В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

— Делясь своими впечатлениями после инспекционной поездки по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии, игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий заметил, что увиденные им возрождающиеся обители напоминают Валаам 25 лет назад, когда все бытовые нестроения и неурядицы преизобильно покрывала благодать Божия. Но члены Коллегии выезжают также и в монастыри, которые почти достигли своего прежнего благолепия и монашеская жизнь в них налажена. По каким критериям выбирается та или иная обитель? — Святейший Патриарх Кирилл благословил нас посетить все епархии. Но сейчас мы, в первую очередь, отправляемся в епархии с наибольшим количеством монастырей. И я должна сказать, что все игумены и игумении, куда мы ездили, выражают свою искреннюю благодарность — прежде всего Его Святейшеству — за то, что об их обителях помнят, о них пекутся и молятся за них. Для епархиальных монастырей важно знать, что о них не забывают. Члены Коллегии даже до Ханты-Мансийской епархии «добрались», где своими глазами увидели, что монашеская община в Сургуте прочно встала на ноги. Вообще-то с прошением об открытии монастыря в той или иной епархии обращается к Священному Синоду Русской Православной Церкви правящий архиерей. Теперь подкрепить предложение владыки может отчет членов Комиссии СОММ, побывавших на месте. И вот, летом прошлого года на заседании Священного Синода было принято решение образовать в городе нефтяников женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» — первый епархиальный монастырь в новообразованной епархии. А где еще, после того как члены Коллегиальной комиссии ознакомились с положением дел и предоставили материалы по монашеским общинам, были открыты монастыри? На заседании Священного Синода от 16 апреля сего года было принято решение об открытии двух женских обителей. Одной — в Борисовке на Белгородчине ( Губкинская епархия ) в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А Иверский монастырь стал первой с дореволюционных времен женской обителью в новообразованной Орской епархии, входящей в состав Оренбургской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4605991...

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады. Каменная церковь во имя Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя Николая. В XVI веке шведы вновь начали воевать с Россией. В 1578 году, 20 февраля, преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной веры. В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвами которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре. После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. Царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV–XVI веках дало основание называть его честной и великой лаврой. В начале XVII века Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Краснодарский край Сочи, город. Сочи. Царственных страстотерпцев на Вишнёвой, часовня Сочи, город. Чемитоквадже. Царственных страстотерпцев, церковь Горячий Ключ, город. Саратовская. Царственных страстотерпцев, храм-часовня Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Рождества Христова, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Лесосибирск, город. Лесосибирск. Воздвижения Креста Господня, кафедральный собор (с приделом Царственных страстотерпцев) Курганская область Кетовский район. Большое Чаусово. Царственных страстотерпцев, часовня Курская область Курск, город. Курск. Царственных страстотерпцев, церковь Молдова Дубоссарский район (Молдова). Погребя. Царственных страстотерпцев, церковь Московская область Коломенский городской округ. Бортниково. Валаамской иконы Божией Матери на подворье Валаамского Преображенского монастыря, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Можайский городской округ. Борисово. Царственных страстотерпцев, церковь Наро-Фоминский городской округ. Апрелевка. Илии Пророка, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Ступинский городской округ. Щербинино. Царственных Страстотерпцев, часовня Богородский городской округ. Богослово. Царственных страстотерпцев, часовня Орехово-Зуевский городской округ. Куровское. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Церковь Царственных страстотерпцев в трапезном корпусе Орехово-Зуевский городской округ. Анциферово. Царственных страстотерпцев, часовня Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Софрино, посёлок. Димитрия Донского и Евдокии Московской, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Клинский городской округ. Демьяново. Царственных страстотерпцев, часовня Мурманская область Видяево, ЗАТО. Видяево. Царственных страстотерпцев, церковь Нижегородская область Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Царственных страстотерпцев) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом Царственных страстотерпцев)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=774

Мать будущего Патриарха Елена Иосифовна (в девичестве Писарева) была дочерью расстрелянного большевиками полковника Белой Армии. Святейший Патриарх Алексий: - В первую очередь, я благодарен своим родителям, которые дали мне жизнь, привили мне любовь к храму, к святыням, потому что ежегодно они ездили или в Псково-Печерский Успенский монастырь или в Пюхтецкий Успенский монастырь или в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1938 и 1939 годах. Общение со старцами Валаамского монастыря, с которыми мне, девятилетнему мальчику, пришлось встретиться, оставили на меня очень сильное впечатление. У меня не было никаких сомнений, по какому пути я пойду. Я в шесть лет уже знал наизусть Литургию. Я всегда молюсь о тех, кто примером своей жизни наставлял меня и учил. С четырнадцати лет Алексий Ридигер служил псаломщиком, алтарником, ризничим. В восемнадцать поступил в Ленинг радскую духовную семинарию, сразу в третий класс, а затем и в Академию, которую закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия. Ещё будучи студентом Алексий Ридигер был рукоположен во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма города Йыхви, а через семь лет - Успенского собора в Тарту. Вскоре он стал благочинным одного из округов Таллиннской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Протоиерей Алексий совершал богослужения в русских приходах на церковнославянском языке, в эстонских - на эстонском, который знал в совершенстве. Святейший Патриарх Алексий: - В конце 1959 года умерла моя мать. Мы остались вдвоем с отцом. У нас была очень дружная семья. После смерти матери мое желание принять монашество стало еще более твердым. Я поехал в Троице-Сергиеву лавру и получил благословение от Святейшего Патриарха Алексия. Он спросил меня какое бы я хотел принять имя. Я сказал, что я привык к своему имени, и мне бы хотелось его сохранить. Святейший Патриарх сказал, что по традиции нужно два имени положить в раку преподобного. Были положены: имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. Вынутый жребий указал на святителя Алексия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Богородицы (имя отца, по-видимому, заимствовано из Жития прп. Александра Свирского). Склонный к уединению, Евстафий в юные годы оставил родительский дом и поселился в Макариевом калязинском во имя Святой Троицы монастыре. Родители хотели, чтобы сын вернулся домой, но по убеждению преподобного сами оставили мир и приняли монашество. Пробыв в обители 3 года, святой по откровению свыше ее оставил и, как сообщает Житие, ушел в Саввин Вишерский мужской монастырь. Там в 1437 г. в возрасте 25 лет принял постриг. Предание называет Е. учеником прп. Саввы Вишерского. Эти сведения, вероятно, основаны на Житии прп. Саввы, где упоминается его ученик Ефрем, к-рый вместе с преподобным участвовал в создании Вишерского мон-ря (прп. Савва поселился на р. Вишере, по-видимому, в 1414-1415) и после кончины прп. Саввы (1 окт. 1461) вместе с его учеником Андреем по завещанию наставника принял руководство братией. Однако отождествить Е. с учеником прп. Саввы, управлявшим после 1461 г. Вишерским монастырем, трудно, поскольку в 1414-1415 гг. Е. в соответствии с хронологией Жития был ребенком и не мог выполнять поручения прп. Саввы в Новгороде, связанные с устраиваемой Вишерской обителью; кроме того, к 1461 г. Е. уже подвизался в созданном им Перекомском мон-ре. Также не соотносится с Житием Е. известие в «Сказании о Валаамском монастыре» (сер. XVI в.) о создании Спасо-преображенского Валаамского монастыря пришедшими из Новгорода Е., «иже последи монастырь на Перековском острове на Илмене, велицем езере, съгради», и иноком Сергием ( Охотина-Линд. 1996. С. 167). По мнению Охотиной-Линд, Валаамский мон-рь был основан не ранее 1388 г. и не позднее 1415 г. Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент эмалевой иконы «Собор Новгородских святых». 1866 г. (СПГИАХМЗ) Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент эмалевой иконы «Собор Новгородских святых». 1866 г. (СПГИАХМЗ) Получив от Бога повеление удалиться в пустынное место, Е. по благословению настоятеля мон-ря (по сведениям Жития Е., прп. Саввы Вишерского) в 1450 г. ушел на оз.

http://pravenc.ru/text/182091.html

История Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря начинается с 1500 года, когда в эти места для отшельнических подвигов пришел ученик преподобного Александра Свирского преподобный Геннадий Важеозерский и поселился в маленькой пещере почти у самой воды. Преставился преподобный около 1516 года. Он был погребен в своей пещерной келии. В 1520 году здесь подвизался еще один ученик преподобного Александра — преподобный Никифор Важеозерский, который построил деревянный храм в честь Преображения Господня и основал монастырь.  В 90-х годах XIX века в устроении монашеской жизни монастырю помогал св. прав. Иоанн Кронштадтский, несколько раз за это время посетивший обитель, им был освящен вновь построенный на месте сгоревшего деревянный Преображенский храм. После революции монашеская жизнь в монастыре прервалась. В 1923 году обитель была закрыта, а в ее стенах расположились колония для несовершеннолетних и психиатрическая больница. Храмы были осквернены: в Преображенском храме устроили спортзал, во Всехсвятском — сначала столовую, потом клуб. Монашеская жизнь возобновилась в данном монастыре лишь с 1991 года. Основание Андрусовой пустыни связано с именем преподобного Адриана Андрусовского, владельца богатого имения. В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления, а позднее стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, дворянин Андрей Завалишин принял постриг в Валаамской обители с именем Адриан. Спустя несколько лет монах поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озер, к нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Царь Василий III пожаловал милостыню Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать ее каждые два года. Также государь освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы. Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере; атаман потребовал от иноков, чтобы они покинули обитель. Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман смеялся над монахами, но преподобный так долго и смиренно умолял его, что разбойник смягчился и сказал: «Живите».

http://patriarchia.ru/db/text/4552582.ht...

Источник: Валаамский монастырь и его подвижники./Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона (XVII в.). При о. Маврикии закончилось строительство Новоиерусалимского (Воскресенского) скита. Гора, на которой он стоит, получила название Сионской; протока за ней, соединяющая Ладогу и Никоновское озеро, — Кедрона. К северу от Гефсимании — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая деревянная часовня в русском стиле. Она была освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня. За ней, по семикилометровой дороге к монастырю, поле - «Иосафатова долина»; справа, как в Палестине, находится Мертвое море — Лещевое озеро; со Средним проливом его соединяет река Иордан. Далее, слева от дороги — на месте кирпичного завода — село Скудельниче. Возвышенность с главной усадьбой и Преображенским собором уподоблена горе Фавор. Гефсиманский скит расположен у подножия Елеонской горы. В палестинском Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица. Поэтому скитская церковь освящена во имя Успения Богородицы (ее устроили в 1911 г., присоединив алтарь к часовне постройки 1906 г.). Церковь завершена шатрами и богато украшена резьбой. Внутреннее убранство, в частности иконостас из кипариса, было впоследствии полностью утрачено. В 1930-е гг. в скиту располагались финские артиллеристы. Церковь освящена вновь 12 сентября 1998 г. Ведутся восстановительные работы. Воссоздан резной кипарисовый иконостас, отлиты пять колоколов. Рядом находится деревянная часовня с иконой «Моление о Чаше» (в память о молитве Господа в Гефсиманском саду перед Крестными Страданиями). За церковью, между пихтами, два келейных корпуса для братии. Здесь жили 8-10 человек, в том числе, в начале 1920-х гг., — исповедник «старого стиля» иеромонах Тимон (Питкевич), в схиме Михаил (1877-1962); старец скончался в Псково-Печерском монастыре. Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Здесь при игумене Маврикии в 1910 г. установлен поклонный крест серого гранита с символами Крестных Страданий Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=05457

Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом большом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные (самые дальние верст 8-10) скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя преподобных Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя святого пророка Ильи. В нижнем храме, у второй колонны, почивают мощи основателей монастыря; над местом их упокоения установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки — византийский; колокольня — готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера. В монастыре принят устав Саровской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древне-русский столповой напев; в скитах совершается неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранится частица мощей преподобного Иакова Боровичского (см. 23 октября). В Александре-Свирском ските есть пещерка преподобного Александра (см. 30 августа), устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такова, что в ней один только не очень рослый человек может стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находится образ преподобного; близ самой церкви скита находится могила преподобного, осененная ныне гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешается вкушать, рыбная же употребляется иногда в положенные дни. В скиту женщинам дозволяется вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год постная и даже в великие праздники иноки не вкушают скоромного масла и рыбы.

http://sobory.ru/article/?object=00888

После Февральского переворота в период «разгула демократии» был устранен с кафедры решением епархиального собрания, которое предъявило ему стандартное обвинение в «возбуждении религиозной и национальной розни». 1 мая 1917 владыка был уволен на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Именно как представитель от монашества владыка Антоний был избран членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—18, где был товарищем председателя Собора, членом Соборного Совета и председателем отдела о единоверии и старообрядчестве. При выборах Патриарха он получил наибольшее количество голосов, после избрания жребием Патриарха был избран 7 дек. 1917 членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне (Беллавине). Между тем еще в ходе работы Собора, опираясь на новый закон об избрании народом епископов, Харьковская епархия 19 августа подавляющим большинством голосов избрала своим архиереем архиеп. Антония, и власть не смогла ничего сделать, чтобы воспрепятствовать его возвращению к управлению епархией. Возвращение его в Харьков было триумфальным. 11 дек. он был возведен в сан митрополита. Вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 Украинский Церковный Собор избрал владыку Антония Митрополитом Киевским и Галицким. 4 дек. он был арестован по приказу Петлюры вместе с еп. Евлогием (Георгиевским) и Никодимом (Кротковым), архим. Виталием (Максименко) и др. влиятельными противниками церковного раскола на Украине. Их вывезли в Польшу, затем в Австрию и Румынию, где заточили в базилианском монастыре в местечке Бучач Тернопольского округа. Через несколько месяцев владыка Антоний был освобожден, но в день Святой Троицы снова арестован на сей раз польскими властями и заточен в монастырь молчальников в местечке Беляны под Краковом. Освобожден он был только в сент. 1919 после вмешательства Антанты. Сразу же вернулся в Киев, но вскоре вынужден был бежать из Киева, оставленного армией А. И. Деникина. В к. 1919 избран почетным председателем Юго-восточного Высшего Временного Церковного Управления и был назначен временно управляющим Кубанской епархией, жил в Екатеринодаре. В н. 1920 бежал в Новороссийск вместе с другими членами Управления, а после поражения войск генерала А. И. Деникина в марте 1920 эмигрировал в Грецию, с апр. по сент. жил в Пантелеимоновском монастыре на Афоне. В сент. 1920 г. был вызван генералом П. Н. Врангелем в Севастополь для управления Церковью, на территории, подконтрольной Русской армии. Однако уже 19 окт. 1920 из-за наступления Красной армии был вынужден окончательно покинуть Россию, бежал в Константинополь, откуда вскоре перебрался в Сербию.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010