Особенно два первых века отмеренного ей тысячелетия, но с меньшей откровенностью всегда, византийская культура, особенно художественная, питалась и античным богатством и христианскими интуициями. Один пример. Андре Грабар, чью точку зрения без ссылок и без «если бы» излагает В.В. Бычков, писал в 1945 г., что если бы противник христианства Плотин в согласии со своей философской эстетикой разработал теорию живописи, он пожалуй подошел бы всего ближе к тому новому чувству образа и подражания, которое заставило христианских художников IV–VI веков ограничиваться одним изобразительным планом, располагать предметы по законам обратной перспективы, схематизировать человеческие фигуры, взвешивать их в пространстве, окружать световым облаком. Здесь можно было бы говорить о том что шаги, подготовленные на языческой почве, сделало христианство. Но переплетение шло дальше: и в языческом искусстве той эпохи, пишет О.С. Попова, формы тоже   утеряли пластическую естественность, стали резкими и контрастными, застыли в состоянии символической значительности… Пространство сменилось плоскостью, богатая красочная фактура — ровными, линейно обрисованными поверхностями. Появилось тяготение к геометрической условности, создающей ненатуральность и экспрессию (с. 546).   Художество оставалось неделимым, языческим или христианским его делала только тематика, да и тут смесь античного и нового была типичнее чем их разграничение. Навязывание сверху идеологического выбора говорило об ослаблении жизненных энергий общества и в свою очередь ускоряло его упадок. Стирались последние следы античного полиса с его общительностью. Люди уходили в личные и семейные дела. Менялся был: торговля перемещалась с агоры в портики улиц, жилища строились менее доступными для посторонних, одежда шилась более закрытой, туники нового покроя доставали до лодыжек, появились длинные рукава, в моду входили варварские брюки. Художественный образ на памятниках 7 – 8 веков тронут изысканным искажением.«Уподобление через неподобие» начинали предпочитать прямому движению к истине. Искусство слова всё меньше полагалось на звонкий намек, всё обстоятельнее одевало ускользающий предмет в многослойные покровы. Судьба готовила в то время Византии первое из трех великих испытаний ее истории — столкновение с восходящим исламом.   Апрель 1985     Православие и власть   1. Составителю вышедшей в самом конце 2000 года книги «Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923–1939» (Издательство «Русский путь», 5 000 экземпляров) Никите Алексеевичу Струве«на одном складе, в картонках, уже предназначенных к уничтожению […]  посчастливилось обнаружить часть архива Братства Св. Софии […] рукописные протоколы заседаний» и «записи парижских семинаров»(с. 3) о. Сергия Булгакова, среди них 10 семинаров с 22 октября 1928 по 31 декабря 1928-го о Софии, премудрости Божией, в записи Валентины Александровны Зандер (Калашниковой, 1894–1989), на квартире у которой проходили семинары.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Жаль, что Вы все еще не развязались с г-жою К. Обновить обязательное свидетельство значит, по моему чувству, только почистить эту цепочку, которою ноги ваши тайно скованы, и которая производит неприятное затруднение всякой раз, когда напоминает Вам о себе. Или совсем погасите у себя этот долг, и разрешите г-жу К. от обязанности платить его, или обратите его в благотворение той благородной и недостаточной старице, которая привыкла дмать и вспоминать об Вас в молитве своей, как о своей благотворительнице. В последнем случае всего лучше Вам объясниться с братом К-ой потихоньку, и получив от него сумму свою, без всяких процентов, положить ее в банк, с тем, чтобы старица могла до смерти своей каждый год получать от Вас по сороку рублей милостыни. Может быть, тогда и жизнь в Алексеевской Общине будет для Вас приятнее и веселее. Но не смущайтесь, если не рассудится Вам поступить по мнению моему, это не заповедь. Только сделайте милость, не обременяйте меня новым требованиям распоряжений по сему делу. Довольно, если уведомите, на что решитесь. С вещами так же, какие остались у Прасковьи Петровны и у Крупениковых, что бы ни сделали Вы, я не имею никакого права осуждать назначения Ваши. И одного только желаю, чтобы Вы поскорее распутали все эти узлы, и служили Господу в свободе духа, отрешенного от пристрастий земных. Если Вы укоренитесь и решитесь оставаться до кончины в Алексеевской Общине, и пожелаете обитать в особом, небольшом домике, и настоятельница позволит построить его для Вас, то Вы получите чрез друзей Ваших о Господе от Самого Его Отца вашего небесного, пекущегося о Вас, и уготовившего Вам обитель в нерукотворенном доме Своем, или тысячу или две тысячи рублей ассигнациями. Но не будете иметь права обратить эту сумму на что-нибудь другое, кроме построения домика, которое может производить благонадежный гражданин Арзамасский по договору с Вами. Так что Вы не будете суетиться, и только необходимый, произвольный и легкий надзор за работами останется на Вашу долю. Если же Вы не утвердитесь на всю жизнь в святой Общине Алексеевской и решитесь оставить ее, хотя и не смею желать сего, а хотел бы, но что значат мои мнения и хотения, да совершается в Вас и с Вами воля Божия, и будут необходимы способы денежные для путешествия, тο и на это получите от Провидения Божия посредством друзей Ваших о Господе, тысячу рублей ассигнациями. Но с тем, что если бы Вы отложили намерение оставить обитель и Арзамас, то обязались бы возвратить немедленно эту сумму туда же, откуда ее и получили бы. Итак, пусть не смущают Вас ни собственные помышления, ни внушения со стороны. И не смотрите на Алексеевскую Общину, как на тюрьму свою, но как на одно из училищ и врачебниц духовных в Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В.Лавров: Это особая история между Николаем II и Гучковым был откровенный доверительный разговор. В конце Николай Александрович попросил, чтобы этот разговор остался между ними. Гучков согласился, но всё рассказал, всё разнёс. Через другого человека Николай II попросил передать Гучкову, что он подлец. Собственно, на этом дело кончилось. Потом был государственный приём, на котором Николай не подал руку Гучкову. Всё! Вот тебе и все репрессии - просто не подал руку. Такой был наш государь. И вот наши предки допустили, что предали, уничтожили такого государя, замечательного и по человеческим качествам, и по экономическим и военным достижениям. Ведь он как дипломат добился в 1915 году секретного договора с Великобританией и Францией. Мы после победы получали контроль над Константинополем. Могла исполниться наша вековая мечта возобновить службы в Святой Софии, получить контроль над Босфором и Дарданеллами, над Мраморным морем. Речь о прямом стратегически важном выходе в Средиземное море. Вместе с союзниками мы получили контроль над Святой землёй, Иерусалимом. Это же замечательно, если учесть, что мы были одними из лидеров по темпам экономического развития плюс военная победа. Из Первой мировой мы выходили самой мощной экономической державой мира. Сейчас единственной такой державой являются США. А тогда Россия была бы единственной. Вероятно, Второй мировой просто не случилось бы, потому что Россия была бы очень сильным государством. Плюс была всё-таки Антанта. Нашими союзниками были Франция и Великобритания. А в апреле 1917 года присоединились ещё и Соединенные Штаты. Такая Антанта могла не допустить следующей войны с немцами. Действительно то, что произошло в феврале-марте 1917 года, это катастрофа абсолютная, экономическая  и военная. Потом задним числом многие уже поняли кое-что. Генерал Алексеев уже 3 числа марта месяца стал раскаиваться в том, что он сделал, а именно: отправил телеграмму командующим фронтами. В начале телеграммы говорилось, что ситуация такова. И сложилось так, что государю надо отрекаться. То есть был просто подсказан ответ. А дальше вопрос: как вы к этому относитесь? А что командующие могли вообще подумать? Что вопрос очень серьёзный. Надо ли отрекаться верховному главнокомандующему, императору - такой вопрос не мог быть задан без повеления самого императора, Алексеев императора даже не спросил. Он сделал всё от своего имени, подсказал ответ. А 2 марта он выложил это перед государем. Что было делать государю? Арестовать всех командующих родами, включая Рузского, которого 2-е марта застало во Пскове? Он командовал северным фронтом. Что можно было предложить императору, что было ему делать, на кого опереться, кем заменить всех командующих фронтами? Заменить генералов значило бы обрушить свою армию во время войны.

http://radonezh.ru/2024/03/11/gibel-impe...

По его мнению, современное ему «Вавилонское царство» должно было вскоре пасть, ему на смену придет «иезуелитское», по словам К., оно и станет грядущим Царством Божиим на земле - обществом равенства и справедливости. В этом К. усматривал выполнение собственного предназначения на земле, якобы прочтенного в толковании своего имени. Он считал, что Провидение избрало его создать на земле новое царство Христа. В частности, он полагал, что в этом царстве не будет верховной власти, личной собственности на вещи, а ислам, иудаизм и христианство должны будут объединиться в единую религию. Началом царства должно было стать «пролитие шестой чаши», после которого Папский престол должен был полностью исчезнуть, а турки перейдут в христианство. После «пролития седьмой чаши» должно было последовать установление тысячелетнего царства. К. верил, что Бог охлаждает жар диавола, поэтому переделал свою фамилию - Kuhlmonarch, что в переводе на русский означает «Хладный властитель». В 1678 г. К. посетил Стамбул, желая добиться аудиенции у турецкого султана Мехмеда IV, которому собирался вручить свое соч. «Об обращении турок» (De conversione Turcarum). После постигшей его неудачи с 1682 г. жил в Англии, где женился, но вскоре овдовел. Отправился в длительное путешествие по Англии и Голландии с проповедью своих идей; неоднократно подвергался арестам. В эти годы он работал над сборником стихотворений «Прохладительный псалтырь» (Kühlpsalter, 1684-1686. 4 vol.), написал новое теософское соч. «О царстве иезуелитов». Намеревался совершить путешествие в Иерусалим, однако через неделю решил вернуться обратно. Завязавшаяся в Амстердаме дружба с худож. Отто Генином, отец которого жил в Немецкой слободе в Москве, пробудила интерес К. к России. В 1687 г., надеясь на распространение своего учения в «Московии», среди «северного народа», он написал и опубликовал в Амстердаме соч. «Drei und Zwanzigstes Kuhl-Jubel...» (в рус. лит-ре обычно называется «Прохладительное торжество») с посвящением царствовавшему тогда в России триумвирату - царевне Софии Алексеевне , царям Петру I Алексеевичу и Иоанну V Алексеевичу . В состав книги вошли пророчества чешских братьев М. Драбика, Х. Коттера, Ш. Мелиша и Х. Понятовской, а также комментарии к ним К. и его стихотворное воззвание. К. считал, что в России возможно зарождение тысячелетнего Царства Божия. «Свет возгорится с Востока, именно там, на Востоке, будет образовано новое царство с новым народом...» (цит. по: Антицерк. ереси. 1991. С. 36). К. предполагал, что именно Россия поведет победоносную войну с папством и католицизмом. Он предлагал объединить силы турок, татар и русских для борьбы с Речью Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2462233.html

Европейские фальсификаторы истории Сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе фактически приравняла гитлеровский фашизм к сталинизму. 17 августа, 2009 Сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе фактически приравняла гитлеровский фашизм к сталинизму. Наталия Нарочницкая Сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе приняла резолюцию в поддержку инициативы объявить 23 августа (день подписания Пакта Молотова – Риббентропа) Днем памяти жертв сталинизма и нацизма. В документе гитлеровский фашизм фактически приравнен к сталинизму . На эту тему мы беседуем с доктором исторических наук Наталией НАРОЧНИЦКОЙ. Читайте также: Нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм Наталия Алексеевна, зачем Европе нужно ставить знак равенства между СССР и фашистской Германией? На самом деле это не в исторических интересах всей Европы. Ведь такой подход бросает тень и на тех европейцев, кто был союзником СССР. Не случайно сессия ПАСЕ, которая приняла пресловутую резолюцию, проходила в Вильнюсе, а ее инициаторами стали делегаты от Литвы и Словении. Подобные решения проталкивают те страны, которые находятся под полным влиянием США и в которых у власти находятся ярые националисты или сторонники неолиберальной идеи. И все же резолюция была принята чуть ли не единогласно. Я имею в виду, что в историческом масштабе эта стратегия – а эта резолюция – элемент большой геостратегии – не в интересах народов Европы. Но, к сожалению, политика, даже в так называемой демократической Европе не отражает общий интерес. А в чем же, по-вашему, заключается эта стратегическая линия? Бойцы Красной Армии среди жителей освобожденной ими Софии В полной и окончательной демонизации коммунистического «сталинского» СССР. Для этого нужно отождествить коммунистический Советский Союз с гитлеровским нацистским режимом, привести уже не существующий СССР задним числом к некоему виртуальному Нюрнбергскому процессу и уже открыто объявить Ялтинско-Потсдамскую систему итогом борьбы равно отвратительных тоталитарных режимов, результатом Пакта Молотова – Риббентропа, с которым Запад вынужден был временно смириться.

http://pravmir.ru/evropejskie-falsifikat...

2 августа 1794 года рухнула, простояв немногим более ста лет, старая соборная колокольня. Её состояние внушало опасение уже давно, поэтому ещё в 1784-1786 годах были отпущены средства на строительство новой колокольни, выбрано место для неё и заложен фундамент. Автором проекта новой колокольни стал " поручик архитектурии " , губернский архитектор Александр Гучев. Строил колокольню мастер Пётр Савин под наблюдением опытного строителя игумена Маргарита. Но, вероятно, заложенные за шесть лет до того фундаменты оказались ненадёжными, и 10 июля 1792 года колокольня, доведённая уже до высоты в 11 сажен, обвалилась. Был объявлен сбор средств на строительство новой колокольни. Место для неё выбрали несколько южнее рухнувшей. Закладка новой колокольни состоялась в 1794 году. Строил её тот же Пётр Савин, а руководил строительством землемер Фёдор Уткин, временно исполнявший обязанности губернского архитектора. Чтобы избежать катастрофы, случившейся с предыдущей постройкой, были приняты меры для укрепления фундамента колокольни, увеличена толщина стен. В результате получилось очень прочное, монументальное сооружение. Соборная колокольня 75-метровой высоты до сих пор остаётся самым высоким и величественным сооружением Тобольска. Толщина стен основания достигает двух метров. На первый ярус звона ведёт винтовая кирпичная лестница. До Октябрьской революции колокольня отличалась редким подбором колоколов. Звон колоколов был слышен за многие километры от города. Самый большой из пятнадцати колоколов был изготовлен в 1738 году на Тагильском заводе и весил 1011 пудов. Его называли сибирским Царь-колоколом. Остальные колокола были отлиты в XVII веке московским мастером Фёдором Маториным. Второй весил 500 пудов, третий - 300. Четыре колокола были подарены Тобольску царями Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем и Петром I. Некоторое время на колокольне висел и " сосланный в Сибирь " колокол из Углича, возвестивший о гибели царевича Дмитрия. В 1809 году на колокольне установили куранты, изготовленные верхотурским ямщиком Ильёй Баяновым, которые отбивали каждые четверть часа.

http://sobory.ru/article/?object=00976

После урока я указала " юным учителям "  на некоторые недочеты: у Лизы не было наглядных материалов, а у Маши были интересные картинки, но рассказ был сбивчив, так как она слишком сильно волновалась.  Детям их выступление очень понравилось.  Проведение урока я оцениваю на 9 баллов из 10. На уроке математики устный счет прводили Аня Дзюман и Артем Шахназаров. Они подготовили смешные, интересные задачи в стихах и  подобрали примеры по учебнику. Артем и Аня сначала пришли и провели репетицию, распределили кто что будет спрашивать. В результате " Устный счет " прошел очень интересно. После урока я поблагодарила шестиклассников за серьезное отношение к педпрактике.  Оценка - 10 баллов из 10. Отзыв Исаченковов Нины Алексеевны,  учителя 3 класса, на урок математики Глухихи Софии, ученицы 9 класса. Урок математики в 3 классе проводила Софья Максимовна Глухих - 9 класс. Конспект урока мы составляли с ней вместе. Дважды Софья приходила на консультацию перед уроком. Приятно отметить - проведённый урок достиг поставленной цели, все задачи  были решены.  В ходе урока использовались разные формы  индивидуальной, фронтальной  и групповой работы.  Ученикам 3-го класса очень понравилась молодая учительница! Атмосфера была дружелюбной. Дети работали дружно и активно.  В конце урока третьеклассники пожелали практикантке успехов в учебе, чтобы она поменьше волновалась! Мои ученики выразили надежду увидеть её ещё  на последующих таких же уроки. А юная учительница рассказала ребятам, как проходит учеба в старших классах, какие требования к ученикам предъявляются, и на что нужно обязательно обращать уже сейчас внимание гимназистам.  В заключение, подводя итоги и обобщая прозвучавшие мнения, учителя-практиканты (из числа наших гимназистов) подчеркнули: учительский труд - труд тяжелый!  Оказывается это очень непросто: " объяснять - чтобы поняли, рассказывать - чтобы не было остановок.  Мы стали относиться к учителям более уважительно! Прежде всего к тому, с какой легкость учитель делает трудные вещи! "

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/587...

Итак, фотография была фальсификатом. Но, может быть, поддельна только фотография? Вопрос как будто должен был разрешиться на V Международном съезде славистов, проходившем в Софии в 1963 г. На нем С. Лесной собирался выступить с сообщением о «Влесовой книге». Доклад, к сожалению, не состоялся, поскольку докладчик в Софию так и не приехал. Но тезисы были опубликованы в материалах съезда. После смерти С. Лесного интерес к «Влесовой книге» как в нашей стране, так и за рубежом угас. Оснований для сколько–нибудь серьезных оценок этого памятника было явно недостаточно. Тем не менее, в единственной публикации, появившейся в период временного «затишья», таблички А.Ф. Изенбека были названы «выдающимся памятником письменности» (И. Кобзев). С новой силой ажиотаж поднялся в середине 70–х годов, когда, как полагают, ряду отечественных литераторов и журналистов стали доступны вышедшие незадолго до того на Западе публикации текста «Влесовой книги» и его переложения, подготовленные С. Лесным. В многочисленных статьях, появившихся в «Огоньке» и «Новом мире», «Неделе» и «Литературной России», «Технике молодежи» и «В мире книг», усиленно популяризировалась идея о том, что ученые намеренно замалчивают поразительные данные уникального источника, в корне расходящиеся с общепринятыми в научном мире представлениями о древнейших судьбах славянских племен. При этом выдвигалось требование «полностью напечатать эту любопытную, хотя и не бесспорную рукопись» и провести ее обсуждение с «привлечением широкой общественности». Мнение специалистов, продолжавших утверждать, что в данном случае мы имеем дело с низкопробной фальсификацией, игнорировалось. Объяснялось это, с одной стороны, тем, что советские историческая и филологическая науки в какой–то степени скомпрометировали себя излишней политизированностью, заданностью выводов, подчиненностью их сиюминутным потребностям партии и правительства. С другой стороны, без ответа оставался самый, пожалуй, главный вопрос: «Почему не печатается это заинтересовавшее многих сочинение?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Из Стародубских слобод некоторые раскольники, преследуемые правительством в правление Софии Алексеевны, убежали в Польшу и там поселились на так называемом острове Ветке; число раскольников здесь возросло до 40,000 человек; за невмещением на Ветке, они на окружности 20 или 30 верст населили более 14 слобод 7 . – Перейдем в Волжские страны России. Здесь в Нижегородской епархии, в чернораменских лесах Юрьевского и Балахнинского округов, спустя 35 или 40 лет после первого появления плевел раскола, в 1716 году считалось одних записных раскольников до 40,000 душ 8 . Далее к югу, на р. Иргизе, поселились сначала только 60 человек, выходцев из Польши, державшихся раскола. Но когда разнеслась по всему Приволжью слава знаменитого Успенского монастыря на Иргизе, тогда чуть не весь Дон, Урал и почти все приволжье вошли с ним в сообщение по делам раскола. Все казаки, Елецкие и Яицкие, большая часть из 20,000 Донских казаков заражены были расколом и даже ратовали за раскол, давший простор буйному разгулу их воли 9 . В пределах Астраханских, в Елисаветградском и Бахмутском уездах целые слободы заселены были раскольниками, державшимися Соловецкой челобитной 10 , В 1692 году раскольники распространились по рекам Куме, Сулаке, Кубани и Аграхани. В 1698 г. многие поселились за Тереком, в горах и ущельях большой и малой Кабарды, а несколько времени спустя, основали 5 станиц по эту сторону Терека 11 . На востоке за Уральским хребтом, в пределах Сибирских, еще со времен патриарха Никона , поселилось множество раскольников при железных заводах и казенных и частных золотых промыслах, где втайне сохраняли свои поверья: здесь число их возрасло, в одно столетие, до 100,000 человек всякого звания: купцов, мещан, крестьян государственных и помещичьих 12 . Менее чем в полстолетие с 1658 по 1688 год, мы видим раскол распространившимся во многих местах западной и восточной Сибири: в Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске, Томске, Енисейске. Одним словом: раскол так сильно распространялся по России при патриархе Никоне , и после него, в конце XVII и в первой половине XVIII столетия, что по всей справедливости можно сказать словами одного раскольнического писателя: от распространения раскола «зверопаственные места населялись и вместо дерев умножались люди» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Таким образом, могу еще несколько времени подержаться в Хвастове. Жаль мне сильно расстаться с этим местом, не только потому, что там много домостройства моего, пространное поле хлебом насеяно, но и потому, что я взял это место пустое и населил не польскими подданными, но от реки Днестра частию из Войска Запорожского, частию из волохов; церкви божии украшенные устроил, чего непригоже покинуть». Мы видели, что для отстранения причин к неудовольствию, возбуждаемому постоянно из Запорожья, уничтожен был винный откуп, или аренда, но уничтожен на время, чтоб попробовать, можно ли без него обойтись. Опыт оказался неудачен: гетман отовсюду начал получать донесения, что при сборе денег с торгов и шинков великие споры и вздоры чинятся и в деньгах против прежней аренды оказался большой недобор. Во время Рождественского съезда старшин и полковников в Батурин гетман объявил им, что опыт не удался и как быть? Старшина и полковники отвечали, чтоб гетман бил челом великим государям о присылке денег на жалованье охотницкому войску и на другие войсковые расходы, потому что и прежде, по челобитью гетмана Самойловича, царь Федор Алексеевич прислал десять тысяч золотых червонных. Мазепа написал об этом боярину Льву Кирилловичу Нарышкину и думному дьяку Украинцеву. Письменного ответа он не получил, только словесно наказано посланнику: «Прежде по многой докуке гетмана Самойлова посланы были деньги 30000 золотыми червонными из имения боярина Матвеева; а теперь бить об этом челом гетман не должен, потому что теперь такой нужды, какая была во время чигиринских походов, нет, особенно же потому, что всякие доходы в Малороссии за гетманом, старшиною и полковниками, и бить еще челом о деньгах стыдно». Когда старшина и полковники съехались в Батурин после Светлого воскресенья 1694 года, Мазепа объявил им ответ из Москвы. Старшина и полковники сказали, что когда так, то надобно опять ввести аренду, аренда выгоднее, а поборы черному народу тягостнее, потому что поборы берут и с того человека, который одним хлебом, без промыслов довольствуется, отчего бедный человек до конца разоряется.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010