Кол. 2:18–19 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев 7168 . Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах 7169 , принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов 7170 . Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго 7171 . И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого Архистратига Михаила . Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре – девятом от марта, первого месяца от сотворения мира – для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит , ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2Кор. 12 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение второе на брань святого Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Господа» (Пс. 33:8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр. 12:7)) Давняя брань небесных духов с Люцифером, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный! Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в нынешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», – потому что много бесов вошло в него» ( Лк. 8:30 ). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав легион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жалкого человека, терзает его, бегая по горам, пустыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему. Необходимо и отсюда выгнать этого сверженного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неделю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангельский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Христос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же вступает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля. Итак, «приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, – ибо Господь обещал быть с нами до скончания века (см. Мф. 28:20 ), – Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и приносящим вред людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Михайлов день в 2024 году — 21 ноября Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября, 2021 Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября в России по традиции отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе этот церковный праздник принято было называть «Михайлов день». Михайлов день Архангела Михаила считают покровителем рода человеческого, о нем существует не одно упоминание в Священном Писании. Есть в Библии и эпизоды, где нет прямого упоминания о том, что участником событий был Архангел Михаил, но Церковь традиционно считает, что речь шла именно о нем (например, огненный столп, явившийся перед израильтянами во время бегства из Египта). Архистратиг Михаил являлся пророкам, возглавлял воинство Господне, защищал людей от греха. У Ангелов существует своя иерархия, и приставка архи- говорит об одном из высших ангельских чинов. Архистратиг Михаил считается главой воинства Господнего в борьбе со злыми силами: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… Поэтому в народе Архистратиг почитается защитником верующих, а Михайлов день — важный праздник для членов Церкви. История праздника В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц — ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов: Обычаи и традиции на Руси Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:

http://pravmir.ru/mihajlov-den-v-2024-go...

О бесплотных силах. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Мф.13:24–30, 36–43 Лк.10:16–21 Евр.2:2–10 Сегодня – праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже «восклицали от радости», когда Бог полагал основание Вселенной ( Иов.38:7 ). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования. Пророк Иезекииль пишет, например, о Херувимах, что «все тело их, и спины их, и руки их, и крылья их … полны очей» ( Иез.10:22 ). Они имеют разные служения, и составляют некую иерархию. Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств – Михаил. Он же – хранитель сначала Богоизбранного народа, а потом – нового Израиля, Христовой Церкви. Имя второго Архангела – Гавриил. Это – Божий благовестник. Он и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, и – Захарии о рождении Иоанна Крестителя. Писание говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют, что действует Сам Бог. Узнав о Рождестве Христовом, пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:15 ). А ведь возвестили им об этом Ангелы! Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: «Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? … Хочешь ли, мы пойдем и выберем их»? Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, жать, и выдергивать плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Случайное совпадение у слепцов-безбожников, но есть ли что-либо случайное в Промысле Божьем? Убийство отца Даниила (почти в полночь) почти накануне праздника собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Какую весть посылает нам Архистратиг Михаил и всё его воинство? О чём они нас предупреждают? Но ведь мы помним их же – Архангела Михаила и пророка Даниила. " Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. " Как не вздрагивать, читая такое? Почему это случайно (т.е. промыслительно) сходится в один узел в Москве 2009-го года? Как внутренне не собраться, не сконцентрироваться? Как не начать или усилить молитву? Да разумеет... (Не помню наизусть цитаты, ищу начало в Евангелии, и мозг замирает: " Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы " [Мар. 13-14].) Дальше страшнее. Вся глава оказывается про разрушение Иерусалима, про скорбь и горе, про общую молитву сократить те дни. А потом увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (это же Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных...). И наконец: Так и когда увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях [Мар. 13-29]. И снова они пересекаются: пророчества Даниила о конце мира, в котором Архангел Михаил победит безымянного убийцу. Откровение. Сам сегодняшний праздник навевает что-то апокалиптичное – Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Прочитайте эти имена медленно, проговаривая каждый слог. В них какая-то таинственная музыка, которая ничего не говорит нашему разума, но от которой трепещет наша душа... И дальше ищем ответы, продираемся сквозь туманы образов. Не знаем, где бредём, но должны идти. И даже если выводы неправильные, важнее сама работа, потому что работа эта – молитва, работа эта – чтение Богом данных слов, работа эта – подготовка к той минуте, когда увидим Его на облаках. Чем больший страх мы переживём сейчас, пока думаем, молимся, читаем, тем спокойнее мы будем тогда.

http://religare.ru/2_71193.html

«И ввергнут их, — говорит Господь, — в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» С неумолимостью приближается время, когда наступит полное разрушение всякого зла и торжество добра и правды. Как это совершится? Это тайна неоткрытая, неизвестная никому. Но те, кто знает благодать Христову и близкое присутствие ангелов, живут ею сегодня. Велика будет радость спасенных! Вместе с ангелами они воссияют как солнце. Это будет новое Преображение Господа и с Ним — всего творения, вхождение в Божию славу всей Церкви — земной и небесной. Аминь. Всенощное бдение Собор Архистратига Михаила Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. От вечности Бог есть Свет, в Котором нет никакой тьмы. Единственный, истинный, невещественный, бесконечный и абсолютно непостижимый. Он пребывает в неприступной тайне Своего Божественного естества, в неизреченном общении Трех Лиц — Отца и Сына и Святого Духа. Он есть совершенное добро и начало всякого добра и всякой любви. Потому по преизбыточетсвующей Своей благости, восхотев дать участие другим в Своем свете, Он вызвал мир из небытия к бытию. Прежде создания мира видимого Он привел к жизни Своим Словом и Духом Святым ангельскую природу, сотворив небесные бесплотные силы, пламенеющие как невещественный огонь в служении славе Божией. Они — светы вторые, приемлющие благодатью Духа Святого просвещение от первого и безначального Света. Бессмертные по приобщению к Богу, свободные и разумные существа, они обретают в созерцании Бога свое бытие, свою крепость и смысл своего существования. Бог соделал их Своими служителями и послал их (слово «ангел» означает «посланный») бодрствовать над землей, над народами и царствами (согласно Апокалипсису, каждая Церковь имеет Ангела-покровителя), над каждым из нас. Об этой тайне посланничества в мир, выражающей служение Сына Божия, и желании проникнуть в нее ангелов и святых — Евангелие, которое мы слышали сегодня за литургией. «Слушающий вас, Меня слушает, — говорит Христос, — и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». Кто презирает верных служителей Христовых, ангелов и святых, презирает Христа и Бога. Мы видим, как семьдесят учеников возвратились с радостью, не сетуя на усталость после трудов, но радуясь о успехе — особенно в изгнании нечистых духов: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем». Как ангелы, они воздают славу Христу за чудо, совершенное Его именем. Все наши победы над сатаной совершаются силой, исходящей от Христа. Во имя Его мы должны вступать в сражение с нашими духовными врагами. Если война, которую мы ведем, идет во имя Господне, то и честь победы принадлежит Его имени. Апостолы говорят об этом с изумлением и восторгом: «И бесы повинуются нам». Если бесы  нам повинуются, кто устоит против нас?

http://moral.ru/собор-архистратига-михаи...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Видел сатану, спадшего с неба, как молнию» 20.11.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Собор Архистратига Михаила Слово на собор Архистратига Михаила Мы слышим в этот день за литургией в Евангелии: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Все заключается в одной этой тайне. Господь дал Церкви всю Свою власть и силу. Но радость в том, что имена наши написаны на небесах. Господь предупреждает, чтобы мы не приписывали себе те победы, которые совершает Церковь с самого начала своего существования. Чтобы мы помнили, что величайшая слава человека заключается не в том, что он может сделать, какое бы великое дело ни сделал он здесь на земле, а в том, что Бог делает для человека. Никто не может сам написать свое имя на небесах, только Бог написал имена ангелов и наши имена по Своему непостижимому дару. И Он может стереть эти имена, как стер Он имя прегордого денницы. Только смиренным дается благодать, только их имена пишутся на небесах. А имена гордых стираются. То, что делают ученики Христовы, — для них пусть очень важное, но отдельное дело, а Христос видит в нем часть победы всемирного значения. Каким бы ни было наше поражение, мы не должны терять радости, вдохновенного видения смысла жизни, которое принадлежит Церкви по дару Христа — Победителя ада и смерти. Сегодня святая Церковь укрепляет и вдохновляет нас видением того, какого участия мы сподобляемся в победе Божией. «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, — говорит она нам вместе с Господом, — ибо многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Церковь призывает нас радоваться той великой победе, которую одержал Господь и которой в полноте причастны все воинства Небесные, — спасение всего Божия творения от власти диавола.

http://moral.ru/sobor-archistratiga/

И дай нам Бог по молитвам этого великого праведника стяжать хотя бы малую толику той твердой веры, которую он имел, которой спасся и благодаря которой именно от него произошел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Аминь. 22 октября 1996 года Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (Лк., 51 зач., Х, 16–21) Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. О том, что ангелы помогают людям Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, читается отрывок из Евангелия от Луки. Господь Иисус Христос говорит о той власти над нечистой силой — демонами, которую получили Его ученики. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (ст. 16–17), то есть ученики именем Господа Иисуса Христа изгоняли демонов из беснующихся. Возможно и другое толкование этих евангельских слов: во все времена существования христианства каждый подвижник, любой христианин, желающий очистить свою душу, именем Господа Иисуса Христа изгоняет из себя бесов — не их самих непосредственно, но те греховные помыслы, которые демоны нам внушают. Если мы ревнуем о своем спасении и имеем некоторый духовный опыт, то знаем, что действительно только именем Господа Иисуса Христа мы можем отогнать самые отвратительные и навязчивые помыслы, иначе с ними справиться невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

Престолу предстоя Трисолнечнаго Божества/и богатно просиявая Божественными светлостьми,/испущаемыми непрестанно оттуду,/сущия на земли, радостно ликующия/и восхваляющия тя,/страстей мглы избави/и просвещением уясни,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Низложи шатания агарянская,/на стадо твое часте находящая,/устави раздоры Церкве,/укроти бурю безмерных искушений,/избави бед и обстояний/любовию чтущия тя/и под кров твой прибегающия,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Слава, и ныне, глас 2: Благовествует Гавриил Благодатней днесь:/радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная,/не удивляйся странному моему зраку,/ни ужасайся, Архангел бо есмь./Змий прельсти Еву иногда,/ныне же благовествую Тебе радость,/и пребудеши нетленна,/и родиши Господа, Пречистая. На стиховне самогласен Триоди, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен. Собор Архангела Гавриила Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую (Серафимы, Херувимы и Престолы), среднюю (Господства, Силы и Власти) и низшую (Начала, Архангелы и Ангелы). Архангелы являются посредниками между Богом и людьми, открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, благовествуют о великом и преславном: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем...» ( 1Фес. 4:16–17 ). Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения, прославляющего Пречистую Деву Марию, благодарные Господу христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Еще в Ветхом Завете имеется свидетельство о семи высших Ангелах (Архангелах) Божиих ( Тов. 12:15 ), равных по достоинству и чести. Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010