Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. 6. Л. 68 об.) Господь предостерегает Израиль от религ. поклонения В. Н. (Втор 4. 19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто «пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному», будет предан смерти (Втор 17. 2-5). Однако Израиль не избежал служения В. Н. Оставив «все заповеди Господа Бога своего», израильтяне «сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…» (4 Цар 17. 16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Там же он «поставил истукан Астарты» (4 Цар 21. 1-7; ср.: 2 Пар 33. 3, 5). Живописную картину приготовления к совершению астрального культа рисует прор. Иеремия: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам» (Иер 7. 18). Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (Иер 10. 2; Ис 47. 13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (4 Цар 23. 4-5; Иер 19. 13). В видении прор. Иезекииля эти культы характеризуются как «мерзости»: «...видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез 8. 15-16). Согласно эсхатологическим представлениям, отраженным в книгах пророков, в конце времен это В. Н. будет уничтожено (Ис 34. 4; ср.: Мф 24. 29 и пар.), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (Ис 24. 21-22), Бог истребит поклоняющихся им (Соф 1. 2-5). В апокалиптическом видении прор. Даниила часть В. Н. будет низринута на землю «царем наглым и искусным в коварстве», к-рый придет в конце времен «на две тысячи триста вечеров и утр » (Дан 8. 9-11, 14, 23-25).

http://pravenc.ru/text/155128.html

Некогда через пророка Моисея Господь говорил израильтянам: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят... будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:44–45 ). «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом... И будете у Меня людьми святыми» ( Исх.19:5, 22:31 ). Слушая Господа и смиренно принимая для руководства в жизни Его слова, человек будет пребывать в благословении Божием и жизнь свою станет устроять праведно, свято, словом, по-Божьи. Кто же в гордом самомнении кичливого разума отвергает послушание слову Господню и, вопреки ему, живет по-своему, живет нечестиво, тот, лишаясь благословения Божия, навлекает на себя Его проклятие. «Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него» ( Пс.108:17 ). Жизнь гордого человека всегда греховна, всегда проходит в удалении от Господа. Сказано ведь: «Начало греха – гордость» ( Сир.10:15 ). «Начало гордости – удаление человека от Господа» ( Сир.10:14 ). Всякий грех удаляет человека от Бога, и чем тяжелее содеянный грех , тем дальше человек отходит от Господа и тем ближе оказывается к диаволу. «Вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» ( Пс.72:27 ). «Не слушает голоса Божьего, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается» ( Соф.3:2 ). Кто хочет приближаться ко Христу Богу, тот должен отстраняться от всего, что противно Христу, отстраняться от мира, лежащего во зле (ср.: 1Ин.5:19 ), ибо Сам Христос говорит: «Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Под миром подразумевается, по толкованию блаженного Феофилакта, «вообще все, враждебное Богу» 40 . Нам дана заповедь любить Бога всем существом; а значит всякая иная любовь должна подчиняться этой любви, «соединяться с ней, проникаться ею. Все земные блага, по заповеди Божией, надобно ценить и употреблять, как дары Божии, во славу Божию, и не к чему земному – ни к людям, ни к вещам – не должны мы привязывать сердца свои настолько, чтобы эта привязанность могла вредить нашей любви к Богу... Тот грешит, кто, наслаждаясь дарами Божиими, прилепляется к ним и забывает о Благодетеле; любит дары, а не Подателя даров; наслаждается дарами к оскорблению Бога, «дающего нам все обильно для наслаждения» ( 1Тим.6:17 ) " 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Здесь дано описание полного оскудения земли израиль­ской вследствие её расхищения и опустошения. Природа по­трясена, растительность исчезает, земля теряет своё плодородие, стада стали добычей победителя, полное опустошение и оскудение поразило плодородную землю, текущую молоком и мёдом. И вот, хотя все это будет, «хотя () смоков­ница не расцветёт, и не будет плода на виноградных лозах, и дело маслины обманет, будет изведён мелкий скот из загона, и крупный скот из стойла (ст. 17), но и тогда, говорит пророк, о Господе (собственно – в Господе) буду радоваться и веселиться о Боге спасения моего (ст. 18)». Вера пророка преодолевает страх бед и несчастий. Успокоение во всех бедах пророк обретает в Боге, как Иегове и своём Боге-Спасителе ( ); как и в стихе 14, это – местоимение первого лица ед. числа, сле­довательно, в лице пророка представляется весь народ. Таким образом, для пророка приносит отраду, успокоение и твёрдую уверенность сознание, что Бог есть Бог Завета, неизменно верный Себе () и Бог-Спаситель, Который избавил Израиля от всех врагов его, поможет ему (ср. напр., выразительные места – 1Цар. 14:6 ; 2Пар. 32:11 ; Пс. 3:8; 17:4749; 139:8 ; Ис. 17:10; 19:20; 49:26; 60:16 ; Иер. 3:23 ; Мих. 7:7 ; Соф. 3:17 ; Зах. 9:9 ). Пророк говорит, что он будет радоваться ( от ) и веселиться ( от ), восторгаться и лико­вать (ср. Пс. 29:11 ; Пс. 34:9; 63:11 ). Так снова возвещает пророк свою крепкую веру в Господа, веру, которая не смотря на ужасы и бедствия народа, пригибающие его к земле, их преодолевает. Но это потому, что свою радость и силу он находит в Боге. Аввакум близок к Исаии в молитвах своего творчества; и, кажется, следующие слова Исаии могут быть наилучшим объяснением ст. 18. «Господь... даёт силу ослабевающему и подкрепляет изнемогающего. Ослабевают юноши и утомляются и находящиеся в полной готовности () падают; а надеющиеся на Господа – обно­вятся в силе (Венск., – получат новую силу), поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся» ( Ис. 40:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

А вот пророчество, которое читается на Вход Господень в Иерусалим: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобой, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: “Не бойся”, и Сиону: “Не ослабевают руки твои!” Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время, спасу хромлющее, и соберу рассеянное и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. И сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Господь» (Соф. 3:14-17, 19-20). Вот чем кончается книга пророка Софонии. Если мы с вами забудем об эсхатологической стороне этих пророчеств, то, действительно, все это будет выглядеть так, что Господь соберет всех евреев в Палестину и они будут самым главным народом среди всех. Все остальные будут только приходить к ним, приносить дары, служить им, поставлять пищу, а кто этого делать не будет, тот будет уничтожен. Такая традиция чисто внешнего толкования Священного Писания, конечно, заводит в тупик тех, кто ей следует. Она заводит в тупик поныне заблуждающихся иудеев, которые все ждут и дожидаются пришествия Христа, который снабдит их всем тем, чего они ожидают, и отвергают истинного Спасителя Иисуса Христа. Впрочем, некоторые из этих пророчеств тоже позволяют надеяться, что уж в самый последний день многие все-таки обратятся и призовут имя Господне для того, чтобы спастись. Богослужебное употребление. Как уже было сказано, из книги пророка Софонии берутся две паремии. Одна из них с 8 по 15 стихи первой главы читается в качестве 7-й паремии Великой Субботы, а другая, с 14 по 19 стихи второй главы, читается на Вход Господень в Иерусалим. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

Новое царство Ассирийское было разрушено Набопалассаром, царем Вавилонским, и Киаксаром, царем Мидийским, которые совершенно разрушили Ниневию, как было предсказано пророками: «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратят Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня... Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «Я, и нет иного кроме меня», как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет, и махнет рукою» ( Соф.2:13–14 ; см. также кн. пророка Наума). За разрушенной Вавилонской монархией следовала Мидо-Персидская, а за этой Греческая. Сузы , престольный город царей Персидских до Александра Великого. В этом городе и на реке Улае, протекающей чрез него, Даниил имел таинственное видение о монархиях Мидо-Персидской и Греческой ( Дан.8 ). В Сузах происходила известная история Есфири ( Есф.2, 3 и д.); здесь же Неемия получил дозволение восстановить Иерусалим ( Неем.1:1 ). Елимаис , город Персии, славившийся богатством. Антиох Епифан, узнав, что в храме этого города были золотые покровы, брони и оружия, которые там оставил Александр Великий, старался взять этот город, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям; они поднялись на него войною, и он обратился в бегство ( 1Мак.6:1–14 ). Агава , область в Ассирии и река того же имени ( 1Езд.8:15, 21, 30 ). Здесь священник Ездра собрал более 1700 Иудеев и отправился с ними в отечество. Во 2 кн. Ездры река Агава названа Феран ( 2Езд.8:41, 60 ). Кроме того, Ездра упоминает о местности, находившейся в Ассирии и носившей название: Касифья , куда он посылал за левитами, которых он отвел в Иудею ( 1Езд.8:18 ). Кута и Сепарваим . Жителей Ассирийской области Куты и города Сепарваима Асардан, царь Ассирийский, перевел в землю Израильскую; они слились с остатками Израильского населения и образовали одно племя Самарян ( 1Езд.4:2 ; 4Цар.17:24–30 ). Кир. В эту Ассирийскую область Феглаффеллассар переселил жителей Дамаска ( 4Цар.16:9–10 ). § 42. Идумея и другие страны на юг от Палестины

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2) Кто суть служители, собирающие войско на брань? Представляемое здесь собрание войска можно разуметь или просто, как сокровенное действие промысла Божия, имеющего влияние на дела и обстоятельства человеческие, явными и сокровенными путями приготовляющего Мидян и Персов к брани с Вавилонянами; или как действительное употребление Им служителей Своих для внушения царям и начальникам военных предприятий. В первом случае служители праведных судов Божиих суть все силы природы, действующие по мановению воли Божией. Во втором случае служители эти суть Ангелы как добрые ( Евр. 1:14 ; Зах.1:8, 9 ), так и злые, которым Бог попускает в известной мере действовать к погибели погибающих ( Дан.10:13 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 . Апок.16:13,14, 20; 6:8 ). Троякий способ собрания войска – посредством поднятия знамени, или вехи (о чем сказано в 5:26; 11:10, 12), голосом и рукою – здесь приспособляется к обыкновению людей, которые так же призывают к себе кого-нибудь, и означает вообще явное указание воли Божией или посредством известного расположения обстоятельств, или чрез тайное внушение военных предприятий царям. 3) Почему Мидяне и Персы (сн. ст. 17), не принадлежащие к Церкви Божией, называются освященными? Освящение на священном языке часто значит избрание, иди отделение, назначение кого-либо к исполнению важного служения, относящегося к славе Божией. Следовательно, Мидяне потому только называются освященными, что Бог избрал их орудием к совершению Своего праведного суда над Вавилоном. В таком же смысле это слово употребляют и другие Пророки ( Иер.51:27; 22:7 ; Соф. 1:7 ). Под воротами властелинов, в которые повелевается Мидянам входить, разумеются крепости и ворота Вавилона и великолепные палаты вельмож. б) Скорое исполнение повеления Ст. 4. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Ст. 5. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Гностическое учение об «эонах» особенно сильно было распространено во Фригии и в частности – в Колоссах, почему ап. Павел и предостерегает Колосских христиан от обольщения учением гностиков от «служения ангелов», т. е. «эонов»Это языческое служение существовало даже в 4 веке, проникнув и в среду христиан, почему Лаодикийский собор, бывший в 357 году, сделал следующее постановление: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» (Прав. 35-е). Церковь же Православная не считает Ангелов творцами мира, не ставит их выше Христа, а верит, что «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), верит, что они – Божии слуги, «крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ). 4) Сектант: Служение «воинству небесному», т. е. Ангелам, строго воспрещается словом Божиим: «Дабы ты, вглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился им и не служил им» (Вт. 4:19. 17:3). «Истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях покланяются воинству небесному» ( Соф. 1:5. 4 . Цар. 23:5. Иер. 19:13 . Деян. 7:42 ). Объяснение православного: Сектантам, приводящим против почитания св. Ангелов 19-й стих 4 главы Второзакония, необходимо читать этот стих до конца: «так как Господь Бог твой уделил их всем народам под всем небом»– для того, чтобы понять, что под «воинством небесным» здесь разумеются не св. Ангелы Божии, а небесные светила, которые полудикие язычники считали за богов (сабеизм) и, восходя в ясные ночи на кровли домов своих, покланялись светилам и приносили им жертвы. «Поднимите глаза ваши, говорит пророк Исаия, на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их (светила) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Исаии 40:26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3:17). И еще: Какую благодарность можем мы воздать за вас? (1 Фес. 3:9). Посему и мы непрестанно благодарим Бога (1 Фес. 2:13) и Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32). Посему будем благодарить Сына за то, что Он Своей кровью искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13). И какую песнь, и какую благодарность сможем мы воздать Ему за все добро, что Он богато дал нам — жалким? Будем благодарить и Святого Духа, глаголавшего в Законе, Пророках и в Новом Завете, просвещающего помраченные мысли наши в познание и исполнение Его заповедей и отверзающего уста наши для исповедания и благодарения Его благости. Говорит же и Евангелист: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф. 11:25-26). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1801]    Хотя буквальнее смысл передает церковнославянский текст: рцы глагол некий ко Господу и умри, общее настроение лучше передает синодальный перевод, который мы и предпочли в данном случае. Слово 118. О веселии по Богу    Прославляемое веселие есть достояние стяжавших совершенную любовь к Богу. Те, кто преисполнены Святого Духа, в Нем радуются; это те, которые относятся к Апостолам, Пророкам и мученикам — совершенные подвижники, которые гонения, скорби, мучения в веселье вменяли, а всё, что в мире, почитали за сор, чтобы приобрести Христа (Флп. 3:8). Огонь, звери, мечи, голод, холод и все остальное радовали их благодаря любви к Богу, как и Исаия говорит: будут искупленные и собранные Господем… и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье (Ис. 35:10); и веселие вечное над главою их… и все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом, и радостью будут радоваться о Господе (Ис. 61:7, 9, 10). И еще: вот, рабы Мои будут есть… пить… возрадуются… возвеселятся в веселии (Ис. 65:13-14). И Софония: наведет на тя веселие и хвалу в любви Своей (Соф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

«В то время возвратился ко мне разум мой». «В то время» – в какое? В определенное Богом. Почему они возвратили его на царство? Они низвергли его – столь силь­ного, как же они опять возвели его, сделавшегося слабым? «К славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось». Видишь ли, как Бог может и утвердить и разрушить царство? В этом следовало бы убедиться и из прежних опытов, но так как он не убедился, то Бог разрушил его царство, и опять восстановил. Дан.4:34 .  Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордою Нельзя сказать, что Он имеет силу, но несправедли­вую; нет, и правда его велика. «И Который силен смирить ходящих гордо». Не сказал: «смиряет», чтобы показать тебе долготерпение Его, и чтобы ты знал, что не по слабости Он поступает так, но чрез одного вразумляет и других. Ви­дишь ли силу Его? Видишь ли правду? Видишь ли человеко­любие? Видишь ли, как произносят это уста варвара? Кто говорил так мудро? Воспитанные пророками не говорили ни­чего подобного; напротив, они говорили: «не делает Господь ни добра, ни зла» ( Соф.1:12 ); и еще: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» ( Амос.6:13 ). И еще: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит» ( Малах.2:17 ); и еще: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его» ( Мал.3:14 ). Видишь ли в Палестине сатанинское учение? Видишь ли в земле вар­варской пророческую мудрость? Это – прообразы благодати, ко­торую имели получить язычники, прообразы того, что последние имели предварить первых. Далее повествуется, как Валтасар, опьянев во время пиршества, повелевает принести сосуды (храма), как бы хвалясь победою отца, или – вернее – безумствуя от опьянения; а может быть и потому, что иудеи были зрите­лями происходившего, чтобы искоренить в них благоговение, какое они имели к Богу. Это происходило от гордости и пьянства. Будем же остерегаться пьянства, возлюбленные. От него происходит много безрассудного. Пьянство властвует и над великими людьми; ведь Валтасар повелел это, на­пившись вина. Отец его, вывезши сосуды, пощадил их, и, взявши город, не дерзнул употребить их на человеческое служение; а этот не только сам употреблял, но отдал их для употребления и вельможам своим и наложницам и возлежавшим вместе с ним. Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

9. Как неизвестные являемся мы во время преследования, и нас познают во время знамений; как умирающие мы в преследовании, и вот мы живем в Господе нашем, - как наказываемые тлением, но не осуждаемые на смерть (а не умерщвляемые). 10. Как скорбные кажемся мы во время страдания, но внутренне мы всегда радуемся; как нищие мы, как если бы ничего не было нашего, а многих сокровенною жизнью обогащаем; как бы ничего не имеем в мире, а всем обладаем чрез власть, какую имеем и на небе и на земле. 11. Рот наш отверст к вам, то есть уста наши с сердцем нашим расширены пред вами - о, Коринфяне! 12. Итак, вам не тесно в нас; а если где и тесно вам, то именно в сердцах ваших тесно вам для любви к нам. 13. Так как, далее, вы как дети любите нас, то возмездием великим сына обязаны вы нам. Посему расширьтесь и вы, то есть будьте невинны. 14-15. Не будьте сообщниками тех, кои не веруют, но верующих. Ибо, как не бывает соучастие правды с беззаконием, ни света со тьмою, ни Иисуса Христа с сатаною, - так нет части или доли вернаго с тем, кто отклоняет и не верит. 17-18. Посему выйдите из среды их и отделитесь, как сказал Исаия, - и нечистоты, то есть нечистаго совершения жертв, не касайтесь, - и Я прииму вас (Ис.52:11; Соф.3:19-20), кои были отвержены, - и Я буду вам в отца, и вы будете Мне в сынов и дочерей (Иер.3:19; Ос.1:11), потому что преогорчили Меня и ненависть оказали Мне сыны (Мои) издавние. Глава VII 1. Итак, эти имея обетования, возлюбленные, от самых дней Исаии, - очистим себя от всякой скверны плоти, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши в святыне, чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову. 2. Будьте снисходительны к нам, братья, ибо не вам говорим, но в лице вашем другим говорим: поелику никого из тех, кои приходят к вам и хулят нас, мы не обидели, не учинили несправедливости и не обманули, как это они делают с нами ради Евангелия. 3. Не к осуждению вас с ними говорим это; ибо прежде мы сказали, что в сердцах наших - вы (есте), так чтобы умирать вместе с нами от гонителей и жить вместе с нами в откровении Христовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010