То же было и в отношении церковном. Киевский митрополит для управления делами бывшей Галицкой митрополии обыкновенно имел в разных ее поветах, или округах, своих наместников, из которых один заведовал собственно округом Галича, или Галичским, а также находившимся в Галиче митрополитанским домом-монастырем, называвшимся Крылос, с принадлежавшими ему имениями. И что же оказывается? Этих наместников в начале XVI столетия поставлял не сам митрополит, а избирали и ставили местные городские старосты по воле короля, может быть, только с согласия митрополита. По крайней мере, в 1508 г. галицкий староста маршалок Станислав Ходеч, очевидно латинянин, в своей договорной грамоте прямо говорил, что он получил «опекальничество», или попечительство, над монастырем Крылос от августейшего короля, и выражал свою волю отдать, за условленную плату, какому-то пану Роману Осталовичу этот митрополитанский монастырь с принадлежавшими ему селами (Подгродзье и Благовещение), землями и доходами, а равно со всеми пошлинами, какие издревле ежегодно собирались с попов Галичского округа на митрополита, и даже с правом духовного суда над попами, находившимися под ведением монастыря Крылоса, если только на это изъявит согласие король или этому не воспрепятствует митрополит . Король, однако ж, не изъявил согласия, потому что по вопросу о назначении наместников Киевского митрополита в Галиции произошел спор между старостою Станиславом Ходечем и тогдашним латинским архиепископом Львовским Бернардом . Вследствие чего Сигизмунд, желая, как сам выражается, по долгу христианского государя, чтобы схизматики в Галиции удобнее могли быть привлекаемы к истинной вере, предоставил (15 апреля 1509 г.) право назначать наместников Киевского православного митрополита в Крылосе, Львове и других местах Львовской епархии Львовскому латинскому архиепископу, не давая ему, однако ж, права назначать самих русских священников . Прискорбно было, конечно, такое распоряжение короля митрополиту Князь Константин Иванович Острожский («пан виленский, гетман найвысший, староста луцкий и браславский, маршалок Волынской земли»), принявший на себя ходатайство пред королем и за угнетенных галичан, был во дни митрополита Иосифа Солтана самым могущественным покровителем и благотворителем Западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

3. Устройство епархиального управления и суда 4. Монастыри 5. Церкви 6. Бедность монастырей и церквей и сохранившиеся церковные драгоценности 7. Содержание православного духовенства 8. Духовная литература и письменность 9. Свидетельство современника каноника Сакрана 10. Значение этого свидетельства, случаи обращения русских к латинству Глава II. Спокойное состояние православия, лишь изредка нарушавшееся борьбою с латинством, без попыток к унии (1503–1555) I. Митрополит Иона II 1. Перемена в положении великой княгини и королевы Елены 2. Избрание по ее ходатайству и утверждение королем Александром митрополита Ионы II; кто и каков он был и когда поставлен 3. Новые жалованные грамоты Александра православным и их духовенству 4. Письма короля Александра и маршалка Ходкевича к Вселенскому патриарху о Супрасльском монастыре и благословенная грамота монастырю от патриарха 5. Ходатайство митрополита Ионы об освобождении сына его из московского плена 6. Возобновление Коложского монастыря в Гродне и благословенная грамота ему митрополита Ионы 7. Духовные завещания митрополита Ионы 8. Новые пожертвования на православные церкви и монастыри; замечательная грамота о пожертвованиях князя Димитрия Путятича, показывающая число архиерейских кафедр в Литве и церквей в Вильне II. Митрополит Иосиф II Солтан 1. Положение вдовствующей королевы Елены при новом короле Сигизмунде и ее кончина 2. Избрание митрополита Иосифа Солтана, его происхождение, предшествовавшее служение и время поставления на митрополию 3. Виленский Собор 1509 г. 4. Грамота Сигизмунда митрополиту Иосифу и всем епископам о неприкосновенности их древних церковных прав и преимуществ 5. Второй Собор в Вильне 6. Деятельность митрополита Иосифа как епархиального владыки 7. Заботливость его об исправлении нравственности в епархии 8. Благословенная грамота виленскому братству дома Пречистой Богоматери 9. Грамота всем православным гражданам Вильны о мере участия их в делах приходских церквей 10. Заботливость митрополита Иосифа о Супрасльском монастыре: устав монастырю, грамота пожертвования

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Несмотря на все эти события, православие, как свидетельствуют между прочим деяния Виленского собора 1509 года, оставалось в Литве все еще ненарушенным более столетия. Хотя папы продолжали свои попытки к подчинению православной церкви, однако эти попытки не достигали цели, так как Литовскую митрополичью кафедру занимали такие православные святители, как например: св. Макарий (убитый татарами в 1497 году), Иона 2 -ой, Иосиф (Солтан), которые сумели ограждать интересы православия. 87 Дела православной литовской церкви круто изменились к худшему только со времени поглощения Литвы Польшею, и тогда это разъединение помогло католикам в достижении их целей. Появление иезуитов в Литве. Пользуясь таким отделением западно-русской церкви от восточно-русской и наступившим вследствие сего ослаблением первой из них, и найдя самую могущественную опору для начатия пропаганды в ордене иезуитов, учрежденном в 1540 году для подобных целей, польские католические власти, овладев Литвой, приступили к насильственному водворению унии в литовских землях. Римская церковь , построенная на началах единовластия в лице папы, страстно отнеслась к этому предприятию. Эта страстность обусловливалась еще тем обстоятельством, что римско-католическая церковь в Литве и Польше, вслед за проникновением в первой половине XVI веке лютеранства, кальвинизма и даже социнианства, теряла год от году все больше и больше своих единоверцев. В лютеранство, и в особенности в кальвинизм, переходили весьма многие магнаты польские и литовские (как например, Николай Радзивил Черный, Остророги, Кишки и др.), которые открывали в своих имениях в Польше, на Волыни, в Белоруссии и Литве, множество лютеранских и кальвинистских кирх (зубров). Явившись в Литву в 1569 году и опираясь на духовных и светских властей, иезуиты, следуя указаниям из Рима и от папских нунциев в Польше, прямо и открыто приступили к пропаганде. Они свили себе, при содействии Виленского латинского епископа Валериана Протасевича, прочное гнездо в Вильне, а затем, под покровительством короля Стефана Батория, прочно уселись в Полоцке (около 1582 года), тогда только что отнятом от России. В Полоцке в пользу иезуитов отобраны были почти все имения от православных церквей и монастырей, и здесь иезуиты основали свою коллегию. 88 В Литве иезуиты устремили все свои силы против двух, в их глазах, отщепенцев Римской церкви: против многочисленных протестантов и кальвинистов, и главными образом против еще более многочисленных православных, – для совращения которых и было пущено в ходи иезуитами их надежное оружие – уния как переходная, в сущности, ступень к латинству. 89 Эта уния была выставлена, как дело уже окончательно решенное вселенскою церковью, в высшей степени угодное Богу, издавна принятое в литовской митрополии и приятное королю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Все эти итоги Виленского собора 1509 г. направлены на внутренние порядки православной церкви. Это было в доброй воле самих православных. Но нужно было еще упорядочить и положение русской церкви извне. Т. е. нужно было парировать некоторые стороны политики государственной власти, направленные к подрыву и ослаблению православия. Нужно было попросить у правительства в чем-то изменить его политику по отношению к православию. XVI век в Польше был веком расцвета характерных для нее форм государственно-общественного самоуправления, форм, которые можно было бы назвать аристократически-демократическими. Государственная политика направлялась в парламентском духе привилегированно-сословными съездами, по-польски «сеймами», местно-провинциальными «малыми» и генеральными «великими». Иосиф Солтан и воспользовался таким ближайшим великим сеймом в Брест-Литовске (1511 г.). Епископат русской церкви не имел места в польском Сенате – Раде и только мечтал об этом. Но на сеймах – этих парламентских съездах общественной природы епископы, наряду со всеми землевладельцами, имели органическое право участия. Митр. Иосиф в этом направлении толкнул епископат, монастыри и церкви по их землевладельческому цензу: – быть активными и защищать свои не только матерьяльные, но при случае и канонические права. Кстати в этот момент и светское национальное представительство русского православия совпало с солидным весом его политического представительства в лице Великого Гетмана Литовского, русского князя Константина Ивановича Острожского. Эта персона выгодно представляла и церковные ходатайства митр. Иосифа Солтана. Оба они представили Сигизмунду I ряд учредительных и законодательных в пользу православия актов коронованных его предков: Витовта, Казимира IV, Александра, прося подтвердить все права, какие от начала христианства принадлежали митр. Киевскому и русским епископам по Номоканону, т. е. по всей широте восточно-православного церковного права. Сигизмунду представлен был образец подобного подтверждения со стороны его брата, вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В 1511 году митрополит Иосиф от имени всего духовенства и мирян обратился к королю за подтверждением прав православной церкви и получил соответствующую грамоту. В 1514 году был созван новый собор, посвященный канонизации Елисея Лаврашевского 404 . Действуя в духе соборных решений 1509 года, Иосиф Солтан попробовал ограничить полномочия виленских православных мещан в отношении городских церквей. Об этом свидетельствует документ, относящийся к 1511 г. 405  и касающийся процедуры передачи церкви новопоставленным священникам. В грамоте митрополит Иосиф объявляет, что к нему пришла делегация виленских бурмистров и «присяжников»: Алексей Грицевич, Гаврило Максимович, Богдан Савич, Харитон Хацутич и другие. И они предъявили требование, чтобы митрополит их держал в той же чести, в какой их держали прежние митрополиты в том, что касается «годового пописыванья» церквей и описывания имущества тогда, когда это делает наместник митрополита после смерти священника. Мещане требовали права делать одновременную опись имущества и вносить ее в городские книги, с тем чтобы церковное имущество не пропадало. При этом «скарб церковный» рассматривается как «наш». По словам горожан, покойник митрополит Макарий этого не разрешал и много принес зла («опять гибель в церкви Божей бывала»). А самим мещанам в этом деле нет «жадное корысти». Как ответил митрополит? Обсудив эту просьбу со всем крылосом соборной церкви, он пришел к выводу, что в писаниях святых отцов нет того, чтобы «мирские люди касалися ко всякому церковному исправленю или церковью обладали». Но ему кажется хорошим делом, если каждый христианин бережет церковь от ущерба: «а наболей тым, которыи (к) которой церкви приход мают и накладают» 406 . Поэтому митрополит решил допустить виленских мещан к участию в описании церковных имуществ наместником в случае болезни священника. А если прихожане знают, в каком году и при каком священнике происходят потери, они должны сообщать об этом митрополиту, который станет таких священников карать. Дальше решается вопрос о назначении новых священников. Митрополит принимает старое правило: получать от мещан кандидатов в священники и ставить их, коли найдет их достойными. Но если не получит такой кандидатуры, может прислать своего кандидата с письмом к приходу, и все более поздние претенденты будут считаться недействительными. А если священник окажется недостойным, следует о том сообщить митрополиту, и он даст нового. Иными словами, решение митрополита, во-первых, исключает право мирян самостоятельно смещать «плохих» священников, во-вторых, сохраняет за иерархом возможность упредить мещан с предложением кандидатуры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

с мая-июня 1308 †21.12.1326, погребен в Москве Феогност митрополит, свт., рукоположен †11.03.1353 Феодорит митрополит, рукоположен с 1352 по 1354 низложен: † неизвест. Алексий (Бяконт-Плещеев) митрополит, свт., бывший еп. Владимирский †12.02.1378 Михаил (Митяй) нареченный митрополит †1379, не рукоположен со 2.12.1375 (1376) управлял с 1380 до 1382 до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен митрополит, рукоположен в 1380 управлял с 1382 по 1384 низложен: † 11.09.1389 Дионисий митрополит, свт., бывший архиеп. Суздальский †15.10.1385 Киприан митрополит, свт. (повторно) с 6.03.1390 †16.09.1406 Фотий митрополит, свт., рукоположен со 2.09.1408 †2.07.1431 с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415(1414) † зимой 1419 (1420) †26.07.1435 (сожжен) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал †14.03.1463 (1472) с 15.12.1448 (избран в 1431) †31.03.1461 Киевская и всея Руси (России) (1458–1649 – период разделения 66 ) Григорий (Болгарин) митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России, рукоположен с 15.10.1458 †в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич, князь) нареченный митрополит Киевский, бывший еп. Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана) митрополит, рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; †1503–1505 Симеон митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский упоминается в 1481 †1487 или 1488 Иона (Глезна) митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский избран и возведен в сан †октябрь 1494 Макарий митрополит, сщмч., поставлен †1.05.1497 (убит татарами) Иосиф (Болгаринович) митрополит, бывший еп. Смоленский, поставлен с 10.05.1500 (избран 30.05.1498) Иона , митрополит, упоминается С 1503 по 1507 †9.07.1507 Киевская, Галицкая и всея Руси (России) С сентября 1509 года Иосиф (Солтан) митрополит, бывший еп. Смоленский, поставлен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Потомок знаменитого Даниила галицкого или, как ныне догадываются, древних князей туровских и пинских из племени святого Владимира, князь Константин Острожский оказал необыкновенные заслуги отечеству в звании полководца, не раз удостаивался редких почестей и триумфов за свои победы, пользовался всеобщим уважением соотечественников, и по воинским доблестям не было ему равного не в одной Литве, но и в Польше . Очень естественно, если голос такого человека имел особенную силу пред государем. И мы видели, что почти все милости и льготы более значительные, какие оказал Сигизмунд православному митрополиту, епископам, церквам и монастырям, были оказываемы преимущественно ради найвысшего гетмана Константина Ивановича Острожского, и сам король даже прямо свидетельствовал об этом в своих грамотах . Вместе с тем, отличаясь по примеру своих предков высоким благочестием и пламенною приверженностию к православной вере и обладая обширными имениями и богатствами, князь Константин не щадил для нее своих сокровищ, строил и обновлял церкви, наделял монастыри землями и угодьями, делал щедрые приношения архиерейским кафедрам и в этом отношении также превосходил всех своих единоверцев-соотечественников. Православные иерархи питали к нему глубокое уважение и доверие, особенно митрополит Иосиф . Последний, достигнув старости и подвергшись тяжкой болезни, просил у короля дозволения избрать себе опекуном по смерти князя Константина Ивановича. Просьбу старца-первосвятителя подкрепили своими письмами к Сигизмунду воевода киевский и сам Константин Иванович Острожский, указывая на то, что, когда король по смерти митрополитов посылает для описи их оставшегося имущества своих дворян, дворяне обыкновенно расхищают имущество скончавшегося и опустошают митрополичьи имения, отчего бывает великий ущерб для его преемников и для Церкви Божией. Король согласился на просьбу митрополита и дал грамоту (26 сентября 1521 г.) князю Константину Ивановичу, чтобы он, когда скончается Иосиф, принял по его завещанию под свою опеку его достояние и все митрополичьи имения, велел собирать и хранить в целости куницы и все другие митрополичьи доходы, а также описать и хранить все вещи в митрополичьих дворах, пока не будет назначен новый митрополит .

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Приложения . Приложение Список архиереев, управлявших православной епархией Литвы в период с XIII по XXI столетие. Феофил (1315–1330) Феодорит (1352–1354) Роман (1354–1362) Киприан (1375–1389) Фотий (1408–1431) Григорий/Цамблак/(1415–1420) Герасим (1433 – 1447) Григорий II (1458–1473) Мисаил/Пеструч/(1475 – 1480) Симеон (1481 – 1488) Иона/Глезна/(1489–1499) Макарий/Черт/( 1495–1497) Иосиф/Болгаринович/(1498–1501) Uoha II (1503–1507) Иосиф II/Солтан/(1507–1521) Иосиф III (1522–1534) Макарий II (1534–1556) Сильвестр/Белькевич/(1556–1567) Uoha III /Протасевич/(1568–1576) Илия/Куча/(1577–1579) Онисифор/Девоч(к)а/(1579–1588) Михаил/Рагоза/(1589–1596) Иов/Борецкий/(1620–1631) Исаия/Копинский/(1631–1633) Петр/Могила/(1633–1647) Сильвестр II/Коссов/(1647–1657) Иосиф/Нелюбович-Тукальский/(1664–1675) Гедеон/Святополк-Четвертинский/(1685–1690) Виктор/Садковский/(1795–1793) Иосиф/Семашко/( 1839–1868) Макарий/Булгаков/(1868–1879) Александр/Добрынин/(1879–1885) Алексий/Лавров-Платонов/(1885–1890) Донат/Бабинский-Соколов/(1890–1894) Иероним/Экземплярский/(1894–1898) Ювеналий/Половцев/(1898–1904) Никандр/Молчанов/(1904–1910) Агафангел/Преображенский/(1910–1913) Тихон/Белавин/(1913–1917) Елсвферий/Богоявленский/(1917–1940) Сергий/Воскресенский/(1941–1944) Даниил/Юзьвюк/(1944) Корнилин/Попов/(1945–1948) Фотий/Топиро/( 1948–1951) Филарет/Лебедев/(1952–1954) Алексий/Дехтярев/(1955–1959) Роман/Танг/(1959–1963) Антоний/Варжанский/(1963–1971) Гермоген/Орехов/(1971–1972) Анатолий/Кузнецов/(1972–1974) Герман/Тимофеев/(1974–1978) Викторин/Беляев/(1978–1989) Антоний/Черемисов/(1989–1990) Хризостом/Мартишкин/с 1990 Приложение Устав Православного Братства Литвы 1. Общие положения. 1. Православное братство Литвы является неприбыльной, просветительно-культурной общественной организацией граждан Литовской Республики православного вероисповедания. 2. Братство, унаследовав лучшие традиции ранее существовавших Вильнюсских братств, ставит себе цель служение нуждам и благу людей Литвы православного вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1519 г. пан Федко Хребтович, земский подскарбий ВКЛ , передал Лавришевской обители поле « нового розробу», а также « угол своих хмелищ сенненских» . Оригинал дарственной хранится в НИАБ (см. Приложение 8). В документе упоминается митрополит Киевский и всея Руси Иосиф II Солтан, при котором, как предполагается, состоялось прославление преп. Елисея.   Отметим здесь, что позже, в 1522 г., Федко Хребтович получил от короля право подавания обители, на чем мы подробнее остановимся ниже.   Вклад в монастырь Оношко Витонизского и его сыновей Андрея и Феодора в 1521 г. стал наиболее поздним пожертвованием, оригинал которого записан на пергаменте. Соответствующая вкладу запись занесена в реестр монастырского архива . Текст грамоты, в которой упомянут архимандрит обители Прокопий, с большим количеством неточностей опубликован в 1880 г. , а оригинал был найден нами в НИАБ (см. Приложение 9). Глава семейства со своими детьми пожертвовали « волоки две сеножати в щерсовской пущи за немном… такъже и половину луга древоскипища сумежную зъ его м[и]л[о]стю паномъ ходкевичомъ» .   Описание владений обители, приведенное во вступительной статье к реестру монастырского архива, содержит также упоминания о вкладе, который сложно идентифицировать. Речь идет о «службе тяглой с Турца» .   Таким образом, на протяжении времени от основания монастыря до конца XVI века происходило постепенное формирование его владений, которые складывались из пожертвований. Среди попечителей обители встречаются представители местной знати, высокопоставленные должностные лица ВКЛ и РП, а также представители великокняжеских и королевских родов.   В этом контексте важным является вопрос подчиненности монастыря, который мы рассмотрим ниже.   3. Лавришевский монастырь как объект права «подаванья»  Изучение архивного наследия обители дает основания для соответствующих выводов.   Так, в письме короля Польского Казимира IV Ягеллона Новгородскому воеводе Петру Монтигирдовичу, датированному 1451 г., говорится, «про игумена лаврошевског[о] шт(о) онъ здавна а хто [коли преднии] его первыи игумены были въ томъ монасты ри митрополиту и вл[а]д[ы]ц пошлинъ никакихъ не даивали толко о поученьи о д[у]ховныхъ рчехъ м(и)трополита и владыки слуши[в]али а нашъ той звчный монастырь ино коли здавна нашъ монастырь ино и теперь митрополиту а и вл[а]д[ы]ц не надоб на том игумен ничого братии знати ему нас во всемъ а ты его от митрополита и от вл[а]д[ы]ки борани толко б одно о пау ченьи и о д[у]ховных рчех [къ] митрополиту и къ вл[а]д[ы]ц прибгалъ…» .  

http://bogoslov.ru/article/2973415

И мы видели, что почти все милости и льготы более значительные, какие оказал Сигизмунд православному митрополиту, епископам, церквам и монастырям, были оказываемы преимущественно ради найвысшего гетмана Константина Ивановича Острожского, и сам король даже прямо свидетельствовал об этом в своих грамотах. Вместе с тем, отличаясь по примеру своих предков высоким благочестием и пламенною приверженностию к православной вере и обладая обширными имениями и богатствами, князь Константин не щадил для нее своих сокровищ, строил и обновлял церкви, наделял монастыри землями и угодьями, делал щедрые приношения архиерейским кафедрам и в этом отношении также превосходил всех своих единоверцев-соотечественников. Православные иерархи питали к нему глубокое уважение и доверие, особенно митрополит Иосиф. Последний, достигнув старости и подвергшись тяжкой болезни, просил у короля дозволения избрать себе опекуном по смерти князя Константина Ивановича. Просьбу старца-первосвятителя подкрепили своими письмами к Сигизмунду воевода киевский, и сам Константин Иванович Острожский, указывая на то, что, когда король по смерти митрополитов посылает для описи их оставшегося имущества своих дворян, дворяне обыкновенно расхищают имущество скончавшегося и опустошают митрополичьи имения, отчего бывает великий ущерб для его преемников и для Церкви Божией. Король согласился на просьбу митрополита и дал грамоту (26 сентября 1521 г.) князю Константину Ивановичу, чтобы он, когда скончается Иосиф, принял по его завещанию под свою опеку его достояние и все митрополичьи имения, велел собирать и хранить в целости куницы и все другие митрополичьи доходы, а также описать и хранить все вещи в митрополичьих дворах, пока не будет назначен новый митрополит. Митрополит Иосиф Солтан скончался после этого скоро, но князь Константин пережил его на несколько лет и оставался опорою Западнорусской Церкви еще почти во все время служения ей следующего митрополита. III Преемник митрополита Иосифа Солтана назывался также Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010