1825 . Николаевский – Суйдовский, женский, совсем несуществующий, С.-Пе- терб. губ., Царскосельского у., недалеко от села Суйды, в 32 вер. к юго-зап. от Царского Села. При описи погоста Ни­кольского Суйдовского в 1499 г. гово­рится: «А на погосте монастырек. А в нем церковь Вилики Никола, а живут в том монастыре черници». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, при­лож. I, 37; “Ист.-стат. свед. о Спб. епар.”, вып. I, Отд. I, 11, 16, 18; “Новгор. писцов. кн.”, III, 680, 691, 701, 711; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1826 . Николаевский на Сучку, мужской, ныне село Никольское-Сучки, Тверской губ., Корчевского у., в 14 вер. к юго-зап. от Корчевы, при впадении рч. Сучки в Волгу и оз. Сучковском. В писцовых книгах конца XVI ст. значится: «Царя и Вел. кн. монастырек на Сучку, а в нем церк. Никола чудотв., а другая церк. Воскресенье Хр., того же м-ря, всего 11 дерев. и 4 починка». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2., 276 (Шеской уез.). 1827 . Николаевский или Троицкий – Голшанский, мужской, ныне ме­стечко Гольшаны, Виленской губ., Ошмянского у., в 18 вер. к югу от Ошмян. при рч. Слободке. О нем известно толь­ко, что игумен его Иона в 1509 г. 25 декабря был на Виленском Соборе и подписался «с Гольшан святого Нико­лы». М-рь, как кажется, назывался и Троицким, так как кн. Гольшанская в 1556 г. пожертвовала 4 села монастырю нашему дворецкому ку церкви св. Троицы». “Ист. Росс. Иер.”, VI, 987; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 131 (Вкладн. гр. 1556 г. кн. Гольшанской в пользу Троиц. м-ря); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1828 . Николаевский – Тропский, Киприанова пустынь, мужской, ны­не село Никольское, чтó на Тропе, или Германова Слобода, Ярославской губ., Рыбинского у., в 30 вер. к сев.-вост. от Рыбинска, при рч. Золотухе. В “Ист. Р. Иер.”, VI, 458, он показан женским, тогда как в ч. II, 521, сказано, что игумен Спасо-Яковлева м-ря Серапион в 1753 г. переведен в Николаевский-Тропский м-рь, следовательно, был муж­ским; у Строева – мужской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иосиф Волоцкий , жалуясь на «насилие удельное» – злоупотребления по отношению к монастырю со стороны князя Федора Борисовича, послал грамоты великому князю и митр. Симону, прося принять монастырь «в великое государство». Игумен Волоколамского монастыря не только не имел благословения на это Новгородского архиеп. св. Серапиона, но даже не уведомил его о своем шаге и попытался сделать это лишь через 2 года – в 1509 г. Архиепископ отлучил прп. Иосифа от Церкви и попытался объяснить в Москве свою позицию, но ему не удалось добиться встречи ни с митрополитом, ни с великим князем, и он был сведен с кафедры. Церк. Собор и митр. Симон по указанию Василия III Иоанновича сняли отлучение с прп. Иосифа, заочно осудили свт. Серапиона, который был насильственно доставлен на заседание нового Собора (июль 1509) и затем отправлен в заточение в московский Андроников монастырь. Василий III Иоаннович повелел митр. Симону перед смертью (1511) помириться с опальным архиепископом, опала со свт. Серапиона была снята, он поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где его встретили с почетом; «смирился» с ним и великий князь, но прп. Иосиф продолжал отстаивать свою правоту. В истории конфликта остается много неясного, поскольку его обстоятельства по-разному описаны сторонниками прп. Иосифа и свт. Серапиона. Бесспорно то, что главным итогом противостояния было «вдовство» Новгородской архиепископии в 1509–1526 гг., что стало ударом по традициям новгородской самостоятельности, под воздействием которых, по-видимому, действовал архиеп. Серапион. Возможно, что послание старца Филофея к Василию III Иоанновичу о Третьем Риме и обязанностях правителя, в котором автор призывает великого князя: «Да исполниши святыя соборныя церкви епископи, да не вдовъствует святая Божия Церкви при твоем царствии»,– написано между 1523–1526 гг. в связи с готовившимся назначением на Новгородскую кафедру свт. Макария, буд. Московского митрополита. Хотя великий князь вернул архиеп. Макарию «казну старых архиепископ», вывезенную в Москву после 1478 г., но ограничил его права как в самом Великом Новгороде («бояр ему своих дал», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

белок и серебряную чару, а проту и остальным монастырям – 160 золотых. В янв. 1509 г. монахи Пантелеимонова монастыря Василий, Симеон и Иаков принесли в Москву ответные грамоты. Прот Паисий извещал о получении «милостыни», называл Василия III Иоанновича «кормителем и ктитором» и желал ему победы «над иноплеменными языки». Игум. Пантелеимонова монастыря Савва также благодарил за «милостыню», упоминал о пожалованиях Uoahha III , называл монастырь «вашей ктиторией». В ответ на новую просьбу о вспоможении Василий III Иоаннович выдал 27 июля 1509 г. 2 грамоты и отправил проту Паисию 5 сороков соболей и 5 тыс. белок на все 18 монастырей Афона и такое же кол-во Пантелеимонову монастырю, игумену которого Савве также были выданы 2 грамоты; святогорским монахам было также предоставлено право свободного сбора милостыни в России. Почти одновременно с афонскими иноками, в 1509 г., в Москву приходили посланцы от серб. деспота Иоанна и Белградского митр. Феофана – старцы Анастасий и Иоанникий (ранее они приходили к Иоанну III от митр. Григория), с ними прибыли также монахи из Кучайны, из Преображенского монастыря. В ответ Василий III Иоаннович отправил грамоты и милостыню на Афон и в Сербию. Белградскому митр. Феофану были посланы 3 сорока соболей, 3 тыс. белок, серебряный ктиторский ковш, или чаша, а также новая грамота на проезд серб. иноков в Россию. В кон. 1514–1515 гг. в Москву приходили монахи лавры св. Афанасия, Ватопеда, отпущенные из России с богатыми дарами. Они покинули Москву в марте 1515 г. вместе с русскими послами В. А. Коробовым, ехавшим к тур. султану, В. Копылом-Спячим и И. Варавиным, отправившимися на Св. гору. Василий III Иоаннович послал на Афон по завещанию своих родителей милостыню в 1000 р. и столько же от себя (для всех монастырей), а в лавру св. Афанасия и в Ватопед – серебряные чары, камчатые ризы и пелены к иконам св. Афанасия и Благовещения. Этими дарами сопровождалось прошение молиться «о нашем здравие и о нашей великой княгине Соломаниде и о наших детех» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Вознесенским м-рем. “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 89, в при­меч.; “Минск. губ. в.”, 1864 г., 32 (восстановл. Вознесен. храма); Николай, “Ист.-стат. опис. Минск. епар.”, 93. 1593 . Духов, мужской, ныне следы фундамента, Смоленской губ. и уезда, верстах в 3 к вост. от Смоленска, между дерев. Шеиновым Острогом и предместием города Рачевкою, при не­большом ручье недалеко от церкви Нерукотворенного Спаса, известной под названием «окоп». Уже существовал в 1197 г., когда игумен его присут­ствовал при погребении Смоленского кн. Давида Ростиславича. Затем видно, что игумен монастыря Афанасий в 1509 г. принимал участие на соборе в гор. Вильне в числе прочих духовных лиц. В 1609 г. при осаде Смоленска м-рь заняли польские войска и, вероятно, после разрушения уже более не возобно­влялся. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 998; Ратшин, 498; Цебриков, “Смолен. губ.”, 330; “Чтения в И. Общ. ист. и древн.”, 1846 г., 2, смесь, 10 (Достопам. Смолен.); “Ист.-стат. опис. Смол. епар.”, 266; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 603; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); Ма­карий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 19; “Русск. истор. Библиот.”, II, 293, 313 (расходн. кн. Дорогобуж. Болдина м-ря 1585–86 г.; 18 янв. куплено калачей на корм Духовского игум. Иасафа на 8 алтын; 19 ян­варя куплено на корм Духов. игум. Иасафа калачей на полполтины); IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.; игум. Афанасий из Смоленска Св. Духа). 1594 . Духов, мужской, упразднен­ный, в гор. Кашине, Тверской губ. Су­ществовал в XVI ст. на посаде и в 1555 г. им управлял архим. Иона. О м-ре упоминается также и в 1672 г. Строев, “Спис. иер. и наст.”, 484. 1595 . Духов с  Гробли, мужской, ныне приход. церковь , на посаде гор. Переяслава, Владимирской губ. Несо­мненно уже существовал в XVI ст., так как в 1598 г. им управлял игум. Мисаил, и в 1611 г. выжжен поляками, почему по просьбе игумена Мисаила приписан к Никитскому мон., священнослужители которого отправляли в нем еще в 1699 г. по очередно богослужение, но в 1702 г. в нем зна­чится поп Андрей Иванов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к сев.-вост. от Гря­зовца, при р. Лухте. Основана около 1499 г. преп. Авксентием и Онуфрием, коих мощи здесь почивают под спу­дом; память их чтится 12 июня. Пу­стынь упразднена еще до издания шта­тов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 517; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.”, 218; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 128, 262 (преп. Авксентий и Онуфрий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1865 . Петра Апостола или Пе­тровский, мужской, не оставивший следа, в бывшем замке гор. Полоцка, Витебской губ. Основан кн. Полотским Михаилом Андреевичем, скончавшимся в 1385 г. Около 1450 г. в нем был игуменом архиеп. Полотский Каллист I. Затем упоминаются: игум. Алексей, в 1509 г. присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне, Иосиф в 1544 г. и архим. Иона в 1553 г. Без – Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 111 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, II, 234 (Наказн. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; игум. Иосиф); III, 12 (Судная гр. 1553 г. Полоц. архиеп. Германа; архим. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 440, 441; “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1866 . Петровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Ростове, Ярослав­ской губ. В Лаврентьевской летописи под 1214 г. записано: «Того же лета князь Костянтин посла Пахомья игумена св. Петра, отца своего духовного, в Кыев к митроп. Матфею, и постави епи­скопом Ростову ноября в 10; и вниде в свою епископью генваря в 28, на память св. отца Ефрема Сурина». Затем в 1216 г. Пахомий «свое стадо духовно в монастыри св. Петра лет 13, а епископью держав 2 лета, отъиде к Богу». Отсюда видно, что м-рь уже существовал в XII ст. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших, – его не следует смешивать с другим Ростов. м-рем Петровским на Поле, основанным позд­нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конфликт, возникший в начале правления В. И. в связи с переходом под патронат вел. князя Иосифова Волоколамского мон-ря, к-рый находился на территории Волоцкого удела в юрисдикции Новгородского архиепископа, показал наступление светской власти на традиц. систему внутрицерковных отношений. В февр. 1507 г. прп. Иосиф Волоцкий, жалуясь на «насилие удельное» - злоупотребления по отношению к мон-рю со стороны кн. Федора Борисовича, послал грамоты вел. князю и митр. Симону , прося принять мон-рь «в великое государство». Игумен Волоколамского мон-ря не только не имел благословения на это Новгородского архиеп. св. Серапиона , но даже не уведомил его о своем шаге и попытался сделать это лишь через 2 года - в 1509 г. Архиепископ отлучил прп. Иосифа от Церкви и попытался объяснить в Москве свою позицию, но ему не удалось добиться встречи ни с митрополитом, ни с вел. князем, и он был сведен с кафедры. Церковный собор и митр. Симон по указанию В. И. сняли отлучение с прп. Иосифа, заочно осудили свт. Серапиона, к-рый был насильственно доставлен на заседание нового Собора (июль 1509) и затем отправлен в заточение в московский Андроников мон-рь . В. И. повелел митр. Симону перед смертью (1511) помириться с опальным архиепископом, опала со свт. Серапиона была снята, он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре , где его встретили с почетом; «смирился» с ним и вел. князь, но прп. Иосиф продолжал отстаивать свою правоту. В истории конфликта остается много неясного, поскольку его обстоятельства по-разному описаны сторонниками прп. Иосифа и свт. Серапиона. Бесспорно то, что главным итогом противостояния было «вдовство» Новгородской архиепископии в 1509-1526 гг., что стало ударом по традициям новгородской самостоятельности, под воздействием к-рых, по-видимому, находился архиеп. Серапион. Возможно, что послание старца Филофея к В. И. о Третьем Риме и обязанностях правителя, в к-ром автор призывает вел. князя: «Да исполниши святыя соборныя церкви епископи, да не вдовъствует святая Божия Церкви при твоем царствии»,- написано между 1523-1526 гг. в связи с готовившимся назначением на Новгородскую кафедру свт. Макария , буд. Московского митрополита. Хотя вел. князь вернул архиеп. Макарию «казну старых архиепископ», вывезенную в Москву после 1478 г., но ограничил его права как в самом Вел. Новгороде («бояр ему своих дал», т. е. сформировал владычный двор), так и в Пскове (ограничил срок пребывания архиепископа в городе).

http://pravenc.ru/text/150787.html

Маркелл просит приписать пустыни Воронину, Филиппо-Ирапскую, Выксенскую-Никол. и Ройскую, которые уже состояли за м-рем со времени патр. Иоакима по 1704 г.); VI, 1726 г., 262 (жалоба монаст. крестьян на управителя Семена Никитина); VIII, 1728 г., 198 (доношение Коллегии Экономии о бытии в м-ре игуменом иеромонаху Адриану; до него был игум. Иона), прилож., LXVI, V (приговор монахов м-ря и выборных крестьян 1729 г.). 740. Воскресенский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Угличе, Ярославской губ. Время его основания неизвестно, но несомненно уже существовал на самом берегу Волги в 1509 г., когда в нем был архимандритом Ефрем. Архим. Феодорит был свидетелем по делу убиения св. кн. Димитрия в 1591 г., 15 мая. В 1609 г. его сожгли поляки. Вследствие весенних разливов и непрочности берега перенесен на настоящее место Ростовским митроп. Ионою (1652–1691 г.), который, по преданию, был здесь постриженником и иноком. В 1764 г. м-рь упразднен и обращен в приход. Оставшаяся церковь , начатая постройкою митроп. Ионою и сохранившая свой первоначальный вид, состоит из двух церквей во имя Воскресения Хр. и Смолен. Божией Матери, соединенных между собою оригинальною колокольнею, по образцу колокольни Ростов. Успенского собора. “Ист. Росс. Иер.», II, 521; III, 621; Ратшин, 558; Крылов, “Ист. стат. опис. Яросл. епар.», 43, 296; “Опис. Ростов. Спасо-Яковл. м-ря», 1849 г., 82; “Яросл. губ. в.», 1848 г., 28 (статья Серебреникова); 1851 г., 37 (грам. 1684 г. стольнику М. С. Супоневу о непосылке в м-рь пушкарей и стрельцов ни для каких дел); 1855 г., 10 (митроп. Иона); 1859 г., 37 (кратк. обозр. ист. памятн. Углича); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 357, 14; “Сказ. современн. о Дм. Самозв.», 1837 г., II, 143; “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 147 (Духов. гр. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); II, 60 (Следств. дело 1591 г. об убиении царев. Димитрия; игум. Феодорит с его факсимиле); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 919 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 112 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 438 (дело 1722 г. о сборе фуража; архим. Гавриил); VI, 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2709 (межев. книга 1671 г. вотчины м-ря дерев. Половиной, Свилкова, Полина тоже, Городского стана), 2710 (межев. кн. 1671 г. вотчинн. земель м-ря в пустошах Бельцове и Плишкине, Кадцкого стана), 2725 (межев. кн. 1693 г. вотчин села Нефедьева Кадцкого стана), 2727 (межев. кн. 1693 г. того же села Нефедьева с деревн.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108, 126 (духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; завещено м-рю сельцо Осинцово, а у духовной свидетелем был архим. Ефрем); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 187 (подробная опись м-ря и его вотчин в 1702 г.), 249 (ведом. о м-ре 1731–41 г.), 288 (подробн. опись м-ря и его вотчин 1763 г.), 357 (выписка из ружной кн. 1699 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Максима Грека и отказом отпустить его на родину. В 1507 г. с просьбой о милостыне афонским мон-рям к вел. князю приходили архидиак. Пахомий из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря и мон. Иаков, в ответ В. И. направил Пантелеимонову мон-рю 5 сороков соболей, 5 тыс. белок и серебряную чару, а проту и остальным мон-рям - 160 золотых. В янв. 1509 г. монахи Пантелеимонова мон-ря Василий, Симеон и Иаков принесли в Москву ответные грамоты. Прот Паисий извещал о получении «милостыни», называл В. И. «кормителем и ктитором» и желал ему победы «над иноплеменными языки». Игум. Пантелеимонова мон-ря Савва также благодарил за «милостыню», упоминал о пожалованиях Иоанна III, называл мон-рь «вашей ктиторией». В ответ на новую просьбу о вспоможении В. И. выдал 27 июля 1509 г. 2 грамоты и отправил проту Паисию 5 сороков соболей и 5 тыс. белок на все 18 мон-рей Афона и такое же количество Пантелеимонову мон-рю, игумену к-рого Савве также были выданы 2 грамоты; святогорским монахам было также предоставлено право свободного сбора милостыни в России. Почти одновременно с афонскими иноками, в 1509 г., в Москву приходили посланцы от серб. деспота Иоанна и Белградского митр. Феофана - старцы Анастасий и Иоанникий (ранее они приходили к Иоанну III от митр. Григория), с ними прибыли также монахи из Кучайны, из Преображенского мон-ря. В ответ В. И. отправил грамоты и милостыню на Афон и в Сербию. Белградскому митр. Феофану были посланы 3 сорока соболей, 3 тыс. белок, серебряный ктиторский ковш, или чаша, а также новая грамота на проезд серб. иноков в Россию. В кон. 1514-1515 гг. в Москву приходили монахи лавры св. Афанасия, Ватопеда, отпущенные из России с богатыми дарами. Они покинули Москву в марте 1515 г. вместе с рус. послами В. А. Коробовым, ехавшим к тур. султану, В. Копылом-Спячим и И. Варавиным, отправившимися на Св. Гору. В. И. послал на Афон по завещанию своих родителей милостыню в 1000 р. и столько же от себя (для всех мон-рей), а в лавру св. Афанасия и в Ватопед - серебряные чары, камчатые ризы и пелены к иконам св.

http://pravenc.ru/text/150787.html

Исаия Шулякевич (Рум. Муз., 117). Шкловского Воскресенского [VI, 730]: Игум. Иоанн Тудорович , в янв. 1761 (1771?). – Кирилл Жилко , 1776. – Гавриил , 1780–82. – Иосиф Блажиевский , 1786. Строит. Самуил , 1790. Игум. Иларион , 1793. Строит. Игнатий , 1794. – Пётр , с 1799. Игум. Досифей Силинич , 1803–15. Строит. Герман , 1816. – Арсений , 1817. – Пётр , 1820. Игум. Феоктист , с 1821. – Никодим , 1831–33. – Орест , 1838–41. Борколабовского Вознесенского [III, 428]: Игуменьи Фотиния Киркоровна , 1648. Ксенофонтия Косиловна , 1649. Паисия Юхневичева , 1672. Севастияна Одолевичева , 1736. Анфиса , 1737. Антонина , 1752. Христофора , 1753. Аполлинария Коробанкова , 1760, 1775–1780. Дионисия Федоровичева , 1778. Мавра Павпоровская , 1781. Елисавета Корбинова , 1795–97. Сусанна Томашевская , 1798–1820. Петрония Булаева , 1821. Кутеенского Успенского [IV, 886]: Игуменьи Евфросиния Киркоровна , 1631–35. Фотиния , 1660. Ираида, княжна Куракина , 1663, перев. в Смоленский Воскресенский. Трофимия , 1663–68, в янв. (sic) 1696. Иннокентия Потемкина … Екатерина Лапицкая , 1742–60. Акилина , 1776. Анфиса , 1777–80. Александра , 1796. Капитолина , 1845–69. Невельского Преображенского [V, 138]: Игум. Кирилл , 1778. – Ферапонт , 1778–80. Особые заметки Вознесенского Полоцкого – игум. Ферапонт , 1553. Оршанского уезда, Варкалабовского – игум. Ксенофонт , в дек. 1674. Мстиславского Анофреевского: Архим. Варсонофий , 17 нояб. 1508. – Филарет , 24 авг. 1515, в июле 1529. Игум. Исаия , 1 мая 1641. Мстиславского Николаевского, на Горе, игум. Нифонт , 1507, 1517. Дисненского игум. Афанасий Глазок , 1687. Друйского игум. Варфоломей , 1687. Михайловского Городецкого Полоцкого игум. Антоний , 1509. Полоцкого Троицкого – игум. Симон , 1509. Полоцкого Иоанно-Предтечева (А. 3. Р., II, прим. 111) на Острове. Игум. Евфимий , 1509. Архим. Мисаил , 12 ½ лет, после архиепископ Полоцкий (А. 3. Р., II, 174). – Стефан Рагоза , в апр. 1534. – Антоний , 1544 (А. 3. Р., II, 234). Настоят. Арсений Шишка 22 окт. 1562 определён в архиепископа Полоцкого. (Тоже, III, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(16) Нил Грек. В рукописном Временнике 1790. V. II. 226; Летоп. Никон. списка VI. 187, под летом 7017 (1509) сказано: «того же августа, в 24 день, поставлен Нил, игумен Богоявленский, епископом в Тверь Симоном, митрополитом всея Руси» (то же у Карамзина в Истор. Рос. Госуд. VII, прим. 383). Это игумен Московского богоявленского монастыря, как видно из Госуд. Грам. I. 404, где Богоявленский игумен Нил в октябре 1506 г. был в числе поручителей по князе Константине Острожском, как московским его утверждает и Строев в указателе на Историю Карамзина, стр. 174. В мае 1509 года в звании Богоявленского игумена был на соборе о неблагословении преподобного Иосифа Волоколамского Новогородским архиепископом Серапионом. (Рос. Вивл. XIV. 193). Что Нил посвящен точно в 1509 году, это подкрепляется самою пасхалиею: за три перед ним дня того августа 21 во вторник был хиротонисан в суздальского епископа Симеон, что вполне верно: тогда вруцелетие было 3. В описи царского архива 1575–1584, напечатанной в Археогр. Акт. I. стр. 339, означены: «списки Тверского владыки Нила, что послан был к патриарху в Царьград». Когда и по какому делу послан (верно, Московским государем) – не имеем сведений. По Лет. Никон. сп. VI. 190, 1511 года июня 27 находился при поставлении митрополита всея России Варлаама. В Продолжении Нестора стр. 375 под летом 7029 сказано: «того ж лета апреля в 3 день преставися епископ Тверский, владыка Нил грек». В рукописях графа Толстого стр. 260 – Нила, епископа Тверского, к вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении пресвятыя и о Артусе. Заметно, Нил прибыл в Россию вместе с Софиею Фоминичною, царевною греческою, бывшею потом супругою государя Uoahha III . Псковская первая летопись (в Собрании летоп. IV. 244), повествуя 1472 года о прибытии ее из Италии во Псков, говорит: «а быша у ней люди черны, а иные сини, а боярин ея был великого князя Юрьи малой грек; а владыка Тверской Нил был того же роду»; в Продолжении Нестора стр. 352, под летом 7017 сказано: «тогο лета поставлен Илия в епископы в Тверь». Разве не был ли после Вассиана пред Нилом епископ Илия, остается об этом исследовать боле опытным. В Каталоге летоп. Никон. списка в прибавлении к I тому стр. 5 после Вассиана прямо показан «Нил Гречин», тоже ошибкою названный «Данил». В том каталоге через пять епархий припечатаны еще Тверские архиереи: Феодосий, Антоний, Евфимий, но сих мы не знаем. Также нет Илии после Вассиана и по хронографу Румянцевского музеума, стр. 784.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010