Вячеслав Пономарев Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью. Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии. Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… ( 1Кор. 12; 28 ). Как говорит апостол Павел: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5; 4 ). Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону. Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (п/ж – ред.) ( Деян. 6; 5, 6 ). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

М.В. Корогодина Часть I. Эволюция покаянной дисциплины Глава 1. Изучение исповеди: историография, источники, методы 1. Историография Крупнейшим русским исследователем истории исповеди был профессор Новороссийского университета А. И. Алмазов , автор трёхтомного труда «Тайная исповедь в православной восточной Церкви». 8 Эта работа, как видно уже из названия, рассматривает историю исповеди не только на Руси, но и в Византии и южнославянских странах. Учёный прослеживает зарождение и развитие исповеди с апостольских времён до конца XIX в. – времени, современного моменту написания исследования. Опираясь на средневековых авторов, А. И. Алмазов показывает, как постепенно исповедь начинала восприниматься в качестве необходимой составляющей жизни человека, как создавался институт исповеди, вырабатывались чины и устанавливались обряды, сопутствующие совершению этого таинства. Труд А. И. Алмазова имеет подзаголовок: «Исследование преимущественно по рукописям», что полностью соответствует характеру работы. Учёный выявил несколько сотен рукописей, содержащих чины исповеди, в русских, итальянских, греческих, немецких, французских и других библиотеках и на их основе составил своё исследование, опубликовав около 300 текстов, в том числе 32 исповедных вопросника и 33 поновления. А. И. Алмазов подробно разбирает не только сам метод совершения исповеди, но выявляет состав различных редакций чинов, устанавливает, какие молитвы использовались в разных чинах, останавливается на дополнительных статьях, вносимых в чины исповеди: поучениях, вопросниках, поновлениях. Фактически в русской историографии конца XIX–XX в. работа Л. И. Алмазова была единственной, посвящённой специально истории исповеди и исповедным текстам, хотя в ряде статей и монографических исследований покаянные тексты использовались как дополнительный материал. Однако работа А. И. Алмазова не лишена недостатков. Два таких недостатка сразу бросаются в глаза, хотя и являются скорее техническими, чем методологическими. Во-первых, страницы издания пестрят опечатками, что больше всего сказалось, разумеется, на публикациях (сохраняющих древнерусскую и церковнославянскую орфографию) и на справочном материале: ссылках на шифры рукописей и на листы. Второй существенный недостаток – погрешности в датировке рукописей, простительные для исследователя, работавшего в конце XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Вячеслав Пономарев См. также: Часть 2. Таинства Православной Церкви Часть 3. Обряды Православной Церкви Часть 4. Православные посты и праздники Содержание Аннотация От издательства Храм, его возникновение и символика История возникновения православных храмов Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Внутреннее устройство храма Алтарь Престол Жертвенник Горнее место Иконостас Средняя часть храма Иконописные изображения в алтаре и храме Притвор и паперть Колокольни, колокола, звонницы, колокольные звоны Часовни Богослужебная утварь Принадлежности архиерейской службы Облачения духовенства Повседневные облачения Богослужебные облачения Монашеские облачения Символика богослужебных цветов     Аннотация В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д. Первая часть Справочника«Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель. Цензор архимандрит Лука (Пинаев) От издательства Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви. К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сионская весть, иначе Иеговисты (Еговисты), или Десное братство Эта секта явилась первоначально в 1846 г. на Урале, в Баранчинском заводе. Странное название «Сионская весть» секта получила от той символической книги с тем же именем, которая составляет основу ее вероучения. Основателем этой секты был штабс-капитан Николай Сазонтович Ильин. В 1856 г. он был предан суду, по определению которого как душевнобольной был сослан в Соловецкий монастырь, а оттуда – в Суздальский Спасо-Евфимиев. Впоследствии ему было разрешено проживать в Митаве, где он и умер в 1890 г. Учение Ильина, как оно изложено в сочинениях «Сионская весть», «Луч света рассвета», «Общечеловеческая истина» и др., представляет из себя смешение понятий кощунственно-рационалистических с мистическими, иудейских с христианскими и христианских с чисто материалистическими и социалистическими, в результате чего получается полное безбожие и глумление над Православной Церковью и всем христианством. В основу своего учения Ильин положил наиболее таинственную новозаветную книгу – Апокалипсис, в котором он видит изображение не только последних судеб Церкви и мира, но и настоящего его состояния и по-своему, совершенно произвольно, толкует это изображение. Некоторые положения ее следующие: Два будто бы человека-бога в нашей солнечной системе: Иегова – бог людей бессмертных и Сатана – бог смертных; по ним и все люди делятся на два разряда, на иеговистов и сатанистов. Иегова и Сатана суть одной с ними телесной или человеческой природы, с тем между ними различием, что первый, как и его последователи, бессмертен, второму же с его адептами положен будет конец. Так как Иегова сам о себе возвестил в книге с неба, что он есть первый и последний, альфа и омега, начало и конец, что он был мертв и опять стал жив, то под именем распятого-де Иисуса надо разуметь не какого иного, как самого же Иегову. От начала мира между Иеговой и Сатаной происходит борьба, причем Сатана старается как можно больше отвлечь людей от первого к себе: так Иегова дал всем народам единую в него веру, но бог мира сего – Сатана насочинил через слуг своих: талмудистов, папистов, жрецов и попов – целых 1016 вер, причем все они друг друга проклинают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон провел очередное заседание Комиссии по больничному служению г. Москвы 8 ноября 2019 г. 17:58 7 ноября 2019 года в храме царевича Димитрия при Первой градской больнице г. Москвы прошло 12-е заседание Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы, в котором приняли участие 16 больничных священников столицы и сотрудники Комиссии. Заседание возглавил председатель Комиссии, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Редакционная группа Комиссии планирует разработать для пациентов больниц информационные листовки, в которых была бы общая информация о каждой больнице, где проходит лечение человек, ее распорядок, специфика и режим, график совершения водосвятных молебнов и посещения пациентов священниками и их помощниками. Кроме информационных листовок, Комиссия планирует разработать специальные тексты для чтения в больницах. В них будет понятная любому человеку информация о Евангелии, об основах православной веры, о Церкви и ее Таинствах. Участники заседания также рассмотрели вопрос о формировании списка дежурных больничных священников, готовых быстро реагировать на вызов в больницу. Кроме того, будет создан единый справочный телефон, по которому в любое время можно вызвать священника к умирающему человеку. В настоящее время пригласить священника в больницу можно по телефону справочной службы православной службы помощи «Милосердие» +7 (495) 542-00-00. Участники заседания также обсудили вопрос о регулярном совершении водосвятных молебнов в больницах Москвы. Епископ Пантелеимон дал ряд рекомендаций членам Комиссии по больничному служению, рассказал о своем опыте служения, а также разобрал конкретные случаи из пастырской практики. Кроме того, он подчеркнул важность дальнейшей духовной поддержки человека после его пребывания в больнице. Оказывать помощь людям, прошедшим лечение в больнице, и поддерживать с ними связь могли бы также помощники больничного священника.

http://patriarchia.ru/db/text/5528821.ht...

Беседники Некоторые из хлыстов, отвергнув радения, заменили их на своих собраниях молитвословиями, чтением книг Св. Писания и религиозно-нравственными собеседованиями, стали называть свои собрания не радениями, а беседами или «беседками» и образовали таким образом особую секту «беседников» или «беседчиков». Беседники питают особую любовь к книгам Св. Писания, особенно к Евангелию и посланиям апостолов, но изъясняют их только аллегорически, или, как говорят они, «духовно». «Евангелие, – учат они, – писано духом и для духа, а потому и понимать его нужно духовно». Объясняя его аллегорически, беседники отвергли не только Богочеловечество Господа Иисуса Христа, но Его историческое существование, а следовательно, и все христианство с Церковью и ее таинствами. «Христос, – учат они, – рождался, рождается и всегда будет рождаться так: ты грешил прежде, значит, ты был мертв, разлагался, смердел; теперь ты перестал грешить, вот это и значит, что в тебе Христос». Подобным образом они объясняют и другие события евангельской истории. Бытия Бога, как самобытного и личного существа, беседники не признают. По их учению, Бог пребывает только в человеке и с человеком. «Вне человека, – говорят они, – Бога нет. Его нет даже в храме, когда там не бывает людей». От хлыстов беседники отличаются тем, что не разделяют их учения о предсуществовании душ и их перевоплощении, равно как учения о воплощении Христа. «Ни Бог , ни Христос, – учат они, – не воплощаются Своим существом в людей, а только духовно воспринимаются ими более или менее, смотря по степени их нравственного усовершенствования». Присваивая себе названия «пророков», «апостолов», «архангелов», «богородиц», «христов» и «саваофов», беседники выражают ими только степени святости, а не веру свою в действительных «христов» или «пророков». Поэтому у них «богородицами» могут быть и мужчины. Кроме того, в противоположность хлыстам, беседники не отвергают брака и отличаются от них общинным устройством жизни, наподобие монастырей, причем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами – мужчина, и носят все черное платье. К Церкви Православной относятся с особенным показным уважением. Исполняют все обряды и предписания ее, неопустительно посещают храмы и делают большие жертвы на их нужды, часто бывают у исповеди и св. причастия и проявляют должное, но лицемерное почтение к духовенству. Секта беседников распространена в губерниях по Волге, на Кавказе и в Южной России. Читать далее Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. - Изд. 3-е испр. и доп. - Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. - 1772, с./VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По окончании Литургии архиерей подает игумену (архимандриту) жезл и говорит: «Приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни Суда». Далее епископ произносит поучение об обязанностях игумена (архимандрита) по отношению к пастве и к братии, а братии – к нему. Чин возведения в игуменьи аналогичен вышеописанному. Чин награждения набедренником, палицей, митрой За заслуги перед Церковью отличившимся в служении священникам могут вручаться в качестве награды набедренник, палица или митра. Происходит это на Литургии во время малого входа. Протодьякон, дойдя до епископского места, дает целовать Евангелие архиерею. Затем он отдает Евангелие второму дьякону, а сам с награждаемым делает поклон архиерею и идет в алтарь. Здесь награждаемый делает земной поклон перед Престолом, целует его и делает поклон архиерею. Затем, подойдя к краю солеи, снова кланяется ему и направляется к архиерейскому месту. Епископ благословляет награждаемого и то, чем священнослужитель награждается, возлагая на него эту награду. После этого архиерей возглашает: «Аксиос», а певчие трижды отвечают ему тем же, то есть поют: «Аксиос». В заключение чина протодьякон берет у дьякона Евангелие, а архиерей – дикирий и трикирий, и совершается вход с Евангелием. 60 Схима (от среднегреч. схэма – монашеское облачение, букв, наружный вид, форма) – обет соблюдать особо строгие аскетические правила жизни, даваемый некоторыми православными монахами. Речь здесь идет о великой схиме, которая в отличие от малой схимы (обычных монашеских обетов) подразумевает выполнение более суровыи монашеских правил. При принятии великой схимы монаху снова изменяют имя. Великосхимники в монастырях живут обычно отдельно от другой братии. 61 Выражение – На «Слава, и ныне» – означает, что после произнесения славословия: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» начинается чтение последнего тропаря. Читать далее Источник: Справочник православного человека/[ред.-сост. Пономарев В.]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009./Ч. 2: Таинства Православной Церкви. - 2007. - 285 с. ISBN 978-5-89101-191-5

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Нефёдов Г, прот. Таинства и обряды Православной Церкви/прот. Г. Нефедов. М.: Паломник, 2008. — 319 с. Никифор (Бажанов) , архим. Библейская энциклопедия. Писание священное. [Электронный ресурс]/архим. Никифор (Бажанов). Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja- entsiklopedija/3140 (дата обращения: 11.03.2016). О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 г. (журнал 152). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. patriarchia.ru/db/text/1909451.html (дата обращения: 11.03.2016). Павел Великанов, прот. Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека [Электронный ресурс]/прот. Великанов Павел. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/theology/44459.php (дата обращения: 13.05.2016). Петр (Мещеринов), игум. Церковь и современность. Вопросы и ответы./игум. Петр (Мещеринов). — Киев: Центр православной книги, 2008. — 272 с. Платон (Левшин) , ариеп. Поучительныя слова. Том IV [Электронный ресурс]/архиеп. Платон (Левшин). — М., 1780. Режим доступа: http://stsl.ru/lib/platon4/platon49.php (дата обращения: 17.07.2016). Помазанский М. , протопресв. Православное Догматическое Богословие/протопресв. М. Помазанский. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви; Дар, 2005. — 460 с. Пономарев В. Справочник православного человека. Ч. 2. Таинства Православной Церкви/В. Пономарев. — М.: Даниловский благовестник, 2007. Таинства Православной Церкви. — 183 с. Порфирий (Попов), архим. Учение блаж. Августина о неповторяемости таинства Крещения/архим. Порфирий (Попов)//Труды Киевской духовной академии. — 1864. — 5. — С. 3–47. Прекуп Игорь, прот. Основы христианской этики. Ч. 1 [Электронный ресурс]/прот. Игорь Прекуп. Режим доступа: http://korolev.msk. ru/books/6/ethics_01s.html (дата обращения: 15.06.2016). Прекуп Игорь, прот. Что же такое наша совесть? [Электронный ресурс]/прот. Игорь Прекуп. Режим доступа: http://www.pravoslavie. ee/docs/ethics_02.pdf (дата обращения: 16.06.2016).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Национальная русская культура – это культура людей, прежде всего связанных с Православной Церковью. Евангельские Заповеди, которые внесла в жизнь человека проповедь Православной Церкви, легли в основу всей жизни, всего быта русского народа, что было зафиксировано во всех чертах традиционной национальной русской культуры: песни, танцы, обряды, мораль. Православие тесно связано именно с национальной культурой. Целью православной жизни является соединение с Богом. По Православной Вере, это совершается в молитве и в церковных таинствах. В таинствах человек может сочетаться с Богом самым тесным образом. Из всех таинств самым важным является таинство Евхаристии или причащения, таинство Тела и Крови Христовых, в которых человек приобщается к самому Божеству. Таинство крещения и миропомазания – это таинство, через которое человек входит в Церковь , делается частью Тела Христова, избавляясь от греха и получая возможность начать новую жизнь. Таинство брака – это таинство, в котором человек сочетается с другим человеком для того, чтобы пребывать единым союзом, чтобы жить единым целым, единой семьёй. В таинстве елеосвящения или соборования для человека испрашивается прощение всех его грехов, в том числе и забытых, и прошение об излечении человека от болезней. Таинство покаяния – важнейшее в духовной жизни Православной Церкви. В этом таинстве человеку действительным образом прощается грех , который он совершил, при условии искреннего покаяния в этом грехе и исповедания этого греха в таинстве исповеди. Таинство исповеди – также одно из важнейших таинств, потому что именно через частое исповедание своих грехов человек получает благодатную возможность, благодатную силу и поддержку, чтобы избавиться, очиститься от греха и научиться впредь его не совершать. Таинство священства – это таинство, в котором человеку преподаётся благодать Святого Духа для совершения таинств, для свершения богослужения, та благодать, которая некогда была преподана самим Христом-Спасителем своим апостолам. В молитве человек сочетается с самим Богом, обращаясь к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«крестился еси» – на освящение души и тела в водах Крещения; «просветился еси» – на просвещение души верою; «миропомазался еси» – на Таинство Миропомазания; «освятился еси» – относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней; «омылся еси» – указывает на совершённый обряд омовения. Пострижение власов Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит: «Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом – верхняя часть лба, дальше – правая и левая стороны. Затем священник собирает остриженные волосы и отдает одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель. Присоединение к Православию Кроме лиц, не имевших до Крещения никакой конфессиональной принадлежности, Церковь присоединяет к себе уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов. В Православии существует три чина их присоединения к Церкви. 1 . Через Таинство Крещения. 2 . Через Таинство Миропомазания. 3 . Через Таинство Покаяния. При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал. Первый чин , который предполагает присоединение к Православию через Крещение , совершается в том случае, если речь идет о нехристианине (язычнике, мусульманине, иудее, буддисте или сектанте – например, муните, последователе Порфирия Иванова, «виссарионовце», свидетеле Иеговы). Это также все протестанты, кроме лютеран, реформатов, англикан и старокатоликов. Этим же чином принимаются и «древние» еретики – павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники 25 и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через Крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010