Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца.    В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи.    Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2:10—14).    После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии.    По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил.    Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Прообразом этого вдовства является вдовство и вавилонский плен древнего Израиля, описанные в Ветхом Завете. В ту пору Господь не оставлял своих избранников, утешая Ветхозаветную Церковь через пророка Исаию: «Не бойся, ибо не будешь постыжена! Не смущайся, ибо не будешь в поругании! Ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой. Господь Саваоф — имя Его и Искупитель твой — Святый Израилев, Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена. Говорит Бог твой: На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Исаия 54, 4-7). И это Божие обетование исполнилось. Господь не оставил Своих избранников: плен окончился и Израиль вернулся на свою землю, восстановил Иеросалим и священный храм. Таким же образом, по воле Божией завершилось вдовство Новозаветной Церкви и был восстановлен епископский чин. Пророк Ездра предсказывал, что вдовство Церкви продлится 180 лет, что в Писании образно определено как 180 минут или три часа: «И будет в то время: вооружатся друзья против друзей, как враги, и устрашится земля с живущими на ней, и жилы источников остановятся и три часа не будут течь» (3 Ездра 6, 24). По толкованию святых отец «жилы источников» суть епископы. С 1666 года по 1846 год — 180 лет или три библейских часа — «жилы источников» не текли и Церковь временно пребывала без единомысленных архиереев. Все это время благочестивые христиане надеялись на восстановление епископского чина и уповали на милость Великого Первосвященника Icyca Христа и молитвы сонма древних святителей. Со слезами надежды они взывали к Богу по всей русской земле и в рассеянии. И Христос не забыл Свою Невесту — Святую Церковь! Молитвы наших предков были услышаны. Господь явил им благочестивого и богобоязненного архиерея, святого митрополита Амвросия. Величайшее торжество Православия, присоединение святителя Амвросия к Церкви Христовой, свершилось именно здесь, на земле Белой Криницы, 160 лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/142599.htm...

Итак, в первых двух стихах этой главы мы видим подготовление той души Христианской, которая усвоит себе слова Господа: „возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим“ ( Мф. 11:20 ) и ( Ин. 4:24 ) „Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“. 3 . (Беззаконник же) 1843 , заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – 4 . так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. В настоящих двух стихах людям, молящимся Богу с сокрушенным сердцем и трепещущим пред словом Божиим, противупоставляются беззаконники исполняющие обряды, предписанные Моисеевым законом, которые вместе с сим избирают „свои собственные пути“ (не пути Божии) и „которых душа находит удовольствие в мерзостях их“. Об этих Иудеях, из которых состояло большинство народа в последние дни южного царства, говорил Исаия и в первой главе своей книги. Мы видели ( Ис. 1:11–14 ), что устами пророка Господь отверг жертвы недостойного народа и его празднования и повелевал прежде очиститься и творить добро и правду, чтобы иметь право молиться пред Ним ( Ис. 1:16–18 ) 1844 . Нет надобности пояснять, что жертвы кровавые и бескровные 1845 и „фимиам в память“ 1846 установленные законом в книге Левит (первые семь глав), приравниваемые к преступлениям или действиям, признаваемым оскверняющими, делаются таковыми потому что приносятся Богу руками неверующих и беззаконников. Эти люди, исполняющие обряды закона, тем виновнее, (см. ст. 4, ср. ст. 12 главы 65), что Господь не переставал звать их и увещевать их устами пророков Своих, но они (ст. 3) „ходили своими путями, находили удовольствие в мерзостях“ (ст. 4); „не слушались Господа и делали злое, избирая то, что неугодно Господу“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца. В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи. Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук. 2:10–14 ). После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии. По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил. Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

поучен.», произнесен. в Киево-Софийском соборе 1854 г., стр. 218–220). 4. Библейские изречения о чистоте сердца Чистота сердца привлекает к человеку милость Божию. «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему), – тот получит благословение от Господа и милость от Бога Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» Такой человек «взойдет на гору Господню и станет на святом месте Его» ( Пс.23:4–6, 3 ). «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» ( Пс.72:1 ). «Похвалятся все правые сердцем» ( Пс.63:11 ). «Торжествуйте все правые сердцем» ( Пс.31:11 ). Нужно молить Бога о даровании нам чистого сердца: «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чисто сотвори во мне, Боже!» ( Пс.50:11–12 ). Нужно избегать всего, что вредит чистоте сердца: «юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» ( 2Тим.2:22 ). Велики награды уготованы чистым сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 132 ( Мф.5:8 ). – «Рабы Его (Бога и Агнца) будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» ( Откр.22:3–4 ). 5. Свидетельства св. отцов и учителей Церкви о чистоте сердца I. Св. Иоанн Златоуст так говорит о чистоте сердца. «Чистыми здесь Он (т. е. Иисус Христос) называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства, или тех, которые в целомудрии проводят жизнь. Ибо для того, чтоб видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в той добродетели» (Бес. на Матф. М. 1846 г., ч. 1, стр. 276). II. «Как зеркало, – говорит блаж. Феофилакт, – только тогда отражает образы, когда оно чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (Благовест., ч. 1, стр. 14). III. Святитель Тихон Задонский пишет: «Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его изображается; так Бог – вечное Солнце в тихой, непорочной и чистой душе показуется и образ Свой в ней изображает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Совершенно окончив подвиг, как приняли мы его на себя по своему произволению, сподобившись таким образом стать чадами Божиими 1842 , сынами Царствия и братиями Христа, по сопребыванию 1843 и соединению Святого Духа, с Ним совоцаримся мы, покоясь в бесконечные веки 1844 . 13,1 1845 Однако поскольку некоторые, увлекаемые неведением, обвиняют нас, будто мы мыслим надутое пустословие 1846 и уповаем на невозможное и на сверхчеловеческое согласно цели, которую мы представили от Богодухновенных Писаний 1847 , и на бывающую у верных совершенную чистоту, о которой мы дерзнули сказать не без свидетельств, и утверждают, что невозможно, чтобы какой-нибудь человек стал [таким], как побуждают Писания, идет ли речь о совершенной чистоте и избавлении от страстей или о сопребывании и полноте Святого Духа, ибо, говорят они, Господь пожелал сказать так для страха человеческого: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» 1848 ; и: «Сказано древним: “He прелюбодействуй”. А Я говорю вам: всякий, кто взирает на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем» 1849 ; и: «Если кто ударит тебя в щеку, обрати к нему и другую» 1850 ; и: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас» 1851 , и остальное самое возвышенное, что открыл Господь в Святых Писаниях, – не так будто бы говорит Он 1852 , что если кто не станет таковым 1853 , не войдет в Царствие Небесное, ибо невозможно, чтобы природа человеческая стала такой . Необходимо в немногих [словах] † o них 1854 представить владыке 1855 † 1856 и показать, с одной стороны, какой вред и ущерб наносят убедившие себя не верить Божественным Писаниям, но суетно удостоверяться предположением собственного ума, а с другой – какую заслугу и прибыль добывают себе верящие научениям Духа и так удостоверяющиеся, что всякое речение, и всякое слово, и всякая заповедь, сказанная неложным и Святым Духом для истинно и окончательно предавшихся Богу и верой доставляющих себе причастность Святому Духу, может исполниться и совершиться благодаря непрестанной борьбе произволения и заступничеству благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Просить вас о вторичном посещении меня, не заплативши вам, как выражаются ныне в модном свете, визита, совестно; посоветуйте по крайней мере кому-нибудь из родных навестить меня – грустного и одинокого – брата вашего“... —286— 1846 г. В тот же день писал я и племяннику, диакону Ф. С. Виноградову: „Вероятно не получили вы ни одного из двух последних моих писем, из коих первое отправлено было с общим нашим знакомцем Иваном Григорьичем Илюшкиным, кажется, ещё в октябре прошлого года, а последнее с ним же в минувшем марте. И не удивительно, правда, если вы и не получили их; потому что письмоподатель сам извинялся предо мной, что он не мог доставить вам лично ни того, ни другого письма, а пересылал их с кем-то. Вот что значит посылать письма с частными людьми! Нет! с сих пор поставляю себе за правило, да и вам тоже советую, пересылать письма не иначе, как через почту. Судите сами, что за удовольствие – посылать к родным письма, и не быть уверенным, получаются ли они, или нет? – Да и какой расчёт посылать их с частными людьми? Разве дешевле обойдутся эти письма и для того, кто посылает, и для тех, кои получают их? – Доколе не открыта была к вам почта: иное было дело; нужда заставляла искать какой бы то ни было оказии; а теперь вовсе излишнее дело поверять родственные секреты посторонним людям. Если же вы получили хоть одно из упомянутых писем, и до сих пор молчите: да будет вам стыдно!.. Знаете ли, что при настоящем моём положении, продолжительное молчание как с вашей, так и с моей стороны, стало для меня очень тягостно: любопытно бы знать, что за причина столь долгого вашего молчания? Но так и быть, – готов был бы совершенно простить вас, если бы вы догадались принести мне извинение лично. В самом деле, не пора ли уже вам побывать в наших Муромских пределах? За ваше посещение я постарался бы как-нибудь воздать и сам тем же посещением. Есть намерение, в нынешнюю вакацию побывать на родине: только не знаю, как это дело сладится. Разве вот как: нельзя ли в самом деле кому-нибудь из вас посетить меня, а потом вместе с гостями отправился бы и я на родную сторону. Только надобно предварить вас, что я никак не могу оставить Муром прежде 16-го числа августа: ибо к этому числу мне назначена проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому нужно стараться слышать и хранить слышанное с Божией помощью. И апостол увещевает христиан: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» ( Иак. 1, 22–24 ). Ибо не для того Бог Свое слово объявил, чтобы оно только извне, на бумаге, как мертвое начертание, лежало, но чтобы в сердцах наших принесло плод. Слово Божие есть семя живое, божественное, которое должно прорастать на земле сердец наших духовными плодами. Зачем посеянное на земле семя нужно, если оно плода не приносит? Так и слово Божие, проповеданное и слышанное, бесполезно, если не приносит плода в сердцах наших, то есть когда по правилу его мы не стараемся исправить нашу жизнь. Бесполезно слышать слово Божие и не жить по правилу его: только в горшее осуждение будет нам слышанное и не сохраненное слово Божие. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1845–1846 ) . Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божиему ( Мф. 13, 3–9 ). На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было услышано. На втором – те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы, они услаждаются словом, и особенно его обетованиями; а как только окажется необходимость чем-либо пожертвовать для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова и от обетовании его в угоду своим привязанностям. На третьем – те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, возникшие было под действием Слова Божиего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

3. В ответ ему указали, что Генрих Блуаский, основатель Больницы Святого Креста, не пёкся о благе реформированной церкви. — Генрих Блуаский (1101–1171) — внук Вильгельма-Завоевателя, епископ Винчестерский, был католиком, так что и впрямь не мог печься о благе будущей англиканской церкви. 4. и, в отличие от Гомера, никогда не дремлет. — Аллюзия на строчку из «Науки поэзии» Горация: «Иногда и добрый наш Гомер дремлет» (то есть допускает поэтические оплошности). 5. вряд ли он отдаст верхнюю одежду тому, кто отнимет у него рубашку, или готов прощать брата хотя бы семь раз. — «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6:29); «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». (Мф.18:21–22). 6. кощунственные деяния лорда Джона Рассела. — Лорд Джон Рассел (1792–1878) — премьер-министр Великобритании с 1846 по 1852 гг. (и с 1865 по 1866 гг.), лидер партии вигов. В 1850-м правительство лорда Рассела учредило Церковную комиссию для надзора за управлением собственностью Англиканской церкви. Члены комиссии назначались правительством и не были церковниками. 7. добыл парламентский акт об учреждении дорожного фонда. — С семнадцатого века поддержанием главных английских дорог занимались дорожные фонды. Каждый такой фонд учреждался отдельным парламентским актом. Фонд перегораживал дорогу воротами, у которых взималась пошлина — в середине XIX века таких пунктов сбора пошлин в Англии было почти 8000. Это значительно улучшило качество дорог, но вызывало большое недовольство простых англичан, вплоть до бунтов. 8. памятуя про свои шесть шиллингов восемь пенсов. — В описываемое время небольшая услуга юриста (консультация или составление письма) оплачивалась по фиксированному тарифу в треть фунта, а не на почасовой основе. 9. обедает в четыре. — Мистер Хардинг обедал рано, как простые люди; знать в это время садилась обедать поздно, часов в шесть-семь.

http://predanie.ru/book/220111-smotritel...

„Мы, говорит апостол, посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом (смотрите, что Бог сделал, чтобы призвать вас) ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведниками пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами… Имею такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (2 Кор. Y, 20 – 21; VI, 1; YII, 1). „Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» ( Ebp. XII, 1 – 2 ). „Не убойся, говорит преп. Ефрем Сирин , положить начало доброго пути, вводящего в жизнь; пожелай только пойти сим путем; и, если окажешься готовым, тотчас благоустроится пред тобою путь… Чтобы не встретить тебе затруднения на пути, ведущем в жизнь, Господь ради тебя Сам стал путем жизни для желающих в радости идти к Отцу светов» 500 . 1 Apologia Ausb. Conf. II (2). В своих цитатах лютеранских символических книг мы пользуемся изданием Hase: «Libri sumbolici ecclesiae evangelicae». Lipsiae. 1846. Стр. 60. 2 Tota doctrina adversariorum partim est a ratione humana sumptas, partim est doctrina legis, non Euangelii. Apologia. III (166). Hase. 119. Cp. Zwinglii Artic. Y. Ed, Niemeyer «Collectio Confessionum in ecclesiis retormati publicatarum Lipsiae». 840. Стр. 5. Этим изданием пользуемся для всех символических книг реформатской церкви. 3 Apol. III (144).Hase 113: “0pera iucurunt hominibus in oculos. Haec naturaIiter miratur humana, ratio, et quia tantum opera, cernit, fidem non intelligit, neque considerat, ideo somniat, haec opera, mereri remissionem peccatorum et justificare. 5 Первые реформаторы, как известно, с большим вниманием прислушивались к голосу некоторых отцов церкви, в особенности Августина, слова которого не раз цитируются в самых символических книгах протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010