Но, безусловно, главным украшением Вознесенской часовни служит ее пятиглавие. Именно высокий, восьмигранный купол и 5 луковичных главок небесно-голубого цвета, увенчанных золотыми крестами, отличают ее от всех других валаамских часовен (которых в начале XX века было на архипелаге более 20). Число 5 — символично. Центральная, приподнятая над другими глава обозначает Господа Иисуса Христа, Который, согласно православному вероучению, является главой Церкви. Окружающие ее 4 главки символизируют 4-х апостлов-евангелистов — Матфея, Луку, Марка и Иоанна. Традиционно на Руси пятиглавием украшали лишь церкви и соборы, часовни же строили одноглавыми. Ставили их на перекрестках дорог, у речных перевозов (эти часовни, как правило, посвящали, свт. Николаю Чудотворцу — покровителю всех путешествующих по водам), при монастырских подворьях, а еще в тех местах, где свершилось некое чудо или знаменательное событие. Можно сказать, что часовни — это специально обустроенные для молитвы места. Дома — будь то город, деревня или монашеская обитель — каждый православный человек имел свою божницу, «красный угол», куда бы он мог обратиться во время молитвы. А вот вне дома, на широких (и не всегда спокойных) русских просторах такими «Божьими уголками» часто становились часовни. В них можно было не только помолиться, но и передохнуть, укрыться от непогоды. Писатель И.С. Шмелев, посетивший Валаам в 1896 года, писал: «Куда ни пойдешь на Валааме — всюду встретишь, совсем нежданно, крест гранитный или часовню. Дверь открыта, на аналое крест и евангелие, псалтырь старинный, и благодатно взирает Богоматерь, или Спаситель, кроткий, призывает к Себе трудящихся и обремененных. (...) Необыкновенное чувство испытываешь, когда увидишь лесную часовенку такую: так вот, будто, и осветит, и дебри не хмурятся и не пугают глушью, а свято смотрят, в самую душу проникают. И веришь, знаешь, что это все — Господне...». Однако часовня и храм имеют одно принципиальное различие. В часовне нет алтаря, и, соответственно, в ней нельзя служить Литургию, которая является средоточием, центром всей церковной жизни. Во время совершения Литургии происходит величайшее таинство — таинство Евхаристии или Причастия. Поэтому в Палестине везде, где свершались события земной жизни Спасителя, были построены церкви.

http://sobory.ru/article/?object=08687

Официальный сайт  Валаамского монастыря Выявленные объекты архитектуры (Приказ от 09.08.2005, Министерство культуры и по связям с общественностью РК) Воскресенского скита (архипелаг Валаам, п-ов Никоновский): 1) Баня и прачечная (1925-1933гг.), Дом для хранения сетей, баня (1909г.), дом жилой (1880 г.), Дом жилой для рыбаков у причала (1905г.), Казарма (перевезена с мыса Красного) 1925-1933гг., Корпус келейный (1906-1909гг.), Причал в Малой Никоновской бухте у " царской тропы " (конец 18 - нач. 19 вв.). 2) Воскресенский скит: Часовня Андрея Первозванного (1846 г.) (архипелаг Валаам, п-ов Никоновский). «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» Одной из лучших пристаней на Ладоге является Никоновская бухта, получившая название от имени жившего в конце XVIII в. иеросхимонаха Никона. Осенью в деревянном доме здесь жили рыбаки. На горе в Никоново издревле стояла часовня Св. апостола Андрея Первозванного, возобновленная в 1846 г. В 1896 г. известный паломник и благотворитель И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу уступить это место для устройства скита и пожертвовал 10 тыс. рублей. Он собирался остаться на Валааме, но афонские иноки убедили его поехать на Св.гору, где он вскоре скончался схимонахом в Андреевском скиту. Устройство скита на Валааме задержалось в связи с необходимостью построить каменные храмы в отдаленных Сергиевском и Германовском скитах. В 1901 г. стали расчищать место для будущего храма. Чертежи много работавшего в монастыре архитектора Н.И. Баранкеева были одобрены епархиальным начальством, ходатайство о строительстве удовлетворено Финляндским сенатом. Храм возводили на гранитной плите. С огромным трудом, с помощью взрывов и кувалдами углубили место для будущей пещерной церкви, заложили фундамент и летом 1902 г. начали класть стены. Через год храм был готов вчерне, к 1905 г. выполняли внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. церковь освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, будущий Патриарх Сергий. Пещерный храм во имя Св.Андрея Первозванного освятил 29 октября 1906 г. игумен Пафнутий.

http://sobory.ru/article/?object=05450

Перед нами сегодня стоят особые задачи возрождения монашеской жизни — от внешней красоты к созиданию внутренней духовной силы. Каждый, несущий послушание, знает, что послушание забирает силы, внимание. Иногда не хватает времени для достаточной молитвы, для чтения святых отцов и Священного Писания, для размышления о своей собственной жизни. Задача заключается в том, чтобы соединить умело и правильно одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте, столь необходимая сегодня, как и вчера, сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию. Потому что именно в глубине души монашествующих и вызревает та сила, которая способна защитить Церковь и принять на себя удар миродержителей тьмы века сего . Все то, о чем я говорю, не должно приводить к горделивому взгляду на самих себя и на свое служение. Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании. И я, обращаясь сегодня в первую очередь к братии обители, призываю всех вас не забывать о самом главном — о том стратегическом направлении жизни, потеряв которое, человек теряет все ориентиры. Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы увидеть, что подлинные стратегические цели практически отсутствуют в сознании людей, вовлеченных в суету повседневной жизни. Некогда подумать о своей жизни, о своем предназначении, о смысле своего пребывания на земле. Некогда духовно оценить все, что происходит сегодня с современным человеком, с самим собой, потому что все силы уходят на внешние обязательства — по работе, перед семьей, на множество других обязательств, которые человек выполняет. Монастырь и должен отличаться от мира тем, что в сознании братьев или сестер, принявших на себя священные обеты, никогда не должно меняться стратегическое измерение жизни. Оно не должно преломляться и разрушаться в наших обыденных каждодневных заботах. Мы должны видеть перспективу исторического развития рода человеческого. Мы должны чутко воспринимать своим сердцем опасности. Молиться, дабы предупредить гнев Божий. Молиться, дабы через молитву нашу Церковь обретала силу, способную вразумлять людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1557811.ht...

Перед смертью прп. Арсений завещал братии хранить афонский устав, иметь общую трапезу. Вероятно, обитель была общежительной в отличие от большинства новгородских монастырей. Вскоре после кончины прп. Арсения произошли 3 чуда, описанные в житии: избавление монастырских рыбаков из ледового плена, исцеление слепца, приведенного семилетней дочерью из новгородских Вяжищ на Коневец, и «расслабленного» инока Леонтия. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х - 60-х гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа» ( Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996). В 1551 г. при коневском игум. Пимене «боярские дети» М. К. Бровцын и Г. Щетинин преподнесли в дар монастырю шитый покров на раку прп. Арсения с соответствующей надписью (ныне в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Этот факт свидетельствует о том, что основателя К. м. почитали спустя 100 лет после его кончины. Возможно, уже во 2-й пол. XV в. было составлено Житие преподобного, предполагаемый автор к-рого «муж честен Варлам Коневьский» упоминается в Летописи Авраамки под 1458 г. в качестве кандидата на «владычество». По другой версии, Житие составил коневский игум. Варлаам в 70-х гг. XVI в. XV-XVII вв. Наиболее ранняя сохранившаяся монастырская грамота была выдана игум. Тарасию вел. кн. Иоанном III и его сыном Василием III как соправителем в авг. 1499 г. По этой грамоте К. м. освобождался от всех обязанностей по отношению к архиепископской кафедре, от уплаты торговых пошлин при закупке в Ст. Русе 70 «лубов» соли и др., а его рыбаки на Ладожском оз.- от «рыбного оброка»; игумен и братия подчинялись непосредственно царскому суду. Грамота была подтверждена в февр. 1535 г., а затем в 1554 г. царем Иоанном IV. Но игумен и братия в соответствии с нормами «Стоглава» были подчинены суду Новгородского архиепископа. Согласно писцовой книге Вотской пятины 1499-1500 гг., К. м. принадлежали 58 деревень, в которых проживали ок. 400 крестьян. По размерам земельных владений (238 обеж только в погостах Корельского у., преимущественно в Сакульском, Ровдужском и Кирьяжском, на 1478 г.- 189, на 1500 г.- 163, на 1568 г.- 164 обжи) К. м. мог сравниться со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем . По др. подсчетам, в Корельском у. обители принадлежали 162, 5 обжи ( Чернякова. 1998. С. 7-32; Мюллер. 1947. С. 23-24, 80).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

«Поистине, святого великого князя Александра Невского можно назвать одним из духовных отцов нашего Отечества, к молитвам которого мы прибегаем не только в трудное для Родины время, но и в повседневной нашей жизни, прося помощи и вразумления каждому нести свой жизненный крест и противостоять невзгодам. Молитва святого князя Александра собрала вас сегодня на Валаамской земле. Отрадно видеть вместе столько образованных и заслуженных деятелей в гостях у нашей святой обители. Надеемся, пребывание здесь будет душеспасительным и полезным для всех вас», — сказал, в частности, владыка Панкратий. «Святой Александр Невский сохранил для нашей Родины Северо-Западные земли. Он сберёг Русь от нескольких карательных нашествий монголов, сохранил для России православную веру и национальную культуру. Александр Невский был поистине святым князем, настоящим патриотом, мудрым полководцем, дальновидным политиком, искусным дипломатом и храбрым, самоотверженным воином», — отметил отец Мефодий. А.А. Манин от лица председателя Законодательного собрания Республики Карелия Э.В. Шандаловича за большой вклад в духовно-нравственное воспитание и реализацию социально значимых проектов на территории Республики Карелия вручил награду Православному культурно-просветительскому центру «Свет Валаама» — его директору архимандриту Мефодию (Петрову). Валаамский монастырь на конференции представлял помощник игумена иеродиакон Герман (Мурог). В ходе чтений состоялось выступление ректора  Санкт-Петербургской духовной академии   епископа Петергофского Силуана , рассказавшего о связи великого князя Александра с Петербургом, Александро-Невской лаврой. Владыка Силуан отметил очень юный возраст князя, мудрого правителя и блестящего полководца, добродетели и сила личности которого должны служить примером для молодого поколения. Архиерей также рассказал также о праздничных мероприятиях по случаю 800-летия со дня рождения благоверного князя. Перед началом конференции владыка Силуан отслужил молебен у раки преподобных Сергия и Германа, а по окончании форума, 31 мая, возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители. Владыка также дал интервью монастырской газете «Свет Валаама».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816419...

Потому и устремлялись в пустыни, в горы, в пропасти святые отцы, отказываясь от мира, от минимального человеческого комфорта, от родных и близких, — для того чтобы найти место, где можно было бы погрузиться в самого себя и увидеть там образ Божий — но увидеть там и диавола. Ибо в сердце человеческом и происходит борьба диавола с Богом. И как человеку, неспособному наблюдать за своей внутренней жизнью, отличить одно от другого? Как не принять диавола за ангела света (2 Кор. 11:14)? За результат образования, воспитания, влияния современной культуры, за некую «продвинутость», раскованность — да мало ли каких слов не выдумал человек, чтобы объяснить и оправдать диавола, живущего в его сердце! Но если мысленным взором проникнуть в глубину, мы увидим, что это не современная культура, не образование, не образ жизни, а все те же самые ветхие древние искушения, через которые враг рода человеческого проникал в сердца людей. Для того чтобы созерцать грех и святость, образ Божий и диавольское искушение, требуется погружение в самого себя. И вот монастыри и должны быть такими местами, где люди способны погрузиться в самих себя. В первую очередь, конечно, это касается монашествующих. Через эту внутреннюю работу происходит постепенное преодоление искушений, соблазнов, возрастание в духовной жизни. Тогда люди, приезжающие в монастырь и так же погружающиеся в тишину уединенного места, обретают еще и иную возможность — через общение с людьми, прошедшими через глубокий духовный опыт, открыть для себя то, что было бы трудно открыть в другом месте. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что привязанность к повседневности, к суете житейской не дает нам возможности увидеть самих себя, познать самих себя. Но, с другой стороны, он говорит о том, что сама по себе суета происходит именно от того, что люди себя не познали. Познай себя, рассмотри Бога и диавола в своей душе. Дай бой злу. Открой сердце к добру, познай себя, и тогда никакая суета, даже в самом что ни на есть трудном месте жизни, где буйствуют страсти, пороки, где люди помрачаются сознанием, — не оторвут тебя от того, чтобы в самом себе видеть корень и причину болезней, страданий, а также радости и мира.

http://patriarchia.ru/db/text/1559889.ht...

«Православная Церковь в Америке — Сестра-Церковь и Дщерь-Церковь Русской Православной Церкви, — сказал в ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона. — Наша церковная жизнь и миссия в Северной Америке строится на том основании, которое дано нам Русской Православной Церковью, начиная с валаамских монахов, которые прибыли на Аляску в 1794 году. Также мы вспоминаем с любовью святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, и всех тех, кто был из России, служили в Америке и дали нам фундамент церковного бытия». «Мы являемся Церковью миссионерской, Церковью, в которой множество людей пришло к Православию в сознательном возрасте. Это и есть наследие и дар нам Русской Православной Церкви, ведь она в XVIII–XIX веках служила в Америке как миссионерская Церковь», — подчеркнул Митрополит Иона. На память о своем посещении Русской Православной Церкви Предстоятель Православной Церкви в Америке преподнес Святейшему Патриарху Кириллу икону с частицей мощей святого праведного Алексия (Товта). Вечером того же дня делегация посетила один из концертов Московского пасхального фестиваля в Московской консерватории. 27 апреля Блаженнейший Митрополит Иона посетил Троице-Сергиеву лавру и Московскую духовную академию. У Святых врат обители Предстоятеля Православной Церкви в Америке приветствовал наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Зайдя в Троицкий и Успенский соборы обители, Митрополит Иона затем направился в Покровский академический храм, где его встретил ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений. Делегация Православной Церкви в Америке осмотрела Церковно-археологический кабинет академии. В Малом актовом зале состоялась передача Московской духовной академии 100 экземпляров учебной Библии на английском языке. Днем состоялась встреча делегации с послом США в России Джоном Байерли. Вечером 27 апреля, в канун Радоницы, Блаженнейший Митрополит Иона посетил Новоспасский монастырь, где был встречен наместником обители архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Члены делегации Православной Церкви в Америке посетили храм-усыпальницу во имя преподобного Романа Сладкопевца, Спасо-Преображенский собор и Покровский храм, в котором присутствовали за вечерним богослужением.

http://e-vestnik.ru/church/blazhennejshi...

Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II , посетивший эту обитель в детстве и почувствовавший здесь явное присутствие Божией благодати, с большой любовью помогал совершаемому здесь богоугодному делу, которое благословил и вознаградил, предоставив обители в 1990 году статус ставропигиального монастыря. Ведь Прославляемый в Троице Бог не мог оставить без ответа непрестанные молитвы о сохранении обители, возносимые просиявшими на этом благословенном месте святыми — основателями обители преподобными Сергием и его учеником преподобным Германом, преподобными Антонием Ростовским, Арсением Коневским, Савватием Соловецким, преподобномучеником Титом, преподобными Германом Аляскинским, Антипой Афонским и Валаамским и множеством богоозаренных старцев вплоть до новых преподобномучеников XX века Феофана, Арефы, Иеремии и других. Мы прибыли из Константинополя и оказались перед великим чудом, которое  сотворил здесь Господь в наши дни. Мы гордимся этой многочисленной христолюбивой общиной, которая под покровом Пресвятой Богородицы и под духовным руководством Преосвященнейшего епископа Панкратия самоотверженно трудится для очищения и освящения душ и телес, оказывает духовную и материальную поддержку великому множеству паломников, способствует развитию церковного пения, подвизается для завершения реставрации и благоукрашения обители и тем самым передает великое послание Христовой любви всей Святой Руси. Продолжайте, дорогие братья и чада во Христе, со смирением и терпением нести ваш священный подвиг, будьте послушными Преосвященному епископу Панкратию и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, с искренней любовью относитесь друг к другу и ко всем (1 Фесс. 3, 12). Украсьте светильники ваших душ целомудрием и святостью и будьте готовы в любой момент встретить Жениха Христа! Молитесь о нашей общей Матери, Церкви Константинопольской, зная, что мы всегда молимся о вас и наша любовь постоянно пребывает с вами. От всего сердца благодарим Вас, Преосвященный Владыка наместник, за радушный прием, за теплые слова. Благодарим Вас за проявленную Вами и вашим братством любовь к нам. Мы желаем вам всего потребного ко спасению, и пусть Архипастырь веры нашей и нашего спасения Иисус Христос, молитвами Пречистой Своей Матери поддерживает и укрепляет Вас и вверенных Вам братьев.

http://patriarchia.ru/db/text/1168043.ht...

Редкие исключения доносят до нас рассказы о преобразовании территорий Валаамского и Соловецкого Спасо-Преображенских, Кирилло-Белозерского, Коневского Богородице-Рождественского монастырей, а также Толгской и Николо-Угрешской обителей и Нило-Столобенской пустыни. Но и эти тексты основное внимание уделяют не архитектурной, а агротехнической стороне вопроса. То есть в первую очередь рассказывают не об эстетических, а о сельскохозяйственных целях, преследуемых трудящимися на земле насельниками. Это и понятно: большинство монахов были выходцами из крестьян, и им было проще и понятнее заниматься привычным возделыванием полей и огородов, нежели формированием благоухающих садов. Впрочем, можно сформулировать и богословское обоснование некоторой незавершенности самой идеи — схемы сада по образу рукотворного рая. Ведь после грехопадения Эдем на земле воспроизвести уже невозможно — к нему можно лишь стремиться. Поэтому «город-сад», традиционно реализуемый в самых богатых и наиболее посещаемых христианских обителях католического Запада, на Руси никогда не рассматривался как конечная цель преобразований церковных земель. Исторические монастырские сады: типология и основные характеристики Традиционному внутримонастырскому саду (характерная площадь 50–300 м 2 ) на Руси сопутствует утилитарно-эстетическое единство. Здесь, как правило, доминирует регулярная планировка: гряды, прямые и пересекающиеся под прямым углом дорожки, совместное выращивание плодовых деревьев, овощей и душистых трав. Аналогичные же светским монастырские сады обычно разбивались в местах, где отдыхали богомольцы-паломники (у Святых врат или возле гостиницы). Сады вне монастырских стен (характерная площадь 300–700 м 2 ) создавались не так часто, хотя в них также присутствуют аллеи и рядовые посадки деревьев. Площадь такого сада обычно больше, а масштаб участков крупнее. Почти всегда такой сад объемлет монастырский пруд или соседствует с ним. Кроме того, очень часто подобные сады разбивались на месте древних рощ, где обретались чудотворные иконы (Толгский монастырь, Курская Коренная пустынь).

http://e-vestnik.ru/church/landshaftnyy_...

Реставрационные работы провел Духовно-просветительский центр «Свет Валаама» (директор игумен Мефодий Петров). Во время работ было обнаружено, что вся луковка и крест на кровле были прострелены, в самой луковке найдена застрявшие пули. «На Валааме, когда мы стали восстанавливать заброшенные храмы, не было ни одного непростреленного креста, – прокомментировал игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Эти простреленные кресты до сих пор на наших плечах, и долго нам еще нести эту тяжкую ношу безверия и кощунства, долго еще в поколениях будут отзываться снова и снова вражда или безразличие к вере и Церкви». На медальоне часовни написано: «Въ память Высошайшаго noceщehiя Валаамскаго Монастыря въ 1858 году Ихъ Императорскими Величествами Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ и Государынею Императрицею Mapieю Александровною съ Ихъ Августейшимъ Семействомъ воздвигли Настоятель Монастыря Игуменъ Дамаскинъ съ бpamieю». При строительстве часовни использовался серый полосчатый карельский мрамор (из карьера Рускеалы) и более скромный серый гранит, добытый на островах в северной части Ладоги. Образ иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» для создания часовни, возможно, был выбран не случайно. По преданию, икона появилась в России со времён царя Алексея Михайловича (1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, это был, по всей вероятности, св. Афанасий Константинопольский, Патриарх Афанасий поднес ему привезенную святыню, которой и была икона " Знамение " . Точно не выяснено, кто автор плана часовни. Известно только, что игумен Дамаскин в феврале 1860 года написал в письме архитектору Алексею Горностаеву, построившему на Валааме девять зданий, восемь из которых сохранились до сегодняшнего дня, следующее: «Ваша светлость Алексей Максимович! Я имею честь отправить Вам план часовни, посвященной памяти визита на Валаам Великого государя (Александра II), и я покорнейше прошу Вас нарисовать детали, необходимые для ее строительства... Каков Ваш совет... о строительных материалах: использовать ли наш собственный мрамор, качество которого Вы знаете хорошо, или гранит? Я ожидаю Вашего мнения и совета по этому вопросу». Что ответил на это письмо Горностаев – неизвестно. Но все-таки историки, сравнивая другие постройки Горностаева с часовней, приходят к выводу: автор – один и тот же.

http://sobory.ru/article/?object=08070

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010