В действительности понятие «небесного воинства» в Священном Писании так же, как и библейское представление о звездах, двойственно. Оно имеет метафорическое и символическое измерение. Действительно, небесные тела во многих контекстах именуются «небесным воинством» в переносном смысле (Вт. 4, 19; 17, 3; Ис. 34, 4; Иер. 33, 22), но иногда библейский автор имеет в виду именно живую и деятельную дружину Божества (3 Цар. 22, 19; 2 Пар. 18, 18; ср. Лк. 2, 13; Откр. 19, 14), то есть некую совокупность живых духовных существ, внутренняя суть которой передается с помощью воинской терминологии. Именно потому, что речь идет не о бездушной материи, небесное воинство и звезды (как его часть) являются соблазнительным объектом для религиозного поклонения (Вт. 17, 3; 4 Цар. 17, 16; Иер. 8, 2; Соф. 1, 5 и др.). С точки зрения Священного Писания, небесные светила — это только участники космической литургии. Об этом, например, говорят следующие стихи Книги Иова: «Кто положил меру ей [земле], если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38, 5-7; ср. Пс. 148, 3; Дан. 3, 63). Последний 7-й стих имеет хиастическую структуру: «утренние звезды» составляют смысловую рифму для «сынов Божьих». Возможно, эти строки также являются полемической аллюзией на ханаанскую мифологию. Известна угаритская табличка (содержание которой в целом, правда, восстановить невозможно), где слова «сыны божии» составляют рифму для «собрания звезд» (10 i 3-4). Звезды — это часть свиты Ваала (ср. 4 Цар. 23, 5) или, по другой версии, союзницы Ваала богини солнца Шапаш. Библейский текст акцентирует внимание на том, что звезды служат только Богу-Творцу и только Ему воздают честь. Важно отметить, что в Ветхом Завете мы не обнаруживаем понимания «небесного воинства» (и, возможно, божественной свиты вообще) как чисто духовной реальности, отличной от тех или иных природных явлений. Ангельские силы не просто находятся «в одной компании» с небесными телами, но зачастую отождествляются с ними. Однако понимание звезд как духовных существ, которое мы находим в проанализированных нами текстах, соседствует с радикальным «материализмом» других библейских строк. Почему? Возможно, это «противоречие» объясняется тем, что вопрос о природе небесных тел не был для ветхозаветных авторов принципиальным. Но имеет право на жизнь и другое объяснение: «материалистический» подход обусловлен желанием автора избежать всякого намека на язычество и всякого соблазна для читателя, живущего в окружении народов, поклоняющихся звездам как богам.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/68...

В послании 14 же ничего, соответствующего заглавию, кроме вставки, упоминающей вообще о ереси, не находим. Очевидно, оно не принадлежит и следующему слову, имеющему свое самостоятельное заглавие. Любопытной нам кажется и возможность установления свободного чтения послания, пропуская вставку, по той же изданной рукописи. Вставка начинается после слов: «дерзнух написати и послати твоему боголюбию», а заканчивается словами: «Обаче да выдает твое боголюбие, яко не моея мысли суть сия, но от многих Божественных писаний избрах и в малех многое совокупих тебе послах» 15 . Как видим, во-первых устанавливается приемлемое чтение и без вставки; следовательно, во-вторых вставка, взятая сама по себе, может иметь самостоятельный характер, каковым она и отличается; в-третьих «яко не моея мысли суть сия, но от многих Божественны писаний избрах и в малех многое совокупив» – этими словами заканчивается предисловие Устава Сорского 16 . Таким образом, перед нами два списка послания, из которых один без вставки, печатаемый здесь, представляя из себя вполне целое и закопченное произведение, дает основание думать о принадлежности его Нилу. Это предположение при наличности разобранного нами материала кажется нам не невозможным; во всяком случае, мы хотели бы только поставить и тут вопрос об авторе послания, приведя те соображения, которые, может быть, могут навести на след более точного определения. В той же Уваровской р-и, на л. 791, и Новгор. Соф. (ныне Дух. Ак.), за .1489, полууст. XVI в., л. 385, в обеих одинаково, вслед за Большим Уставом Нила, оканчивающимся, как обыкновенно: «да обрящу милость пред Господем», идет сейчас же в ту же строку 17 : «Творение Нила старца внимай известно глаголемым. Помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь, еже от руки Божии созданные человеки, прадеда нашего Адама от земля и супруги его прабабы нашея Евы, народившихся и познавших Тебя всех Творца и Зиждителя истинного Бога, и по воли Твоей в закон и прежде закона веровати послуживших в живот своем, и прославивших великолепное имя Твое Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и неразделимую, все в благочестии еже от века умершие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/k-...

25:13. Феман и Дедан. Описание этих городов см. в коммент. к Иер. 49и 49:8. 25:15–17 Пророчество о судьбе Филистии 25:15. Филистия в начале VI в. до н. э. Отсутствие филистимских городов в списке государств, представленных на совещании у Седекии в 597 г. до н. э. ( Иер. 27:3 ), позволяет полагать, что в это время Филистия находилась под строгим контролем вавилонян. Эта область была ослаблена нашествиями войск египетского фараона Псамметиха I в конце VII в. до н. э., по мере того как ассирийцы постепенно теряли свой контроль над ней (см.: Иер. 25:20 ; Соф. 2:4 ). Сыновья аскалонского царя, как свидетельствует включение их в вавилонский список на питание в 592 г. до н. э., находились в Вавилонии на положении пленников. Когда филистимские государства присоединились в 588 г. до н. э. к мятежу Иудеи против Вавилонии, Навуходоносор увел в плен их население и, очевидно, разместил пленников близ Ниппура. В персидскую эпоху в Филистии осталась незначительная часть коренного населения. 25:16. Критяне. Сопоставляя филистимлян и критян, Иезекииль использует прием поэтического параллелизма, хотя до сих пор не выяснено, действительно ли эти народы связаны между собой этническими корнями и историей. Критяне чаще всего ассоциируются с островом Крит, и, по-видимому, после переселения на южное побережье Палестины близ Газы многие из них стали наемниками (см.: 1Цар. 30:14 ; 2Цар. 8:18 ). 26:1–28:19 Плач и пророчество о Тире 26:3. Тир в начале VI в. до н. э. После поражения Египта в 605 г. до н. э. Тир стал главным врагом Вавилона в Западной Азии. Это был один из главных городов Финикии, и он возродился как крупный морской порт. Расположенный примерно в 600 ярдах от побережья островной город Тир и его гавань, казалось, были защищены от всех опасностей, кроме продолжительной осады. Гавань была достаточно глубокой, чтобы принять груженные товарами корабли. Тир снабжался продовольствием и другими необходимыми товарами за счет своего города-побратима Ушу, сосредоточив свою деятельность на морской торговле. Тирский флот установил колонии по всему Средиземноморью, включая Кипр и Карфаген, используя природные ресурсы этих областей, особенно металлы, и развозя грузы во всех направлениях в Восточном и Западном Средиземноморье. Повсюду здесь встречаются многочисленные находки финикийских изделий из металла и керамики, что указывает на масштаб и продолжительность международных торговых связей Тира. Главными предметами экспорта были древесина кедра, ткани и красители, а также изделия из стекла. По данным Иосифа Флавия, Тир и его царь Этбаал III вступал в многочисленные коалиции и заговоры, направленные против Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но поскольку богодухновенное Писание знает и духовных Эфиопов; то мы скажем и о них, не выходя из пределов смысла объясняемых слов. Блаженный Давид, воспевая негде, сказал как бы обращаясь к Господу нашему Иисусу Христу: ты сокрушил ecu главу змиеву, дал ecu того брашно —366— людем Ефиопским ( Пс.73:14 ): но и в другом месте: пред ним припадут Ефиопяне, и врази его персть полижут ( Пс.71:9 ). И изображаемая в книге Песнь Песней невеста говорит, в одном месте, что она и черна и прекрасна ( Песн.1:4 ). Итак, под Эфиопами надобно разуметь имеющих как бы темный и помраченный ум, еще непросвещенный и не имеющий в себе божественного света. Но припадающие пред Христом, как без сомнения и невеста, просвещенные вопияли: и буди светлость Господа Бога нашего на нас ( Пс.89:17 ). Имеющие же не смываемую нечистоту и пребывающие в черноте поедят главы змия (змий, – отступник – пища для них) и подвергнутся мечу. Думаю, что сила этих слов по преимуществу относится к нечистым демонам, которым нанес рану Христос, лишив их владычества над нами и вместе с ними сокрушив отца тьмы и изобретателя всякого греха и помрачающего умы неверных, дабы не воссиял в них свет Евангелия славы Христовой. Об этом-то, думаю, сказал нам и сам премудрый Исаия: и будет в той день, наведет Господь меч святый, и великий, и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змиа лукаваго. и убиет драконта ( Ис.27:1 ). Соф.2:13, 14 . И простру руку мою на север, и погублю Ассирианина, и положу 2545 Ниневию во изчезновение безводно яко пустыню: и пожируют посреде ея —367— стада, и вси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея возгнездятся: и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратех ея. Воззрю… говорит, на жителей стран к востоку и северу и вместе с другими погублю и Ассириян и к опустошенным городам присоединю и саму знаменитую Ниневию – главный город Халдеев. Она будет безводною, подобною непроходимым и ненаселенным землям. Вероятно, пророческое слово опять уподобляет водам множество её жителей. Это – обычно Священному Писанию, и посему предвозвещая нападение Ассириян, которое они сделали на Иерусалим, другой из святых Пророков говорил: се воды восходят от севера, и будут яко поток наводняющий ( Иер.47:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 Сент. 4901 Господи! Доведи мою многотрудную, опасную жизнь благополучно до конца! Сохрани невредиму от искушений и соблазнов! Спаси от всяких падений. Помоги закончить ее непостыдно, мирно, честно, трогательно, молитвенно и добродетельно. 23 Сент. 4902 «Якоже бысть ум ваш заблудити вам от Бога, тако ныне десятижды усугубите обратившеся взыскати Его» ( Вар.4:28 )... Достало у вас ума и решимости отпасть от Бога. Пусть же вдесятеро достанет их и на то, чтобы обратиться к Нему и получить вечное веселие и спасение. А мы наоборот: едва 1/10 долю решимости и ума вкладываем на добро, а вдесятеро отдаем злу и врагу. Все, не только свое, но даже и Божие – отдаем дьяволу , не возвращая Богу ничего Ему принадлежащего, не говоря уже о том, что и то, что Он сделал нашим, мы расходуем все на дьявольское угождение, а не на Божие служение. 24 Сент. 4903 «Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь Царь Израилев посреди тебя!.. ( Соф.3:17 ). Посреди Тебя, в Тебе, так, как мы бываем в Киеве, Москве, так, пророк говорит, Господь Царь Израилев будет в Сионе! Ясное дело – о чем говорит пророк: о дивном пришествии Господа к народу Своему, в Иерусалим, где царское титло над Ним читал весь народ Иудейский. 25 Сент. 4904 Нашел я – горе мне! – пророчество и обо мне Господне устами Захарии говорящее: » се Аз воздвигну пастыря на землю: погибающего не посетит, и расточенного не имать взыскати, и сокрушенного не имать исцелити, и здравого не имать направити»... Как ясно, точно, правдиво!.. 26 Сент. 4905 «И будет Господь в Царя по всей земли»... ( Вар.14:9 ). Это исполнилось тогда, когда объявил Господь: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли»!.. Какие страшные, величественные слова! Мог ли их сказать человек, даже пророк, величайший из людей! Могла ли быть дана и такому человеку полная власть не только над быть дана и такому человеку полная власть не только над землею, но и над небом, над ангелами Божиими, над Херувимами и Серафимами и начальниками их! Истинно, Господи, Ты – Сын Божий, Царь вселенной, Владыка и Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Филистимская земля и Гессурская простиралась с юга на север «от Сихора, что пред Египтом до... Екрона». Название «Сихор» (по-еврейски «шихор», что значит «мутный, темный»), у LXX принято за слово нарицательное и передано через οικτου, отсюда славянское «от необитаемой», разумеется, земли. В значении нарицательном переведено это слово и у блаженного Иеронима (а fluvio turbido – «от мутной реки»), но отнесено не к земле, а к реке, которая и разумеется в данном месте. Под Сихором разумеется «поток Египетский», служивший южной границей Ханаанской земли и носящий в настоящее время название «вади-ель-Ариш» (см. Чис. 34:5 ). Екрон, по греко-славянскому переводу «Аккарон», принадлежавший Иудину ( Нав.15:11,45 ), а потом Данову колену ( Нав.19:43 ), самый северный из 5 филистимских городов, находился на месте нынешней деревни Акер, к востоку от Иамнии (Святая Земля, II, 180). «Считаются ханаанскими...», т.е. владения этих князей, хотя население их было не ханаанского происхождения ( Быт.10:14 ), входят в состав Ханаанской земли и принадлежат к владениям израильтян. «Аскалон» завоеван был по смерти Иисуса Навина ( Суд.1:18 ), но ненадолго ( 1Цар.6:17 ). Он находился на самом берегу Средиземного моря, верстах в 20 на севере от Газы. На месте его остались обширные развалины вместе с окружающей его стеной. Со времени последнего разрушения в 1270 г. «ни одно человеческое жилище не возникало на его развалинах» (Святая Земля, II, 2021), в исполнение древних пророчеств ( Зах.9:5 ; Соф.2:4 ). «Аввейский», или, буквально с еврейского, Аввеи; так назывался древний народ, «живший в селениях до самой Газы» ( Втор.2:23 ), порабощенный филистимлянами, но сохранивший свое существование до времени Иисуса Навина. Где находились его владения, указанием на это служит начальное речение Нав.13:4 : «к югу» (по-еврейски «митгеман», по греко-слявянскому переводу «от Феман»), если это речение соединять с конечными словами Нав.13:3 , для чего есть достаточные основания. Такими основаниями служат, во-первых, свидетельства древних переводов: греческого LXX, латинского и сирского, в которых выражение «от Феман», поставлено в тесную связь с названием Аввеи 117 , и, во-вторых, то, что при отнесении глав «к югу» к Нав.13:4 получается географически непонятное выражение, так как в последнем говорились бы о всей земле Ханаанской, находившейся к югу от филистимского побережья и вместе с тем к северу от него, где находилась «Меара Сидонская» ( Нав.13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010