Второй день фестиваля начнется 29 июля Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе, на которой будет петь хор Валаамского монастыря и хор братии Валаамского монастыря. Программа, продолжающаяся с 14-30 до 18-30, — будет включать церковные песнопения, духовную музыку, а также народные песни стран, из которых прибыли коллективы. Остров Валаам находится в Карелии, в северной части Ладожского озера – крупнейшего в Европе пресного водоема, и занимает площадь более 28 кв.км. Валаамский монастырь основан около XIV века преподобными Сергием и Германом Валаамскими, дата начала нового возрождения Валаамского монастыря — 14 декабря 1989 года. Фестиваль «Просветитель» впервые состоялся в 2015 году в ознаменование тысячелетия преставления равноапостольного князя Владимира, просветителя Земли Русской. Организаторы фестиваля — Валаамский монастырь и благотворительный фонд «Свет Валаама», благодаря которому посещение всех событий для слушателей бесплатное. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 октября, 2023 27 сентября, 2018 4 июля, 2018 1 июня, 2018 30 мая, 2018 18 мая, 2018 10 мая, 2018 3 апреля, 2018 30 марта, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ezhegodnyiy-festival-p...

«Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» - так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама». Свет Валаама… Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси. Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха… На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 – 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам. Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря – Сергий и Герман. Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь – прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

http://pravoslavie.ru/100296.html

Стали возрождаться скиты: самый большой скит Всесвятский, скит преподобного Александра Свирского на Святом острове, Ильинский и Предтеченский скиты, на дальнем острове Путсаари — скит во имя преподобного Сергия Валаамского. Построили новые скиты: Свято-Владимирский скит и скит в честь святого благоверного князя Александра Невского, Патриаршую пустыньку на острове Байонный. В сентябре этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил программу развития скитской и пустыннической жизни Валаамского монастыря. — Все это места для уединенной молитвы или там ведется хозяйственная деятельность? — Нет, скит — это как раз место молитвы. Хозяйственная деятельность у нас осуществляется на ферме монастыря. Там действительно есть большое хозяйство, и сейчас идет реконструкция. Но, естественно, в скитах братия тоже трудятся, любой скит — это место труда и молитвы. — Какое событие в жизни возрождающейся обители Вам запомнилось особенно? — Я почувствовал, что обитель действительно живет и возрождается, когда Святейший Патриарх Алексий II приехал на Валаам, чтобы освятить Спасо-Преображенский собор. Это было очень важным этапом в жизни монастыря, и, честно говоря, когда я сюда приехал, то не очень-то верил, что мы вообще когда-нибудь его восстановим. Пять тысяч квадратных метров росписи были в ужасном состоянии, в некоторых местах верхний слой осыпался до кирпича. В других местах потекла известка и, подобно сталактитам, висела на стенах храма. — Владыка, что же изменилось после освящения собора? — С освящением собора совпало и переселение местных жителей из внутреннего каре, и именно тогда мы почувствовали, что монастырь стал монастырем. Летом мы переживаем наплыв паломников и туристов, и это вносит некую суету в жизнь обители, но зимой живем сугубо монашеской жизнью. — Много ли в монастырь приходит молодых людей? — Да, достаточно много. Во время своего визита на Валаам председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност очень порадовался тому, что около тридцати кандидатов на рукоположение, постриг и вступление в братию прошли собеседование. К сожалению, не все кандидаты смогли быть на беседе. Штормило, и по этой причине люди из дальних скитов не смогли приехать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3877010...

3. Проведение в образовательных учреждениях внеклассных мероприятий, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы; 4. Проведение казачьих фестивалей традиционной культуры: «Мы внуки деда Ермака», «Казачок», «Донская красавица»; 5. Паломнические поездки членов казачьих обществ по храмам и монастырям Волгоградской митрополии: свято-Вознесенский монастырь , г.Дубовка; свято-Архангельский монастырь, х. Барбаши Светлоярского района; прпп. Сергия и Германа Валаамских монастырь, г. Волжский; свято-Троицкий Белогорский монастырь, с. Каменный Брод Ольховского района; Михаило-Архангельский монастырь, г. Краснослободск; свято-Вознесенский Кременской монастырь, ст. Кременская; Ахтырский Божией Матери монастырь, с. Гусевка Ольховского района; Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, г.Серафимович; 6. Съезды православной казачьей молодежи (проводятся в г. Волгограде вот уже четыре года подряд). Один из них (в 2009 г.) имел статус «международного» и три (в 2010, в 2011 и в 2012 гг) - статусы региональных съездов - «юга России»). 7. Ежегодно устраиваемый летний православный казачий лагерь «Донцы» с выраженной в нём православной церковной составляющей (в 2012 году в лагере работало четыре смены. Общее количество участников лагерных смен составило 135 человек); 8. Ежегодно совершается ставший уже традиционным Пасхальный крестный ход по водам многочисленных рек и водохранилищ нашего края с Урюпинской иконой Божьей Матери и новообретенной святыней - мощами и иконой священномученика Николая Попова. Проводимые совместные мероприятия широко освещаются в СМИ Волгограда и Волгоградской области, а также размещаются в сети Интернет. ледует отметить, что при проведении казачьих кругов (сходов), при принятии присяги атаманами и членами казачьих обществ, при освящении казачьих знамён, неизменно используются чинопоследования, разработанные Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Формирование традиций: а) проведение казачьего круга с обязательным участием уполномоченного священноначалием казачьего священника;

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/29/...

Значительнейшая параллель! В последней мы застаём уже не Дмитрия, а Игнатия – здесь он рачительный игумен. Митрополит Филарет обращает на него внимание. Принимается решение: поставить Игнатия во главе Николо-Угрешского монастыря – это Москва. Начинаются сборы. И вдруг – судьбоносное вмешательство Николая Ï поручить Игнатию восстановить пришедшую в упадок Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом. Начинается самый плодотворный период в жизни святителя. Как благочинный, он опекает следующие киновии: 1. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 2. Введенский Островский монастырь 3. Коневский Рождественский монастырь 4. Староладожский Николаевский монастырь 5. Староладожский Успенский монастырь 6. Троицкий Зеленецкий монастырь 7. Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь   Соединим два списка. Мы видим: одна личность осеняет огромное пространство – задаёт Северной Фиваиде новый масштаб. Расширяет её! Сегодня это понятие – помимо исконной Вологодчины – охватывает и Поморье, и Колу, и Карелию, и Обонежье, и Приладожье. Перед нами – в аспекте монастырской жизни – единый ареал: духовно однородная территория, где в качестве интегрирующего начала выступает исихастская практика. В России нет аналогий этого феномена. Особый ореол над Русским Севером зажгли ученики Сергия Радонежского. Игнатий Брянчанинов поддержал и усилил неглаголемое сияние. 4 . Вот принципиальное – для нас главенствующее: в исихазме для Игнатия Брянчанинова очень и очень важен эстетический момент – выход через умную молитву к предвечным основам прекрасного. В «Слове о молитве Иисусовой» читаем: «Художественное делание умной молитвы изложено с особенной ясностью и полнотой блаженным Никифором, иноком, безмолвствовавшим в святой Афонской горе. Справедливо называет он молитвенное делание художеством из художеств» 4 . Речь идёт о Никифоре Уединённике, прямом предшественнике Григория Паламы – преподобный подвизался на Афоне во времена  императора Михаила  VIII. Составленное им «Слово о трезвении и хранении сердца многополезное» ставит перед безмолвником задачу «восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Во второй половине дня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение закладного камня будущего храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца на территории воинской части, дислоцированной на о. Валаам. При освящении закладного камня присутствовал Министр обороны С.Б. Иванов. После освящения закладного камня Предстоятель Русской Православной Церкви и Министр обороны РФ посетили казармы, где встретились с воинами, проходящими службу на Валааме. Затем Его Святейшество и С.Б.Иванов ответили на вопросы журналистов. 20 августа Святейший Патриарх Алексий посетил Коневский и Ильинский скиты Валаама. Перед отбытием из обители Его Святейшество посетил Спасо-Преображенский собор монастыря и поклонился   мощам  преподобных Сергия и Германа Валаамских. Затем состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия, священноигумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря с насельниками обители. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. По прибытии в Санкт-Петербург Его Святейшество направился в Свято-Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке. У входа в монастырь Первосвятителя встречали игумения Серафима (Волошина) и насельницы обители. Святейший Патриарх Алексий совершил молитву у мощей святого праведного Иоанна Кронштадтского в храме-усыпальнице Иоанновской обители, а также посетил монастырские храмы. Затем Святейший Патриарх Алексий посетил храм в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище  и поклонился чтимому списку Смоленской иконы Божией Матери, а затем возглавил молебное пение в часовне блаженной Ксении Петербургской. 21 августа Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию в храме Собора Двенадцати Апостолов Свято-Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений и Тихвинский Константин.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

Надо сказать, вначале местное священноначалие хотело учредить здесь женский монастырь, поскольку все женские обители в округе были переполнены, но Святейший Синод не утвердил это предложение, так как оно противоречило воле благотворителя. Указ Синода об учреждении мужского общежительного монастыря на вышеупомянутой земле последовал 14 августа 1903 г. Первые колышки на месте будущих построек вбил епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Примерно за месяц до Указа из Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, что в Великом Княжестве Финляндском,в Тамбовскую епархию с припиской к Казанскому монастырю Тамбова был командирован иеромонах Константин в качестве строителя Носовского монастыря. Иеромонах Константин родился в Тверской губернии в 1861 г. Был на военной службе в чине фельдфебеля и мечтал об экзамене на офицерский чин. После службы проживал у родителей, но отклонил их совет о женитьбе. Переехал в Петербург, где стал заниматься столярным ремеслом. Посетив Валаам, он решил остаться там послушником, что и исполнил в 1891 г. В 1897 г. был пострижен в монашество. В 1901 г. – рукоположен во иеродиакона, в 1902 г. – во иеромонаха. И на следующий же год он получил назначение быть строителем будущего Носовского монастыря. Было ему 40 с небольшим лет. По приезде в Тамбовскую епархию о. Константин стал трудиться горячо и не жалея сил для Божьего дела. Как писали о нем «Тамбовские Епархиальные ведомости»: «Это человек в высшей степени энергичный, закаленный и неутомимый. Человек практики и здравого смысла, быстро схватывающий и усвояющий все на лету… Всякое дело кипело в его руках… Везде он старался поспевать сам. В крайнем случае, поручал дела своим двум помощникам, монахам Гермогену и Елеазару, тоже валаамцам. Для него ничего не стоило проскакать 40 верст на тряской тележке в какую угодно погоду. Приходилось и пешком. Осенью он носил совсем холодную одежду. Он нисколько не утомляется, когда приходится ездить по железной дороге, не спать ночи и питаться кое-как. О пище он совсем не заботится. Всё набегом. Обеда не заказывает [в дороге], а пробавляется чаем с булкой. Съесть три-четыре кильки для него уже роскошь».

http://sobory.ru/article/?object=55496

Особо прославились старчеством в XVIII— XIX вв. следующие обители. Флорищева Успенская пустынь . Основана в 1655 г. святым Иларионом, возведенным в 1682 г. в сан митрополита Суздальского и Юрьевского (14 декабря 1707). Прославилась строгим общежительным уставом. Саровская Успенская пустынь . Общежитие введено в 1706 г. иеросхимонахом Иоанном (1737). Там подвизались схимонах Марк Молчальник (1817) и преподобный Серафим Саровский (2 января 1833). Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря . Основан в 1715 г. на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Иисусом (1726). Иноки Голгофского скита способствовали духовному расцвету всего монастыря. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь . Старчество и устав Саровской обители введены в этом монастыре игуменом Назарием (1782—1801), Саровским иноком. В 1793 г. десять иноков Валаамской Спасо-Преображенской обители, прошедших школу игумена Назария, были посланы с миссионерской проповедью на Аляску. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский (1837), Небесный покровитель Автокефальной Православной Церкви в Америке. Иноками Валаамского монастыря была устроена в 1895 г. первая обитель на Дальнем Востоке — Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Козельская Введенская Оптина пустынь Старчество введено с 1829 г Наиболее известные старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин; 11 октября 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 7 сентября 1860), схиархимандрит Моисей (16 апреля 1862), иеросхимонах святой Амвросий (Гренков; 10 октября 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; 1922), иеромонах Нектарий (1928). Их подвиг продолжал в наши дни совершавший пастырское служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; 19 апреля 1966). С 1839 г. Оптина пустынь издавала на русском языке святоотеческие творения. Продолжая дело преподобного Паисия Величковского, братия пустыни переводили и издавали знаменитые творения великих врачевателей душ человеческих — преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста, которыми руководствовались в духовной жизни многие поколения русских людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436408/

У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда-то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две могильные плиты в ограде. Первым был погребен прозорливый схимонах Никита (почивший в возрасте 75 лет в 1907 г.), проживший 33 года на Валааме — он молил Господа избавить его от внезапной смерти и пострадать перед кончиной, чтобы это вменилось ему вместо добрых дел. В 1914 г. рядом с ним погребли 83-летнего схимонаха Исаию — «ревностного подвижника, не знавшего праздности, образец нестяжания и терпения в болезнях, 61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, бывший настоятель Трифонов-Печенгского монастыря, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е гг. О. Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 г. Неоднократно издававшаяся его книга — «Письма валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире. В наше время в скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава. В западной части валаамского архипелага громадным утёсом выдвигается в Ладогу остров Предтеченский - бывший Серничан (Монашеский). На этом острове в 1858 году, по благословению игумена Дамаскина, был устроен самый строгий на Валаамских скитов, освящённый в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, почитаемого монахами как перво-инока. Стоит сказать, что ещё в 1611 году, после разорения Валаамской обители шведами, иноки переселились в Васильевский монастырь рядом с городом Ладога, где построили небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господня. В 1858 году её перенесли на Предтеченский остров и установили на каменном фундаменте часовни, ранее стоявшей здесь. Освящение храма состоялось в 1860-м году. С открытием в 1843 году постоянного пароходного сообщения Петербург-Валаам, в Спасо-Преображенскую валаамскую обитель с каждым годом стало прибывать всё больше и больше гостей, и в летний период жизнь в монастыре неизбежно становилась шумной и многолюдной. В этих непростых условиях для монашествующих особое значение приобретало создание уединённых скитов. Предтеченский же скит, по замыслу игумена Дамаскина, должен был стать уголком полного покоя, убежищем для иноков, ищущих сугубо молитвенной созерцательной жизни.

http://sobory.ru/article/?object=24394

30 . Сказание о жизни и подвигах блаженный памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Изд.2. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1881. 31 . Сказание о жизни блаженной старицы Матроны/Сост. и записала Жданова З. В. – Б.м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. 32 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития Святых. – СПб., 1892. 33 . Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула – покровители Кельна/Альфа и Омега: журн. – М., 2000. 1 (23). 34 . Шохин В. К. Святой равноапостольный Ансгарий – просветитель Скандинавии/Альфа и Омега: журн. – М., 1999. 2 (20). Богослужебные книги 1 . Минея. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002. 2 . Общая Минея. – М.: Правило веры, 2004. 3 . Октоих. Т. 1–2. – М.: Правило веры, 2003. 4 . Цветная Триодь. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1999. Литература 1 . Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: ПСТБИ, 1999. 2 . Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. 3 . Анатолий (Грисюк) , иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. – Киев, 1911. 4 . Андрей Филипс, свящ. Четверо святых английского графства Суффолк [Электронный ресурс]/Пер. с англ. Е. Ваниной-Хеннес/Православие. Ru: [Web-caйm]. http://ww.pravoslavie.ru/put/060609152759.htm (3.09.2008). 5 . Андроник (Трубачев) , игум. Преподобный Амвросий Оптинский . – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 6 . Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. – М.: ПСТБИ, б.г. 7 . Асмус В., прот. О Сербии/Слава и боль Сербии: О Сербских новомучениках. – М.: Изд. Московского подворья ТСЛ, 1992. С. 4–36. 8 . Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники/Вестник Новгородского Государственного Университета. 2003. 4. С. 71–75. 9 . Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича . Богословские труды./Сост. иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния, и Российского отделения Валаамского общества Америки. – М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010