J. Die Canisius-Enzyklika «Militantis Ecclesiae»//Reformatio ecclesiae: Beiträge zu kirchlichen Reformbemühungen von der Alten Kirche bis zur Neuzeit. Paderborn etc., 1980. S. 893-910; Donnelly J. Peter Canisius//Shapers of Religious Traditions in Germany, Switzerland, and Poland, 1560-1600/Ed. J. Raitt. New Haven, 1981. P. 141-156; Wolter H. Canisius, Petrus (1521-1597)//TRE. 1981. Bd. 7. S. 611-614; Diez K. Petrus Canisius SJ (1521-1597)//Katholische Theologen der Reformationszeit. Münster, 1986. Bd. 3. S. 89-102; idem. Christus und seine Kirche: Zum Kirchenverständnis des Petrus Canisius. Paderborn, 1987; idem. Petrus Canisius als Theologe//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 178-193; Stierli J. Pierre Canisius//DSAMDH. 1986. T. 12. Pt. 2. Col. 1519-1525; Bundschuh B., von. Das Wormser Religionsgespräch von 1557: Unter besonderer Berücksichtigung der kaiserlichen Religionspolitik. Münster, 1988; Appuhn-Radtke S. Petrus Canisius im Bild: Entwicklungsstadien einer Heiligenikonographie//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 244-274; Haub R. Petrus Canisius als Schriftsteller//Ibid. S. 151-177; eadem. «Bei Gott, ich erdichte nichts; ich gebe nur der Wahrheit Zeugnis»: Impressionen zum Testament des Petrus Canisius//Petrus Canisius SJ (1521-1597). 2000. S. 313-346; eadem. Das Erziehungskonzept der Jesuiten und der Stellenwert des Katechismus// Canisius P. Der Grosse Katechismus. 2003. S. 35-48; eadem. Petrus Canisius: Botschafter Europas. Limburg, 2004; Oswald J. Petrus Canisius - Ein Lebensbild//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 21-38; idem. Petrus Canisius - ein Mystiker?: Eine Hinführung zu seinem Testament//Geist und Leben: Zschr. f. christliche Spiritualität. Würzburg, 1997. Bd. 70. H. 4. S. 260-269; Petrus Canisius - Reformer der Kirche: FS z. 400. Todestag des zweiten Apostels Deutschlands/Hrsg. J. Oswald, P. Rummel. Augsburg, 1996; Rummel P. Petrus Canisius und Otto Kardinal Truchsess von Waldburg//Petrus Canisius - Reformer der Kirche.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Лютеранские реформы в Виттенберге . Впервые реформирование церковной жизни в соответствии с принципами Л. было осуществлено в Виттенберге в 1521-1522 гг.; первоначально оно проходило без непосредственного участия Лютера, который в это время скрывался в замке Вартбург, однако при его идейном руководстве и частичной поддержке (подробнее о событиях см. в ст. Карлштадт Андреас). Инициаторами реформационных процессов были ближайшие сподвижники Лютера: Ф. Меланхтон (1497-1560), Г. Цвиллинг (1487-1558), И. Драконитес (1494-1566), Ю. Йонас (1493-1555), а также А. Карлштадт (1486-1541), к-рый был одним из друзей Лютера до 1522 г., однако впосл. стал его идейным противником. В проповедях и трактатах виттенбергские реформаторы критиковали папскую власть, а также практики монашества и безбрачия духовенства, призывая единомышленников отказаться от них. Осенью 1521 г. начались дискуссии о реформировании католич. мессы; сторонники радикальных реформ, возглавляемые Цвиллингом и Меланхтоном, частным порядком причащали мирян под двумя видами. Несмотря на прямо выраженное недовольство курфюрста Фридриха III, Карлштадт 25 дек. 1521 г., в праздник Рождества Христова, совершил в Замковой ц. Виттенберга 1-ю публичную мессу по существенно измененному чину: богослужение совершалось не в церковных облачениях, а в мирской одежде; были сокращены все части католич. чина, в к-рых упоминалось о Евхаристии как о жертве; был пропущен обряд возношения гостии и поклонения ей верующих; установительные слова были произнесены на нем. языке; причащение происходило под двумя видами. С этого времени почти все мессы в Виттенберге совершались по новому чину; лишь отдельные священники продолжали служить католич. мессы. Проведенные в Виттенберге церковные реформы были законодательно закреплены городским советом в документе «Распорядок города Виттенберга» (Ordnung der Stadt Wittenberg; опубл.: Die evangelischen Kirchenordnungen des XVI. Jh. 1902. Bd. 1. S. 697-698). В документе объявлялось о конфискации денежных средств, принадлежавших мон-рям и католич.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Пражское воззвание. Автограф Т. Мюнцера. 1 нояб. 1521 г. (Гос. архив, Дрезден) Пражское воззвание. Автограф Т. Мюнцера. 1 нояб. 1521 г. (Гос. архив, Дрезден) Источники не содержат существенных подробностей о пребывании М. в Праге летом и осенью 1521 г. По-видимому, он имел возможность проповедовать в ряде городских церквей, принадлежавших разным фракциям гуситского движения, однако о содержании его проповедей и о реакции на них чеш. братьев ничего не известно (см.: Ibid. S. 134). В свободное от проповедей и переговоров с единомышленниками время М. внимательно изучал приобретенные им новые издания трудов лат. церковных писателей сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258), и Тертуллиана (II-III вв.). Эти книги с пометками М. на полях в выполненном по его заказу в Праге общем переплете были найдены в XIX в. и ныне хранятся в б-ке Дрездена. Заметки М. (текст см.: MüntzKGA. Bd. 1. S. 492-520. N 40) свидетельствуют о его полном отказе от следования гуманистическому идеалу рациональной веры: он критически отзывается не только об издателе Тертуллиана гуманисте Беате Ренане (1485-1547), но и о попытках самого Тертуллиана победить еретика Маркиона с помощью приведения цитат из Свящ. Писания и их рационального объяснения. Однако М. были очень близки характерная для Тертуллиана уверенность в правоте собственного религ. выбора, рассуждения о превышающей всякую рациональность духовной силе христианства, а также ригористические призывы преобразовать всю жизнь в соответствии с христ. идеалом, соединенные с критикой языческих нравов и противостоящего христианству мировоззрения. В сочинениях сщмч. Киприана внимание М. привлекали схожие мотивы: призывы к сохранению Церкви святой и свободной от порока и личная готовность следовать за Христом и терпеть все испытания вплоть до мученичества (подробнее см.: Matheson. 1990; также ср.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 137-142). Заключительный период жизни М. в Праге тесно связан с обнародованием его 1-го сочинения-манифеста - «Пражского воззвания» (сохр.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Остальная часть рукописи (толкования на «послания апостольские») была переведена еще через два года, к марту 1521 года. Дата известна лишь по единственной рукописи, но обнаружить ее пока не удалось. Рукопись не видел уже С. А. Белокуров в 1899 году, перепечатав информацию о ней по описанию в «Библиологическом словаре» П. М. Строева, где сообщается о рукописи, находящейся в Кирилло–Белозер- ском монастыре «под 2/36 (в 4–ку, полууст., 406 л.), на белом листе которой впереди написано: сия соборнаа посланиа 7 и Павла апостола посланиа 14 писана с греческых четырех апостолов переводом Максима Грека, что переводил Толковую Псалтырю и иные книги, лета 7029 (то есть 1521) марта 7» . Эта запись явно добавлена позже, так как в ней упомянут перевод Толковой Псалтыри, завершенный в декабре 1522 года, уже после перевода Апостола. Тем не менее она имеет исключительное значение: не только сообщает дату завершения перевода всего Толкового Апостола, но и дает описание, хотя и очень краткое, греческого оригинала. Для подавляющего большинства его переводов подобных указаний о греческих оригиналах нет. «Четыре греческих апостола» — это могли быть четыре переплета, на которые разделена единая книга, то есть отдельные части памятника. Это могли быть и четыре экземпляра рукописей одинакового или близкого состава. Основываясь на опыте своего итальянского гуманистического прошлого, он делал колляцию текста, сопоставляя отдельные чтения, фрагменты в разных рукописях, отдавая предпочтения тем, которые, с его точки зрения, наиболее близки к первоначальным и лучше отражают оригинал. Ведь в Италии при подготовке к печати того или иного древнего автора старались сверять тексты основной рукописи с другими рукописями. То же мог делать и Максим, переводя текст церковных авторов. Если это предположение подтвердится, то сделается очевидным продолжение в Москве итальянской гуманистической традиции при изучении и переводе не языческих, но христианских авторов. Март 1521 года как дата завершения перевода Толкового Апостола косвенным образом подтверждается тем, что следующий перевод — Толковой Псалтыри — был начат уже в июне- июле этого же года и завершен через год и пять месяцев , в декабре 1522 года. Перевод пошел быстрее, занял меньше времени, хотя имеет ббльший объем, чем предыдущий. Теперь в нем участвовали уже два переводчика с латинского, к Власию присоединился Димитрий Герасимов. Запись, имеющаяся во многих списках памятника, называет их «споспешниками» Максима и «толмачами» великого князя, указывая тем самым на их причастность к государственной службе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

К. И. прилагал усилия и для улучшения положения православных на «русских» землях Польского королевства, в частности во Львове. В 1521 г. князь поддержал ходатайство Львовского братства , к-рое добилось смягчения многочисленных ограничений, наложенных на деятельность православных городскими властями и католич. духовенством: православные получили право приносить присягу в своей церкви, выступать свидетелями в суде по всем делам, магистрат при назначении правосл. священников должен был учитывать мнение «русской» общины, священники получили возможность в церковном облачении посещать больных со Св. Дарами и провожать тела умерших. По ходатайству К. И. находившийся под опекой братства мон-рь св. Онуфрия был освобожден от уплаты поземельного чинша (грамоты 1522 и 1524). Значительные вклады в главные храмы митрополии - соборы в Вильно и Новогрудке - заставляют предполагать тесные связи между К. И. и митрополичьей кафедрой. Документы, связанные с деятельностью К. И., сохранили следы его разнообразных контактов с митр. Иосифом II (Солтаном) . Об их тесных связях наиболее убедительно говорит тот факт, что в 1519 г. К. И. дал вкладом в Борисоглебский собор имение Хоневичи «за душу господина и отца нашего... митрополита... Иосифа и за мою душу». В нояб. 1520 г. митрополит посетил имение К. И. Здетелы, где состоялось усыновление душевнобольным кн. Андреем Юрьевичем Заславским сына К. И. Ильи. В 1518 г. по ходатайству К. И. король одобрил покупку митрополитом имения Превелы, в 1521 г. митрополит выступал как свидетель земельных сделок, совершавшихся К. И. в Вильно. В Великом княжестве Литовском существовал обычай, в соответствии с к-рым после смерти духовного иерарха и до назначения нового все имущество кафедры поступало под временное управление королевских чиновников. Митр. Иосиф добился того, чтобы 26 сент. 1521 г. король назначил К. И. тем лицом, к-рое возьмет под свою опеку имущество кафедры после смерти первоиерарха. Тесные контакты сохранялись у К. И. и с новым митрополитом - Иосифом III . Договор о браке в 1522 г. был заключен К. И. с семьей князей Слуцких при посредничестве митрополита и скреплен его подписью. К. И. и митрополит принимали совместные решения по разным духовным делам. Так, по ходатайству К. И. и митр. Иосифа III архимандрит Лавришевского (Лаврашевского) монастыря Алексий стал архимандритом виленского во имя Св. Троицы мон-ря (3 марта 1524). В 1526 г. по жалобе К. И. митрополит вызвал к себе на суд игумена Супрасльского мон-ря и запретил его в служении. Это вызвало недовольство патрона мон-ря А. И. Ходкевича, жаловавшегося королю на нарушение его прав. 12 дек. 1528 г. Иосиф III добился от короля грамоты, по к-рой К. И. назначался опекуном имущества кафедры в случае смерти митрополита.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

Теперь организовывать охрану южных границ было необходимо для отражения набегов крымского хана. Опасность не заставила себя ждать. «“Крымский смерч” 1521 г., когда войска крымского “царя” Мухаммед-Гирея непосредственно угрожали Москве, стоит в ряду таких европейских событий, как взятие турками Белграда в 1521 г., падение Родоса в 1522 г., осада Вены в 1529 г.» 38 . В 1521 году, во время татарского нашествия, было видение одному чудовскому иноку, как Московские чудотворцы износили из Кремля Владимирскую икону, оставляя Москву без Заступницы и Небесной Покровительницы. Только умолением преподобных Сергия и Варлаама икона была возвращена в собор. Повесть об этих событиях была написана позднее по благословению святителя Макария и вошла в состав Степенной книги 39 , а в Месяцеслове появилась память в честь Владимирской иконы Богоматери (21 мая). Очередной набег татар последовал через двадцать лет, в 1541 году. Сохранилось поучение преподобного Максима Грека об этом 40 . В 1547 году русский государь впервые в истории был венчан царским венцом. Это деяние было совершено святителем Макарием, Митрополитом Московским (†1563; пам 30 дек.). Эпоха Митрополита Макария — блестящая эпоха в русской истории середины XVI века. В 1552 году первым русским царём была покорена Казань 41 , что содействовало в последующее время обоснованию царского венчания на Руси. Как отмечает А. А. Горский, “в семиотическом плане российский царь наследует византийскому императору, в территориально-политичес­ком — хану Золотой орды” 42 . В 1556 году, спустя четыре года после покорения Казани, без особых военных усилий вошла в состав России Астрахань. Благодаря этому Волга становится русской рекой на всём своём протяжении. Следующий набег крымского хана был в 1571 году, когда на праздник Вознесения он спалил Москву. Во время бушевавшего пожара Митрополит Кирилл (1568–1572) усиленно молился в Успенском соборе в Кремле о спасении страны. Через год татары уже шли на Русь без особых предосторожностей, но враг был разбит в битве при Молодех.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

Богородицы (во Владимирском у., муж., основан не позднее сер. XV в., упразднен в 1764); во имя арх. Михаила (в Суздале, муж., основан не позднее 1462, упразднен в нач. XVI - нач. XVII в.); Золотоворотский в честь Преображения Господня (во Владимире, муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1764); любецкий в честь Успения Пресв. Богородицы (близ Коврова., муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1764); суздальский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя ап. Андрея Первозванного (в Суздале, муж., основан не позднее 1513, разорен поляками в нач. XVII в.), Евфимиев суздальский мон-рь в честь Преображения Господня. Фотография. 2003 г. Евфимиев суздальский мон-рь в честь Преображения Господня. Фотография. 2003 г. во имя свт. Иоанна Милостивого (у с. Татарова Суздальского у., основан не позднее 1521, разорен поляками в нач. XVII в.); Задеберьский во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздальском у., основан не позднее 1521, разорен в нач. XVII в.); Мерединский в Заводичах во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздальском у., основан не позднее 1521, разорен в нач. XVII в.); Куземский во имя св. Иоанна Предтечи (в Муромском у., жен., основан не позднее 1538, упразднен в 1-й трети XVIII в.); во имя святых Космы и Дамиана (в Муроме, жен., основан в сер. XVI в., упразднен в XVII - нач. XVIII в.); во имя вмч. Георгия Победоносца (у с. Турабьева Юрьев-Польского у., муж., основан не позднее 1564, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня (во Владимирском у. на р. Колокше, жен., основан не позднее 1567, разорен поляками в нач. XVII в.); бутылицкий во имя свт. Николая Чудотворца (в Муромском у., муж., основан не позднее 1573, упразднен в 1-й трети XVIII в.); дубровская во имя Св. Троицы пуст. (на р. Ушне в Муромском у., муж., основана не позднее 1592, упразднена в 1-й трети XVIII в.); Геронтиева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее 1599, разорена поляками в нач.

http://pravenc.ru/text/154964.html

В другом летописце говорится: “Того же лета Варлаам Митрополит Митрополию оставил, съехал на Симоново, и оттуду князь великии Василеи Иванович всеа Русии послал его к Спасу на Каменье” 52 . Посол австрийского императора Сигизмунд Герберштейн писал о Митрополите Варлааме, назвав его, правда, Варфоломеем: «В то время, когда я исполнял в Москве обязанности посла цесаря Максимилиана, Митрополитом был Варфоломей, муж святой жизни. Когда государь нарушил клятву, данную им и Митрополитом князю Щемячичу, и допустил нечто другое, что, по-видимому, являлось нарушением власти Митрополита, то этот последний явился к государю и сказал ему: “Раз ты присвояешь всю власть себе, то я не могу отправлять своей должности”. При этом он протянул ему посох, который носил наподобие креста, и отказался от своей должности. Государь принял немедленно и посох, и отказ от должности и, наложив на бедного Митрополита цепи, тотчас отправил его на Белоозеро» 53 . Исследователи отмечают неточность в изложении С. Гер­бер­штейна, поскольку поимание Щемячича произошло уже при Митрополите Данииле. Поэтому А. А. Зимин пишет: “Тут явная хронологическая путаница: Шемячичу князь великий нарушил клятву позднее. Очевидно, речь шла о том, что Василий III собирался нарушить ее и принуждал к этому Митрополита, на что тот не пошел” 54 . При Иоанне III отношения Москвы и Крыма при наличии общего врага, Золотой Орды, были дружественны, но затем характер их меняется. Новгород-Се­вер­ский князь самостоятельно сносился с крымским ханом и его мурзами, во время нашествия крымчаков в 1521 году он не предупредил великого князя о грозящей беде. Это и определило его судьбу 55 . Митрополит Варлаам был “сведен” с престола 17 декабря 1521 года, а Новгород-Северский князь Василий Иванович Щемячич “пойман” в апреле 1523 года, однако связь между этими событиями весьма вероятна 56 : судьбу Щемячича решило его поведение в июле — августе 1521 года, когда Москву осаждали крымские отряды Мухаммед-Гирея 57 , и причиной сведения Варлаама могло быть нежелание Митрополита участвовать в “поимании” Щемячича. Весной 1523 года новый Митрополит Даниил дал Новгород-Северскому князю охранную грамоту, по которой Щемячич приехал в Москву и, в нарушение клятвы великого князя и Митрополита, был арестован 58 . Митрополит Варлаам недолго прожил в Симоновом монастыре, а затем был переведен в вологодский Спасо-Каменный монастырь 59 . Скончался Митрополит Варлаам в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере в Вологодской епархии. Об этом говорится в кратком летописце: “В лето 7041 (1533) преставися бывший Митрополит Варлаам месяца марта в 24 день, канун Благовещения Пресвятыя Богородицы” 60 . Гробница Митрополита Варлаама в монастыре не сохранилась. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Акты феодального землепользования и хозяйства XIV–XVI веков.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

Едва прошло несколько месяцев со времени утверждения Иосифа на митрополитской кафедре, как он созвал Собор в Вильне «о церковных вещех и о исправлении дел духовных», который и состоялся в самый праздник Рождества Христова, 25 декабря 1509 г. Причины, вызвавшие созвание Собора, объяснил сам митрополит в начале «соборного деяния» воспользовавшись при этом словами митрополита Кирилла II, сказанными на Владимирском Соборе 1274 г. «С того дня,— говорит Иосиф,— как изволением Божиим я, недостойный, занял престол митрополии Киевской и всея Руси и принял обязанность пасти Церковь Божию, отсекать всякое преступление закона нашей православной веры и утверждать, по древнему обычаю, церковные уставы, я видел много нестроения и бесчиния в духовенстве и много о том слышал... Все это мы должны исправлять и очищать по правилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо какой прибыток получили мы чрез умножение наших грехов? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери наши во многие страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли были грады наши; не пали ли сильные князья наши от острия меча; не запустели ли св. Божии церкви; не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св. апостолов и не по заповедям св. отцов наших. Посему мы, Иосиф, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси, и составили Собор с преподобными епископами, пречестными архимандритами и игуменами и богобоязненными священниками...» Епископов присутствовало на Соборе семь (а с митрополитом восемь), именно: Владимирский и Берестейский Вассиан, Смоленский Варсонофий, Луцкий и Острожский Кирилл, Полоцкий и Витебский Евфимий, Туровский и Пинский Арсений, Перемышльский Антоний и Холмский Филарет. Архимандритов (хотя в числе их упомянут один и игумен) также семь: Киево-Печерской великой лавры Иона, Благовещенской патриаршеской обители (так называли Супрасльский монастырь) игумен Пафнутий, троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний. Игуменов — шесть: троицкий (неизвестно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Гольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий. Протопопов — семь: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор. Кроме того, на Соборе находились и священники. Деяние Виленского Собора представляет нам верную картину тогдашних недостатков и злоупотреблений, существовавших в Западнорусской митрополии, так как одни из них ясно выражены Собором, а другие указаны самими определениями Собора. Всех определений, или правил, Собор постановил 15, которые, впрочем, могут быть разделены на три класса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010