37 ап. правило определяет, когда должны собираться епископы на собор и чем они должны заниматься здесь. Оно читается так: «Дважды в году да бывает собор епископов. В первый раз в четвертую неделю пятидесятницы, а во второй – октября во второйнадесять день. И да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия.» Указывая на два определенные срока в году, правило ап. устанавливает так называемые очередные соборы, которые непременно в каждой области церковной должны быть ежегодно, исключая, конечно, чрезвычайных случаев, которые могли требовать нарочитого собрания пастырей во всякое время года. Основание, почему для очередных соборов назначены четвертая неделя пятидесятницы и двенадцатый день октября, заключается, по указанию правил последующих соборов, в климатических условиях тогдашних церквей. Во времена апостолов христианские церкви преимущественно были в восточных жарких странах, где средина весны и осени–самые благоприятные времена для путешествия; летнее же время представляло неудобство для этого по причине чрезмерного зноя, а зимнее – по причине проливных дождей. Поэтому в последующее время, когда областные церкви находились при других условиях, канонические правила назначают другие сроки для очередных областных соборов (I вселен. 5, IV всел. 19, Антиох. 20, VI всея. 8, VII вселен. 6), а когда учредились постоянные патриаршие синоды, все эти правила касательно времени очередных собраний естественно должны были потерять силу, как уже излишние. По правилам соборов: Антиохийского четвертого, шестого и седьмого вселенских митрополиты обязаны наблюдать за собраниями епископов на областные соборы и назначать для них место (Антиох. 20, IV всел. соб. 19 пр., VI всел. 8, VII всел. 6). Соборы областные независимо от митрополита воспрещаются и признаются незаконными (16 пр. Антиох. собора). Круг дел, которыми епископы должны были заниматься на соборах, 37 ап. прав, определяет так: «и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают церковные прекословия.» Под первым предметом рассуждения на соборах, под догматами благочестия, очевидно, нужно разуметь вообще предметы вероучения и нравоучения христианского, чины богослужения и правила церковного благочиния, что видно уже и из содержания известных у нас канонических постановлений поместных 9 соборов. Что касается до другого предмета рассуждения отцов на соборах – разрешения церковных прекословии, то под этим нужно разуметь, по указанию правил Антиох. соб. 20, I всел. 5 и IV всел. 19, то, что поместные соборы имеют право надзирать за епархиальным управлением каждого епископа в области и исправлять замечаемые в нем недостатки. Сюда же следует отнести и споры между епископами из–за пределов епархии (IV всел. 19 пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

б) Симония или святокупство, когда достигают Священнического сана деньга­ми, как хотел сделать Симон волхв ( Деян. 8:18–23 ). Против таковых 29 Ап. правило говорит: «аще кто Пре­свитер, или Епископ, или Диакон деньгами сие достоинство получит – да будет извержен и он и поставивший, и от общения со всем да отсечется», яко Симон волхв Петром (смотри еще прав. 2. Всел. Соб. IV; так же прав. 22. Всел. Соб. VI. прав. 5. Всел. Соб. VII). 10 в) Происки и ходатайство мирской власти. Против сего направлено 30 пра­вило Ап. и 3 правило Всел. Соб. VII. «Всякое избрание во Епископа или пресви­тера, или Диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействитель­но, по правилу, которое глаголет: аще который Епископ, мирских начальни­ков употребив, через них получит Епископскую власть в Церкви, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним». 11 § 46. Виды призывания Призвание к Священству есть непосредственное – от самого Бога, и посред­ственное – от Бога через Церковь , поряд­ком, установленным Иисусом Христом и Апостолами. Непосредственно призываемы были Пророки, Апостолы и многие св. Отцы в древние времена Церкви через знаме­ния и чудеса. Посредственно призывались Пастыри через церковную власть во все времена после Апостолов и доселе призываются; для чего постановлены некоторые постоянные правила, дабы призвание и избрание было без всякого сомнения за­конно – и согласно с волею Божиею. Так Апостол Павел сам был призван не­посредственно от Иисуса Христа, а Ти­мофей и Тит были призваны посредст­венно – через него, равно как тоже пра­во избирать и призывать Пастырей он дал и сим ученикам своим, так же как и прочие Апостолы давали своим ученикам ( Деян. 14:23 ; Тит. 1:5 ). Тимофей и Тит получили от Апостола Павла и наставление касательно того, какими признаками должно руководствоваться в избрании Пресвитеров ( 1Тим. 3:2–10 ; Тит. 1:6–9 ). Такое посредственное призывание, когда оно вполне законно, есть тем не менее Божественно, ибо Апостол Павел говорит, что во всяком случае сам Иисус Христос дает Церкви овы пастыри, овы учители, дóндеже дости­гнем вси в соединение веры, и что Дух Святой поставляет Пастырей ( Еф. 4:11 ; Деян. 20:28 ). К Тимофею тоже пишет: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею ( 2Тим. 1:6 ). § 47. Признаки призывания в настоящее время

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

He принимать доносов ни от рабов, ни от отпущенных на свободу на прежних их господ, ни от всех тех, кому гражданские законы не позволяют делать доносов, ни от всех, наконец, тех, на ком лежит пятно бесчестия, т.е., от комедиантов и других лиц, зазорным делам прикосновенных, также от еретиков, язычников и иудеев. Впрочем, все, кому не дозволяется делать доносов, не лишаются права приносить жалобы по своим собственным делам. Карф. соб. пров. 144. Не лишать благодати и примирения играющих на сцене и комедиантов и прочих подобного рода лиц или отступников, если они каются и обращаются к Богу. Карф. соб. прав. 55. Следует просить и о том, чтобы того, кто, оставив занятие каким-либо театральным искусством, пожелает прибегнуть к благодати христианства и быть свободным от прежних нечистых занятий, никому не дозволялось снова склонять или принуждать к тем же занятиям. Карф. соб. прав. 74. Следует просить 92 также и о том, чтобы воспрещено было представление позорищных игр в день воскресный и в прочие праздничные дни христианской веры, особенно потому, что в продолжение восьми дней святой пасхи народ более собирается на конское ристалище, нежели в церковь . Следует переносить определенные для позорищ дни, когда они встречаются с праздничными и никого из христиан не должно принуждать к этим зрелищам. Карф. соб. прав. 72. Начиная от святого дня воскресения Христа, Бога нашего, до нового воскресения в течение целой седмицы верные должны неопустительно проводить свободное время в святых церквах, увеселяясь псалмами, гимнами и песнями духовными и празднуя в честь Христа, внимая чтению Божественных писаний и вкушая Св. Таин: ибо таким образом мы воскреснем и вознесемся вместе со Христом. Поэтому в указанные дни отнюдь да не производится конского ристания или другого народного зрелища. VI Всел. соб. прав. 66. . ...Не следует лицам священным или клирикам смотреть на какие-либо зрелища, даваемые на браках или на пиршествах, но должно вставать и уходить до прихода людей, имеющих дать представление. Лаодик. соб. прав. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

явились гражданские узаконения, которые, согласно постановлениям власти духовной, запретили браки не только между двоюродными – в четвертой степени, но в пятой и шестой и даже седьмой степенях родства кровного, а на соборах X–XI в.в. запрещены браки до шестой степени родства разнородного или свойства и тоже подтверждено или узаконено было гражданскими законами, и вообще относительно родства разнородного принято было за правило, чтобы не допускать в нем брака, как скоро брак мог произвести неприличное смешение родственных имен и отношений (Опыт. курс. церк. закон. Иоанна т. II стр. 439–442). Что касается духовного родства, то VI Всел. Соб. пр. 53 запретил брак, как мы видели, только в ближайших степенях, предоставив разрешение или неразрешение браков в других степенях этого родства правам и обычаям местных церквей; впоследствии на греческих Соборах и законами греческими полагалось духовное родство не только между восприемниками и воспринятыми и родителями их, но и другими детьми тех же родителей, равно как и между детьми самих восприемников и воспринятых (Опыт. курс. церк. законов. Иоанн. т. II стр. 434). 4) Немаловажным препятствием для браков правилами Церкви признаны и некоторые звании и состояния. Так некоторые священные должности – иерархические степени (епископа, пресвитера и диакона) сами по себе служат препятствием к браку для лиц, состоящих на этих степенях (пр. пр. 26, Неокес. Соб. 1-е пр. VI Всел. Соб. пр. 12-е) 34 . Затем давшие обет девства могут вступать в брак не иначе как с обязательством понести епитимию второбрачных (Анк. Соб. пр. 19). Наконец, монашествующие – только под условием сложения монашества и понесения епитимии прелюбодеев (Васил. Велик. пр. 6, 18 и 19, IV Всел. Соб. пр. 16). Впрочем, обеты произнесенные в ереси и вообще до крещения не имеют никакого значения, потому что и все содеянное в житии оглашенных не подлежит истязанию (Васил. Велик. прав. 20), а равно обеты, произнесенные несовершеннолетними и не достигшими зрелости ума (по 18 пр. Васил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

См. ниже немного также прав. 19 Всел. соб. VII (собственно конец). ...Монашествующие в каждом городе и стране да подчиняются епископу, да соблюдают безмолвие, да упражняются только в посте и молитве, оставаясь на тех местах, в которых удалились (от мира); да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела и да не принимают в них участия, оставляя свои монастыри, разве только когда позволено будет епископом города по необходимой надобности... Преступающему же это определение наше мы определили быть отлученным от общения (церковного), да не хулится имя Божие. Впрочем, епископу города надлежит иметь должное попечение о монастырях. IV Всел. соб. прав. 4. Существенные условия принятия в монашество: христианин может принять монашество, не смотря ни на какой прежний образ жизни, но только после испытания и в присутствии имеющего руководить его лица; нельзя принимать в монашество за деньги. См. выше VI Всел. соб. пр. 43. Находим, что невзвешенные и неиспытанные отречения от мира много вредят монашескому благочинию; потому что многие опрометчиво бросаются в монашество и, относясь небрежно к подвижнической строгости и трудности, снова обращаются к плотоугодной и сластолюбивой жизни. Поэтому св. собор определил: никого не удостоивать монашеского образа прежде, чем предоставленный им для испытания трехлетний срок не представит их достойными и способными к столь великому образу жизни. Собор повелевает всячески соблюдать это, за исключением тех случаев, когда приключившаяся какая-нибудь тяжкая болезнь побудит сократить время испытания или когда кто окажется мужем благоговейным, ведущим и в мирском одеянии жизнь монашескую, потому что для окончательного испытания такого мужа достаточно и шестимесячного срока. Если же кто поступит вопреки этому определению; то игумен лишается игуменства и состояние подчиненности послужит для него наказанием за отступление от порядка, а поступивший в монашество переводится в другой монастырь, где строго соблюдается монашеский устав. Двукр. соб. прав. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Древнейшее существование в Церкви диаконисс засвидетельствовано даже язычниками. Так, Плиний Младший, в одном из своих писем к Траяну, между прочим, говорит: «в целях большей уверенности (относительно христиан), я решил даже, посредством пыток, выведать от двух служанок, которые назывались диакониссами – ministrae, в чем состоит истина» 1837 . О диакониссах упоминается в Постановлениях Апостольских 1838 , в 19 прав. I Всел. соб., в 15 прав. IV Всел. соб., в 14 и 40 прав. VI Всел. соб. и в правилах Василия Вел., прав. 44 и 49, последнее в толковании Вальсамона. Жена (женщина), представлявшая все условия, необходимые для вступления в должность диакониссы, т. е. достигшая известного возраста 1839 , и известная своей хорошей жизнью и знанием основных истин христианской веры 1840 , назначалась в число церковнослужительниц через посвящение – χειροτονα. Тертуллиан , говоря о женщинах, вступивших в церковное служение, употребляет слова – ordinare, ordinatio 1841 . А, так как это слово – ordinatio, по объяснению Иеронима 1842 , означает посвящение, совершавшееся через возложение рук и произношение известных молитв, то, отсюда следует, что посвящение диаконисс совершалось, именно, таким образом. В Постановлениях Апостольских есть прямое предписание епископу совершать посвящение диаконисс через возложение рук и чтение молитвы 1843 . В 15 прав. Халкидонского и в 14 и 40 правилах Трулльского собора, в приложении к диакониссам, употреблено слово χειροτονεσθαι; в кодексе Феодосия и Новеллах Юстиниана, также, говорится о посвящении диаконисс. Об обязанностях диаконисс можно судить по показанию Ап. Павла и по наименованию. О диакониссе Фиве Ап. Павел говорит, что она была помощницей многим и ему самому 1844 . Очевидно, эта помощь заключалась в заботах о дневном существовании – пище, одежде и прочих житейских потребностях. Диаконисса, по своему наименованию, близка к диакону. Вероятно, и, в действительности, обязанности диакона и диакониссы имели тесное взаимоотношение. Диаконы заведовали церковно-общинным хозяйством и вспомоществованием нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Посредством Крещения принимаются в Православную Церковь язычники, евреи и магометане. Кроме того, посредством Крещения же должны приниматься такие последователи христианских сект, которые заблуждаются в коренных догматах православной веры, извращают православное учение о Св. Троице и совершении таинства Крещения (напр., евномиане, которые отвергали равенство лиц Св. Троицы и совершали Крещение единократным погружением в смерть Христову; или монтанисты, которые совершали Крещение «Во имя Отца и Сына», и в Монтана, и Прискиллу). Посредством Миропомазания должны приниматься такие сектанты, которые совершают Крещение правильно в три погружения с произнесением Богоустановленных слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа...», и заблуждаются в частных догматах веры (ариане, македониане и др.) 141 . Посредством покаяния и отречения от своих заблуждений должны быть принимаемы церковные раскольники, имеющие иерархию законного происхождения, но отделяющиеся от православной Церкви из-за вопросов нравственного, обрядового и дисциплинарного свойства, а также догматических учений второстепенного значения (донатисты, евхиты, несториане). Этим же чином принимаются все вообще заблуждающиеся и падшие, которые подвергались отлучению от Церкви и желают возвратиться в общение с нею. Тех из католиков и армян, которые не получили конфирмации или Миропомазания от своих пастырей, она тоже принимает чрез Миропомазание; получивших же Миропомазание или конфирмацию католиков и армян она принимает посредством покаяния, отречения от заблуждения и причащения св. Тайн, т.е. третьим чином; отступившие от Православия принимаются тоже третьим чином. Старообрядцы принимаются различно: те, которые, будучи прежде православными, были по Крещении миропомазаны в Православной Церкви, но впоследствии отступили в раскол, принимаются посредством покаяния и причащения; те из раскольников, которые родились и крещены в расколе, принимаются посредством Миропомазания, как не имеющие у себя, по недостатку законной иерархии, таинства Миропомазания. По каноническим постановлениям Церкви Вселенской, при обращении в Православие еретиков и раскольников нужно соблюдать осторожность, чтобы не повторить Крещение, над лицом, «поистине, Крещение имеющим», и чтобы, наоборот, не оставить без Крещения «оскверненного от нечестивых» (Апост. прав. 17). Тех, которые, хотя по самому рождению принадлежат к обществу еретиков и от них были крещены, но крещены правильно, не должно перекрещивать; принадлежащих же по самому рождению к обществу еретиков, извращающих основные догматы веры и в то же время составляющих свое, совсем отличное от православного, Крещение, должно крестить (I Всел. соб., прав. 8, 19; II Всел. соб., прав. 7; VI Всел. соб., прав. 95; Лаод. прав. 8; сн. в кн. II. Забелина «Права и обязанности пресвитеров).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

I. Власть совершать таинство брака, как и все другие таинства, с самого начала христианства принадлежала пастырям Церкви, епископам и пресвитерам. Об этом говорит еще св. Игнатий Богоносец , и потом свидетельствуют: св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , св. Иоанн Златоустый и др. II. Лица, приступаются к таинству брака, по правилам православной Церкви – 1. Должны быть оба веры христианской. Ибо без веры во Христа нестъ в человеке и приемлемости для благодати Божией, сообщаемой через таинства, и вообще пользоваться духовными дарами, какие предлагаются в царстве благодати Христовой, могут одни те, которые вступили уже в это царство через дверь крещения ( Ин. 3:5 ). Посему брак с неверными (не христианами) христианам запрещен ( IV всел. Собор, прав. 14; VI вселенск. 72). 2. Должны быть веры православной, если не оба, то, по крайней мере, одно, т.е. жених или невеста. Иначе, как может быть принято с искреннею верою благословение Божие от служителя православной Церкви, когда нет веры к самой Церкви, раздаятельнице даров благодати? Но если хотя одно лице из брачущихся православно: то ради этого одного низводится благословение Божие на союз брачующихся, так как оба они, по слову Божиему, становятся тогда в плоть едину ( Мф. 19:5 ). Низводится однако же, под тем условием, чтобы неправославное лице никаким образом не касалось впредь веры лица православного, и чтобы имеющие произойти от них дети были воспитаны в православной вере (Соб. Лаод. прав. 10, 31; IV всел. прав. 14; VI всел. прав. 72). 3. Должны находиться вне известных степеней родства плотского и духовного, определенных правилами Церкви (VI всел. прав. 53, 54; Неокесар. 2; Васил. Вел. 23, 78, 87; Тимоф. 11). 4. Должны иметь взаимное добровольное согласие на вступление в брак. Это вытекает из самого существа брачного союза: оставит человек, – сказал Господь, – отца своего и матерь, и будета оба в плоть едину ( Мф. 19:5 ). Такое соединение двух лиц возможно только по силе свободной воли, движимой любовью, а отнюдь не по принуждению. Потому Церковь всегда торжественно вопрошает жениха и невесту пред самым их венчанием: по благому ли и непринужденному произволению вступают они в супружество. И, только получив утвердительный ответ, благословляет их союз. § 169. Свойства христианского брака, освящаемого таинством

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И самое гробокопательство разделяется на простительное и непростительное. Ибо аще кто щадя честь мертвых и не касаясь сокрытого во гробе тела, да не явится пред солнцем неблагообразие естества, некоторые камни, на гробе положенные, употребит на какое-либо построение: сие, хотя и не похвально, впрочем по обыкновению сделалось простительным, когда оное вещество будет обращено на нечто лучшее и общеполезнейшее. А истязывати прах тела разрешившегося в земли н подвигнути кости в надежде приобрести некое украшение, закопанное с умершим, сие подлежит такому же суду, как и простый блуд, с соблюдением различия, показанного в предыдущем слове, т.е., да усматривает предстоятель целение врачуемого из самого жития его так, что может сократить продолжение епитимии, определенное правилами. Григ. Нисск. пр. 7. 4) и 5) См. вышеприведенные правила (о грехах против внешнего богопочтения). 6 и 8) Сия заповедь (8) учит не присваивать себе никакой чужой вещи всяким несправедливым образом или грабительством или воровством или удержанием собственности другого. К сему причисляется и то, когда кто-нибудь похищает у другого честь, когда кто требует от подчинённых своих подати или оброка сверх надлежащия меры или налагает на них работы не по силам. Сюда относится и рост. На все это апостол произносит такой суд: ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Здесь также должны быть подразумеваемы все законные договоры, где должна быть соблюдаема верность и откуда должны быть исключены взаимные обманы. Испов., III, отв. на вопр. 68. Епископ, или пресвитер, или диакон лихвы требующий от должников или да престанет или да будет извержен. Прав. Св. Апост., 44 пр. Так как многие из состоящих в клире, увлекаясь любостяжанием и лихоимством, забывают сказанное в Божественном Писании: сребра своего не даде в лихву ( Пс.14:5 ) и давая деньги в долг, требуют сотых приращений, то святый и великий собор постановил: кто после настоящего определения станет брать рост с данного в долг или производить другие обороты или требовать половинный рост или измышлять другое что ради постыдного прибытка, таковый да будет извержен из клира и отчужден от церковного чина. I Всел. соб. пр. 17; срав. VI Всел. соб. прав. 100, Лаод. соб. прав. 4, Карф. соб. 21. VIII. Обязанности христианина к ближним, как членам общества

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ср. Ап. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Карф. 5. 5 . Избрание в церковные степени не должно быть в присутствии слушающих. В греческом тексте этого правила стоит слово «хиротония», но в Книге Правил оно переведено, как «избрание». Смысл правила в том, что при избрании священных лиц не должны присутствовать лица, находящиеся под епитимией. Однако 13 правило того же Лаодикийского Собора вообще запрещает «сборищу народа» избирать священнослужителей. Вальсамон, Еп. Иоанн Смоленский и Еп. Никодим полагают, что значение правила в том, что не должно производить избрания священнослужителей при слушании всех желающих, потому что при избрании о кандидате может говориться и нечто недостойное. Но из того, что тем же Собором было принято 13 правило, можно вывести и заключение, что слово «хиротония» было бы правильнее в данном случае перевести все-таки как рукоположение, а не избрание, т.е. что слушающие (см. объяснение к 11 прав. 1 Всел.) должны уходить из притвора храма до хиротонии. 6 . Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий. Ср. Тимофея Алекс. 9. 7 . Обращающихся от ересей, то есть новатиан или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных, по их мнению, принимать не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились; и тогда уже называемые ими верные, по изучении Символа веры , да будут помазаны Святым Миром, – и так причащаются Святых Тайн. Относительно упомянутых здесь еретиков см. объяснения к I Всел. 8; II Всел. 1 и 7. 8 . Обращающихся от ереси, так называемых, фригов, – хотя бы находились в мнимом у них клире и величайшими именовались, – со всяким тщанием оглашать и крестить епископам и пресвитерам Церкви. Фригами назывались последователи гностика Монтана, начавшего проповедь своей ереси в Фригии около половины 2 века. II Всел. Соб. Прав. 7. 9 . Да не будет позволено церковным людям ходить для молитвы или для врачевания на кладбища всяких еретиков или, в так именуемые у них, мученические места. А ходящим, если они верные, быть лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедующих, что согрешили, принимать в общение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010