Однако деконструктивисты более предпочитают ничем неограниченную свободу толкования, которую им может предоставить метод Деррида, чем верность каким-либо правилам или канонам толкования. Если быть объективным, то нужно отметить, что Жак Деррида сам часто повторяет: деконструкция – это не метод. Это действительно так, если пытаться понимать ее как процедуру, основанную на определенных правилах, какой-либо порядок действий в деконструкции не предусмотрен. Однако деконструкцию можно рассматривать как технику расщепления смысла, с целью извлечения своего толкования. Наталья Автономова, в предисловии к русскоязычному изданию «О грамматологии» Деррида, отмечает его стратегию избегания любых дефиниций: «каждое слово, термин, понятие он обставляет бесконечными оговорками запретительного свойства: это не понятие, не термин, не метод, не операция, не акт... Применительно к каждому слову-понятию Деррида фактически строит запрещение его абстрактного использования ». Уверен, что он делает это с целью избежать разоблачения, заметая следы. В средние века существовало поверье, что, скрываясь от погони, можно сбить с толку собак, бросив им тухлую селедку, т. е. отвлечь их внимание. Так же поступает и Жак Деррида называя упразднение и разрушение красивым словом «деконструкция», уклоняется от любых определений, как бы говоря – это не то, что вы видите. Все это напоминает мне известную картину Магритта «Это не трубка», на ней нарисована курительная трубка, а внизу подпись – «это не трубка». Вдовина в своей кандидатской диссертации, посвященной этике деконструкции, верно отмечает, что «главное в этике деконструкции Деррида – осознать тот моральный протест, в котором старое понятие начинает обозначать нечто совершенно отличное от предыдущего, зафиксировать теоретический и практический эффект нового указания, борясь за свободу языка. Ж. Деррида определил причины, по которым старое имя удерживается и сохраняется. Мы не можем просто взять и стереть их, отказаться от их употребления, но мы вводим их в новый контекст и тем самым даем им новую жизнь ».

http://bogoslov.ru/article/4687224

Бирюков. …К этому времени определились два подхода к донской проблеме. В первом случае подразумевалось прочное соглашение с трудовым народом Дона, привлечение его на нашу сторону методами агитации, опытом революции, советского строительства. …Была твёрдая уверенность, что Советская власть, и только она, способна объединить в общую семью всех трудящихся, вывести казаков на широкий путь гражданской и духовной жизни. …Первую линию проводили на Дону Ковалёв, Бураго, Дорошев, Щаденко, Миронов, отец и сын Серафимовичи, Сокольников, Сдобнов, Трифонов, Ефремов, члены казачьего отдела ВЦИК. …Вторую линию осуществляли Троцкий, Сырцов, Френкель, Ларин, Гроднер, Ходоровский, Якир, Кржевицкий. В 1919 году одержала верх вторая линия. Она нашла подтверждение в циркулярном письме Оргбюро ЦК РКП (б) от 29 января 1919 года, где вменялось в строгую обязанность военным трибуналам, ревкомам «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью» (Бирюков Ф.Г. На пути к истине. Послесловие к роману «Красные дни». – Роман-газета. – 1989, 1104 – С. 123. Далее цитирую это издание романа с указанием страниц). Финал был трагичен: Ф.К. Миронова снова арестовали, вменив ему вину якобы организатора готовящегося восстания. Виновным он себя не признал. 2 апреля 1921 года был подло застрелен во дворе тюрьмы… В 1959 – 1960 годах в результате дополнительного расследования определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 15 ноября 1960 года легендарный командарм был признан невиновным. Такова ключевая сюжетная линия «Красных дней». За ней легко угадываются подлинные причины других драм и трагедий, в частности, изгнание Автономова, расстрел Матвеева, Думенко, обвинение Жлобы в дезертирстве, непроясненная история с Сорокиным и другие. Безусловно одно - беспощадное взаимное истребление «красных» и «белых» на Дону и Кубани было бы менее кровопролитным, если бы наиболее рьяные представители верховного большевистского руководства русофобского закваса не запустили в ход жестокую машину повального «расказачивания»… Вот что незадолго до своей гибели писал Ф.К.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

Таким образом французский мыслитель лишает слова их привычного смысла и наполняет новым. Он как бы переносит известное изречение Протагора «πντα ρι» (все течет) на почву герменевтики. Как результат – последовательная борьба против «знаков». Торбург М. Р. в диссертационном исследовании «Проблемы религии в постмодернистской философии» так характеризует этот процесс: «Деррида отказывается от представления о знаке как структуре, связывающей означающее и означаемое. Временной и пространственный интервал, разделяющий означающее и означаемое им явление, превращает знак в след этого явления. Знак, согласно Деррида, обозначает не столько явление, сколько его отсутствие ». Согласно великому французскому «упразднителю» как его называет богослов Кевин Ванхузер, знаки не несут смысла, но что же тогда несет смысл? Деррида считает, что в процессе речи остаются «следы», оставленные языком, что сильно сближает его концепцию деконструкции с «бессознательным» Фрейда. Содержание термина «след» в концепции Деррида так сформулировано у Автономовой Н. С.: «след не есть знак… след немотивирован, то есть не определен ничем внешним по отношению к нему, но определен лишь своим собственным становлением... След есть то, что уже априори «записано» ». Подытоживая сказанное, можно сказать, что деконструкцию стоит понимать как особый маргинальный метод интерпретации, основанный на разрушении «изначального» смысла. Выявлением возможных смыслов исследуемого текста, не обращая внимания на его структуру и авторство, — вот чем занимается деконструктивная этика. Этот метод как бы нам говорит: вот что в тексте могло быть сказано, а могло и не быть, напоминая языковые игры из советского мультфильма «А может быть ворона». Деконструктивная этика разрешает преобразование смысла и игру с ним, попутно наделяя иным содержанием. Несмотря на полезность в рамках расширения восприятия, такая методология ведет все же к подмене смысла. Подмене, которой православное богословие не должно допускать. Русский князь-философ Евгений Трубецкой в книге «Смысл Жизни», поднимая вопрос о смысле, скрытом за словами, в том ключе, что если язык не выражает смысла, то наше мышление неверно и иллюзорно, пишет: «или есть та общезначимая мысль, или все наше мышление – сплошная иллюзия.

http://bogoslov.ru/article/4687224

Анисим сказал Федору, что сейчас нельзя работать, шибко много грязи и сырости. А Федор настаивал, что он должен засыпать, и все. Тогда Анисим привез гравий на самосвале, но, когда начал высыпать, самосвал завяз. Самосвал много времени стоял в грязи. Здесь везде был густой лес. Бабушка Марья Мартюшева приехала и сказала: «Те, кто раньше приехали, забрали все самые чистые места, а нам оставили один лес». Ей ответили, что везде был лес, но она спорила: «Да ну, посмотрите, какая земля у всех». Бабушка Марья и ее муж жили вместе с их сыном, Автономом Мартюшевым. Они первые начали селить вторую улицу, а там ничего не было расчищено. Я не помню, когда начали рыбачить, наверно, года через два. Первый катер купили у американцев. Григорий, Феопент, Кондратий и другие рыбачили на нем. Они научились как строить катера от американцев, и стали строить сами себе новые катера. Весной Артемий Полушкин и Кондратий Фефелов купили лесопилку. Поставили ее на сани, которые сделаны из бревен, и притащили ее в деревню. Все дети помогали пилить. Лесопилка еще была не полностью закончена, поэтому приходилось отгребать опилки и отбрасывать бруски в сторону. Всем хватало работы. Через три или четыре года Анисим опять хотел обратно поехать в Орегон. Я не хотела ехать, но согласилась. Мать, братья, сестры у него все жили в Орегоне, и он хотел около них жить. Я сшила себе юбки из толстого материала, в которых я могла бы работать на ягоде. Анисим поехал в город позвонить своему брату, Корнилию. У братьев что-то не сошлось, и Анисим решил не ехать в Орегон. И так мы остались здесь. 2230 Впервые опубликовано: How We Escaped From Russia. As told to Olympiada Basargin by Anna Basargin. Nikolaevsk (Alaska), 1989. Здесь и далее сохраняется орфография оригинала. 2248 Иоасаф (1891–1985) – митрополит Белокриницкий с 1978 г.; Киприан – еп. Браиловский; Леонид– еп. Славский. 2249 Впервые опубликовано: A Story of Nikolaevsk. As told to Olympiada Basargin by Solomia Kalugin. Nikolaevsk, 1984. 2250 Я хочу поблагодарить следующих лиц за их помощь в составлении этой книги: Боба Мора и Алис Таф за ободрение и поддержку; Джанис Стутзер, Фаину Штайнбук и Стэна Вайта за их помощь в проверке и в переводе рукописи (Прим. О. Басаргиной).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

„Всё население Любомирки“ (мест. Елисавет. уезда, Херсон. губ.), говорит о. Автономов (свящ. г. Херсона), „деморализовалось: дети вышли из повиновения у родителей, называя их братьями и сёстрами, потому что по Евангелию-де нет отцов; родители поступились своими правами и властью, пожимали и трясли руки детей, как равных себе“ 63 . Так своеобразно понимали южно-руссы воспринятую от немецких сектантов идею о равенстве. Из этой же идеи, по всей вероятности, они вывели уже сами и отрицание семьи в христианском смысле: „какая там мать, говорят они, мать у всех земля, и отец один – Бог“ 64 . Вместе с указанными воззрениями бессарабских сектантов, штундисты приняли, наконец, и их мысль о непосредственном соединении с Божеством. Эти мысли высказаны Онищенко, крестьянином дер. Основы. „Я был прежде, как свинья, – рассказывал он, – я был скот, хуже даже скота, потому что скот делает то, что ему следует, я скверный был“. Сознавши свою порочную жизнь, Онищенко начал просить Бога о своём нравственном исправлении. „Я однажды молился, – продолжал он, – молился на поле, я плакал, я кричал: Господи, вразуми меня, исправь меня! Не знаю, кто, – я этого не видел. – точно снял с меня одежду, и сделалось мне легко, и стал я свободный и узнал Бога. В другой раз молился я на поле; я стоял на коленях. Вдруг раздался страшный гром; а небо было чисто: я задрожал всем телом и услышал голос: „держись“! Кроме Онищенко, можно в данном случае указать ещё на одного штундиста, который, совращая в свою секту православного, говорил ему, между прочим: „от ты не бачил своего Бога, а я, як закрою очи, то и бачу“ 65 . Таже мысль о непосредственном соединении с божеством выражается в учении сектантов о духовном озарении, как об одном из источников вероисповедания 66 и в учении об Иисусе Христе, Который „воплощением Своим, непонятным для мира, приращает их (сектантов) Сам к Себе и делает их теперь участниками тайного тела Своего, как делал Он в известное время причастниками Своими пророков, апостолов и других лиц“ 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Те вехи его, которые можно уловить, не сулят философии большого торжества и могущества. Трудно сказать, чего больше в них – приобретения или утраты? Во-первых, я полагаю, философии предстоит окончательная утрата чистоты дискурса. В качестве автономной изолированной дисциплины (и даже комплекса дисциплин) она всегда, конечно, пребудет на учебном уровне, в школе; но как рабочий элемент в системе культурных, гуманитарных практик, она еще более закрепит тот смешанный характер, который активно начала принимать в ходе процесса, названного нами «вторжением периферии в центр». Процесс будет углубляться, и философский дискурс, вбирая смежные дискурсы – возможно, даже такие, что никогда не считались смежными с философией, – обретет синтетическую и полифоническую природу. Конечно, чистый дискурс, мысль о (философской) мысли, никуда не может исчезнуть, однако в постхайдеггерианской современности такие практики мысли носят характер скорее школьный, чем творческий, и не притязают на роль ядра современного философского способа. В виде порождающего ядра, квинтэссенциально философский элемент не вернется уже на место. Но его содержимое в своей классической и непреходящей ценности будет востребовано в ином виде, претворенном и рассеянном по всей фактуре дискурса – тем самым, также пройдя перерождение, по Гетеву принципу Stirb und werde! Прообразы такой трансформации дискурса намечаются во многих линиях, многих типичных трендах современного философствования. Начиная с Барта, усиливаясь у Деррида, подпитываясь Бахтиным, достигая, пожалуй, доминантного положения в американской мысли, – проходит обширное русло, в котором делом философии становится по преимуществу исследование феноменов текста и письма, структур поэтики. Здесь «квинт-эссенциально философский элемент» слит полностью с эстетическим, «философия входит в свой эстетический вираж», как выразилась Н.Автономова о философии Деррида. Другое влиятельное русло синтетического характера породил психоанализ. И, может быть, наиболее синтетичен-полифоничен дискурс Фуко, по-разному на разных этапах его пути. (В поздний период, когда в центре его внимания – исследования «практик себя», синтезирующий принцип ему доставляет антропологическая ориентация мысли, видение всего проблемного поля в антропологической перспективе. Ту же стратегию развивает и синергийная антропология, которую мы будем обсуждать ниже.) Можно еще заметить, что к синтетической природе дискурса всегда тяготела и русская философия, а также и в целом Восточнохристианский дискурс, в котором, в силу его особого, не такого как на Западе, отношения к религиозному опыту, размежевание философской и богословской мысли зачастую оказывалось неразрешимой проблемой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Кафедра древней общей церковной истории получила также нового преподавателя. В 1878 г. внезапно скончался профессор И. В. Чельцов , с 1870 г. – доктор богословия, первый удостоившийся этой высшей ученой степени в нашей академии, после публичной защиты диссертации. Год пустовала кафедра, так как поджидали окончания курса одним необыкновенно даровитым студентом, именно В. В. Болотовым , обратившим на себя внимание всей академии. Сразу же по окончании курса в 1879 г. В. В. Болотов 349 и занял эту кафедру (2 ноября 1879 г.), и притом – очень редкий, при уставе 1869 г., случай – прямо в звании доцента, как получивший степень магистра после защиты диссертации (28 октября того же 1879 г.). Огромное приобретение сделала академия в лице этого феноменально даровитого, можно сказать гениального человека, уже в Тверской семинарии славившегося своими необыкновенными дарованиями и познаниями. Еще перед поступлением его в академию его инспектор по семинарии, а мой бывший слушатель по Московской академии А. А. Тяжелов 350 , писал мне, что к нам в академию едет необыкновенных дарований студент, который уже и в семинарии имел научных знаний более иного окончившего полный академический курс. Славное имя профессора В. В. Болотова впоследствии стало известным далеко за пределами академии и духовного мира и внесло в историю родной академии одну из самых блестящих страниц. При кафедрах общей церковной истории древней и новой (вторую продолжал занимать профессор И.Е. Троицкий , с 1875 г. – доктор богословия и ординарный профессор) явились две приват-доцентуры: 1) по церковной географии и статистике и 2) по византийской истории. Лекции по первой (церковной географии и статистике) читал А. А. Автономов 351 , даровитый, обладавший прекрасным даром слова и большим остроумием, но, к сожалению, не привившийся к академии и вскоре (через год) оставивший ее сначала для светской службы, а потом для служения в священном сане. Приват-доцент по византийской истории – магистр сириец Герасим Яред 352 – служил гораздо долее (1870–1876); также очень даровитый, с горячей головой и легко воспламеняющимся характером, он оставил после себя немало ценных научных и литературных трудов. Преподавание этого отдела церковной истории он совмещал со службой в Петроградской духовной семинарии, до назначения его на ректуру в Псковскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В конечном итоге это должно привести к теории отношений насилия и воображения. Почему происходит так, что люди на дне (жертвы структурного насилия) всегда представляют, каково это быть такими, как люди на вершине (лицами, извлекающими выгоду из структурного насилия), но почти никогда не случается, чтобы люди на вершине представили, каково это — быть на дне? Люди, будучи существами, полными сочувствия, склонны становиться одним из главных оплотов любой системы неравенства: угнетённые действительно заботятся о своих угнетателях, по крайней мере гораздо больше, чем их угнетатели заботятся о них, но это, кажется, само является последствием структурного насилия. 5. Система добровольных объединений Какие разновидности существуют? В какой среде они процветают? Откуда, так или иначе, происходит причудливое понятие «корпорация»? 6. Теория политического счастья Вместо теории о том, почему большинство современных людей никогда не испытывают его. Такую теорию обосновать проще простого. 7. Иерархия Теория того, как иерархические структуры по своей собственной логике неизбежно создают свои собственные прообразы или отрицания. А это, кстати, правда. 8. Страдание и удовольствие: о приватизации желания Общее убеждение среди анархистов, автономов, ситуационистов и других новых революционеров заключается в том, что старое поколение мрачных, непреклонных, самоотверженных революционеров, рассматривающих мир только в терминах страдания, в конечном итоге лишь причиняет ещё больше мук самим революционерам. Это определённо то, что, как правило, и происходило в прошлом. Поэтому акцент ставится на удовольствие, карнавал, на создание «временных автономных зон», где человек может жить так, как будто он уже свободен. Идеал «фестиваля сопротивления» с его сумасшедшей музыкой и гигантскими куклами вполне сознательно является возвращением к миру огромных плетёных гигантов и драконов, майских деревьев 36 и танцев в костюмах героев легенды позднего средневековья о Робин Гуде; к тому самому миру, так сильно ненавистному пуританам, инициаторам «капиталистического духа», и который, в конце концов, им удалось уничтожить. История капитализма ведётся от атак на коллективное праздничное потребление к распространению очень личных, приватных, даже скрытных форм (впоследствии, как только они заставили людей проводить всё своё время за производством вещей вместо празднований, они должны были выявить способ продажи произведённого); это процесс приватизации желания. Теоретический вопрос: как всё это согласовать с беспокойной созерцательной проницательностью таких людей, как Славой Жижек: если кто-то желает возбуждения этнической ненависти, то самый простой способ добиться этого — сосредоточить внимание на странных, порочных способах, которыми другая группа, как предполагается, получает удовольствие. Если кто-то желает подчеркнуть общность, простейший способ — это указать на то, что они также чувствуют боль.

http://predanie.ru/book/220218-fragmenty...

Однако Сорокин не был разбит, он был лишь выбит из станицы и отброшен, и в день дневки батарею несколько раз по тревоге вызывали к станции. Цепи противника пытались при поддержке бронепоезда несколько раз наступать со стороны Платнировской, но огнем застав и выстрелами орудии противник был отброшен. В Кореновской нас застали плохие вести: армия генерала Эрдели ушла две недели тому назад из Екатеринодара, занятого красными. Таким образом, наш план похода на Екатеринодар для соединения с армией генерала Эрдели и полковника Покровского рухнул. Впереди была неразбитая группа «главковерха» Сорокина с бронепоездами, позади, уже в одном переходе, надвигалась на нас оправившаяся после поражения под Выселками «армия» Автономова. К вечеру стало известно, что наше командование решило обмануть Сорокина: бросить Екатеринодарское направление и ночью, повернув на восток, перейти Кубань, пробиться через район крестьянских хуторов в предгорные аулы и там, продвигаясь на юг, искать соединения с Кубанской армией Эрдели — Покровского. К полуночи 19 марта все части стянулись бесшумно к станции. Привычный ночной марш. Направо, в стороне Платнировской, виднелись зарева далеких огней, вероятно костров группы Сорокина. Не прошло и двух часов, как сзади послышались отдельные выстрелы, а потом частая ружейная стрельба. Сорокин спохватился, его части ринулись за нами и столкнулись с нашим арьергардом, но было уже поздно: наши главные силы и все обозы вышли из-под флангового удара. Когда настало утро, позади раздалась пушечная стрельба. Сорокин энергично нажимал на наш арьергард. Впереди были еще переправы через Кубань и через Лабу… Надо было с налета брать станицу Усть-Лабинскую, куда уже спешно подходили красные эшелоны со стороны Тихорецкой. Армия Корнилова была снова в тисках. Шрапнель Сорокина рвалась не только над нашим лазаретным обозом, но достигала и авангарда, разворачивавшегося для атаки на Усть-Лабинскую. Победы над Выселками и Кореневской внушили нам веру в свои силы. Со станичной площади орудия повели редкий, но меткий огонь по подходившим к станции эшелонам красных, не давая бойцам высаживаться.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

Ноябрьский филиал Новосибирского государственного технического университета Филиал Тобольской государственной социально-педагогической академии им.Д.И.Менделеева в г. Салехарде Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г.Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г.Новый Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина» в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина» в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономоного округа Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» в городе Надыме имени В.В. Ремизова Ярославская область 10 из 17 Ярославская государственная сельскохозяйственная академия Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского Ярославский государственный технический университет Рыбинский филиал РАНХиГС Филиал Московского государственного университета приборостроения и информатики в г. Угличе филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» в г.Ярославле

http://pravmir.ru/126-vuzov-neeffektivny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010