Окружными миссионерами были назначены: протоиерей Опойченко и священники Автономов и Зубов, а Чепурной – на всю епархию. Последний, по сообщению Братства, отличался необычайной энергией: «иногда целые ночи проводил без сна в состязаниях со штундистами, которых оставлял только тогда, когда они сами уходили от него, не будучи ничего в состоянии возражать ему» 370 . Результатами миссионерской деятельности означенных лиц были: общий подъем духа у православных, утверждение в Православии колеблющихся, прекращение, по некоторым местам, перехода православных в штундизм и несколько обращений из сектантства. Между обращенными был и (мой спутник по Одесскому уезду) В. А. Комаров, совративший из православия, в продолжение 25-летнего своего пребывания в секте, до 150 человек 371 . Для миссионеров Братством выработаны были правила, которые, с разрешения и благословения архипастыря херсонского и одесского, были напечатаны в местных епархиальных ведомостях и отдельными оттисками, которые затем были разосланы духовенству и миссионерам к исполнению 372 . Для характеристики мероприятий, направленных против сектантов, мы приводим эти правила, почти без изменения, в примечании 373 . Разослано было братством также несколько противосектантских книг и брошюр 374 . Кроме этого, совет Братства постановил просить его высокопреосвященство сделать распоряжение об учреждении при церквах складов книг и брошюр для чтения народу, и об открытии приходскими священниками внебогослужебных религиозно-нравственных собеседований с народом 375 . В следующем 188 6 / 7 году границы миссионерских округов были изменены «согласно данным о численности и распределении штундистов Херсонской епархии, сообщенным Херсонскою духовною консисториею, а также согласно личному знакомству миссионеров с распределением и числом штундистов в епархии. По указанию этих данных, вместо прежних округов, образованы следующее три миссионерских округа, по наличному числу миссионеров: а) северный округ, в состав которого отчислены Александрийский уезд весь и Елисаветградский уезд на север и запад весь, а на – юг включительно до линии, образуемой следующими селениями: Березовка, на реке того же имени, впадающей в Ингул, Нелюбовка, Александровка, Ивановка, Николаевка (Малая Скаржинка) до реки Буга, причем селения, окружающие Любомирку, на 25 верстном расстоянии от нее, подлежат ведению миссионера-священника, имеющего местопребывание в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

О времени совращения Рябошапки и о совратителях его говорят неодинаково. Автор статьи «Любомирские штундисты» и о. Автономов свидетельствуют, что Рябошапка вступил в общество штундистов вскоре после отмены крепостного права («Елиз. В.», 1877 г., 22; «Крат. свед. о прош. и наст. шт. в Любомир. приходе», 1877, стр. 4). Елизаветградский исправник говорит, что Рябошапка был совращен в секту в 1866 г. («Д. Херс. д. к.», 1866, 65; стр. 95). Автор статьи «Бапт. или шт. в Киев. г.» считает годом совращения Рябошапки – 1867. Автор статьи «Люб. шт.» совратителем Рябошапки считает «какого-то немца Мартына». По сообщению о. Автономова, этот «Мартын» был колонист старого Данцига, Елизаветградского уезда, по фамилии Гюбнер, появившийся в Любомирке вскоре после отмены крепостного права. Елизаветгр. исправник говорит, что Рябошапка был совращен Ананьевскими немцами. Автор статьи «Бапт. или штунда» совратителей Рябошапки видит в колонистах: упомянутом уже Мар. Гюбнере, Христофоре Эндингере (Энгельгардте) реформатского исповедания (из колонии Вормс, соседней с колонией Рорбах), Иогане Прицкау (имя последнего в подлиннике цитуемого, в данном случае, автором документа не значится). – Нам представляется более вероятным мнение двух первых лиц, во 1-х, потому, что они исследовали этот вопрос на месте, во 2-х, потому, что их мнение более согласно с др. данными по этому предмету. Мнение г. исправника о личности совратителей противоречит мнению остальных исследователей. 1867-й год нельзя считать годом совращения Рябошапки, потому что эта дата противоречит сообщениям прошения Рябошапки, поданного им 27 сент. 1868 г. Коцебу, в котором он, между прочим, говорит следующее: «я купил в Елизаветграде две книги «Новый Завет» и на досуге читал его с товарищами. Спустя несколько времени, (местный) свящ. Промыслов узнал об этом и позвал меня и Кравченка к себе, чтобы проверить эти книги и не нашел в них ничего противузаконного, и мы после того спокойно услаждали наши души чтением св. книг. С 1867 г. священнику Промыслову благоугодно было гнать нас за это». Далее Рябошапка говорил, что он с Кравченком и другими в числе 12 человек были арестованы по распоряжению сельских властей. 10 чел. выпущены были на волю чрез неделю, а его с Кравченком продержали в заключении 10 недель, после чего они были отправлены в г. Вознесенск к судебному следователю. Из прошения видно, что собрания происходили до 1867 г., а в 1867 г. была уже организована община, члены которой настолько были тверды в своих религ. заблуждениях, что выдерживали за них продолжительный арест. Нужно было Рябошапке употребить не мало времена, чтобы обучиться грамоте и образовать такого рода общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Алеутский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 31.12.1852, с. Сенковцы Золотоношского у. Полтавской губ.- 27.11.1931, Москва), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский. Из семьи священника. Окончил Полтавское ДУ, затем Полтавскую ДС (1874), в 1878 г. КазДА со степенью канд. богословия, выдержал устный экзамен на степень магистра богословия. 26 июля 1878 г. назначен смотрителем Полтавского ДУ. 29 сент. 1878 г. пострижен в монашество в с.-петербургской Александро-Невской лавре . 1 окт. рукоположен во диакона Сарапульским еп. Нафанаилом (Леандровым), 3 окт. рукоположен во иерея Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским митр. Исидором (Никольским) , 3 нояб. определен сверхштатным членом Российской духовной миссии в Японии, 14 янв. 1879 г. утвержден в штате миссии. 17 марта 1879 г. прибыл в Токио и принял заведование учебной и воспитательной частью в семинарии при миссии. Изучив япон. язык, преподавал и проповедовал на японском, ездил по стране с миссионерскими целями. В 1882 г. В. приобрел участок земли в горах недалеко от г. Одавара, в Тоносаве, где на его средства и пожертвования частных лиц была построена и 3 авг. следующего года освящена ц. во имя прп. Антония Римлянина. По благословению еп. равноап. Николая (Касаткина) В. предпринял попытку насадить иночество в Японии: с Афона был призван мон. Георгий (Чудновский), к-рый поселился возле ц. прп. Антония Римлянина и вскоре собрал вокруг себя учеников. 16 мая 1884 г. В. был возведен в сан игумена. 10 июня 1886 г., согласно прошению, В. был уволен от службы в миссии и назначен преподавателем в Холмскую ДС по кафедре церковной истории и обличения раскола. Помимо преподавания в семинарии проводил религиозно-нравственные беседы с паствой. 12 дек. 1887 г. В. был назначен, 20 дек. в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. Одной из главных задач, к-рые он поставил перед собой, было учреждение богословской семинарии для подготовки проповедников и священнослужителей. С этой целью архиерей открыл богословскую школу, воскресную школу для детей. Усилиями В. в Сан-Франциско был воздвигнут новый храм. Архиерей способствовал присоединению к РПЦ униат. общины во главе со свящ. прав. Алексием Товтом (Миннеаполис, шт. Миннесота), совершившемуся в 1891 г. и вызвавшему массовое возвращение униатов в Православие в Америке. В. ввел в Сан-Франциско богослужения на англ. языке, что стало причиной недовольства местной общины, жаловавшейся в Синод и просившей восстановить богослужения на церковнославянском.

http://pravenc.ru/text/159076.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  2.5 из  5) Л. А. Травин Божиим милосердием облагодетельствованного Леонтия Автономова сына Травина, уроженца из бедного состояния родителей, происшедшего в достоинство благородства, бывшие с 1741 г. в жизни его обстоятельства и приключения, для сведения и пользы собственно потомкам его описанные самим им От редакции: Печатается по: Труды Псковского археологического общества. 1913–1914. Вып. 10. С. 25–429. Вступ. статья и публ. Л. И. Софийского. Воспоминания были переизданы (с некоторыми сокращениями и изменениями): Травин Леонтий. Записки/Худ. А. Стройло. Вступ. статья В. В. Кожинова. Послесловие В. Я. Курбатова. Псков: Сельцо Михайловское, 1998. Леонтий Автономович Травин (1732–1818) — автор самых ранних по времени написания крестьянских записок. Родившись крепостным, он сумел из «самого подлого сословия» выслужиться и к 54 годам получить права личного дворянина. Как явствует из содержания его записок, они были составлены в 1806–1808 гг. Рождение мое на свете в 1732 году февраля 9-го дня , во области Псковской, в бывшем пригороде Белье , от родителей скудно живших. Отец мой Автоном Степанов, ведущий род свой от дворцовых писарей; сказывают же, что предки его были церковники в Козмодемьянском погосте; это на Исы реки; а мать моя Агафья Иванова, от действительно служащих церковно причетников , дочь пономаря Ивана Автономова, бывшего в том же Белье при церкви Архангела Михаила на городище; его же отец Автоном Давыдов в Печанском погосте был священником, а сын его Макарий — протопопом во Пскове, в соборе Архангельском, брат родной моей матери, и по вдовстве его пострижен и был иеромонахом, переименован Мартирием в Спаса Мирожском монастыре. Из такого поколения отец мой находился крепостным графа Павла Ивановича Якушинского и его жены . Отправляя должность писарскую в Велейской вотчине и провожая житие неотрадное, умре в  740 году, по замечанию моему, от волшебной порчи, от мужика Артемья, прозванием Аршина, быв от роду около сорока лет, а от женитьбы своей прожил только десять год, оставив мать нашу в преждевременном вдовственном бедствии, и нас, четырех сыновей, в сущем сиротстве и малолетстве, из коих я был старший осьми лет, второй сын Алексей шести, по нем Иван четырех, меньшой Никита двух лет.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

9 сент. 1930 г. умер «архиепископ» Петр Авдашкевич (был сброшен с соборной колокольни). В окт. 1930 г. настоятелем мозырского Михайловского собора стал приехавший из Симферополя прот. Иоанн Витвицкий. В нояб. того же года в Мозыре была закрыта тихоновская Пятницкая ц. В том же году захвачены Ильинский приход в Турове (там служил священник-автокефалист Иоанн Вернулевский), Николаевская ц. в Копоткевичах. Летом 1930 г. власти передали обновленцам Свято-Духовский храм в Ельске, настоятелем к-рого стал Дудкин. В 1931 г. решался вопрос о принадлежности 3 храмов в Петрикове. Дудкин писал: «В Петрикове обстановка... значительно хуже, чем в Мозыре... Там очаг церквей оппозиции и цитадель «сергиевщины». Там резиденция «епископа-мученика Иоанна», страшно озлобленного против нас». Дудкин начал переговоры с настоятелем Николаевской ц. прот. Лукой Пигулевским, к-рый поддержал раскол, но прихожане не приняли присоединившегося к обновленчеству настоятеля. Пигулевский перешел в принявшую обновленчество Вознесенскую ц. Воскресенский храм в Петрикове принадлежал к григорианскому расколу . После нового административно-территориального деления в нояб. 1933 г. в обновленческую Мозырскую епархию вошли Мозырь, Паричи, Лельчицы, Любань, Туров, Ельск, Житковичи, Наровля и Петриков. 20 июля 1934 г. обновленческий Белорусский синод перевел из Гомеля на Мозырскую кафедру Варлаама (Покровского), Дудкин уехал в Гомель. 16 нояб. того же года за 30-летнее служение в священном сане Варлаам получил сан «архиепископа». Скончался в сент. 1935 г. Впосл. раскольническая кафедра не замещалась. Свящ. Димитрий Шилёнок М. е. в 1942-1948 гг. В Автономной Украинской Православной Церкви с дек. 1942 г. существовала М. е., включавшая возрожденные в период нем. оккупации приходы Гомельской и Полесской областей. В 1942 г. был открыт и заново освящен кафедральный Михайловский собор в Мозыре. По указу митр. Алексия (Громадского) от 3 янв. 1943 г. епархию возглавил Николай (Автономов) с титулом «архиепископ Мозырский и Речицкий» (ранее состоял в обновленческом расколе, покаяния не приносил). Архиеп. Николай открыл при соборе в Речице духовное учебное заведение («семинарию»), однако основным направлением в обучении студентов стало не духовное образование, а музыкальная и физкультурная подготовка, а также воспитание молодежи в «фашистском духе», как об этом сообщалось в донесении Наркомата госбезопасности Белорусской ССР от 6 апр. 1944 г. (Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2007. Т. 5. Кн. 1 (1.01.1944 г.- 30.06.1944 г.). С. 296). Решением 3 архиереев Автономной Украинской Церкви от 5 июня 1943 г. Николай (Автономов) был запрещен в священнослужении, к янв. 1944 г. переехал в Варшаву. 24 окт. 1943 г. во епископа Гомельского и Мозырского архиереями Русской Православной Церкви за границей был хиротонисан Григорий (Боришкевич), в епархии он не был из-за близости фронта, в июле 1944 г. уехал в Германию.

http://pravenc.ru/text/2563944.html

Василий Алексеевич Лебединский за многолетнюю службу был награжден орденом, что давало ему право на потомственное дворянство. Однако он не воспользовался этим правом, не изменил своего социального статуса, чем еще больше получил уважение простых прихожан. Как известно, церкви в дореволюционной России имели свои земли. Троицкая церковь владела 33 десятинами пахотной земли. Ее притч обрабатывал своими силами и получал от собранного урожая 220 рублей дохода. На церковной земле стояла деревянная сторожка. Священник А.М. Автономов, псаломщик П.Г. Иванов имелисобственные дома, крытые железом. Остальные жили в наемных квартирах. В 1892 году была открыта церковно-приходская школа. На ее содержание сельское общество выделяла по 140 рублей в год. В этот период в школе обучалось 83 мальчика и 22 девочки. Такая школа имелась и при Успенской церкви, открытая раньше и позже при Вознесенской церкви, которая была построена в 1906 году. Тогда в селе проживало много грамотных людей. Церковь многое делала для их образования. Одно время козловчане в качестве паломников совершали походы к святым местам - в Киево-Печерскую Лавру и даже в Иерусалим. Собирались в небольшие группы и отправлялись в долгий и далекий путь. Их звала любовь к Богу. Побывавшие в святых местах люди много интересного рассказывали своим землякам. Среди паломников были и те, кто стал потом первопоселенцем Троицкого. Они находились уже в пожилом возрасте, и еще помнили священников, которые благословляли их на святое дело. Многие первопоселенцы поселка получили крещение в Троицкой церкви. В этом можно убедиться, если полистать метрические книги, хранящиеся в архиве Бутурлиновского ЗАГСа. С волнением читал я книгу Троицкого церковного прихода, когда нашел в ней запись о рождении своих родителей. Вот запись о моей матери за 1909 год: «Александра рождена 19 апреля, 22 крещена. Родители - Тимофей Васильевич Поротиков и его законная жена Мария Константиновна - православные. Восприемники - Василий Дмитриевич Сенчихин и Федора Константиновича Рогатнева жена Мария Федоровна. Священник Василий Богатырев с псаломщиком Павлом Ивановым». А вот запись об отце за тот же 1909 год: «15 июня 1909 года родился Тихон. Родители - запасной солдат Григорий Стефанович Докучаев и его законная жена Мария Петровна. Восприемники - Николай Яковлевич Ермолов и крестьянская жена Мария Ивановна Неретина. Крестил священник Александр Автономов с псаломщиком Павлом Ивановым».

http://sobory.ru/article/?object=57999

Подробные сведения в клировых ведомостях приведены о Троицкой церкви с. Козловка. Ее приход включал 990 дворов с населением в 7560 человек. С 1908 года церковь стала двухштатной: два свя­щенника, дьякон и два псаломщика. Василия Лебедянского в дол­жности настоятеля церкви в 1908 году сменил Александр Михай­лович-Автономов (1872 — после 1917), имевший в семье пять до­черей. Вторым священником служил Василий Митрофанович Богатырев (1882 — после 1917), прежде бывший дьяконом в Бутурлиновке. Павел Тимофеевич Иванов (1854—1917) совмещал обязанности дьякона и псаломщика, он жил в Козловке с 1884 го­да и сменил в Троицкой церкви Андрея Дмитриевича Серебрянского. Его дочь Антонина (1891 —1950-е гт.) учительствовала в Троицкой церковноприходской школе, а затем, вплоть до начала 1950-х годов, преподавала в начальной школе. Еще одним псалом­щиком у Троицы состоял Николай Николаевич Медведев (1878 — после 1936). Просфоры в церкви выпекала Александра Ивановна Александрова. Церковным старостой служил сорокалетний кре­стьянин Иван Алексеевич Лепехин. Среди духовенства состоял и заштатный протоиерей Василий Алексеевич Лебединский с семьей. С отцом и матерью Александ­рой Ильиничной жил взрослый сын Михаил, имевший свою семью. Леонтий и Владимир, ставшие землевладельцами, обитали в Козловке своими дворами. Дочери были отданы замуж: Лидия — за священника, младшая, Анна, — за русского консула в Маньчжурии. Между прочим, по полученным за многолетнюю службу орденам В. А. Лебединский приобрел право на потомст­венное дворянство; но возможностью изменить свой социальный статус не воспользовался. Троицкая церковь владела 33 десятинами пахотной земли, ко­торую причт обрабатывал своими силами, получая 220 рублей до­ходов. На церковной земле стояла деревянная сторожка. Собст­венные деревянные дома, крытые железом, имели священник А. М. Автономов и псаломщик П. Т. Иванов, остальные жили на квартирах. Церковно-приходская школа, открытая в 1892 году, получала от сельского общества на свое содержание 140 рублей в год, в ней обучались 83 мальчика и 22 девочки.

http://sobory.ru/article/?object=57999

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 20.04.1879, Москва - 10.12. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), архим. Из семьи служащего при Голицынской больнице. Окончил 2 класса городского уч-ща, после чего обучался сапожному мастерству. Работал мастером, по собственным словам, «до двадцати одного года у разных хозяев». Ок. 1900 г. вступил в Берлюковскую во имя святиеля Николая Чудотворца мужскую пустынь В 1912 г. пострижен в монашество с именем Иоасаф. В мае 1914 г. сдал экзамен Можайскому еп. сщмч. Димитрию (Добросердову) и был рукоположен во диакона еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре . Перешел служить по приглашению еп. Димитрия на московское подворье Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1918 г. переведен в Никольский единоверческий монастырь в Москве . Прмч. Иоасаф (Боев). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. Прмч. Иоасаф (Боев). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. В 1921 г. Богородским еп. Никанором (Кудрявцевым) рукоположен во иерея и в том же году мобилизован в тыловое ополчение. Вскоре И., как специалист по пчеловодству, был освобожден от военной службы, работал в Московском земельном отделе пчеловодом, помощником заведующего на ферме «Бодрое детство». В 1922 г. командирован в Уфимскую губ. для покупки воска, где встретился с архим. Антонием (Миловидовым) , настоятелем единоверческого Воскресенского мон-ря в Златоустовском у. Уфимской губ. От него И. получил предложение служить священником в Уфимской губ. И. отказался, т. к. состоял на службе, но не исключил такой возможности в будущем. В 1923 г. И. был назначен заведующим пасекой. В конце того же года пасека была ликвидирована. И. вернулся в Никольский мон-рь, к-рый был превращен в дом коммуны радиозавода. Вакансии священника в мон-ре не было, И. служил сторожем и работал в саду.

http://pravenc.ru/text/578062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858, с. Резанино Ярославского у. Ярославской губ.- 3.09.1918, Ярославль), сщмч. (пам. 21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. в с. Резанине. Арестован 25 авг. 1918 г. за контрреволюционную деятельность (возможно, в связи с антибольшевистским восстанием в Ярославле в июле 1918), расстрелян. Место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-601. Оп. 2. Д. 1548. Лит.: Не предать забвению. Кн. 2. С. 28, 135. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010