До 1928 г. все правосл. общины Вост. Словакии признавали каноническую власть архиеп. Савватия. Спор о юрисдикции, охвативший в 1923-1926 гг. Чешские земли и Подкарпатскую Русь, поначалу не коснулся Словакии. Лишь 1 апр. 1928 г. в Медзилаборце состоялось собрание представителей 26 правосл. общин Словакии, на к-ром было принято решение о выходе из юрисдикции архиеп. Савватия и переходе в состав Сербской Православной Церкви. Миссионерская община в Ладомирове также перешла в подчинение серб. епископам, назначавшимся для служения в Подкарпатскую Русь. При этом типография обеспечивала богослужебной и иной церковной лит-рой эмигрантские общины по всему миру и потому сохраняла тесную связь с Архиерейским Синодом РПЦЗ, решением которого 2 марта 1927 г. она была официально утверждена. В июле 1928 г. Ладомирову посетил делегат Сербской Церкви в Подкарпатской Руси еп. Серафим (Йованович). Он полностью поддержал издательские и просветительские инициативы архим. Виталия. Кроме того, еп. Серафим рекомендовал ввести в миссии монашеский общежительный устав. Так, к нач. 30-х гг. XX в. миссия была преобразована в полноценный мон-рь. В 1928 г. в И. П. м. приехали иером. Серафим (Иванов ; впосл. архиепископ) и 2 бывш. насельника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонахи Хрисанф (Малыхин) и Филимон (Никитин). В последующие годы братия пополнилась новыми деятельными членами, в числе к-рых были иером. Антоний (Ямщиков; впосл. монастырский пчеловод) и главный печатник братства прп. Иова, иконописец иеродиак. Киприан (Пыжов; впосл. архимандрит), расписавший храм в Ладомирове, благочинный иером. Иов (Леонтьев), с 1946 г. архимандрит и первый настоятель мюнхенской обители прп. Иова Почаевского, выпускник Сергиевского богословского ин-та в Париже Савва (Струве). В 1939 г. в Ладомирову переехал начальник Цейлонской духовной миссии архим. Нафанаил (Львов ; впосл. архиепископ). В те же годы в братию И. П. м. были зачислены иером. Виталий (Устинов ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ), а также уроженцы Словакии В. Шкурла (впосл. митр. Лавр , Первоиерарх РПЦЗ), и В. Ванко (впосл. архимандрит Джорданвиллского во имя Святой Троицы монастыря Флор). Число братии увеличивалось: если в 1923-1926 гг. здесь трудилось не более 3-4 чел., то к 1929 г.- 20 чел. К 1934 г. в И. П. м. проживало 30 насельников, в т. ч. игумен, иеросхимонах, 5 иеромонахов и иеродиакон. С этого времени и до эвакуации миссии из с. Ладомирова (в 1944) братия состояла из 25-30 чел. В 1931-1932 гг. в Ладомирове был построен новый корпус (освящен 29 авг. 1932), в котором разместились типография, трапезная, кухня и 10 келий.

http://pravenc.ru/text/578212.html

До него был другой, будут другие и после его окончательного уничтожения, и так далее до бесконечности. По ряду признаков можно сделать вывод, что О. все же полагал, что от одного мира к другому будет идти медленный прогресс и что однажды зло должно исчезнуть, устраненное добром. Это будет действительный конец времен, когда все будет приведено в должный порядок. Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XVII, XIX, XXXIII, XXXVI). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 54).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление,       биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. II. Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. VI, гл. 1–3, 8–19, 23–39). Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. IV, гл. 25–27. Кн. VI, гл. 7, 9, 10, 12–14, 17. Кн. VII, гл. 6, 32, 45). Сульпиций Север. Хроника//Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999.   Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. IV, гл. 37–39). Учение святого Варсануфия о мнениях Оригена, Евагрия и Дидима//Христианское чтение. – СПб.,  1827. – Ч. 25. Юстиниан. Послание к Мине. Грамота об Оригене//Деяния Вселенских соборов. – Казань, 1865. – Т. 5. А.С. Эсхатология Оригена: (Общая и эзотерическая)//Вера и разум. – М., 1916. – 2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Болонников, иерей. Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов//Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. –  1.  Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.95–99, 201–205. Александрийская школа//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.III. (Приложение)

http://bogoslov.ru/person/3045922

До того момента в соборе хоронили русских императоров — начиная с Петра I. Разумеется, этот факт делал собор местом особого внимания представителей Царствующего дома, но никак не лишал его статуса соборного храма Петербурга. Когда в феврале сего года в Санкт-Петербурге прошло заседание Попечительского совета императорского Петропавловского собора , возглавляемого спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым , был согласован проект соглашения между дирекцией музея и епархией , в котором, в частности, говорится, что Петропавловский собор, будучи музеем, прежде всего, является национальной святыней и усыпальницей российского императорского дома. В документе также было сказано о намерении содействовать полному восстановлению собора и обеспечению условий для деятельности прихода. Кроме того, в документе обозначено стремление сторон достигнуть соглашения по вопросу возобновления молитв. Реплика Б. Аракчеева, судя по всему, призвана помешать принятию такого соглашения. Проблема взаимоотношений Церкви и музеев в последние годы встала особенно остро. Как правило, аргументация, которую выдвигают сотрудники музеев, занимающих церковные здания, сводится к одному: Церковь не сможет обеспечить условия, необходимые для сохранения памятников истории и архитектуры. При этом закрываются глаза на тот положительный опыт, который накоплен за последние годы Русской Православной Церковью в деле сохранения исторических реликвий. А опыт этот состоит в том, что из переданных Церкви монастырских и храмовых зданий ни одно не осталось в том состоянии, в котором было передано (как правило, в полуразрушенном и практически аварийном), но все эти здания либо восстанавливаются, либо уже восстановлены. Особенно яркими примерами в этом смысле являются такие памятники древнерусской храмовой архитектуры, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь или Свято-Введенская Оптина пустынь. А есть еще десятки и стони менее крупных храмов и обителей, которые за последние годы возрождены буквально из небытия. И все это — только благодаря тому, что в свое время в этих храмах была возобновлена молитвенная жизнь, в них вновь, после десятилетий запустения, стала совершаться Святая Евхаристия. Храмы «ожили». Но поймут ли это люди, далекие от Церкви?

http://patriarchia.ru/db/text/228127.htm...

Духовные связи народов, окормляемых нашими Церквами, уходят корнями во дни древние (Пс. 142:5), и черпают истоки в миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики которых принесли святую православную веру на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир, совершая подвиг просвещения своего народа, брал пример со своего равноапостольного предшественника, святого Моравского князя Ростислава. Русская Православная Церковь никогда не забывала об этой близости, способствуя возрождению святого Православия в Чешских землях и Словакии и 65 лет назад положив начало автокефальному бытию Чехословацкой Православной Церкви. Заботясь о своей возлюбленной Дщери, а ныне Сестре, Русская Православная Церковь многое сделала для того, чтобы святое Православие в Чехии и Словакии не погибло во времена трудностей и испытаний. Ваше Блаженство, возлюбленные собратья-архипастыри! Ваш визит позволит нам утешиться с вами верою общею (Рим. 1:12) и поговорить устами к устам (3 Ин. 14) в теплой доверительной атмосфере. Вас ждет богатая и интересная программа. Вам предстоит посетить Московский Кремль и обители Москвы, а также Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, поклониться святыням Санкт-Петербургской митрополии и возглавить торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургских духовных школах. Добро пожаловать в Русскую Православную Церковь!» В ответном слове Блаженнейший Митрополит Ростислав сказал: «Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы! С неизреченной радостью и благоговейным трепетом, переполняющими мое сердце, ступил я сегодня на благословенную Русскую землю, совершая как Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии мирный визит в Русскую Православную Церковь. Достодолжно поблагодарив Всещедрого Бога за Его безмерную милость и благополучно до зде пройденный путь, выражаю также свою искреннюю благодарность Вашему Святейшеству за приглашение находиться сегодня здесь, в Патриаршей резиденции Русской Православной Церкви, в стенах древнего Свято-Данилова монастыря, чтобы через совместную молитву и братское общение засвидетельствовать наше единство в православной вере, взаимную любовь и уважение.

http://patriarchia.ru/db/text/4595441.ht...

Знаменская часовня, в отличие от других вала­амских часовен, сочетает в себе черты и храма, и монументального памятника. Резьба по камню в сочетании с позолотой продольных ре­бер кровли придает сооружению спокойную торжественность. В былые времена сохранность Знаменской часовни поддерживалась за счет пожертвований: «Всех часовен на Валаамском архипелаге устроено девятнадцать. Ремонтное содержание часовен, по предложению отца игумена Дамаскина, обеспечено навсегда вкладом одного благотворителя в количестве 1000 рублей, внесенных в кредитное учреждение». http://valaam.ru/publishing/40431/ Эта небольшая часовня посвящена Матери Божией, а именно Её чудотворной иконе " Знамение " , прославленной чудесами в Новгороде Великом в XII веке. Эта икона, где богомладенец изображается как бы внутри, " во чреве " Пресвятой Богородицы, является живописным выражением пророчества Исайи (одного из величайших ветхозаветных пророков) о будущем приходе в мир Благочеловека: " Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог " . Автором проекта этого сооружения выступил талантливый петербургский архитектор А. М. Горностаев, представленный в 1858 году Государю во время его визита на Валаам. Освящения этого сооружения, выстроенного в " Русском стиле " , состоялось в 1862 году. Выполнена часовня из карельского полосчатого мрамора, цоколь - из серого " сердобольского " гранита. Шатровая крыша с вызолоченными ребрами увенчана крестом с прорезными узорами и украшена массивным медальоном, надпись в котором сообщает о посещении обители императором Александром II. Своим живописным обликом Знаменская часовня напоминает русские средневековые терема и является ярким образцом русского стиля, оформившегося в отечественной архитектуре во второй пол. XIX в. Внутри часовни в киоте из черного диабаза располагались иконы " Знамение " , а также святых, соименных августейшим особам. Все они были утрачены в годы лихолетья. Прекрасные мозаичные образы Знамения Пресвятой Богородицы и небесного покровителя Государя - св. благоверного князя Александра Невского (его образ помещён на оборотной стороне часовни) выполнены в 90-х гг. ХХ века современным московским художником Евгением Ключарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=08070

и др. трудов. Одновременно готовил многотомные оригинальные китайско-рус. и маньчжурско-рус. словари, перевел на рус. язык маньчжурско-кит. словарь (сохр. в рукописях), с предельной точностью составлял карты Пекина, Монголии, Тибета. Эти занятия настолько увлекли И., что он просил (через иркутского губернатора Н. И. Трескина) оставить его в Пекине на 2-е десятилетие для завершения научных трудов. Уехал из Пекина 15 мая 1821 г. После прибытия в Иркутск отправил в С.-Петербург 14 ящиков с книгами на кит. и маньчжурском языках. Приехал в С.-Петербург в янв. 1822 г. В одном из писем И. подводил итоги деятельности: «...целые тринадцать лет занимаясь познанием Китая, я один сделал в пять крат более, нежели все прошедшие миссии в течение ста лет» (Письма Бичурина из Валаамской монастырской тюрьмы//Народы Азии и Африки. 1962. 1. С. 102). За нерадивое исполнение обязанностей в духовной миссии (в т. ч. за продажу церковной утвари для уплаты долгов) решением консисторского суда от 24 авг. 1823 г. И. был лишен сана архимандрита и в качестве простого монаха отправлен на вечное жительство в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь . В 1826 г. по ходатайству его друзей Е. Ф. Тимковского и П. Л. Шиллинга, служивших в Мин-ве иностранных дел, И. было разрешено вернуться в С.-Петербург. 1 нояб. того же года поселился в Александро-Невской лавре . В соответствии с решением имп. Николая I (по докладу министра иностранных дел К. В. Нессельроде) причислен к Азиатскому департаменту Мин-ва иностранных дел в качестве переводчика. В 1830 г. в связи с командировкой Шиллинга в Вост. Сибирь для ознакомления с процессом русско-кит. торговли И. отправился в Кяхту, где наряду с выполнением поручений по научной части организовал обучение 12 детей кяхтинских купцов и мещан кит. языку. На экзамене в присутствии членов Пекинской духовной миссии, вернувшихся в Россию, дети показали хорошие результаты. В 1831 г. из-за болезни Шиллинга уехал из Кяхты, отправился через Томск и Змеиногорск в Семипалатинск для сбора сведений о рус.

http://pravenc.ru/text/200141.html

Из лиц духовного сословия в Воскресенской церкви служили: в 1811 году — священник Василий Алексеев, в 1833 году — Андрей Петрович Каменский. С 1874 года здесь служил Михаил Иванович Гноринский, который только в 1916 году, по достижении 80 лет, был почислен за штат. Отец Михаил за более чем 40-летнюю пастырскую службу был награжден в 1881 году набедренником, в 1891 году - ску­фьей, в 1901 году — камилавкой, в 1909 году - орденом Святой Анны, в 1912 году - наперсным крестом. Также имел серебряный крест в память Святейшего коронования государя Николая II, серебряную медаль в память погибшего госу­даря Александра III. Был награж­ден орденом Святого Владимира IV степени. В каменном исполнении церковь была построена саратов­ским купцом-пароходчиком Иваном Николаевичем Польским. Начало постройки храма относится к 1898 году, а завершение - к 1900 году, о чем свидетельствуют цифры, выбитые над окном второго яруса колокольни. Освящен храм был в 1901 году к празднику Петра и Павла. По воспоминаниям старо­жилов, богатый пароходчик имел дело в Городце. Своих детей у него не было, и он воспитывал при­емных — мальчика и девочку с одинаковыми именами Александр и Александра Родился Иван Николаевич Польский в 1860 году в селе Чардыме Саратовской губернии. Имел пароходы, сплавлял лес по Волге. 1917 год в одночасье лишил Николая Ивановича Польского всего. Со слов жительницы села Бурцево Е.Г. Малышевой, похоронен Иван Николаевич Польский перед южным входом в церковь Воскресения Господня со стороны сельского кладбища. ПРИМЕЧАНИЯ: 1.     И.Г. Захарова журнал Нижегородская старина, 2010. С 66-68. 2.     ЦАНО 3. Материалы для истории церквей Нижегородской Епархии;. Балахнинская десятина - жилые данные церкви и пустовые церковные земли. 7136 (1628) - 1746 гг. Научно- справочная библиотека. Д. 2876. С. 28. 3.     Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. — Н. Новго­род, 1999. С. 478. 4.     Архимандрит Макарий. Указ. соч. С. 479. 5.     История русской церкви. Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1991. С. 633.

http://sobory.ru/article/?object=14383

Когда я закончил свое обучение, то сразу вернулся в Троице-Сергиеву Лавру и был назначен помощником эконома. Тогда экономом был архимандрит Панкратий – ныне епископ Троицкий, многолетний наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, благодаря которому Валаамский монастырь действительно вновь стал Северным Афоном. Помощником эконома я был очень недолго, и у меня было очень «узкое» задание. Тогда Лавра пыталась создать собственную телестудию, чтобы готовить какие-то тематические передачи и чтобы они могли выходить на центральном телевидении в нормальное время, что называется – в прайм-тайм. Чисто технически проблем не было, но с договоренностью об эфире ничего не получалось. Вместе с владыкой Панкратием и самостоятельно я несколько раз ездил в Останкино, велись разного рода переговоры. Помолчав, он очень резко сказал: «Слушайте, молодой человек, и запомните: мы вам время на телевидении не дадим! И не ходите больше». У меня лично состоялся по этому поводу разговор с одним из «архитекторов перестройки» Александром Пошел к нему с бумагами, с благословением Святейшего. Я очень хорошо помню, как вальяжно, снисходительно Александр Николаевич начал разговор с того, что «Вы же понимаете, в нашей многоконфессиональной стране…» – и так далее. Кстати, я впервые тогда услышал этот известный довод, который и сегодня используется так часто. Я был наивным человеком, приводил свои аргументы, довольно запальчиво говорил о духовном возрождении, о необходимости знакомства наших сограждан с верой, со своими традициями, с отечественной культурой. Он каждый раз достаточно скучно отвечал мне, что это невозможно. Под конец я, наверное, надоел ему до смерти, и, помолчав, он очень резко сказал: «Слушайте, молодой человек, и запомните: мы вам время на телевидении не дадим! И не ходите больше». И даже я понял, что это было принципиальной позицией… Рассказал об этом в Лавре. У нас посокрушались, начали думать, как эти препоны можно обойти, но мне уже не пришлось этим дальше заниматься, потому что к тому времени зашла речь о возвращении Церкви Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Кого ставить настоятелем? Наместник решил: меня.

http://pravmir.ru/mitropolit-longin-kazh...

Немолодая пара, оказавшаяся в одной группе с Ириной, рассказала, что приехала издалека. Их сыновей заразили при прививании гепатитом. Когда одному исполнились 27, а другому 29, начала отказывать печень – спасти могла только пересадка. Старшего немецкие медики отказались брать на операцию, сказав, что он безнадёжен. Надежда только на Бога, и мать парня пошла к Матроне Московской , долго рыдала перед её иконой. Вдруг услышала тихие голоса – это пришли поклониться блаженной монахи из какой-то обители. Узнав о беде, стали молиться вместе с женщиной, как и те, кто оказался рядом. И вдруг именно в этот момент раздаётся звонок. Нашлись доноры для обоих сыновей. Тогда-то и дан был этой матерью обет обойти все монастыри, куда она сможет добраться, в том числе и Валаамский, – поблагодарить Бога за чудо. Поразил паломников монастырский сад, выращенный на камнях: там почва 15 сантиметров, а на ней настоящая чаща. Разводят монахи овощи и фрукты, даже цветы, которых не увидеть на широте Петербурга – только южнее Москвы. На верхнем этаже Спасо-Преображенского собора, недавно отреставрированном, долго разглядывали росписи. Старых осталось совсем немного, но взгляд почему-то притягивается именно к ним – потемневшим, но всё равно больше впечатляющих душу, чем яркие современные. С Крестового острова открывается удивительный вид на озеро, так что даже про фотоаппараты забыли, хотелось прежде насладиться самим. Когда пришла пора отплывать, Ирина с дочкой, мужем и другом, присоседившимся для поездки на святой остров, решили купить иконы. Мужчины вошли внутрь. А Ирина с дочкой остались ждать их у входа в монастырь. Вдруг из ворот вышел монах, Ира попросила у него благословения, но он оказался не иеромонахом, а иеродиаконом Евдокимом. Он заглянул в пакет, лежавший полураскрытым на траве, засмеялся: «О, купили наших подушечек с можжевельником». Разговорились. Он поведал, что у них заведующая монастырской гостиницей тоже из Германии. Долго мучилась, не понимая, что с ней происходит, а потом поняла, что душа её не найдёт покоя, пока не вернётся в Россию. Но и здесь обрела себя не сразу: семь лет искала, пока не осела, наконец, на святом острове.

http://azbyka.ru/way/nepogibshaja-iz-lug...

Необычна и архитектура колокольни. Колокольня — высокая арка с доходящими до половины высоты полукруглыми пристройками. На ярусе звона, где висели когда-то 9 небольших колоколов, сохранилась лишь монастырской работы кованая чугунная решетка. Все декоративное убранство, в том числе и две четырехконечных креста, определяют разные способы кирпичной кладки: кирпичные выступы, кирпичи, заглубленные в толщу стен и положенные плашмя. Ворота в арке, которые раньше украшали решетки, ведут на Новое Братское кладбище, основанное в 1881 г. и отделенное от игуменского металлической решеткой. Могилы братии находились за восточной подпорной стеной, но ни одной из них теперь не найти. Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991. На территории будущего кладбища, расчищенной от мелколесья, были высажены деревья-интродуценты: пихты — 436 штук, лиственницы— 102, 9 сибирских кедровых сосен, 19 кле­нов, 6 ясеней, 68 дубов, 26 вязов, 6 кустарников туи, де­коративные кустарники — жасмин, жимолость, шиповник. Территория кладбища была обнесена деревянной оградой: рисунок ее штакетника повторял рисунок ограды старо­го монашеского кладбища. От ворот с мощными гранитными столбами в глубь кладбища ведет дорога с небольшим, но заметным подъемом. На искусственно отсыпанном холме — компо­зиционный центр Игуменского кладбища — церковь Пре­подобных отцов в посте и молитвах просиявших и отдель­но стоящая колокольня. Траурный кортеж проходил по этой дороге к церкви, где и свершался последний обряд над усопшим. Как ни странно, кладбищенская церковь по своему архитектурному облику скорее напоминает парковый павильон, а не культовое сооружение. Оно представляет собой прямоугольный в плане объем, к которому с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, а с западной — такой же полукруглый объем притвора с закрытым крыльцом. Основной объем церкви перекрыт сомкнутым сводом с нечеткой шелыгой, апсида и притвор, имеющие меньшую высоту, перекры­ты конхами. Учитывая, что церковь кладбищенская, декор ее фасадов можно назвать насыщенным. По верху всех объемов проходит карниз из «сухариков» и поребрик. Плоскости стен обработаны филенками. Раскреповки в виде небольших выступов кладки расчленяют объем церкви по вертикали. Полуциркульные окна, освещаю­щие церковь с севера и с юга, объединены раскрепованной аркой. Дополнительным элементом пластической обработки фасадов церкви служат глухие полуциркуль­ные ниши.

http://sobory.ru/article/?object=09052

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010