Следовательно, можно допустить без труда, что некоторые «ионийские» обычаи в Египет занесены были из Родоса. – Философ Порфирий († 304) говорит 74 , что в Родосе в древности 6-го метагитниона приносили в жертву Крону человека; впоследствии этот жестокий обычай заменен был казнью преступника в праздник «кроний». Так как самосцы месяц метагитнион называли Κρον ων, то можно заключать, что если не у всех, то у многих греков «кроний» праздновали именно в этом месяце. Но у св. Епифания читаем 75 : «по-египетски [т.е. по александрийскому календарю] 12-го атир, а. d. VI idus nov., по-эллински [т.е, по-сиро-македонскому календарю] – 8-го дня (8 ноября), по-афински 7-го метагитниона». С точки зрения св. Епифания было не совсем последовательно 76 уравнить 8-е ноября=12-е атир с 7-м метагитниона. Если же это уравнение им принято, то можно предположить, что он (или – всего вероятнее – спрошенный им сведущий в афинском календаре человек) считался с этим отождествлением 12-го атир с 7-м метагитниона как с готовым данным; т.е. для лиц, живших в 375–377 г., невозможно было сомневаться, что в быту александрийских язычников 12-е атир – то же самое, что 7-е метагитниона в быту – положим – малоазийских греков. А это значит, что 8-го ноября в Египте и Александрии праздновали «кронии». И для этого празднества в Египте была национальная подкладка. 22-го хиак нормального сотического года=12-го атир александрийского года=8 ноября в Египте совершался праздник «χebs-ta», т.е. «запашка земли» 77 , знаменовавший начало зимних полевых работ по окончании нильского наводнения. Вечером этого дня полагались λοχναψ α и περ πλοος; т.е. иллюминация и плавание по священному озеру при храмах. Смысл праздника очевиден. Если везде о надежде должен есть оряй орати 78 , то в Египте сеяли не только с надеждою, но – можно сказать – с радостью: если предшествующий (уже закончившийся к началу пашни) разлив Нила был вполне удовлетворителен, то обильная жатва была почти уже обеспечена. Естественно было для религиозного египтянина при начале посева соединить мольбу о благословении Божием на предстоящий труд с благодарностью за ниспосланное уже предвестие хорошего урожая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Слушайте, живущие в супружестве! Слушайте, женящиеся! Слушайте и разумейте, что супружество без страха Божия и без воздержания – это такая же радость для бесов, как и самое блудодеяние! Но и об этом не буду много говорить, ибо стыжусь! О том, как должны поступать женящиеся, пусть прочитают в Товииной книге и пусть из нее научатся. Нам же следует обратить свои очи к святому Ангелу. Вошел целомудренный, чистый юноша, Товия святой и богобоязненный, в комнату к целомудренной, чистой, богобоязненной, святой девице Сарре. Три дня и три ночи они воздержались от себя и только прилежно молились Богу (см. Тов. 8 гл.). Асмодей, бес блудный, бежит, Ангел же Господень поймал его и связал в пустыне выше Египта (см. Тов. 8:3 ). Живи в пустынях, бес блудный, а не среди людей Божиих! Живи там, где язычники, не знающие Бога, не разумеющие силы чистой, христианской и целомудренной жизни, пребывают в нечистоте своей, как дикие звери пустыни или, лучше, как скоты, «как конь и мул». Итак, из этой истории мы ясно видели ангельское хранительство, управление и благодеяния к нам, видели, что они пекутся и промышляют обо всем необходимом как для нашей души, так и для тела, сохраняют нас в путях наших и во всей нашей жизни, руководствуют, направляют, научают, поучают жить добродетельно и целомудренно в христианской чистоте, отгоняют от нас демонскую силу, просвещают наши мысленные очи и возносят наши молитвы к Богу. Святой старец Товия, утешенный в своей старости великими радостями, получив прозрение очей своих, увидев свет небесный и свет очей своих, – возлюбленного сына и сноху Сарру с принесенным ею богатством, сказал своему сыну: «Что мы можем дать сему святому мужу, который шел с тобою?». Молодой Товия отвечал отцу своему: «Отче! Какую награду нам дать ему и чем достойно заплатить за все благодеяния его? Он пошел со мной и привел меня здоровым. Он дал мне жену и отогнал от нее беса. Он избавил меня от рыбьей пасти, возвратил тебе зрение, чтобы видеть свет небесный, он исполнил нас всех благ. Чем мы достойно вознаградим его за все это?» (см. Тов. 12 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Даровской район. Пиксур. Монастырь Владимирской иконы Божией Матери. Часовня Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Костромская область Галичский район. Старый Георгий, урочище. Воскресения Словущего, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Латвия Рига, город. Рига. Михаила Архангела, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Токсово. Михаила Архангела, собор Липецкая область Становлянский район. Шипово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Московская область Клинский городской округ. Введенское. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Коломенский городской округ. Коломна. Михаила Архангела, церковь Нижегородская область Дальнеконстантиновский район. Малая Пица. Малопицкий Скорбященский женский монастырь. Домовая церковь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Чкаловск, город. Чистое. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Дивеевский район. Суворово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Нижний Новгород, город. Автозаводский район. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Новгородская область Маловишерский район. Большая Вишера. Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Омская область Омск, город. Омск. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных на Старо-Северном кладбище, церковь Пензенская область Никольский район. Маис. Боголюбской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=555

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России. История празднования Собора Архистратига Михаила Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году. Архангел Михаил в Ветхом Завете Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами. Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви. Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород». Чудо Архангела Михаила в Хонех

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

В 2017-2018 г.г. были проведены работы по реставрации штукатурки, окраске, обработке белокаменной поверхностей, лепного декора, кровли, медного купола, крест из лиственницы с обтяжкой медью. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Церковь Архангела Михаила является старейшей постройкой великолепного усадебного ансамбля в селе Архангельское городского округа Красногорск. Небольшая церковь, стоящая на высоком берегу реки Москвы, была возведена в 1667 году. По посвящению этой церкви в честь Архангела Михаила село Уполозы и получило свое нынешнее имя – Архангельское. Церковь в стиле московского узорочья была построена предположительно по проекту известного крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Ранние упоминания о селе Уполозы на реке Москве относятся еще к концу XVI века. Владельцами села в ту эпоху были Осип Моисеевич Рязанцев и Алексей Иванович Уполоцкий, по фамилии которого, вероятно, и село получило свое первое название. Уже тогда в Уполозах имелась деревянная церковь Архистратига Михаила, которая, однако, стояла «без пения», то есть не действовала. После Смутного времени братья Немир (Роман) и Григорий Киреевские выкупили Уполозы у вдовы прежнего владельца. Деревянная Михайловская церковь в то время уже имела приделы святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, причем посвящение главного престола указывалось как «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», которое празднуется Церковью 19 сентября (по новому стилю). В 1646 году Уполозы «Архангельское тож» приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а в 1678 году село уже принадлежало князю Якову Никитичу Одоевскому. Князь Одоевский в качестве приданого за дочерью дал Архангельское своему зятю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. В отказной книге 1681 года впервые упоминалась каменная церковь Архистратига Михаила, хотя дата постройки не уточнялась. Главное посвящение каменного храма, видимо, изменилось с «Михайлова чуда» на Собор Архистратига Михаила, празднование которого совершается 21 ноября. Вот что было записано в писцовых книгах: «Село Архангельское , а в том селе церковь каменная собор святого Архистратига Михаила, да в пределе святого пророка Иоанна Предтеча, да в другом пределе святого отца Николая Чудотворца, а в церкви образа, и книги, и ризы, и сосуды, и утварь, и колокола и всякое церковное строение вотчинникова». Вероятно, что существующий в настоящее время каменный Михайловский храм был построен в 1667 году при Якове Никитиче Одоевском. Существовали и другие мнения на этот счет.

http://sobory.ru/article/?object=01733

Месяц ноябрь избран для праздника св. Ангелам-Богохвалителям потому, что этот месяц есть девятый от марта, бывшего некогда началом года, и числом девятый соответствует девяти Ангельским чинам, а осьмый день месяца назначен в отношении ко второму Христову пришествию на землю, день коего от учителей церковных нарицается осьмым. При конце сего мира седмицами дней обращающегося, наступит как бы осьмый день, егда приидет Сыт Человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним ( Мф.25:31 ). При Богослужении в день Собора св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил Церковь прославляет их, как служителей Божественные славы и наставников человеков, и молит св. Ангелов от лица верующих «оградить нас кровом крыл невещественные славы своея и избавить от бед». На всенощном бдении в праздник св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных Церковь произносит в паримиях: в первой – о явлении Архистратига силы Господней Иисусу Навину ( Нав.5:13–16 ), во второй – о явлении Ангела Господня Гедеону ( Суд.6:6, 11–24 ); в третьей – о спадении с небеси денницы ( Ис.14 ). Б Евангелии на всенощном бдении Церковь произносит притчу о пшенице и плевелах, кои в настоящей жизни не исторгаются только ради пшеницы: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу, и будут расти со пшеницею до жатвы – кончины века, а во время жатвы жатели – Ангели соберут вся соблазны и творящих беззаконие: и ввергнут их в пещь огненную ( Мф.13:24–30, 36–43 ). На литургии чтением Апостола Церковь возвещает о преимуществе Евангелия пред законом Ветхозаветным, данным при Ангелах ( Евр.2:1–13 ); чтением Евангелия благовествует о спадении с небеси сатаны π о силе имени Иисуса Христа над бесами и власти наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию, данной Апостолам и всем верующим ( Лк.10:17–21 ). При Богослужении в день воспоминания чудес и в день Собора св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных Церковь изображает преимущественно духовно-воинственное служение Архистратига Михаила во славу Божию и в защиту верных от искушений и зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября, 2013. Новостная служба Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. 21 ноября. ПРАВМИР.Православные празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих. За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-sobor...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Архистратига Михаила в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2014 г. 19:49 21 ноября 2014 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Преосвященства, дорогие Владыки! Всечестные отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником сего Архангельского собора в Московском Кремле. До появления Храма Христа Спасителя Архангельский собор был кафедральным собором города Москвы, а потому праздник в честь Архангела Михаила был престольным праздником всего нашего города. И совершенно неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила, воеводы Небесных Сил, был освящен этот главный в Первопрестольном граде собор. Потому что Предание Церкви, основанное в том числе и на Священном Писании, доносит до нас, может быть, и не полные, но тем не менее очень важные свидетельства о существовании особого духовного мира. Никто не знает, что из себя этот мир представляет. Всякие человеческие стремления внешним образом выразить представителей этого мира являются условными. Когда мы видим Архистратига Михаила с крыльями, это совсем не значит, что он с крыльями, потому что там, где он, крылья не нужны. А люди изображали ангелов с крыльями, чтобы показать, что они выше нас, что они в небе, рядом с Богом, что они могут то, что не может человек. Ведь не может человек летать. Если соотнести возможности этого невидимого и для нас никогда не понятного мира с нашим миром, то можно только свидетельствовать, что тот мир намного превосходит мир земной, физический. Когда мы прославляем святого Архистратига, то есть начальника, некую силу особенную в этом духовном мире, то говорим, что он вместе с иными ангелами прославляет Бога. Мы иногда употребляем слова, не задумываясь о их смысле. До сегодняшнего дня я никогда не задумывался о том, что означает «ангелы прославляют Бога». Что это такое? Когда мы прославляем человека, это ясно, мы выражаем особое уважение этому человеку, признательность за его труды, мы говорим красивые слова, приносим ему подарки, мы аплодируем, улыбаемся. Если это происходит на каких-то больших площадях в городе, мы можем даже кричать от восторга. Это и есть человеческое прославление. А что такое прославление Бога? Не знаем.

http://patriarchia.ru/db/text/3849313.ht...

Собор Архистратига Михаила (Мозырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор во имя Архистратига Михаила (Мозырь) – главный православный храм Туровской епархии, построен в XVIII веке как костёл в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. Содержание История [ править править код ] В 1615 году король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза " фундует " монастырь бернардинцев в Мозыре. В 1618 году мозырский староста Балтазар Стравинский, на выделенном королём участке, строит деревянный костел и несколько домиков для монахов. В 1645 году отставной полковник Стефан Лозко подарил часть холма, напротив Мозырского замка, монахам бернардинцам, и начинает строителство каменного монастыря. В 1648 году во время казацко-крестьянской войны монастырь был уничтожен. В течение войн середины XVII века, Мозырь был практически стерт с лица земли. Город был восстановлен при короле Яне III Собесском (1674 - 1696 ). Самые первые упоминания о Михайловском храме относятся к XVI веку. Но во второй половине XVIII века недостроенный монастырь был уничтожен. В 1745 году Аскерки начинают строительство нового каменного монастыря бернардинцев, центром которого должен был стать величественный костёл. Сколько лет длилось строительство храма - доподлинно неизвестно. Вероятнее всего храм было освещен в 60-х или 70-х годах XVIII века. Монастырский комплекс был построен в стиле позднего барокко в виде двухбашенной трехнефной базилики. В монастыре так же располагались начальная школа и библиотека. В крипте костёла была устроена семейная усыпальница, где находили упокоение представители рода Аскерок. После национально-освободительных восстаний XIX века бернардинский монастырь был закрыт, в его корпусах расположились присутственные места Мозырского уезда и больница. Костёл неоднократно горел и пришел в упадок. В 1864 году храм был передан православной церкви и освящен в честь святого Архистратига Божия Михаила. 5 сентября 1865 года храм был освящен по православному чину. Новый собор освящают во имя святого Архистратига Михаила с правым приделом во имя святителя Кирилла Туровского .

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Архистра...

В городе Карачеве Брянской области, на правобережье реки Снежеть, на площади Карла Маркса расположен православный храм Михаила Архангельского. По одной из версий, до эпохи смутного времени, на месте этого храма стоял храм св. Георгия, который был варварски разрушен. После восстановления города Карачева (в период с 1621 по 1626 гг) на месте этой церкви был построен из дерева храм Архистратига Михаила. Примерно через 100 лет его заменили каменным зданием. Изначально он имел традиционный для церквей того времени внешний вид – восьмерик на четверике. С западной стороны была расположена трапезная, с восточной – массивная полукруглая апсида. В то время в храме Михаила Архангельского был один главный престол во имя Архистратига Михаила. В настоящий момент этот храм является памятников, в композиции и декоре которого отобразились разные архитектурные веяния, сменявшие друг друга в период с 18 до 19 столетия. Формы классической архитектуры в данном памятнике поданы в своеобразном сочетании со стилем барокко. Лаконичные и скромные декоративные формы храма, его выразительный объем, хорошие пропорции и четкий силуэт вызывают неподдельное восхищение и приковывают к себе взгляды. Сейчас храм Архистратига Михаила в Карачеве является действующим. Один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко, расположен на правом берегу реки Снежеть в южной части города Карачева. Название церкви свидетельствует о его назначении быть духовным щитом для жителей города, его ополчения и православного воинства. Храм Архистратига Михаила имеет древнюю историю, которая восходит к XII столетию и непосредственно связана с историей города Карачева, основанного как город-крепость в 1146 году. Как и все древние города Руси, Карачев от многочисленных врагов был укреплён земляными валами, на которых стоял древний острог, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов крепости был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты польским отрядом пана Лисовского. Известно, что в XVII веке на этом месте стоял деревянный собор Архангела Михаила (выстроенный в 1621-26 гг.), который в 1745 году был заменён каменным. Но когда, кем и по какому случаю возведено нынешнее здание соборного храма, доподлинно неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=01627

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010