Замечательно, что по правилам Василия Великого (21 и 9) муж мог расторгнуть брак с женой, за неверность ее, а жена между тем обязана не оставлять неверного мужа и не может требовать развода с ним; с другой стороны, муж, безвинно оставленный своей женой, достоин снисхождения – может вступить в сожительство с другой и ни он сам, ни сожительствующая с ним не осуждаются в прелюбодействе, напротив, жена оставленная своим мужем, хотя бы и без вины со стороны ее, не может вступать в сожительство с другим, но навсегда должна оставаться безбрачной (9 пр. сн. 48). Такая неравноправность для мужа и жены не согласна с ясным учением Христа и апостолов ( Мф.19:5–9 ; Мк.10:2–9 ; 1Кор.7:10–11 ), и сам Василий Великий затрудняется объяснить причину ее, замечая только, что так принято «обычаем». Дело в том, что учение христианское не сразу могло проникнуть вполне в законы гражданские и нравы общественные, в обществе христианском еще действовали законы и обычаи прежние – дохристианские, по которым мужу предоставлено было больше прав и свободы в супружестве, чем жене. Кроме того, что супружество могло быть расторгнуто по одному взаимному согласию между мужем и женой, без особенных причин, муж имел всегда преимущество власти отпустить жену, ему неугодную. Действие таких обычаев замечалось и в христианстве, и, по словам Василия Великого , выражалось в том, что муж мог требовать развода с женой неверной, тогда как жена обязана была жить с мужем, хотя бы и нарушавшим супружескую верность, а равно и в том, что жена оставленная своим мужем, даже без вины с ее стороны, не пользовалась снисхождением, тогда как муж был достоин снисхождения, если безвинно был оставлен своей женой, мог жить с другой и не подлежать осуждению в прелюбодействе. Но так как подобные обычаи были не сообразны с законами христианской религии, то Св. отцы и Соборы просили государей о точном сообразовании гражданских постановлений брачных и народных обычаев с законами христианской религии. Да и сам Василий Великий, как в приведенных правилах, так и в других ясно дает понять, что собственно по учению Господню, как жена не может оставлять своего мужа или оставленная мужем не может вступать в сожительство с другим, так точно и муж не может оставлять без всякой законной причины (разве словесе прелюбодейна) свою жену и вступать в сожительство с другой (сн. 9, 21 и 77 пр.) или оставленный своей женой, но не доказавший свою невиновность, не заслуживает снисхождения – не имеет права на сожительство с другой (35 пр. Васил. Вел. сн. 115 пр. соб. Карф., VI Всел. Соб. пр. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Много, что в устах мирянина совершенно не замечается, кажется неладным в устах священника. Если праздник или времяпровождение общества начинает носить характер неудобный (при появлении игр, служащих к обольщению), «священник да встанет и удалится» (VI Всел. соб., прав. 24; Лаод., прав. 54). Там, где возможно, должно и временем трапезы пользоваться для пастырского дела, для пастырской беседы. Существенно важно поведение священника за обедом в пост. Его могут угощать скоромным. Иногда это приглашение – результат просто невежества (есть круги, где не знают, что в пост и рыба скоромное). Не всегда можно делать из этого предмет проповеди. Мы знали владык, которые при большом постничестве принимали неудобное блюдо и только незаметно игнорировали его, как бы по отсутствию желания. Скрывать пост нет, конечно, нужды – но во всем нужна экономия, сдержанность не ради благоволения человеческого, а из пастырского расчета. Семейная жизнь священника Чем семейная жизнь священника отличается от жизни всякого мирянина? Да, конечно, ничем, кроме усиленного внимания к этой жизни прихода, мирян. Бывает жизнь мирная, дружная, святая и, к счастью, нередко даже в большинстве. Бывает и разлад семейный – нелады. Странно было бы говорить, что это нехорошо, не должно быть. Достаточно сказать, что отсутствие мира в священнической семье делает его совершенно бессильным в устроении семьи в приходе. Если где, то именно здесь, в семье священника, все неладное нужно таить от чужого взора. Крест нужно нести молча. Если в семье мирской разделение между женой и мужем -иногда нравственная неизбежность, священнику нужно всячески избегать его как великого соблазна. Тяжел иногда этот крест, но нужно его принять. Нечистая жизнь в лице пастыря и по нашим законам церковным вызывает особый надзор и следствие, если даже причины разделения неизвестны. В указе Св. Синода 16 марта 1820 года сказано: священнику, изгнавшему от себя жену или не живущему вместе с нею, запрещается священнослужение, пока примет ее в сожительство неразлучное. (Ср.: апост. прав. 5). Св. Синод не раз давал очень суровые решения по поводу разлада семейной жизни священника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

—277— Уст. Дух. Кои. ст. 225). Если же последний приговорён к ссылке с лишением только особенных прав и преимуществ, то невинный супруг может просить о расторжении брака по истечении двух лет со дня вступления в законную силу судебного приговора о ссылке виновного супруга (Уст. о ссыл. по прод. 1893 г. ст. 501, п. 1). Кроме приведённых четырёх поводов к разводу, признаваемых и гражданским законом, каноническое право знает ещё следующие три повода: 1) избрание мужа в епископы (VI всел. соб. прав. 12 и 48); 2) обоюдное желание супругов вступить в монашество (Духов. Регл. прав. о монахах п. 45); просьбы об этом, по Духов. Реглам., принимаются только от лиц, достигших. 60 или 50 лет и при том бездетных или когда дети уже обеспечены и живут самостоятельно; 3) воспринятие родителями своих детей от купели крещения (Номок. при Требнике ст. 209), так как через это между супругами установилось бы такое отношение духовного родства, которое, по церковным законам, составляет препятствие к браку. Впрочем, во всех этих случаях прекращение брачного сожития представляется собственно не разводом, а пожизненным разлучением супругов, без права для них вступать в новый брак. § 19. Смешанные браки. Из понятия о браке, как полном общении всех жизненных отношений и – в частности – как iuris divini communicatio, само собой вытекает требование, чтобы между супругами было единство религии. И мы уже видели, что наше церковное, а за ним гражданское законодательство не допускает браков христиан с нехристианами. Впрочем, если один из нехристианских супругов примет христианство, а другой супруг, оставаясь в прежней вере, изъявит желание продолжать прежнее супружеское сожитие, то такой брак остаётся в силе. Случаи таких браков часто встречались в первые века христианства, причём продолжение такого смешанного брака поставлено Апостолом Павлом ( 1Кор.7:12–17 ) в зависимость от воли нехристианской стороны, и это потому, что христианская религия, по своему духу, не может разрывать брачных уз и тем оскорблять нравственное чувство нехристианской стороны; кроме того, сохранение брач-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А из учения божественных отцов люди узнают, что должно принимать и чего отвращаться, будут направлять жизнь свою к добродетели страхом угрожающих наказаний и не будут страдать недугом неведения. А епископа, не так поступающего, настоящее правило не наказывает. Апостольское же 58-е (правило) епископа или клирика, нерадящего о собственном клире и не учащего благочестию, отлучает, а остающегося в лености - извергает. О том, что не должно изрезывать священных книг 68-е (правило VI Собора) [VI Всел. Соб. В подлиннике не обозначено.] повелевает книги богодухновенного Писания Ветхаго и Новаго и признанных и испытанных отцов и учителей сберегать и не изрезывать или портить, и не отдавать книгопродавцам или мироварцам для истребления, " разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются совершенно негодными к употреблению " , а того, кто будет усмотрен делающим что-либо таковое, отлучать на год. Законы Сочинения против христиан Порфирия и иных еретиков должны быть сжигаемы; также и (сочинения) Нестория и все те, какие не согласуются с Соборами в Никее и Ефесе и с Кириллом Александрийским, от веры которых не должно отступать. Имеющие же и читающие сказанные книги должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию. Числогадатели, не сожигающие при епископах своих книг и не приходящие к благочестию, изгоняются из всякого города, обретающиеся же в городах заточаются или ссылаются. Имеющий манихейские книги и не предъявляющий их для сожжения наказывается. У имеющих сочинения Севира и не сожигающих их отсекаются руки. Глава 12-я. - об умерших насильственно, или самоубийцах Тимофей Александрийский в 14-м прав. велит лишать обычного за благочестивых приношения, молитвы, псалмопения и узаконенного поминовения умерших насильственно, кои, т.е., имея здравый разум и не повредив ума от болезни, от печали или малодушия, из страха или " обиды " каковой-либо, сами на себя наложили руки. Закон Убивший самого себя, или покусившийся на самоубийство, из-за страха преступления, а не по болезни, наказывается как убивший другого, и имущество его отбирается в казну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини (Номок., прав. 84; Указ. Св. Синода, 1844 г., X, 17). Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VI Всел. соб., прав. 53). Обряды при Крещении Оглашение При «оглашении» младенца не следует ли оставлять или как-либо изменять слова первой огласительной молитвы: «Возвесели его в делах руку его», так как эти слова применимы только к взрослому, а не к младенцу, который еще очень не скоро – лет через 10–20 – станет работать? Если признать это прошение Церкви неприменимым к младенцу, то, оставаясь последовательным, можно в конце концов дойти до отрицания необходимости для младенца благодати Крещения. Принимая во внимание, что эти и подобные выражения в молитвах над младенцем относятся, конечно, не к настоящему, а к будущему времени, когда младенец возрастет и окрепнет настолько, что станет способным на дела рук своих, что благодать Крещения содействует его естественному возрастанию, и о ней-то священник просит Бога; в данном случае изменять текст молитвы не представляется никакой надобности. 1) Каким образом знаменовать воду Крещения и дуть на нее? При знаменовании священник слагает свои персты в виде именнославного перстосложения и погружает их в воду, как указано в Требнике. Дуновение должно быть крестообразным. Формула прямо указана в тексте молитвы: «Да сокрушается под знамением образа Креста Твоего вся супротивные силы...» 2) При произнесении слов «Ты убо человеколюбче Царю, прииди...» и проч. в Требнике не положено никакого действия со стороны священника 137 . 3) При каждом ли Крещении благословлять елей и читать молитву или только тогда, когда наливается в сосуд новый благословенный елей? -Если необходимость заставляет употреблять один и тот же елей при нескольких Крещениях, то освящение его совершается только при первом Крещении. 4) В какое время возлагается на новорожденного крест, и какие слова при этом произносятся? Тотчас после погружения его в воду и облачения в белую одежду 138 – возлагается крест, причем крестиком, предварительно освященным, осеняют (крестообразно) младенца, произнося слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь...»; затем прикладывают крестик к губам младенца и полагают на груди его, а ленточку обвивают вокруг шейки его и произносят заповедь Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф.16:24 .).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

И почему оно необходимо, сие само собою очевидно. Пастырь есть служитель религии, проповедник веры и благочестия, совершитель Таинств и служб цер­ковных, посредник между Богом и людьми: что же должно быть более все­го свойственно ему, как отличительный его характер, если не благочестие? Что может наиболее давать и ему самому уважение от всех, а его служению должную цену и значение, как не сие качес­тво? Что наконец может наипаче укреплять и одушевлять его во всех трудах и скорбях его служения, как не благочестие, имущее по слову Апостола, обетование живота нынешняго и грядущаго? § 58. Противоположные благочестию недостатки Противоположный благочестию недостаток есть неблагочестие, неблагогове­ние, отсутствие религиозного чувства и духа Христианского. Порок сей может обнаруживаться: а) в недостатке истинной православной веры в сердце Пастыря, когда он заражен духом неверия, или неправоверия, или же индифферентизма, а тек же в отсутствии прочих видов внутреннего Богопочтения Христианского; б) в пренебрежении и нарушении наруж­ных видов Богопочтения, каковы: посты, церковные обряды и постановления и прочее; в) в неуважении к святым ве­щам и глумлении над ними, будет ли то делом, или словом, намеренно или по легкомыслию, вне храма или, в особенности, в храме при Богослужении, что называется кощунством. г) В тесном и приязненном общении с нечестивыми людьми, неверующими, или неправоверующими, а тем более в участии в катких-либо религиозных обрядах и обычаях иноверцев. д) Противно так же истинному благочестию благочестие лицемерное, фарисейское, или же смешанное с суеверием и пустосвятом. Все сие крайне искажает характер Пастыря, унижает его самого пред людьми и дела­ет богопротивным, а вместе с тем, навлекает уничижение и поношение на самое его служение и служит самым па­губным соблазном для других; а по­тому воспрещается и осуждается с особен­ною силою церковными правилами. Так ими повелевается изгонять из клира не постящихся в среду и пяток и в прочие церковные посты, или же постящих­ся в субботу, так же входящих в религиозное общение с Иудеями и еретиками и прочими. (Смотри Прав. Апост. 45. 53. 62. 64. 65. 69. 70. VI Всел. Соб. 11. Лаод. 29. 36. 37. 38. 39). § 59. Целомудрие

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   apud veteris eosdem fuisse presiyteros, quos et episcopos.    Рус. перев. в цитов. статье «О степенях таинства священства «Прав. Соб. 1868 г. Октябрь стр. 176.    Тем более несомненным, что исторические справки приводятся блаженным Иеронимом крайне неточно. Для примера достаточно указать, что выделение епископов, по взгляду блаженного Иеронима, совершилось вскоре после появления Коринфского раскола и для устранения последнего. Между тем Деяния Апостольские и пастырские послания, из которых блаженный Иероним заимствует доказательство тождественности служения древних пресвитеров и епископов, написаны были позднее того времени, когда «по всей вселенной», по мысли блаженного, выделились епископы, и что особенно интересно, ни в Деяниях, ни в посланиях не указывается события учреждения епископов апостольскою властию.    Напр. 49 письмо, творен, в русском переводе т. 2 стр. 64; 116 письмо к Евангелу, отмеченное нами, заключается так; да будеть известно нам, что определения апостольские заимствованы из Ветхого Завета. Чем был Аарон, сыны его и левиты в храме, то усвоили себе епископы, пресвитеры и диаконы в Церкви». Т. 3, стр. 397.    Напр. правило 13 Константинопольскою Двукратного собора, срав. еще Карфагенского собора правила 10 — 11; Гангрского 6 и др. Об отношении диаконов к епископам и пресвитерам еще кроме поименованных правил говорят 7 пр. VI всел. Собора и др.    Напр., 18 правило I вселенского собора называет диаконов «не имеющими власти приносити», то есть совершать таинство Евхаристии. В виду сказанного нами о том, что совершение жертвоприношения в Церкви делает христианских пастырей священниками в собственном смысле слова, ясно открывается, что собственно священническое достоинство нельзя усвоять диакону.    Вопр. III.    Напр. отв. 100, 105, 107, 109.    Вопр. и отв. 105.    Вопр. и отв. 109. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

По разрешении больного, входят в комнату окружавшие его (Духовн. Реглам.); священник, влив в сосудец воды и вина, опускает в него частицу запасных Даров и, после прочтения молитв: «Верую, Господи, и исповедую... Вечери Твоея тайныя...» и «Да не в суд и не во осуждение...», которые больной повторяет за священником, причащает больного со лжицы. Потом читается: «Ныне отпущаеши...» , Трисвятое и пр. начинательные молитвы, тропарь дневной и Богородичен: «Молитвами всех святых...» и малый отпуст. Церковные правила О причащении мирян Священники обязываются всегда сами приобщать мирян Святых Таин; посылать же через кого-нибудь Святые Дары в домы прихожан, также, вместо непосредственного сообщения в уста, передавать их в какой-либо сосуд – строго запрещено (VI Всел. Соб. 101). Диакон не имеет права причащать других ни в каком случае «ниже самому себе самого или иного кого причастити когда» (Диаконск. Ставл. грам.). Каждый православный христианин неотложно должен причащаться Святых Таин каждый год, по крайней мере – однажды, а более усердные и могущие достойно приготовлять себя к Таинству – четырежды в год – в установленные Церковью посты, хотя не возбраняется и чаще (Нрав. Испов. ч. I, вопр. 90. Прав. Катих. стр. 91). К причащению Святых Таин верующие, свыше семилетнего возраста, должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священника, в чистоте душевной и телесной, по надлежащем приготовлении и исполнении всего установленного Церковью правила молитвенного, какое требуется и от священнослужащих (Дион. Александ. пр. 2. Тим. Алекс. 7, Учит. Извест. при служб.). Яснее говоря, приготовление мирян к принятию Святых Таин должно состоять в посте и молитве, в делах милосердия и воздержания от плотских супружеских наслаждений, и должно продолжаться семь дней; а по нужде – три или, в крайнем случае, один день (Тимоф. Алекс. 5. Учит. Изв.). В дни приготовления к принятию Святых Таин (говения) миряне обязаны неопустительно бывать в храме при всех общественных службах церковных, а накануне причащения должны выслушать церковное правило, положенное для священнослужащих, то есть:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

От того, что скот не был бы введен внутрь (храма), он быть может погиб бы; а путешественник, потерявши подъяремный скот и чрез то лишившись возможности продолжать путь, подвергся бы опасности смерти. Мы научены, что суббота человека ради бысть ( Мк.2:27 ); поэтому спасение и благосостояние человека нужно ставить выше всего. Если же окажется, что кто-нибудь поставит скот во храме без необходимости, как выше сказано, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен. VI Всел. соб. прав. 88. Преступность человекоубийства: понятие об убийце; убийство вольное, близвольное, невольное; война. Не убивай. 6-я заповедь десятословия. (Шестою заповедию) запрещается убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. (Но) не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Государя и отечество. Что должно думать о невольном убийстве, когда убивают нечаянно и без намерения? Невольный убийца не может почитаться невинным, если не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности и во всяком случае имеет нужду в очищении совести по установлению Церкви. Какие случаи относиться могут к законопреступному убийству? Кроме непосредственного убийства, каким бы то ни было орудием, к сему же преступлению относиться могут следующие и подобные случаи: 1) когда судья осуждает подсудимого, которого невинность ему известна; 2) когда кто укрывает или освобождает убийцу и тем подает ему случай к новым убийствам; 3) когда кто мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть с голоду; 4) когда кто превышающими силы тягостями и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть; 5) когда кто невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь. Катих. стр. 110–111. Во гневе на свою жену употребивший секиру есть убийца. Справедливо же и достойно твоего благоразумия воспомянул ты мне, да реку о сем пространнее, ибо много разностей между вольным и невольным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

б) Когда в поведении своем допу­скает что-либо унизительное и нечестное, именно: в обращении с людьми, или – одна крайность – обнаруживает грубость, невежество, дерзость, презорство, или – дру­гая крайность – старается об излишней утонченности, изысканности, светскости, и принимает таким образом чуждую личину; в поступках не только подвер­гается вине и даже подозрению в каких-либо важных уголовных пороках, как то: воровстве и подобное, за что по 25 прав. Апост. лишается сана, но и не в столь важных, например, навлекает на себя укор в несправедливости, непрямодушии, неверности своему слову, нарушении договора, безрассудстве и легкомыслии, непо­стоянстве, трусости и бесхарактерности; в словах – противна честности всякая ложь, намеренная или шуточная, всякое смехо­творство и глумление и неуместное острословие, тем более буесловие и сквернословие и кощунство, неприличные шутки, осуждение ближних и прочее ( Еф. 5:4 ); а также вообще неумеренное многословие и говорливость, в которых, по слову Премудрого, не избежиши греха ( Притч. 10:19 ) – и которые обличают человека глупого ( Сир. 21:23; 20:8 ); в самом наружном виде честность пастырская нарушается как неопрятностью и небрежностью во всем, так с другой стороны изысканностью и щегольством, что свойственно более детям и женщинам, чем пастырям. Сие воспре­щается и церковными правилами (VI Всел. Соб. 27. Лаод. 27). в) Честности пастырской противно также короткое и близкое общение с людьми недостойными, которые должны быть в почтительном отдалении от Пастыря, тем более с людьми, всем известными своим дурным поведением и низостью своего нрава или обычаев, или поступков и ремесла. Не входя с ними в приязнь, можно иметь с ними сношение разве только по делам необходимости или по долгу пастырского служения ( Притч. 9:7; 26:4; 23:9 ; 2Ин. 10:11 ; 1Кор. 5:9–11 ) . Все это необходимо не только для того, чтобы сберечь себя от пагубного влияния порока, но что­бы не подать повода к соблазну прихожа­нам и не навлечь на свой сан какого-либо нарекания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010