Тогда иереем Виссарионом на должность настоятеля монастыря была предложена кандидатура игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), имеющего опыт управления монастырем в бытность его наместником Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской епархии, а в настоящее время являющегося начальником Сочинского подворья, а также Владимирского скита на Кавказе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Епархиальный Совет выразил на это свое согласие. 1 марта 2011 года иерей Виссарион встретился в Адлере с игуменом Ефремом (Виноградовым-Лакербая) и от имени духовенства Сухумо-Пицундской епархии просил отца игумена оказать помощь родине его предков в воссоздании монашеской жизни в Ново-Афонском монастыре, поскольку, формально называясь монастырем, обитель фактически функционировала не как монастырь, а как церковный приход. Игумен Ефрем пояснил, что, являясь клириком Московской Патриархии, он не может самовольно отлучаться с послушания, данного ему настоятелем Валаамского монастыря, которым является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На это о. Виссарион ответил, что в ближайшее время он собирается обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой помочь Сухумо-Пицундской епархии в восстановле­нии монашеской жизни Ново-Афонского монастыря и с этой целью позволить игумену Ефрему оказать Абхазии просимую помощь. Встреча о. Виссариона и игумена Ефрема со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялась 16 марта 2011 года. Святейший Патриарх дал свое согласие на то, чтобы игумен Ефрем помог Церкви в Абхазии. Получив благословение Настоятеля Валаамской обители, 31 марта 2011 года, игумен Ефрем с частью братии Сочинского подворья прибыл в Ново-Афонский монастырь. Временно исполнявший обязанности настоятеля Ново-Афонского монастыря, иерей Виссарион, представил игумена Ефрема эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой беседы было принято решение созвать Совет Сухумо-Пицундской епархии для утверждения игумена Ефрема в должности Настоятеля Ново-Афонского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/15/...

В моей памяти запечатлелся Спасо-Преображенский собор, который тогда был только что отреставрирован, и, казалось, весь сиял красками и золотом. Но и весь Валаамский монастырь произвел сильное впечатление. Всё в нем пробуждало у меня, 9-10-летнего мальчика, особые чувства. Это и удивительная северная природа, и так гармонировавшие с ней замечательные архитектурные памятники. Это и скиты Валаама, а главное — духоносные старцы, которые могли найти нужные слова для разговора и со взрослым, и с мальчиком. Эти две поездки во многом определили мой дальнейший жизненный путь. 4. Любимое занятие в детстве В детские годы моим любимым занятием было служить церковную службу, которую я почти всю знал наизусть. Родителей моё увлечение смущало, и они даже спрашивали у валаамских старцев, как к этому относиться. Старцы им сказали, что если всё делается серьёзно и благоговейно, то нет никаких возражений. 5. Переписка с монахом У меня сохранилась переписка с одним из валаамских монахов, который писал мне, мальчику, трогательные письма. Мои письма не сохранились, а письма монаха Иувиана были опубликованы в книге «Валаамский летописец». (Валаамский летописец: Труды монаха Иувиана (Краснопёрова). М., «Православная энциклопедия», 1995.) 6. Валаам перед долгой разлукой В 1939 году, перед началом Второй мировой войны, мы уезжали из Валаамского монастыря. Провожали нас, паломников из Таллина, с пением Валаамского гимна «О дивный остров Валаам:». Пели и провожающие, и отъезжающие, со слезами на глазах, потому что понимали, что многим уже не суждено здесь побывать. 7. Игуменское кладбище (Валаам) Мне особо запомнилось Игуменское кладбище Валаамского монастыря в 1988 году, когда всё там было разорено, а в нижнем храме Преображенского собора ещё оставался кинотеатр. На Игуменском кладбище я совершал панихиду. Перед мысленным взором проходила вся история Валаамского монастыря и его удивительные игумены. 8. Игумены Валаамского монастыря. Труд монахов Среди насельников Валаамского монастыря был, например, игумен Дамаскин, из русских крестьян, превративший этот северный остров в цветущий сад. Это был человек от земли, который любил её. Да ведь большинство насельников монастырей в прошлом были крестьяне. Они называли землю «кормилица», «матушка», и она щедро платила им за эту любовь.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-ii-vs...

20. Августин Иппонийский . Блаженный. О граде Божием. – М.: Издательство СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. IV. 21. Андрей Кураев. Дьякон. Если Бог есть Любовь … – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997. 22. Афанасий Великий . Святитель. Творения. – М.: Издание СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. III. 23. Берри Г. Во что они верят. – М.: Златоуст, 1994. 24. В помощь Епархиальному Миссионеру. – Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1996. 25. В Сургуте возбуждено уголовное дело против «Свидетелей Иеговы»//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров. – 1996. – ноя. 26. Василий Великий . Святитель. Творения (репринт). – СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. Т. 1. 27. Вестник Центра Апологетических Исследований. – СПб: Ц. А. И. – 1998. – янв. мар. 28. Григорий Дьяченко . Священник. Область таинственного. – М.: Издательство «Планета», 1992. 29. Дворкин А. Введение в сектоведение. – Нижний Новгород. Издательство братства во имя Великого Князя Александра Невского, 1998. 30. Димитрий Ростовский . Святитель. Догматическое учение выбранное из сочинений святителя Димитрия//Христианское Чтение. – 1842. – IV. 31. Еврейская энциклопедия. – М.: Терра, 1991. – Т. 8. 32. Евсевий Памфил . Церковная история. – М.: СпасоПреображенский Валаамский монастырь, 1993. 33. Иоанн Дамаскин . Преподобный. Точное изложение православной веры . – Москва – Ростов – на – Дону: Издательство Приазовский край, 1992. 34. Иоанн Златоуст . Святитель. Избранные творения. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата 1993. T.I. Кн. 1. 35. Иоанн Златоуст . Святитель. Полное собрание Творений. – М.: Православная книга, 1991. Т. 1. Книга 1.2. 36. Иоанн Златоуст . Святитель. Указ. соч., 1996. Т. V. Книга 2. 37. Иосиф Флавий. Иудейская война. – Минск: Беларусь, 1991. 38. Иосиф Флавий. Иудейские древности. – Минск: Беларусь, 1994. Т. 2. 39. Ириней Лионский . Святитель. Творения. – М.: Паломник, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Первым местом расселения эвакуированных насельников мон-ря стала коммуна Каннонкоски (ныне в маакунте Кески-Суоми). В июле того же года братия приобрела усадьбу Папинниеми, принадлежавшую лесоперерабатывающему концерну Saastamoinen Oy в коммуне Хейнявеси, куда эвакуированное имущество доставлялось на баржах (Pyhiinvaeltajan Valamo. 2013. S. 11). Выбор места для возобновления Валаамской обители был обусловлен наличием в купленном имении необходимых сельскохозяйственных угодий, позволявших обеспечить братию пропитанием, а также обретением иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских в главном здании усадьбы ( Takala. 2011. S. 26). Поместье переименовали в «Новый Валаам» (Uusi Valamo). Данное название предложил геодезист, производивший обмер усадьбы перед ее покупкой мон-рем. Братия использовала это наименование в качестве географического обозначения местонахождения мон-ря, в т. ч. для корреспонденции, сохранив за обителью прежнее название - Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. Здания усадьбы были отремонтированы и частично перестроены, также был устроен корпус на 36 келий ( Шевченко. 2012. С. 262; Клементьев. 2017. С. 233). В Н. м. неукоснительно поддерживалась традиция ежедневной совместной молитвы. Первая Спасо-Преображенская ц. была устроена из 2 стоявших рядом амбаров (Pyhiinvaeltajan Valamo. 2013. S. 97-99). В убранстве храма были использованы иконы и утварь, вывезенные с о-ва Валаам: первоначально в трапезной церкви Валаамского мон-ря находились иконы из нижнего ряда иконостаса, иконы 2-го яруса - в праздничном ряду иконостаса главного храма, царские врата - в боковом приделе главного храма. В Н. м. совершался полный суточный круг богослужений по уставу храма преподобных Сергия и Германа Валаамских: утром, начиная с 3 ч., служили полунощницу, утреню, часы, литургию и молебен; вечером совершали 9-й час, вечерню и повечерие с 3 канонами (Иисусу Сладчайшему, Пресв. Богородице и Ангелу-хранителю), с акафистом и вечерним правилом ( Pyrr ö . 2000. S. 23). Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Валаам до первого нашествия называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии, когда в 1348 г. в Дерпте был подписан мир, Валаам отдыхал от шведского ига. В 1371 г. здешние монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Старцы усмотрели в этой беде Промысел для венценосного шведа, призвавший того в лоно Православной Церкви, как и Савла в свое время. Магнус, стал схимником, скончался спустя 3 дня после пострига. Монастырь получал от русских самодержцев различные льготы. Так, грамотой, пожалованной велик.князем Василием III Иоанновичем даровал игумену Иоакиму с братией, от ряда пошли и повинностей освобождались крестьяне, которые жили в тех местах. В монастырских угодиях и на Валааме не били зверей, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и велик.князем Иоанном IV Васильевичем. Ну и так далее. В XVI ст. шведы снова пошли на Россию, и Валаам не избег этой участи. Враги напали на обитель 20 февраля 1578 г., умучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников. Через 3 г. эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем и новое нападение шведов опустошило обитель. Кто-то из братии с настоятелем в скитах в лесах укрывались, а кто-то - в Антониевом Дымском монастыре, где соблюдали устав Валаамского монастыря. Новгородские земли вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. А позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители. В XVI веке иноческая жизнь была сильной – тут появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее честной и великой Лаврою. XVII столетие Монастырь был уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Враги стоили на месте сожженной обители дома, думая тут всегда господствовать. Братия, зная о нападении шведов, с Валаама увезли на хранение в монастыри Новгорода многие святыни, перебираясь сюда иногда. Но многие ушли в Ладогу, и тут в 1618 г. дан был им в управление Ладожский Васильевский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Валаамский_Спа...

Рядом с храмом был восстановлен колодец Ильинского скита, устроенный еще в XIX веке. Все, что было найдено в нем во время чистки, сейчас лежит рядом со старыми скитскими солнечными часами. Долгое время после чистки воды в колодце не было. Отец Василий, настоятель скита преп. Александра Свирского, предложил братии налить в колодец немного святой воды, что и было сделано. Через некоторое время после этого колодец быстро наполнился чистой питьевой водой. В 2009 году над колодцем был устроен красивый деревянный навес. http://valaam.ru/publishing/15077/ 3 августа ездили на моторе в скиты Святой и Ильинский. В том и другом церкви и домики стоят почти не поврежденными, иконостасы и образа в церквях целы, только запрестольные образа в обеих церквях кощунственно испорчены. Источник: Игумен Харитон (Дунаев). Вторая поездка на освобожденный Валаам 1 августа 1942 года.//Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. — СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. С. 254-257. В 10 км к северо-востоку от монастыря, на небольшом острове Лембос в гряде так называемых Байонных островов в 1868 году по проекту архитектора Г. И. Карпова был построен скит во имя пророка Божия Илии в " русском стиле " . Внутреннее её убранство, иконы и изящный резной иконостас были изготовлены валаамскими насельниками. В 1950-е годы деревянный храм в отсутствии должного внимания, сгорел. Как было сказано ранее, в прошении о сооружении этого скита говорилось: " остров Лембос - крайний предел владений монастырских на востоке " , а его гавань - " лучшая в восточной стороне Ладожского озера " . Облик этого острова с его луговинами и прозрачными сосняками вдоль берега создавал ощущение приветливости и покоя. Однако современной скитской братии в наследство от прежних веков достались лишь несколько фундаментов, обрамлённый мраморный колодец, да идущая от причала великолепная лиственничная аллея. Но не зря на Руси говорят: " терпение и труд всё перетрут " ! Усердием иноков и благотворителей к 2006 году храм Ильинского скита был заново отстроен. Выполненный в тридиции русского северного зодчества, резной, шатровый, с нарядным тябловым (ярусным) иконостасом, какой-то на редкость радостный и светлый, он стал настоящим украшением современной обители.

http://sobory.ru/article/?object=09110

Спасо-преображенский собор. 2003 г. Наибольший подъем обители пришёлся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал большое каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионофан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек. Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит. К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении. Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хейнявеси (Heinävesi) в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён на несколько лет к Московской Патриархии, но территориально остался в подчинении Финской Православной церкви. В 1977 службы на русском языке прекратились, а в 1981 умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

http://isihazm.ru/1/?id=586

Содержание книги значительно расширено по сравнению с другими изданиями. Вошедшее в первую часть биографическое повествование составлено на основе писем старца. В настоящий сборник включены практически все его письма, хранящиеся в Валаамском монастыре в Финляндии. При их публикации сохранен стиль автора, сделаны минимальные сокращения. Над письмами помещены рисунки, сделанные рукой старца. Редакторская правка, пояснения составителей, а также сокращения заключены в квадратные скобки. Виталий Дегтерёв Из истории Валаама Валаамский архипелаг, расположенный в северо-западной части Ладожского озера, насчитывает около пятидесяти мелких островов общей площадью 36 квадратных километров. Площадь самого большого острова Валаам – 30 квадратных километров. Расстояние до материка – 22 километра, до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 километра, до Санкт-Петербурга – более 220 километров. С 1812 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндия. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финляндской Православной Церкви, ставшей в 1921 году автономной и через два года под давлением правительства перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Во время финской войны монастырь подвергся жесточайшим бомбардировкам с советской стороны. Казалось, обитель должна была быть стерта с лица земли. Но, милостью Божией, бомба, упавшая в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора, не взорвалась. Уцелела и редчайшая библиотека под тридцать тысяч томов. 5 февраля 1940 года по приказу финского командования насельники обители во главе с игуменом Харитоном были эвакуированы вглубь Финляндии. Это, как оказалось, была лишь репетиция исхода монахов, когда, с подписанием мирного договора, Карелия (вместе с Валаамом) отошла к СССР, и, опасаясь гонений, братия вынуждены были покинуть родную обитель. Двести пять человек: монахи, послушники, трудники монастыря – перешли с Валаама на территорию Финляндии. Подходящим местом для размещения общины посчитали расположенное в сельской местности Хейнявеси небольшое поместье Папинниеми (теперь оно называется Новым Валаамом – Uusi Valano по-фински). Первоначально монастырь состоял из выходцев с ладожского Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния. Развивалась приходская жизнь, в молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях Движения принимал отец Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен в диакона, а затем — во иерея. В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себя великую святыню — Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня — Валаам. Посещение Северного Афона, как называли Валаамскую обитель, оставило неизгладимый след в душе юного паломника Алеши Ридигера. Это событие сыграло, по признанию Патриарха, особую роль в его жизни. Следовательно, событие это повлияло и на судьбу Русской Православной Церкви, неразрывно и непостижимо связанную с жизнью ее Предстоятеля. В конце 1930-х годов сложно было предположить, что посещение Валаама отроком Алексием станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнет возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего юного паломника, а ныне священноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Патриарха Алексия. В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном Алексеем. Святейший Патриарх Алексий вспоминал: «Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе до Валаама. Следующий раз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

Сжигая храмы, убивая или ссылая священнослужителей, шведы уничтожили и ростки православия, насажденного валаамскими иноками на финском берегу Ладожского озера. Шведскому королю Густаву Адольфу, согласно Столбовскому договору, заключенному с Россией, уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Иноверцам достался и Валаам. В 1685 г. над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских построена была часовня из дерева, которая быстро разрушалась. Когда на ветшающий крест позарился лютеранин-финн, решив его низвергнуть, он жестоко заболел и исцелился только на Валааме, благоговейно почитая преподобных, возобновив и часовенку, и крест. Она простояла до 1717 г., то есть до начала возобновления обители на Валааме. Расцвет и возобновление Возобновлен был монастырь в 1715 г. по указу императора. Его стали строить на отвоеванных землях, еще до подписания мирного договора (Ништадтский договор 1721). Через 2 года из Кириллова монастыря сюда прислали церковную утварь, хлебные припасы и пр. Так и началось возрождение обители. В начале 1719 г. построен был из дерева храм Преображенский с приделами св. апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Через год, приписанный тогда к Кирилло-Белозерской обители, монастырь обрел уже самостоятельность. Новые испытания постигли обитель на Пасху, 3 апреля 1754 г. – пожар уничтожил все, кроме спасенных некоторых икон и пр., часовни, где поначалу потом служили, и части стены над святыми вратами. Затем императрица Елизавета Петровна пожаловала восемь тысяч рублей по прошению Синода на восстановление. Обитель была обнесена деревянной оградой. Тут через пару лет появился деревянный теплый храм Успения Пресвятой Богородицы и соборный храм Преображения Господня, а также надвратные часовни Предтеченская, Космодамианская и Ильинская, четвертая построена была перед входом в монастырь. В храмах, кроме Успенского, было очень холодно. И скоро на его паперти появился придел во имя свт. Николая. А при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.

http://azbyka.ru/palomnik/Валаамский_Спа...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010