Ярославля священника Н. Кочанова за 196, от церковного старосты Ярославской Николотропинской церкви, потомственного почетного гражданина Ярославского 1-й гильдии купца Петра Алексеевича Ерыкалова в последнее трехлетие поступили в церковь следующие пожертвования: запрестольный крест и икона Богоматери лучшего греческого письма с тумбами, окрашенными кармином и покрытыми золоченою резьбою; пелена и воздух на аналогий под Животворящий крест и три воздуха для употребления во время литургии – бархатные, шитые золотом; серебряная 84 пробы вызолоченная рама для иконописных святцев, весом 4 ф. 60 зол.; две киоты в 4 ½ арш. вышины каждая, с резьбою, вызолоченные на полимент; брачные венцы серебряные 84 пробы вызолоченные весом 4 ф. 80 зол. с подносом и футляром; четыре подризника и завеса к царским вратам из шелковой материи, и две выребренные панихидницы, - всего на сумму 1830 руб. Кроме того им же Ерыкаловым устроены на своей земле и на собственные средства два деревянные дома на каменных фундаментах, крытые железом, один для жительства настоятеля церкви, а другой для псаломщика с церковником; при домах устроены службы: погреб, два сарая, сеновал коровник, баня и два колодца, на что употреблено 10600 руб. ЯЕВ 17 от 23 апреля 1884 г. Ч. офиц. Доверенный вдовы коллежского асессора Марии Яковлевны Солтан коллежский асессор Павел Станиславович Солтан представил в Ярославскую духовную консисторию, при прошении, десять билетов вечного вклада Ярославского Отделения Государственного Банка, 100 рублевого достоинства каждый, для передачи в следующие церкви Ярославской епархии: ..., Ярославскую Николо-Тропинскую – за 49278, ... с тем, чтобы % с сих билетов поступали в пользу причтов означенных церквей за вечное поминовение лиц в билетах поименованных. ЯЕВ 28 от 12 июля 1894 г. Ч. офиц. По духовным завещаниям При отношении прокурора Ярославского окружного суда за 5290, препровождена выписка из утвержденного судом 18 сентября нотариального завещания Московской мещанской вдовы Марьи Сергеевой Соболевой, в коем между прочим сказано: 2-3) В Николотропинскую церковь образ Толгской Богоматери и билет Московского городского кредитного общества во 100 р.

http://sobory.ru/article/?object=20754

Яко Иосиф древле красный сотворил есть, нудим 3556 от госпожи си, не соизволил 3557 есть 3558 . Четвертый – вся иныя страсти умерщвляти, чювства уму, ум Богу благо покоряти, Яко же угодници Божии твориша, волю свою Божией воли подчиниша 3559 . Сие есть духовное себе мучение, еже всеизвестное деет спасение. Тем поне сицевыми образы страдати потщимся, да бы в небе венец восприяти. 3 Кто за Христа страдати готов пребывает, страстотерпческа венца не лишен бывает, Ибо Господь, зряй сердце, за волю самую, яко за дело, дает мзду совершенную. 4 Мученици суть, иже страдати желают о имени Христове, и бедств не гонзают. Мученици и, иже терпят 3560 ради Бога скорби, досаждения от недруг си многа. Мученици и тии, иже ниществуют 3561 волею, а Господа сил благодарствуют. Мученици суть девство хранящий цело, многажды бо палимо тех бывает тело. Мученици – иже плоть выну укрощают труды, постом, бдением страсти 3562 умерщвляют. Мученици – за любовь 3563 нищым служящии 3564 и 3565 ина дела любве ближним творящии. Без крове убо и ран, ибо духовное сие мученичество, но точне 3566 святое. 5 Иже постом и труды плоть си удручает, той духовным образом мученик бывает. 6 Инок некто за Христа страдати желаше, у аввы Пахомия отпуста прошаше. Он рече ему: Брате, страдалец будеши, аще по иноческу право поживеши. Потщися звание ти благо сохранити, общник в небе страдалцем возможеши быти. Храни послушание, на всяк час молися, пости, досады терпи, по вся дни трудися. Умерщвляй страсти плоти, бди, покорен буди, мученика содеют сии тебе труди. Мучителство Махмет 3567 Оттоман солтан Цариграда вниде с отроки треми внутрь ограда Красноутешна, и в нем веселися. Яблко едино ему возлюбися На древе нецем и, не взем, отьиде. Потом же отрок отай к нему прийде 3568 И сластолюбне предал е си чреву. Солтан по часе возвратися к древу, Да видит паки. Не обрет же плода, на три отроки пречестнаго 3569 рода Вселюте яр бысть, грозно вопрошаше, кто от них плод ов во снедь себе взяше. Они же за страх вси ся отрицаху, клятвы велики на ся возлагаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Спросили, наконец, старого боярина церковного Пацка Есковича, и он сказал: «Я помню уже шестого митрополита, а того не слыхал и не видал, чтобы мещане брали церковные ключи и сами давали их попам... по их просьбам митрополит поставлял священников, но увязать священника к церкви и дать ему ключи всегда посылал своего «увяжчего». Тогда Иосиф, обмолвивши с своими духовными в своем духовном совете, определил: «За какого попа или дьяка будут просить граждане, чтобы назначить его в ту или другую приходскую церковь, и он покажется нам годным, мы того и назначим, но подавание священнику престола и ключей церковных принадлежит нам. Когда мы поручим нашему наместнику подать какому-либо попу церковь и увязать его, наместник имеет оповестить граждан, чтобы они прислали в ту церковь двух или трех своих депутатов, которые бы вместе с ним пересмотрели церковные вещи и передали новому попу за собственною подписью, а если граждане не захотят явиться в церковь по повестке наместника, тогда он и без них имеет увязать в ту церковь попа по нашему благословению, чтобы церковь не стояла без пения». При расследовании вопроса о праве подаванья церковных ключей вполне выяснилось, кто были ближайшие предшественники митрополита Иосифа, как назывались существовавшие тогда виленские церкви и кого ставили митрополиты своими наместниками в Вильне. Предшественниками Иосифа Солтана были митрополиты: Иона Глезна, Макарий, Иосиф Болгаринович и Иона, которого сам Иосиф Солтан называет здесь своим «предком», предместником. Церкви существовали тогда в Вильне кроме Троицкого собора и Пречистенского собора следующие: Николо-Перенесенская, Воскресенская, Екатерининская, Никольская, Михайловская, Ивановская, Пятницкая, Рождественская, Спасская, Косьмодемьянская, Юрьевская и какая-то «городская». Наместничество в Вильне поручалось митрополитами то троицкому архимандриту, то священникам приходских церквей — Воскресенской, Юрьевской, Косьмодемьянской, которые наравне с прочими виленскими священниками считались крылошанами Пречистенского собора .

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Вера народа всегда питала к этому источнику особенное уважение и приписывала ему чудодейственную силу. И по той же вере, множество людей получают исцеления до настоящего времени. Источник: " Минские духовные Академия и Семинария " Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией». Из источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км. Своим возникновением монастырь обязан маленькому образу Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах». Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди. Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «...и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими...».

http://sobory.ru/article/?object=09617

При соборе Пречистенском, как видно из того же завещания, существовала особая «каплица», или придельная церковь, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы фамилии Солтанов, служившая для них усыпальницею и, может быть, основанная еще при митрополите Иосифе Солтане, принадлежавшем к их фамилии: в этой каплице ежедневно совершалась ранняя литургия . Самый собор Пречистенский поправлен и перекрыт в 1555 г. виленскими бурмистрами и радцами, испросившими на то благословение от митрополита Макария . Виленский Свято-Троицкий монастырь, доселе очень бедный и не имевший никаких фундушей ни от кого, получил первый значительный фундуш от князя Матфея Никитича Головчинского, который, желая быть погребенным в этом монастыре, записал на него два своих имения-фольварка: Свинтыники (в 1536 г.) и Пурвиники (в 1539 г.), находившиеся в Ковенском повете . В Новогрудке в первый раз упоминается в 1554 г. Свято-Троицкий монастырь, который подскарбий Иван Андреевич Солтан называл своим и на который завещал он десятину с одного своего имения . В местечке Жировицах, неподалеку от Слонима, принадлежавшем к епархии митрополита, другой подскарбий Солтан, по имени Александр, может быть брат Ивана Андреевича , основал в 1549 г. Жировицкий Успенский монастырь по случаю явления на этом месте чудотворной иконы Богородицы, доселе находящейся в обители . В местечке Соломеречье, неподалеку от Минска и, следовательно, также митрополичьей епархии, князь Иван Васильевич соломерецкий с своею супругою основал Покровский Соломерецкий монастырь, на который в 1540 г. сын князя Василий Иванович записал несколько людей с освобождением их от своего суда и пошлин . В местечке Сурдегах, ныне Ковенской губернии, находившемся в пределах той же епархии, в котором еще в 1510 г. построена была православная приходская церковь помещиком Богданом Шиш-Ставецким, а в 1530 г. построена и другая церковь во имя Пресвятой Троицы по случаю явления здесь над одним ключом чудотворной иконы Божией Матери, основан в 1550 г. Сурдегский Свято-Духовский монастырь местною владелицею Анною Шишанкою-Ставецкою .

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Известен также текст ставленной грамоты митр. Ионы еп. Мисаилу (РФА XIV — 1-й трети XVI в. М., 1987. Вып. 3. С. 600–601). Отношение короля Казимира к восстановлению контактов между Киевом и Константинополем было, по-видимому, довольно сложным. С одной стороны, есть все основания вслед за Б. Бучинским (Бучинський. Cmyдii. II. С. 20) видеть в обращении короля к папе Павлу II в 1468 г. с просьбой об основании бернардинских монастырей на «русских» землях великого княжества Литовского враждебную реакцию на возвращение Киевской митрополии под юрисдикцию Константинопольского патриархата. С другой стороны, в условиях, когда литовское правительство пыталось утвердить свое влияние в Новгороде, для Казимира было выгодно иметь под своей властью законного, признанного Константинополем, митрополита. Грамота патр. Дионисия в этом отношении шла явно навстречу пожеланиям короля и его советников. Найденные уже в XX в. памятные записи из рукописи, принадлежавшей Эразму Вителлию Ч¸лке, главе виленского капитула и послу вел. кн. литовского Александра к папе Александру VI, позволяют представить предысторию обращения ряда светских вельмож и духовных лиц к папе Сиксту IV несколько иначе, чем это представлял себе митр. Макарий. В 1469–1471 гг. православный литовский аристократ Александр Солтан предпринял заграничное путешествие, во время которого он посетил Рим, где был принят в лоно католической Церкви самим папой Павлом II. При этом литовский вельможа лишь торжественно отрекся от «заблуждений греков» и от него не потребовали, как это делало польское духовенство, повторного крещения. Когда Александр Солтан вернулся на родину, католическая община Вильно отказалась принять его в свои ряды (публикацию записей см.: Kutrzeba S., Fija³ek J. Kopiarz rzymski E. Cio³ka//Archiwum Komisji Historycznej. Kraków, 1923. Ser. 2. T. 1. S. 75). Под влиянием этого инцидента, запечатлевшегося, как видно из записей, в сознании общества, в некоторых кругах православной знати и духовенства зародилось представление о том, что между отношением к православным со стороны Рима и со стороны местного латинского духовенства имеются заметные различия. Отсюда идея искать в Риме защиты от преследований со стороны латинян в собственном государстве, которая легла в основу послания папе Сиксту IV.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Троицкого архимандрита Изосиму Иосиф Солтан называет своим «наместником духовным», конечно, в отличие от наместников светских, какие были у него, например в Киеве при Софийском соборе и в Минске . Из монастырей епархии более всех других был близок Иосифу монастырь Супрасльский, на который он сделал такое значительное пожертвование и которого считался одним из ктиторов. До 1510 г. все здания в Супрасльском монастыре были деревянные— в этом году игумен Пафнутий испросил у короля Сигизмунда разрешение (от 15 марта) «муровать церковь и монастырь» , т. е. сооружать из камня . В этом же году митрополит Иосиф вместе с другим ктитором, Ходкевичем, дал (15 октября) Супрасльскому монастырю общежительный устав, который при всем сходстве с такими же уставами, действовавшими в Московской митрополии, имеет и немаловажные отличия. В уставе, именующем Супрасльский монастырь и «лаврою», говорится 1) о монастырском богослужении: пение и молитву держать инокам в церкви соборне, по уставу святых отец, а в каждое воскресенье иметь всенощную, заутреню, часы, обедню, вечерню и повечерню; после повечерни каждому идти в свою келью с молчанием, не вести беседы с другими и не пить. 2) О пище и питии иноков: ни игумену, ни братии не держать в монастыре ничего хмельного: ни меда, ни пива, ни вина горелого, а пить квас овощной и солодовый без хмеля; только в великие праздники пить квас медовый, но без хмеля и в меру; в понедельник, среду и пяток должно быть одно сухоедение по 9-м часе, во вторник вкушать пищу дважды, но без масла, а в четверг с маслом; если же в какой-либо из этих дней случится великий праздник, то есть, как положено в церковном уставе; ни самому игумену, ни иным из братии не есть вне трапезы, разве будет великая нужда. 3) Об имуществе иноков, одежде, работах, мыльне: игумену и братии не иметь в кельях никакого стяжания, кроме одежды, книг и келейной работы; одежду и все потребное иметь всем из монастырской казны, одежду всем носить равную — из простого сукна и бараньи шубы, только игумену и священноинокам носить одежду из сукна чешского; на монастырскую работу выходить всем равно, кроме недельного, по повелению игумена; в мыльне не мыться, кроме великой нужды или немощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

1311 Главным между ними Иосиф называет некоего Кривоборского (великого, как нужно думать, консисторского дельца). 1312 В великом посте 1509 года, см. послание Иосифа к митрополиту в Памятниках Кушелева-Безбородко IV, 209. Что через два года – послания Иосифа к Кутузову и Третьякову. 1313 Это говорило 134 правило Карфагенского собора, как оно читалось в Кормчих Иосифова времени; ещё это говорит 4 правило седьмого вселенского собора. 1315 Переход Иосифа из-под власти князя волоколамского под власть великого князя Серапион называет в своей отлучительной грамоте, смешивая ли свою власть с властью князя или разумея то, что Иосиф не поискал защиты у него – архиепископа, а обратился к защите великого князя, отступлением от небесного и приходом к земному, и великий князь понял Серапиона так, что волоколамского князя он назвал небесным, а его – великого князя – земным (послание Иосифа к Кутузову). 1316 Первая разрешительная грамота собора Иосифу, данная ещё до прибытия Серапиона в Москву, в рукописи МДА из Волоколамска лист 381 оборот; см. о ней и выписку из неё у Хрущова стр. 214 fin.. Автор жития Серапионова в сочинённом им от лица архиепископа послании к митрополиту заставляет говорить первого: «ино, господине, ведомо тебе, что есми к тебе послы посылах и грамоты многия, бил есми челом, чтобы ты сам жаловал, а государю великому князю печаловался, чтобы велели на Москве быть мне: и вы, господине, моего посла, зиму изволочив, отпустили ни с чем», – Памятники Кушелева-Безбородко, IV, 211. Что разумеет тут автор жития, не совсем ясно; но так как его слов нельзя относить ко времени после отлучения Серапионом Иосифа, ибо в великом посте 1509 года Серапион отлучил Иосифа, а спустя три недели после Пасхи в том же году потребован был в Москву на собор (2 Новгородская летопись в Собрании летописей III, 184; Типографская летопись стр. 352: «в Мае месяце», а Пасха в 1509 году была 8 Апреля): то, если он говорит правду, нужно понимать его так, что прежде, чем подвергать Иосифа отлучению, Серапион желал было лично принести на него жалобу митрополиту и великому князю, но что это было отстранено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

докум. и дел архива св. Синода», I, 424 (доношение 1721 г. об оставлении за м-рем мельницы); II, ч. 1, 345 (дело 1722 г. о монастыр. крестьянине Ив. Егорове; строитель иеромон. Досифей, а после него старец Дионисий Азоевский); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», IV, грамоты, 140, 148 (судный список 1464 г. подписной съезжих судей м-рю на земли села Зеленцына), 143, 171 (грам. около 1471 г. о недозволении рубить монастыр. лес без разрешения игум. м-ря Авраамия), 172 (Жалов. гр. 1471 г. В. кн. Ивана Вас. игум. Авраамию об освобожд. крестьян от казенн. повинностей). 920. Медведева – Пречистая – Рождество – Богородицкая, мужская пустынь, ныне погост Медведева-Пустынь или Подмонастырская слобода, Московской губ., Дмитровского у., в 36 вер. к сев.-зап. от Дмитрова, на правом берегу р. Сестры. Несомненно существовала в 1509 г., что видно из духовн. грам. кн. Димитрия Иоанновича, племянника В. кн. Василия Иоанновича, незабывшего и «Пречистой пустынки в Медведеве». В 1682 г. она была отписана на содержание Славяно-греко-латинской Академии, потом около 1690 г. состояла приписною к Донскому Московскому мон., в 1764 г., упразднена и обращена в приход. Беллюстин, в своих письмах о древних м-рях Тверской губ., говорит, что в Калязинском у., в имении помещ. Мезенцева, на прав. берегу р. Волги, при впадении в нее рч. Хотчи, против с. Белогородки и в 40 вер. от Калязина, есть место называемое Пречистенка или Медведево; тут же сохранились развалины кам. строений и несколько плит из белого камня с иссеченным наверху крестом. “Ист. Росс. Иер.», II, 371; V, 59; Ратшин, 285; “Ист. и топограф. опис. монаст. св. Николая, что Пешноше», 48, в примеч.; “Книга степенная», II, 268; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.», 1848 г., 9, Отд. II, 388 (посещение пустыни Грозным в 1553 г.); “Твер. губ. в.», 1850 г., 36 (Беллюстин, “Письма о древн. м-рях»); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 256, 77; “Акты Археогр. Эксп.», II, 7 (об избр. 1598 г. Бор. Годунова; игум. Арсений); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 147 (Духов. 1509 кн. Дм. Иоанн.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 16; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 393 (в 1723 г. сюда переведены монахи из упразднен. Видогоцкого м-ря Твер. губ.); VI, прилож., LXVII, VII (приходо-расходн. ведом. Синодального Приказа; строит. иеромон. Никанор); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (указ 1682 г. о приписке на содерж. Академии); 1791 г., XVII, 174 (в мае 1553 г. Медведину пустынь посетил царь Иван. Вас.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 161 (в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого сказано: «к Пречистой в пустынку в Медведеву).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Потери эти продолжались и при следующем короле Сигизмунде I (1506–1548) – в 1514 году к Москве отошел от Литвы Смоленск. Может быть, вследствие таких тяжких потерь правление Сигизмунда было одним из самых терпимых для православия в Литве. Но зато этот король слишком усердно, более всех предшественников, пользовался во вред православию своим правом продаванья духовных должностей. Ему деятельно помогала в этом корыстолюбивая королева Бона, наперебой с королем бравшая взятки с разных искателей «духовных хлебов». Важнейшие духовные места замещались людьми недостойными, которые только унижали и обессиливали православную иерархию. В Галиции, непосредственно связанной с Польшей, где давно уже упразднилась бывшая Галицкая епархия, церковными делами и имениями управлял «справца» или наместник киевского митрополита. В 1509 году король отдал право назначать этого наместника львовскому католическому архиепископу. Галичане воспротивились этому, выбрали своего справцу, и из-за этой должности возникла долгая тридцатилетняя борьба между католиками и православными посредством взяток королю и королеве. Восторжествовал православный справца Макарий Тучапский, поставленный в 1539 году в епископа восстановленной Галицкой епархии; в том же году он издал грамоту о восстановлении клироса в своей епархии, замечательную по изображению прав и обязанностей членов этого клироса, состоявшего из соборных и некоторых приходских священников города. Виленский собор 1509 года На первых порах правления Сигизмунда, при митрополите Иосифе Солтане, православные, составив в декабре 1509 года собор в Вильне, провели было на нем несколько определений, рассчитанных на то, чтобы дать православной церкви в Литве более свободы от вмешательства в ее дела мирян, в том числе и короля; но определения эти мало имели силы на практике. Определено было: на церковные должности ставить людей только достойных, по избранию владык и панов греческого закона 29 ; недостойных не ставить, хотя бы их прислал сам король; священника, служащего при церкви без благословения архиерея, по воле одного пана, лишать сана; патрону не отнимать у священника церкви без ведома архиерея, а последнему до исследования дела не назначать к ней нового священника; к церкви, пустующей свыше трех месяцев, епископу назначать священника от себя, без приходского выбора; мирянам, под страхом отлучения, не держать у себя Кормчей, так как, изучив церковные правила, они пастырей своих презирают и сами себе закон бывают; вдовых священнослужителей, не постригающихся в монашество, отлучать от служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010