Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, в основании к-рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» ( Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией и отличающегося от обеих в геополитическом и культурном плане. Как организованное движение Е. возникло к 1921 г. среди молодых интеллектуалов рус. эмиграции, выдвинувших программу преобразования всей системы культурных и мировоззренческих установок, результатом к-рого должно было стать духовное размежевание с Европой, призванное открыть для России и сопредельных стран, составляющих вместе Евразию, новый, свойственный только им путь духовного и общественно-политического развития. История Е. Впервые идеи Е. как четко выраженного направления мысли прозвучали публично 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии в докладах кн. Н. С. Трубецкого (1890-1938) и Г. В. Флоровского (1893-1979). В нач. авг. того же года вышел из печати сборник статей, озаглавленный «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения» (Утверждение евразийцев; Кн. 1). По словам одного из авторов сборника, П. Н. Савицкого (1895-1968), статьи евразийского сборника резко отличались от подавляющего большинства совр. им произведений своим жизнеутверждающим тоном: связанные с революцией события в России авторы оценивали как решающий катаклизм всемирной истории, как нечто, открывающее «правду религиозных начал». Основателями движения Е. и авторами сборника выступили 5 молодых рус. эмигрантов: кн. А. А. Ливен (1896-1949), впосл. священник, вдохновивший друзей на издание евразийского сборника, но ничего в нем не опубликовавший, лингвист и философ Н. С. Трубецкой, философ, богослов, историк культуры Г. Флоровский (впосл. священник), музыковед и публицист П. П. Сувчинский (1892-1985), географ и экономист Савицкий. Вскоре к ним присоединились историк лит-ры и лит. критик кн. Д. П. Святополк-Мирский (1890-1939), историк и философ Л. П. Карсавин (1882-1952), историк Г. В. Вернадский (1887-1973), правовед и философ Н. Н. Алексеев (1879-1964). Нек-рое время к евразийскому движению примыкали историк М. В. Шахматов (1888-1943), культуролог П. М. Бицилли (1879-1953) и др.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Шапки носили также царицы, царевичи, царевны, князья, княгини, княжны, бояре, боярыни, боярышни и простолюдины. Шапки царицы Евдокии Лукиановны отличались богатством украшений; у царицы Агафьи Симеоновны были шапки – треухи и столбунцы алтабасные, атласные, зарбафные, с исподами и опушками из пластин собольих, некоторые украшены круживом и запонами; у царевны Софии Алексеевны – шапка лисья горлатная 1014 . – «Шапка женская: пух бобровой, вершек золотной, на вершке круживо и опутины (оборка, обвязка) жемчюжные» 1015 . Возничья шапка «бархат лазорев, окол рысей» 1016 Шапками назывались и воинские наголовья. См. Шелом. Шарлат=Скорлат. Шахматы. См. Узоры на тканях. Шебединское сукно. См. Сукно. Шеболтас Шеболтас – ветхая, поношенная одежда. «Шеболтас бархат копытчатой, сверху шито волоченым золотом, в трех местах по-неболшому обнизано мелким жемчюгом; цена 3 р. – Шеболтасец же шит золотом да шелками, у него пуговка королковая; цена 10 алт.» 1017 . Шелом, Шлем, Шолом Шелом, Шлем, Шолом – воинское наголовье из булата, стали, меди или железа. Нижняя часть (околыш) его называлась венцем, верхняя – вершьем и навершьем, а прилегающая к навершью – подвершьем и подвершцем. Для защиты лица от поперечных ударов мечем или саблею, к передней части венца приделывалось забрало, называвшееся личиною 1019 ; но у большей части шлемов, вместо личины, пропускалась в отверстие полки или козырька, металлическая полоса или, так называемый, нос, который, смотря по надобности, мог подниматься и опускаться помощию шурупца. Для прикрытия и защиты ушей и затылка, привешивались к шлему в соответственных местах наушки или уши и затылок, которые делались из одной или нескольких пластинок, выгнутых и наложенных краями одна на другу. Наушки завязывались внизу подбородка завязками. У некоторых шлемов сзади венца прикреплялись кольчужные железные сетки или бармицы, которыми прикрывали не только уши, щеки и затылок, но и плеча; эти бармицы запахивались перед лицем и застегивались у шеи или на груди иногда одною, а иногда двумя или тремя запонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Настоящее темно, страшно, а главное, неизвестно. И вот почему хочется вспомнить это прошедшее, в котором мне было дано пережить так много светлого, хорошего. Ведь это хорошее не мне одному принадлежит. Оно насквозь родное, русское. И вот теперь, в дни ужаса перед неизвестной далью, в эпоху мучительных сомнений в России, это прошлое, – помимо благодарности к дорогим отшедшим, – источник веры в русскую душу, святую, милую и любящую. Знаю, что многое в пережитом мною принадлежит к исчезающему и уже почти исчезнувшему дворянскому быту. Знаю и то, что на смену этому быту надвигается другая, новая Россия. Но есть и непреходящее в том прошлом. Есть бессмертная душа народа, которая – всегда одна, в какие бы формы она ни облекалась. И вот почему связь с дорогими отшедшими должна сохраняться всегда, как бы формы быта ни менялись. Они любили Россию, они на нее надеялись и в нее верили; думаю, что и теперь жива эта их надежда, как и они сами живы. А потому я жажду их духовного наследия для этого настоящего, которого они не знали и не предвидели. И в их прошлом, которое я вспоминаю, ищу неумирающего. I. Ахтырка и дедушка Петр Иванович Я родился через два года после акта 19 февраля, в 1863 году; у колыбели моей боролись два мира, и в той среде, где протекало мое детство, все говорило о их встрече. Внешние рамки быта были живым напоминанием о дореформенной Руси, но вместе с тем все содержание жизни было ново. И это новое содержание олицетворялось в особенности одним образом, который был воплощением и средоточием всего прекрасного, что я видел в моем детстве. Этот образ моей матери, кн. Софии Алексеевны Трубецкой (Кн. С.А. Трубецкая, рожденная Лопухина родилась в 1842 г., скончалась в 1901 г.), в особенности ярко выделялся по контрасту с образами людей старшего поколения: мои дедушки и бабушки были, как раз наоборот, – яркими воплощениями старины. Начну с этой последней. Самое для меня дорогое и вместе самое типичное в той обстановке, среди которой я рос, было не в Москве, где мои родители проводили зиму, а в нашей старинной фамильной подмосковной – Ахтырке, где они жили летом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Примечательной особенностью О. Е. являются знаки экфонетической нотации - указания декламационной интонации при литургическом чтении Писания (преимущественно знак телия - обозначение паузы, а также знаки кремасти, оксия, двойная вария, апостроф, ипокрисис). Подавляющее большинство знаков (361), написанных темно-вишневой краской и золотом,- исконные, 90 киноварных знаков имеют более позднее происхождение. Экфонетические знаки являются обязательными для греч. апракосов VIII-XIV вв., в слав. рукописной традиции встречаются крайне редко. Среди известных слав. рукописей Евангелия экфонетическая нотация представлена только в Куприяновских (Новгородских) листках X-XI вв. (?) (РНБ. F.n.I.58.), к-рые обнаруживают поразительную близость к О. Е. также и в лингвотекстологическом отношении. Между текстами этих древнейших памятников нет ни одного грамматического разночтения, есть лишь одно лексическое, к-рое может быть интерпретировано и как орфографическое в Мф 24. 33:   (в О. Е.- Л. 146б) -   (Куприяновские листки) ( Алексеев. 2017). Существуют разные точки зрения на соотношение 2 этих памятников. Ф. Ф. Фортунатов считал, что обе рукописи имеют общий старослав. протограф, при этом язык О. Е. древнее языка Куприяновских листков. В. А. Мошин высказал предположение о том, что Куприяновские листки являются фрагментом того кодекса, который послужил протографом для О. Е. Впосл. эта гипотеза получила обоснование в результате осуществленного под рук. Алексеева исследования слав. рукописной традиции НЗ. Исследование позволило высказать догадку, что оригинал О. Е., фрагменты к-рого дошли в Куприяновских листках, был изготовлен в 1-й пол. X в. для болг. царя Симеона и хранился в царской б-ке в Преславе, перевезенной впосл. в полном составе в Киев. Кн. Изяслав Ярославич, покровительствовавший своему родственнику Остромиру, мог способствовать тому, чтобы для возведенного в Новгороде в 1045-1050 гг. Софийского собора (по образцу Софии Киевской) была изготовлена копия напрестольного Евангелия с киевского оригинала.

http://pravenc.ru/text/Остромировом.html

– У нас общие беды – от Бреста и Нанта до Владивостока и Петропавловска. И радости общие, если мы с Богом. Оказывается, мир действительно тесен. Общие знакомые, друзья. Общие трудности и радости. Одному тяжело оттого, что французы подпали под влияние пропаганды, другой не в восторге от наших российских реалий, от нашей неосведомленности о жизни православных братьев-сербов (сравните, сколько «наше» ТВ рассказывает о Сербии, а сколько – о жизни каких-нибудь американских дятлов или других птичек). Один радуется, когда в Косово и Метохию приходит очередная помощь из Франции (недавно доставили несколько тракторов для жителей анклавов, пару стиральных машин и т.д.), другой с гордостью передает помощь от русских братьев в монастыри или многодетные семьи Метохии. Оба учат сербский язык. Причем галл Гуйон знает этот язык несравненно лучше меня, а еще начал учить русский и говорит на нем уже почти без акцента. Нам обоим запрещен въезд в «независимое Косово» как «лицам, представляющим угрозу для государственной безопасности». Союзники, можно сказать. Enfants terribles. А с тем учителем, на уроке которого вышел скандал в уже далеком 1999-м, Арно недавно встретился в книжном магазине в Гренобле, куда приехал навестить родных. Сам-то он нынче – гражданин Сербии. Поздоровались. Учитель помолчал, потом сказал: – Гуйон, я признаю свою ошибку. Ты был прав. Спасибо. P.S.   Мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование: 5469 0177 0923 5086, Петр Михайлович Давыдов. Обязательна пометка: «Помощь Косово». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 10 января 2020, 12:47 Спаси вас Господь, дорогие Петр Алексеевич, Ирина Александровна, Николай Владимирович! С Рождеством Христовым! Благодарим вас. Петр 1 января 2020, 10:20 Благодарим и молимся о здравии и спасении болящей Софии, Леонида Викторовича, Сергея Александровича, Ольги Геннадьевны, Марии Петровны, Игоря Павловича. Спаси вас Господь, дорогие братья и сестры.

http://pravoslavie.ru/125522.html

Турские или Турецкие шубы отличались от Русских только широкими рукавами, которые делались иногда одинокие, а иногда двойные; первые простирались до кистей рук; из двойных же – одни, не доходившие до локтей, были, собственно, для рук, а другие, очень длинные, висели сзади и служили только для украшения. Польские шубы имели, вместо отложного, узенький воротник и, вместо петлиц, шнуров и пуговиц, застегивались только у шеи запоною; они делались с просторными, впрочем, не слишком широкими, рукавами, которые простирались до оконечностей рук и имели меховые обшлага 1062 . Шубы носили и царицы: в Древностях Российского Государства 1063 представлено старинное изображение царицы Натальи Кирилловны: на ней аксамитная телогрея и крытая бархатом соболья шуба, на голове треух, на ногах красные сафьянные башмаки. Шубка Шубка – женская одежда в роде короткого сарафана, круглого и бористого, то есть, с частыми складками назади. Шубки шились из бархата, атласа, объяри, сукна и других тканей, на подкладке, с подпушкою; нарядные шубки украшались круживом и аламами; для застегиванья пришивалось к ним пуговиц по 13 и по 15. Такие шубки находим в описях платья царицы Евдокии Лукиановны, царевны Софии Алексеевны и царицы Агафии Симеоновны 1064 . – В 1626 г. июня 14 «скроена царице накладная шубка в камке Кызылбашской по серебреной земле травки шолки розные, листье золото; камки пошло 7 арш. с вершком; на подкладку пошло 5 арш. без дву вершков тафты виницейки червчатой. – В 1635 г. декабря 17 скроена шубочка накладная в отласе золотном по зеленой земле в цветах, шолк таусинен да ал з золотом; отласу пошло 10 арш. без чети, на подкладку тафты виницейки червчатой пошло полпята аршина» 1065 . – Были шубки и на меху. Шугай. См. Бугай. Шушун Шушун – крестьянское женское верхнее платье в роде короткого кафтана. «Шушун студеной сукно зелено; … шушун теплой» 1066 . «Шушун суконной черчатой, нашивка шолковая з золотом, круживо мишурное с пухом; у нево ж десять пугвиц серебряные». – «Шушун суконной красной воротовой» 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Когда они поднялись на лестницу, навстречу вышел думный дьяк и прочел им указ, что они лишаются чести боярства, ссылаются с женами и детьми в Каргополь, имение отписывается на государя, за то что, во-1), они сестре великих государей о всяких делах докладывали мимо великих государей и писали ее с великими государями обще и в книгах и на деньгах обще ж с великими государями ее печатать велели, без указа их великих государей. Во-2), быв послан в 1689 году в Крымские юрты, князь Василий Голицын, пришед к Перекопу, промыслу никакого не чинил и отступил, каковым нерадением царской казне учинил великие убытки, государству разорение, а людям тягость. За Голицына шла сильная распря между близкими к Петру людьми. Уничтожение местничества нанесло сильный удар родовому быту; но следствия этого удара еще не могли обозначиться в такое короткое время; все еще были пропитаны понятием о родовом единстве, вследствие которого честь одного члена рода поднимала целый род, а бесчестие одного падало на всех родичей. Вот почему князь Борис Алексеевич хлопотал изо всех сил, чтоб родич его князь Василий не был обвинен в измене, чем запятнался бы весь род Голицыных. Гордон рассказывает за достоверное следующее: после первой пытки и когда грозила вторая, Шакловитый обещал представить царю на письме самое правдивое изложение дела. Сам князь Борис пошел к нему, понес перо и чернила. Шакловитый исписал от 8 до 9 листов бумаги; время было уже за полночь, когда он кончил, царь лег спать, и князь Борис взял бумаги к себе домой, чтоб следующим утром показать царю. Но люди, злобившиеся на князя Бориса за его желание спасти князя Василия от обвинения в измене (т. е. Нарышкин с товарищами), следили зорко за всеми движениями князя Бориса, поспешили донести царю, что князь взял себе признание Шакловитого, верно, для того, чтоб прочесть и вырвать то, что клонилось к вреду князя Василья. Царь посылает к Шакловитому – написал ли он признание? Тот отвечает, что написал и отдал князю Борису. Но один из приятелей успел уже дать знать князю Борису о беде, и тот спешит с бумагами к царю, который встречает его грозным вопросом: зачем не подал бумаг сейчас же? Голицын отвечает, что было уже очень поздно. Петр удовлетворяется ответом и продолжает по-прежнему держать князя Бориса в приближении; но царица Наталья и друзья ее не мирятся с ним. По прочтении приговора князю Василью Голицыну прочли приговор товарищу его Неплюеву: у него также отнято было окольничество, имение и назначена ссылка в Пустозерск (после в Колу). Вина – жестокие притеснения находившимся в его ведении комарицким солдатам, которых жалобам до сих пор не давали ходу в Москве друзья Неплюева. Змееву велено жить в его костромском имении, Косогов и Украинцев оставлены на прежних местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

е. подзорных, камень магнит в серебре и пр. В описи панихидного платья повторяются теже название одежд и обуви, как и в предыдущей. 4 . Переписная книга платью и казне Великих Государынь Царевен 1673 года показывает нам не только наряд и костюм их гардероба, но и домашний обиход. Из нея видим, что у Царевны Ирины было две шапки горлатных, черева лисьи, два опашня скорлатных алых и червчатых, 18 шубок из атласу кизилбашского, из бархату Веницейскаго и Персидского, из камки кизилбашской с травами золотыми и шелковыми по серебряной, золотой и светлодымчатой земле; летников камковых, атласных, объяринных, тафтяных 32; телогрей теплых атласных, камковых, объяринных, тафтяных, червчатых, жарковых 23; холодных из таких же материй 12. В описи платья Царевны Софии Алексеевны представляется нам весь костюм ее: шапка лисья горлатная; опашни сукно скорлат алый, кружево и нашивка золота веревчата, подпушка тафта ценинна без пуговиц, а в 7183 г. на этот опашень нашиты 15 пуговиц золотых с яхонтики червчаты, в закрепках искорки алмазные. Ее шубки бархатная Веницейская по червчатой земле, травы и реки золоты, подкладка тафта ала. Сверх того, шубок атласных 2, объяринных золотных 4; летников объяринных и атласных 9; телогрей теплых объяринных 2; атласных и камчатных 7; холодных объяринных, атласных и камчатных 16; одеял теплых 2, холодных 2. Кроме того, там находится опись платью Царевен Анны и Татианы Михайловны, Евдокии, Марфы, Екатерины, Марии и Феодосии Алексеевен. 5 . В Кроильных книгах, с 1672 по 1700 год, объясняющих нам значение и покрой одежд, заключается опись платью Царей, Цариц, Царевичей и Царевен, церковных облачений с показанием, когда скроено каждое из них, сколько отпущалось разных материй на этот предмет и в какую цену. Так в кроильной книге Царицы Наталии Кириловны и Царевны Ирины Михайловны с ее сестрами и Царевны Евдокии Алексеевны с сестрами значатся: треухи, каптюры, ожерелья бобровыя, опашни, шубки, роспашницы, летники, телогреи и т.п. 6 . В Посольской кроильной книге 7169 г. описаны подарки, или поминки, даванные Послам и отправленные к иноземным Государям; из них открываются отношение Российского Двора к другим Дворам. Так послано в поминках к Бранденбургскому Курфистру Князю Фридриху Виллмигу с посланником Иваном Желябужским соболей на 1000 р. да с ним же Хкулянскому Князю соболей на 500 р.; Крымскому послу на отпуску Сефер Аге шуба из камки золотной Кизылбашской на собольем меху ценою в 38 р.; Шиг-Гирея Мирзы Черкесского Узденем 20 человекам на отпуску дано по однорядке в 3 р. 50 к. каждая и по лисьей шапке в 1 р. 50 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

От посланника заехал в Коодзимаци к о. Павлу Ниицума – узнать насчет литографий для печатания обихода. 18/30 генваря 1882. Понедельник. Японский праздник – память отца Императора; и потому не учились. После полудня был в Йокохаме взять у Пеликана паспорт в Россию о. Димитрию; да и попался: Пеликан попросил в долг тысячу долларов. «Истратил-де деньги Софии Абрам. [Абрамовны] Алексеевой, и жена посланника теперь гору [?] роет». Дал 500. Что будешь делать? Не нашелся отказать, а до смерти жаль денег; уже, значит, 1200 доллар, он мне должен, и едва ли когда отдаст, потому что картежник, от таких людей взятки гладки. Экономишь тут до того, что вот сегодня едва решился истратить 60 сентов на гребенку по крайней нужде в ней, экономишь, конечно, не для денег, а для Миссии, и вдруг этакую сумму в трубу ни за что ни про что! Просто потому, что ближнему не повезло в карты, и из-за того, что сему ближнему не повезло в карты, нескольким десяткам японцев нужно отказать в помощи по воспитанию, или по чему другому, – и Церкви изъян! 19/31 генваря 1882. Вторник. Извещение, что о. Павлу Таде все хуже и хуже. Послали сегодня письмо к его жене, чтобы оставила ребенка (трехлетнего) на руки бабушке и поспешила сюда и отсюда в Оказаки ухаживать за больным. Вот беда! О. Димитрию выдан паспорт, так как не обещает ни заниматься яп. [японским] языком, ни слушаться вперед, и выдано на дорогу, до Марселя по 2-му классу: и жалованье за генварь значит – до Петербурга – с избытком; тут же, впрочем, несмотря на мой протест, он стал распоряжаться деньгами по-своему: «Мне, мол, хоть в 4-м классе». Господь с ним, лишь бы освободил от себя Миссию поскорей! Из Мориока прибыл по отзывам замечательный по способностям ученик Оосима. Василий Кикуци умер, сегодня известили телеграмой. Ухаживай тут за семинаристами! Лишь только польза от него, глядь, и нет его! Виссарион Авано тоже близок к тому; сегодня из Тооносава извещал, что ему и Павлу Морита нужно по 14 ен в месяц, не жаль, пусть лишь будут здоровы; да едва ли оправятся! Этакие слабые организмы! Не знаешь, учить ли, или полу-учить!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В начале 1878 года Соловьев задумал прочесть серию публичных лекций о религии. Для устройства их ему пришлось преодолеть большие препятствия; к счастию, они были «внезапно и неожиданно устранены не без вмешательства перста в лице одной высокой особы» (письмо к Д. Цертелеву). «Всех лекций, — пишет он в том же письме, — будет двенадцать, разумеется, в пользу Красного Креста, но отчасти также в пользу реставрации Царьградской Софии». Лекции начались 26 января в Соляном городке в Петербурге. Они были большим событием в жизни столицы. Посещали их видные бюрократы, дамы из аристократии, общественные деятели, писатели, студенческая молодежь. Софья Андреевна Толстая и Софья Петровна Хитрово были неизменными слушательницами Соловьева. Посещал его лекции и Достоевский; один раз был Лев Толстой. Соловьев выступал как богослов и проповедник. О таких предметах и таким тоном еще никто до него не говорил в публичных собраниях. Он бросал вызов позитивистически настроенному обществу, и переполненная аудитория ему рукоплескала. После лекций он стал в Петербурге знаменитым человеком. «Одна особа, — пишет Соловьев О. А. Новиковой, — изрекла про меня: «вот и этот нигилист». А другая особа, встретив меня на Невском, торжественно мне доказывала перед изумленным Петроградом, что отрицать вечность геены огненной гораздо хуже, чем отрицать бытие Божие». В консервативных кругах Соловьев прослыл еретиком, и ему грозили репрессиями. Он пишет той же Новиковой: «Я виделся с Александром Алексеевичем (братом Новиковой — Киреевым) и из разговоров с ним заключил, что я не только не буду сожжен, но что и никакой другой менее радикальный способ уничтожения мне не угрожает». «Чтения о Богочеловечестве» начинаются краткой характеристикой современного человечества. Умственный и нравственный распад, господствующий в наше время в обществе, объясняется тем, что религия потеряла свое всеобъемлющее и центральное значение. Религии как верховного начала нет совсем, а есть религиозность как личный вкус. Но в таком жалком положении человечество оставаться не может: оно пытается устроиться на земле без Бога (социализм и позитивизм). Французская революция, провозгласив права человека, осуществить их не смогла; вместо демократии она породила плутократию. Социализм прав в своем стремлении к равномерности материального благополучия; он является силой, которой, бесспорно, принадлежит на Западе ближайшее будущее. Но он не может притязать на нравственное значение, ибо справедливость, которую требует рабочий класс, тожественна с его выгодой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010