Как раз в это время, еще до речи Милюкова, усиленно распространялась копия августовского письма Гучкова к Алексееву, в котором так определенно говорилось о «прочной репутации» Штюрмера, «если не готового уже предателя, то готового предать». Нет ничего удивительного в том, что подлинные «германофилы», т.е. немецкие агенты, пытались подкапываться под переговоры, которые шли между министерством ин. д. и дипломатами союзных государств, и развивали противоположную тезу запоздалой аргументации эпохи «миссии Васильчиковой». Так в октябре Палеолог записывает, как всегда со слов многочисленных информаторов, являющихся во французское посольство, распространенные суждения на тему: Константинополь не может быть взят силою русского оружия; союзники, несмотря на обещания, никогда не предоставят России проливы; только Германия может обеспечить их за Россией и готова на это, если Россия заключит мир; будет прекрасен тот день, когда славянство и германизм примирятся под высью купола св. Софии. Беда была, конечно, не в том, что Палеолог записывал для истории в дневник, преувеличивая этот не столько обывательский, сколько пропагандистский фольклор – плохо было то, что он одновременно сообщал с соответствующим преувеличением о всей этой подчас фантастической «информации» дипломатическими депешами в Париж. Тот же Палеолог записал, что тов. мин. ин. д. Нератов утром критического 1-го ноября официально ему сообщил, что Штюрмер намеревается в правительственной декларации огласить в Думе, что русский народ должен напрячь все усилия, чтобы получить Константинополь, и что Царь тверд в своей воле объединить польские территории в автономное государство. Это выполнил уже преемник Штюрмера на председательском посту – Трепов 19 ноября. «Константинопольский аванс» немцам со стороны «партии сепаратного мира» по всей справедливости должен быть отнесен к числу общественных и еще более дипломатических уток. Среди всего того, что сплеталось вокруг имени Штюрмера в связи с разговором о подготовке заключения сепаратного мира, может быть, одно заслуживало бы внимания, но это единственное было совершенно вне поля зрения тогдашних обвинителей, ускользнуло оно и из внимания исторических обличителей. В Чр. Сл. Ком. имелись сведения, что Штюрмер вел продолжительную «в течение нескольких часов» беседу с Колышко перед его отъездом за границу. Откуда получила эти сведения Комиссия – мы не знаем: может быть, непосредственно из допросов самого Колышко, арестованного тогда контрразведкой. При допросе Штюрмера 14 июля этот вопрос ему был поставлен. Стенографическая запись довольно сумарно запротоколировала происходившее. Штюрмер не отрицал, что Колышко был у него «вечером, сказал, что поедет в Швецию и рассказывал... свои планы». Штюрмер отрицал, что у него могла быть беседа «о делах государственной важности в связи с вопросом о мире». «Я его так мало знал. Как же я мог говорить с человеком, которого мало знал? Я познакомился у кн. Мещерского, но там Колышко давно не бывал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Явствуется бо, яко держащии до сего времени Восточное благочестие, Епископы Львовский и Премышльский, и с ними нецыи Архимандриты и Игумены ныне тоею же Униею блазнствовахуся и теж (такожде) своим заблуждением всех благочестия ревнителей нуждею влекут в тож развращение и именуются одни Пастырьми, другие Блюстительми того Киевского Престола. А Баше Архипастырское Патриаршеское Достоинство, хотя истинныя тоя Киевския Митрополии Архипастырь еси, обаче не возможеши сим в расколе Церкви зыблемым ея членом подати заступления и в недвижимое состояние права, то им в благочестии ума предпоставити Богопитаемыя пищи. Понеже частию дальнее расстояние пути, частию свирепые народы между тамошнею и здешнею Палестиною расположшиеся, частию же непрестанныя между Царствиями земными брани, творят сему зельное неудобство. Понеже убо благоволил вседействующий Господь тому граду Киеву быти недвижимо под скипетроносною пресветлых Царей Российских рукою, сего ради мы Гетман с Войском Запорожским и со всем Малыя России народом, обретающеся под превысоким и Богохранимым их Царского пресветлого Величества обладанием, яко уже душами нашими на верное вечное подданство с племянем нашим от рода в род их Царскому пресветлому Величеству закрепилися, сице желающе, дабы и Духовный Чин в том же Царства Российского обретался состоянии, покорственным молением нашим просили есмы их Царского Пресветлого Величества и сестры их Великой Государыни, Благоверной Царевны и Великой Княжны Софии Алексеевны, общее сих времен содержащия повеление, дабы Малороссийская прежде решенная Митрополия Киевская, еже с лишком двадесять лет без Пастыря обретается, приличным Пастырем благоукрашена была; дабы тем благом, красотством разумное тоя паствы стадо, православной Веры ревнители, имели свое исправление, и волцы бы прочее не возмогли творити похищение. По которому нашему прошению повелели нам Великие Пресветлые Монархи наши и сестра их Великая Государыня Благоверная Царевна, избрании на тот Киевский Престол Митрополита, по данным нашим тое Митрополии правам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Известно, что в мае 1892 года во время официального открытия первого эсперантского общества в Санкт-Петербурге – общества «Эсперо» – в квартире академика живописи и скульптуры М.О. Микешина эту первую штаб-квартиру столичных эсперантистов освятил отец Дмитрий Булгаковский 187 . В апреле 1893 года он приветствовал телеграммой Минскую духовную семинарию по случаю празднования её 100-летнего юбилея. «Прими, милая моя матушка, – обращался в своём приветствии отец Дмитрий, – незабвенная Минская духовная Семинария, поздравление с твоим юбилейным светлым праздником и от меня, твоего птенца, случайно залетевшего к тебе из Орла и в шестидесятых годах тобою вскормленного для труда на ниве Божией» 188 . Подчеркнув особые задачи Минской семинарии, расположенной «среди иноверцев» и призванной готовить «сильную духовную рать, могущую твёрдо стоять на страже православия и русских интересов» он писал: «Славься же и процветай, великая подвижница, и в новом столетии оставайся верною самой себе! Продолжай приготовлять сильных и мудрых борцов, могущих окончательно побороть иноверные начала там, где они доселе ещё держатся, и на место их насадить православие» 189 . Вместе с приветственной телеграммой Булгаковский прислал в дар семинарии в качестве выражения «любви и признательности» по нескольку экземпляров около десятка своих книг и брошюр 190 . В середине июля 1894 года отец Дмитрий совершил паломническую поездку в Константинополь (Стамбул). Отправился он туда из Севастополя на пароходе «Коцебу», том самом злосчастном «Коцебу», который впоследствии потерпел неприятное столкновение. Во время поездки он познакомился с капитаном парохода Фёдором Алексеевичем, любезным и общительным человеком. Капитан дал отцу Дмитрию дельные советы, что в первую очередь следует посмотреть в Константинополе, отведя, конечно же, первое место храму Святой Софии. Булгаковский вспоминал позже, что был очень доволен поездкой и с нетерпением ожидал, когда начнётся качка, о которой ему так много доводилось читать и слышать. Ему хотелось получить личное впечатление о качке, но погода к его некоторому разочарованию во время поездки выдалась особенно тихой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

И как она по справедливости жизнь свою вела порядочно и от нас снабдеваема одеждою и почестью наравне с нашими дочерьми, то граждане наши имели об ней хорошее мнение. Наконец, Божиим человеколюбивым промыслом, сего 792 года, в мае месяце, получила она себе твердое и основательное место к пребыванию в жизни сей, ибо опочецкой помещик прапорщик Яков Яковлевич Патенов, имеющий в Опочецкой округе деревню со крестьяны и землю, согласился законно с нею сочетаться брачным союзом, по исполнении чего живут они ныне, слава Богу, благополучно, и я слышу от граждан за попечение наше об ней похвалу и благодарность, что меня весьма веселит и утешает. Напоследок, от 25 июля, получено ею на почте письмо от отчима ее и матери, извествующее, что они живы и находятся в городе Софии, близ Петербурга , на казенной замшевой фабрике, поелику отчим ее сего рукоделия искусен, а брат ее родной Иван Гирш помощником при английском архитекторе, слышно, имеет хороший чин и жалованье. То удивительно, для чего они, в столь близком расстоянии живучи, столь долгое время оставили ее странствовать, и ниже через письма о себе давали знать. Мне мнится, сие произошло Божиим промыслом, доколе она утвердилась в православии нашей веры и привязалась законом к мужу, от которого она уже возвратиться ни к родителям, ни к своей вере средства не имеет. И я радуюсь о сем, благодаря усердно Творца Моего, устрояющего нам вся на пользу. 1792 года, июня 3-го дня, в четверток, скончалась замужняя дочь моя Матрена, имевшая от роду тридцать семь лет, из коих семь лет жила у меня, оставленная от мужа. Я остановился поветствием, сказав выше сего об отъезде моем в исходе 1791 года в Петербург и о представлении детей наступившего 1792 года, генваря 20-го числа, лейб-гвардии в Преображенский полк. Теперь следует описать продолжение их службы, со всеми приключившимися до отставки их происшествиями. В тот же 20-й день генваря, по представлении их к господину генерал-поручику и оного полку подполковнику и кавалеру Николаю Алексеевичу Татищеву, в полковом приказе отдано, что они помещены теми же фургерскими чинами в 11-ю роту и отосланы на съезжую той роты; квартиру же, из доброжелательства ко мне, без платежа, пожаловал в доме своем господин надворный советник, мой милостивый благодетель, упоминаемый выше сего Василий Михайлович Любимов.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В нынешнем в 190 году (1682 году) июля в 5м числе собрался ты с чернцы и с мирскими гулящими небольшими людьми, с такими ж, что и сам, приходили в Кремль, похотя возмутить православный христианский народ. Да ты приходил в Грановитую палату и при... царевнах, и при... Иоакиме патриархе... и при властях, и при всем... соборе, также при боярех... окольничих... и солдатех говорил поносные слова, чего и в мысль взять нельзя, и называл еритиком превеликого и благочестивого и храбраго блаженные памяти... Алексея Михайловича... Да ты ж, вор и богоотступник проклятой, говорил благоверным государыням... Татиане Михайловне... Софии Алексеевне... Марии Алексеевне, с великим невежеством: мочно де вам постоять. ...В Грановитой полате при... государынях и... патриархе... бил своими руками Афанасия архиепископа холмогорскаго за то, что он обличал твое, Никита, невежество 152 . И за такую их государскую честь, что писано выше сего, как ты от скверных своих уст испускал такие гнилые слова, чего и в мысль взять невозможно, и дерзновенно учинил, великие государи указали и бояре и окольничие и думные и ближние люди и стольники и стряпчие и дворяне и приказные люди и жильцы и нашего царскаго величества надворной пехоты выборные и всем народом приговорили: казнить тебя смертию, чтоб иным таким вором не повадно было впредь так воровать и на государей своих такие хульные слова износить. Такова скаска Микитке Пустосвяту сказана, и на красной площади казнен он, отсечена голова, июля в 11м числе в другом часу дни» 153 . Из сего документа ясно видно, что Никита Пустосвят казнен как народный бунтовщик, поноситель или хулитель царской чести, называвший еретиком царя Алексея Михаиловича, грубо и дерзко обращавшийся с благоверными государынями, бивший своими руками Афанасия, архиепископа Холмогорского, а не за любовь и преданность к старым обрядам, как несправедливо говорил нам наш собеседник. Протопоп Аввакум казнен в 1681 году опять не за двуперстие, а за оскорбительное обидное письмо царю о царе. Феодору Алексеевичу о его умершем отце Алексее Михайловиче он писал: «Царь Алексей в муках сидит; слышал я от Спаса, и то ему за свою правду». А живому Алексею Михайловичу Аввакум писал, что он видел его, царя, как у него спина и живот заражены неисцельною язвою 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Что касается архиепископа Иннокентия (Борисова) , то сохранившееся письмо Голубинского к нему свидетельствует о высокой деликатности цензора, которому приходилось встречаться с порой не вполне выверенными выражениями замечательного проповедника. «Чем таинственнее мысль, вами предлагаемая, – как бы оправдывается Голубинский, – тем нужнее было бы подкрепить ее словами какого-нибудь отца. Тогда и наша робость уступила бы...» 305 Публикации других писем, правда, воспрепятствовал Д. Ф. Голубинский , по свидетельству которого Иннокентий «был недоволен его батюшкой за эти письма и последующие томы своих проповедей отдавал в киевскую цензуру» 306 . Голубинский и Бухарев В начале XX века была сделана попытка представить А. М. Бухарева верным учеником и последователем Голубинского, даже усвоившим от него идею Софии-Премудрости. Эта попытка исходила из источника, активно и целенаправленно порождавшего разные «легенды». Речь идет о статье свящ. А. Белокурова, написанной по заказу П. А. Флоренского и под его редакцией 307 . Развивалась эта тема вопреки прямым указаниям самого Бухарева, явным образом противостоявшего криптоспиритуа-листическим тенденциям Голубинского. «...Я не могу согласиться, Александр Алексеевич , – писал он протоиерею А. А. Лебедеву в 1862 году, – с той идеей (ходячей у нас, взятой вами из сочинения «О конечных причинах» 308 и потому, очевидно, разделяемой и Ректором Московской 309 Академии, и Митрополитом самим 310 , и покойным Феодором Александр[овичем] 311 , которые все перечитывали сочинение покойного Дмитрия Григорьича 312 по статьям) – не могу согласиться с идеей, будто грех в человеке слегка коснулся духа, притупившись (через преимущественное раскрытие своей растлительности) в телесности. Это все клонится к унижению тела пред духом, не по природе их, а по отношению к самому нравственному злу. Тут слышу я в духе аристократические или помещичьи стремления держать мужичество тела в крепостной зависимости; но это не позволит Царь Христос, наравне взявший и телесность человеческую вместе с духом – в Свою Богочеловеческую личность» 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

По ходу замечу, что в свое время И.Л. Солоневич дал недвусмысленную картину «фальшивки» Февраля. «Это было - читаем у него, - историческое явление, в котором желания и цели отдельных лиц так перекрещивались, что... получалось глупо, как получается со всякой революцией в мире и истории» . Речь, по сути, идет о том, что большая и влиятельная группа заговорщиков пришла к выводу, что торпедировать монархию - в случае удачного для России исхода войны - будет затруднительно. Поэтому начался раскручиваться «маховик» психоза оневыносимых для России тягот войны, в которых прямо или косвенно обвинялся император, двор и правительство. Тот же Солоневич допустил, что Россия, её правительство и народ столкнулись с заговором, основными фигурантами которого были: а) земельная знать, которую возглавил Родзянко при участии и согласии некоторых членов династии; б) денежная знать в лице Гучкова и Кº; в) военная знать - генерал Алексеев и др. Такая экспозиция, требует, тем не менее, конкретизации. Сегодня указанное обстоятельство осмысливается едва ли не как самое решающее в деле создания «управляемого хаоса». Правда, с той существенной оговоркой, что сам «управляемый хаос», поначалу созданный руководителями «Земгора» и ВПК в виде провала обеспечения гособоронзаказов, персонально - кн. Г.Е. Львовым и А.И. Гучковым, затем генералами-заговорщиками с их «Военной ложей» - М.В. Алексеевым, Н.А. Рузским, Н.И. Ивановым, А.А. Брусиловым, А.Е. Эвертом и др., наконец, членами Временного правительства - А.Ф. Керенским, П.Н. Милюковым, Н.В. Некрасовым, А.И. Коноваловым, М.И. Терещенко, А.А. Мануйловым, А.И. Шингаревым, В.Н. Львовым, И.В. Годневым, сам их поглотит (!). Но если мотивация этих деятелей была сугубо властная или материально-финансовая, то у русской интеллигенции, её художественного крыла, она заметно отличалась. По ходу замечу, что в русской культуре Серебряного века доминировали мотивы, связывающие или синтезирующие Революцию и Абсолют в подчеркнуто метафизическом выражении («темная» софиология А.А. Блока, А.В. Белого, В.В. Брюсова, М.А. Волошина); Россия как «промежуточный мир» между физическим и духовным мирами у М.И. Цветаевой; «дионисийство» русского народа, призванного обновить историю у Вяч Иванова; «Русь Третьего Завета» у Д.С. Мережковского и т.д. Более того, эта плеяда вполне незаурядных софиологов, поэтов-символистов, богоискателей и богостроителей желала видеть в русской Революции инкарнациюсамое Софии (!).

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/26/...

Некоторые полки стрелецкие, отправленные в отсутствие царя на литовскую границу, оказали открытое сопротивление власти, самовольно возвратились в Москву и начали производить возмущение в народе. Царь, тотчас же по возвращении в Москву, произвел строгий розыск, причем обнаружилось содействие распространению среди народа недовольства против Петра со стороны царевны Софии Алексеевны, царицы Евдокии Феодоровны и других членов царского семейства. Царь развелся со своей женой, велел постричь в монашество сестру Софию Алексеевну и подверг страшным казням стрельцов. Усмирив восстание, царь Петр немедленно же приступил к некоторым первым своим преобразованиям, задуманным им, очевидно, под влиянием только что совершенного путешествия за границу. Так, напр., он приказал всем русским людям, кроме духовных лиц и крестьян, обрить бороды и носить короткое «немецкое» платье. Кто не хотел подчиниться этому требованию царя, тот должен был платить штраф, а иным сам царь приказал насильно брить бороды и обрезывать полы платья. Приближался 1700 год – начало нового столетия. Царь Петр воспользовался этим для того, чтобы изменить летосчисление в России и тем положить прочное, по крайней мере, наружное начало всем своим последующим нововведениям. Он приказал с 1700 г. праздновать начало нового года 1-го января вместо 1 сентября, как было принято у нас до того времени: первое сентября осталось теперь только церковным новолетием. Указанными сейчас нововведениями Петр и ограничился пока, так как он должен был заняться другими более важными делами – внешними. Мы знаем, что прежде Петр был сильно занят вопросом о приобретении Россией доступа к берегам Азовского и Черного морей. С этою целию он предпринимал азовские походы. В тех же видах он во время первого своего путешествия за границу старался подготовить союз против Турции. Но эта цель путешествия Петра за границу оказалась неудачною. В то же самое время царь за время своего путешествия убедился, что для России важнее получить доступ к берегам Балтийского моря, через которое она могла бы поддерживать сношения с Западной Европой. Поэтому Петр в 1700 г. заключил мир с Турцией, которая согласилась уступить России прибрежье Азовского моря с городами Азовом и Таганрогом и отказалась от уплаты ежегодных подарков Россией крымскому хану, и немедленно же после того объявил войну Швеции. Великая Северная война. Началась великая Северная война России с Швецией, которая продолжалась почти непрерывно двадцать один год. Петр начал и упорно, с величайшей настойчивостью вел эту войну, не как завоеватель, не по каким-либо честолюбивым замыслам, а как царь-работник, одушевленный искренним желанием ввести свой народ в семью образованных европейских народов. Для этого ему необходимо было получить свободный доступ к берегам Балтийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Прикладная черновосковая печать, частично утрачена.     13 1708 г. февраля 26 – Отписка казначея Вологодского архиерейского дома Пахомия и дьяка И. Шестакова в Монастырский приказ И. А. Мусину-Пушкину   (Л. 30 об.) Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, богомолец твой, дому вологодского архиерея казначей Пахомий да нижайший твой раб Иван Шестаков челом бьют. По твоему великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца , указу из Монастырского приказу за приписью дьяка Гаврила Окункова, которой нам Манастырского приказу подьячей Иван Софронов февраля 22-го дня нынешняго 708-го году подал, велено росписной список и книги Семена Брячанинова, по котором он отдал архиерейскую казенную, и келейную, и всякую рухлядь с росписками, и наличные денги все, которые собраны при нем, Семене Брячанинове, и по отъезде ево, Семенове, к Москве по повытьям у подьячих, приходные и росходные ево же Семеновы книги 707-го года, да ведомость на писме, по отъезде ево, Семенове, и зборных денег какой росход держан ли, и к Москве в посылке что было ль, и денги отдать вышеписанному подьячему Ивану Софронову. А которого числа и с кем он, подьячей, с Вологды отпущен, и что с ним казны отпущено будет, о том к тебе, великому государю, писать. И по тому твоему, великого государя, указу мы, богомолец и нижайший раб, взяв Казенного приказу по повытьям у подьячих о вышеписанном ведомость за руками, и по той ведомости наличные денги 3 835 рублей 29 алтын 3 деньги , и приходные, и росходные, и архиерейской казенной и келейной рухляди книги, и росписной список, вышеписанному подьячему Ивану Софронову февраля в 26 день сего же 708-го году отдали. (Л. 31) А в провожатых за денежной казной посланы дому архиерейского сын боярской Иван Попов с товарыщи. А в которые те денги платежы посланы порознь, и то написано по повытьям подьячих в заручных их росписях, каковы ему, подьячему, отдали имянно.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

За 2008 год премией награждены четверо лауреатов, внесших свой вклад в укрепление православного единства, в дело продвижения христианских духовных ценностей в жизнь общества: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, Президент Черногории Филипп Вуянович, губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, Православный богословский факультет Бухарестского университета (Румыния). Премии были вручены лауреатам Святейшим Патриархом Кириллом и Президентом Фонда профессором В.А.Алексеевым. После церемонии состоялся концерт духовной музыки, в котором приняли участие известные российские коллективы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность за понесенные труды организаторам и устроителям церемонии вручения премии Международного фонда единства православных народов. 3. С удовлетворением отметить положительное значение вручения премии имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» для поддержания и упрочения братских связей между народами.   Журнал 17 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об участии делегации Русской Православной Церкви в рабочей встрече представителей Поместных Православных Церквей, созванной по инициативе Святейшего Патриарха Болгарского Максима 11 марта 2009 года в Софии (Болгария) и посвященной обсуждению ситуации, сложившейся вследствие принятия Европейским судом по правам человека решения по обращению болгарских раскольников. Справка: 22 января 2009 года Европейский суд по правам человека принял решение по обращению группы болгарских раскольников, в котором признал, что болгарское правительство нарушило религиозную свободу, выдворив представителей раскольников из занимаемых ими зданий религиозного назначения. Решение вызвало непонимание в Болгарской Православной Церкви и в Правительстве Болгарии. 3 февраля делегация Болгарской Православной Церкви передала Предстоятелю Русской Православной Церкви обращение Святейшего Патриарха Болгарского Максима, в котором выражалась озабоченность решением Страсбургского суда. Упомянутое решение также обсуждалось в ходе встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Болгарии Георгием Пырвановым 6 февраля 2009 года.

http://patriarchia.ru/db/text/600732.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010