143 Эта сторона романтизма полно суммирована у Цветаевой: а Быт? «Быт русского дворянства в первой половине XIX века». Нужно же, чтобы люди были как-нибудь одеты» (Цветаева 1980, т. 2, с. 345). 145 В письмах А. – Ф. – К. Штрекфусу от 27 января 1827 года и И. – С. – М. Буассере от 12 октября 1827 года, а также в разговоре с Эккерманом от 31 января 1827 года. Ср. подборку: Textsammlung zur Literaturtheorie. Berlin, 1975, S. 139–143. 146 Причудлйво-демоническое «Варвик» вместо обыденного «Вильям», таинственное «Эльвина» вместо привычного «Эмма», «Алонзо» – вместо «Дуранда», «Изолина» – вместо «Бланки», «Адельстан» – вместо «Рудигер». 148 Для любознательных Жуковский разъяснил все эти реалии в примечаниях, почерпнутых из оригинала; но этим только подчеркнут контраст между внешним миром и внутренним миром стихотворения, где ничего разъяснять не нужно. 150 Ср. брошенное вскользь замечание: «Никто никогда не будет судить об идеологии Шиллера по переводам, куда Жуковский от себя вписал строчки: «И смертный пред богом смирись " или «Смертный, Силе, нас гнетущей, покоряйся и терпи " » (. Автономова, Гаспаров 1969, с. 111). 153 Некоторое время назад было принято больше принимать всерьез Вячеслава Иванова как теоретика, нежели как поэта; выражение этой точки зрения – известные слова Ахматовой: «Всеобъемлющий ум», но поэзия уже «не существует» (Ахматова 1968, с. 340). Сейчас вспоминать эти слова несколько странно. Что заново становится живым, так это поэзия Вячеслава Иванова с присущим ей кровным ощущением всечеловеческой культурной памяти, «анамнезиса», борющегося с забвением. Поэзия нужна; теория «интересна» или «поучительна» – другой иерархический уровень. 154 Письмо от 13/26 августа 1909 года (Мандельштам 19736, с. 262). Слово «стихия» в приложении к Вячеславу Иванову может показаться неожиданным; оно не так тривиально, как в приложении к Блоку, но оно оправдано, ибо «филология» действительно приобретает в стихах Иванова безоглядность лирической стихии. Соотношение «искусственного» и «стихийного» здесь очень непросто. Как замечал в свое время Андрей Белый, «искусственность Вячеслава Иванова – непосредственна в нем» (Белый 1916, с. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И. В. Васильев скончался далеко еще не в преклонных летах, на 62-м году жизни, 1881 г., 27 декабря, в Гатчине. За два года перед тем он перенес тяжкую болезнь – менингит (воспаление мозговых оболочек). Возобновление этой болезни было причиной и его кончины. После его смерти все сошлись в признании крупного его значения в нашей духовной среде, не только его почитатели, но и люди, мало к нему расположенные при его жизни. Митрополит Исидор, когда узнал об его кончине, сказал: «Какого человека мы лишились!» – характерное восклицание, свидетельствующее, замечу кстати, о направлении и отношении самого митрополита к тогдашним реформам, крупнейшим представителем которых был протоиерей И. В. Васильев. Даже К. П. Победоносцев , не сочувствовавший ему, признал (в разговоре с моим свояком, протоиереем А. А. Автономовым), что протоиерей И.В. В-в был «крупная величина». А один крайний реакционер (в какой-то брошюре, название которой забыл) писал, что протоиерей Васильев был для своего времени тем же, чем Феофан Прокопович для времени Петра I, и «такой же вред принес Церкви». Как бы ни смотреть на такую выходку, во всяком случае в ней слышится признание большого влияния почившего о. протоиерея на наши тогдашние церковные дела, в особенности в области духовно-учебной. Интересно, как смотрел на пройденное им поприще на новом месте служения в Петрограде сам И. В. Памятен наш разговор с ним в последнее лето перед его кончиной. Это было в Гатчине, в 1881 г., в собственном его скромном домике, в саду. Подумывая уже об отставке, И. В. говорит мне: «Нужно выходить в отставку. Я старый изъезженный конь, пора в конюшню, на покой. Всё, о чем я мечтал, сбылось, исполнилось; теперь – со вступлением К. П. Победоносцева на должность обер-прокурора Св. Синода – начинается что-то новое. Может быть, это новое и будет лучше прежнего, но уже не могу себя переделать и потому больше не слуга...» У него уже начались пререкания с новым обер-прокурором К. П. Победоносцевым. С прежним, графом Д. А. Толстым, несмотря на нередкие также разногласия, все-таки он ладил и имел у него большой вес и значение, нередко останавливая и отклоняя его от слишком решительных и поспешных действий, свойственных желчному и деспотическому характеру этого обер-прокурора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

п. Собственно мои чтения имели в виду, в 1-х, разъяснение некоторых церковных установлений, непонимаемых не только простым народом, но и людьми образованными, во 2-х, разоблачение религиозных заблуждений молокан и баптистов. Из установлений церковных я, между прочных, коснулся значения совершаемого в неделю православия обряда анафематствования, как спасительного средства, удерживающего христиан от отпадения от веры; значения поста, как необходимого средства для спасения человека и т. д. В чтениях, направленных против молокан и баптистов, я говорил о необходимости крещения для каждого христианина вообще и в частности о необходимости крещения младенцев, ссылаясь по этому предмету на прямые указания свящ. писания и на церковную практику; о почитании креста и св. икон вообще; о таинствах, установленных православною церковию, как необходимых средствах для спасения души и обязательных для каждого истинно-верующего христианина; говорил также и о других заблуждениях, которых держатся молокане и баптисты. Некоторые произнесенные мною речи, в видах широкого распространения их между православными, назначены для издания их отдельной брошюрой. Цель издания и распространения брошюры заключается в том, чтобы, чрез разоблачение религиозных заблуждений молокан и баптистов, предупредить случаи совращения православных в означенные секты, удержать их, особенно же простой народ, в недрах православной церкви. Из других местностей Экзархата религиозно-нравственные собеседования происходили в город Баку. Собеседования вел протоиерей Ляпидевский, при участии приглашенного им в качестве сотрудника, бывшего студента Киевской духовной академии, отставного действительного статского советника Спасского-Автономова. Чтения назначались частию для назидания и поучения православных, частию же были направлены против сектантов, проживающих в г. Баку. Спасский-Автономов на собеседованиях читал рукопись собственного сочинения, просмотренную предварительно протоиереем Ляпидевским. В рукописи этой, над которой автор трудился десять лет, он выясняет отношение нравственной жизни человеческой к науке и религии, в духе православного христианского учения, по богословским догматам и историческим началам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Отчасти она вдохновлена особенностями итальянских социальных условий — массовым отказом молодёжи от работы на заводах, процветанием сквотов и захваченных «социальных центров» во многих городах страны… Тем не менее в целом Италия, как кажется, послужила своеобразной лабораторией для будущих социальных движений, предвосхищая тренды, реализующиеся в настоящее время в глобальном масштабе. Теория исхода предполагает, что наиболее эффективным методом противостояния капитализму и либеральному государству является не прямое противостояние, а то, что Паоло Вирно 23 назвал «отступлением с боем»: массовым дезертирством тех, кто жаждет создания новых форм сообществ. Стоит лишь заглянуть в исторические документы, чтобы убедиться в том, что большинство успешных форм народного сопротивления принимали именно это обличие. Они не шли в лобовое столкновение с властью (как правило, это приводит к кровопролитию, а если нет, то зачастую к превращению в ещё худший вариант: в то, с чем боролись), но переходили от одной стратегии к другой, уворачиваясь от объятий власти, убегая, дезертируя и основывая новые сообщества. Ян Мулье Бутан, историк автономизма, даже утверждал, что история капитализма — это серия попыток решить проблему мобильности рабочих (отсюда бесконечная разработка таких атрибутов, как договора ученичества между мастером и учеником, рабство, привлечение рабочих-кули,24 использование гастарбайтеров и внештатных сотрудников, бесчисленные формы пограничного контроля), поскольку если бы система в действительности была бы близка к своей собственной фантастической версии, в которой рабочие могли свободно наниматься и увольняться с работы, когда бы и где бы они ни хотели, она бы полностью развалилась. Именно по этой причине одним из наиболее настойчивых требований, выдвигавшихся радикальными участниками антиглобалистского движения — от итальянских автономов до анархистов из Северной Америки — всегда было требование глобальной свободы перемещения, «настоящей глобализации», уничтожения границ, всеобщего падения стен.

http://predanie.ru/book/220218-fragmenty...

Корниловцы — частью республиканцы. Для них «Царь — не кумир». Говорят, что цвета их погона, черный и красный, это цвета партии социалистов-революционеров — «Земля и Воля» (черный — земля, красный — воля). Но, вернее, надо расшифровывать эти цвета как четкий боевой лозунг: «Свобода или смерть!» К тому же у них на рукавах щит голубого цвета, с нарисованным на нем черепом, под коим рвущаяся граната и скрещенные мечи. Поют они на мотив революционной песни: Дружно, корниловцы, в ногу С нами Корнилов идет. Спасет он, наверно, свободу, Не выдаст он русский народ… Офицеры батальона генерала Маркова поют на мотив «Белая акация»: Смело мы в бой пойдем за Русь Святую, И как один прольем кровь молодую… Студенты Ростовского батальона поют свою песню: Вспоили вы нас и вскормили Отчизны родные поля, И мы беззаветно любили Тебя, Святой Руси, земля. Теперь же грозный час борьбы настал, Коварный враг на нас напал, И каждому — кто Руси сын, На бой кровавый — путь один… Все бойцы соперничают друг с другом в лихости и отваге: корниловцы, республиканцы, монархисты-гвардейцы, кадеты, гимназисты, студенты, юнкера, девушки-казачки и ростовские гимназистки, из коих немало ушло с нами в поход, не только сестрами, но и в строю. Мы неизменно гоним красных, хотя они во много раз превосходят нас числом. У них бронепоезда, базы, сколько угодно снарядов и патронов. У нас лишь то, что при себе — повозки со снарядами, взятые с бою и оплаченные кровью. Красные окружают нас часто, пытаются сжать и раздавить, засыпают гранатами, ведут непрерывный ружейный и пулеметный огонь, не жалея снаряжения. Но высок престиж генерала Корнилова и идей Добровольчества, сильна вера в свою правоту и в победу у всех партизан, юнкеров, казаков и офицеров. Под Выселками мы разбиваем банды Автономова, а на другой день выбиваем армию «главковерха» Сорокина из станицы Кореневской. Маленькая «армия» генерала Корнилова гонит десятки тысяч по кубанской степи, по равнине Ставрополья, десятки тысяч дезертиров со всех фронтов войны — латышей, черноморских матросов, китайцев, 39-ю дивизию, шахтеров Донбасса, рабочих из Баку, Темрюка, Керчи и Тамани… Мы гоним их всегда.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

(Paris: Presses Universitaires de France, 1967); в этом, возможно, самом влиятельном и систематическом тексте о теории эстетики со времен труда Бенедетто Кроче Estetica (а то и превосходящем его) красота – традиционный эстетический критерий, в отношении которого автор не проявляет никакого постоянства. Хотя он хочет в каком-то смысле признать существование красоты, он не может найти для нее места в схеме эстетики; для него она остается, должно быть, почти совсем не разработанной темой, которая неотступно преследует, хотя не может направить его феноменологию. 51 «Различие», в пер. Н. Автономовой – «различАние» (фр., графически измененное у Деррида). – Прим. пер. 52 См.: Enneads 5.8.9, а также: E. Krakowski, «L " Estetique de Plotin et son influence (Paris, 1929), 159. 54 Rudolf Bultmann, Jesus Christ and. Mythology (New York: Scribner, 1958), 15. (Рус. пер.: P. Бультман, Избранное: Вера и понимание. М., 2004. С.211–249. – Прим. ред.) 55 Bultmann, Jesus Christ and Mythology, 17. Здесь, между прочим, Бультман воспроизводит заблуждение Гарнака и других, предлагавших считать, что рассказ о воплощении подчиняется драматической морфологии определенных существовавших до него гностических мифов о Спасителе; это, однако, носит крайне спекулятивный характер: не только не существует никакого свидетельства о существовании подобных мифов до христианства, но единственные гностические системы, в которых появляются такие мифы (а этих систем меньше, чем можно себе вообразить), – это системы, на которые очевидным образом повлияла христианская мысль. 57 Взято из: Rudolf Bultmann, Glauben und Verstehen: Gesammelte Aufsatze, 4 vols. (Tubin gen: J. C. B. Mohr, 1975), 2:137; цитируется в: Hans Urs von Balthasar, The Glory of the Lord: A Theological Aesthetics, vol. 4, The Realm of Metaphysics in Antiquity, trans. Brian McNeil, Andrew Louth, John Saward, Rowan Williams and Oliver Davies (San Francisco: Ignatius, 1989), 27, n. 11. 62 Здесь, по странности, весьма кстати несколько замечаний Владимира Набокова, который никогда не уставал заявлять о своей неприязни к «символической» теории: «Понятие символа (...) всегда было для меня отвратительно (...) Символизм устраивает шумиху в школах (...) разрушает как чистый интеллект, так и поэтическое чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Карловки об исключении «штундистов» из общества, состоявшийся 7 апр. 1868 г. В приговоре этом, между прочим, говорится, что для вразумления отступивших от православной веры были приняты меры наказания, но ни наказания, ни увещания священника не принесли действительной пользы: отступившие от православия дали было подписку о возвращении в православие, но скоро снова уклонились от церкви 179 . Из сообщения священника видно, что переход православных «в какую-то секту» сделался заметным за три слишком года до принятия Цымбалом крещения; приговор-же крестьян ясно свидетельствует о том, что карловские штундисты в 1868 г. резко обнаружили наклонность к секте 180 . Официальное дело о собраниях любомирских 181 крестьян началось в 1867 г.; между тем, по сообщению автора статьи «Любомирские штундисты» 182 , они открылись в начале 60-х годов. Вожаком любомирских штундистов выступил крестьянин м. Любомирки Иван Рябошапка 183 . Рябошапка был совращен в штундизм вскоре после отмены крепостного права старо-данцигским колонистом Мартином Гюбнером 184 . Гюбнер своими беседами так сильно повлиял 185 на Рябошапку, что последний, по его собственному признанию, «изведав порок во всех его видах», совершенно изменил свой образ жизни: бросил пьянство и распутство. Вращаясь между немцами, участвуя в их религиозных собраниях, он научился грамоте, перенял напевы их религиозных гимнов, усвоил их учение. «Приняв, по замечанию о. Автономова, вид апостола, он начал совращение православных проповедью о покаянии. Нервно больной, с блестящими глазами и бледным лицом, он возвещал жителям Любомарки, что они – «погибшие люди» 186 . Речи свои Рябошапка подтверждал словами Св. Писания. «Народ смущался, слушая Рябошапку. С Библией в руках, переходя из дома в дом, он в короткое время успел привлечь на свою сторону до 20 человек обоего пола» 187 . – Увещания местного священника оказались безуспешными. Сельские власти обратились к мерам репрессивным. В 1867 г. Рябошапка и Кравченко с их последователями были подвергнуты аресту, после чего Рябошапку и Кравченко отослали в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Трагедия в том, что не зная иного опыта, кроме примитивного гедонизма, человек заведомо отбрасывает все, что в той или иной мере сопряжено с трудом и внутренним напряжением. Отметается подлинное личностное общение с людьми, поскольку в нем есть риск быть отвергнутым в своей открытости. Отметается также и сама возможность взаимоотношения с Личностью Бога, поскольку уже один только факт возможности таких отношений ставит человека перед реальностью того, что он не принадлежит себе, что он во власти Бога! Откуда знать гедонисту, что, доверься он Богу, и его жизнь наполнится радостью, бесконечно превышающей удовольствие единоличного владения собой! Поэтому задача тех, кто знает эту радость, сделать так, чтобы гедонисты всегда имели доступ хотя бы к рассудочному знанию об ином опыте. Это необходимо для того, чтобы всеваемые Богом в их души семена иного опыта могли обрести для себя надежную почву. Поэтому необходимо, чтобы сегодня христианское просвещение распространялось главным образом как описание опыта личного знания Бога. А такое описание – главное содержание памятников святоотеческой аскетики, одного из самых богатых по числу шедевров жанров христианской литературы. 3 Помимо “тревожности” клиент психоаналитика должен обладать и еще некоторыми чертами. Так, в статье о перспективах фрейдизма в России его сторонник сетует на то, что тысячелетие Православия даром не прошло: русские девушки целомудренны и не желают разговаривать на темы, которые считают недостойными. Опыт православного отношения к фрейдизму описывается в работе: Moran J. Ortodoxy and Modern Depth Psychology//Living Ortodoxy in the modern world/Ed. by A. Walker and C. Carras. London, 1996. – Ред. 5 Автономова Е. С. Вступительная статья//Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., 1991. – С. 14–15. 10 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней/Пер. с итал. С. Мальцевой. СПб., 1997. – С. 621. 14 Отметим также, что фрейдистская модель личности, предлагающая “простое” объяснение всем сложностям человеческой (в том числе социальной) жизни, легко поддается массовому усвоению и поэтому может служить действенным средством манипулирования обществом. Именно это – при всех различиях – роднит фрейдизм с марксизмом; на это сходство указывал известный философ М. К. Мамардашвили. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

– «Клуб 2015» (инициатор и вдохновитель – один из самых успешных менеджеров страны Владимир Преображенский, вице-президент компании «Вымпелком» (с 2002 года – финансовый директор компании «Вимм-Биль-Данн»), председатель Клуба – Сергей Воробьев, генеральный директор Ward Howell-Poccuя); – Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество – детям России» (председатель – Элла Памфилова; сопредседатели: д.ю.н., проф. Алексей Автономов – Фонд развития парламентаризма в России; Леонид Рошаль – президент Международного благотворительного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, председатель комиссии Общественной палаты по здравоохранению; Олег Зыков – член Общественной палаты, президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании»; Алексей Головань – уполномоченный по правам ребенка г. Москвы; Борис Альтшулер – исполнительный директор региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка»; Андрей Бабушкин – общественный комитет «За гражданские права»; Сокорро Дельгадо – общероссийская благотворительная организация «Детям России»; Нодар Хананашвили – региональная общественная организация «Социальная академия»). Первая скрипка Роль, так сказать, первой скрипки в ювенальном оркестре выполняет благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркотикам» («НАН») . Эта общественная некоммерческая организация, основанная в 1987 году, имеет более 60 региональных отделений и филиалов в России. Президент – Олег Зыков. Направление деятельности: профилактика и лечение алкоголизма и наркомании, благотворительность, организация досуга для детей и подростков, реабилитация беспризорных и трудных детей, мероприятия в области создания системы ювенальной юстиции. Сотрудничество: Population Services International (PSI) (организация-разработчик известного скандального проекта растления детей «Глобус»), ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, институт «Открытое Общество» (фонд Сороса), фонд «Евразия». Программы и мероприятия: «Дети улиц» – обмен шприцов и раздача презервативов; программа снижения вреда «Ясень» – выдача информационных буклетов и презервативов, обмен шприцами, консультации для потребителей наркотиков (вплоть до подробного описания обработки шприцов в домашних условиях), консультации по безопасному сексу и т.д.; общероссийский конкурс «Поколение, свободное от СПИДа» – раздача всевозможных буклетов, презервативов и брошюр по «безопасному сексу»; вечеринка «Вилка» с призами-презервативами для участников; программа «12 шагов» – создание групп самопомощи «Анонимные алкоголики».

http://pravoslavie.ru/29147.html

Имеется свидетельство о состоянии церкви в советский период в послевоенное время. Так, в письме настоятеля Димитриевской церкви протоиерея Павла Автономова от 12 декабря 1948 г. на имя начальника Инвентаризационного бюро г. Новочеркасска (копии Уполномоченному по делам церквей при Доноблисполкоме и Патриаршее Управление г. Москва) указывается на то, что по прежней оценке стоимости здания храма (переоценка проводилась в Новочеркасске в 1928-1932 гг.) оно стоило 56.800 руб. В 1948 г. цена практически удвоилась и стала 135.300 руб. В связи с эти возросла и сумма налога с данного храма на 785 руб. В силу этого настоятель храма спрашивает: " 1. На основании каких вычислений повышена эта оценка малого и почти полуразрушенного здания Кладбищенской церкви? 2. Осматривали ли здание церкви перед его переоценкой? 3.Обратили ли внимание на то, что это здание: а) не капитальное, смешанное: из жженого кирпича, с слабым фундаментом, с деревянными полами и потолком (без сводов); б) что осадка фундамента под всеми стенами грозит разрушением всем стенам; ... е) видимо грунт под зданием храма был изуродован могилами; здание и теперь окружается могилами, которые примыкают к самим стенам храма, а фундамент не достаточно глубок и массивен даже для таких небольших стен с их легкой верхней нагрузкой - двухскатной, деревянной, под железо крышей. 4. Почему это здание, представляющее собою неудачную смешанную кирпично-деревянную стройку, без других капитальных ценностей, оценено было в 56.800 руб., когда первоначальная его стройстоимость не превышала 15-18 тыс. руб., а теперь оценивается чудовищно в 135.300 руб. 5. Если эта стоимость восстановительная, почему не обратили внимание при переоценке, что здание с такими дефектами сдано по типовому договору общине верующих в бессрочное и бесплатное пользование, и на общину возложили ремонт здания? Тогда для чего же чудовищная оценка и напрасные и обидные платежи с общины? Разве Горкомхоз, как таковой, будет когда-либо реставрировать обыкновенные приходские храмы? Прошу Вас переосвидетельствовать здание Кладбищенской церкви и исправить неправильность оценки: не только не оставить оценку в 135.300 руб., но и с прежней оценки 56.800 руб. сбросить не менее 30%, что было справедливо и более соответствовало бы действительности. " Подписали это письмо: настоятель церкви протоирей Павел Автономов, староста церкви Мишустина, казначей Федорищев и член ревизионной комиссии Миненкова.

http://sobory.ru/article/?object=32229

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010