В апр. 1521 г. К. прибыл ко двору имп. Карла V, к-рый с янв. 1521 г. находился в Вормсе, где заседал рейхстаг. Во время выступления Лютера перед рейхстагом (18 апр. 1521) К. еще отсутствовал в Вормсе; он въехал в город на следующий день. Имея желание и возможность лично встретиться и побеседовать с Лютером, который оставался в Вормсе до 24 апр. 1521 г., он посчитал это неудобным по политическим причинам. В донесениях К. передавал мнения некоторых светских и духовных лиц о Лютере, на основании которых заключал, что Лютер проповедует многие опасные ереси, несведущ в науках и ведет неподобающий духовному лицу образ жизни (см.: Dittrich. 1881. S. 252-256). 25 апр. 1521 г. К. был представлен имп. Карлу V; после окончания Вормсского рейхстага К. постоянно сопровождал императора в поездках по европ. гос-вам и в военных походах (подробнее см.: Idem. 1885. S. 33-124). С июня 1521 г. К. находился в Нидерландах; в Брюгге он познакомился с Томасом Мором (1478-1535), к-рый входил в свиту кард. Томаса Уолси (1471-1530), ведшего переговоры с имп. Карлом V от имени англ. кор. Генриха VIII (1509-1547). В кон. мая - нач. июля 1522 г. К. принимал участие в поездке имп. Карла V в Англию для переговоров с кор. Генрихом VIII. В кон. июля 1522 г. К. прибыл в Испанию; с нач. 1523 г. он вел интенсивные переговоры с имп. Карлом V, завершившиеся 29 июля 1523 г. офиц. присоединением Венецианской республики к союзу имп. Карла V, кор. Генриха VIII, папы Римского Адриана VI (1522-1523) и других европ. правителей, направленному против франц. кор. Франциска I (Ibid. S. 74). Вслед. осторожной политики венецианских властей, избегавших прямого участия в военных действиях и не предоставлявших обещанной политической, военной и финансовой поддержки находившимся в Италии войскам союзников, после поражения и пленения франц. кор. Франциска I в февр. 1525 г. К. оказался в крайне сложном положении. Он был вынужден изобретать многочисленные оправдания и отвечать на постоянные упреки в «вероломстве» со стороны императора и его свиты.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Согласно булле «Exsurge Domine», после истечения отпущенных для принесения покаяния 60 дней Л. автоматически становился отлученным от Церкви еретиком; дополнительного папского постановления формально не требовалось. Поскольку булла была доставлена в Виттенберг 10 окт. 1520 г., 60 дней истекли 10 дек.; именно в этот день Л. намеренно сжег папскую буллу, тем самым признав состоявшийся разрыв с католич. Церковью. Имп. Карл V в переговорах с Алеандером и курфюрстом Фридрихом в дек. 1520 г. уже рассматривал Л. как еретика. Однако окончательным подтверждением отлучения стала подписанная папой Римским Львом X 3 янв. 1521 г. булла «Decet Romanum Pontificem» (текст см.: DCLuth. Bd. 2. S. 457-467). В булле пересказываются обстоятельства процесса против Л., сообщается о его отлучении, а также разъясняется, что все лица, даже обладающие «немалой властью и достоинством», если они любым способом поддерживают осужденных Церковью еретиков, сами подпадают под отлучение. Исследователи видят в этих словах очевидный намек на курфюрста Фридриха; его имя в булле не было упомянуто, однако было объявлено об отлучении вместе с Л. 2 членов городского совета Нюрнберга: В. Пиркгеймера (1470-1530) и Л. Шпенглера (1479-1534), а также Гуттена. Завершается булла перечислением обычных канонических наказаний за поддержку еретика, в т. ч. угрозой интердикта городам и княжествам, правители которых решат укрывать Л. Булла с сопроводительным бреве «Alias Celsitudini» от 18 янв. 1521 г., адресованным имп. Карлу V (текст см.: Ibid. S. 472-476), была получена папским нунцием в Германии Алеандером в нач. февр. 1521 г. Однако, желая избежать возможных политических осложнений, связанных с тем, что в булле осуждались помимо Л. представители дворянства и гос. власти, Алеандер не стал обнародовать буллу и обратился в Рим с просьбой подготовить смягченный вариант текста. Новая версия была получена уже после завершения Вормсского рейхстага 1521 г.; Алеандер решил также не обнародовать ее, поскольку к этому времени Л. и без того был признан имперскими властями еретиком. Т. о., текст буллы не был известен в Германии; если Л. и имел к нему доступ через друзей, он никак не отреагировал на него. Еще одним офиц. подтверждением со стороны папского престола статуса Л. как отлученного от Церкви еретика стало включение его имени в подписанную 28 марта 1521 г. буллу «Consueverunt Romani pontifices» (текст см.: Ibid. S. 476-484). Это была т. н. булла отлучений, к-рая, согласно принятому в то время обычаю, торжественно оглашалась в Великий четверг и содержала перечисление отлученных от Церкви еретиков, лжеучителей и врагов папского престола. Л. получил текст этой буллы в кон. 1521 г. и вскоре опубликовал нем. перевод буллы с насмешливыми маргиналиями и комментариями к ней (см.: Luther M. WA. Bd. 8. S. 688-720). Вормсский рейхстаг (1521)

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Иосиф Солтан использовал для этого свои заслуги и свой авторитет пред правительством, чтобы в том же 1509 г., когда он получил утверждение и поставление от КПля, испросить у короля Сигизмунда I дозволение именоваться Киевским, всея Руси «и Галицким». С тех пор этот титул сохранился за Киевским митрополитом и после того, как через 200 лет, в конце XVII в., Киевская митрополия была возвращена КПлем Московскому патриарху. Этот титул сохранился при всех дальнейших переделах политических вплоть до наших дней. Но уже тогда, в начале XVI в. систематическими мерами отрыва этой части Руси и от Киева и от Вильны, не говоря уже о Москве, польское правительство стремилось приучить русское православное галицкое население к примирению с религиозным и национальным бесправием. В польской Галичине русские православные паны являлись уже меньшинством, и не имели равных прав на занятие государственных и муниципальных должностей. Православными церквами управляли митрополичьи наместники. А этих наместников только утверждал митрополит, выдвигали же их и ставили, с дозволения короля, городские старосты, почти всегда католики. И в этом 1509 г. Сигизмунд, украшая митрополита званием «и Галицкого», одновременно пресекал ему дорогу к проявлению полноты церковной власти в Галичине. Сигизмундов указ того же 1509 г. для польской стороны гласил так: «Желая по долгу христианского государя, чтобы схизматики в Галичине удобнее привлекаемы были к истинной вере, право назначения наместников православного митрополита передаем Львовскому арцибискупу». Кроме этого канонически уродливого контроля латинства над православием, создалось уже перешедшее в ежедневный быт бесправие православия. Так, Львовское церковное братство, состоявшее из почетных граждан, приносит королю в 1521 г. жалобу на ряд притеснений в церковной жизни и получает от короля, по ходатайству самого маршала князя К. И. Острожского, нижеследующее узаконение, которое является памятником православного бесправия, аналогичным законам о еврейских гетто.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

P. 139-140). Реформаторская деятельность в Мо (1521-1525) По приглашению Брисоне, в 1516 г. ставшего епископом Мо и с 1517 г. значительное время проводившего в своем диоцезе, Л. д " Э. неск. раз посещал Мо в 1518 и 1519 гг. Весной 1521 г., утомленный постоянными нападками на него парижских теологов и воодушевленный призывами Брисоне возглавить церковные реформы в Мо, Л. д " Э. принял решение окончательно покинуть Париж. Сложившаяся к этому времени в Париже религ. обстановка была весьма напряженной и неблагоприятной для Л. д " Э. В авг. 1520 г. парижские теологи начали рассматривать учение Лютера и готовить осуждающий его документ. После отлучения Лютера от католич. Церкви (3 янв. 1521) любое подозрение в единомыслии с ним автоматически превращалось в обвинение в ереси. В апр. 1521 г. теологи приняли «Определение о лютеранском учении», основным составителем к-рого был Клихтове, к этому времени ставший одним из главных франц. противников лютеранства (см.: Cameron. 1970. P. 120-121). Хотя Л. д " Э. не поддерживал публично учения Лютера, не имел прямых контактов с ним и, вероятно, не был знаком ни с одним из его сочинений, парижские теологи и популярные в народе католич. проповедники-монахи упорно относили его к числу тайных сторонников лютеран. учения. Показательное свидетельство того, что противники лютеранства рассматривали Л. д " Э. наряду с др. гуманистами как предшественника и единомышленника Лютера, содержатся в одном из писем Эразма Роттердамского, датируемом 1521 г.: Эразм сообщает о некоем парижском проповеднике, рассуждавшем о явлении антихриста, т. е. Лютера, и утверждавшем, что его главным «предтечей» во Франции является Л. д " Э. (см.: Desiderius Erasmus. Opus Epistolarum. Oxonii, 1922. Vol. 4. P. 453-454. N 1192). По настоянию теологов Парижский парламент в 1521 г. издал неск. распоряжений, в к-рых запрещалось публиковать любые книги религ. содержания, не получившие предварительно одобрения теологического фак-та Парижского ун-та (см.: Farge. 2015. P. 28-35. N 28; Ibid. P. 40-45. N 38-39); т. о., Л. д " Э., не имевший влиятельных сторонников среди теологов, потерял возможность открыто издавать в Париже библейские переводы и исследования, а также собственные религ. сочинения.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

В 20-х гг. XVI в. К. стал одним из ведущих дипломатов Англии; он совершил неск. поездок в континентальную Европу и вел от лица кор. Генриха VIII переговоры с папами Римскими Львом X (1513-1521) и Климентом VII (1523-1534), а также со мн. европ. правителями. Впервые К. был назначен послом в Рим в 1519 г.; по дороге туда он посетил двор Луизы Савойской (1476-1531), матери кор. Франции Франциска I (1515-1547). В июне 1520 г. К. находился в свите кор. Генриха VIII во время организованной при активном участии Уолси встречи кор. Франциска I и кор. Генриха VIII близ Кале на «Поле золотой парчи». Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г. Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г. Во время 2-й поездки в Рим, начавшейся в 1521 г., К. было дано специальное поручение: он должен был представить папе Льву X сочинение кор. Генриха VIII «Защита семи таинств против Мартина Лютера» (Assertio septem sacramentorum adversus Martinum Lutherum, 1521; совр. научное издание: Fraenkel. 1992), в к-ром с богословской и церковно-исторической т. зр. подвергалось жесткой критике учение о таинствах М. Лютера (1483-1546), а также оспаривались др. основоположения лютеран. богословия, преимущественно из области учения о папской власти. Причины, побудившие кор. Генриха VIII публично выступить против Лютера, до конца неясны; совр. исследователи предполагают, что главным инициатором этого был Уолси, в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. стремившийся сделать Англию политическим союзником Римского папского престола и прокатолически настроенного имп. Свящ. Римской империи Карла V (1519-1556). Сочинения Лютера и его католич. оппонентов стали распространяться в Англии после Лейпцигского диспута (1519), сделавшего учение Лютера предметом обсуждения для теологов за пределами нем. земель. В нач. 1521 г. Уолси принял ряд мер, направленных на запрещение сочинений Лютера в Кембриджском и Оксфордском ун-тах, а также в целом в Англии; их кульминацией стало публичное сожжение 12 мая 1521 г.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Церкви и папского престола (текст речи см.: Fraenkel. 1992. S. 114). Согласно протоколам консистории, на этом же заседании папа предложил кардиналам присвоить кор. Генриху VIII титул «защитник веры»; хотя некоторые кардиналы считали, что титул из 2 слов не вполне удачен, и предлагали подобрать иной титул (напр., «правоверный» (orthodoxus) или «вернейший» (fidelissimus)), в итоге был утвержден папский вариант (выписка из протоколов опубл.: Meletematum Romanorum mantissa/Ed. H. Laemmer. Ratisbonae, 1875. P. 200; ср.: Vian. 1962. P. 368-369). Сообщая о заседании консистории в пространном письме Уолси от 10 окт. 1521 г. (опубл.: Ellis. 1846. P. 262-269; краткое изложение см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 690. N 1654), К. отмечал, что 5 окт. 1521 г., во время приватной аудиенции, папа Лев X похвалил его за превосходную речь и пообещал в ближайшее время подготовить официальную буллу с утверждением нового королевского титула ( Ellis. 1846. P. 267-268). 11 окт. 1521 г. была издана булла «Ex supernae dispositionis» (текст см.: Bullarium Magnum Romanum. 1860. T. 5. P. 773-775; ср.: O " Donovan. 1908. P. 165-173; Fraenkel. 1992. S. 116-118), в которой папа одобрял королевскую книгу и сообщал о присвоении титула «защитник веры»; особо упоминая в документе речь К., папа похвально отзывался о его красноречии. Содержание буллы, одобренной консисторией 25 окт. 1521 г. и впосл. официально направленной кор. Генриху VIII, было повторено в личном письме папы королю от 4 нояб. 1521 г. (текст см.: O " Donovan. 1908. P. 174-179; ср.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 733. N 1740). В Англии представление королевской книги папе и получение папской буллы о присвоении титула были восприняты как большой дипломатический успех К.; Уолси в письме К., отправленном в нояб. 1721 г. (опубл.: Ellis. 1846. P. 282-286; краткое изложение см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 742. N 1760), сообщал, что кор. Генрих VIII передает К. «сердечную благодарность» за его «рассудительную, важную и полезную» деятельность в Римской курии, помнит о нем и не оставит его без награды ( Ellis.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

результата; Л. упорно заявлял, что не будет отрекаться от основанных на Свящ. Писании положений, даже если их признает ошибочными церковный Собор (подробнее см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 464-469). 25 апр. 1521 г. Л. было объявлено, что император считает его нераскаявшимся еретиком, повелевает вернуться в Виттенберг и там ожидать окончательного императорского решения по его делу; ему строго запрещалось публично проповедовать, писать и иным образом распространять свои мнения. Т. о., имп. Карл V уклонился от издания прямого распоряжения об аресте Л., хотя имел все законные основания для этого. После отъезда Л. из Вормса имп. Карл V распорядился ускорить подготовку указа об имперской опале (Reichsacht), которым Л. и его последователи объявлялись вне закона на территории Свящ. Римской империи, известного также как Вормсский эдикт (текст и комментарий см.: DCLuth. Bd. 2. S. 484-545). Составление эдикта было поручено Алеандеру, который представил лат. и нем. версии императору 8 мая 1521 г. Публичное оглашение эдикта перед участниками рейхстага состоялось 25 мая 1521 г.; к этому времени курфюрст Фридрих и многие сочувственно относившиеся к Л. герм. князья и дворяне уже покинули Вормс. 26 мая 1521 г. эдикт был подписан императором и вступил в законную силу. Подчеркивая, что он исполняет свою обязанность «защитника Церкви», император объявлял Л. «упорным раскольником и явным еретиком», к которому следует относиться как к стоящему вне закона гос. преступнику. Отдельно запрещалось издание, в т. ч. анонимное или под вымышленными именами, любых сочинений Л.; все уже изданные сочинения предписывалось изымать и сжигать. Все покровители и последователи Л. объявлялись подлежащими одинаковому с ним наказанию. В католических княжествах и землях эдикт впоследствии использовался как легальная основа для преследований лютеран. Протестантские князья считали эдикт не имеющим законной силы, поскольку он был принят после их отъезда из Вормса, однако при этом датирован 8 мая, что создавало ошибочное впечатление, будто он был одобрен еще во время рейхстага всеми присутствовавшими князьями. Поскольку в подавляющем большинстве случаев император никак не мог принудить князей к исполнению эдикта и даже не стремился к этому, реальное исполнение эдикта зависело исключительно от воли князей, однако формально он оставался действующим законом Свящ. Римской империи до заключения Аугсбургского религ. мира в 1555 г. На судьбу Л. эдикт оказал лишь косвенное, однако весьма важное влияние: с момента его принятия Л. мог чувствовать себя в безопасности лишь во владениях покровительствовавших ему князей и полностью зависел от их благосклонности. Л. в Вартбурге; виттенбергская реформация (1521-1522)

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

В пресс-конференции также приняли участие вице-спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Павел Солтан и секретарь правозащитного совета города Наталия Евдокимова. Они выступили противниками законодательной защиты права на жизнь для уже зачатых, но еще не родившихся детей.  Оппоненты христианской позиции апеллировали к современным юридическим нормам, закрепляющим права за гражданами России с момента рождения. Данные современной эмбриологии и генетики, однозначно утверждающие, что человек является таковым с момента зачатия, Солтан и Евдокимова не смогли прокомментировать, предложив обсуждать право на жизнь, ограничившись юридической плоскостью.  На это Дмитрий Баранов адресовал Наталье Евдокимой вопрос, стоит ли менять плохие законы, напомнив, что в гитлеровской Германии легальным было убийство " расово неполноценных " , в СССР - социально " неполноценных " , а в современной России можно законно убивать по возрастному принципу. Оппонент, не ответив на конкретный вопрос, попросила " не наступать " на " права женщин " . В ходе дискуссии был развенчан расхожий миф, что якобы " запрет на аборты вызовет волну криминальных операций " . Опыт Польши, Ирландии, Мальты, государств Латинской Америки и других стран, где аборты запрещены в подавляющем большинстве случаев, свидетельствует о единичных подпольных абортах, в то время как в России миллионы женщин ежегодно калечатся этой операцией. Практика показывает, что запрет абортов повышает положительные показатели женского здоровья и нравственный климат в семьях.  Не выдержал критики и аргумент о том, что " сталинский запрет абортов привел к печальным последствиям " . Миф о массовых жертвах подпольных абортов того времени оппоненты православной позиции не смогли подкрепить ссылкой на исторические документы. Нагнетание страстей вокруг этого утверждения является не более, чем эмоциями, убеждены защитники жизни. " Сталин любил уже родившихся убивать " , - прокомментировал Дмитрий Баранов, отметив, что серьезное ограничение абортов во время правления " вождя народов " (но не запрет, как часто ошибочно утверждается) не оправдывает других его злодеяний, хотя это позволило родиться в том числе и предкам современных защитников права на детоубийство.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=239...

Dokumente zu Luthers Entwicklung: Bis 1519. Tüb., 19292; Dokumente zur Causa Lutheri, 1517-1521/Hrsg. P. Fabisch, E. Iserloh. Münster, 1988. Tl. 1: Das Gutachten des Prierias und weitere Schriften gegen Luthers Ablassthesen (1517-1518); 1991. Tl. 2: Vom Augsburger Reichstag 1518 bis zum Wormser Edikt 1521 [=DCLuth.]; Die Bekenntnisschriften der Evangelisch-Lutherischen Kirche. Gött., 201013. [=BSLK] (рус. пер.: Книга Согласия: Вероучение и учение Лютеранской Церкви/Пер. [с англ.]: К. Комаров. Duncanville, 1998). Библиогр.: Lutherbibliographie//Lutherjahrbuch. Gött., Bd. Leppin V. Luther-Literatur seit 1983//ThRu. N. F. 2000. Bd. 65. N 3. S. 350-377; N 4. S. 431-454; 2003. Bd. 68. N 3. S. 313-340. Лит.: Evers G. G. Martin Luther: Lebens- und Charakterbild von ihm selbst gezeichnet. Mainz, 1883-1891. 6 Bde; Brieger Th. Aleander und Luther 1521: Die vervollständigten Aleander-Depeschen nebst Untersuchungen über den Wormser Reichstag. Gotha, 1884; Kalkoff P. Forschungen zu Luthers römischem Prozess. R., 1905; Grisar H. Luther. Freiburg i. Br., 1911-1912. 3 Bde; Scheel O. Martin Luther: Vom Katholizismus zur Reformation. Tüb., 1921-19303. 2 Bde; Hamel A. Der junge Luther und Augustin: Ihre Beziehungen in der Rechtfertigungslehre nach Luthers ersten Vorlesungen 1509-1518 untersucht. Gütersloh, 1934-1935. 2 Bde; Althaus P. Die Theologie Martin Luthers. Gütersloh, 1962 (англ. пер.: The Theology of Martin Luther. Phil., 1966); Fausel H. D. Martin Luther: Leben und Werk. Münch.; Hamburg, 1966. 2 Bde (рус. пер.: Фаусель Г. Мартин Лютер: Жизнь и дело. Х., 1995. 2 т.); McSorley H. J. Luther: Right or Wrong?: An Ecumenical-Theological Study of Luther " s Major Work, «The Bondage of the Will». N. Y., 1969; Borth W. Die Luthersache (Causa Lutheri) 1517-1524: Die Anfänge der Reformation als Frage von Politik und Recht. Lübeck, 1970; Lutherprozess und Lutherbann: Vorgeschichte, Ergebnis, Nachwirkung/Hrsg. R. Bäumer. Münster, 1972; Oberman H. A. Werden und Wertung der Reformation: Vom Wegestreit zum Glaubenskampf.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Л. выехал из Виттенберга в нач. апр. 1521 г. в сопровождении имп. герольда и неск. друзей. По пути к кортежу присоединялись сочувствовавшие Л. дворяне и др. лица, во многих городах Л. восторженно встречали друзья и единомышленники. С наибольшими почестями Л. был принят в Эрфурте: с приветственным словом к нему обратился исполнявший обязанности ректора ун-та Крот Рубеан; Л. произнес при большом стечении народа проповедь в местном храме. В Эрфурте еще одним спутником Л. стал Ю. Йонас (1493-1555), входивший в кружок эрфуртских гуманистов. По мнению исследователей, именно Йонас является автором «Деяний и свершений Мартина Лютера» (Acta et res gestae D. Martini Lutheri// Luther M. WA. Bd. 7. S. 825-857), выпущенного анонимно трактата, в к-ром с лютеран. т. зр. описываются события в Вормсе, происходившие с 16 по 25 апр. 1521 г. Вскоре после возвращения из Вормса Йонас переселился в Виттенберг и стал одним из наиболее близких друзей и сотрудников Л. 16 апр. 1521 г. Л. торжественно въехал в Вормс в сопровождении свиты из теологов и дворян; по нек-рым свидетельствам, в городе его встречали ок. 2 тыс. чел. (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 448-452). Уже на следующий день Л. был вызван на заседание рейхстага. В зал заседаний были внесены подобранные Алеандером книги Л.; официал от имени императора обратился к Л. с вопросом, признаёт ли он эти книги своими и если признает, то желает ли отречься от чего-либо, написанного в них. Был оглашен перечень книг; Л. признал себя их автором, однако неожиданно для всех запросил дополнительное время на раздумья по вопросу об отречении. Исследователи расходятся в мнениях о том, чем была мотивирована просьба Л.; едва ли он действительно раздумывал об отречении, более вероятно, что он желал воспользоваться дополнительным временем для подготовки точного и аргументированного ответа. На состоявшемся 18 апр. 1521 г. следующем заседании рейхстага Л., отвечая на ранее поставленный вопрос, отметил, что его книги различны по содержанию: часть касается общих вопросов христианской веры и нравственности, часть - церковного устройства и связанных с ним злоупотреблений, а часть является реакцией на сочинения его противников.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010