В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь . Обрядовую сторону брака толкует Климент Александрийский во II главе своего «Педагога»: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и «изнутри», и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они «переориентировались» для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов. Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось. Как оно изменялось в течение двухтысячелетней истории христианства, проследить практически невозможно, но можно выделить некоторые наиболее яркие моменты этого пути. В IV веке на Востоке вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы жениха и невесты. В Западной части Византийской Империи вместо венцов были брачные покровы. Венцы представляли собой венки из цветов, а позже их стали изготавливать из металла в форме царской короны. Они символизировали победу над страстями и напоминали о царском достоинстве Адама и Евы, которым Господь отдал во владение все земное творение. До VI-VII веков чин обручения, скорее всего, не выходил за узкие рамки одной какой-нибудь краткой молитвы, а также благословения колец и формулы, похожей на современную, которая произносилась священником: «Обручается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа». До IX столетия Церковь не знала обряда Бракосочетания, независимого от Евхаристии. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Литургии и приобщалась Святых Христовых Таин. Согласно Тертуллиану , это было печатью брака, подразумевающей и всю меру гражданской ответственности, налагаемой на семью институтом современного ей государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Церковь как общество христиан, объединенных общей верой, не может быть сведена только к административным рамкам. Все члены Тела Христова, то есть Церкви, получают настоящую жизнь только через соединение со Христом в Таинстве Причащения Его Плоти и Крови. «Нельзя только относиться к Церкви или числиться в ней, надо в ней (то есть ею) жить. Надо живо, реально, конкретно участвовать в жизни Церкви, то есть в жизни мистического Тела Христа. Надо быть живой частью этого Тела. Надо быть участником, то есть причастником этого Тела» (Ю. Ф. Самарин ). В единой Православной Церкви – единая Евхаристия, но, вместе с тем, при многочисленности Поместных Церквей, при разнообразии входящих в них многих племен и народов, исторически оформилось огромное количество разных типов Евхаристических молитв, или анафор 30 . Единство Церкви и Евхаристии не требует полной тождественности в богослужебном чине; варианты, поместные особенности не только возможны, но и важны, как проявление соборной природы Церкви. Богословская наука классифицировала все это многообразие и все варианты в несколько групп (литургических фамилий) и изучила происхождение и историю их развития. История установления Таинства Причащения Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, незадолго до Его Распятия. Первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками-апостолами. Корень Литургии – повторение этой вечери, о которой Христом было сказано: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22; 19 ). Составить представление о том, каким был первоначальный чин Литургии можно, рассмотрев обряды еврейской пасхальной вечери, так как внешне Тайная Вечеря была ей практически идентична. Еврейская пасхальная вечеря Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя ( Исх. 12; 11 ), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последовательность совершения пасхальной вечери дается по изложению архимандрита Киприана (Керна) 31 . В ней порядок молитв, обрядов и яств описывается приблизительно так.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С XV до XVIII века – Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности, Крестовая палата). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. В синодальный период 20 вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в 1917 году освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского монастыря. Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх либо митрополит). В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто через Таинство Миропомазания становится членом Церкви. Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года. Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели. Утром Великого Понедельника Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с помощью трикирия 21 зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов. Освящение Мира . В Великий Четверг, перед чтением Часов 22 Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Во время великого входа 23 священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миром (и освященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: «И да будут милости…», – Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву. Чинопоследование Таинства Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Таким образом, все перечисленные научные справочники дают по сути одно и то же определение суевериям, характеризующееся с отрицательной стороны. Но при этом очевидно также, что суеверия имеют место в жизни многих людей. Более того, справочная литература знакомит нас, в какой среде и по каким причинам суеверия существуют более всего. То, что научная литература дает отрицательную оценку суевериям, может для нас быть крепкой опорой, так как много образованных людей пользуются именно ею. Для таких людей главной нашей задачей будет разъяснить то, что мы относим к суевериям. Итак, суеверие это суетная, пустая, ложная вера. В православном понимании источник суеверия есть удаление человека от истинного света, потеря им настоящего религиозного опыта. Подтверждение этому дает нам Священное Писание: «Но как они (т.е. язычники), познавши, Бога… осуетились в умствованиях своих и омрачилось их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…» ( Рим.1:21–23 ). Так объясняет апостол Павел происхождение идолопоклонства, или язычества, которое представляет в самом себе наиболее яркий и опасный вид суеверия. А также святые отцы Православной Церкви: «Суеверие – смешное и забавное дело сатаны, впрочем, не только смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». «Если и есть суеверия у язычников, это никак не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез». «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в промысл Божий». Сущность суеверия, таким образом, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит ее, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять».

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции. Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.         Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания , составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период. Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы. ГЛАВА I   Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»   Возникновение семейных отношений, установление института брака Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

http://bogoslov.ru/article/434998

Они начинают болтать бессмысленные и непонятные слова, не употребляющиеся ни на каком языке. Когда лжепророк начинает говорить «новыми языками», то хлысты приходят в неописанный восторг; затем оказывается, что «Дух Святой» сошел и на весь корабль. Все вскакивают со своих мест, начинают прыгать и вертеться – и чем дольше, тем оживленнее, пока не доходят до сильнейшего исступления и затем в бессилии падают в кучу друг на друга, мужчины на женщин, женщины на мужчин. После этого тушатся свечи. Мужчины и женщины открыто при всех предаются ужасному проявлению половой разнузданности, которое народ обозвал «свальнею» или «свальным грехом». При этом не принимается во внимание ни родство, ни возраст. Впрочем, в последнее время хлысты сами начинают несколько стыдиться своего «свального греха», как составной части «богослужения», и он встречается на их радениях сравнительно реже, чем в прежние времена. Но разврат все-таки продолжается и в других местах, при молельне и вне ее, в совместных ночевках, в хождении мужчин и женщин вместе в баню и т.п. С точки зрения легкости совращения секта хлыстов – одна из опаснейших сект. Привлекши к себе сочувственное внимание, хлысты с величайшим искусством, с замечательной последовательностью начинают втягивать доверчивых в свои трясины. Тайны они свои открывают постепенно, пока мало-помалу не завлекут человека в свои сети. При этом их радения имеют крайне заразительный и соблазнительный характер; кто раз попал в секту, тот редко возвращается из нее, а потому крайне опасно хлыстовство и по трудности возвращения из него. В отношениях хлыстов к Православной Церкви замечается крайнее лицемерие. Считая посещение православных храмов и участие в таинствах Православной Церкви делом безразличным, они, однако, не только не воспрещают, но даже и советуют наружно принадлежать к Православной Церкви и оказывать усердие в храмах. Поэтому хлысты почти всегда первыми являются на церковные богослужения и вечерние собеседования в церквах; когда на этих собеседованиях священник заводит речь о мерзостях хлыстовства, хлысты первые начинают вздыхать и возмущаться этими мерзостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви – как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч. анагност) становится должностным лицом в Церкви. Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26; 30 ). Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). В Православной Церкви существуют три степени священства . 1 . Дьякон. 2 . Пресвитер (священник, иерей). 3 . Епископ (архиерей). Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств. Дьякон (греч. диаконос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости ( Деян. 6; 3 ). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. Церковнослужитель – низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, – алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2) подготовка облачения для священников и дьяконов; 3) подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4) разжигание угля и подготовка кадила; 5) помощь дьякону во время Причащения мирян; 6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7) содержание в чистоте алтаря; 8) чтение во время богослужения; 9) колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. В первоначальной Церкви функции, аналогичные тем, что сейчас исполняют алтарники, были возложены на так называемых аколуфов, которые были низшими служителями. Слово «аколуф» означает «спутник», «служитель своего господина в пути». Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1) иподьяконы (в древней Церкви – субдьяконы); 2) чтецы (псаломщики); 3) пономари; 4) певцы (канонархи) церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное ( Неем. 8; 8 ). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу, и встал читать ( Лк. 4; 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника«Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Лютеранство Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения: о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры; о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел; о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии; о таинствах и об отношении между Церковью земною и небесною. Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское нравоучение и богослужение. 1. Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры – авторитет Предания, учителей Церкви, Соборов 31 . Отвергая значение в делах веры всякого вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении Св. Писания должно служить само же Священное Писание : сопоставление одних мест с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п. 2. Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном совершенстве его природы. Грех глубочайшим образом повредил природу человека, извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах; через падение человек лишился не только подобия Божия (как у католиков), но и образа Божия. Как потерявший свою свободу, сам человек нравственно действовать не может, если бы даже и хотел. Спасение его поэтому всецело совершается Богом, силою Его благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010