Мало-помалу главным делом батюшки в монастыре стало старчество и духовничество. 17 февраля 1906 года скончался старец отец Варнава из Гефсиманского скита, и сразу же многие из его духовных чад обратились за помощью и поддержкой к отцу Алексию. Игумен отец Герман, увидев, как много людей стало приходить к отцу Алексию за советом и духовным руководством, отменил все другие послушания, назначив ему только старчество и духовничество. Это и стало самым главным делом монашеской жизни старца. Когда отец Алексий еще только готовился поступать в монастырь, его главной целью были затвор, молитва, безмолвие. Однако в первые годы это желание батюшки не осуществлялось. Потому батюшка и стал ходатайствовать перед начальством о позволении уйти в затвор. Его просьба была частично удовлетворена, и 3 февраля 1908 года старец ушел как бы «в полузатвор», сначала временно, до Пасхи. Вход в его избушку был закрыт для всех мирян, кроме семейства сына, даже братия могла входить туда на откровение помыслов в известные часы по пятницам. Отец Алексий стал принимать исповедников только в церкви по субботам и воскресеньям. Период пребывания отца Алексия в полузатворе (1908–1916) был особенно труден и многоплоден. Его известность среди людей, ищущих духовного наставления, росла не по дням, а по часам. К нему, как к свету, стремились отовсюду люди: государственные деятели, митрополиты и архиепископы, епископы и архимандриты, священники и иеромонахи – большей частью из воспитанников Московской Духовной академии, простые монахи, особенно много монахинь из разных монастырей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Среди духовных детей старца к этому времени были и такие известные деятели Русской Православной Церкви, как великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия, ныне причисленная к лику святых, и матушка Фамарь, которая, по благословению отца Алексия, в 1908 году основала ставший скоро известным Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Сам обложенный, как говорится, немощами, старец врачевал и духовно и физически всех, кто с верой прибегал к нему, каждому давал то, что ему требовалось для выздоровления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Владимир огласил имя избранника Божия. Остальные два жребия были также предъявлены народу. И сразу же высокие своды огромного храма Христа Спасителя огласились мощным «Аксиос!». Между тем гонение на Церковь разворачивалось, появились новые жертвы, начиналась гражданская война. 25 января 1918 года в Киеве был зверски убит митрополит Владимир. Старец Алексий переживал это как личное горе: владыка Владимир, будучи в течение четырнадцати лет митрополитом Московским, покровительствовал Зосимовой пустыни, часто посещал ее и был связан узами дружбы со старцем Алексием. После перевода в Москву нового правительства в марте 1918 года доступ в Кремль был окончательно закрыт и во всех кремлевских соборах прекратились церковные службы. На Пасху, 8 (21) апреля, начавшуюся впервые в истории без удара большого колокола Ивана Великого, Поместный собор закрылся, а осенью возобновил свою работу, но уже без старца Алексия, который, по немощи, был освобожден от участия в работе собора и вернулся в Зосимову пустынь продолжить свой монашеский подвиг в полном затворе. Жизнь же в тихой Зосимовой пустыни под мудрым управлением игумена Германа шла пока по-прежнему: согласно уставу, совершались богослужения, усерднее, чем прежде, монахи трудились на покосах, в поле и на огороде. Паломников было мало. В первое время после возвращения старца Алексия их не было совсем, но потом постепенно, с разрешения патриарха Тихона, стали наезжать духовные дети на исповедь или беседу к старцу Алексию. Получая все новые сведения о продолжающихся преследованиях и физических расправах над представителями Церкви, старец Алексий понял, что настали тяжкие времена гонений, что появятся новые мученики. Осмысливая все это, думал о том, что может сделать, чем может помочь своему горячо любимому народу и своей Церкви он, немощный, старый монах. Наконец, после долгих размышлений, старец Алексий решил, что должен увеличить свой молитвенный подвиг и принять второй, более высокий монашеский чин – схиму. 28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму. Имя у него осталось то же, но день ангела стал праздноваться не 12 февраля, а 17 марта – в день святого праведного Алексия, человека Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все присутствовавшие в тот день в игуменских покоях Зосимовой пустыни не могли и подумать, что события, происходившие в это время в России, в самое ближайшее время скажутся на личной судьбе затворника этой пустыни и на судьбе всей Русской Православной Церкви. Идея восстановления упраздненного Петром I патриаршества зрела давно. Она обсуждалась еще в начале XX века. Особенную актуальность проблема учреждения патриаршества приобрела в ходе революционных событий 1917 года. В его восстановлении духовенству виделось одно из средств укрепления Православной Церкви в нестабильной обстановке социальнополитических потрясений. Поэтому было принято решение созвать Всероссийский Поместный собор в Москве. Началось выдвижение делегатов. 15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд Московской епархии. По личной просьбе святителя Тихона, бывшего в то время митрополитом Московским, отец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного собора. 14 августа старец прибыл в Москву. В октябре 1917 года грянула новая революция. Старец с другими соборянами перешел жить в подвал Чудова монастыря и таким образом избежал смертельной опасности. Вследствие тех серьезных событий, которые произошли в России в конце октября 1917 года, было решено безотлагательно восстановить на Руси патриаршество. Избрание патриарха было назначено на воскресенье 5(18) ноября в храме Христа Спасителя. 30 октября (12 ноября) голосованием были избраны три кандидата в патриархи: архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (он получил в качестве кандидата наибольшее число голосов), архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений и митрополит Московский Тихон. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. Вот как описаны последующие события в акте избирательной комиссии: «Перед началом Божественной литургии митрополит Владимир (Киевский) в алтаре написал на жребиях (пергамент) имена кандидатов на патриаршество и положил в специальный ковчежец, который запечатал сургучной печатью. Затем этот ковчежец был установлен на солее слева от царских врат на специальном тетраподе перед малой Владимирской иконой Божией Матери. Во время службы из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, заступница и покровительница Москвы и России, и установлена на том же тетраподе. По окончании Божественной литургии и после совершения особого молебна митрополит Владимир на глазах у всех молящихся распечатал ковчежец и открыл его. Старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий, во время молебна стоявший в мантии перед чудотворной иконой Божией Матери и горячо молившийся о том, чтобы достойно исполнить волю Божию, принял благословение митрополита, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из ковчежца один из трех жребиев».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апреле 1840 года он был одет в монашеское платье и нес послушание на хлебне, варил дрожжи, пек хлеб и булки. В ноябре месяце 1840 года его перевели в скит. В скиту он нес послушание помощника повара. Старец Лев называл его «химера», т. е. пустоцвет, но за глаза про него говорил: «Великий будет человек». В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий, в 1845 г. рукоположен во иеромонаха, в 1846 г. был вынужден выйти за штат. Он любил повторять: «Выговоры и замечания монаху – это щетки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без этого он заржавеет». Отец Амвросий говорил: «Праведных ведет в Царствие Божие апостол Петр, а грешных – Сама Царица Небесная». «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают». «Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь». О. Амвросий помер 10 октября 1891 г. и похоронен в Оптиной пустыни». В своих дневниковых записях отец Павел отмечает не только факты оптинского бытия, но и рисует очень художественно живой образ того или иного подвижника, метко схватывая его поговорки, словечки, даже пословицы, которые он получает или придумывает сам для других – а ведь ныне все описываемые батюшкой лица канонизированы, причислены к лику святых. Вот как, например, предстает в тетрадях о. Павла преподобный Нектарий: «Иеросхимонах Нектарий – это был последний старец Оптиной пустыни. Родился он около 1856 года, родина его г. Ливны, родителей звали Василий и Елена, по фамилии Тихоновы. Николай Тихонов пришел в Оптинский скит в 1876 году, где и был назначен в келейники к о. Амвросию, который ради смирения дал ему кличку «губошлеп». В скиту он прожил около 50-ти лет, неся различные послушания, в том числе на клиросе. У него был чудный голос. После ликвидации пустыни, каковое произошло на Фомино воскресение 1823 года, батюшка Нектарий поселился в селе Холмищи, с ним же перебрался и его келейник Петр. Скончался отец Нектарий 29 апреля ст./стиля 1928 года, достигнув 72-летнего возраста. Могилка его находится на сельском кладбище с. Холмищи. Помяни его, Господи! о. Нектарий имел такую поговорку: «Ну–те хорошо». Еще батюшка Нектарий любил говорить так: «Ведь вы сто книг прочитали, а я человек темный». «Монаху три дороги – в храм, в келью и в могилу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Монах Свято-Пантелеимонова монастыря (1859–1928). В 1889 г. незадолго до своей кончины игумен Макарий (Сушкин) благословил отца Денасия ходить по всему Афону и записывать то, что он сочтет важным и особенным. На протяжении тридцати лет он старательно исполнял это послушание. В результате мы имеем прекрасный источник для изучения афонского быта того времени. Его заметки издавались в виде статей в «Душеполезном собеседнике» под названием «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям». Кроме того, он автор нескольких книг; был редактором «Душеполезного собеседника»; вел летопись Свято-Пантелеимонова монастыря с 1918 по 1927 гг. Схимонах Вениамин (Малышев; 1865–1993), монах Свято-Пантелеимонова монастыря. Он 40 лет пребывал в затворе, вел отшельническую жизнь на Калиагре. Состоял в близких отношениях с преподобным Силуаном Афонским. Отец Флегонт (Лебедев) в своих дневниках называет его «знаменитым калиагрским отшельником». А иеромонах Серафим из Владимировки пишет о нем так: «Отец Вениамин уже 40 лет жительствует на Святой Горе. Строгий аскет, творец Иисусовой молитвы, он стяжал от Бога необыкновенный мир души. Никто так не умеет утешить и уврачевать скорби душевные, как благостный старец Вениамин…». Иеросхимонах Агафодор (Буданов; 1846–1920), один из важнейших представителей русского Свято-Пантелеимонова монастыря, достойный ученик и духовное чадо великих русских старцев, Иеронима (Соломинцева) и Макария (Сушкина), возродивших обитель в XIX в. На протяжении 30 лет поддерживал духовные традиции, заведенные ими в обители. Трудно переоценить его роль в процессе сохранении духовной преемственности в монастыре. В 1883 году рукоположен в иеромонаха, после чего начинается его деятельность как антипросопа, позднее как духовника. Прекрасно изучив греческий язык, он с успехом выполнял ответственное послушание в Киноте. Главная его заслуга – это духовничество. На этом святом поприще он не имел равных (Русский Афонский отечник. Св. Гора Афон, 2012. С. 220 – 225).

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Хелм. Церковь Иоанна Богослова. Cerkiew w. Jana Teologa w Chemie /// Епархия неизвестна Собор. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1846 и 1852. Адрес: 22100 Польша, город Хелм (Chem), ul. H. Sienkiewicza 1, tel. (82) 565-24-80 Координаты: 51.134324, 23.474001 Проезд:Хелм находится в восточной части страны, на реке Угерка, приблизительно, в 25 км на запад от границ с Украиной. В Хелм удобнее всего добраться на машине или на поезде. Через город пролегает главный ж/д путь Люблин–Ковель, который связан с магистралью, соединяющей Варшаву и Киев. На машине путь в город лежит по шоссе (E373). Ближайший аэропорт находится в Варшаве или в Жешуве. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сегодня - это единственная действующая православная церковь на территории Хелма. Храм был построен в годы 1846-1852 из фондов российского правительства, как военная церковь. В 1864, из-за роста числа православных жителей города в результате притока российских чиновников и военных, изменили функцию, и стала приходским храмом. После обретения Польшей независимости, как единственная из церкви Хелма не была передана в пользу ни католической Церкви, ни разрушена. В 1928 получил почетный ранг собора. Предназначен для одновременного участия в богослужении 350-400 верующих. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23699

Анастасия Михалос Скачать epub pdf Письмо от Бога Анастасий Кефалас родился в многодетной семье в Силиврии в 1846 году. Добрым христианским воспитанием он обязан родителям и, прежде всего, – матери. Очень рано обозначились в юном христианине тяга к образованию и желание послужить Христу. Поэтому в 14 лет он направился в Константинополь, чудесным образом попал на корабль и добрался до желанной цели. Однако бедность не позволила любознательному и одаренному мальчику сразу начать обучение. Анастасий стал трудиться на табачной фабрике и потихоньку заниматься самообразованием. «Жил он в то время в такой нужде, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил... написать Господу письмо с изложением своих проблем и потребностей – такова была его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, – думал Анастасий, – фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно...” Вооружившись карандашом и бумагой, он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту. По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия. – Анастасий, куда ты идешь? – спросил сосед. Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо. – Давай мне твое письмо, я его отправлю. Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой. Торговец же, уже подойдя к почтовому ящику, обратил внимание на загадочный адрес и, будучи не в силах удержать любопытство, вскрыл конверт и прочитал письмо. Взволнованный и встревоженный, он подумал, что Анастасий – исключительный ребенок, и решил тотчас же ответить на письмо, несомненно, подвигаемый к этому Тем, Кто сказал: «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25: 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Первое чудо В городе Кане, лежащем невдалеке от Назарета, было брачное торжество, на которое приглашен был Господь с Матерью и учениками, коих было у Него уже пять. Вслед за Андреем и Иоанном призваны были Петр, Филипп и Варфоломей. Жених был человек бедный, и у него оказался недостаток в вине для угощения приглашенных на пир. Пресвятая Дева сказала Господу: «у них вина нет». Этими словами она просила Сына своего помочь бедным, не желая, чтобы они смущались и скорбели в светлый день своей радости. Господь сказал ей: «что Мне и тебе, Жено? Еще не пришел час мой», то есть Я еще не объявил Себя в качестве Мессии. Однако Пресвятая Дева не приняла этих слов за отказ в своей просьбе и сказала слугам: «что скажет Он вам, то сделайте». Подле входа в дом стояло шесть каменных сосудов для обычных омовений которые вмещали в себе по две и по три меры, а каждая мера вмещала в себе около четырех ведер. Господь сказал: «наполните эти сосуды водою», и наполнили их до верха. После сего сказал: «несите к распорядителю пира», и сделали по Его приказанию. Когда распорядитель отведал воду, то она оказалась отличным вином, так что он (не зная о чуде, знали пока только слуги) с радостным недоумением сказал жениху: «обыкновенно каждый человек подает сперва хорошее вино, а когда гости уже довольно пили, то похуже, а ты приберег к концу самое лучшее вино». Так на мирном семейном празднике Господь положил начало Своим чудесам и явил славу Свою. Так в самое раннее время церкви христианской уже обнаружилось дивное сердоболие и сострадание к горестям и нуждам человеческим у Преблагословенной Девы, великой Предстательницы за всех нас грешных пред Богом! Первое чудо. С картины Владимира Егоровича Маковского (1846 – 1920). Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Усердие, с каким вы поспешаете помогать мне во всяком случае, обязывает меня долгом всегдашнего благодарения. Но чем я могу воздать вам? Воздаст вам Отец небесный Своими, исполненными мира и радости, благословениями и озарениями света истины посредством слова Его, преданного нам в св. Писания. Дело по миссии начинает приносить нам горести, но мы прп помощи Божией будем продираться сквозь терния узким и тесным путем к цели, предположенной во славу Божию, и во благо Церкви Его святой. He бойтесь неприятностей, но принимайте все от воли Божией с детскою преданностью, как врачевство, исцеляющее благодатью Божиею, даруемою смиренным, и приближающее к состоянию совершенного здравия и блаженства в небесном царствии. Простите. Сердечно желаю вам встретить св. Четыредесятницу в мире. Я желал бы, чтобы вы в воскресенье простились с окружающими вас служителями и служанками, и с теми из жителей деревни, которых сами рассудите пригласить к себе, и тихомолком послужите Господу делами милосердия по указанию Провидения. В чем Он сам да будет вашею Альфою и Омегою, началом и концом. 16 Февраля 1846 г. 295 С приятнейшим чувством благодарности получил я книги привезенные из Москвы церковные, и немедленно отдал в церковь , как приношения усердия вашего. Из немецких же хотел бы я после Пасхи послать к вашему сыну творение Иоанна Арндта об истинном христианстве, но решительно предполагать этого не могу, не посоветовавшись с вами. Может случиться, что распутье не позволит вам прибыть сюда на страстной неделе. На этот случай мне пришло на мысль предложить для вашего утешения следующие слова Духа Святого из послания Ап. Павла ( Рим.8:31 −34), которыми вы и питаете радостную надежду на Господа в духе своем, потому что радость Господня – есть сила наша, как в другом месте возвещает нам слово истины ( Неем.8:10 ). Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу, ибо которых Он предузнал, тем и предназначил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А которых Он предназначил, тех и призвал, которых призвал, тех и оправдал. Что же сказать на сие? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует нам и всего с Ним? Кто может обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их, кто дерзнет осуждать? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он одесную Бога и ходатайствует за нас ( Рим.8:28 −34).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010