Там закалённый молитвою старец о. Алексий (Феодор Алексеевич Соловьев, 1846–1928), горячая православная душа, пас словесное стадо. Сюда наезжало интеллигенции со всей судьбоносной Москвы опоры искать в себе, утверждать самовоззрение. И в крутые времена Пустынь попервости оживлялась духом Господним, свободою. «Остёр топор, да и сук зубаст» — поговаривала вокруг простая чадь, миряне. Здесь многажды молился благовестник и златословный учитель — о. Павел Флоренский . В голодные годы в окрестном лесу приходилось ему собирать и грибки для семьи. Истинствовал в любви к живому благоуханию бытия до последнего вздоха. Мимо Параклита и Зосимовой пустыни, уже закрытых и пустеющих, с воцарением восьмилегионного беса, когда людей, как волков, обкладывали красными флагами, не раз проезжал гонимый Сергей Нилус. Он проезжал в лесную сторону, в деревню Гагино, где некоторое время скрывался в семье местного священника; тот-то впоследствии, в 1928 году, и отказал ему в таком прибежище. Кого не трясёт боязнь? В Крутец едем этой стороной, но в Гагино крюк не даём, расстояние порядочное, а день короток. Отлогости, распадки, подъёмы на местности — поднесь как было, одни поля невозделанные тошнят нынешней тошнотой. Наконец Александров, река Серая, где Грозный утопил очередную жену, с каретой и кучером на облучке, светлейшие стены духовной лечебницы — монастыря. Почти безошибочно берём направление к Крутцу, но всё же спросили долговязого парня, и тот показал: правильно, версты четыре отсель. Крутец и вправду на взвозе, на горушке. Вот изреженный елушник расступился, обнажив крутой подъём просёлка, и выглянула ровная, как стол, улица — теперешнее село. Первое, что бросилось в глаза — старинный бревенчатый дом с «галдареями» по бокам, по-теперешнему с верандами, с непременным мезонином. Оказывается, это охотничий особняк купца Зубова Павла Васильевича, александровского богача и землевладельца. Вон внизу зубовские заливные луга с нанятыми покосчиками. Кому-нибудь и сейчас слышатся хруст срезаемых трав, задиристый говорок и смех средь благовонной поляны.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

( < < back) Игумен Герман (Подмошенский) — духовный сын старца Никодима, друг и сподвижник иеромонаха Серафима (Роуза; 1934–1982), настоятель монастыря прп. Германа Аляскинского (Платина, Калифорния, США), по происхождению русский. В 1963 г. по благословению архиепископа Иоанна (Максимовича) друзья, будущие монахи Серафим и Герман, основали Братство прп. Германа Аляскинского. С 1965 г. их усилиями в Америке началось издание журнала «Православное слово», а в 1967 г. они основали монастырь в Калифорнии. Монашеский постриг о. Серафим и о. Герман приняли в 1970 г. ( < < back) Иеросхимонах Феодосий Карульский (1868–1937) — известный старец-отшельник, строгий подвижник, духовник русских пустынников на Карули (Афон). В прошлом архимандрит, профессор Казанской духовной академии, ректор Вологодской семинарии. Отказавшись от всех должностей и званий, удалился в уединение на Афон. Известен своей литературной деятельностью. Он нашел и впервые опубликовал сочинение прп. Паисия (Величковского) «Крины сельные», перевел с греческого несколько сочинений прп. Никодима Святогорца, вел полемическую переписку с известными учеными-богословами — митр. Антонием (Храповицким), проф. Н.Н. Глубоковским и другими. По поручению Синода о. Феодосий провел богословский анализ течения имяславия, а также много писал против введения григорианского календаря. Скончался в 1937 г. на 69-м году жизни на руках сотаинника схимонаха Никодима. Келейный «Молитвенный дневник» о. Феодосия издавался дважды, см. Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. «Лара», М., 1992; Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского. Валаамский мон. С-Пб., 1997. ( < < back) Схиигумен Герман Зосимовский (Гомзин; 1844–1923) — известный подвижник, ученик иеросхимонаха Александра Гефсиманского Затворника и святителя Феофана Затворника Вышенского. Пострижен в 1877 г. архмандритом Леонидом (Кавелиным). Настоятель Зосимовой пустыни с 1897 г. вплоть до своей кончины. Опытный духовный руководитель и молитвенник. Сподвижник прп. Алексия Зосимовского (Соловьева; 1846–1928), иеросхимонаха-затворника, причисленного к лику святых в 2000 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

91 Иеросхим. Алексий (Соловьев; 1846–1928) – затворник Смоленской Зосимовой пустыни (Владимирской губ.) – старец, вынувший жребий на выборах Патриарха в 1917 г. Окормлял многих известных людей своего времени, в том числе – великую княгиню Елисавету Феодоровну. Прославлен в лике святых, память прп. Алексия Зосимовского 19 сентября/2 октября, мощи покоятся в Зосимовой пустыни, что недалеко от ст. Арсаки по Александровской дороге. 92 Сщмч. Герман (Ряшенцев; 1884–1937), епископ – брат архиепископа Пермского Варлаама. В 1906 г. окончил Казанскую Духовную академию, поддерживал тесные отношения с вл. Феодором (Поздеевским) и вл. Гурием (Степановым) . С 1919 г – епископ Вязниковский. С 1921 г. – в лагерях и ссылках (в 1929–1931 гг. – в Кемском и Соловецком лагерях). Расстрелян в тюрьме г. Сыктывкара. 93 Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853–1902) – министр внутренних дел России (с 1900 г.). Убит террористом. 95 Прп. Аристоклий был одним из тех старцев, которым Господь открывал судьбы России. См. о нем кн.: «Житие преподобного Аристоклия афонского, старца московского». (М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, 2004.) 96 В 1921 г. подворье было закрыто, все ценности конфискованы, иконостас уничтожен. Помещение отдано под студенческое общежитие. Опасаясь за судьбу честных останков святого старца, монахи тайно перенесли гроб с его телом на Даниловское кладбище, где и перезахоронили. Все произошло в 1923 г. Спустя годы рядом с могилой отца Аристоклия была похоронена Евдокия Адриановна. Таким образом, предсказание старца сбылось. – П. П. 98 К музыке у батюшки было отношение благоговейное и строгое, как к божественному дару. Помню, как в трудные минуты, когда требовалась его особая молитвенная помощь, он садился за инструмент и вместо произнесения молитв играл их – играл так, что присутствующие плакали. Но поверхностную, вульгарную музыку (например, оперетту) не терпел, считая это кощунством, и просил, чтобы в доме – даже по радио – такая музыка не звучала. – П. П.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

149 Пругавин А.С.Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. К вопросу о веротерпимости. СПб., 1906, с.126–141. [Пругавин А.С. (1850–1920), известный исследователь старообрядчества и русского сектантства. В молодости участвовал в работе студенческого революционного кружка, был сослан. После революции бежал от большевиков в Сибирь]. 150 См. в: Симеон, архим. Цит. изд. Удивительно, как цензура пропустила такую книгу. Объясняю. Время было уже военное (первая германская война), не до того всем было, да и написана книга, в общем, довольно «елейно», где все резкости смягчены и углы зачищены. 151 Монастырь в 28 верстах от Пскова, при р. Толбе. Основатель (1447 г.) Спасо-Великопустынского, или Елеазаровского, монастыря – преподобный Евфросин († 1481 г., память 15 мая). Мощи его под спудом в соборе монастыря, в церкви Трех Вселенских святителей. 113 Как все это похоже на поступки исключительно пришедших в бесстрашие и безбожных людей. Раньше была просто матерная брань, теперь с направлением и вызовом к Богу. Поскольку эти люди – дети сатаны ( 1Ин.3:8 ) и от него тайком научаются, то невольно воспринимают черты его характера. 157 Полный (русский) текст: «Я, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:26–27 ). Экзегеты, начиная со святоотеческого времени, спорят, причастился ли Иуда? Я думаю, самый текст дозволяет это легко решить, но почему-то на это, если не ошибаюсь, не обращали внимания. Слова «обмакнув кусок» показывают, что речь идет о простом обрядовом действии ветхозаветной пасхи (ср. Исх.12:8 ) и разные талмудические трактаты), а не о святом Теле Таинства, то есть не о Теле Христовом. Его не нужно было никуда макать. И потом, странный момент сатана выбрал бы для своего входа. Ведь всю силу всемогущества (о чем говорят все церковные песнопения) Иисуса Христа он познал только после Воскресения, иначе бы и ход суда над Христом, и обстоятельства распятия были бы, конечно, иные. 158 [Знаменитый иеросхимонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев Ф. А.; 1846–1928) был тем старцем, который на Поместном Соборе 1917–1918 годов вытянул жребий патриаршества, указавший на св. Тихона (Белавина) . Почти тридцать лет прослужил диаконом в одном из московских храмов; овдовев и устроив судьбу сына, принял монашество. Обладал даром духовного рассуждения. За советом к нему приезжало множество людей из различных слоев общества: от придворных аристократов до крестьян. Особое внимание уделял будущим «ученым» монахам из студентов духовных академий. Николай Беляев начал окормляться у старца по-видимому с 1910 года, оставил записи ответов о.Алексия на волновавшие его в то время вопросы. В дальнейшем старец благословил его на принятие подвига юродства, на уход в затвор и писание книг].

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иоанниты — секта, по направлению близкая к хлыстовству, образованная безумными почитательницами св. прав. Иоанна Кронштадского, боготворившими о. Иоанна и отождествлявшими его с Самим Спасителем. Оптинский Иоанно-Предтеченский скит — был основан в 1821 г. по благословению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова). Владыка Филарет пригласил для основания скита прп. Моисея (см. примеч. 151) и его младшего брата прп. Антония (в миру Александр Иванович Путилов, 1795-1865), до этого подвизавшихся в рославльских лесах. О. Моисей и малочисленная братия вместе с рабочими трудились над расчисткой территории будущего скита от леса, возводили первые кельи и скитский храм. В 1825 г. о. Моисей был назначен настоятелем и духовником Оптиной пустыни, а скитоначальником стал его брат (с 1825 по 1839 гг.). См. подробнее: Концевич ИМ. Оптина Пустынь и ее время. М., 1995 (репринт изд.: Jordanville, 1970). Неизвестная Оптина. СПб, 1998. Имеются в виду схиигумена Сергия (в миру Екатерина Борисовна Мансурова, ум. в 1926 г.) и игумения Иоанна (в миру Наталия Борисовна Мансурова, ум. в 1935 г.). Переехав в Ригу в 1886 г., они открыли приют для девочек (1891), к которому вскоре была присоединена богадельня для престарелых, где читалась неусыпающая Псалтирь. В 1892 г. была учреждена Троицкая Рижская общественная молитвенно-трудовая община; учредительницы приняли монашество (рясофор) и взяли на себя обязательство по управлению общиной. В 1901 г. они были пострижены в мантию. В 1902 г. община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный женский монастырь, а м. Сергия возведена в сан игумений. Иеросхимонах Алексий Зосимовский (в миру Феодор Алексеевич Соловьев-Михайлов, 1846-1928) — родился в Москве, в семье священника. Окончил Московскую Духовную семинарию, в 1867 г. женился и принял сан диакона, служил в храме св. Николая в Толмачах. Имел сына Михаила, в 1872 г. овдовел. В 1895 г. был рукоположен во иерея и назначен духовником причта Большого Успенского Собора в Московском Кремле. В октябре 1898 г. поступил в Зосимову пустынь, в ноябре того же года принял постриг с именем Алексия. Вскоре стал известным старцем, в 1916 г. ушел в затвор. Именно ему в 1917 г. было доверено вынуть по жребию из ковчежца записку с именем Патриарха всея России -святителя Тихона. В 1919 г. принял схиму (с тем же именем), скончался в Сергиевом Посаде уже после закрытия монастыря. См. о нем: Прот. Илья Четверухин, Е. Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустая [Сергиев Посад,] 1995.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

митрополит Макарий (Невский ; 1835–1926), занимавший с 1912 по 1917 годы Московскую кафедру, ревностный миссионер, просветитель Алтайского края, молитвенник и аскет, обильно облагодатствованный дарами Святого Духа; протоиерей Алексий Мечев (1859–1923) 69 – “старец в миру”, как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому , отец Алексий жизнью и служением, которое проходило в Москве, воплотил идеал молитвенника, доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу; иеросхимонах Алексий (Соловьев ; 1846–1928) 70 – старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился Промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску “единого на потребу” ( Лк 10:42 ); иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866–1949) – еще будучи мирянином отличался не только высоким православным благочестием, но и поистине чудесным даром духовного утешения всех “страждущих и обремененных”, встречавшихся на его жизненном пути. Великое служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцелениями болящих и другими чудотворениями, память о нем благоговейно почитается православными христианами не только в Петербургской епархии, но и по всей России и за ее пределами. Незабываем подвиг веры и христианского благочестия святых мужей прошлых веков. Вера Христова мужественно была засвидетельствована 34 преподобномучениками Спасо-Преображенской Валаамской обители. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере. Избиение совершил военный отряд из новообращенных лютеран. Впоследствии в день их убиения в Валаамской обители ежегодно совершалась заупокойная Божественная литургия и соборная панихида об упокоении священноинока Тита, схимонаха Тихона, иноков Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, послушников Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. 15 , есть много такого, что детям надо бы прочитать отдельно или со мной вместе, или о чем надо бы с ними побеседовать, и субботний вечер — самое подходящее для этого время. Если же это время и ничем серьезным не окажется занято, — пусть лучше поскучают, чем слишком усердно развлекаются, потому что оторвать их от веселой игры очень трудно. Соблюдение установленных праздников и распорядков — один из важнейших моментов всякой религии, так как по законам нашего земного существования все духовное должно иметь свою форму. И если мы к этому детей не приучим, то мы дадим им только ту абстрактную бесформенную “религиозность”, от которой наша интеллигенция так легко скатилась к полному безбожию. Ты как педагог, конечно, понимаешь, что путь к воспитанию в детях твердых нравственных правил и устойчивой внутренней дисциплины ведет через скучное и трудное. И я крепко надеюсь, что будешь мне в этом помощью, а не помехой! Надеюсь — потому что в общем у Тебя, по-моему, верное педагогическое чутье и правильный курс жизни. Если Ты сейчас кое в чем со мной и не согласишься, то в основном все же, я думаю, взгляды наши сходятся. Мне очень дорого Твое присутствие, и если я мало с Тобой разговариваю (моя глухота и болезнь горла отучили меня много говорить), то это не значит, что Тобой не интересуюсь. Наоборот, чувствую Тебя наравне со своими детьми. Твоя тетя Наташа Публикация Е. Шик и Д. Шаховского 1 См. о нем: Е. Шик. Воспоминания об отце//Альфа и Омега. 1997. 1(12). 2 Князь Дмитрий Иванович Шаховской — земский деятель, член ЦК партии кадетов, депутат 1-й Государственной Думы; после революции — исследователь наследия П. Я. Чаадаева. Расстрелян в 1939 году в возрасте 77 лет как “участ­ник контрреволюционного заговора”. 5 Александра Владимировна — жена Льва Владимировича Шика, брата Михаила Владимировича. Письмо Арсению завершает данную публикацию. 8 Иеросхимонах Смоленской Зосимовой пустыни, очень почитаемый старец Алексий (в миру Соловьев Федор Алексеевич, 1846–1928) — член Поместного Собора 1917–18 гг., где ему было поручено тянуть жребий при выборах святого Патриарха Тихона.

http://pravmir.ru/o-sebe-dlya-detey/

В XX веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для тех единственной поддержкой в скорбях». В числе таких пастырей был назван и иеросхимонах Алексий (Соловьев ; 1846–1928) – старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости, – сказал далее владыка Ювеналий. – Именно через его руки совершился промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску единого на потребу ( Лк.10:42 )». Современная икона преподобного Алексия Зосимовского в одном из киотов Никольского придела Николо-Толмачевского храма Торжества по случаю прославления состоялись и в Зосимовой пустыни. Они были приурочены к 19 сентября/2 октября 2000 года. Всенощное бдение возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Богослужение совершалось в Смоленском храме, где установлена рака со святыми мощами преподобного Алексия. Пели два хора – братский и солдатский. Всенощная закончилась в 2 часа ночи, а в 7 часов утра служили молебен Богородице, и вслед за ним – литургию. Многие паломники причащались. Затем начался крестный ход. Братия несли иконы, хоругви и ковчег со святыми мощами старца. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских в Смоленском храме пустыни Рака с мощами новопрославленного местночтимого святого Зосимы Александровского в Смоленском храме пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Во многом повлияли на будущего еп. Варнаву и старцы Зосимовой пустыни, которую Николай Беляев впервые посетил перед поступлением в МДА, где и познакомился с ними: о. Германом (Гомзиным) (1844–1923), о. Митрофаном (Тихоновым) (ок. 1860-не ранее 1943) и о. Алексеем (Соловьевым) (1846–1928), духовным сыном которого и стал впоследствии 151 . Отец, а потом епископ Варнава часто обращался к ним за наставлениями, которые записывал в отдельную тетрадь и старался исполнить 152 . Некоторое духовное окормление он получал и в Оптиной пустыни у старца Варсонофия (Плиханкова) (1845–1913), но, видимо, гораздо меньшее, чем в Зосимовой 153 . Это можно утверждать на основании сравнения количества записей в книжке о. Варнавы советов архим. Варсонофия с поучениями духовников Зосимовой пустыни 154 . К тому же меньше, чем через три года после знакомства с о. Варсонофием Николая Беляева , старец отошел ко Господу. Позже о влиянии этого монастыря еп. Варнава писал: «Я тоже воспитанник Оптиной пустыни – свою младенческую колыбель я имел в ней, вернее, наездами окормлялся у знаменитого старца скита» 155 . § 4. Отношение еп. Варнавы к философам и писателям Среди философов и писателей можно выделить следующие две группы, к сочинениям которых владыка обращается достаточно часто: славянофилов и тех, кого можно было бы назвать либералами. Литературные и философские труды иных авторов епископ цитирует значительно реже. Отношение еп. Варнавы к славянофилам Идеи славянофилов были известны и в определенных кругах пользовались популярностью при жизни еп. Варнава. С ними был знаком и владыка. Характеризуя этих философов 156 , он приводит следующие слова одного исследователя, с которыми, по всей видимости, и сам был согласен: «Это была блестящая плеяда безупречных по своему благородству и редких по своим способностям деятелей слова и мысли, в лице которых «западники» встретили действительно опасных и сильных противников» 157 . Вообще, отзывы епископа о них только положительные, критики в их адрес не видно. Владыка Варнава видит в них лишь защитников православия 158 . Правильна или нет была такая точка зрения, но в то время аналогичных взглядов придерживались многие авторитетные люди 159 . Хотя, надо заметить, о их взглядах высказывались и отрицательные мнения. Например, один из профессоров МДА вспоминает, что ректор Академии прот. А. В. Горский на лекциях по догматике «победоносно опровергал учение о Церкви мнимого русского богослова Хомякова». Также сей ученый протоиерей написал обширные критические замечания в отношении учения последнего 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Соловьёвым» найдены статьи: АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский АЛЕКСАНДР Иванович Соловьев (1893-1937) , свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Михайлович Соловьёв (1894-1941), свящ., сщмч. (пам. 27 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Тимофеевич Соловьёв (1871-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Соловьёвым.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010