Дух. Консист. § 79, примечание). – Тем менее иноепархиальные священнослужители могут самопроизвольно совершить какие бы то ни было службы в чужой епархии. – Каждый священник и диакон, по закону, может и должен священнодействовать только в той епархии, в которой или для которой он рукоположен (Апост. Прав. 15, 16; I. Всел. соб. пр. 16; IV Всел. соб. пр. 5; VI Всел. соб. пр. 17; Антиох. соб. пр. 3), и но преимуществу в том приходе, к которому рукоположен (Св. Зак. т. XIV, ст. 86; сравн. Уст. Дух. Консист. § 75). Служить в чужой епархии, а тем более совершать здесь какие бы то ни было требы, иноепархиальные священнослужители могут только с разрешения местного епископа, и то исключительно в тех случаях, когда в паспортах помянутых священнослужителей не значится, что они состоят под запрещением. Только к наших лаврах и в некоторых больших русских монастырях наместники и настоятели их получают от епархиального начальства право разрешать иноепархиальным священнослужителям совершить литургию в их монастырях, если со стороны самих священнослужителей к тому препятствий не полагается. § 25. Касательно встречи Их Императорских Величеств и прочих особ Царской Фамилии, в случае, если бы при этом они пожелали быть в церкви, принято наблюдать следующие правила: 1) При приближении к селению – благовест, а при въезде в селение – звон. 2) Священник с крестом, диакон с кадилом, дьячки со свечами, а если можно, вынести хоругви; стоять близ церкви в облачении. 3) Если Государь из экипажа не выходит, то священник осеняет крестом, диакон кадит. 4) Если изволит выйти из экипажа, священник подносит крест для целования не на блюде, а в руках; в сие время звон прекращается. 5) Если соизволит идти в церковь , священник с причтом предшествует с пением стиха: «Бог Господь и явися нам....» однажды и, показав Его Величеству место между амвоном и клиросом (где прилично быть ковру), становятся на свое место за амвоном, диакон по левую сторону, а причетники на клиросах. § 26. Когда Архипастырь имеет посетить приходскую церковь , то за час по крайней мере до его прибытия священник должен распорядиться, чтобы был звон на колокольне для собрания народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

3. Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви. Вси бо вы, – говорит св. Апостол Христианам, – сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся... вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:26, 27, 28 ). И в другом месте: ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллини, или раби, или свободни: и вси единем Духом напоихомся ( 1Кор. 12:13 ). 4. Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни. Иже веру имет, – сказал Спаситель, – и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Все эти действия благодати в таинстве крещения нераздельны между собою. Возрождая человека, она тем самым очищает его от всякого греха, оправдывает и освящает. Очищая от грехов, тем самым спасает от вечных наказаний за грехи. А оправдывая пред Богом и освящая, тем самым соделывает чадом Божиим, членом тела Христова и наследником жизни вечной. II. Вследствие таких действий, производимых таинством крещения в душах верующих, православная Церковь , последуя Слову Божьему ( Еф . 4:6 ), научает нас исповедовать «едино крещение», едино в том смысле, что крещение преподается каждому человеку только однажды, и если совершено правильно, ни для кого повторяться не может (Простр. Хр. Катех. о крещ.). Ибо таинство это в собственном смысле раждает нас в жизнь духовную ( Ин. 3:5 ). Но как для жизни естественной каждый человек может родиться только однажды, так точно – и для жизни духовной; как при естественном рождении каждый из нас получает от природы определенный вид, образ, остающейся с нами навсегда, так точно и при духовном нашем рождении, таинство крещения полагает на каждого неизгладимую печать, которая остается на крестившемся всегда, хотя бы он после крещения наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 16). Посему-то все, даже крещенные еретиками, если только были крещены правильно во имя Пресв. Троицы, по древним правилам церковным (I всел. Соб. прав. 8; II всел. 7; VI всел. 95), не были перекрещиваемы вновь, когда они приходили к православной Церкви, и не перекрещиваются ныне, – а были присоединяемы и присоединяются к ней через возложение рук, или через таинство миропомазания (Карфаг. прав. 68; Лаод. 7). Вновь же было преподаваемо крещение и преподается только тем, которые крещены прежде неправильно, не во имя Пресв. Троицы, не по Господню установлению, и которые след. вовсе не сподобились благодати этого таинства (Лаод. 8; II всел. прав. 7; IV всел. пр. 95). § 139. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровью

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Таковые же рассуждения встречаются в изложении правил: Неокесарийского 14-го (в гл. 31 бук. «ε»), – о причине поставлена в малых городах и селениях – хорепископов, а не епископов; VI Всел. соб. 79-го (в гл. 8 буквы «κ» и о непорочном зачатии и безболезненном рождений Пресвятою Девою Предвечного Младенца; в трактате «об анафеме») 128 . 2 . Примечания догматические в изложении правил, – каковы: а) в изложении Апостол. пр. 49 (в гл. 1 бук. «β»): «49-е пр. св. Ап. повелевает крестить согласно Господню изречению – во Отца и Сына и Св. Духа, а не в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: ибо един безначальный Отец по безвинности, и един Сын – по неизреченному рождению, и един Утешитель Дух Святый – по исхождению от нерожденного»; б) в изложений 48-го прав, собора Лаодикийского (в гл. 1 бук. «β») о благодатном действии таинства миропомазания на приемлющего оное: «миро, освящаемое молитвами и призыванием Св. Духа, освящает помазуемых и поставляет их причастниками царства Христова, если только мы не сделаем себя чуждыми его небрежным житием и злыми делами»; в) в изложении 2-го вопросоответа Тимофея Александрийского – объяснение причины запрещения – совершать крещение над оглашенным, находящимся в состояний бешенства, до времени совершенного освобождения его от действия злого духа (в гл. 1 бук. «β»); здесь же и о необходимости – крещения такового в случае смертной опасности; г) в изложении 81-го пр. VI Всел. собора (в гл. 35 бук. «ε») – объяснение строгости наказания, налагаемого правилом дерзающим к словам трисвятой песни: «святый безсмертный» – прибавлять слова: «распныйся за ны»: «ибо таковое прибавление или вводит четвертое лице и поставляет отдельно Сына Божия, ипостасную силу Отца, и отдельно распятого Христа, как будто бы другого, отдельного от крепкого, или заключает мысль о страдании Троицы и о сораспятии с Сыном Отца и Св. Духа». Таковы же примечания в изложений правил: 78 – VI Всел. соб. и 46 соб. Лаод. о цели и назначении предварительная оглашения над крещаемыми (в гл. 1 литеры «β»); Карф. 37 (46) о присоединении воды к вину при совершении бескровной жертвы (в гл. 8 бук. «κ»), и о теплоте, вливаемой в чашу (там же); Гангр. 17 (18) о радостном и веселом препровождении воскресных дней (гл. 37 бук. «κ»); Ант. собора пр. 2-е о тесном соединений между собою христиан – по единству веры (в гл. 24 бук. «κ»); Апост. 65 (66) (в гл. 5 лит. «φ») и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

2. Что касается нравственных качеств священника (диакона), то они достаточно указаны пастырскими посланиями ап. Павла, особенно 3-ей главой послания к Тимофею и 1-ой главой послания к Титу. Эти свойства: благочестие, трезвенность физическая и душевная (по Златоусту, в смысле неустанного бодрствования о пастве), целомудрие, т.е. ум и сердце, не потемненные страстями, благоговение, т.е. церковность, глубокое чувство любви к Богу и Церкви, честность, миролюбие. Несмотря на важность анализа этих свойств пастыря, мы считаем невозможным говорить о них подробно. Содержание указанных терминов понятно, а за подробным анализом отсылаем к толкованиям апостольских, так называемых пастырских посланий (особ. еп. Феофан). Отметим ст. проф. Зарина «Значение некоторых наименований, коими св. ап. Павел характеризует пастырское служение (пасторологический этюд)». «Христ. Чт.», январь, 1913 г. 3. Физические условия. Правилами 11-м Неокесарийского собора и 22-м Карфагенского поместного собора постановлено было, чтобы в пресвитеры избираемы были лица не моложе 30 лет, а в диаконы не моложе 25 лет, и это правило потом утверждено было Шестым Вселенским собором (прав. 14, 15). Подобные же правила издревле существовали и в Русской Церкви. В 1869 г. это правило было снова подтверждено, но фактически оно почти совершенно забыто. Для прочих степеней церковного служения лета определены на соборах следующим образом: для иподиаконов – не менее 20 лет, для диаконис – 40, а чтецы и певцы могут быть и моложе 20 лет (IV Всел. соб., прав. 15; VI Всел. соб., прав. 14 и 15; Трулл. соб., прав. 14). Относительно прочих физических качеств в ветхозаветной Церкви требовалось, чтобы во священники избирались только те из левитов, которые не имели никакого телесного порока или повреждения в членах, так что, если бы после посвящения их случалось какое-либо повреждение в теле, они исключались из священного звания: «Да не осквернят, – сказано в законе, – святилища Бога своего» ( Лев.21:16–24 ). Теперь не дозволяется рукополагать только с такими телесными недостатками, которые могут препятствовать надлежащему исполнению священнических обязанностей и трудов. Таковы: глухота, слепота (апост. прав. 78) и падучая болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Церковь отрицалась и их из себя извергала, по заповеди Господа: аще и Церковь преслушает, да будет тебе яко σπερ язычник и мытарь (Мф. 18: 17). Однако это яко язычник, хотя и выражает практическое отношение к упорствующим в своем заблуждении, но не отожествляет их с язычниками, от которых они во всяком случае отличаются и в лучшую сторону, как озаренные светом Христовым, и в худшую, как от единства веры отпадшие, чего нельзя, конечно, сказать об язычниках. В этом смысле надо понимать и многочисленные канонические определения по отношению к еретикам, сохраняющие силу церковного закона и до наших дней. Не все знают эти каноны и отдают себе отчет в той степени церковной ревности, которая в них проявляется. Общая задача этих церковных постановлений есть охранение стада церковного от еретиков и раскольников. Уже т. наз. апостольские правила определяют общие основания отношений к отпавшим от общения церковного. Правило 10: аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме (т. е. не только в Церкви): таковой да будет отлучен. Прав. 11: Аще кто принадлежа ко клиру с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам. Прав. 45: Епископ или пресвитер или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо яко служителям церкви, да будет извержен. Лаодикийского собора правило 6: не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий. Правило ЗЗ: не подобает молиться с еретиком или отщепенцем. Правило 9 Тимофея, еп. Александрийского. Вопрос: Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков или будет ли то ни мало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие? Ответ: В божественной литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые к общению изыдите. Посему таковые не должны присутствовати, аще не обещаются покаятися и оставити ересь. 72 правило VI Всел. собора воспрещает и смешанные браки с еретиками: «недостоит мужу православному с женой еретичкою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетатися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовой жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен (ср. 14 прав. IV всел. соб., лаодик. соб. прав. 10, карфаг. соб. прав. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Священнослужащие, по Уставу Православной Церкви, при совершении литургии, должны непременно приобщаться Святых Таин (Апост., прав. 8) и, приступая к совершению страшного таинства, должны приготовить себя к нему. Они должны, во 1-х, удалить все нравственные препятствия к совершению ее: как-то – укор совести, вражду, уныние и тому подобное, и быть примирены со всеми. Во 2-х, утвердить себя в благоговейном молитвенном расположении исполнением так называемого «правила пред причастием» (Извест. учит. в Служебн. Номок. 124-й 571 , 1Кор.11:28–30 ). В 3-х, с вечера воздерживаться от излишнего употребления нищи, с полуночи не вкушать и воды и совершать литургию, не пивши и не евши и проч. (VI Всел. Соб., прав. 29. Корф. Соб., прав. 41, 47, 58. Извест. учит. в Служебн.), и вообще приступать в чистоте души и тела (VI Всел. Соб., прав. 13. Сн. 13 Канон. Прав. св. Тимофея, епископа Александрийского). Придя в храм для совершения литургии, священнослужители прежде всего приготовляют себя молитвословиями. Они становятся пред Царскими дверями и молятся пред алтарем. Диакон испрашивает благословение: «Благослови, Владыко». священник благословляет, говоря: «Благословен Бог наш». Затем читают те молитвы, которыми обыкновенно начинаются службы, именно – молитву к Святому Духу: «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш»; затем – покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи», на «Слава»: «Господи, помилуй нас», на «И ныне»: Богородичен – «Милосердия двери отверзи нам». По произнесении сего поклоняются пред иконами Спасителя и Богоматери и целуют их, произносят: пред иконою Спасителя тропарь: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий», и пред иконою Богоматери – тропарь: «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». По целовании икон Священник просит Господа, чтобы Он ниспослал руку Свою с высоты святого Своего жилища и укрепил его в предлежащую службу. Затем «творят к ликам поклоны по единому» (т. е. но поклону к каждому лику), прося тем у предстоящих прощения в обидах и оскорблении. Священнослужители, хотя бы имели вход в алтарь и не чрез церковь , не иначе начинают литургию, как прочитав пред Царскими дверями указанные входные молитвы. Ибо, приступая к страшному престолу Божию для совершения бескровного жертвоприношения, при уповании на милость Божию, должно иметь сознание своих грехов, принесть покаяние пред вратами алтаря и смиренно просить о помиловании 572 . После поклонения иконам священник и диакон входят в алтарь, произнося псалом: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Вшед в алтарь, они делают три поклона пред святым престолом и целуют святое Евангелие, лежащее на престоле и изобразующее Самого Господа, крест Господень, потом целуют святый престол 573 , почитая его как седалище живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Согласно «апостольскому правилу»: «Дважды в году да бывает собор епископов» (37 апост. прав.), в христианской Церкви издревле (как полагают, с конца II-ro века) собирались дважды или, по крайней мере, однажды в году областные или поместные соборы епископов. В период отдельного существования церкви от государства (до IV в.) право и инициатива созвания соборов принадлежала епископам главных городов. (На основании апостольских правил: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них и признавати его яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения» 34 апост. прав.) Епископы таких, например, городов, как Антиохия, Александрия, Рим, Карфаген издревле пользовались преимуществами авторитета и власти над епископами соседних городов (I Всел. Ник. соб. пр. 6, также историч. свед. о жизни св. Киприана Карфагенского ). Епископы главных городов и созывали других епископов на соборы 13 . С IV века, когда Церковь вступила в «союз» с государством и когда императоры стали называть себя «епископами внешних дел Церкви» ( Константин Великий ) и «императорами и священниками» (Лев Исаврянин), право созвания соборов становится общим достоянием как духовной, так и светской власти и последней даже более, чем первой. Хотя церковная юрисдикция этого времени определила это право ясно и точно в пользу представителей главных городов (со времени I-ro всел. соб. 325 г. они назыв. митрополитами, 19 и 20 пр. Антиохийск., 19 пр. IV вс. соб. и 8 пр. VI вс. соб.), но в действительности это право принадлежало им в менее важных случаях – при созвании периодических областных соборов; во всех же важнейших случаях, когда церковная жизнь выдвигала на очередь обсуждение догматических основ христианского вероучения, устроения церковной жизни – избрания и поставления важнейших иерархических лиц, право созвания соборов – и поместных и вселенских – предоставляли себе христианские императоры. Они рассылали предстоятелям главнейших церквей грамоты с приглашением на собор, назначали место и время соборов, в потребных случаях переводили соборы из одного места в другое, временно прекращали заседания соборов, определяли иногда приблизительное число членов собора, делали ассигновки на расходы по съезду и содержанию членов собора, распускали соборы, утверждали, или не утверждали соборные постановления своими указами и силой своей власти приводили их в исполнение, или поручали вновь рассмотреть известные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Велик. не достигшими шестнадцати лет или семнадцати лет; по 140 пр. Соб. Карф., – двадцати пяти лет по 41 пр. VI Всел. Соб. в иноческие обители могут быть принимаемы и несовершеннолетия, – для приготовления к произнесению обетов), не признавались действительными, «ибо детские слова в сем деле не подобает почитати твердыми» (Васил. Вел. пр. 18). 2) В порядке совершения браков должно различать два действия: обручение и браковенчание. Обручение, по греко-римским законам, определялось как память (mentio) и взаимное обещание известных лиц вступить в действительный брак. В таком смысле обручение существовало в гражданском обществе прежде просвещения его христианством; Церковь утвердила своим благословением и молитвами обручение, совершаемое гражданским порядком и дополнила это гражданское обручение своими постановлениями. По законам греко-римским обручение могло быть совершено в семилетнем возрасте – только не ранее. Оно не имело безусловно обязательной силы для обручаемых между собой; оно могло быть расторгаемо не только по уважительным причинам, но и по одному взаимному согласию обрученных или по нежеланию одной стороны вступать в брак с другой, – без всяких последствий, кроме того разве, что отрекшаяся сторона от брака лишалась данного залога. Христианская Церковь освятила обручение, предшествующее браку, молитвами и благословением (см. аполог. Тертуллиана против язычников, «Педагог» Климента Александр.); в то же время она придала обручению большее значение и большую силу. Она стала смотреть на обручение, как на торжественное, по совести и добровольному расположению с обеих сторон, обещание брака, следовательно, как на сочетание, хотя неполное. Сообразно такому понятию об обручении, Церковь уже не могла одобрять легкомысленного расторжения его, по одному произволу обрученных, не признала возможным для прежде обрученных брак с иными лицами. Так было постановлено отеческими и соборными правилами IV века и след. веков (II-e. прав. Анк. Соб., Васил. Велик. пр. 22; VI Всел. Соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

отцов [Апост. 1; Корф. 60; Всел. 4; VII Всел. 3; Ант. 19; Лаод. 12; Карф. 13; 1 Всел. 6; Карф. 3; Апост. 30, 76; Ант. 23 и др.], бывших прежде нас [Заим. из толк. частию Вальсамона, частию Зонары на 28-е пр. IV Всел. Соб.]. То же самое говорит о преимуществах Церкви Константинопольской и 36-е (прав.) VI Собора, определяя согласно с 2-м (3-м) правилом II Собора, а также и с IV Собором (прав. 28-м) и употребляя их слова, что престол Константинополя пользуется равным преимуществом с древним Римом, будучи вторым по нем; после него числится престол Александрии, потом престол Антиохии и после его престол Иерусалима. Почему патриарх посылает ставропии в митрополичьи пределы? Вальсамон. Итак, поелику между пятью патриархами разделены пределы четырех стран вселенной, кроме немногих Церквей, и им дозволено рукополагать митрополитов в определенные для них округа, судить их, исправлять по божественным правилам и иметь (право на) воспоминание и возношение своих имен от всех, которые находятся в митрополичьих областях, то посему они и посылают ставропигии в их пределы и берут от них клириков, которых захотят; но никому из них не дозволяется посылать ставропигию в страну, которая подчинена другому патриарху, ни взять из нее клирика, дабы не было смешения прав в Церквах [Взято из толкования Вальсамона на 31-е прав. Св.Ап. (втор. толков.), в виде перифраза. Т.137, р.97-100.]. О епископах Булгарии, Кипра и Иверов А неподчиненные никакому патриарху Церкви суть: Церковь Булгарская, которую почтил император Юстиниан, как это видно будет из его новеллы, которая будет приведена ниже; Церковь Кипрская - а сию почтили III Собор и VI как сейчас будет сказано; Церковь Иверская, которую почтило определение Антиохийского собора, которому она прежде была подчинена [Из Вальсамона на 2-е прав. II Вс. Собора, т.137, р.320.]: ибо архиереи сих Церквей обыкновенно рукополагаются от своих епископов. 8-е правило III Собора не позволяет Антиохийскому епископу привлекать к себе рукоположения Кипрских епископов под тем предлогом, что в древности туда посылался военачальник от правителя Антиохии, но (повелевает) чтобы, по древнему обычаю, хиротонии, бывающие на острове Кипр, совершались тамошними епископами и чтобы никто другой из боголюбезнейших епископов не восхищал епархии, не принадлежавшей ему прежде и от начала; а если кто подчинит себе насильственно, тот должен отдать ее, дабы не были преступаемы правила отцов и под видом священнодействия не вкралась надменность мирской власти и мы не утратили мало по малу, неприметно, той свободы, которую Христос даровал нам кровию своею. А если кто предложит постановление, противное тому, что ныне определено, т.е. императорское повеление [Из толков. Вальсамона, tom.137, p.368.] - правило повелевает считать его совсем недействительным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

1924 Первые озаглавлены: «Савины главы», последние: «Илиино вопрошение». Точно ли и эти ответы записаны Кириком? Точно. В этом убеждаемся прежде всего из того, что по способу изложения и слогу они совершенно сходны с ответами Нифонта, записанными Кириком, а во-вторых, из того, что в ответах Саввы упоминается Клим (печ. 196 (216)), а в ответах Илии – Аркадий: «И Аркадий молвяше» (рукоп. Кормч. Рум. муз.), которые упоминаются Кириком и в ответах Нифонтовых. Кто же были эти Савва и Илия? Оба они называются в записках владыками, как и Нифонт; всего вероятнее, были владыками Новгородскими, преемниками Нифонта, которых естественно и с полною удобностию мог вопрошать Кирик, живший в Новгороде, как любил он вопрошать их предшественника. Преемником Нифонта на Новгородской кафедре был Аркадий (1156–1163); преемником Аркадия – Илия, иначе называвшийся Иоанном (1163–1186). Не скрывается ли под именем Саввы Аркадий? Не назывался ли он этим именем в мире, как Илия назывался Иоанном? По крайней мере, собственно Саввы епископа, не только в Новгородской, но и ни в какой другой русской епархии тогда не встречаем. 1925 Памятн. российск. словесн. XII в. С. 187–195 (216). Кроме того, в рукописных списках Кириковых вопросов читается: «Прашах: «Достоит ли дати тому причащение, аже в Великый пост совокупляется с женою своею?» Разгневася, «ци учите, – рече, – въздержатися в говение от жен: грех вы в том. Рех: «Написано, владыко, есть бо в уставе в белеческом, яко добро блюстися, яко Христов пост есть; аще ли не могуть, а преднюю неделю и последнюю. И Федос, рече, у митрополита слышав, написал». «Також написав, – рече, – ни митрополит, ни Феодос, разве недели праздный, а праздный недели вси дние акы неделя. Аще ли сътворить тако, запрети ему пакы творити». 1929 Там же. С. 181, 182, 198 (216). У Нифонта сказано только: «Миром помазати чело, и ноздри, и уши, сердце и едину руку правую». А у Саввы прибавлено: «Чело, ноздри, уста, уши, сердце, едину руку правую долонь в знаку». 1930 Там же. 175–176 (216). Сравн. I Всел. Соб. прав. 8; II Всел. Соб. прав. 7; Лаодик. прав. 8; VI Вселенск. Соб. прав. 92 (155)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010