Братия Германовского скита была немногочисленной. Большую помощь братьям-скитянам оказывали те, кого присылали из монастыря в самую горячую пору сенокоса и сбора урожая. Так, Николай Сайки пишет об этом: «Весной обновлялась дранка на кровле сеновалов и других построек. Я попал на работу по замене дранки на крыше главного здания в ските в Сюскюсалми километрах в 30 от монастыря. Через месяц пароход пришел за братией и с вестью, что я, брат Николай, остаюсь здесь косить сено. Одному пришлось ухаживать за сенокосилкой и точить двухметровые ее ножи. В нее запрягались две лошади, так что это была не игрушка. Так в монастыре приучали братию к разным послушаниям, говоря мирским языком, профессиям». Валаамский гранит, который добывали в каменоломнях на острове святого Германа, представляет собой кристаллическую породу серого и красного цветов. То ли за свой благородный цвет, то ли потому, что он был любимым камнем императоров России, этот камень раньше так и называли – «царским». После того как в 1940 году насельники Старого Валаама вынуждены были покинуть ладожские острова, прекратилась монашеская жизнь и в скиту святого Германа. Храм Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюянсаари (так сегодня называется остров, который ранее носил имя святого Германа) находится в аварийном состоянии. Как записал один из путешественников, «здание (церкви) разрушается, крест прострелен в нескольких местах и погнут, отчего снизу складывается впечатление, что на нем изображено распятие. В отдельных местах сохранились узорные чугунные перила. Рядом с церковью финнами установлен памятный знак». Варвары продолжают отбивать от подоконников храма куски мрамора, камни от цоколя потихоньку растаскиваются. За последние два десятка лет на месторождении несколько раз сменился владелец карьера. В 1990-е годы предпринимались попытки наладить на острове распиловку и обработку гранитных блоков и изделий из них. Так появились огромные ангары, портящие ландшафт бывшего валаамского скита. Однако время идет, и то, что казалось немыслимым, становится возможным. Так, уже сделаны первые шаги по восстановлению Сергиевского скита (остров Путсаари), и это дает надежду, что настанет время, когда и скит преподобного Германа вновь наполнится жизнью.

http://sobory.ru/article/?object=02289

Гроб, в котором был погребён преподобный, в основном разрушился. Облачение и мягкие ткани тела уже полностью утрачены, но кости преподобного сохранились хорошо. После обретения святые мощи были очищены и обмыты митрополитом Арсением и братией монастыря. Вскоре, 8 ноября, мощи преподобного будут перенесены в Спасо-Преображенский храм Нового Валаама и положены в раку для поклонения верующих со всех концов земли. Преподобный Иоанн, схиигумен Валаамский (в миру Иван Алексеевич Алексеев, 1873-1958) родился в Тверской губернии в крестьянской семье. В Валаамский монастырь поступил в 16-летнем возрасте и пребывал в нём (с четырёхлетним перерывом на военную службу и десятилетним — на настоятельство в Трифоно-Печенгской обители) до своей блаженной кончины. При пострижении в монашество в 1910 году получил имя Иакинф. Во иеромонаха он был рукоположен в 1921 году при избрании на должность игумена Трифоно-Печенгской обители. Спустя год после возвращения на Валаам 8 мая 1933 года был пострижен в великую схиму. В обители на острове Валаам, а затем после эвакуации в 1940 году в Хейнявеси исполнял послушание духовника братии. Отец Иоанн обрёл множество духовных чад по всему миру, и его переписка с ними, неоднократно переиздаваемая до сего дня и переведённая на несколько языков, составляет главное его письменное наследие. Для братии отрадно совпадение даты честного преставления преподобного и освящения главного храма обители — оба эти события произошли 5 июня  — в 1958 и 1977 гг. Тропарь преподобному Иоанну Валаамскому — творение монахини Свято-Троицкого Линтульского монастыря Ксении, глас 4:  От юности твоея узким путем подвига шествовал еси,/преподобне отче наш Иоанне./Во образ ангельский облечен быв,/все житие твои молитве предал еси./Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,//емуже молися помиловатися душам нашим. Акафистное пение преподобному Иоанну Валаамскому в день прославления в лике святых. Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Пантелеимон в сослужении с братией Ново-Валаамского монастыря и духовенства Финляндской православной церкви, поёт праздничный хор Ново-Валаамского монастыря.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

Нами были обнаружены в архиве Ново-Валаамской обители в Финляндии двадцать его неизданных рукописных дневников , рассмотрев которые мы постараемся в рамках настоящей публикации осветить тему старчества о. Иосифа, прозванного на Валааме «библиотекарем».   Личность монаха Иосифа Монах Иосиф (в миру Иван Александрович Шорин) родился 1 июня 1851 г. в селе Вознесенское, Шлиссельбургского уезда, Петроградской губернии, в крестьянской семье помещика графа Шереметьева. В 1880 г. он поступил в Валаамский монастырь, в котором исполнял послушания садовника, гостинника, певчего, а с 1910 года до своей блаженной кончины был библиотекарем. Давнее его желание о пострижении в монашество осуществилось 10 июня 1889 г. В постриге он получил имя Иосиф . «Если рядовые монахи так мудры, то, что же может представлять собою их библиотекарь отец Иосиф! — вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев), проживавший на Валааме в 1926 году и знавший лично старца. — О нем стоит поговорить особо. Это, действительно, „книжный муж“, по-видимому, тоже с малым школьным образованием. Но весь поглощен книгой . Она для него — живая личность автора. И он любит говорить не столько о книге, сколько об авторе. Его келья вся завалена книгами. Как скупой рыцарь над сундуками с добром, так и отец Иосиф среди «живых мертвецов». И сам он, как оживший мертвец — весь белый, в белом балахончике, восковое лицо, маленькое с правильными чертами, и все сияющее от удовольствия, что у него так много духовного добра и что он может поделиться им с вами. Так внимательно расспрашивает: „Что вы хотели бы почитать?“ И, не дожидаясь ответа, сам начинает предлагать свой „товар“» . Любовь к творениям святых отцов проявлялась и в устных наставлениях старца, и в его рукописях. Он обильно цитировал подвижников веры и все свои советы основывал непременно на святоотеческой мысли, считая неправильным наставлять «от себя», «всегда указывал на книгу и даже страницу, где нужно читать» . «Особенно рекомендовал он мне сочинения Филарета, митрополита Московского, — продолжает о. Афанасий. — Это, конечно, не всякому послушнику он даст. „Но вы ведь готовитесь к деятельности. Вот он светильник был преизрядный. С ним и цари считались, и вельможи благоговели, а сам был простой-препростой. А какая книжная-то мудрость у него! На всю Русь и доселе сияет“. Как будто о своем хорошем знакомом говорит. Так, невзначай, старец валаамский укладывает на полочки истории духовные авторитеты. Тут им истинная оценка и классификация. Это своего рода „Академия бессмертных“. Только скрыта она в лесах валаамских и открывается для „посвященных“» .

http://bogoslov.ru/article/1091817

Отрадно сознавать, что после долгих лет разрушения и надругательства над святынями наш народ вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила наша страна на протяжении веков. Благодаря деятельному участию членов Попечительского совета в возрождении Валаамской обители, которые, как и их предшественники — известные строители и меценаты, вкладывают средства не во временное и мнимое, а в вечное и подлинное, стало возможным проведение масштабных работ по реставрации главной святыни обители — Спасо-Преображенского собора, восстановлены полностью утраченные Коневский, Ильинский скиты, отреставрированы Воскресенский, Предтеченский, Никольский и дугие скиты, а также многие памятники архитектуры. Сейчас на Валааме не осталось ни одного храма, в котором не совершалось бы богослужения. Но самое важное для нас то, что на Валааме восстановлена монашеская жизнь. Снова, как и раньше, над Валаамом раздаются удары колокола, который призывает братию, паломников и гостей на богослужение. Богослужение снова стало основой нашей жизни. И не только здесь, в самом монастыре, но и на скитах. Везде совершаются Литургии, возносится иноческая молитва «о всех и за вся». И это дает надежду на то, что Валаам со временем вновь станет Северным Афоном. Снова станет тем светочем, к которому стремится множество жаждущих духовного укрепления людей. Вообще, надо отметить, что сравнение «Старого Валаама» и Валаама нынешнего ни в коей мере не может быть прямым, буквальным. В начале XX века Валаамский монастырь насчитывал более тысячи человек братии, обладал огромным хозяйством, существовал в совершенно других социально-экономических условиях. Сейчас братии всего порядка 160 человек (что по современным меркам достаточно много). Главное для нас сегодня, как, впрочем, и столетия назад, — это покаяние, жизнь по заповедям Христовым, стяжание Духа Святого, помощь людям, нуждающимся в духовном укреплении. Созидание монашеской общины, созидание монастыря, который приходится воссоздавать заново, должно строиться на тех же крепких основах, что и раньше. Поэтому мы взяли за основу строительства монастыря древний Валаамский устав, который принес еще игумен Назарий из Саровской обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3882874...

Тогда на острове Святого Германа начал обустраиваться самый северный, самый отдаленный и один из самых больших скитов монастыря – скит во имя преподобного Германа, Валаамского чудотворца. И в первое десятилетие XX века здесь уже находились многочисленные постройки: двухэтажный деревянный братский корпус с келиями для монахов, складские помещения и сараи для скота. Монахи занимались земледелием, рыбной ловлей и ухаживали за своим плодовым садом. На берегу имелась хорошая пристань, куда подходили суда с Валаама. Всего в 300 метрах от церкви, в береговых скалах острова силами монахов, послушников и наемных рабочих до 1910-х годов добывался «валаамский» гранит, который баржами вывозился на Валаам, в Санкт-Петербург и Москву. Однако в основе скитской жизни лежат не послушания, а молитва, и обустройство скита подразумевает, прежде всего, обустройство духовной жизни. Первоначально на острове была часовня во имя преподобного Германа Валаамского, впоследствии она была разобрана. В 1901 году при игумене Гаврииле был заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Каменная Александро-Невская церковь на Германовском скиту строилась по проекту архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева. Это изящное здание возводилось из красного кирпича валаамского производства с применением приладожского камня. Строительство было завершено в период настоятельства игумена Виталия (1903–1905). Торжественное освящение храма совершилось архиепископом Финляндским и Выборгским Николаем 25 июля 1904 года. Из воспоминаний Николая Сайки, бывшего много лет послушником на Валааме: «Десятки мелочей, конечно, выветрились уже из памяти – всё не вспомнить. В то лето, когда я был занят на сенокосе в Сюскюсалми (Сюскюсалми – монастырское имение вблизи Германовского скита, на берегу пролива Сюскосалми. – Прим. ред.), каждую субботу и воскресение читал и пел на богослужениях у иеромонаха Пиона. В каждый субботний вечер читали акафист святому Александру Невскому. На каждом острове были или церковь, или часовня, и везде совершались молебны, если только под рукой оказывался иеромонах».

http://sobory.ru/article/?object=02289

Из монастыря фильм приводит нас в деревню Чернавино, на Васильевский погост. Расположен он в живописном месте на другом берегу реки Волхов. Здесь когда-то существовал древний Васильевский монастырь, который в XVII веке дал пристанище валаамским монахам, вынужденным покинуть остров Валаам из-за шведского завоевания. До наших дней сохранились храмы святого Василия Кесарийского и Преображения Господня. Храм Василия Кесарийского нуждается в замене крыши, реставрации куполов. Идут переговоры с комитетом по культуре Ленобласти о восстановлении полов. Отец Филарет надеется, что храм возродится. Спасо-Преображенский храм находится в еще более плачевном состоянии, монастырь пока даже не берется его возрождать. Еще один памятник, о котором идет речь в фильме, — храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. В свое время это был главный храм Старой Ладоги. Вокруг храма располагался мужской Иоанновский монастырь, до наших дней не сохранившийся. В храме совершаются богослужения, но только летом — он и был задуман как «холодный», летний храм. В куполе сохранилась часть росписей. Отец Филарет признался, что есть мечта привести в порядок фасады храма, существует проект воссоздания исторического иконостаса. После демонстрации фильма Александр Ивушкин напомнил, что Никольский храм Староладожского монастыря, по преданию, был воздвигнут по повелению святого благоверного князя Александра Невского как памятник воинской доблести и славы: он был посвящен памяти «загиблых ладожан», которые пали в Невской битве. В этом году исполняется 20 лет началу возрождения древней обители, и к этой дате Волховское телевидение готовит новый фильм. На этом телеканале также осуществляется проект «Беседа у камина» , где отец Филарет отвечает на вопросы, поступившие в студию. «Монастырь и его окрестности — это 26 объектов культурного наследия федерального значения, — обратился к присутствующим отец Филарет. — Храм Рождества Иоанна Предтечи последний раз реставрировался десять лет назад, за это время обветшал. Что касается самой обители, в середине XIX века монастырь был очень богатым, было училище для крестьянских детей, многие монахи переписывались с известными писателями. Монастырь в свое время был полностью разграблен. За 20 лет удалось невозможное: восстановить храм Иоанна Златоуста, братские корпуса. Сейчас наша главная задача — не дать погибнуть Никольскому собору: с 1978 года его собираются реставрировать, но в основном это только разговоры. Необходимо что-то делать и с настоятельским корпусом, время безвозвратно уходит... В советское время кладбище Никольского монастыря было разграблено. Мне рассказали, что в лесу есть раздробленные надгробия. Там были похоронены не только монахи. Сейчас я работаю в архивах, чтобы найти как можно больше имен, чтобы восстановить хоть какую-то историческую справедливость».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

10 авг. 1885 г. он был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии. После этого М. в. возглавляли епископы Феодосий (Рождественский; 16 февр. 1886 - 23 авг. 1892), Иоанникий (Казанский ; впосл. архиепископ; 23 авг. 1892 - 29 марта 1895), Полиевкт (Пясковский; 11 июня 1895 - 22 янв. 1900). С 22 нояб. 1896 по 18 февр. 1897 г. и в сент.- 1-й пол. окт. 1899 г. еп. Полиевкт временно управлял Рязанской епархией. 31 янв. 1900 г. на М. в. был переведен викарий Воронежской епархии Острогожский еп. Иосиф (Соколов). Этот архиерей, будучи почетным членом Воронежской ученой архивной комиссии, содействовал краеведу Н. И. Поликарпову в поиске в Рязанской духовной консистории и в копировании окладных книг Рязанской митрополии за 1676 г., содержавших материалы о Воронежском у. Много трудов положил на благоустроение Преображенского мон-ря, в к-ром на его средства начали возводить домовый храм во имя прав. Иосифа Обручника, небесного покровителя архиерея (строительство завершилось после его кончины). Еп. Иосиф умер 26 марта 1902 г. в С.-Петербурге, находясь на лечении. 5 апр. 1902 г. на Михайловскую викарную кафедру был назначен викарий Вятской епархии Сарапульский еп. Владимир (Благоразумов) . Он недолгое время продолжал заниматься благоустройством Преображенского мон-ря. В 1902 г. местопребыванием Михайловских архиереев стал рязанский Троицкий мон-рь, они являлись настоятелями этой обители. С окт. 1902 г. еп. Владимир временно управлял Рязанской епархией до приезда в Рязань назначенного на эту кафедру 18 дек. того же года еп. Аркадия (Карпинского) . 3 нояб. 1906 г. еп. Владимир был переведен на Благовещенскую кафедру (см. Благовещенская и Тындинская епархия ). 10 нояб. 1906 г. на М. в. был перемещен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Исидор (Колоколов) . 21 мая 1907 г. кафедра Михайловских архиереев была возвращена из Троицкого в Преображенский мон-рь. 26 мая 1911 г. еп. Исидор был уволен на покой и определен на жительство в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2563816.html

5. Кирпичные каретник и конюшня, погреб. 6. Деревянные амбар, баня, скотный двор. Каменная стена окружала монастырь со всех сторон. Напротив монастырских ворот находилась деревянная часовня. Материальная база монастыря: 1. Земли Знамено-Филипповской пустыни: сенокос на острове Кошкодав и лесная дача на Луженьге. 2. Мукомольная мельница на Стриге. 3. Проценты с неприкосновенного капитала. 4. Пожертвования граждан. 5. Выручка от занятий насельниц рукоделием. Благотворительность монастыря Учебного заведения, богадельни и больницы не было. При монастыре воспитывались крестьянские девочки. Паломники имели возможность несколько дней прожить в монастыре и пользоваться монастырской трапезой. После революции 1917 года монастырь закрыт. В 1918 году решено преобразовать монастырь в сельскохозяйственную коммуну. Вывеска сменилась, но насельницы жили как и прежде, соблюдая монастырские правила. В 1920 году три сельскохозяйственные коммуны (бывшие Иоанно-Предтеченский, Знамено-Филипповский и Троице - Гледенский женские монастыри) объединены в одну с общим названием «Путеводная звезда». Женщин старше 50 лет (за исключением специалистов в каком-либо деле) отправляли на жительство в богадельню при Гледенской коммуне. В 1922 году монастырь-коммуна закрылся. В 1928 году разрушена Знамено-Филипповская церковь. В настоящее время на месте пустыни стоит памятный знак на улице Гледенской. Сохранились некоторые жилые и хозяйственные кирпичные строения монастыря, частично разрушенные и перестроенные. Источники информации: 1. ГАВО, фонд 496, опись 1, дело 18929. 2. ГАВО. Монастырские ведомости за разные годы. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 4. Зенкова О. Б. Монастырская коммуна.//Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 1. - Вологда, 1995. 5. К истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжского уезда.//ВЕВ за 1899 год. 6. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга четвертая. - Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1996.

http://sobory.ru/article/?object=27690

Валаамский монастырь не раз подвергался разорению и опустошению – шведы неоднократно совершали набеги, убивали монахов и предавали огню монастырские постройки. Последнее и самое разрушительное нападение было совершено шведскими войсками под предводительством Якова Делагарди в начале XVII века. В 1617 году по Столбовскому договору территория, на которой располагался Валаамский монастырь, отошла к Швеции. Только через сто лет, после победы Императора Петра I в Северной войне и заключения Ништадтского договора, началось возрождение обители. К ее восстановлению приступили после 1715 года. По челобитной архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха последовал царский указ: «Строить монастырь вновь и в нем церковь Преображения Господня с приделами святых апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного». Преосвященным Аароном, епископом Карельским и Ладожским, архимандриту Иринарху была выдана благословенная грамота на возобновление Валаамского монастыря и постройку церкви: «… к оному церковному строению лес ронить и всякий церковный принос готовить», причем указывалось: «верхи на той церкви и на пределах были бы не шатровые, а олтари зделать круглые тройные». В документах того времени упоминается «инок Александр Рябинский с братией», которым удалось закончить постройки новой церкви уже к 1718 году. 13 марта 1719 года церковь во имя Преображения Господня была освящена архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иринархом. Все монастырские строения и сам собор в это время были деревянными. В обители часто случались пожары, уничтожавшие монашеские кельи и хозяйственные постройки. 3 апреля 1754 года, после литургии в Пасхальную ночь, в монастыре в очередной раз начался пожар. Огнем были уничтожены церковь и колокольня. Собор был вновь отстроен к 1756 году благодаря богатым вкладам, сделанным Императрицей Елизаветой Петровной. Храм имел пять престолов. Основной – в честь Преображения Господня, и четыре в приделах: апостолов Петра и Павла, апостола Андрея Первозванного, праведных Захария и Елизаветы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В то время постройки обители представляли весьма печальную картину. «Местоположение монастыря красиво и, можно сказать величественно, – писал академик Николай Озерецковский, посетивший обитель в 1787 году, – но монастырское строение ни мало ему не соответствует. Оно состоит из деревянной ограды, в которой церковь с колокольнею и монашеские хижинки также деревянныя… нынешние пустынники заслуживают иметь лучшую обитель».

http://sobory.ru/article/?object=05454

Мать-Церковь Константинопольская дала русскому народу Православие, заложила основы церковной культуры, и существует предание, что основатель Валаамского монастыря также был византийским монахом. Наш монастырь связывают братские связи с некоторыми монастырями Святой Горы, такими как монастырь Ватопед, куда мы посылаем наших монахов учиться не прерывающейся монашеской традиции Святой Горы. Мы благодарим Вас сердечно, Ваше Святейшество, за тот труд, который Вы подъяли для того, чтобы приехать сюда и благословить всех нас. Это великое благословение и огромная радость для нас. Сердечно Вас приветствуем и надеемся, что пребывание в нашей Валаамской обители оставит приятные воспоминания в Вашей душе. Добро пожаловать!» Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей обратился к наместнику обители и ее насельникам со словом приветствия: «Ваше Преосвященство епископ Троицкий Панкратий, наместник священной Валаамской обители! Возлюбленные о Христе братия Валаамского монастыря — иеромонахи, иеродиаконы, монахи и послушники! Мы воссылаем славу Богу нашему, в Троице Покланяемому, за то, что Он после продолжительной ночи воинствующего атеизма воскресил древнюю священную Валаамскую обитель и за короткое время восстановил ее в прежней ее славе — и ее строения, и, что самое главное, монашеские призвания. Несомненно, день 14 декабря 1989 года стал тем днем, когда десница Всевышнего спустя полвека после насильственного закрытия начала совершать чудо возрождения обители, которая после прихода на остров Валаам на Ладожском озере первых монахов в течение многих веков являлась ярким маяком для Карелии и всей северо-западной России. Под покровительством святых чудотворцев Сергия и Германа валаамские братья в суровых условиях самоотверженно трудились над восстановлением оскверненной и разрушенной обители для того, чтобы преобразить ее во славу преобразившегося на горе Фаворе Спасителя нашего и превратить ее снова в образцовый общежительный монастырь, в кузницу евангельского целомудрия, в училище святости, в место духовной поддержки и окормления во Христе для тысяч благочестивых паломников.

http://patriarchia.ru/db/text/1168043.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010