Свои разъяснения и суждения пастырь должен основывать на Свящ. Писании и учении св. отцов, и самое Писание изъяснять по их руководству и толкованию, «дабы не уклонитися от подобающего» (19 прав. VI всел. соб.). В сем пример позднейшим пастырям показали древние их предшественники, которые поучали верующих, последующие богоглаголивому учению отец и преданию кафолические церкви (кн. прав. догмат. VII всел. соб.). На основании вышеприведенных законоположений и в виду духовных нужд православной паствы Святейший Синод за благо признал учредить в каждом приходе вероучительные собеседования на следующих основаниях: а) содержанием собеседования должно быть учение о трех лицах Божества, о воплощении Сына Божия, о церкви и таинствах, изъяснение литургии и прочих, часто повторяющихся священнодействий, похоронных и поминовенных, а также и других обычных в нашей церкви обрядов, крестного знамения, и всего, что в храме видится и что в нем совершается, при чем б) беседы не должны быть излагаемы в виде отвлеченных рассуждений о предметах веры, мало доступных пониманию народа, а должны состоять из простых разъяснений тех истин веры, которые православный христианин приемлет сердцем и выражает устами; в) часть вероучительная должна быть сопровождаема и нравственною. Для сего нужно разъяснять заповеди Божии, требовать отчетливого чтения символа веры , научать всех слушающих молитвам, начиная с молитвы Господней, с истолкованием непонятных славянских речений, обличать те пороки, какие в известной местности преобладают, возбуждать к добродетели и словом назидания и указанием на примеры людей добрых и Богу угодивших. (Сн. «Церковные Ведомости», издав. при Свят. Правит. Синоде. 1890 г. 26-й, стр. 270–271). 7 Не можем не упомянуть, что в нашей книге пастырь не только найдет достаточное количество главнейших изречений слова Божия, приведенных в стройную систему относительно главнейших истин веры и нравственности, – не только значительное число святоотеческих свидетельств о разных истинах веры и благочестия, – не только вполне достаточное число примеров благочестия, но также к обильный материал для опровержения главнейших религиозных заблуждений: рационалистических, сектанских, раскольнических и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тех, которые закосневают в этом и не отстают и не отбегают этих вредных и языческих занятий, определяем совсем извергать из церкви, как повелевают и священные правила... Ибо что общего у света со тьмою? говорит Апостол. Или какая совместность храма Божия с идолами? Или какое соучастие верного с неверным? Какое согласие между Христом и велиаром? ( 2Кор.6:14–16 ). VI Всел. соб. 61 прав. Гадающие и следующие языческим привычкам или вводящие кого-либо из гадателей в свои домы для изыскания волшебных средств да подвергаются правилу пятилетнего покаяния по установленным степеням: три года в числе припадающих и два года в общении молитв без причащения. Агкирск. соб. 24. Алтари, поставленные где бы то ни было по сновидениям и пустым откровениям каких-либо людей, всячески да будут разрушаемы. Карф. соб. 94 пр. Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением сообразным тому, как сам себя обличит в каждом грехе. Вас. В. 65 пр. Предавший себя волхвователям или некиим подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца. Вас. В. 72 пр. Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие некиих в домы свои ради изыскания чародейств и ради очищения да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими и едино да стоят с верными и тако да приимутся. Вас. В. 83 пр. β) О надежде Бога Что можно принять в руководство для учения о надежде? Изречения Господни о блаженстве и молитву Господню. Катих. Введение стр. 13. Поскольку, если желаем что получить от Бога, о том должны просить Его сначала с верою, потом с надеждою, что Он непременно даст нам просимое, как говорит Апостол: верен призывающий вас, который и сотворит (сие) ( 1Фес.5:24 ). Равным образом и блаженства мы усвояем себе надеждою, когда, т.е., исполняем добродетели в той надежде, что получим обетования блаженств. Испов., II, отв. на вопр. 3. а) Понятие о ней; б) основание ея. (Надежда христианская есть) успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Восприемники При крещении как младенцев, так и возрастных необходимо должны быть восприемники (Const apost 3. 16, св. Дион. Ареоп. De eccl. bapt. cap. 2 Тертул. о крещ. 8. Прав. катих. 81 стр. Треб. крещ. и пр.). При крещении возрастных, восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и, таким образом, устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр., и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые, по болезни, не могут давать ответов сами за себя (VI Всел. Соб. пр. 59. VII Всел. Соб. пр. 14. Карф. пр. 54). При крещении детей, восприемники произносят за них исповедание веры и необходимые ответы, а впоследствии обязаны принять на себя попечение о их духовном воспитании, т. е. утверждении их в вере и благочестии (О долж. пресв. §87 прав. Кат. 81, стр. и пр.). Восприемников обыкновенно бывает два: мужщина и женщина. Впрочем, их может быть и больше; но все другие лица, кроме первой пары, считаются уже не восприемниками, а свидетелями крещения (Синод. ук. 1834 г., 18 Июн.). В случае же нужды, при младенце мужского пола довольно одного только восприемника, и при младенце женского пола – одной только восприемницы; наконец, в нужде смертной крещение может быть совершаемо даже и без восприемников (Больш. треб. указ. пред крещ. Л. 7 на обор.). Восприемниками могут быть только лица православного исповедания и «знающие нужные члены веры ко спасению; понеже восприемник зде держит лице крещаемаго и обеты за него Богу творит» (О долж. пресв. приходск. §80). Если же по причинам «политическим» случилось бы быть и иноверному лицу восприемником, то он обязан читать Символ веры Православной Церкви (Там же, примеч. 2-е.). Не должны быть восприемниками: – несовершеннолетние 25 ; – монахи и монахини (Номок. при бол. треб. Синод. ук. 1844 г., Окт. 17). Муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Там же. Указ. Св. Син. 17 Окт. 1884 г.). Отец и мать не могут быть восприемниками своего дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

(От объедения рождаются грехи): беспечность, нерадение о благочестии, вожделение плоти, шутки и смехи непристойные, самоугождение, неуважение ближнего, оскорбления, раздоры, грубые нравы, тяжкие болезни, распутная жизнь и подобные. Сему греху противополагается воздержание и умеренность, как сказано: все должно быть благопристойно и чинно ( 1Кор.14:40 ). Испов., III, отв. на вопр. 32 и 33. Срав. (пол. I, стр. 23) Испов., III, ответ 23. Почему чревоугодие относится к идолопоклонству? Потому, что чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие и потому говорит Апостол, что у них Бог чрево или, иначе сказать, чрево есть их идол ( Флп.3:19 ). Если вторая заповедь запрещает чревоугодие, то чему она тем научает? Воздержанию и посту, – Катих. стр. 101 Срав. (выше IV, о смирении). Катих. стр. 100 – 101. Божественное Писание заповедало нам воздерживаться от крови, удавленины и блуда ( Деян.15:29 ). Сообразно с этим мы подвергаем епитимии тех, которые, в угоду сластолюбивому желудку, как-нибудь искусственно приготовляют в снедь кровь какого бы то ни было животного и в таком виде едят ее. Итак, если кто отныне будет есть кровь животного в каком бы то ни было виде, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 67. ...Всякому человеку необходимо есть, чтобы жить, а тем, которые ведут брачную жизнь, имеют детей и живут в мире, не предосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только бы они благодарили подателя пищи и ели без всяких театральных безобразий или сатанинских песней, без гитар и блуднических гласований, на которые падает укоризна пророка, гласящая так: горе тем, на пиршествах которых и цитро и гусли, тимпан и свирель и вино; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют ( Ис.5:12 ). И если бы где-либо были таковые среди христиан, то пусть исправятся. Если же не исправятся, то да будет соблюдаемо в отношении к ним то, что прежде нас изложено канонически. А те, которые ведут жизнь тихую и однообразную, как давшие обет Господу Богу взять на себя иго монашества, пусть сядут наедине и умолкнут (Плач Иер. III, 28). Но и избравшим жизнь священническую также совершенно не позволительно есть с женщинами в частных домах, разве только вместе с некоторыми богобоязненными и досточтимыми мужчинами и женщинами, чтобы и это общение трапезы вело к духовному назиданию. То же пусть соблюдается и относительно родственников... VII Всел. соб. прав. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Иски о прелюбодеянии могут иметь двоякую цель: или личное преследование виновного в нарушении супружеской верности – это цель уголовная, и в таком случае дело должно быть начинаемо в уголовном суде, в течение 2 лет со времени учинения преступления; или иски эти имеют целью расторжение брака и церковное наказание – в таком случае иски должны быть предъявлены в духовном суде (см. Уст. Угол. Суд., ст. 1016 и толкование на нее в изд. Госуд. Канц.). Надобно полагать, что оба эти иска несовместимы, так как невозможно допустить двойное наказание в двух судах за одно и то же преступление. Когда обвинение в прелюбодеянии предъявлено с обеих сторон и обе стороны виновны, то расторжение брака не имеет места. Церковное судопроизводство по сим делам имеет свои особенности. По учению церкви прелюбодеяние признается поводом к расторжению брака ( Mamф. V, 32; XIX, 9 ); но по правилам св. соборов и св. отцов (Соб. Неокес. Прав. 8. Васил. вел. пр. 9, 21, 39, 48; VI Всел. Соб. пр. 87) брак, и несмотря на прелюбодеяние, может сохраниться в силе и даже остаться не расторженным (Карф. соб. пр. 115) в случае примирения супругов. Посему дела сего рода возбуждаются не иначе как по частному иску, именно с целью расторжения брака (Уст. дух. конс. Изд. 1883 г., ст. 237–239). Поэтому же, в случае предъявления подобного иска, духовному суду прежде всего вменяется в обязанность соглашать обе стороны к примирению и, лишь в случае безуспешности, приступать к формальному производству, но и в течение его не упускать удобного случая к примирению сторон (Уст. Дух. Конс. Изд. 1883 г., ст. 240). Для достижения этой цели постановлено, что на суд супруги вызываются непременно для личной явки (Уст. Дух. Конс. Изд. 1883 г., ст. 241). Это обстоятельство обыкновенно служит поводом к значительному замедлению производства, если та или другая сторона уклоняется от явки и скрывает или переменяет место жительства, ибо церковная подсудность определяется по этим делам постоянным местом жительства супругов, а не местом совершения прелюбодеяния (Зак.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1324 г. Синодальное определение 24 марта 1324 г. при патриархе Исаии по поводу дела чтеца Матфея Фалассена, женатого на обрученной другому и пожелавшего получить священство. Обручение жены не признано препятствием к хиротонии, но не принципиально, а потому, что невесте было 5 лет, а жениху 9 и они жили отдельно друг от друга 697 . 1335 г. Матфей Властарь в своей «Σνταγμα κατ οτοιχεον» γ, гл. 2, 4: О браках дозволенных и недозволенных: Святых Апостол 26 правило и 6-е VI собора и Карфагенского 16 (20 в книге правил) позволяют вступать в законный брак тем из причисленных к клиру, которые состоят пока в должности чтецов и певцов; после же производства в степень иподиакона, или диакона, или пресвитера, отнюдь не дозволяют им вступать в брак, ибо те из посвященных, кои уклоняются к браку, немедленно извергаются 698 . И 1-е (правило) соб. Неокесарийского лишает священства пресвитера, даже законно сочетавшегося с женою. (Далее приводится 13 пр. VI собора и почти буквально повествование Сократа о защите брака священнослужителей св. Пафнутием). А на 10-е (прав. соб. Анкирского), которое говорит, что по закону можно вступать в брак и после рукоположения с позволения своего епископа – не обращай совсем внимания. Закон. Ибо новелла царя Льва Мудрого говорит, что, хотя, на основании написанного обычая, посвященным лицам, можно было брать законных жен в пределах десяти лет 699 после рукоположения, – но сие, как воспрещенное церковными правилами (Ап. 26; VI всел. 6, 3), не должно иметь действия. (Далее приводится Нов. Юст. 123 гл. 14 по Номок. Фотия IX, 29: ср. Василики III, 1, 14 и из Прохирона Вас. Македонянина V, 1. при чем последние слова κα τς ξας ατς γυμνονται, очевидно, под влиянием 79 новеллы Льва, опускаются). γ, 4: о лицах посвященных, вступающих во второй брак 700 . (Приведя 17 ап. правило, он продолжает): ибо благодать Всесвятого Духа, в неизреченном и уму непостижимом таинстве божественного крещения омывши от всякой скверны крещенного и показавши причастным света, не препятствует ему впредь просветляться и чистым светом священства; после же божественной бани уже не остается жертвы за грехи, которая бы могла даровать и священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

28 Тертулл. de poenit. cap. 9. de castitate 13. св. Амвросий: ad Lapsam. cap. 8 Сократ, 3, 13. Евсеев. 5, 28. 29 По правилам агкирского собора покаяние за убийство назначалось на всю жизнь (агкир. 22); по в. Григорию нисс. На 27 лет (пр.5). Но более следовали правилу св. Василия. 31 По другим могло быть очищено, при искреннем исправлении, и 7-ми летним покаянием (VI всел. 87. Агкир. 20), – что допускает и св. Василий (пр. 77). 32 Св. Григорий нисский разделяет воровство на два вида: явное грабительство с оружием в руках, и тайное хищение; первое наказывает 27-ми летним покаянием, последнее – побуждением к добрым делам, противным греху, напр. к разделению своего имения нищим и вообще благотворениям (прав. 6). 33 Св. Златоуст, отвечая тем, которые жаловались не продолжительность покаяния, говорит: «я ищу не продолжения времени, а исправления нравов. Покажи мне, сокрушались ли они (кающиеся) духом, исправились ли в жизни, – и все дело кончено». hom. 14 in 2Corinth. Вальсамон, в изъяснении 102 правила трулльского собора, говорит: «на многих соборах постановлено, что местный ерископ, имея власть вязать и решить, не все то (буквально) соблюдать должен, что определено о духовных наказаниях церковными правилами, но что он может изменять эти наказания, обращая внимание на лица согрешающие, на их душевные расположения, образ жизни, качество греха – и таким образом каждой болезни душевной предписывать сообразное врачевство. И настоящее правило (102-е VI-ro всел. соб.) тоже самое установляет, предоставляя употребление духовных наказаний благоразумию и опытности врача, т. е. епископа местного, или того, кому это от епископа поручено будет. Надобно также, по этому правилу, различать право от обычая; т. е. нам (епископам) надобно знать, когда, по всей строгости права, употребить сильнейшие меры, и когда меры кротчайшие, допущенные у нас обычаем для тех, которых неудобно подчинить всей строгости церковных правил: ибо что в обычае, тому уже никто не противится». Тот же Вальсамон, при изъяснении 74 правила Василия в., замечает: «гражданские судьи не могут ни прибавлять, ни умалять казни, установленной законами; но епископы, принимая на себя бремя грехов наших, могут не только сокращать меру наказаний, но изменять и самое наказание. На это дана им власть. Только не дано им права – связывать паутинными нитями то, что должно быть связано тремя канатами».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

расследованием. Если же сомнение не будет устранено, то хотя некоторые и советуют в этом случае или предать дело совести совершивших Крещение и дополнить его по надлежащему, или же совершить Крещение по условной формуле «Аще не крещен...», но лучше обратиться за указанием образа действия в данном случае к епархиальному архиерею. Если по расспросам священник узнает, что младенец окрещен мирянином неправильно, например, если окажется, что мирянин, совершая Крещение, хотя и трижды погружал младенца в воду, но при этом не произнес установленной формулы Крещения («во имя Отца...»), а вместо нее прочитал, например, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» или другую какую-либо употребительную молитву церковную, равным образом, если Крещение совершено не тремя, а меньшим или большим числом погружений, хотя бы при этом и была произнесена установленная формула, то должен перекрестить. Но некоторые неправильности в произношении и прибавки, допущенные к формуле Крещения и не изменяющие смысла ее, вроде следующих: «Окрещается раб Божий, такой-то, во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь...», не могут служить поводом к повторению Крещения. Крещение внебрачного Внебрачное дитя, мать которого известна, может быть, по ее желанию, крещено по обрядам ее вероисповедания. Христианам всех исповеданий разрешается принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. Крещение подкидышей Относительно детей-подкидышей, о которых с достоверностью неизвестно, крещены они или нет, каноническими правилами определено: «Каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие яко (таковые младенцы) крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякого недоумения крестити их; да каковое недоумение не лишит их очищения толикою святынею» (VI Всел. соб., прав. 84; ср. Карф., прав. 83). Вообще священник обязан крестить всякого младенца, о котором у него не имеется никаких сведений, «чтобы не лишить его благодати освящения духовного» (VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

—256— Филаретом мнение его о том, почему он «не решался применять со всею строгостью церковные правила о грехах юности» в отношении к вопросу о рукоположении в священные степени. На второй автор заявляет: «митрополит иногда склонялся и к строгому употреблению правил» по тому же вопросу. Но почему же иногда являлось наклонение в эту сторону – у автора не находим ответа. И этот ответ тем более желателен бы, что из приводимых автором выдержек из Филарета следует, как будто бы то, что Филарет указаниями древности пользуется для двух между собою противоположных выводов. Это именно: «правила большею частью строги» – рассуждает Филарет: но «есть примеры святых, которые допускают снисхождение»: вследствие этого и он склоняется к снисхождению – стр. 154. А на стр. 155: «знаем, что и в священном чине были падшие, которые были допущены продолжать служение после смиренного покаяния». Казалось бы следует тот же вывод. Филарет однако же находит, что – «это было особенное дело веры» и напоминает о «ясности правил» в сторону строгости. На стр. 152 автор, отдавая предпочтение Филаретовскому способу толкования степеней крестного родства указанного в 53 правиле VI Всел. Соб. пред способом, практиковавшимся Св. Синодом, не обосновывает причин своего предпочтения, всё равно как на стр. 153 автор, наоборот, соглашается отвергнуть Филаретовское мнение потому только, что его отвергает проф. Павлов. Между тем, здесь исследование мнения Филарета тем более было бы желательно, что основанием как для разрешительных постановлений Святейшего Синода, упоминаемых автором, так и для запретительного понимания Филаретом брака в указанном случае (стр. 152) служит вопрос: одна и та ли же степень родства в случае указуемом 53 прав. VI Всел. Собора и в случае, подлежавшем практическому решению. Особенного внимания со стороны г. Наумова требовал бы факт, упомянутый им на стр. 197, так как на основании этого факта автор мог бы определить воззрение Филарета на весьма важный вопрос канонического права. Это именно вопрос о том, как Филарет относился к суду по началам так называемого обвинительного процесса. Факт, о котором идет здесь речь, есть – предположение в 1865 году дать инструкцию Духовному Ведомству относительно применения Суд. Уставов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писано: учай человека разуму ( Пс.93:10 ); писано также: любы от Бога есть ( 1Ин.4:7 ). Карф. соб. прав. 126. δ. Ход нравственной жизни христианина после обращения Для развития и укрепления в себе новой истинно-христианской благодатной жизни, начало которой положено в возрождении, христианин должен 1) хранить и питать дух ревности о жизни по воле Божией 37 ; этому содействуют особенно подвиги а) самособранности; б) памятования истин откровения; в) пребывания в чувствах и расположениях покаянной веры. Те, которые посредством крещения облеклись во Христа. дали обет подражать Его образу жизни во плоти. Поэтому мы отечески врачуем тех, которые на соблазн зрителей убирают и украшают волосы на голове искусственными уборами и таким образом предлагают нетвердым душам приманку, врачуем приличною епитимиею, наставляя и научая жить скромно, так чтобы они, оставивши обольщение и увлечение материей, постоянно устремляли ум к непрестающей и блаженной жизни, жили в страхе Божием и чистоте, приближались по возможности к Богу посредством очищения в жизни и украшали более внутреннего, чем внешнего человека, добродетелями и добрыми и непорочными нравами и таким образом не носили в себе никакого остатка вражеского развращения. Если кто будет поступать вопреки сему правилу, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 96. О жизни своей бодрствуйте, чресла ваша да будут препоясаны и светильни горящи и будьте подобны людям, ожидающим, когда придет господин их, вечером, или утром, или в пение петухов, или в полночь; ибо Господь придет в тот час, в который не ожидают, и если отворят Ему, блаженны рабы те, потому что оказались бодрствующими Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им ( Лк.12:36–37 ). Трезвитесь же и молитесь, чтобы не уснуть вам на смерть, ибо не помогут вам прежние добродетели, если при кончине своей заблудитесь от истинной веры. Апост. Пост кн. VII гл. 31. а) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 6-я заповедь Блаженства. Чистота сердца не тоже ли, что чистосердечие? Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, но добрые расположения сердца являет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010