуста в книге и чинопол. Провосл. Церкви на стр. 33. Из этого видно, что и кающимся получалось слушать только Литургию оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

439. ЗАСЕДАНИЕ Объединенной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам. (14–18 сентября 1983 г., Одесса): 1. Послание Патриарха Пимена участникам заседания Объединенной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам. – 1984, 3, 66. 2. Коммюнике. – 1984, 3, 67. 440. ТИХОН, игум. Новый вклад в православно-англиканский диалог. – 1984, 3, 68. 441. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29 июля 1986 года: В связи с кончиной члена Смешанной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам от РПЦ архиеп. Брюссельского Василия назначить членом данной комиссии еп.Дмитровского Александра. – 1986, 9, 8. 442. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 июля 1989 года: 1. Освободить архиеп. Дмитровского Александра и проф. прот. Л. Воронова от обязанностей членов Смешанной англикано – православной комиссии по доктринальным вопросам. 2. Назначить архиеп. Солнечногорского Сергия в названную комиссию. – 1989, 10, 4. 22.13–4 Православие и старокатоличество 443. СКОБЕЙ Г. К православно-старокатолическому диалогу (30 сентября-5 октября 1985г., Амерсфорт (Нидерланды)). – 1986, 6, 57. 444. ДОКУМЕНТЫ Пятого заседания Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу. (3–9 1983 г., Шамбези). Содерж.:1. Глава Церкви; 2. Искупительное дело Господа; 3. Действие Святого Духа в Церкви и усвоение спасения. – 1986, 6, 58. 445. ДОКУМЕНТЫ Шестого заседания Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу (30 сентября-5 октября 1985 г., Амерсфорт (Нидерланды). Содерж.: 1. Таинство Церкви; 2. Крещение; 3. Миропомазание; 4. Божественная Евхаристия. – 1986, 6, 61. 446. ЗАСЕДАНИЕ православно-старокатолической подкомиссии. (1–5 июля 1986 г., Минск). – 1986, 10, 64. 447. СКОБЕЙ Г. К завершению православно-старокатолического богословского диалога. (12–20 октября 1987г., Кавал (Греция). – 1988, 5, 57. 448. ДОКУМЕНТЫ заключительного православно-старокатолического богословского диалога. (12–19 октября 1987г., Кавал (Греция). Содерж.: 1. Таинство Покаяния; 2. Таинство Елеосвящения; 3.Таинство Священства; 4. Таинство Брака; 5. Учение о последних событиях; 6. Церковное общение. Условия и следствие. – 1988, 8, 66.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т. II, с. 69. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 70. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 4/3. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 70, 76. Преп. Ефрем Сирин . Творения. Слово 42 на еретиков. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди. Гл. 54. Настольная книга священнослужителя. Изд. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2003. Т. V, с. 636. Ambros de instit. Virgin. С. 6. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 5/3. Игнатий Брянчанинов . Собрание сочинений. Изд. Тираж-51, 2001. Т. IV, с. 504. С.В. Санников. Начатки учения. Изд. Одесской библейской школы, 1991. С. 186. Откуда всё это появилось? Гл. «Молитва святым угодникам и Деве Марии». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 45. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109–110. Theodoret, Haer. fab. comp. lib. IV, p. 12. Творения. Т. IV, с. 245. Aqud. Harduin. Act. Concil. Т. I. Часть I, с. 1329. Хрестоматия по сравнительному богословию: Учебное пособие. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 583. Там же. С. 583–584. Против ересей. Книга 3. Гл. 21/10. Против ересей. Книга 5. Гл. 19/1. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 108. Против Ариан. Слово III, 33; III, 14; V, 32. Св. Ефрем Сирин . Творения. Т. II. Гл. 32: «Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа». Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя. Раздел 2; Поучение огласительное десятое. Раздел 19. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 109. Игнатий Брянчанинов . Собрание сочинений. Т. IV, с. 484. Гомилия на успение, II/15. Беседа «О святой Деве и Богородице Марии». Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 29. Цит. по: Хрестоматия по сравнительному богословию. С. 590. Против ересей. Книга 5. Гл. 19/1. Доказательство Апостольской проповеди. Раздел 33. Е. Пушков. Не смущайся. Глава «О почитании девы Марии». Г. Вязовский. Ветхая днями и крепкая ложью. 2-е письмо к Гаю Ферапевту. С.В. Санников. Начатки учения. С. 187. Кондак 9. Беседа «Против еретиков, и о святой Богородице».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Легко понять, что с агрессивной прозападной пропагандой невозможно бороться такой же прозападной, но более мягкой. Представители власти, повторяющие прозападные лозунги, стремительно теряют поддержку своих избирателей. Не приобретая новых. Не станут они для Запада своими. Зато те, кто говорит о настоящем патриотизме, о дружбе с Россией и Беларусью, набирают популярность. Как депутаты Царёв и Колесниченко. Помогают им в этом православно-патриотические и казачьи организации. Потому что видят в этих политиках своих. Такие организации стоят особняком, их идеалы неизменны. Православно-патриотические и казачьи организации сегодня представляют «третью силу», которая пока практически не задействована в событиях. Однако, эта сила сама проявляет себя. Часто – в формате крестных ходов, или православно-патриотических шествий. 21 ноября, в день Архангела Михаила, в Киеве состоялось многотысячное православно-патриотическое шествие. В этот же день правительство Украины приостановило подписание соглашение о евроассоциации. Православно-патриотические акции продолжались и дальше – шествие и митинг верующих и казаков 1 декабря, в день кульминации майданного буйства, затем 6 декабря, в праздник Св. Князя Александра Невского. Этот крестный ход благословил настоятель Лавры, владыка Павел. После этих мероприятий риторика власти несколько изменилась. На митинге сторонников власти премьер-министр Н.Я.Азаров заявил, что обществу Украины не нужны гомосексуальные «ценности» и введение тотального электронного контроля. А ведь неприятие вышеперечисленного – это чисто православные ценности. Вне западных сценариев, не обращая внимания на внутриполитические игры, народ Святой Руси выходит и добивается своих целей! Поэтому я считаю, что на православно-патриотическое шествие 21 декабря выходить нужно. Особенно сегодня, особенно в эти тяжелые дни. Все сектанты, раскольники, униаты, и те, кто им сочувствует, открыто выразили поддержку Майдану. Их очень раздражает активность православных. «Либо с нами, на майдан, либо молчи». Они стараются максимально очернить православно-патриотические движения. Пользуясь чудаками и хворыми, которые есть среди православных. Есть, и это досадно. Нам это тоже неприятно. Но разве чудаков и хворых нет на Майдане? Да полно!

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/17/sc...

Князь чешский Ольдрих (Ульрих), случайно открывший уединение св. Прокопия во время охоты, и проникнутый благоговением к его высокой жизни, помог ему основать православно-славянскую обитель на реке Сазаве. Таким образом получил свое начало знаменитый в истории чешской Еммаусский монастырь, бывший главною опорою православия и славянского богослужения в Чехии в 11-м веке. Настоятелями в этом монастыре были замечательные поборники православия – сам св. Прокопий до своей смерти (умер в 1053 году), после него ученик его Вит, потом уже в конце 11-го столетие замечательный иконописец Божетех. Латинское духовенство смотрело с глубокою ненавистью на Еммаусский монастырь; латинские аббаты старались представлять его в глазах чешского правительства гнездом всяких ересей, и пользуясь легковерием некоторых князей, они успевали несколько раз разгонять православно-славянских монахов из Еммаусского монастыря, истреблять в нем следы славянского богослужение, сжигать православно-славянские книги. Но потом опять в этом монастыре было восстановлено православно-славянское богослужение с дозволений князей, вероятно по желанию народа. По преданиям чешским сам св. Прокопий являлся в сонном видении латинским аббатам и с угрозами вынуждал их оставлять его обитель её законным обитателям православно-славянским инокам. Таким образом до конца 11 -го века Еммаусский монастырь оставался твердою опорою православия в Чехии. В последующие века в нем утвердилось латинское богослужение и латинский устав, но и доселе, в обличение латинству, сохранился от этого монастыря замечательный памятник православно-славянской письменности – это так-называемое Сазаво-Еммаусское или Реймское славянское Евангелие, открытое и изданное в недавнее время 5 В правительстве чешском в продолжение 11-го века заметно было колебание между православием и латинством. Находясь под влиянием латинской иерархии, и увлекаясь общими интересами западно-европейской политики, князья чешские склонялись к латинству, – но с другой стороны чувство народной самостоятельности, память о древних преданиях народа чешского, в иных случаях вероятно и прямые выражения сочувствий народных – побуждали некоторых князей покровительствовать остаткам древней православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Герцог одобряет то, что он называет православным учением и несочувственно и с порицанием относится к римскому катехизису. «Православно-кафолический катехизис, заключает он, представляет христианство в одежде восточной церкви, а римский катехизис, напротив, представляет папство в одежде западного христианства». К своей статье Герцог присоединил такое послесловие. «Когда предлагаемая небольшая работа была уже кончена, я получил (вышедшую в марте 1893 г.) брошюру «Догматические разъяснения, входящие в понимание православно-кафолического учения в его отношении к римскому и протестантскому». Составлено духовным православно-кафолической церкви (Берлин, склад у Карла Сигизмунда). Я откровенно сознаюсь, что почтенный издатель этой маленькой брошюры во многих важных пунктах резко расходится с моим пониманием православного учения. Но я повторяю, что я в изложении православно-кафолического учения держался исключительно цитированного мною официального катехизиса. Между тем как катехизис избегает всякого преувеличения церковной догмы, анонимный издатель, мне кажется, нередко смешивает средневековое и именно западное богословие с догмой православно-кафолической церкви. Этот недостаток у автора, кажется, является следствием его полемической ревности. Может быть, помещенная в этом же номере статья о седмеричном числе таинств побудит почтенное духовное лицо подвергнуть пересмотру свои «разъяснения» в некоторых пунктах». Перед статьей Герцога в этом же номере помещен документ по истории догматов – послание патриархов кафолическо-восточной церкви 1723 года о православной вере, адресованное к англиканскому архиепископу и епископам вследствие попыток англиканской церкви завязать сношения с православными церквами востока. Это послание содержит в себе авторитетное изложение православно-христианского вероучения, и не вполне понятно, почему Герцог не захотел воспользоваться им, как полезным комментарием для понимания сжатого языка катехизиса. —165— В послании ясно говорится, что православная церковь признает 7 таинств, как богоучрежденные (чл. XV), в особом трактате об евхаристии между прочим говорится следующее: мы веруем, что это самое (таинство евхаристии) есть истинная искупительная жертва, приносимая за всех живых и умерших благочестивых и на пользу всем, как это точно говорится в молитвах, произносимых при совершении этого таинства, в молитвах, которые переданы были церкви апостолами после вознесения Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большой вклад в развитие православно-лютеранского диалога внесли также и другие профессора ЛДА и, в частности, один из первых выпускников возрожденной Академии – Н. А. Заболотский. В своей статье «Оценка соборной деятельности Церкви в православно-евангелическом диалоге» 354 он подчеркнул важное значение поисков сближения в области экклесиологии, справедливо называемой труднейшей сферой экуменизма. В связи с данной проблемой следует отметить доклад проф. Н. А. Заболотского «Богословское и экклесиологическое значение Вселенских и Поместных соборов в Древней Церкви», представленный им на собеседованиях «Aphoльдcxaйh–II» 355 , а также его доклад на тему «Жертва Христа и подвиг жизни христиан» 356 на собеседованиях «Aphoльдcxaйh–VII» (Таунус, ФРГ, июнь 1976 г.). Некоторые вопросы догматического характера, обсуждавшиеся в ходе православно-лютеранских собеседований «Aphoльдcxaйh–III», «Aphoльдcxaйh–IV» и «Aphoльдcxaйh–V», были освещены в докладах профессора ЛДА прот. Ливерия Воронова : «Осуществление примирения в жизни и деятельности Церкви» 357 , «Крещение и принадлежность к Церкви. Взгляд на состояние некрещенного человека (по учению святых отцов до IV–V вв.)» 358 ; «Истина Воскресения в Православии» 359 . В православно-лютеранских собеседованиях участвовал также и профессор ЛДА прот. Василий Стойков, которому принадлежат такие исследования, как «Христианское учение о спасении» 360 , «Реальность Царства Божия по Евангелию от Матфея, гл. 12, 22−28» 361 и «Церковное служение современному миру» 362 . К участию в православно-лютеранском диалоге привлекались также профессора ЛДА: прот. Иоанн Белевцев 363 , прот. Владимир Сорокин 364 , прот. Николай Гундяев 365 и ряд других членов профессорско-преподавательской корпорации. В 1977 г. Исполнительный комитет Всемирной Лютеранской Федерации принял приглашение о вступлении в православно-лютеранский диалог, сделанное от имени Поместных Православных Церквей после заседания Православного Предсоборного Совещания, состоявшегося в конце 1976 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010