Над вратами обители располагался каменный храм Свт. Николая с колокольней на верхнем этаже. Он был построен в 1846 году и считался вторым по величине храмом монастыря. Третьим храмом обители была построенная в 1865 году каменная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм находился в одном корпусе с братскими келиями. Самым древним храмом обители оставалась построенная в XVIII веке деревянная однокупольная церковь в честь Преображения Господня. В начале ХХ века монастырь был заштатным и не получал никакого пособия от казны, а содержался доходами от своих угодий и подаяниями на молитвы от богомольцев. В период Мировой войны братия Бершадского монастыря не только молитвой, но и сбором средств помогала православному воинству и семьям погибших. Из епархиальной газеты «Голос Подольской церкви» мы узнаем подробности жизни монастыря в это трудное для Отчизны время. В 1916 году, при поддержке игумена обители Дамиана и по инициативе священника А. Гиньковского, в келиях была устроена 2-х-классная школа для детей-сирот воинов, погибших на полях сражений, где монахи взяли на себя труд воспитания и наставничества. 7 января того же года у села Сопанов в битве с австрийцами героически погиб псаломщик Петр Жеребицкий, бывший с 12 лет послушником Бершадского монастыря. С приходом безбожной власти большевиков монастырь продолжал оставаться твердыней Православия в нашем крае. В это время его настоятелем был игумен Варлаам. Здесь в монастыре он начал свой исповеднический путь: в августе 1926 года он был тайно хиротонисан во епископа Бершадского, а с 1928 управлял Винницкой епархией. Последняя известная дата жизни епископа — 1937 год. С 20-х годов началось разорение Бершадской обители: 4 храма были уничтожены, святыни поруганы. Монахи древней обители, как и все духовенство Подолии, подверглись репрессиям, арестам и ссылкам. За более чем 300-летнюю историю своего существования Бершадский монастырь четыре раза разорялся и восстанавливался. Ныне на месте этой древней обители находится пустырь с остатками монастырских построек. Будет ли вновь возноситься молитва Господу на этом святом месте?

http://sobory.ru/article/?object=40545

Святые мужи России, рассказывает иеромонах Серафим, здравствовавшие в начале революции, сознавали, что по сути это явление апокалиптическое, и знали, что предстоит многолетнее испытание. Но они также предвидели, что будет конец и этому испытанию. Старец Алексий Зосимовский (1846–1928), находясь в Чудовом монастыре при выборах Патриарха, слышал, как люди плакали, и кто-то громко воскликнул: «Пропала, значит, наша Россия, пропала Русь Святая!» И вдруг громким голосом он спрашивает: «Кто это тут говорит, пропала Россия, что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, не пропадет, но надо через великие испытания очиститься от греха русскому народу. Надо молиться, горячо каяться. Россия не пропадет, и не погибла она» («Православная Русь», 1970, с.9). Незадолго до начала революции старец Варнава из Гефсиманского скита (1831–1906) предсказал, что Россию ждут тяжелые испытания и что жестокое преследование постигнет Православную веру. Он говорил: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет» (частное письмо Н. Китер). Схииеромонах Аристоклий (1838–1918) незадолго до своей смерти в августе 1918 года сказал: «Сейчас мы переживаем пред-Антихристово время. А Россия будет спасена. Много будет страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, и стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И тогда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией». За 10 дней до своей кончины он сказал, что конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго («Православная Русь», 1969, с. 3).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/pr...

В 1813 г. игум. Никифор начал ремонтные и строительные работы, к-рые завершились в 1823 г. (о чем сообщает надпись на фасаде алтарной апсиды). Тогда по инициативе кн. Милоша Обреновича вместо старого конака (братского корпуса) было построено 3-этажное здание (т. н. конак Милоша). В 1820 г. в мон-ре была открыта школа. В 1832 г. был построен 2-й конак, а в 1840 г. звонница. В 1845 г. на средства серб. правительства была обновлена кровля зданий, в 1846 г. храм и конаки были обнесены оградой и комплекс приобрел совр. вид. В «Описи церквей и монастырей Ягодинского протопресвитериата» 1836 г. сообщается, что К., к-рый упоминается с посвящением в честь Успения Пресв. Богородицы, имел 3 колокола, большое количество церковной утвари и книг, владел 4 мерами земли и 100 сливовыми деревьями. При этом у мон-ря были финансовые проблемы, он должен был мастерам 350 грошей (Београд. Архив Cpбuje. Ф. ДС II Бф I: Државни Савет. 30/836.10: Попис црква и ман-ра jaroдuhckoro протопрезвитерата из 1836 г. Л. 295-296). В 1870 г. монастырская б-ка, согласно составленному тогда каталогу, насчитывала более 200 книг. Во 2-й пол. XIX в. К. был центром народной медицины, особо успешно здесь лечили различные душевные болезни ( Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831; Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 318-320). При пожаре 1911 г. пострадали конак кн. Милоша, наружный нартекс и неск. хозяйственных построек. В 1912 г. по проекту архит. П. Баяловича был построен новый конак (с народными мотивами в архитектуре из камня и дерева, с наклонной кровлей), а в 1922 г. обновлен малый конак. В 1928-1930 гг. под рук. Дж. Бошковича были проведены реставрационные работы. После второй мировой войны К. вошел в список серб. архитектурного наследия. В тот же период мон-рь был преобразован в женский. В мон-ре действует часовня прп. Анастасии Сербской (2-я пол. XX в.). Архитектура Храм является ярким образцом серб. средневек. архитектуры моравского периода. Хотя облик храма неоднократно изменялся, первоначальный вид был возвращен зданию во время реставрации, проведенной Дж.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

В июне 1916 года старец окончательно «ушел от мира», затворившись в своей келье. После ухода в затвор отец Алексий покинул свою избушку и поселился на втором этаже братского корпуса, пристроенного к святым вратам с восточной стороны. Его келья размещалась вплотную к алтарю надвратной церкви Всех святых, и старец через особую дверь мог незамеченным входить прямо в алтарь. По правилу жизни в затворе, отец Алексий каждый четверг исповедовался, каждую пятницу молился за литургией в алтаре и причащался. Старец считал таинства исповеди и причастия самыми важными для спасения души и поэтому относился к ним с величайшим благоговением. Он говорил: «Я прихода отца Германа каждый четверг ожидаю, как манны небесной. Вот придет, все оберет, успокоит». Жизнь пустыни после ухода старца Алексия в затвор изменилась. Так как количество богомольцев значительно уменьшилось, гостиница пустовала. По воскресным дням бывало всего около двадцати исповедников, а в будни – один-два. В сентябре в соборе стали служить только по большим праздникам. Обычно служили раннюю литургию в церкви Всех святых, позднюю – в церкви преподобного Сергия. Уединение отца Алексия, снявшее с него огромную нервную нагрузку, конечно, благоприятно сказалось на его самочувствии: сердечные приступы стали слабее и возникали гораздо реже. Старца продолжали безпокоить только письма и телеграммы с просьбами молиться о родных и близких, находившихся на фронте, где тогда шли жестокие бои. Все просьбы старец с любовью выполнял, и его молитвы часто помогали. Февральская революция никак не отразилась на спокойной и тихой жизни пустыни, политические страсти ее не волновали. В апреле 1917 года отец Алексий получил разрешение отслужить литургию на первый день Святой Пасхи, не разглашая об этом. На той же Пасхальной неделе в Зосимову пустынь приехал митрополит Московский Макарий , вскоре вынужденно ушедший на покой. Он очень любил и почитал отца Алексия, хотел поговорить с ним и получить мудрый совет. Принимая владыку, игумен Герман пригласил к себе старца Алексия и двух-трех представителей духовенства, гостивших тогда в пустыни. Владыка рассказал собравшимся об обстановке, сложившейся в Русской Церкви после Февральского переворота, и упомянул о решении Временного правительства о необязательности преподавания Закона Божия в школах и гимназиях. Это решение очень взволновало отца Алексия, потомственного преподавателя Закона Божия, и он резко сказал: «Это такое дело, что пусть руки и ноги рубят, нельзя уступать ни на йоту». А затем, смутившись, уже другим тоном, обращаясь к отцу игумену, промолвил: «Вот вы выпустили меня из затвора, а я тут же и нагрубил». «А если бы ты сидел в затворе, то и не знал бы, какой ты есть», – негромко заметил отец Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В справочнике «Памятники архитектуры Московской области» отмечено, что церковь выделятся среди других городских построек этого ряда «особым благородством и выразительностью художественных форм, совершенством пропорций». Намного выше Успенского собора и Введенского храма ставил Троицкую церковь профессор А.И. Некрасов в своей работе 1928 года «Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии». Вот что он писал: «Лучше всего купол; плоский, широкий на коротком барабане, он охватывает всю ширину нижнего куба… Создается какая-то «вельможность» масс; пространство внутри – почти ротонда; так как над ним доминирует купол, при посредстве парусов опирающийся на массивные стены». Искусствовед даже отмечал некоторое сходство приемов неизвестного архитектора с творчеством петербургских зодчих, в частности знаменитого Ивана Егоровича Старова. На первый взгляд, в облике Троицкой церкви нет чего-то поразительного и броского. Композиция здания вполне традиционна для этого стиля и эпохи. Не обладает церковь ни богатством декора, ни большими размерами. Ф.В. Разумовский в книге «На берегах Оки» указывал на две уникальные вещи в ее облике. Он вновь обращал внимание на ротонду купола Троицкой церкви, называя ее «самой выразительной и поэтичной» среди ротонд города. Также он отмечал «глубоко прочувствованную» пропорциональную связь ротонды с основным объемом здания. Вот как это описывал Ф.В. Разумовский: «Именно благодаря этой счастливо найденной пропорциональной связи – сложной и уж вовсе не однозначной – в облике памятника необыкновенно полно реализовано важнейшее свойство классицизма: преодолен реальный вес кладки. Все формы здания легки, но не легковесны. Просветленность – вот, пожалуй, словесный эквивалент его художественного образа». В 1846 году в церкви расширили трапезную и во второй половине XIX века построили притвор. В 1930-х годах была разобрана красивая двухъярусная колокольня Троицкой церкви, которая стояла отдельно от основной части храма. Колокольня была возведена на средства Николая Николаевича Жданова в 1801 году еще при старой кирпичной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02899

54 Монахиня Евфросиния (Баранова) – насельница Переславского Феодоровского монастыря (1892–1974). В семье Недосекиных ее называли Фрося, тетя Фрося. 55 После закрытия Зосимовой пустыни в мае 1923 г. старец Алексий вместе со своим келейником Макарием (Моржовым) переехали в Сергиев Посад в дом 9 на Пионерской (бывш. Дворянской) улице. Старец Алексий преставился 19 сентября 1928 г. В 1931 г. о. Макарий был арестован и 10 июня того же года тайно расстрелян и захоронен на Ваганьковском кладбище. Ныне старец Алексий прославлен в чине преподобного, а о. Макарий – в чине преподобномученика. 56 Преподобный Аристоклий (в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, 1846–1918), старец Афонский и Московский чудотворец, архимандрит. В 1876 г. после смерти жены отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1880 г. пострижен в мантию с именем Аристоклий. С 1884 г. – иеродиакон, затем иеромонах. В 1891–1894 гг. – настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве (находилось на ул. Б. Полянка). Старец обладал даром исцеления и прозорливости, принимал ежедневно множество людей, нуждающихся в помощи. По доносу вынужден был покинуть Москву и возвратиться на Афон. С 1909 г. и до своей кончины в 1918 г. – снова настоятель Афонского подворья в Москве. В одном из зданий о. Аристоклий устроил домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца – 30 сентября 1918 г. Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном. Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Но духовные чада старца приняли решение о его перезахоронении. В 1923 г. его останки захоронили на Даниловском кладбище Москвы. В 2004 г. он был прославлен в лике святых. Были обретены святые мощи преподобного Аристоклия. Ныне мощи пребывают в храме св. вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы. 57 Похоронены игумения и монахини закрывшегося Феодоровского монастыря возле храма с. Троицкая Слобода. Там около церкви до недавнего времени находилась могила игумении Олимпиады. После разгона монастыря она отбыла срок в ссылке, а освободившись, нашла своих сестер по монастырю: схиигумению Максимиллу, игумению Евгению и игумению Таисию. Их могилы находились рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

◊ Старец часто говорил, что жизнь наша должна быть подобна колеснице, у которой переднее правое колесо есть смирение, левое – самоукорение, а на задней оси – терпение и предание себя воле Божией. А вот и еще слова старца: «Если ты заручишься крыльями смирения, терпения, самоукорения и молитвы, то у тебя появятся страх Божий и память смертная. Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в промысл Божий». ◊ «Никогда не ложись спать не помолившись, – учил старец, – а вдруг в эту ночь тебе придется умереть, а ты легла не помолясь. Всегда во всем себя укоряй, сознавай свою немощь, кайся, плачь перед Богом». ◊ Когда кто страдает бессонницей, нужно молиться седмочисленным мученикам (Ефесским), а чтобы сон не одолевал во время молитвы, нужно молиться Спасителю, Божией Матери и святому великомученику Пантелеимону. Если по какой-нибудь уважительной причине не можешь прочитать положенных молитв, то не нужно расстраиваться. Богу наша молитва не нужна, а нужна Ему наша любовь. ◊ Одна богомолка подошла к старцу с жалобой, что все домашние ее обижают. Старец ответил: «Надо считать себя хуже всех и на обиду говорить: «Простите меня, Христа ради». Тогда и обиду не почувствуешь, и обижать никто не станет. А то тебе – слово, а ты – десять. Полезем в трубу, вымажемся сажей, да и удивляемся, откуда это?» ◊ При недомогании старец рекомендовал обращаться к врачам, говорил, что доктора вразумляются Богом, но к лечению нужно прибегать с молитвой. У Е. И. Шульгиной второй сын родился глухонемым. Она очень тяжело переживала это горе, временами доходила до отчаяния. Она поехала в Зосимову пустынь, все рассказала старцу и стала просить его помолиться о сыне, о его исцелении. Батюшка решительно отказался. «Ты должна радоваться, ты счастливая, – говорил ей старец, – что в наше горькое время твой сын не скажет и не услышит ничего дурного. А молиться о сыне твоем надо так: „Господи, если нужно для славы имени Твоего, чтобы сын мой говорил, то дай ему это, если же нет на то Твоей святой воли, то пусть он останется глухонемым“». Этот ответ батюшка произнес таким твердым и решительным голосом, что Е. И. ничего не могла возразить. И даже, наоборот, она не только перестала вдруг печалиться и тосковать, но вышла от старца вполне успокоенной и с тех пор совершенно покорилась воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

◊ Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе. ◊ Быстрые движения не грешны, но это нехорошо: тогда утрачивается женственность. Ведь женщины должны служить примером. Нужно ходить спокойно, с опущенными глазами. Молю и прошу обратить на это внимание. ◊ Старец считал, что хорошо воздерживаться в еде, если здоровье это позволяет, но отнюдь не во вред себе. ◊ Не нужно быть недоверчивым, подозрительным, а нужно стараться всем верить. ◊ Старец внушал бдительно следить за детьми, не позволять им целовать кошек, собак, особенно спать с ними, а также не позволять детям спать на одной кровати вдвоем. ◊ Против блудной страсти нужно себя охранять следующим образом: никогда никого не осуждать, не гордиться, быть скромно одетой, в комнате должно быть все просто, немного есть и не слишком много спать – вот это главное. ◊ Мы всюду окружены соблазнами, но можно жить среди грешных, а самому не грешить, и наоборот. Надо поддерживать всегда и везде горение духа. ◊ Не нужно лениться, но и сверх сил работать тоже не следует. ◊ Не ходи во время поста в те дома, где тебя заставляют есть скоромное, или же говори, не стесняясь, что ты соблюдаешь устав святой Церкви по собственному глубокому убеждению. ◊ Скорби – это ладья, на которой мы плывем в небесное наше Отечество. ◊ Унывать не надо, а как увидишь, что согрешила, тотчас же, где бы ты ни была, кайся в душе перед Господом, а вечером особо. Так поступай всегда и чаще исповедуйся. На это ведь нам дано покаяние – очищение наше. А уныние – дело бесовское. Нельзя отчаиваться: пал – восстани, постарайся исправиться. Крепко надейся на Божие милосердие и на Его искупительную жертву. ◊ Никогда не лги – это тяжкий грех. Ложь – от сатаны, он отец лжи. Говоря неправду, ты становишься его сообщником. Не клевещи ни на кого. ◊ «Не ленись читать слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине. Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана „Что есть духовная жизнь“. Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь». В первую очередь старец советовал читать также наставления аввы Дорофея , Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского . «Духовные книги, – говорил старец, – нужно читать каждый день, чтобы питать душу. Есть и стихотворения, которые возвышают душу». Старец Алексий настоятельно советовал читать Библию и просил бороться против ложного мнения, что в Библии есть нечто соблазнительное и ее нельзя давать молодым. Он соглашался с апостолом, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Инеши. Церковь Петра и Павла. Inešu (Vecpiebalgas) Svto Ptera un Pvila pareizticgo baznca /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1851. Год утраты:Не установлен. Архитектор:С.Д. Шереметев (по чертежам) Адрес: Латвия, Цесисский край, Инешская волость, Инеши, поместье графа С.Д.Шереметева (Вецпиебалга) grfa S.D. Šeremetjeva muia (Vecpiebalga), Ineši, Inešu pagasts, Csu novads, Latvija Координаты: 57.018715, 25.83096 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автобусом из Риги, Цесиса, Валмиеры. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старо-Пебалгский приход святых апостолов Петра и Павла. Пебалг (Старо-Пебалг) - Вецпиебалга, в исторических документах впервые упоминается в 1318 году. В 1711 г. Nemp I пожаловал муйжу фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву, в 1727 году вдова графа Шереметева вынуждена была просить у императрицы Ekamepuhы I кредит, чтобы выкупить муйжу, некогда заложенную Швецией в одном из европейских банков. На год открытия православного прихода в мызе числились 1928 мужчин и 2141 женщина. Православный приход открыт по Указу Св.Синода от 26.03.1846 г. за 2674 и помещался в частном имении графа Сергея Дмитриевича Шереметева в Старо-Пебалгских казармах. В 1851 году на правительственные суммы была построена деревянная, на каменном фундаменте, церковь по типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии. Церковь освящена 10 мая 1851 года Преосвященным Платоном, Архиепископом Рижским и Митавским. Престол в церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В том же году на земле, пожертвованной графом Дмитрием Николаевичем под церковь, причтовый дом и огород, в кол-ве 2400 кв.саженей, построен из соснового леса дом для причта, на каменном фундаменте с размерами 11 х 10 саженей под гонтовою крышей. В 1853 г. на 1 десятине земли, подаренной графом, построено на его же средства кирпичное здание приходской школы, открытой 03.11.1853 г. Графом Дмитрием Николаевичем пожертвовано 2400 кв. саж. земли под устройство православного кладбища, отстоящего от церкви в 1.5 верстах. В 1864 г. на средства старого графа Шереметева были построены хозяйственные службы для причта: сарай, амбар, конюшня, хлев, ледник, колодезь. В 1881 году деревянная церковь из-за ветхости и представляя опасность для продолжения в ней Богослужений, с разрешения Епархиального начальства, была разобрана и до времени постройки новой церкви помещалась в церковно-причтовом доме. В 1891 году на том же месте на средства графа Сергея Дмитриевича Шереметева построили новую каменную церковь в связи с такою же колокольнею. Освящение нового храма совершено 28 июля 1891 года Преосвященным Арсением в сослужении с благочинным священником и местным причтом.

http://sobory.ru/article/?object=07717

Первые годы пребывания в монастыре были сопряжены для отца Алексия с большими трудностями и огорчениями, но братия считала это время для себя блаженным, потому что посторонний народ почти не бывал в пустыни и отец Алексий оставался безраздельно с монахами. Скорби и трудности опытно познакомили отца Алексия с иноческой жизнью, и он говорил, что только через два с половиной года понял, что такое монашество. Когда уроки по Закону Божию закончились, отец Алексий после ужина читал братии творения святых отцов и делал это до своего частичного ухода в затвор. Кроме того, по праздникам он говорил поучения народу. Его проповеди были простые, полезные и понятные. Незадолго до ухода в затвор он прекратил проповедовать, находя, что это может возбудить в нем тщеславие. Отец Алексий очень любил природу, но в лес или поле не ходил. Его прогулки ограничивались стенами пустыни. Не торопясь, бродил он по дорожкам, останавливался и внимательно вглядывался в окружающую его красоту: природа его умиротворяла. В то время он жил в северо-восточной угловой башне. В 1906 году, Великим постом, постоянно осаждаемый исповедниками, он стал изнемогать, здоровье его пошатнулось, и он тяжко захворал воспалением легких. Положение было настолько серьезно, что доктор Мамонтов, лечивший его, открыто говорил, что отец Алексий может умереть. То помещение, где он жил, было сырым и холодным, и его перенесли в игуменские покои. Когда его переносили, ударили в колокол к богослужению... Братия все плакали. В Великий четверг отца Алексия соборовали, участвовали все братия, а сын его, Михаил Федорович, плакал, как дитя. Инок Зосимовой пустыни Владимир пишет, что после соборования, когда иноки подходили по очереди прощаться с батюшкой, подошел и он. Отец Алексий простился с ним, потом тихо сказал: «Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье». После этого отец Алексий стал поправляться. Летом 1906 года он перебрался в небольшую избушку, пожертвованную одним крестьянином, расход по постройке которой взял на себя сын отца Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010