В истекшем году вместе со всем народом России Церковь отпраздновала 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Будем же твердо хранить то, что создали и защитили наши предки. Пусть их свершения вдохновляют молодежь на беззаветное, жертвенное служение Отчизне. Состоялись общецерковные торжества по случаю 450-летия Казанской епархии, 450-летия преставления преподобного Нила Столобенского, 300-летия Православия на Камчатке. Эти памятные даты напомнили нам о трудах великих подвижников Православия, примеру которых мы призваны следовать. Мы совершили также церковно-общественное празднование 625-летнего юбилея Куликовской битвы, положившей начало освобождению Руси от тяжкого иноземного пленения, возрождению нашей государственности и собиранию воедино дотоле разрозненных русских земель. В прошедшем году продолжался братский диалог с представителями Русской Зарубежной Церкви. Свидетельством этого стало пребывание в нашем Отечестве мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Также нас посетили и многие другие святыни, которым поклонились тысячи православных христиан. Возблагодарим Всеблагого Господа за эту милость, вдохновляющую нас на укрепление единства Святого Православия. Божией милостью мне довелось в минувший год посетить Екатеринодарскую, Казанскую, Ярославскую, Калужскую, Нижегородскую, Санкт-Петербургскую, Бакинскую, Тульскую епархии нашей Церкви, а также Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и другие богоспасаемые иноческие обители. Везде я видел множество молящихся и тружеников церковных, чья ревность о Господе становится крепким основанием возрождения Православия на Руси. В июне прошедшего года Господь сподобил меня отметить 15-летие патриаршего служения. Принимая ваши поздравления, столь дорогие для меня и столь много говорящие моему сердцу, я еще глубже осознал, как много значит для меня ваша поддержка, ваши молитвы. Снова и снова обращаюсь к вам, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, всечестные иноки и инокини, все чада церковные, со словами глубокой и искренней благодарности. Господь да воздаст вам сторицей и «да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его» (Евр. 13, 21).

http://patriarchia.ru/db/text/74595.html

— В каком состоянии вы увидели Валаамский монастырь? — В ужасном. Я, конечно, ожидал увидеть печальную картину, но то, что открылось передо мной, шокировало. На тот момент Троице-Сергиева лавра была давно отреставрирована, а здесь всё рушилось прямо на глазах. Спасо-Преображенский собор был окружен уже сгнившими черными лесами. Корпуса тоже были в очень плохом состоянии. Никаких удобств не было: ни канализации, ни водопровода. Всё монастырское хозяйство было разорено. Электричество на всем острове отключали на целые часы веерным образом, потому что была одна старая дизельная электростанция. Тогда, в начале 1990-х годов, была всеобщая нищета в стране, происходили колоссальные реформы, экономика разрушалась, люди беднели. То время было очень тяжелым. Деньги еле-еле собирали на пропитание братии, не говоря уже о реставрации. И мы были счастливы, если удавалось сделать какие-нибудь небольшие работы. В то время нам помогали из Германии, Финляндии. Из других стран приходила гуманитарная помощь не только нам, но и местным жителям. Особенно тяжело было то, что мы жили в тесном соседстве с местным населением. Жить по соседству с людьми, которые злоупотребляют алкоголем, шумно себя ведут, монаху очень трудно. У входа в больницу, что напротив моей кельи, стояли и курили парни, которые приходили к медсестрам. Это было, мягко говоря, не очень приятно. Когда по окончании богослужения я возвращался к себе в келью, в соседней комнате шла своя «служба» с музыкой, алкоголем, разбитыми окнами. Много таких историй можно вспомнить. Разорение, пришедшее на Валаам в середине XX века, было не извне, а изнутри: местное население, которое до нас жило на острове, основательно разрушило обитель. Где был человек, там было хуже всего: запустение, мерзость разорения. Что же еще могло получиться, когда, например, в Воскресенском скиту в нижнем храме на месте алтаря устраивали прачечную или магазин в Успенском храме?! Во время реставрации иконостаса Успенской церкви под краской были обнаружены иконы XVIII века, которые сохранились лишь потому, что висели высоко. Храм Коневской иконы Божией Матери был разобран: из него сделали кормокухню для свиней.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_t...

В первый день лета теплоход пошёл по реке Свирь, являющейся важной частью Волго-Балтийского водного пути, чтобы привести делегатов к посёлку Свирьстрой Ленинг радской области. Отсюда автобусным маршрутом группы добрались до Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, известного с XV века как источник православной веры, которую проповедники несли язычникам карелам, вепсам и чуди. Несмотря на разгром, учиненный в мужской обители большевиками, и сегодня он знаменит многочисленными реликвиями, почитающимися во всём православном мире. Чиноначалие Александро-Свирского монастыря встретило славянских делегатов с иконой. После его посещения на борту «Княжны Анастасии» началось заключительное заседание Юбилейного Всеславянского Съезда, на котором руководители национальных делегаций и секций подводили итоги. Тогда же состоялось торжественное награждение участников грамотами и уникальными медалями имени выдающегося учёного-слависта В.И. Ламанского, выпуск которых был приурочен к 150-летию съезда 1867 года. Тем временем теплоход снова в Карелии. По холодному Ладожскому озеру «Княжна Анастасия» идёт на север - к Валаамскому архипелагу. Прибыв на Валаам 2 июня, делегация посещает легендарный, один из древнейших в России Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Кроме того, перемещаясь от скита к скиту и узнавая непростую историю этих мест, гости смогли в полной мере насладиться завораживающими видами карельской природы и проникнуться аскетическим духом Русского Севера. Утром 3 июня теплоход уже был на пристани имперской столицы России. Славянских делегатов ждала автобусная экскурсия по историческому центру Санкт-Петербурга, а затем их радушно встретила Александро-Невская лавра, где в трапезной после посещения службы состоялся торжественный обед, в начале которого было заслушано приветствие губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко делегатам Юбилейного Всеславянского Съезда, а председатель Президиума МСОО «Всеславянский Союз» О.А.Платонов обратился к собравшимся с заключительным словом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки. В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: " Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг " . Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного " Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле " и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.

http://sobory.ru/article/?object=00768

Валаам всегда был теснейшим образом связан с Коневцом. Эти две островные ладожские обители несли одинаковое миссионерское служение, просвещая карельские земли светом Христовым, а в более позднее время - свидетельствуя о православии в лютеранской Финляндии. И совсем неудивительно что на месте своей " возлюбленной пустыни " игумен Дамаскин основал скит с таким посвящением. Этим он подчеркнул и особое почитание чудотворного Коневского образа Божией Матери, и уважение к соседней древней обители. В этой пустыньке он молился, переписывал книги, резал для обители деревянные ложки. Устав Коневского скита был достаточно строгим. Братия здесь старательно упражнялась в послушании и молитве. Скитская трапеза круглый год была постной: не полагалось ни молочных, ни рыбных блюд. В будние дни они поочерёдно читали в храме Псалтырь, занимались хозяйством, возделывали сад и огород, следили за искусственными посадками редких пород деревьев в близости от скита, присматривали за пустынькой игумена Дамаскина и показывали её паломникам. Коневский скит, несмотря на свою строгость, не был закрыт для гостей. Его насельники имели благословение принимать и утешать каждого пришедшего гостя с определённым недугом. В начале ХХ века в скиту подвизался старец Сысой, а с 1926 года по 1940 г. - схимонах Николай. Страницы книг замечательных писателей Русского Зарубежья - Ивана Шмелёва и Бориса Зайцева - донесли до нас живые образы этих старцев. В середине 1950-х годов все постройки Коневского скита были разобраны " на хозяйственные нужды " , церковь приспособлена под кормокухню и позже сгорела. Келейный храм и дом игумена, которыми любуются туристы и паломники сегодня, были воссозданы в 2003-2004 гг. Их срубили архангельские плотники на материке, потом перевезли на Валаам и установили на своих исторических фундаментах. Интерьер церкви украшает выполненный из липы суздальскими мастерами в стилистике XVI века, резной иконостас. Из путеводителя: Ирина Матвеева " Валаам. Сортавала. Рускеала " . - Издание альманаха " Сердоболь " , 2021

http://sobory.ru/article/?object=09544

Ваше Блаженство! Вы не первый раз в этих стенах. Три года назад Вам довелось участвовать в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси во главе делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Мне памятны встреча с Вами и совместная молитва у великих святынь в крупнейших исторических центрах Святой Руси: в Москве, Киеве и Минске. На сей раз Вы уже прибыли к нам в новом качестве Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, и мы рады видеть в Вас преемника служения и продолжателя трудов череды Ваших предшественников на Митрополичьем Престоле Блаженнейших Митрополитов Елевферия, Иоанна, Дорофея, Николая и Христофора, которые не раз посещали Русскую Православную Церковь и всегда были для нас дорогими и желанными гостями. Духовные связи народов, окормляемых нашими Церквами, уходят корнями во дни древние (Пс. 142:5), и черпают истоки в миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики которых принесли святую православную веру на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир, совершая подвиг просвещения своего народа, брал пример со своего равноапостольного предшественника, святого Моравского князя Ростислава. Русская Православная Церковь никогда не забывала об этой близости, способствуя возрождению святого Православия в Чешских землях и Словакии и 65 лет назад положив начало автокефальному бытию Чехословацкой Православной Церкви. Заботясь о своей возлюбленной Дщери, а ныне Сестре, Русская Православная Церковь многое сделала для того, чтобы святое Православие в Чехии и Словакии не погибло во времена трудностей и испытаний. Ваше Блаженство, возлюбленные собратья-архипастыри! Ваш визит позволит нам утешиться с вами верою общею (Рим. 1:12) и поговорить устами к устам (3 Ин. 14) в теплой доверительной атмосфере. Вас ждет богатая и интересная программа. Вам предстоит посетить Московский Кремль и обители Москвы, а также Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, поклониться святыням Санкт-Петербургской митрополии и возглавить торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургских духовных школах.

http://patriarchia.ru/db/text/4595513.ht...

Вообще среди участников на этот раз преобладали отечественные коллективы и их коллеги с постсоветского пространства. Это объяснимо: сквозной темой всех концертов проходило 100-летие трагического 1917 года. Впрочем, те, кто ждал талантливых дебютантов, в накладе не остался. Чистейшим академическим звучанием порадовали Государственный камерный хор Армении «Ховер» и Челябинский камерный хор им. В.В. Михальченко. Высочайший исполнительский уровень хозяев — праздничного хора Валаамского монастыря под управлением Александра Бордака — в дополнительных аргументах не нуждается. Не могу не упомянуть о буквально потрясшем аудиторию концерте, где валаамцы выступили с программой песнопений в честь Пресвятой Богородицы. Иногда приходится слышать неодобрительные оценки в адрес однородных переложений авторских произведений, в оригинале написанных для смешанных коллективов (особенно когда речь идет о буквально всем известных сочинениях хоровой классики XIXXX веков). Хор Бордака ответил на подобные упреки безупречным звуком: пойте так, чтобы не к чему было придраться, и критики восхищенно умолкнут! Подтверждением тому — три овации, сорванные после рахманиновского «Богородице Дево, радуйся» и двух духовных концертов Павла Чеснокова — «Заступнице усердная» и «Мати Божия». Крути педали Фестиваль сегодня кажется настолько устоявшимся, что уже редко кто вспоминает, какие серьезные организационно-финансовые проблемы встали перед главным соорганизатором премьерной версии этого события в 2015 году — Академией православной музыки. Уже год спустя ношу подготовки концертов и труды по приему на архипелаге нескольких сотен участников и зрителей достойно разделили между собой Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и генеральный партнер фестиваля «Россети». На этот же раз при содействии и под внимательным кураторством обеих этих структур удалось пригласить две достойно отработавшие профессиональные команды. Фирма «Прайм Ивент» выступила в качестве исполнительной дирекции фестиваля, а творческое его наполнение обеспечила студия «Шоу Консалтинг».

http://e-vestnik.ru/reports/valaamskie_z...

Вход в верхнюю церковь решен в виде открытого крыльца, к которому ведут два гранитных лестничных марша с юга и севера. Четыре массивные гранитные колонны поддерживают двускатную кровлю крыльца. Они соединяются между собой арками, по оси главного входа между колонн — декоративная висячая гирька. Под крыльцом находится вход в нижнюю церковь, к которому с запада по склону холма ведет двухмаршевая гранитная лестница. Центральная часть храма пе­рекрыта куполом с четырьмя круглыми слуховыми окна­ми, над ними — восьмигранный глухой барабан с луко­вичной золоченой главкой и крестом. Первый ярус ко­локольни решен как четверик, освещенный с четырех сторон круглыми окнами, над ним еще один четверик — ярус звона с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. Завершающие колокольню купол, бара­бан и главка соответствуют по формам тем, что над основным объемом, но несколько меньшие по размеру. Воскресенская церковь сложена из кирпича мест­ного производства, поставлена на высокий цоколь из серого гранита. Плоскости стен расчленены пилястрами, подчеркивающими углы всех объемов. Окна верхней церкви обработаны сандриками с декоративными гирь­ками. Все объемы храма выделены раскрепованным карни­зом сложного профиля. Купол и главки церкви были скрыты «в шашку» кровельным железом, при реставра­ции железо заменено листовой медью. Воскресенская церковь — пример одного из направле­ний эклектики, так называемого «кирпичного стиля», ши­роко распространенного в русской архитектуре в конце XIX века. Как уже было отмечено, церковь двухэтажная. Два ее этажа сильно отличаются друг от друга как объемно-планировочным, так и декоративным решением. Нижняя церковь устроена в цокольном этаже и заглублена в скаль­ное основание. Дневной свет проникает туда через шесть маленьких окон, прямо над головой нависли тяжелые своды. Лампады и свечи давали церкви мерцающий свет. Престол церкви был освящен во имя апостола Андрея. Кроме Воскресенской церкви в комплекс скитских построек входят келейные корпуса и ограда с воротами и лестницей. Здесь использовано уже знакомое по скиту Всех святых решение — келейные корпуса вместе с огра­дой замыкают пространство скитской территории.

http://sobory.ru/article/?object=05459

Даже и опытному духовнику в такой ситуации очень не просто разглядеть возможности и склонности к монастырской жизни своего прихожанина, а опытных духовников у нас не так много, вот и решается ищущий монастырской жизни начинающий христианин идти своим путём, сам по себе. В лучшем случае он подготовится к монастырю, прочитав жития некоторых преподобных, возможно даже познакомится с какими-то святоотеческими книгами по аскетике, и, как правило, считает этого достаточным для практической монастырской жизни. Но сама эта практическая монастырская жизнь, наполненная самыми первыми, даже ещё и не иноческими искушениями, может стать камнем преткновения для подвижника. Всё, начиная с правильного выбора монастыря, основных правил общежития и взаимоотношений с собратиями и начальствующими, приходится будущему послушнику осваивать самостоятельно. Опыт предыдущей мирской жизни может оказаться полезным, а может наоборот, повредить выстраиванию правильной монашеской жизни. Как ни крути, без опытного советника тут не обойтись. А литературы о трудностях начальной духовной жизни современных монастырских послушников крайне мало, если сказать, что нет вообще. Книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», может оказаться ценным подспорьем и для тех, кто стоит перед выбором монашеского пути и для новоначальных насельников и для начальствующих, особенно во вновь открытых обителях. Не случайно книга получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Игумен Борис не понаслышке знаком с проблемами первых шагов монастырской жизни. Он десять лет был духовником одной из самых больших женских обителей России - знаменитого Толгского Введенского монастыря, а затем, уже больше 10 лет несёт послушание духовника и строителя Николо-Бабаевского мужского монастыря Ярославской епархии. Первые две части книги «Хочу в монастырь…» и «Желаю жития постнического…», объединённые в одном томе, обращены, прежде всего, к новоначальным инокам современного монастыря. В них рассмотрены наиболее часто встречающиеся искушения, с которыми сталкиваются неопытные послушники, и даны некоторые полезные советы для их преодоления. Второй том содержит третью часть книги отца Бориса - «Крест с украшениями», которая может стать полезным подспорьем для разрешения текущих проблем жизни обители монастырскому начальству, особенно тем, кто только вступает на эту стезю и не имеет собственного опыта устройства монастырской жизни. В качестве приложения автор снабдил второй том своего труда сокращёнными текстами монастырских уставов Троице-Сергиевой Лавры, Афонского Пантелеимонова и Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/26/...

Джизья. httр://www.livejournal.соm/ Джизья httр://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Джихад. httр://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Дмитрий Макаров. Хадж: трудная дорога к Богу. http://www.votpusk.ru/ Дни Ат – Ташрик. http://www.calend.ru Доктор Абду – ль – Фаттах Идрис, устаз сравнительного фикха при факультете «Шариат» университета Аль – Азхар. Тайный брак – порицается или считается недействительным. http://www.islamcivil.ru/ Доктор Юсуф Аль – Карадави «Исламское сознание: между неверием и экстремизмом». http://www.islamcivil.ru/ Доктор Шахид Асар. Обрезание в исламе. http://prediger.ru/ ДУМ РТ_Программа паломничества “Идель – Хадж”_Вопрос – ответ. mht.http://www.e_islam.ru/ Е.Морозова. Гармония в семье и браке. Даниловский благовестник. М. 2009г. Есть ли у женщины душа? Миф о соборе, решавшем этот вопрос. http://vera.mipt.ru/ Есть ли отличие между намазом мужчин и женщин? http://soliha.com/ ЕС узаконил шариат. http://www.pravda.ru/ Женщина в Христианстве. http://al – hayat.ru/ Женщина в Христианстве httр://uznaipravdu.org/viewtopic. php?f=16&t=61&start=о Женщины в Исламе. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом? http://www.islaam.ru/ Женщины в Исламе. http://www.islaam.ru/ Женское обрезание. httр://bb.jo.ru/index.рhр Жития святых святителя Димитрия Ростовского . Март. День 6. Страдание 42 мучеников Амморийских. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1993г. Ибрагим М. Кунна. 500 вопросов для мусульманских женщин. http://www.religia.кz/ Ибрагим Махтибеков. Ислам – праздник для женщин каждый день. http://www.islamcivil.ru/ Иллюстрированная история религий в двух томах. Том 1. СпасоПреображенский Валаамский монастырь.1992г. Имам ад – Дин Ахмад. Обрезание в исламе. Обрезание девочек: требование Ислама или дань традиции? http://prediger.ru/ Имена священного Корана. http://www.ahlibeyt.ru/ Институт религии и политики. httр://www.i – r.p.ru/ Институт религии и политики. В долине Мина вновь сотни погибших. httр://www.i – r.p.ru/ «И оставит человек отца и мать...» Тайна пола в православной традиции. Беседа с диаконом Андреем Кураевым. httр://besedа.mscom.ru/library/

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010