100 Кормч. кн. титлы правил, гл. 1, гр. 4. Цитата взята из названной книги проф. Заозерского, – стр. 260. 106 Сретенский, Критический анализ главнейших учений об отношении между церковью и государством, стр. 57. – Ср. прав. 3 IV вселен. соб. (в актах его). 108 Регламент, ч. 1, пункт 6, – в Полном собрании постановлений и распоряжений по Вед. Прав. Исп., т. I, 1, стр. 4. 110 Ср. Н. Заозерского, Историч. обозрение источников права православ. церкви. Вып. 1. 1891 г. Стр. 178–184. 112 Там же. Это разъяснение буквально взято из Регламента, и если оно всё-таки оказывалось недействительным, то это довольно ясно показывает, как архиереи смотрели на сам Регламент. 118 Этими учредительными актами мы считаем: Именной указ императора Петра I об учреждении Духовной Коллегии с приложенной к нему присягой членам коллегии: Духовный Регламент с прибавлениями к нему; – и указ 11 мая 1722 года о назначении в Синод обер-прокурора, с инструкцией этому последнему. 119 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1869 г., т. I, стр. 1. 123 Ср. Апост. прав. 74; II всел. соб. прав. 6; I всел. соб. прав. 4; Ант. пр. 19; I всел. прав. 5; IV всел. пр. 17; Карф. прав. 111 и 112; VI всел. пр. 25; Карф. 35 и др. 129 От этого упрёка он не будет свободен и в том случае, если приводимое им доказательство для высказанного во 2 пункте тезиса и не рассматривать, как argumentatio а fortiori. Πτον ψεδος Феофана, неизбежно навлекающий на него названный упрёк, состоит в ошибочном утверждении, будто русский Государь „советников своих имеет не токмо ради лучшего истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедует монарх“. Это в странах с парламентарным правлением король или император действительно по таким побуждениям обязывается править лишь по законам, прошедшим через парламент. В России же государственный совет не принимает никакого участия в законодательстве; – его роль законосовещательная. „Его миссия, говорит Романович-Славатинский, просто-напросто ограничивается подачей совета монарху, который волен принять его или отвергнуть, поступив по собственному благоусмотрению“ (Романович-Славатинский, Система русского государственного права, ч. I: основные государств. законы. 1886, стр. 184 ср. 182–183). Известно, как составленная Сперанским форма для издаваемых законов, по которой они издавались в виде манифестов: „вняв мнению государственного совета, постановляем или учреждаем“, – была признана несоответствующей основам русского государственного устройства, и с 15 апреля 1842 года мнение государственного совета стало легально необязательным для Государя (там же, стр. 183, примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

извергают клириков, воздерживающихся от мяса и вина «не ради подвига воздержания, но по причине гнушения им», а равно извергают и тех клириков которые не вкушали мяса и вина в дни праздников, гнушаясь ими, а не ради подвига воздержания. Анкирский Соб. 14 прав. предписывает клирикам, воздерживающимся от мяса, употреблять его, когда это требуется для пользы религии. Все эти правила касательно употребления мяса и вина преследуют религиозный соблазн, повод к которому мог бы подать клирик, воздерживающейся от них, так как были еретики (энкратиты и друг.), которые вкушение мяса считали грехом (см. 86 пр. Вас. Вел.) и, как напр., савватиане и др., празднуя субботу, постились вместе с иудеями. VI. О внешнем виде пресвитеров и прочих клириков (de habitu clericorum) Пресвитер, как лицо, посвященное Богу и обязанное исполнять обязанности своего служения, отличного от всякого другого служения, и по внешнему виду своему должен отличаться от прочих людей. Таким отличием в древние времена христианства служила особенная стрижка волос, усвоенная одними клирикам (VI Всел. Соб. пр. 21). Священническая стрижка волос (tonsura papalis) отличалась от обыкновенной стрижки мирян тем именно, что посредине головы, на маковке, гладко выстригалось круглое небольшое пространство, величиною в пятак, называемое по-славянски «гуменцо». Это «гуменцо» делало голову как бы окруженной волосами наподобие венца, откуда и произошло название corona capitis, усвоенное священнической стрижке позднейшими канонистами. При стрижке волос, отличной от мирской, пресвитеры (и прочие клирики) не должны употреблять какого-либо головного убранства, как-το: завивания волос, намазывания разными благовонными мастями, подкрашивания и т. п. (VI Всел. соб. пр. 96). В одежде предписано клирикам также соблюдать приличие, простоту и скромность, и избегать всего, что может служить предметом роскоши, обнаруживать легкомыслие и суетность. По 27 пр. VI Всел. Соб. клирики должны носить приличные одежды, определенные для состоящих в клире, а по 16 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Примечание 2. Непозволительно никому, кроме священнослужителей, приближаться к святому престолу и ходить между престолом и горним местом 10 , и между престолом и царскими вратами, и также стоять на солее, за исключением тех случаев, когда мирянам, по обрядам Церкви, нужно подходить к святым Тайнам или к святым иконам. 7) В алтарь нельзя вносить ничего, кроме вещества для таинства, свечей, масла и ладана (апост. прав. 3, VI Всел. соб., прав. 99). 8) Запрещается вносить в алтарь оружие, палки и зонтики (VI Всел. соб., прав. 69). 9) Не дозволяется входить в храм: а) еретикам во время богослужения (Тим. Ал. прав. 9), б) жене, находящейся в очищении (св. Дионисия прав. 2); в) юродивым, находящимся в кощунных одеяниях (Ук. 1732 г. 25 июля); г) а равно вводить в храм животных, кроме крайней нужды (VI Всел. соб., прав. 88). Примечание. Исключение делается для путешественника, не имеющего пристанища, в последнем случае ему дозволяется войти в храм и ввести животное свое в ограду, иначе оно погибло бы. 10) Пред святыми иконами стоять так, как святость места и благопристойность требует. 11) Нищие не должны бродить по церкви и просить милостыню, но во всяком случае их не следует выводить из церкви во время службы или брать под арест (ср. ук. Св. Синода 1731 г. 14 авг., 1758 г. 25 мая). 12) На церковного старосту возлагается наблюдение за соблюдением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне ее во время крестных ходов. Наблюдение за младшими священнослужителями 7. Настоятель наблюдает, чтобы священники неопустительно сами отправляли очередное служение, за исключением случаев болезни и законной отлучки. 8. Настоятель заботится, чтобы в воскресные и праздничные дни неопустительно в храме во время богослужения говорились поучения, а также совершались внебогослужебные беседы, для чего по общему соглашению составляет особое расписание. Труды по проповедничеству настоятель разделяет с прочими священниками, привлекая к сим трудам по своему усмотрению также окончивших курс учения в семинарии диаконов и псаломщиков. Каждый, произносивший поучения или ведший внебогослужебное собеседование, собственноручно записывает краткое содержание поучения или беседы в заведенную для этой цели особливую книгу или журнал, который просматривается еженедельно настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Язычники не должны знать происходящих между вами раздоров, и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха, но отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу ( Мф.22:21 ), как-то: подать или кинсон 105 или дидрахму 106 , как и Господь наш, дав статир 107 , избавился от докуки. Итак, избери лучше понести урон и стараться о том, что клонится к миру не только с братиями, но и с неверующими; ибо, понесши какой-либо урон в житейском, ты, как благочестивый и живущий по заповеди Христовой, не потерпишь никакого вреда в божественном. Постан. Апост. кн. II, гл. 46. Принимайте приходящих в вам не иначе, как по испытании; ибо вы имеете смысл и можете познавать десницу или шуйцу ( Ин.4:11 ) и отличать лжеучителей от учителей. Когда приходит учитель, то от души снабжайте его нужным; а лжеучителю хотя дайте что нужно, но заблуждения его не принимайте и вместе с ним не молитесь, чтобы не оскверниться с ним. Постанов. Апост. кн. VII, гл. 28. См. выше (o ереси и расколе) VI Всел. соб. прав. 72. Поскольку в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак, то святый собор определил, чтобы никому из них не было позволено брать жену иноверную, чтобы родившие уже детей от таких браков, если они успели уже окрестить родившихся от них у еретиков, приводили их к общению с Кафолической Церковью, а не крестившие не могли крестить их у еретиков, ни соединять браком с еретиком, или иудеем, или язычником, разве только когда лице, сочетавающееся с православным, обещает перейти в православную веру. Если кто преступит сие определение св. собора, да подлежит (епитимии) по правилам. IV Всел. соб. прав. 14. Постановлено также, чтобы дети клириков не соединялись браками с язычниками и еретиками. Епископы или клирики да не упрочивают таковым ничего из своих вещей. – Карф. соб. прав. 30, 31. Никто из числящихся в священном чине или мирян не должен есть опресноков у иудеев или входить с ними в содружество или принимать от них лекарства или мыться вместе с ними в бане. Если кто отважится сие делать, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен. VI Всел. соб. прав. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Восприемники бывают как при крещении младенцев, так и возрастных. При крещении возрастных восприемники служат к тому, чтобы: а) быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого, и таким образом устранять в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и проч. (VI Всел. Соб., прав. 59; VII Всел. Соб., прав. 14); б) отвечать при крещении за таких, кои по болезни не могут сами за себя дать ответов (Корф., прав. 54). Восприемники при крещении младенцев бывают для того, чтобы произносить вместо их Символ веры и необходимые ответы и, впоследствии, иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими. Посему восприемники должны быть лица православного исповедания и знающие главные члены веры, о чем обязаны наблюдать священники (Прав. Испов., ч. I, вопр. 103; кн. О долж. прасв. приход., стр. 80). Иноверцы же не должны быть восприемниками (Номок. в Требн. 22, 153). А если по каким-либо обстоятельствам это случилось бы, то иноверный восприемник обязывается при крещении произнести Символ Церкви Православной (О долж. прасв. прих., § 80). Не должны быть восприемниками и младенцы, как не твердые еще в разумении веры и таинств (там же). Восприемниками могут быть достигнувшие 15-ти лет, восприемницами – 13-ти лет (Указ 1836 г., мая 23 и 1837 г., авг. 27). Необходимо при крещении лиц мужского пола быть одному восприемнику, а для лиц женского пола – одной восприемнице. Непротивно правилам церковным быть при крещении и двум восприемникам, в 53-м правиле 6-го Вселенского Собора можно видеть при младенце женского пола и восприемника (Собр. мнен. и отзыв. Филарета, Митр. Моск., т. IV, стр. 406). Если иногда бывает и более двух восприемников, то в метрическую книгу должна вписываться только одна пара (Указ 1834 г., июня 12). На эту пару должно относить и родство (Указ Св. Синод. 1834 г., июня 18). В крайнем случае крещение может быть совершено и без восприемника (Прав. в Требн., пред чин. крещения). Но не должно монаху быть восприемником (Номок. прав. 84 и опред. Св. Синода 1744 г., октября 17-го, пункт 2) и родителям – воспринимать родных своих детей (VI Всел. Соб., прав. 53). священнику не следует быть восприемником крещаемого, на основании 200-го правила Номоканона, в котором читаем: В купель да не дерзнет восприемник прострсти руку свою крестити отроча: законопреступно бо есть сие, точию да приимет и от руку священническу (Номоканон в Большом Требнике). О том, что должен священник спросить у восприемника и сказать ему – см. «Поучение свят. к новопоставлен. иерею», наставл. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Помазание св. миром должно сопровождаться произнесением совершительных слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь...» (II Всел. соб., прав. 7, Требник). Формула эта произносится по единожды при помазании каждой части. Священник должен эту формулу Миропомазания произносить четко и знать, какие члены надлежит мазать». Таинство Миропомазания совершается над всеми крещаемыми, при этом в Православной Церкви Миропомазание совершается вслед за Крещением (II Всел. соб., прав. 7; VI Всел. соб., прав. 95; Лаод. прав. 46; Прав, испов., 105 отв.). Обряды при Миропомазании Перед совершением Миропомазания, следующего вслед за Крещением, должно до «сухости» вытереть те части тела, которые должны быть миропомазаны, помазывать эти части тела следует «не скудно», и, пока миропомазанные части тела не будут омыты особенной употребляемой для этой цели губой, никто не должен прикасаться к ним рукою. Каждения при Миропомазании не полагается. Евангелие обычно читается лицом к крещаемому. Окропление ребенка при измовении совершается водою из купели. Обряд омовения младенца, положенный в 8-й день, совершается у нас вслед за Миропомазанием. Существенное содержание этого обрядового действия составляет омовение частей тела, помазанных миром, и разрешение от белых одежд, надетых при Крещении, что напоминает древний обряд разрешения белых одежд, носимых новокрещенными в течение восьми дней. Самый способ совершения указан в Требнике, где сказано, что священник «разрешает пояс отрочате и пелены, и соединив край их, омочает водою чистою я (их), и кропит отроча». Обряд измовения обычно совершается так: после прочтения положенных молитв священник берет крещальную губу, наполняет ее водою и кропит младенца крестовидно, произнося слова: «Оправдался еси...» Затем отирает губою места, помазанные миром, со словами: «Крестился еси...» Но, как мы видели, Требник указывает окропление краями пеленок и предпочтительнее следовать его указаниям. При словах «Благослови и главу...» не требуется благословения перстами. Постригается сначала затылок, затем передняя часть, затем правая, потом левая. Вырезанные волосы священник отдает восприемнику, который закатывает волосы в воск и по окончании пострижения опускает в купель.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

пр. 36). Не говоря о беспричинном неповиновении пресвитера и несправедливом презрении власти, а если бы пресвитер и справедливо мог осуждать своего епископа в чем-либо, по службе или по каким-либо частным делам, то и тогда правила церковные не позволяют пресвитеру самовольно отлучаться от епископа прежде исследования дел его высшей властью и законным судом. Кто, напр., считает себя обиженным, имеет право жаловаться Собору и, как мы заметили выше, должен ожидать соборного решения, но не имеет права не выполнять определений архипастыря и всякое нарушение подчинения навлекает на виновного суд (Двукр. Соб. пр. 13). II. Взаимные отношения приходских пресвитеров между собой Так как местопребывание и служение приходских пресвитеров ограничивается приходами, им порученными (Ап. пр. 15), то приходские пресвитеры не могут простирать своих прав и власти за пределы своих приходов. Каждый пресвитер в своем приходе есть до известной степени самостоятельный распорядитель, обязанный подчиняться в делах церковных только указаниям и распоряжениям епископской власти. При таком равенстве прав приходских пресвитеров, все они во взаимных отношениях должны выражать уважение друг к другу, и никто из них не должен стремиться к преобладанию над подобными себе пресвитерами, вмешиваться в действия других приходских пресвитеров, подрывать каким бы то ни было образом авторитет и значение своих собратий в деле управления ими прихожан. Уже из того, что правила церковные строго запрещают епископам всенародно учить, совершать рукоположение и проч. в чужих епархиях без согласия на то местных епископов (Ап. пр. 35; Ант. Соб. пр. 22; Сард. Соб. пр. 15; II Всел. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 20 и др.), можно понять, что и приходской пресвитер не имеет права являться в чужой приход в качестве учителя и священнослужителя, без согласия на то местного пресвитера. Кроме того отцы Собора Неокесарийского (пр. 13) ясно выразили ту мысль, что служение каждого пресвитера ограничивается вверенной ему церковью и определенным приходом, что пресвитеры сельские (επιχριοι) не могут священнодействовать в градских церквях в присутствии местного епископа и клира, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По высказанным соображениям я и считаю недопустимыми смешанные браки православных с не православными. Здесь некоторые признали возможными смешанные браки, но под условием принадлежности детей к православной вере. Заявляли даже, что в случае совращения детей брак расторгается, и православный супруг объявляется отлученным от церкви, как язычник и мытарь. Но нельзя решение вопроса о смешанных браках ставить в зависимость от вопроса о вероисповедании детей от таких браков. Вопрос о смешанных браках является самостоятельным и должен быть решен сам по себе. Вытекающий из него вопрос о детях не может служить необходимым условием для того или другого решения вопроса о допустимости смешанных браков. В пользу смешанных браков некоторые приводили библейские и канонические справки. Указывали на 1 Корин. 7 гл. 12 – 17 ст. и на 14 прав. IV Ввел. Соб. Но ап. Павел в приведенном месте вовсе не говорит о смешанном браке, освященном таинством церкви, а только о браке между неверующими, из которых после один перешел в христианство . Такие браки, как заключенные по иноверным законам, называются в канонах «законными браками», если они притом являлись союзом одного мужа и одной жены; церковному освящению они не подлежали и строго отличались от смешанных браков православных с не православными. Последнего рода браки называются уже «незаконным сожитием» (VI Вс. Соб. пр. 72). И 14 прав. IV Всел. Соб. запрещает смешанные браки не только чтецам и певцам, но и всем вообще христианам (ср. апост. пр. 26, VI Вс. Соб. 72, Лаод. соб. 10, 31 пр.). С целью ослабить значение канонов, воспрещающих смешанные браки, проф. Заозерский предлагает разделить каноны на обязательные к исполнению, – это те, которые говорят о церковном устройстве, и на необязательные, – это те, которые трактуют о церковной дисциплине, в том числе о дисциплине брачной. На этом основании он допускает «разнообразие духовного меню» и следовательно смешанные браки, как вызываемые «духовным гладом» нашего времени. По мнению профессора, пастырь должен прежде раскрыть преступность смешанного брака православному супругу, отклонять последнего от такого брака и затем, уже, при безуспешности назидания, обвенчать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Если же кто поставит, то виновный да извергнется из сана вместе с поставленным, а бывшие ходатаями при этом да будут прокляты (прав. 29 св. апост., 2 Халкидон и 22 VI Всел.). 2) Во всех епископиях да будет то же, что уставил митрополит в своей митрополии: пусть только клирошане берут по семи гривен от каждаго поставления в диакона и во священника вместе . Более же не требовать ни от диакона, ни от священника, ни от игумена, ни от низших клириков, не делать им насилия, как делалось прежде, не посылать их на жатву, на сенокос и на другие работы. 3) Епископы, когда хотят поставить священника или диакона, да испытают его жизнь, какова она была до поставления, и да призовут соседей, которые знают его издетства (прав. 7 Феофил. Александрийск.). В частности, пусть испытывают поставляемых: чисто ли их житие; соблюли ли они девство или вступили в законный брак с девою; знают ли хорошо грамоту; не виновны ли они в кощунстве, хищничестве, пьянстве, лихоимстве, прелюбодеянии, лжесвидетельстве; не совершили ли они убийства, волею или неволею; не удручают ли рабов своих голодом и наготою, не делают ли им насилия в работах; не чародейцы ли они и прочее. Кто хотя однажды будет обличен в исчисленных винах, тот не может быть ни священником, ни диаконом, ни причетником. А кто окажется свободным от этих вин за поручительством отца духовного, семи священников и других добрых свидетелей, того пусть поставляют. 4) Поставление не должно оставаться в тайне, но да будет ведомо всем епископам, чтобы какой-либо пришлец из иной страны, утаив свои грехи, не восхитил священства. Неизвестных людей никого не посвящать (6 прав. VI Всел. Соб.). 5) Раба не производить в сан священства прежде, нежели господин отпустит его на свободу при многих свидетелях, с грамотою; а когда раб будет произведен, господин уже не должен присвоять его себе (снес. прав. апост. 82 и VI Всел. Соб. прав. 83). 6) Возводить на церковные степени должно постепенно: сначала постричь в причетника с установленными молитвами, облачив его в короткую фелонь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435909/

Те, кои убивают тело, отнимают временную жизнь, но убивающие душу лишают ее жизни вечной. Сии последние убийцы более ужасны. Таковы суть раскольники, лжеучители. худые христиане, которые подают собою пример распутной жизни, т.е., служат соблазном; a о сих Писание говорит: Мф.18:6 (см. немного выше). Убийство совершается не только самым делом, но и советом, помощью, побуждением, согласием. Равно противны сей заповеди и все те страсти, от которых происходит убийство, как то: гордость, зависть, ненависть, лихоимство и подобные. Испов., III, отв. на вопр. 64. Не так как бы за случившееся беззаконное дело определил я то, что определил, но потому, что научился от Апостола не полагати претыкания брату или соблазна ( Рим.14:13 ). Знаем же, яко некоторых действия чистые для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следуя установлению святых отец, мы повелели тебе отлучитися от оные жены 98 . Вас. Вел. пр. 88. Тех, кто набирает и содержит блудниц к соблазну душ, если они клирики, повелеваем отлучать и извергать, а если миряне, отлучать. VI Всел. соб. пр. 86. Срав. V Всел. соб. 47 и VII Всел. соб. пр. 18 (см. выше о монашестве). 2) Попечение о здоровье и жизни ближних. Когда запрещается (шестою заповедью десятословия) вредить жизни ближнего, то тем самым что повелевается? Повелевается, сколько можно, беречь жизнь и благосостояние ближнего. Какие происходят из сего должности? 1) Помогать бедным, 2) служить больным, 3) утешать печальных, 4) облегчать состояние несчастных, 5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно, 6) примириться с гневающимися, 7) прощать обиды и благотворить врагам. Катих. стр. 112. Срав. Испов., II, отв. на вопр. 41, 42, 43,45 (см. о делах милосердия). Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного, да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего. Прав. св. Апост., 59. Никто пусть не вводит внутрь святого храма какой бы то ни было скот, разве какой путешественник в большой крайности за неимением загона и пристанища выпряг бы в таком храме.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010