Еще одна немаловажная деталь на многих иконах Преображения — это изображение Фавора. Несмотря на то, что это не скалистая гора, а достаточно пологий холм, перед зрителем обычно предстает каменистый крутой склон. Он символизирует восхождение, которое должна пройти душа на пути к Вечности. А деревья, растущие на горе, — это напоминание о Крестном Древе и приближающемся голгофском подвиге. Храмы Преображения Господня Во всем мире сотни православных храмов, посвящённых этому празднику. Только в Москве их около полутора десятков ( Храм Преображения Господня на Песках , храм Преображения в Тушине и др.) Вот ещё некоторые Преображенские храмы России: Храм Преображения Господня на Преображенской площади в Москве был построен еще в XVIII веке, первоначально — на территории двора Преображенского полка, оставался действующим после революции, но в 1964 году был взорван якобы в связи со строительством метро. В начале XXI века церковь была воссоздана в том виде, в каком ее застало разрушение. Санкт-Петербургский Спасо-Преображенский собор — один из самых посещаемых в северной столице. Его строительство также связано с историей созданного Петром I полка. Храм не переставал быть действующим, а в годы Великой Отечественной войны в подвале было бомбоубежище на 500 человек. Расписание богослужений: http://spaso-preobr-sobor. ru/raspisanie-bogosluzhenij Спасо-Преображенский собор в Выборге — кафедральный собор Выборгской епархии. Страница прихода в социальных сетях: http://vk. com/orthodox. vyborg Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — крупнейшая на северо-западе России обитель, главный храм которой также освящён в честь этого праздника. Сайт монастыря: http://valaam. ru Ещё один известнейший Спасо-Преображенский монастырь находится в Архангельской области, в Белом море. Сайт Соловецкой обители: http://solovki-monastyr. ru Сормовский Спасо-Преображенский собор, построенный в начале ХХ века, — один из красивейших храмов Нижнего Новгорода. Расписание богослужений: http://pravsormovo. ru/ru/raspisanie_bogosluzheniy/?nid=3&a=entry. show

http://foma.ru/preobrazhenie-gospodne-2....

В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи. 2. Церковь во имя Успения Божией Матери. 3. Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами. 4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу. 5. Колокольню при соборной церкви. 6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы. 7. Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат. 8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря. 9. В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий. 10. Скиты, построенные для валаамских пустынников. http://valaam.ru/history/5505/ На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия. Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радости " . Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем - третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе. Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания - скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. - разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев. http://valamo.ru/abraham/ В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.

http://sobory.ru/article/?object=00888

Калязине (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик Новоспасского монастыря г. Москвы иерей Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Данилова монастыря г. Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница Зачатьевского монастыря г. Москвы монахиня Иоанникия (Жданова); директор духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник Информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря г. Москвы А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев. Также во встрече принял участие настоятель приходов Русской Православной Церкви в Египте иерей Алексий Машков. С коптской стороны во встрече участвовали: Патриарший секретарь иеромонах Кирилл Анба Бишой; представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони; советник Коптского Патриарха доктор Антон Милад; руководитель Патриаршего отдела по реализации церковных проектов Барбара Солиман, другие сотрудники Патриархии. Митрополит Дионисий с сопровождающей делегацией также посетили находящийся на территории Патриаршей резиденции кафедральный собор апостола Марка и поклонились почивающим в храмовой крипте честным мощам этого просветителя Египетской земли, а также мощам святителя Афанасия Александрийского. Монашеская делегация из России побывала в расположенном на территории Коптской Патриархии соборе первоверховных апостолов Петра и Павла и осмотрела музейную экспозицию, посвященную новомученикам Коптской Церкви. В тот же день гости из России посетили старый христианский центр Каира — храм мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где некогда останавливалось Святое Семейство, с сооруженным в нем впоследствии храмом, знаменитую коптскую «Висячую церковь» (Муалляка), храм великомученицы Варвары, женский монастырь великомученика Георгия Победоносца и Коптский музей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6023936.ht...

Возведение каменного собора стало венцом деятельности игумена Назария. Он принял монастырь в крайнем запустении - не хватало даже священников для совершения службы. За время его правления монастырь возрос и духовно, и материально. В своих наставлениях братии отец Назарий писал: «Храм Божий никогда не может быть пуст. В нем находятся блюститель Престола Господь и Ангелы. А далее, если прихожане ваши не пришли к Богослужению, отправляемому вами, то он всегда наполнен будет Ангелами, хранителями душ их. Ибо при всяком славословии Божием, по пламенеющей любви к Господу своему, Ангелы Божии первые бывают и сослужители, и сославители. Они наполнили бы церковь святую в ваше служение». Дело игумена Назария по благоукрашению обители и Спасо-Преображенского собора продолжил его преемник – иеромонах Иннокентий. Так, в 1809-1810 годах над мощами основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, в нижней церкви собора была установлена рака, «расписанная живописной работой». Контракт на выполнение этой работы, а также на роспись алтаря и стен соборной церкви был заключен монастырем с живописцем Алексеем Козьминым в 1808 году, а несколько ранее, в 1805-м, в соборе установлен деревянный резной пятиярусный иконостас, изготовленный и вызолоченный мастером Иваном Сиверсом. В 1823 году деревянная рака на средства «доброхотных дателей» была заменена на серебряную. Сохранились немногочисленные воспоминания паломников о старом, назарьевском соборе. В 1828 году монастырь посетил создатель карело-финского эпоса «Калевала» Элиас Леннорт. Особое впечатление произвел на него Спасо-Преображенский собор со звонницей: «Войдя в церковь, я был немало удивлен предстоящим вдруг передо мной великолепием. Стены сплошь покрыты картинами в позолоченных и посеребренных рамах. Позолочены и посеребрены были колонны и сводчатый потолок. То тут, то там поблескивали драгоценные камни, вправленные в серебро и золото окладов. Куда ни бросишь взгляд, везде лишь золото, серебро и упомянутые картины, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового Завета, а также лики святых и прочее. Особенно много картин из жизни основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, которые обрели спасение на Валааме. На одной изображено, как они плывут по волнам на каменной плите, на других – как они основывают монастырь, либо ведут службу и благословляют молящихся».

http://sobory.ru/article/?object=05454

Я хочу сердечно поблагодарить всех, кто участвовал в воссоздании монастыря и в строительстве Владимирского скита. На молитвенную память о сегодняшнем событии хочу передать в дар евхаристические сосуды с соответствующей памятной надписью. Вечером, 21 сентября, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен у раки с честными мощами прп. Сергия и Германа Валамских в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Затем состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия – священноархимандрита Валаамской обители с братией монастыря. Его Святейшество, в частности, сказал: «Преосвященный и дорогой владыка игумен, братия обители! Я благодарю Бога, что Господь судил мне в этом году вновь посетить Спасо-Пребраженскую Валаамскую обитель. Сегодня, в воскресный день и праздник Рождества Пресвятой Богородицы мы совершили чин Великого освящения Владимирского скита. Более 90 лет на Валааме не освящался ни один храм. Но милостью Божией, трудами владыки игумена, братии обители, помощью благотворителей и многих друзей Ваалаамского монастыря создан скит святого равноапостольного князя Владимира. Знаменательно, что освящен храм в год, когда Церковь отмечает 1020-летие Крещения Руси. Я хочу сердечно поблагодарить владыку игумена и братию обители за святые молитвы, укрепившие меня, и я вновь посетил эту обитель, что для меня – великое утешение и милость Божия. 70 лет назад, в 1938году, я впервые посетил Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Сколько раз еще судит Господь мне посетить эту обитель? Каждый раз уезжая, предаешь себя на волю Божию, и надеешься, что, может быть, и еще раз приведет Господь посетить святое, освященное подвигами преподобных Сергия и Германа и многих поколений монашествующих, вашими трудами и молитвами место, где всегда получаешь духовное укрепление и поддержку на жизненном пути. Я молитвенно желаю владыке Панкратию и всем насельникам обители с честью и достоинством нести ваше служение. Ваш долг и обязанность - не только свое спасение совершать, но молиться о мире, о тех, кто с верой и упованием обращает свои взоры на эту обитель, чтобы они получали духовное укрепление и поддержку.

http://sedmitza.ru/text/416084.html

Снеси же просфору обратно тому, от кого взял, и впредь будь осторожнее». Как ни тяжело было это благословение, послушник безропотно его исполнил. Однажды братия со скотного двора высказала ему свою скорбь, что не всякий раз удается сходить в баню. «Эх, дети, – заметил отец Ионафан, – что вам заботиться о внешней чистоте тела, которое можно во всякое время омыть; не лучше ли подумать о внутренней чистоте души, нечистота которой бывает иногда едва заметна, между тем она вреднее всякого навоза, приставшего к телу извне». Игумен Ионафан, в детстве испытав не себе всю тягость сиротства, охотно принимал в монастырь способных к труду мальчиков-подростков, чаще сирот и детей бедных родителей. Дети учились в монастырской школе грамоте, а в мастерских – различным ремеслам. Игумен искренно радовался за тех, которые, проведя в обители юношеские годы, оставались в ней и принимали монашество. Одним из них был будущий настоятель обители игумен Гавриил, поступивший в монастырь еще отроком. При игумене Ионафане был выстроен второй кирпичный, смоляной и кожевенный заводы, хлебный амбар и скотный двор с фермой и всеми службами. Для доставки из Петербурга необходимых для монастыря грузов построен корабль. Расчищены, осушены от болот и распаханы годные для посевов и покосов участки земли. Особенным вниманием игумена Ионафана пользовалась монастырская библиотека. Его стараниями она пополнилась более чем на 1500 книг. Но самым главным в строительной деятельности игумена Ионафана стал выстроенный им вчерне каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней. Храм величественно поднял свои главы с крестами, но дни игумена были уже сочтены. Летом 1890 года игумен Иоанафан почувствовал недомогание. В начале января 1891 года, отслужив в последний раз литургию на праздник Крещения Господня, старец ослаб настолько, что окончательно занемог и больше не выходил из кельи. Предчувствуя близкую кончину, он все дела по управлению обителью передал отцу казначею. Пособоровшись и причастившись Святых Христовых Таин, 20 января в 5 часов утра, в тот самый момент, когда в соборе на утрени пели великое славословие, игумен Ионафан тихо скончался. Его могила, осеняемая гранитным крестом, находится за алтарем церкви на Игуменском кладбище, рядом с могилой его предшественника игумена Дамаскина. Читать далее Источник: Валаамский патерик - пос. Валаам (Респ. Карелия): Изд. Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2001. - 365, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Единство и благополучие этого мира были беззаконно нарушены событиями революции: в 1917 году монастырь был закрыт, а двое его насельников: иеромонах Сергий, до пострига – Иван Гальковский, ииеродиакон Андроник, до пострига - Александр Барсуков - были злодейски убиты. В 2000 году они были канонизированы Русской Православной Церковью.Оба новомученика были валаамцами. Первым в 1911 г. из Валаамского монастыря в Носовский перевели о. Сергия, уроженца Витебской губернии. В 1908 г., в год открытия Носовского монастыря, он только был зачислен послушником в Валаамский монастырь и проходил рыболовное послушание. В 1910 г. его постригли в монашество и на следующий год перевели в Носовский монастырь, где он бы рукоположен воиеромонаха и являлся одним из трёх священноиноков новой обители. Иеродиакон Андроник, уроженец Олонецкой губернии, поступил в Валаамский монастырь в 1895 г. Был зачислен послушником в 1900 г. Пострижен в монашество в 1907 г. Он нес послушание помощника благочинного, затем находился в Тихвинском скиту, был канонархом. В Носовский монастырь о. Андроника перевели в 1916 г. и в 1917 рукоположили во иеродиакона. Он исполнял ответственное послушание эконома обители, и в том же 1917 г. защищая больного игумена и суммы монастырские, был злодейски убит хулиганами, напавшими на монастырь. Иеромонах Сергий погиб вместе с иеродиаконом Андроником (Барсуковым). Двое названных валаамца были первомучениками революции. В обстановке растущего беспредела и беззаконий они пали жертвами первой волны красного террора. В 2000 г. из пострадавших за веру в революционный 1917 год Русской Церковью были канонизированы трое новомучеников: прот. Николай Кочуров и двое вышеупомянутых валаамских пострижеников. Их имена были упомянуты 7 (20) сентября 1918 г. на последнем заседании Священного Собора Русской Православной Церкви в докладе секретаря Собора В.П. Шеина «О гонениях на Церковь и новых мучениках»: «Почти по всей России совершается осквернение и поругание святынь… Нет ни одной епархии в пределах Советской республики, где бы ни было захвачено имущество почти всех монастырей. Одни из таких захватов носили характер чисто разбойничьих нападений… как, например… нападение на Носовский монастырь Тамбовской епархии, сопровождавшееся убийствомдвух человек из братии – иеромонаха Сергия и иеродиакона Андроника и ранением двух послушников». В настоящее время это всё, что нам известно о святых подвижниках Носовского монастыря, препмчч. Сергии и Андронике. Мы знаем очень мало.

http://sobory.ru/article/?object=55496

Мною были подписаны 5 соглашений о социальном партнерстве и сотрудничестве Русской Православной Церкви с государственными структурами 6 . Еще один пункт Устава предписывает Патриарху «обращаться с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви». Помимо традиционных Рождественского и Пасхального посланий я также направил епископату, клиру и пастве г. Москвы послания в неделю Крестопоклонную (6 марта) и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Устав наделяет Патриарха правом посещать епархии Русской Православной Церкви. В текущем году с официальными визитами я посетил 24 епархии в России, Украине, Казахстане и Азербайджане 7 . Традиционно в течение года я посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и находящиеся за пределами столицы: неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре, посетил Оптину пустынь, Валаам, Соловки, Стефано-Махрищский монастырь и другие обители. В некоторых поездках были организованы масштабные встречи с общественностью городов (Алма-Ата, Екатеринбург, Петрозаводск, Одесса), с духовенством епархий (Днепропетровск, Тверь, Калининград) и насельниками монастырей (Свято-Введенская Оптина пустынь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь). Во время этих встреч я имел возможность ответить на многочисленные вопросы присутствовавших. За истекший год мною было совершено 195 богослужений 8 . В 2010 году я возглавил 7 епископских 9 и совершил 30 иерейских хиротоний 10 , освятил 22 храма 11 . Из совершенных богослужений в Москве и в ставропигиальных монастырях хотел бы выделить те, что были связаны с памятными событиями. 20 января я совершил чин освящения закладного камня в основание соборного храма в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Храм возводится вблизи Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкине. 22 мая мною совершено освящение воссозданного Никольского собора Николо-Угрешского ставропигиального монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Постепенно возрождается монашеская жизнь. Восстановлено и открыто около тысячи монастырей на всей канонической территории Русской Церкви, где подвизаются около 16 тысяч насельников и насельниц. Множество паломников посещает духовные центры России: Свято-Троицкую Сергиеву лавру , Александро-Невскую лавру, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь , Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь , Оптину пустынь , Покровский монастырь Москвы . Ежегодно под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходят Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. Сам Патриарх, будучи монахом, делится с участниками своими мыслями о совершенствовании монашеского делания. Монашество — это самоотверженная борьба со страстями, с грехом внутри своего сердца. Конечно, это нелегкий подвиг, и человек, который избирает этот подвиг и в нем пребывает всю жизнь, это герой — герой духа, герой веры. Монах твердо верит, что этот незримый труд ценнее, чем любой внешний труд, ибо он ведет к соединению с Богом… (Из доклада Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви 25 сентября 2023 г.) Больше десяти лет назад в общеобразовательных школах была введена дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которой существует модуль «Основы православной культуры». С каждым годом процент детей и родителей, выбирающих этот модуль для обучения, растет, а Церковь всемерно содействует повышению соответствующей квалификации педагогов, преподающих знания о Православии.   В годы пандемии коронавируса особое значение приобрело больничное служение. Многие священники и миряне откликнулись на призыв медиков и стали волонтерами: посещали больницы, навещали умирающих, несмотря на риск заболеть. Благотворительная деятельность достигла невиданных ранее масштабов. Врачи церковной больницы святителя Алексия круглосуточно работали в «красной зоне», учебный центр больницы готовил сотни волонтеров.  

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_per...

Постепенно возрождается монашеская жизнь. Восстановлено и открыто около тысячи монастырей на всей канонической территории Русской Церкви, где подвизаются около 16 тысяч насельников и насельниц. Множество паломников посещает духовные центры России: Свято-Троицкую Сергиеву лавру , Александро-Невскую лавру, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь , Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь , Оптину пустынь , Покровский монастырь Москвы. Ежегодно под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходят Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. Сам Патриарх, будучи монахом, делится с участниками своими мыслями о совершенствовании монашеского делания. Монашество — это самоотверженная борьба со страстями, с грехом внутри своего сердца. Конечно, это нелегкий подвиг, и человек, который избирает этот подвиг и в нем пребывает всю жизнь, это герой — герой духа, герой веры. Монах твердо верит, что этот незримый труд ценнее, чем любой внешний труд, ибо он ведет к соединению с Богом… (Из доклада Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви 25 сентября 2023 г.) Больше десяти лет назад в общеобразовательных школах была введена дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которой существует модуль «Основы православной культуры». С каждым годом процент детей и родителей, выбирающих этот модуль для обучения, растет, а Церковь всемерно содействует повышению соответствующей квалификации педагогов, преподающих знания о Православии. В годы пандемии коронавируса особое значение приобрело больничное служение. Многие священники и миряне откликнулись на призыв медиков и стали волонтерами: посещали больницы, навещали умирающих, несмотря на риск заболеть. Благотворительная деятельность достигла невиданных ранее масштабов. Врачи церковной больницы святителя Алексия круглосуточно работали в «красной зоне», Учебный центр больницы готовил сотни волонтеров. После начала специальной военной операции Церковь организовала масштабную благотворительную помощь пострадавшим в зоне конфликта и беженцам. Волонтеры-строители восстанавливают дома в частном секторе Мариуполя, врачи больницы святителя Алексия регулярно отправляются в больницы Донбасса, учебный центр больницы готовит сестер милосердия. Из зоны СВО в больницу и ее филиалы на лечение привозят пострадавших. Беженцам выдают гуманитарную помощь, вещи, лекарства, помогают с жильем, оформлением документов. С марта 2022 года было собрано более 410 млн рублей пожертвований и более 3 330 тонн гуманитарной помощи. Вопросы координации и повышения качества социальной работы поднимаются на Общецерковных съездах по социальному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/6107883.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010