Епитимия (Ε=πιτμων от е=πitiμω – запрещаю) налагается или в виде духовного наказания грешнику (так бывает более тяжкая епитимия – отлучение от причащения Св. Таин, от общения верных и т. д.), или она назначается для врачества грешнику (так бывает менее тяжкая епитимия – пост, поклоны, милостыня, молитва и т. д.). Но епитимия не имеет ни силы, ни значения удовлетворения правосудию Божию; ибо удовлетворение за грехи принесено Господом на кресте ( Евр.10:14 ). Не будучи же удовлетворением за грехи, епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди (VI Всел. Соб., прав. 102, книга: О должн. пресв. 106, 107, 108, сн. Дух. Регл. о пресв., Чин исповед. отрок., лист 17). Епитимия назначается различная, смотря по грехам, по возрасту, по положению кающихся (см. в Требнике и в Чине исповедания отроком и в Духовном Регламенте о правилах причта церковн. 8–14). За многие и особенно тяжкие грехи запрещается приступать, известное время, к таинству евхаристии, а позволяется только пить агиасму, т. е. богоявленскую и вообще освященную воду (Требн.). Впрочем, отлучению Святых Таин духовник сам собою никого подвергнуть не может, без особого донесения епархиальному архиерею и без его дозволения. Но ему духовник не именует лица согрешившего (Дух. Регл., о прав. причт., о пресвит., гл. 14). И отлучение от Святых Таин ныне на долгое время не допускается (там же). Для исполнившего епитимию полагается в Большом и Малом Требнике особая молитва над разрешаемым от запрещения. Посредством ее запрещенный освобождается от надлежащего ему уза запрещения (см. молитву) и вводится в общение с Церковью. Но кающихся, по исполнении ими епитимии, должно вводит в общение Церкви не открыто и не на литургии (Лаод. Соб., прав. 2-е; Карф. Соб., прав. 6-е); притом и разрешает тот, кто наложил запрещение. Духовник не имеет права принимать к себе на исповедь запрещенных другим духовником и разрешать их от запрещения (Апост., прав. 12, 13 и 32; 1-й Вселен. Соб., прав. 5; Номок., 119), исключая больных и умирающих, которых всякий священник может и должен исповедовать и разрешать (Кн.: О должн. пресв., ст. 103, и устав Духовн. Консист., ст. 103). То же он обязан и в случае смерти (Апост., прав. 32 и Карф. 52). Так как некоторые из кающихся могли умереть, не получив разрешения при жизни от запрещений и клятв, коими были связаны, то принято читать над умершим разрешительную молитву (о ней см. далее). Священство 1166

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Да не будет позволено кому-либо из числящихся в священном чине или монахов развлекаться на конских бегах или придерживаться сценических игр. Но если бы какой клирик был приглашен на брак, то лишь только появятся игры, служащие к обольщению, пусть встанет и тотчас удалится; ибо так повелевает учение отцов наших. Если же кто будет обличен в этом, тот пусть или перестанет или будет извержен. VI Вселен. соб. прав. 24. ...Бегайте также неприличных зрелищ, театров, т.е., и церемоний елинских, нашептываний, чарований, волхвований и проч... Должно бегать также и их торжищ и совершаемых на них игрищ; ибо верующий должен ходить на торжище только для выкупа тел 93 и приобретения души и для покупки чего-либо другого, нужного для жизни. Пост. Апост. кн. II. гл. 62. Если кто приходит (к вере христианской) из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник, то или пусть перестанут заниматься этим или да будут отринуты. Пост. Апост. кн. VIII, гл. 32. б) Очи твои да право зрят и всяцем хранением блюди свое сердце, завещевает премудрость ( Притч.4:23, 25 ), ибо телесные чувства очень удобно передают свои впечатления душе. Поэтому мы повелеваем, чтобы отныне отнюдь не начертывать на досках ли или на другом чем изображений, чарующих зрение, растлевающих ум и приводящих к взрыву нечистых удовольствий. Если кто отважится делать это, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 100. в) ...Христианам, ходящим на браки, не следует прыгать или плясать, но ужинать и обедать скромно, как прилично христианам Лаод. соб. прав. 53. ...Не должно лицам священным и даже мирянам делать пиршеств на складчину. Его же, прав. 55. Епископы или пресвитеры да не угощаются в церкви, разве только во время странствования по необходимости будут иметь там отдых. И мирянам, насколько возможно, да воспрещаются таковые пиршества. Карф. соб. прав. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Крестообразно ли должно возносить св. Агнец над дискосом во время возгласа: «Святая святым»? Хотя в служебнике, изданном в Москве в 1646 году при патриархе Иосифе, сказано: «Иерей приемлет святый хлеб обеих рук треми кресты и возглашает: «Святая святым» и творит крест над святым дискосом святым агнцем» (лист. 154); но в последующих издания богослужебных книг, напр. в чиновнике, изданном в Москве в 1798 году, сообразно знаменованию священнодействий, о возношении говорится: «Архиерей, взем св. хлеб и воздвизает и (его) мало над дискосом, образ же креста не творит» К. Никольского . Изд. 3-е С. П. Б. 1874 г., стр. 463). И в ныне употребляющихся у нас служебниках нет указания на то, чтобы крестообразно возносить св. Агнец во время слов: «Святая святым». (Р.д.С.П. 1886 г. Можно ли священнослужащему до причащения св. Тайн прополаскивать рот и пить воду, особенно если он слабогрудый и страдает выделением мокроты? Правила церковные (Карф. соб. 50 и 58; VI Всел. соб. пр. 29 и Учит. Известие) воспрещают священнослужителю вкушать пищу и пить воду прежде, чем он причастился св. Тайн. Конечно, слабогрудый может и до причащения св. Тайн очистить рот от мокроты, но от питья воды все-таки он должен воздерживаться (Р.д.С.П. 1886 г. Есть ли распоряжение св. Синода о дозволении входить в св. алтарь сторожу и вообще мирянам и может ли сторож подавать за литургией теплоту? Такого распоряжения нет, да и быть не может, так как оно противоречило бы ясному и точному смыслу церковных правил (VI всел. соб. прав. 69; Лаод. соб. пр. 19 и 44, Номоканон при Б. Требн. 66) и Законов Государственных (Св. Зак. т. XIV, ст. и устав. о пред. и предсеч. прест.); допускаются же миряне и сторожа во св. алтарь частью по некоторому небрежению к исполнению правил церковных, а частью – по нужде (Ц. В-к 1900 г. Пред самым причащением св. Тайн на литургии священнослужители должны ли обращаясь к западу, кланяться народу? Делать поклон предстоящему народу и таким образом заявлять о своем сердечном и искреннем желании причаститься св. Тайн в мире со всеми – доброе обыкновение и его следует поддерживать (Р.д.С.П. 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если кто из мужчин ради мнимого аскетизма носит один плащ и, как бы получая за это праведность, решается осуждать тех, которые с благоговением носят шелк и употребляют общую обыкновенную одежду, да будет анафема. Гангр. соб. пр. 12. Никто из числящихся в клире пусть не одевается в несвойственную одежду ни живя в городе, ни находясь на пути; но пусть всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если кто учинит сие, да будет отлучен на одну седмицу. VI Всел. соб. прав. 27. Всякая роскошь и всякое телесное украшение чужды священнического чина. Потому епископы или клирики, украшающие себя блестящими и пышными одеждами, должны исправляться; если же они пребудут упорными, то их следует подвергать епитимии, равно как натирающихся благовонными мастями. Но так как корень горести, выспрь прозябаяй ( Евр.12:15 ), ересь клеветников на христиан соделалась нечистым пятном для кафолической церкви, а приявшие оную не только возгнушались живописными иконными изображениями, но и отвергли всякое благоговение, подвергли преследованию живущих скромно и благочестиво и исполнилось на них слово писания: мерзость грешнику благочестие ( Сир.1:25 ); то если окажутся насмехающиеся над одевающимися в простую и скромную одежду, так пусть будут исправляемы епитимиею. С древних времен всякий священный муж носил одежду недорогую и скромную, поскольку все, что принимается не по нужде, но для украшения, подлежит обвинению в суетности, как сказал Вас. Великий. Никто также не надевал разноцветных шелковых одежд и на края одежд не нашивали украшений другого цвета; потому что слышали от богоглаголиваго языка, что носящие мягкие одежды находятся в царских чертогах ( Мф.11:8 ). VII Всел. соб. пр. 16. См. также (выше ο6 обетах) Гангр. соб. прав. 21 и 13. Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми, так волос косы своей не отращивай, но лучше подрезывай и обстригай ее, дабы тем, что ты часто причесываешься и бережешь голову свою не обстриженною, или тем, что ты намазан благовонными мастьми, не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют. И изысканной одежды не употребляй ты на обольщение и шароваров или сандалий на ноги свои не надевай злоискусственно, но носи только то, чего требуют степенность и нужда. И золотого перстня не надевай ты на пальцы свои. Все это признаки распутной жизни. Если займешься больше надлежащего, то не поступишь справедливо. Ибо тебе, верующему и человеку Божию, непозволительно отращать волосы на голове и собирать их во едино, т.е., в косу, или завивать их или беречь их не обстриженными, равно как и взбивать их или чрез расчёску в завивку делать их кудрявыми или подкрашивать их... Апост. Пост. кн. 1, гл. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

9. ...He следует принимать от еретиков благословений, так как благословения их скорее суесловия, чем благословения. Лаод. соб. 32. В Божественной литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению, изыдите. Посему таковые не должны присутствовати, аще не обещаются покаятися и оставите ересь. – Тимоф. Александр. пр. 9. ...He дозволять еретикам, коснеющим в ереси, входить в храм Божий. Лаод. соб. прав. 6. (Шестая заповедь Церковная предписывает) молиться... также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере православной прежде конца своей жизни. Испов I, отв. на вопр. 92; срав. II, отв. на вопр. 33. Во свидетельство против епископа не приимати еретика; но и верного единого не довольно... прав. Св. Апост. 75. Не дозволяется православному мужчине сочетаться с еретической женщиной, ни православной женщине сопрягаться с мужчиной еретиком; а если бы и оказалось, что кто-либо сделал что-нибудь подобное, то брак считать недействительным и незаконное сожитие расторгать. Ибо не должно смешивать то, что не способно к смешению, ни сочетавать волка с овцею или с частию Христовою жребий грешников. Если кто преступит определенное вами, да будет отлучен. Если же кто-нибудь, еще находясь в неверии, и не будучи причислены к стаду православных, сочетались между собою законным браком, потом один из них, избравши доброе, приступил к свету истины. а другой, не желая воззреть на божественные лучи, остался в узах заблуждения, а неверующей жене угодно продолжать сожитие с верующим мужем или, наоборот, неверующему мужу с верующею женой, то пусть они не разлучаются, согласно с божественным апостолом: ибо неверующий муж освящен женою и неверующая жена освящена мужем ( 1Кор.7:14 ). VI Всел. соб. прав. 72., срав. Лаод. соб. прав. 31. Когда с помощию Господнею предстанут они пред благочестивейшими царями, то объяснят им, как во время собора прошедшего года старейшины донатистов приглашаемы были собраться и, если имеют дерзновение отстаивать свое учение, избрать из своей среды несколько лиц, которые были бы способны мирно состязаться с нами и, если бы какая-либо доля истины на их стороне, то явили бы ее не колеблясь и с христианскою кротостию, дабы таким образом, по невежеству и односторонности противоборников, можно было познать, где находится ныне издревле сиявшая кафолическая чистота.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Тогда как иночество у нас есть более легкий путь в архиерейство и в церковную администрацию, мирское священство никогда не может попасть на высшие ступени иерархии, откуда у него и развивается и неприязнь к иночеству, как к пути карьерному в мире образованных иноков. Латинство этого не знает. Простой сельский кюрэ при наличии дарования может всегда быть со временем и епископом и даже больше. Ни для кардиналата, ни для папства монашеское пострижение не нужно. Последний папа из монахов был Григорий XVI (камельдул), который к моменту своего избрания (1831 г.) даже и не был еще епископом. Некоторые монашеские ордена, правда, дали немало блестящих епископов и пап (например, Августинцы, Клюнийцы, Францисканцы), но зато одним из замечательнейших достоинств и прерогатив иезуитского ордена является их четвертый обет монашества: никогда не быть епископом. С вопросом брака священника в Православии связан ряд требований канонического характера, удовлетворение которых считается обязательным. Хотя они и относятся к области церковно-правовой дисциплины, все же упоминание о них может иметь интерес и в настоящем контексте. Священник не может быть женат на иноверной (IV Всел. соб. 14 прав.); дом его должен быть православным (Карфаг. 45 прав.); дети его не должны быть сочетаемы браком с еретиками (Лаод. прав. 10; Карфаг. прав. 30); сама супруга священника не может быть ни вдовой, ни разведенной, ни блудницей, ни «позорищной», т. е. актрисой (Апост. прав. 18; VI Всел. соб. прав. 3); в случае неблаговидного поведения жены священника, он должен или развестись с нею или быть растриженным (Неокесс. 8). В вопросе брачной жизни священника возникает ряд тем, которые не всегда могут быть легко и трафаретно разрешены. Возникает особая «проблема матушки», которая в наше время и в трудных условиях изгнания становится особенно нелегкой. В старинных курсах пасторологии этот вопрос рассматривался в категориях бытового уклада и в наивно-трогательных тонах. Особая тема «выбор невесты» в учебниках Пастырского богословия XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

А 16-е правило того же собора (Лаод.) повелевает: по субботам с другими Писаниями читать и Евангелие. Ибо прежде существующего теперь чина в молитвах и песнопениях в субботу совершались только молитвы и таким образом священники приносили безкровную жертву; Евангелие же или какое-либо другое Писание не читалось в церкви, так как на основании правил [Ап. 64; VI Всел. 55. Кормч. Изд. 1816 г. стр.53.] обыкновенно праздновали, но не постились и не преклоняли колен в субботу [Пр. изд. буквально, с добавл. из Вальсамона и Зонары.]. А 17-е (того же соб.) с заботливостию повелевает, чтобы псалмы Давида были разделяемы на кафизмы и чтобы между ними были чтения, дабы народ, утомляясь непрерывностию псалмопения, не удалялся от церкви [Изъясн. из Вальсамона. Таковое же указание цели постановления 17-го пр. соб. Лаод. и в слав. Кормч.: " Да не трудни бывше собравшеся, на леность уклонятся " . Стр.53. Пр. Пом. соб. с толк. стр.227-228.]. А 18-е (правило того же соб.) повелевает, чтобы и на девятом часе и на вечерни читались преданные молитвы и чтобы не слагал, кто хочет, собственных молитв и не произносил их в собраниях [Прав. с изъясн. из Зонары и Вальсам.]. Согласно с сими правилами определяет и 103-е (116-е) прав. собора Карфагенского, чтобы т.е. в молебствиях всякой литургии читались только те молитвы, которые составлены просвещеннейшими (мужами) и утверждены собором, и предначинательные, т.е. произносимые до божественного Евангелия, и молитвы предложения оглашенных, в которых священники предлагают их Богу, и молитвы при возложении рук на хиротонисуемых и бывших в покаянии, а не допускать молитв новых, вводимых некоторыми; ибо, что не испытано отцами - сомнительно и возбуждает страх, чтобы не было примешано несоответствующего правой вере [Из Зонары на прав. 106 Карф.]. А 19-е правило собора Лаодикийского говорит, что прежде должны быть молитвы об оглашенных и тех, которые находятся в покаянии, а потом молитвы о верных; потом, определяет правило, одним только освященным позволено входить в алтарь и (там) приобщаться. Ищи еще в 9-й гл. буквы Β правила 5-е и 20-е собора Гангрскаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

46 Основные начала этой теории первый привел в ясность dr. Ньюман († 1892 г.), издавший, по переходе из англиканства в католицизм, в 1845 г. „Опыт о развитии христианского учения“. На практике же эта теория применяется в западной церкви уже с давних времен. Но так как открытого признания её нет в вероопределениях и законоположениях пап и римских соборов, то она пока обращается только среди богословов, особенно либерального направления. Однако, она нужна римской церкви для оправдания теоретически того, что на практике применяется ею уже целое тысячелетие, т. е. её нововведений и искажений в области вероучения. Понятно сочувствие к этой теории и протестантов: богословы-рационалисты могут пользоваться ею в целях ниспровержения божественного происхождения христианства, объясняя происхождение христианского вероучения с точки зрения этой теории путем, напр., усвоения или переработки тех или других философских понятий, или как-либо иначе, а богословы ортодоксального направления тою же теориею могут пользоваться в борьбе с католицизмом, относя с точки зрения этой теории р.-католические нововведения и искажения в области вероучения, отделившие протестантов от Рима, к самоизмышлениям папства, не имеющим ни для кого обязательной силы. 47 Постепенность в сообщении людям истин богопознания в ветхозаветные времена особенно ясно можно видеть в истории обетований и пророчеств о Мессии. Сн. Прав. Догм. Бог. II т. § 69. 49 Слова папы Агафона легатам, отправленным на VI всел. соб. См. Деян. всел. соб. в русском переводе. Т. VI. Казань, 1871 г. Стр. 121. 55 Викентий лиринский , живший в V в., написал свои „Напоминания“ (Commonitorium) в разгар несторианских движений, вскоре после ІІІ-го всел. собора. Неполный перевод этого замечательного произведения под названием: „Рассуждение Викентия лиринского “ помещен у проф. Чельцова И. В. в кн. „Древние формы символа“. Спб. 1869 г. 152–184 стр. Полные переводы изданы в Казани: И. Н. под заглавием „Памятные Записки“ в 1883 г. и Пономаревым П. под заглавием „Напоминания“ в 1904 г. Цитаты делаются по последнему изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Какие удовольствия дозволяются пастырю? Здесь не место говорить о позволительности или непозволительности театра или публичных зрелищ. Вопрос этот принципиальный – широк и труден. Когда говорят о соблазнительности театра, то, кажется, это недоразумение: разве не соблазнительны иногда исповедь или бракоразводный процесс? Разве не соблазнительна часто книга, но можно не бежать от соблазнительного тому, кто должен знать все недуги паствы. Театр недопустим потому, что появление там священника соблазняет, вызывает смущение. И потому, по крайней мере, сейчас, такого вопроса быть не может – ввиду ясных правил Церкви. Присутствовать во время сценических представлений, посещать конские ристалища, смотреть разные нескромные забавы и увеселения не дозволено, хотя бы они происходили в частном доме (VI Всел. соб., прав. 24, 51; Лаод., прав. 54). При брачных пиршествах правила церковные не воспрещают пастырю Церкви разделять радость своих прихожан и близких ему лиц своим личным участием в их семейных торжествах; но повелевают ему оставлять подобные пиршества непременно, если они примут нескромный характер, например, при появлении игр, служащих к обольщению (VI Всел. соб., прав. 24). Позволительнее концерты в общих залах – но и здесь сохраняется (ослабление) то же возражение. Известно, что у нас не допускают, считают запретной для священника музыку (или даже книгу «не божественную»). С этим надо считаться там, где особенная опасность соблазна немощных (в приходах, находящихся под старообрядческими влияниями) хотя едва ли, конечно, можно видеть в серьезной музыке что-нибудь предосудительное. Определением апостольским 42 запрещаются азартные игры. О некоторых мелочах пастырства – в отделе об отношении к прихожанам в 1-ой части. Священник в обществе Священник не может и не должен избегать общества. Следовательно, он может быть в чужом доме как знакомый, как член общества. Как должен он вести себя там? Конечно, неуместно какое-нибудь особое пуританство и ханжество, которое вообще неуместно в христианстве. Но священник не должен забывать о важности и серьезности своего сана. Он принимает участие во всяком разговоре – кроме фривольного (в данном случае он может серьезно заметить о неуместности такого разговора), но в разговоре он должен следить и за формой своей речи (потому что за ним иногда следят).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Велик. пр. 46, VI Всел. Соб. прав. 93); отсюда видно, что если бы муж во время разлуки со своей женой, обманом взял в супружество или увлек в сожитие с собой другую жену, то это новое супружество как незаконное, по возвращении к мужу первой законной жены его, должно быть расторгнуто; союз с ним новой жены не иначе должен почитаться, как любодеянием с ее стороны, и прелюбодеянием со стороны мужа. Но как эта новая жена виновна только по неведению, и брак ее с тем мужем не мог быть законным, то, по разлучении их, новый брак с другим лицом ей не возбраняется. Равным образом. и жена, оставленная на время своим мужем, если бы вступила в новый брак, то была бы прелюбодейцей и это новое супружество как незаконное должно быть расторгнуто, при возвращении к ней первого, законного ей мужа. Даже в том случае, если бы один из супругов находился долгое время в отлучке и ничего не было бы известно о нем, то и тогда другой супруг не может вступать в новый брак: «жена мужа, отлучившегося и пребывающего в безвестиости, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует» (Васил. Велик. пр. 31). Из вступивших в брак помимо этой предосторожности, предписывается оказывать снисхождение тем женам, мужья которых отлучились в военное время: «поскольку здесь более вероятно заключение о смерти» (Васил. Вел. пр. 36). В случае возвращения воина, жена которого, по причине долговременного отсутствия его, сочеталась с иным мужем, возвратившийся воин может, если хочет, снова взять к себе свою жену, причем прощается и она, и второй муж ее, как по неведению вступившие в такой брак (VI Всел. Соб. пр. 93) 36 . Так как по учению слова Божия (Ев. Мф.5:32 ) и по правилам Церкви запрещается мужу и жене оставлять друг друга без законной причины (разве словесе прелюбодейна), то они не могут вступать в новый брак, хотя бы и оставили один другого навсегда, допустили развод произвольный между собой, а если бы оставили один другого, хотя бы и навсегда, и вступили в новый брак, то признаются прелюбодейцами (Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010