Путь нравственного долга и догматической истины кажется мне совершенно ясным; но страсти (личные, народные, наследственные) имеют гораздо больше силы, чем вообще предполагают. Что думаете вы обо всём этом? Какой ожидаете вы пользы или какого вреда от этих попыток условных союзов в делах веры? Потрудитесь уведомить меня о себе и о занятиях ваших. Потеря Валуева сильно потрясла моё здоровье. Лихорадочные припадки, желчные страдания и воспаление глаз осудили меня на время на тягостное бездействие; но теперь я чувствую, что возвращается сравнительно доброе здоровье. (1846) Опыты переводов апостольских посланий Эти переводы были едва ли не последними занятиями покойного автора. Мы нашли в его рукописях два оконченных перевода: Послания к Галатам и к Ефесеям; сверх того заметку на текст из послания к Филиппийцам, по которой можно заключить, что автор продолжал свой труд. Прим. изд. К Галатам послание святого апостола Павла Глава I 1 . Павел, апостол (не от человеков и не чрез человека, но от Иисуса Христа и Бога Отца, воздвигнувшего Его из мёртвых) 2 . и все, которые со мною братья, Церквам Галатии: 3 . благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 . отдавшего Себя Самого за грехи наши, чтобы исхитить нас от настоящего века лукавого, по воле Бога и Отца нашего, 5 . Которому слава во веки веков. Аминь. 6 . Дивлюсь я, что вы так скоро переходите от призвавшего вас к благодати Христовой в иное благовестие, 7 . которое (впрочем и) не есть иное; но только есть люди, смущающие вас и хотящие извратить благовестие Христово. 8 . Но если бы и мы, или Ангел с неба стал благовестить вам иное, чем что мы благовестили вам, отлучён да будет. 9 . Как мы уже сказали, и ныне снова говорю, если кто вам благовестит будет иное, чем что вы приняли, отлучён да будет: 10 . ибо ныне, кому прямлю я: людям или Богу, или ищу я людям угождать? Угождай я доныне людям, не был бы я рабом Христу. 11 . Объявляю же вам, братья: то благовестие, которое мною благовествовано, оно не по человеку; 12 . ибо не от человека принял я оное или научился, но чрез откровение Иисуса Христа. 13 . Вы конечно слышали о моём прежнем житии в Иудействе, как я безмерно гнал Церковь Божию и разрушал её,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Говорят и пророчествуют, что ты придешь и вновь победишь…— В Евангелии и Апокалипсисе Иоанна говорится о грядущем пришествии Христа и конечной победе светлых сил над мрачными силами зла и нечестия (см.: Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 30; Откровение Иоанна, гл. 12, ст. 7-11, гл. 17, ст. 14; гл. 19, ст. 19–21; гл. 20, ст. 1–3). Эта же тема возникает в апокрифах о конце мира и других эсхатологических стихах и сказаниях. 294 С 292. Говорят, что опозорена будет блудница — и обнажат ее „гадкое“ тело — В Апокалипсисе Ангел объясняет Иоанну: „…воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне…“ (Откровение Иоанна, гл. 17, ст. 15–16, см. также гл. 18, гл. 19. ст. 1–3). 295 Знай, что и я был в пустыне — с жаждой „восполнить число“. — Ср.:…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число“ (Откровение Иоанна, гл. 6, ст. 9-11). 296 …даже у масонов есть что-нибудь вроде этой же тайны в основе их — должно быть едино стадо и един пастырь — Масоны или франк масоны (от франц. franc macon „вольный каменщик“) — члены тайного союза, по преданию оформившегося в XVIII в в Англии и затем распространившегося по всем странам. Деятельность масонов, их внутренняя иерархия и структура определены уставом, восходящим в своей основе к уставам средневековых ремесленных строительных товариществ, оберегавшим как тайну правила строительного искусства, числовую мистику, орнаментальную символику и т. д. Позднейшие масоны удержали для себя, переосмыслив, эти таинственные мистико-символические элементы. Стремясь в будущем возвести свое учение в ранг новой мировой религии, масоны хотели бы с ее помощью подчинить себе человечество. Ярыми противниками масонов были католические священники и папы. В 1846, 1849, 1854, 1863, 1864, 1865 и 1875 гг. Пий IX обрушивался на масонов. Когда герой говорит о борьбе католической верхушки с масонами, он, по-видимому, имеет в виду слова Христа: „…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделится сам с собою: как же устоит царство его?“ (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 25–26). „…едино стадо и един пастырь.“ — См.: Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 16. О масонских мотивах в „Братьях Карамазовых“ см.: Ветловская В. Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей//Миф — фольклор — литература. Л., 1978. С. 81 — 113. 297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

—498— Ин.6:37 . Все, еже дает Мне Отец, ко Мне приидет 1846 . Не просто надлежало Господу сказать: „потому что и видели Меня, и не веруете“, но было необходимо присоединить к сказанному и причину ожесточения, дабы узнали они, что подверглись божественному гневу. Итак, подобно какому либо весьма искусному врачу, и болезнь указывает им и открывает причину недуга не для того конечно, чтобы, узнав, они спокойно оставались в том же самом состоянии, но чтобы всяческим образом умилостивляли оскорбившегося на них Владыку всяческих, – конечно по основательным причинам, так как Он никогда не оскорбляется несправедливо и Ведующий судить правое никогда бы не сделал над ними такого суда, если бы к этому не вызывали основания, делающие Его всецело свободным от всякого обвинения. Потом Спаситель утверждает здесь, что к Нему придёт всё, что даст Бог и Отец – не потому, чтобы Сам Он был не в состоянии приводить к Себе верующих. Если бы пожелал, Он совершил бы и это весьма легко „по действию силы Его и подчинению Ему всего“ ( Флп.3:21 ). Но так как необходимо, кажется, требовалось говорить о том, что находящиеся в неведении световодствуются божественной природой, то опять как человек усвояет Отцу совершение того, что подобает Богу. Это делать было обычно Ему, как уже нередко говорили мы. А в словах, что приведено будет к Нему Богом и Отцом всё, что Он даст Ему, делает, как видно, прикровенное указание на имевшие уверовать и едва уже не веровав- —499— шие народы языческие. Эго служило благородной угрозой, что они отпадут от благодати и на место их войдут все те из язычников, кои будут приведены милосердием Бога и Отца к Спасителю и Животворцу по природе сущему Сыну, дабы, участвуя в благословении от Него, они таким образом восходили к нетлению и жизни и преображались в изначальный природный свой вид. Итак, подобно тому, как если кто приведёт больного ко врачу, чтобы изгнал поразившую болезнь, так, скажем, и Бог и Отец приводит к Сыну тех, кои являются достойными спасения от Него. Следовательно, горьким и вполне гибельным оказывается жестокосердие для имеющих его, почему и пророческое слово восстаёт на Иудеев, громко восклицая: „обрежьтесь Богу и обрежьте жестокосердие ваше, мужи Иудины и обитатели Иерусалима“ ( Иер.4:4 ). Но не для них, а напротив для нас сохранил Бог и Отец обрезание сердца, то есть совершаемое Духом Святым над скрытым Иудеем ( Рим.2:29 ). Поэтому справедливо удаляться от непослушания тех и стараться отрекаться от жестокосердия, а напротив приобретать себе кроткое настроение, если хотим избегать гибельного гнева (Божия) на них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тварь содрогашеся, распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся, и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся, и соомрачашеся свет во дне, зря Тебе, Иисусе, пригвождена ко Кресту. «Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемого, – стенает преподобный Андрей, – горы и камни в страхе распадались, и земля сотрясалась, и ад обнажился, и омрачился дневной свет, видя Тебя, Иисусе, пригвожденного ко Кресту». «И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» ( Лк. 23, 45 ), – так читаем в Евангелии о смерти Богочеловека Иисуса Христа, Мессии, Спасителя нашего. «И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мк. 15, 38 ; Мф. 27, 51–53 ). О, страх! О, ужас! О, позор – видеть Христа распинаема! Была ли более позорная казнь у римлян, чем распятие? Только рабы подвергались ей. Было ли что более позорное для иудеев? Нет, ибо написано: «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» ( Втор. 21, 23 )! Распинается Господь – и всё творение Его, вся «тварь содрогашеся». Распинается Господь – и «горы и камения страхом распадахуся». Нет Того, Кто крепче всех, – как удержится крепкое земное? Распинается Господь – и «земля сотрясшиеся». Нет Того, Кто «на водах повесил всю землю неодержимо» 1843 , – как устоит земля? Распинается Господь – и «ад обнажашеся». Создатель всего готовится сойти во ад, – как не открыться ему, ожидающему победы своей? Ведь никак не ожидает он того, что надлежит ему увидеть: «человека обожена, уязвлена ранами, и Всесильнодетеля, от явления Коего надлежит ему огорчиться и страшным зраком погибнути» 1844 ! Ведь не знает он, что «человекоубийственно, но не богоубийственно бысть прегрешение Адамово : аще бо и пострада плоти» Христовой «перстное существо, но Божество бесстрастно пребысть» 1845 ! Не знает он еще, что сам он «царствует над родом человеческим, но не вечнует» 1846 ! Распинается Господь – «и, полудню еще сущу» 1847 , «соомрачашеся свет во дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

306 Имеется в виду евангельская притча об исцелении человека, «одержимого бесами»: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 32–33). 308 Не за Бергманом ли, Степаном Федоровичем? Это сестры бывшего московского генерал-губернатора князя Алексея Григорьевича Щербатова. Внук. 309 Анреп Роман Романович (ум. 1830), офицер лейб-гвардейского Гусарского полка; в 1812 г. – корнет, с 1820 г. – полковник Оренбургского уланского полка, позднее – генерал-майор, знакомый Пушкина. 311 Речь идет о комедии в стихах поэта-сатирика и драматурга A. А. Шаховского (1777–1846) «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), впервые представленной в Петербурге 23 сентября 1815 г., а в Москве – 22 мая 1816 г. Современник заметил, что комедия «по непостижимому недоразумению касательно цели, с которою была написана, навлекла на него (т. е. автора. – Т. О.) такую толпу врагов непримиримых» (Жихарев, с. 601). Действительно, против Шаховского был выдвинут ряд обвинений – и в том числе в клевете. Β. А. Жуковский писал родным: «Известно, что авторы не охотники до авторов. И он (Шаховской. – Т. О.) не охотник до меня. Вздумал он написать комедию и в этой комедии смеяться надо мною. Друзья за меня вступились (...) Теперь страшная война на Парнасе. Около меня дерутся за меня, а я молчу, да лучше было бы, когда б и все молчали, – город разделился на две партии, и французские волнения забыты при шуме парнасской бури» (см.: Письма Β. А. Жуковского к родным в Белев – РА, 1864, с. 459–460). Сатирический поход против «Липецких вод» и их автора возглавил Π. А. Вяземский, создав цикл эпиграмм, озаглавленный «Поэтический венок Шутовского»; к нему примкнули и другие сторонники Жуковского и в их числе молодой Пушкин, позднее в «Евгении Онегине» в строфах, посвященных русскому театру начала XIX в., писавший: Там вывел колкий Шаховской0

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

О, как они этого не вспомнили?! Как не поразила их картина шествия Господа на осляти, сыне подъяремной, когда увидели это своими глазами?! Потому не вспомнили, что окаменили сердце свое и ослепили очи свои, не узрели очами и не уведали сердцем. На них сбылись слова святого апостола Павла о смертоносной букве: способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3: 5–6 ). Враги Христовы были привержены букве Писания, не разумея духа Писания, именно поэтому их убила мертвая буква. К служению духу призваны мы все – не к служению букве смертоносной. А враги Христовы погибли в служении своем, ибо были служителями смертоносной буквы. Да не будем же служителями буквы, да будем же мы служителями духа Христова! Да не случится никогда ни с кем из нас, чтобы к нам приложимы были слова, сказанные Господом Иисусом Христом при входе в Иерусалим: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк. 19: 42 ). И в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо припомнить эти слова Христовы. Бывает, что когда человек идет по пути неверному, то милосердие Божие останавливает его, останавливает каким-нибудь потрясением, каким-нибудь несчастием или болезнью, и тогда как бы говорит ему: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Бывает с каждым из нас, что Господь стоит у двери сердца нашего и потихоньку стучит, ожидая, чтобы открыли и впустили Его, – стучит как нищий под дверью. О, горе, горе нам, если не услышим тихого Христова стука, ибо в этот момент должны мы подумать, что и к нам относятся те слова Христовы, которые вызвали потоки слез из Его Божественных очей: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Список источников и литературы Источники Амвросий Медиоланский , свт. Слово в Неделю Ваий//Воскресное чтение. IX. Киев, 1845–1846. Амфилохий Иконийский , свт. Слово на воскрешение Лазаря//Альфа и Омега. М., 2005. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

е. веры Христовой и имени христианина), достигает слуха Божия; отверзши для себя небо и возносясь от всего низменного мира к горнему, заполучает от Благости Божией то, чего просит» 1846 . В памятнике древнехристианской письменности II-III века «Апостольские Постановления» дается следующее наставление христианам об их обязанностях по отношению к исповедникам и мученикам: «Тем христианам, которые, претерпев за имя Христово и за любовь к Богу и веру в Него поругание, будут осуждены нечестивыми на смерть (“на позорище”, т. е. смерть в цирке, “на съедение зверям” и др.) или в рудокопни, или в изгнание, или заключены в темницу, помогайте со всяким старанием от труда вашего и пота вашего, чтобы иметь им чем питаться; и воинам отделяйте некую часть в награду, чтобы дали им облегчение, а если возможно – освобождение из рук нечестивых. Ибо, кто осуждается за имя Господа Бога, тот – святой мученик, сын Вышняго, приятелище Духа Святого, чрез Которого и каждый из верующих получил свет славного святого благовествования (о Христе), потому что сподобился нетленного венца ( 1Кор.9:25 ) и свидетельства страданий Его и общения крови Его, чтобы быть сообразным смерти Христовой в усыновление ( Флп.3:10 ; Еф.1:5 )» 1849 . «Если же кто, вступаясь за них, схвачен будет с ними и подвергнут обесчещению, тот блажен, потому что сделался общником мучеников и подражателем страданий Христовых, и гонимых за веру и, по заповеди Господней, бегающих (убежавших от гонителей) из города в город ( Мф.10:23 ); принимайте, покровительствуйте им и всячески услуживайте им, как мученикам, радуясь, что сделались общниками их гонения и зная, что они ублажены Господом. Ибо Он говорит: “Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас” ( Мф.5:11–12 ). И опять: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” ( Ин.15:20 ), и еще: “Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой” ( Мф.10:23 ), потому что “в мире будете иметь скорбь” ( Ин.16:33 ), ибо “будут отдавать вас в судилища... и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними... Претерпевший же до конца спасется” ( Мф.10:17–18, 24:13 ). Ибо гонимый за веру и засвидетельствовавший о Нем и претерпевший (страдания) воистину есть человек Божий» 1850 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

По окончании молебна, лишь только я пришел к себе на квартиру, как приходят ко мне и говорят, что прибывшие сюда гиляки желают креститься и потому хотят со мною поговорить об этом. Гиляки пришли ко мне и объявили свое желание. Я сказал им, что «я очень рад этому, но крещение есть дело очень важное: об этом надобно подумать хорошенько и спешить не нужно. Вот с вами ныне же к вам пойдет сын мой на короткое время, а на будущий год я пошлю его к вам вместе с его женою на житье с вами. Я желаю вам всем всякого благополучия и добра; и что потому отдаю его вам: и если вы пожелаете креститься, то он окрестит вас». Они благодарили меня за то и другое, сказав, что они рады этому и что будут любить его, и что если он будет у них жить, то многие станут креститься. От меня пошли они в гости к сыну моему, который потчевал их чаем, а жена его подарила им по вещице. Причины, которые возбудили в них желание креститься, как передали нам толмачи, были во-первых наше богослужение, которое их весьма поразило. Капитан Королев сказывал мне, что когда он спросил их: что же такое они видели в церкви и понимают ли они, чего желают? Старший из них отвечал: «я не дурак; я бывал у маньчжуров и у других в их городах и видел, как они молятся и служат, но ничего подобного не видал». Капитан корабля обо всем этом хотел писать официально, принимая во внимание особенно то, что все это случилось в день торжества по случаю совершившегося двадцатипятилетия Государя нашего. Другая причина была та, что якобы старшему из них кто-то в белой одежде являлся во сне и велел ему креститься 21 . Августа 24 дня 1851. Аянский порт. 6 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 22 Сверх всякого чаяния я еще и по сие время нахожусь в Аяне в ожидании судов для отплытия в Америку; и вот уже сентябрь, – и еще нет ни одного из трех ожидаемых нами судов, а четвертое компанейское, на котором я располагался плыть в Америку, повредилось совершенно. При таких обстоятельствах я начинаю уже колебаться – идти ли мне в Америку или нет? ибо чем далее, тем труднее и опаснее становится наше плавание; как вдруг сегодня получена почта и с нею частные письма из Иркутска и Якутска, в которых меня уведомляют, что Якутская область причислена к Камчатской епархии. И хотя официальных о том бумаг, следующих ко мне, я не получил (оне, вероятно, провезены в Охотск); но я решился ныне в Америку не идти и оставаться в Аяне; тем более, что, быть может, мне придется провести зиму в Камчатке.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И ещё, братия, – заметьте при этом, – почему священодействующий, равно как и предстоящие алтарю, осмеливаются пред великим Таинством тела и крови Христовой, как умилостивительной жертвы, воссылать к Богу моления не только о благах духовных, но и о благах настоящей жизни? Это потому, что все нужды человека в настоящей жизни, все лишения, недостатки, болезни и проч., произошли по причине греха, – от праведного гнева Божия, излившегося на род человеческий за его грехи. Но Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира: а потому и приступаем, по апостольскому слову, с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременну помощь ( Евр.4:16 ). И Иисус Христос, во время земной жизни Своей, благоволил показать, что сила Его заслуг простирается не только на сообщение благ духовных, но и на облегчение нужд временных: ибо все Его чудотворения это доказывали; Он исцелял всякого рода болезни, изгонял бесов, укрощал ветры, насыщал голодных и тому подобное, так что и в буквальном смысле пред лицом мира сбывались на Нём пророческие слова Исаии: Той недуги наша прият, и болезни понесе ( Ис.53:4 ). И молитвы, прошения и моления о живых и умерших святая Церковь возносит пред бескровною жертвою по Апостольскому установлению, как это видите уже из того, что сие делает св. Соборная и Апостольская Церковь . Сии моления составляли принадлежность бескровного жертвоприношения от времён апостольских, как видим сие в Литургии, сохранившейся в постановлениях апостольских и в Литургии Иерусалимской, сохранившейся преданием под именем Литургии Апостола Иакова. Даже в словах святого Павла апостола можем видеть мы заповедь о совершений молитве пред жертвою тела и крови Христовой, когда Апостол в особенную обязанность поставляет св. Тимофею, епископу Ефесскому, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую, безмятежную, во всяком благочестии и честности», и побуждает к тому так: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010