Очень много тщательно проверенных и систематически-подобранных масоретских примечаний и счислений находится у Френсдорфа: Die massora magna (Leipz. 1876 г.), и у Бэра и Делима в критически-обработанном издании еврейского текста ветхозаветных книг, в приложениях (Leipzig. 1869–1895...). Содержанием масоретских трудов служили следующие исчисления. Вышеупомянутые, записанные в талмуде, соферимские счисления слов, среднего слова, буквы и стиха разных Священных книг, критические замечания соферимов: ittur – и tikkun – soferim, keri velo ketib, ketib velo keri, keri u ketib; замечания талмудистов о буквах больших (majusculae), малых, обороченном нун, о знаках разных закрытых и открытых парашей и т.п. – все это внесено в масору, лишь с некоторыми пополнениями и точными указаниями на количество разных счислений и замечаний. Кроме того, сами масореты и предшествовавшие им еврейские ученые занялись самостоятельным, еще более скрупулезным исчислением слов и букв священного текста и плоды своих гигантских трудов записали в масору. Так, в талмуде было записано количество стихов (pesukim) лишь некоторых книг: Пятикнижия, Псалтири, Паралипоменон, – в масоре исчислены стихи всех до одной книг: в Быт. 1534 , в Исх. 1209 , Лев. 859 ... Нав. 656, 3–4 Цар. – 1534, Иер. 1365 ... 12 мал. прор. 1050... Притч. 915 и т.д. Средний стих соферима-ми и талмудистами определен лишь в Пятикнижии и Псалтири, – в масоре в каждой книге: Быт.27:40 ; Исх.22:28 ; Числ.17:20 ... Нав.13:26 ... 3–4Цар. в 3Цар.22:6 ; Иер.28:11 ; Иез.26:1 ; Мих.3:12 ... Затем, масореты вычисляли величину всех стихов и состав их и нашли, что самый большой стих в Иер.21: 7 – из 40 слов и 160 букв; 3 стиха состоят каждый из 80 букв; напр. Числ.36:8; 14 стихов состоят каждый из 3 слов; 7 стихов состоят каждый из 15 слов; в 26 стихах употребляются все буквы алфавита, напр. Иез.38:13 , Соф.3:8 ; два стиха в Законе начинаются буквой самех ( Исх.32:8 ; Числ.14:19 ); 11 стихов начинаются и оканчиваются буквой нун ( Лев.13:9 ...); в 3 стихах употребляется однажды: и четырежды ( Числ.11:19 ...); в трех стихах употребляется трижды и трижды ( Исх.29:5 ...); три стиха начинаются словом и оканчиваются и заключают мысль о том, что Господь памятует во веки ( Втор.31:3 ...); в трех стихах соединяются слова и – совершать грех ( Иез.18:3 ...); в 10 стихах употребляются и в 10 – и – Быт.33:5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таково начало 15-й главы, таков 7 ст., 12 ст... в 16-й главе. Кроме того, особенный характер 15-й и 16-й глав стоит в связи с тем влиянием 116 , которое, по-видимому, оказала на речь пророка песнь, заключающаяся в книге законодателя ( Числ.21:27 и дал. – речь приточников о Моаве); речь пророка получила как бы отпечаток древности. В 21 главе Числ мы встречаем не только постоянное употребление союза , – как это и во всем Пятикнижии, но именно неоднократное употребление и ; см. ст. 26, 27, 28, 13, 14. И длинный ряд географических названий несправедливо считают несвойственным пророку Исаии: во введении этого ряда названий опять сказалось влияние песни в 21 гл. книги Числ; притом же подобное перечисление находится в соответствии с объективностью ума пророка, – оно встречается еще в главе 10-й. – Что касается мнения, будто главы 15–16 принадлежат пророку Иеремии (или Ионе), так как у него в 48 гл. встречается пророчество о Моаве, в котором воспроизводятся многие стихи глав 15 и 16-й, то против этого мнения с очевидностью говорит уже заключение 16-й главы, состоящее из характеристических выражений пр. Исаии 117 , и зависимость пр. Иеремии по изложению – (о чем была речь выше) во многих местах книги от других пророков. Кроме того, в книге пр. Софонии, пророчествовавшего ранее Иеремии – во дни Иосии, встречается уже указание на пророчество Исаии о Моаве; (ср. Соф.2:8, 10 ; Ис.16:6 ). Что касается пророчеств о Дамаске и Израиле (17 гл.), то некоторое несоответствие надписи содержанию (особенно ст. 4 и дал.) не представляет достаточного основания заподозривать подлинности надписи и объяснять происхождение ее недогадливостью собирателя пророчеств: так как пророк не заботился об искусственной систематизации, то вполне естественно, что исторические воспоминания (7 гл. и дал.) могли перевести мысль его от Дамаска к царству Ефремову, а от разорителей царства Ефремова, в которых пророк видел будущих опустошителей и царства Иудейского, мысль пророка легко переносилась к этим бедственным временам самого Сиона (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси» ( Пс.89:2–3 ; Быт.21:33 ; Втор.32:40 ; Пс.103:31 ). Но очень нередко этим словом обозначается и такое, что хотя имеет начало, но не имеет конца в своем существовании. В этом смысле оно употребляется об Ангелах, как существах хотя и сотворенных, но бессмертных и вечных, далее о душе человека, а также о блаженстве праведных и осуждении нечестивых. «И пойдут сии(нечестивые) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Здесь слово «вечный» имеет значение бесконечный, нескончаемый. Что и то и другое, то есть и блаженство праведников, и мучение грешников, не будет иметь конца, в этом убеждают нас многие другие места Священного Писания, особенно же те, в которых продолжительность мучений высказывается отрицательным образом. Так, Господь Иисус, говоря о геенне – месте мучения грешников, три раза употребляет выражение: «где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:44, 46, 48 ). Это отрицательное выражение о продолжительности мучений столь положительно указывает на их вечность, что она становится выше всякого сомнения. Пока продолжается любовь и правосудие Божие, до тех пор будет продолжаться блаженство праведников и муки грешников. Но очень часто, и именно в Ветхом Завете, слово «вечный» обозначает только известное, определенное, более или менее продолжительное время, когда, например, речь идет о самом Ветхом Завете, о жертвах, различных праздниках, обрядах и обычаях еврейского народа, или как у Екклезиаста 1:4, о продолжительности существования земли. Границы времени, обозначаемого словом «вечно», очень неодинаковы. Иногда под ним разумеется все время существования Ветхого Завета, иудейских праздников и обрядового закона вообще, что продолжалось до пришествия Христа и Его «совершилось!»( Ин.19:30 ). «И празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» ( Исх.12:14 . Слич. Исх.12:17, 24 ; Числ.10:8 и др.). Иногда им обозначается время существования мира ( Соф.2:9 ), а также какое-нибудь более или менее продолжительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

С. 12). Близка к 1-й и столь же важна тема исполнения предписаний иудейского закона Самим Творцом этого закона, и т. о. происходит избавление от «клятвы Закона» и снимаются ограничения для познания Бога неиудеями (языками): «Слово воплощшееся Пресущественное в престатие закона обрезася...» (канон - см.: Там же. С. 15); «Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию» (Там же. С. 16); «Закон исполняя, закона Творец, плотию днесь волею обрезуется...» (Там же. С. 20); «Прият конец закон, отнележе Христос, младенствовав, исполнитель закона Сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву» (Там же. С. 18); «Терпит обрезание плотию... тем по закону паче закона бывый клятвы законныя избавляет вся и свыше благословение дарует...» (самогласен на хвалитех - см.: Там же. С. 24). Кроме того, гимнографы видят в обрезании Спасителя, к-рое совершилось на 8-й день по Его рождении, прообраз жизни «будущаго века»: «Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою...» (канон - см.: Там же. С. 14); «Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию...» (Там же. С. 17). Тема наречения Богомладенцу имени Иисус также затрагивается, хотя и в меньшей степени: «Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование...» (Там же. С. 21). В одном из ранних известных рус. иконописных подлинников ¾ подлиннике Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. (2-я четв. XVII в.- РНБ. Соф. 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873) под 1 янв. помещено празднование О. Г., однако описание иконографии не приведено, несмотря на то что такими описаниями снабжены все великие праздники. Текст, содержащий предписания к изображению О. Г., представлен в происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову: «Во святилище стоит архиерей ветхозаконный; подобием сед, брада долгая, риза на нем аки на Захарии пророке, на главе колпак по ветхому закону; против его Пречистая Богородица в руках держит Превечного Младенца, ноги голы.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Во второй паримии говорится о Самом Господе, как Победителе врагов: Радуйся, дщи Сионова зело… веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля! Отъят Господь неправды твоя и избавил тя есть из руки враг твоих (по-русски: отменил Господь приговор над тобой. Вот уже видим указание на отмену клятвы над «всеродным Адамом »; то же самое указывается и словом «Примиритель»; но будет и прямо говориться о сем), воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла ктому (больше)… Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя, наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей ( Соф. 3:14–17 ). Третья паримия из пророчества Захариина прямо называет Его Царем, шествующим на осленке: Радуйся зело, дщи Сионя… Се Царь Твой грядет тебе праведен и спасаяй; Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна (жеребенка осленка). И Ты… испустил еси узники… от рова (то есть темницы – духовных пленников)… И Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит и пойдет в шуме прещения Своего ( Зах. 9:9–15 ). И далее не раз говорится о «Грядущем», как Царе: Радуйся… и красуйся, Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде (1-я стихира на стиховне). – Восхвалите согласно людие и языцы. Царь бо ангельский взыде ныне на жребя и грядет, хотяй поразити на кресте враги яко силен (седален по 1-й кафизме). Говорится и об учреждении Им Своего Царства: Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида. Осанна в вышних, – восклицали все ( Мк. 11:10 ). – Пядию измеривый небо, дланию же землю, Господь прииде; Сион бо избра, в немже жити царствовати изволи и возлюби люди (3-й тропарь 4-й песни канона). – Приими, Израилю, Божие Царство и пребываяй во тме свет да узрит великий (1-й тропарь 6-й песни канона). Вообще, если прислушаться к службе праздника, то мы очень часто будем слышать это слово: «Царь, Царь, Царь». Как на Крещение слышим всё – «свет», на Пасху – «воскрес», на Вознесение – «слава» и так далее; так на Вход в Иерусалим чаще всего слышим это слово: «Царь». Уже отсюда должно заключить, что в нем – центр события, сущность праздника. И только нужно понять – «Одолетель и Победитель, Царь же всея земли наречеся». Равным образом и другие, часто повторяющиеся слова: «осанна» (ура) или «благословен», «благословенный» (слава – в сущности то же самое) – придают службе тот же характер славной встречи. А когда мы всмотримся в цель этого входа, то еще более убедимся, что ныне действительно торжество царственного входа; а следовательно, ныне «славный и пресветлый праздник» (из Синаксария по 6-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Паде, паде Ваеилон... болезнующии услышите, взывает громогласный Исаия в пророчестве, которое сами противники соединяют со второю частию исаиной книги (в 21 гл). Внезапу паде Вавилон и сокрушися, плачите по нем, как бы вторит ему Иеремия ( Иер.51:8 ). Посрамятся вси созидающии бога и ваяющии вси неполезная... не уведаша смыслити, обличает идолопоклонников Исаия ( Ис.44:10, 18 ). Обуя всяк человек от разума, посрамися всяк слиятель от изваяний своих... суетна суть дела, отзывается о них же Иеремия ( Иер.51:17–18 ). Так и в другой пророческой речи Иеремии (в гл. 10.) бессилие и ничтожность языческих богов изображается теми же чертами, какими изображено это у Исаии ( Ис.44:8–20 ). Отпечаток мыслей и выражений Исаиных (из 2 части книги его), какой виден у Иеремии в целых главах, замечается и в отдельных текстах. Например: не постигнет их правда, говорит Исаия о развращённых иудеях ( Ис.59:9 ), – ждущим им света бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша. Сии последние слова почти буквально повторяет Иеремия о тех же иудеях: Дадите Господу Богу вашему славу прежде неже не смеркнется... и пождете севета, и тамо сень смертная, и положени будут во мрак ( Иер.13:16 ). Много беззаконие наше пред Тобою, исповедует пред Богом Исаия за весь свой народ, и греси наша противосташе нам ( Ис.59:12 ). Беззакония наша проитивусташа нам, повторяет Иеремия, и притом также в исповедании пред Богом: яко мнози греси паша пред Тобою ( Иер.14:7 ). Пророк Софония, пророчествовавший в первые годы иудейского царя Иосии, также уже знал 2-ю часть книги Исаии. Сей град презорливый, говорит Софония о Ниневии, жавяй на уповании, глаголяй в сердцы своем: аз есмь, и несть по мне еще ( Соф.2:15 ). Сие обличение почти слово-в-слово взято из пророчества Исаии против Вавилона: ныне же слыши сие юная, седящая, уповающая, глаголющая в сердцы своем: аз есмь, и несть иные ( Ис.47:8 ). Можно примчать тоже и в книге Аввакума, который пророчествовал, как полагают, ещё в первые годы Манассии: изображение идолослужения у сего Пророка ( Авв.2:18–19 ) есть не что иное, как сокращение сказанного Исайею ( Ис.44:9–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для лучшего уразумения этого пророчества нужно знать 1) происхождение Филистимлян, 2) местоположение их земли и 3) отношение их к Иудеям. 1) Филистимляне происходили от Мицраима, сына Хамова ( Быт. 10:14 ), или от Египтян. 2) По рассеянии народов они поселились на острове Крите, откуда перешли в Хананейскую землю, и заняли приморскую страну к югу и западу от Иудеи ( Иез.25:16 ; Соф. 2:5 ). Знатнейшие города их, упоминаемые в свящ. истории, суть; Газа, Аскалон, Азот, Геф и Аккарон (ИИс. Нав. 13:3 ; 1Цар. 5:8–10; 6:17 ; Иер.25:20 ; АмОс.1:6). В Св. Писании Филистимляне упоминаются чаще других народов и по славянскому переводу называются иноплеменниками 3) Между Филистимлянами и Иудеями с древних времен была непримиримая вражда, происходили почти непрерывные войны с переменным успехом, смотря потому, как Богу было угодно наказывать Свой народ за беззакония. Они известны при всех Судьях, особенно при Самсоне ( Суд.13, 15. 15, 20 ); славную победу над Иудеями они одержали при Первосвященнике Илие, когда ковчег завета взяли в плен ( 1Цар. 2:1; 4:10 ). Самуил начал усмирять их (Суд.гл. 7). Саул, одержав над ними несколько побед ( 1Цар. 14:52 ), наконец был побежден ими и убит вместе с сыном своим Ионаоаном (гл. 31). Давид покорил их, а Соломон наложил на них дань ( 2Цар. 8:1 ; 3Цар.4:21 ). При Иораме они отложились от Иудеев и нанесли им сильное поражение ( 2Пар.21:16 ). Озия опять поработил их ( 2Пар.26:6, 7 ) При Ахазе они опять отложились и делали частые нападения на сопредельные области Иудеи ( 2Пар.28:18 ). Проповедь эта состоит А) из надписи (ст. 28), и Б) пророчества (ст. 29–32). Пророчество разделяется на две части. В первой части Пророк обличает суетную радость Филистимлян по случаю смерти Ахаза, предсказывая им наступающее бедствие (ст. 29, 30). Во второй части возбуждает их к плачу, предсказывая другое бедствие, а Иудеев утешает надеждою на будущее благосостояние (ст. 31, 32). Объяснение А) Надпись Ст. 28. В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово. Благочестивые из Иудеев, воздыхая о бедствиях Израиля, поражаемого за нечестие Ахаза, хотя питали надежду на лучшее царствование его преемника; но как он был еще молод, то Бог этим пророчеством хотел укрепить их в надежде на особенное покровительство, которым прославится царствование -благочестивого Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Они веруют в единого Бога... несмотря на то у них есть идолы, сделанные из войлока, на подобие человека; других делают из шелковых тканей, и воздают им великую честь; они почитают солнце, светила, огонь, воду, землю, поклоняются и приносят им в жертву начатки пищи и питья» стр. 89,83. Еще точнее описывает Волынская летопись; она говорит о Кн. Данииле, что он видел «скверныя их волхвовательныя богохульства и Чингисом уставленныя мечтания, скверныя кровопролития его, множество волшебств… Царей, князей, вельмож водил (закон) около куста – кланяться солнцу, луне, земле, диаволу, отшедшим отцам, дедам и матерям» стр. 184. Рубруквис говорит о хане Мангу: «он приносил жертвы небу, солнцу, луне и горам». 10 Гаюк-хан Великой Орды, в грамотах своих, говорит Плано-Карпини, пишет так: «силою Божиею повелитель всех людей». На печати же его написано: Бог на небе, а Гаюк-хан на земле; силою Божиею печать повелителя всех людей.... Хан величается, что он есть сын Божий, и что так называют его люди», стр. 44. 45. 107. 11 Плано-Карпини:», стр. 105. «Знает ли Папа, что Хан есть сын Божий»? говорил воевода Байджу-Ноянь монаху Асцелину (путешествие в Татарию, изд. Языкова, стр. 222). 13 Плано-Карпини стр. 87. 89. Доман, житель Путивльский, отступник веры, отсек главу Кн. Михаилу; след., были такие, которых доводили до отступления от веры. Волынский летописец говорит, что Кн. Даниил с отвращением и страхом ехал в Орду, боясь, чтобы не заставили его выполнять языческих суеверий двора Батыева. Но Батый неожиданно уволил его от церемоний языческих. «Злобе бо и лести их несть конца», прибавляет умный летописец. Поступок Батыя означал, что Даниила опасались; иначе сказать – религия Монгола была в его власти. 14 В 1281 г. «И кресты честные и пелены пограбиша и у всех церквей двери высекоша». Воскр. 9,957. Соф. Вр. 1,283. 284. 15 Ростов. Летоп. «Пойде в Орду Петр Митрополит вкупе с В. Князем того ради, понеже тогда новый царь Азбяк сел на царстве, и вен обновишася, и ярлыки имашу кождо на свое имя». Карамз. 4. пр. 245. О Феогносте Ник. 3, 179. «Имаше бо и Митрополит и Епискуп ярлыки на своя причты церковныя от царей ординских». 17 Плано-Карпини стр. 186–189, изд. Языкова. Он же говорит, что в Орпаче-Азове также погибло множество Русских. Стр. 153. 18 Плано-Карпини: «намерение их состоит в том, чтобы одним владеть землею, а потому выискивают средства истреблять благородных людей». Стр. 187. 199. Он же: «также посылают они за владетелями земель, приказывая им немедленно явиться; когда же те приезжают, то не оказывают им никакого уважения, и обращаются с ними, как с самыми низкими людьми. Все принуждены давать большие подарки воеводам и их женам, чиновникам, тысячникам и сотником. Все вообще Татары, самые даже слуги, с большою докукою просят у них подарков, и не только у них, но и у послов, присылаемых ими». Стр. 186.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бери его, душа моя, бери, как драгоценный бисер, и слагай его в сердце своем! Ведь как знать, сможешь ли и ты когда-нибудь подойти в покаянии твоем так близко к Тому, Кто силен " изгладить все беззакония» твои ( Мих.7:19 ), как силен и «изгладить имя твое из поднебесной» ( Втор.29:20 ; Пс.108:13 )? «Да убедит нас с тобой, душа моя, рука Моисеева, как может Бог жизнь прокаженную убелить и очистить». Разве это – не из опыта слова? Кто знает, что может Бог, как не тот, кто на своей жизни убедился в Его неиссякаемой милости? Кто может знать дела Господни, как не тот, на ком они исполняются? Кто может быть более всех убежден в неисповедимости путей Господних, как не тот, кто в юности подвизался во Святой земле, продолжил подвиги свои в имперской столице, архиерействовал на отдаленном и от Константинополя, и от Иерусалима Крите, умер в пути на маленьком острове Митилине, а теперь почитается всем православным миром? Кто больше такого человека может знать на опыте своем силу Божию? Кто может быть более уверен в том, что жизнь, покрытую проказой греха, под силу очистить одному Подателю жизни? И кто имеет более оснований учить тебя, душа моя прокаженная, чем тот, кто уже более тысячи лет учит всю вселенную: даже если и прокажена ты, не отчаивайся сама в себе – «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя» ( Соф.3:17 ), «восставить» ( Рим.14:4 ) из бездн грехов твоих и «обогатить всякою благодатью» ( 2Кор.9:8 )... Нет греха страшнее отчаяния. Помни, душа, того, кого отчаяние довело до всеконечного преступления – вспомни Иуду беззаконного, который, «шед, удавися» ( Мф.27:5 ), обесчестив вконец и жизнь свою, и запоздалое покаяние свое 1195 ( Мф.27:3–5 ).: «расселось чрево его и выпали все внутренности его», дав знать «всем жителям Иерусалима» ( Деян.1:18–19 ) полную цену неверия и предательства. Отчаянием в своем спасении мы, душа, унижаем Господню силу, мы не верим в Его человеколюбие и милосердие, мы оскорбляем саму творческую силу Триединого Бога, Который, создав нас, изрек: «Вот, хорошо весьма» ( Быт.1:31 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Допуская, что Хелкией найдено было все Пятикнижие, мы не видим, однако, необходимости считать найденную книгу, опираясь на узком буквальном понимании ( 2Пар.34:14 ) («рукою Моисея»: бейяд-Моше, может обозначать и простое посредническое участие Моисея в даровании закона Божия, ср. Иер.37:2 ), автографом самого Моисея. Клерик правильно замечает: «Satis est exemplar quoddam Legis antiquum fuisse irique anthenticum». Найденный в храме экземпляр был, очевидно, официальным храмовым (может быть, отличавшимся от употребительных у частных евреев качеством, письмом, материалом), который по предписанию Моисея должен был храниться в ковчеге Завета и в каждый субботний год прочитываться, в праздник Кущей, народу ( Втор.31:10–12,24–26 ), но, очевидно, по небрежности священников и под влиянием тяжелых условий для религии Иеговы при нечестивых царях Манассии и Амоне утерянный или намеренно скрытый от Манассии, который, по иудейской традиции, повелел отбирать и сжигать все экземпляры Торы. «Впрочем, хотя царь, (Иосия), рожденный от отца нечистого, и не знал предсказаний, содержавшихся в Св. Книгах, однако посему нельзя думать, что списков с них не было в руках иных благочестивых Иудеев» (Филарет, с. 270–271 прим.). Богослужебная же практика совершалась священниками в это время, очевидно, по исписанному и по всегда верному закону преданию. Тем сильнее должно было быть впечатление от книги, поражавшей, быть может, самым архаическим видом. Впечатление чтения ее, в частности, на царя был потрясающим: подобно Езекии, ( 4Цар.19:1–2 ), в ужасе за судьбы своего народа Иосия разодрал одежды свои. Явное и постоянное нарушение народом предписанных в книге законов само собою наводило на мысль о близости тех кар и бедствий, которыми угрожал Бог народу за нарушение тех законов. Современные же политические обстоятельства и международные отношения внушали Иосии еще больший страх за будущность Иудеи. Страшная некогда Ассирия падала теперь под ударами вновь образовавшихся самостоятельных государств: Новохалдейского царства, имевшего решить судьбы Иудейского царства, Мидийского царства, Египта и особенно со стороны диких бродячих орд скифов, опустошительным ураганом пронесшихся (ок. 630 г.) от севера Месопотамии и Каспийского моря до самого Египта и на возвратном пути разграбившим страну Филистимскую ( Иер.5:15–17 ; Соф.2:4–5 . Herodotus I, 105; Dunker M. «Geschichte des Alterthums», Bd. I, 1863, 5, S. 750 и далее; Stade, Gesdt. I, 643 и далее; Еп. Платон, цит. соч. 266 и далее; «История Израильского народа», 1902, 104–105). Все эти симптомы новых политических катастроф в связи с покаянным чувством Иосии могли глубоко потрясти его благочестивое чувство, хотя слабость Ассирии могла и благоприятствовать свободному осуществлению религиозной реформы не только собственно в Иудее, но и в пределах бывшего Израильского царства (ср. 4Цар.23:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010