Но это лишь одна сторона дела. Греки с гордостью присвояли себе честь первого установления «кроний» – «сатурналий» 81 , называли этот праздник ορτ ν λληνικωτ την, «самым греческим». Эллинская основа этого «человеколюбивого торжества», φιλ νθρωπος παν γορις, действительно светла и симпатична: всех, даже и чужестранцев, приглашали к обеду за роскошно убранными столами; освобождали узников; рабы угощались как свободные, а господа им прислуживали. Так фессалийцы справляли свои πελ ρια и, по примеру греков, римляне – свои Saturnalia. Это была мгновенная иллюзия золотого века, воспоминание о том незабвенном добром старом времени, когда не было ни уз, ни рабства, когда все люди были сыты и довольны. Когда оптимистично настроенный Виргилий 82 высказал, что от правления Августа он ожидает всего лучшего, он не нашел для этого фразы более выразительной, чем «redeunt saturnia regna» «возвращается царство Сатурна». Легенда августовская в этом пункте соприкасается с мифом о Сатурне. И со стороны александрийцев было бы вполне политично – избрать посвященный обоготворенному Августу Кесарю «севастион-кесарион» местом торжественного празднования «кроний». Но у египтян был и свой миф, аналогичный с греческим мифом о Кроне-Сатурне: золотой век они представляли себе как то время, когда царствовал на земле Усири, носивший выразительное имя Онуфрия 83 , т.е. «доброго существа». Этому благоденствию Египта положил конец Сет (Τ φων), коварно убивший Усири. Для греков σεφις представлялся египетским Β κχος – Δι νυσος; однако празднества в воспоминание счастливого царствования Усири можно было сопоставлять с ирониями. Праздник χebs-ta 8-го ноября был только предначатием торжеств в честь Усири. Их программа была следующая 84 : 10 ноября. Процессия Усири вечером. 11 ноября. Процессия Усири при наступлении 12-го часа дня (считая с утра). 12 ноября. «Священное утро». При восходе солнца совершалась вокруг «белых стен» Мемфи блестящая процессия в честь бога «Птах-Сокари-Усири». Это одно из самых помпезных и радостных торжеств древних египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Земной жизни Иисуса Христа. 1-й год, А. 30-й год, Б. 7.метагитпиона-мархешван­8. ноября 59–2 5. мемактириона 5. тебет    =6. января 59 5. пианопсиона 5. тебет      =4. января 59 5. гамилиона 5. адар             =6. марта 30 10 5. посидеона 5. адар              =4. марта 30 10 15.апфестириона 15.нисан=15. апреля 15. гамилиона 15. нисан      ­13. апреля Читатель видит всю непоследовательность епифаниева сведущего человека. Еврейские годы А и Б–оба простые и 13-месячными и быть не могут: это повело бы к предположению, что пасха была 12–14 мая. По принципу простыми же должны быть и оба афинские года. Но мы видим, что в А 4-й, 6-й и 7-й еврейские месяцы сравниваются с 5-м, 7-м и 8-м афинскими, а в столбце Б 2-й, 4-й, б-й и 7-й еврейские отождествлены со 2-м же, 4-м, 6-м и 7-м афинскими. Еврейский и сирский нисан в сиро-македонском календаре называется всегда ξανθικ ς; в солнечном календаре нисан-ксанфик соответствует юлианскому апрелю. В  асийском календаре 6-й месяц (с 21 февраля по 23 марта) называется по-македонски ξανθικ ς, по-асийски εροσ βαστος, по-ефесски, по-смирнски и по-кизикски νθεστηρι ν. Следовательно отождествление в А «нисан=[ксанфик]=апфестирион» нужно признать нормальным, а «нисан­гамилион» в Б – неправильностью. Столбец А предполагает 1-е экатомвеона=6 сентября, а по Б 1-е экатомвеона=3 или 4 октября. Очевидно епифанием conoscente должен был считать год Б простым, год А–эмволимическим. В этом вполне прав Унге𠧧 45, И. 46 ; но редукция сведущего человека в дальнейшем оказывается все же несостоятельною: если год А – 13-месячный, то и в А нисан будет равен гамидиону, не говоря уже ни о чем другом. Если 8-е ноября=12-е атир conoscente отождествил с 7 метагитниона, то он или не знал порядка афинских месяцев или же писал на заданную самою жизнью тему. Но первое весьма невероятно: самое имя μεταγειτνι ν (буквально «соседник») показывает, что этот месяц–второй, сосед первого. Остается последнее: 7-е метагитниона в некотором отношении столь явно соответствовало 12-му атир, что игнорировать это календарное тождество было невозможно. Приходилось признать его во что бы ни стало, даже и вопреки логике.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Вот, Господь осудил Содом на сожжение, и являются ангелы Божии, чтобы спасти праведного Лота и дщерей его из беззаконного града (Быт. 19, 11, 12-16). Ирод царь умышляет погубить Богомладенца Иисуса - и праведному Иосифу опять является ангел с повелением бежать с Отрочатем и Материю в Египет. Такую же дивную помощь оказывает Господь чрез небесных слуг Своих и ныне, в разных случаях. Если же мы не замечаем сего, то это происходит или от легкомыслия нашего, по коему не обращаем мы внимания на благодатные действия Божии, или от неразумия нашего, по которому не можем отличить их от обыкновенных действий природы, или от гордости нашей, по которой мы нередко приписываем собственным своим силам то, что происходит по особенному действию Божию и горних исполнителей Его воли. Но то несомненно, что Бог наш вчера и днесь той же и во веки, а посему и ныне, как древле, посылает Он Своих ангелов в служение за хотящих наследовати спасение, несомненно и то, что ангелы всегда суть верные Его слуги и добрые духи, а посему они и ныне, как древле, пекутся о всех людях, тем паче о христианах, предназначенных ко спасению, охраняют их от зла, руководят к добру и в разных случаях являют им свою помощь. Какое же назидание из сего извлечем мы для себя, братия? Очень великое и разнообразное. Если Бог, скажем словами апостола, всем человеком хощет спастися (1 Тим. 2, 4), и поэтому посылает Своих ангелов в служение за хотящих наследовати спасение, то из сего мы должны заключать, что спасение очень важно и необходимо для нас. Если Бог и ангелы Его так пекутся о нашем спасении, то тем паче мы сами должны заботиться о нем: ибо с ним соединяется вечная участь наша. Если бесплотные силы, по повелению Божию, содействуют нашему спасению, охраняют нас от зла, укрепляют в добре, наставляют на путь истины и во всех случаях готовы оказать нам нужную помощь: то мы никогда не должны отчаиваться во спасении своем, не должны унывать в злоключениях и ослабевать в добрых подвигах, но должны всегда благодуше-ствовать и мужественно подвизаться против греха ради вечного спасения нашего, уповая на помощь Спасителя Бога и святых ангелов Его, невидимо присущих нам. Вот какое назидание, братия, должны мы извлечь для себя из того, что ангелы Божии суть служебныи дуси в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы 7172 земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд. В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти. Господства – называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит , рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем – они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения. Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, – чем объясняют свое имя – «силы» – и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, – чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей. Власти – называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Небесное воинство сражается с «миродержителями тьмы века сего» (Еф. 6; 12) за «лежащий во зле» мир (1 Ин. 5; 19): за каждого из нас. Только мы порой себе эту борьбу представляем как-то очень своеобразно, в смысле, по своему образу — падшему, оземлененному, страстному, представляем и смысл ангельского служения: так, словно нет другого предназначения у ангельского мира, кроме как обслуживать наши персональные или геополитические интересы!.. Никто не спорит: и Писание, и Предание полны примерами, когда Небесное Воинство помогало сражающимся за правое дело, но в этом ли смысл существования ангельского мира? Каждый может вспомнить хотя бы один, а то и несколько примеров из жизни, когда явно «кто-то» уберег его самого или кого-нибудь из хорошо знакомых людей от неминуемого увечья или даже смерти. Но в этом ли основное предназначение Ангела-Хранителя? «А в чем же?!» — воскликнет иной «православный-как-все». В самом деле, в чем же еще предназначение Ангела-Хранителя (коль уж о нем зашла речь), он же — «хранитель»?.. Раз так, значит, он должен нас хранить, то есть беречь от всяких неприятностей, напастей и скорбей, чтобы нам не оказаться «не в том месте и не в то время», чтобы авиабилеты на обреченный рейс закончились пред нашим носом, а щипцы, побывавшие во рту больного, допустим, гепатитом В (очень, скажу я вам, устойчивый вирус) и недодержанные в автоклаве из-за нехватки инструментов, не попали бы в руки стоматолога в тот момент, когда в его кресле оказались именно мы. Ну и прочее в том же плане: этакий невидимый сотрудник департамента профилактики несчастных случаев и коррекции кармы. Мне даже как-то неудобно кого бы то ни было разочаровывать, но не то чтобы Ангел-Хранитель этими вопросами не занимается (занимается, можно выдохнуть), только далеко не в первую очередь. Насколько душа важнее тела, настолько забота об ее здоровье и выживании значимей, чем забота о физическом выживании и здоровье, о преходящих благах, имеющих пусть и высокую, но все же относительную ценность.

http://pravmir.ru/sobor-arxistratiga-boz...

Так молитва обоих этих лиц, – старого Товии в Ниневии, в городе ассирийском, и девы Сарры в Рагах, в городе мидийском, – молившихся Богу в одно время на далеком расстоянии друг от друга, – была услышана пред Престолом Божиим, как сказано и в Писании: «И в это время услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога» ( Тов. 3:16 ). Послушаем, не просто говорит Писание: «Услышал Бог молитвы обоих», но: «услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога». Славу Вышнего Бога, непостижимую для нашего малого ума, мы можем отчасти постигнуть, рассуждая по-человечески, из предстояния всех небесных чинов, подобно тому, как и о земных царях говорят, что они сидят во славе, не тогда, когда находятся наедине во внутренних палатах, но тогда, когда они сидят на престоле царском, окруженные князьями, боярами и прочими людьми различных чинов, начальниками, оружейниками и множеством воинов. Только тогда говорят, что царь сидит во славе. Слава же Вышнего Бога на небе – это предстояние Ему тысячами тысяч и тьмами тем всех небесных чинов – Херувимов, Серафимов шестикрылых, многоочитых. Писание же не говорит: «Услышал Бог молитвы», – потому что несомненно, что Сам Бог слышит молитву каждого, не только произносимую устами или производимую гортанью, но и творимую сердцем, в молчании, одним только помыслом, слышит без донесения Ему, без возвещения, как «испытывающий сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ). Слава же Его небесная, то есть предстоящие Ему небесные чины, не такие всевидцы и всеслышцы, как Сам Бог, и потому им необходимы (так сказать) доношения, доклады и возвещения. И когда услышаны были молитвы Товии и Сарры «пред славою Вышнего Бога», то есть предстоящими Престолу Божию небесными чинами, то услышаны были не иначе, как потому, что были донесены, доложены, возвещены. Кто же донес их? Послушаем, что говорит Ангел Рафаил старому Товии: «Когда ты молился со слезами, я принес молитву твою ко Господу Богу, и приятна она была пред Ним» ( Тов. 12:12 ). Молится Товия, молится на далеком расстоянии от него Сарра, молятся оба в одно время, и Ангел возносит молитвы обоих на небо и являет их по воле Божией в услышание пред Престолом Божиим, пред всей славой Его, всем предстоящим Богу, чтобы не только Сам Он, но и вся его небесная слава, все предстоящие Ему слышали и знали молитвы угодников Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дай Бог, чтобы Ангел Хранитель в тяжелые минуты нашей жизни не отступил от нас за наши грехи, укрепил в вере Христовой, в надежде и любви ко Господу и верности Православной Церкви. Позвольте передать вам благословение и благодарность Святейшего Патриарха Алексия за те труды, которые вы понесли по сбору помощи нашим православным братьям и сестрам в Чечне. Помощь эта благополучно доставлена. Огромный самолет «Ил-76» полностью был наполнен тем, что вы принесли: теплыми вещами, продуктами, медикаментами, Они привезены нами в   Ставропольский край, а оттуда в Чечню и в приграничные станицы, на заставы и контрольно-пропускные пункты. Еще осталось неотправлено грузов в половину такого же самолета, и в ближайшее время мы, Бог даст, вышлем и этот груз. К несчастью, в духовном мире есть не только Ангелы, которые укрепляют нас, но и бесы, которые подвигают человека на злые, бесчеловечные поступки, и нам об этом тоже нельзя забывать. Одно из таких страшных дел было совершено недавно, в те дни, когда нам довелось быть в Чечне, Но с вашей помощью последствия этого зла, хотя бы отчасти, были преодолены. Одному раненому девятнадцатилетнему солдатику в Моздокском госпитале ампутировали ногу. Он сирота, у него никого нет. Государство выплатило ему мизерное пособие – семь тысяч рублей. Эти единственные деньги лежали у него в тумбочке, и вот кто-то украл у солдата эти деньги. Мы можем твердо сказать, что человек, созданный по образу и подобию Божию, не мог бы так поступить, если бы не дьявольская сила, не ангел сатанин подвигнул его на это. Из тех денег, которые вы принесли, мы конечно же передали этому молодому человеку все необходимое. Еще раз примите благодарность и от Святейшего Патриарха и от тех людей, которые получили ту помощь, которую вы собрали и которую они будут получать еще в течение длительного времени, потому что собрано действительно много. Благодарим Бога, за то, что сподобил нас участвовать в деле помощи Церкви, притерпевающей мученичество. Да воздаст вам Господь за временное вечным, за тленное нетленным!

http://pravoslavie.ru/1803.html

Как римский государь, Август стремился разнообразные календари своих подданных свести к некоторому единству: римского календаря, с его календами, нонами и идами, не навязывали им во что бы то ни стало, но их местные календари ставили в некоторое постоянное отношение в римскому, и след. твердый солнечный год, в той или другой форме, вводили на место прежнего подвижного (aunus vagus) или лунного 40 , Так в Египте, вместо прежнего счисления κατ’ α γυπτ ους, введено было счисление κατ’ λεξανδρε ς, 1-е тоут которого, соответствующее 29–30 августа, освящено впоследствии памятью усекновения главы Предтечи. Для «асийских эллинов» очередь – поступиться своим традиционным лунным календарем – настала около 4 г. до Р. Хр. (са. 750 а. u. с.) в проконсульство Павла Фабия Максима. Как политичные люди, они поняли, что если им приходится сделать приятное Риму, то нужно уметь быть любезными до конца, посоветовались с проконсулом, чем бы особенно тонко угодить Августу, и постановили 41 : так как день, в который родился имп. Август, принес величайшее благодеяние человечеству, и так как для начала всякого общеполезного дела невозможно выбрать дня более счастливого, чем тот, который был счастлив для всех: то эллинам асийским благоугодно оказать особые почести дню рождения божественнейшего кесаря а. d. IX kal. octob., приняв его началом года и т.д., и т.д. Словом, в виде нового календаря сочинен был chef d’oeuvre демонстративной преданности Риму. Мало того, что а. d. IX kal. octob. признано днем нового года: день рождения Августа праздновали двенадцать раз в год, так как всякий раз, когда в Риме считали ante diem nonum kalendas, в Асии было непременно первое число (νοομην α) какого-нибудь месяца. В то время у асийских греков македонские названия месяцев уже довольно успешно конкурировали с местными афинского типа. Теперь ефесяне свой Βοηδρομι ν, совпадавший с первым месяцем проектируемого года и по-македонски называемый Δ ος, переименовали в Νεοκαισαρε ν, а для всех «асиан» вообще придумано еще более прозрачное наименование первому месяцу, «Καισ ρ ος». Так явилось на свет счисление κατ’ σιανο ς, по которому а. d. ix kal. octob.=23 сентября есть νοομην α μην ς πρ του Καισαρ ου Νεοκαισαρε νος Βοηδρομι νος Δ ου, есть то «новое лето», о котором говорят упомянутые шесть памятников. Они принадлежат все сравнительно позднему периоду: от IX до XI в. Но из этого видно, что такое искусственное создание, как счисление κατ’ σιανο ς, пустило прочные корни: в то время, когда в Константинополе считали уже чисто по-римски, консервативная провинция упрямо держалась за «асийскую» полумеру и поделилась ею даже со славянскими народностями. Кто бы мог подумать, что русский монах в 1628 г. по Р. Хр. отметит своею кистью на иконе тот «новый год», который придуман ad hoc за 4 до Р. Хр. в честь Августа!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Однако, хотя «привычка — вторая натура», но все же не первая. А первая — неистребимый образ Божий и призвание к богоуподоблению. И как бы грех ни опутывал, ни пропитывал наше существо, как бы мы ни падали и как бы нам ни казалось, что это и есть наша натура, наша сущность, а потому надо отложить «мечты, отвлеченные от реальности» и жить «по-людски», какими бы чуждыми ни казались призывы подражать ангельскому житию — тут дай Бог только не отчаиваться и не сворачивать с узкой евангельской тропы на кажущиеся попутными магистрали. Пока человек помнит, что Евангелие  — это общая норма, а не инструкция для святых «от чрева матери», он на пути спасения. Пусть даже он на этом пути не стоит, а валяется, но он валяется на пути заповедей, на пути святом, не уступая соблазну пойти путем соседним, путем, на котором заповеди нет, не отрицаются, но руководством к действию они являются, лишь когда «обстоятельства позволяют», вернее, когда рассмотрение жизненных обстоятельств в свете Евангелия не ставит под угрозу личные или корпоративные интересы. Возможно, это странным покажется, но человек павший и все никак не встающий, однако же и не сходящий со спасительного пути, т. е. не перестающий соотносить свои помыслы и поступки с Евангелием (а ведь проще жить, если принять установку на облегченную схему якобы христианской жизни), он, даже находясь, казалось бы, в падении, на самом деле не погибает, потому что продолжает бороться, стараясь свести до минимума свой грех и, не переставая предпринимать усилия, чтобы хоть как-то, хоть ползком по этому пути двигаться, не оставляет надежды со временем встать и пойти по-человечески. Конечно, падшее состояние ангельским едва ли назовешь, но в том-то и особенность человека, что он постоянно перед выбором, кому из духовного мира отдать предпочтение, на кого ориентироваться: на бесов, которые пребывают в нераскаянном падении, или на Ангелов, которым свойственно быть непоколебимыми в добре. И в зависимости от выбора человек или придумывает себе «удобную религию», или старается честно в свете Евангелия оценивать не только свои поступки, но и мотивы их, свои внутренние побуждения, не позволяя себе лукавить.

http://pravmir.ru/sobor-arxistratiga-boz...

Одолев рыбу, Товия вытащил ее на берег, а Ангел говорит ему: «Разрежь рыбу и сохрани у себя ее сердце и желчь, ибо они могут потребоваться и могут быть полезны для врачевания» ( Тов. 6:5 ). Отсюда мы видим, что святые Ангелы, хранители наши, пекутся не только о нашем душевном спасении, но и о телесном здравии, изобретают для нас врачевство и исцеляют нас. Об этом мы читаем и в Патерике. Некий пустынник, очень болевший утробою, был исцелен Ангелом, который, явившись к больному, спросил его: «Чем ты болен, старче? Покажи мне болезнь твою». Когда болящий показал ему больное место, Ангел распорол его перстом своим, как бы ножом, отер гной платком и затем, загладив, исцелил его и сделал старца здоровым (12 июля). Но скажи мне, святой Ангел, какая сила сердца и желчи той рыбы? Отвечает Ангел: «Если возложишь часть сердца рыбьего на угли горящие, то дым от него прогоняет всякий род демонский и от мужа, и от жены; желчью же помазываются очи, если на них есть бельмо, и они становятся здоровыми» (см. Тов. 6 гл.). Что же это за рыба, у которой сердце и желчь имеют такую силу? Некоторые из толкователей думают, что это был кит, подобный тому, который поглотил Иону. Но кита, столь великого, Товия не мог бы один извлечь на берег. Другие полагают, что это был крокодил, рыба-зверь, живущая в воде и исходящая на сушу, нападающая на человека и пожирающая его. Но крокодилова плоть не употребляется в пищу, а Товия ел ту рыбу. Некоторые говорят, что в реке Тигр в Месопотамии есть рыба, называющаяся «каллионимос», то есть «прекрасноименный». Эту рыбу называют еще «небовид» или «небозритель», так как она имеет голову, устроенную Создателем вверх, как бы смотрящую на небо. Она велика и нападает на человека, когда увидит его в воде. Сердце этой рыбы имеет силу прогонять демона, а желчь – врачевать бельмо на глазах. Мы же помыслим: кто всегда смотрит вверх, кто, говорю, постоянно возводит мысленные очи свои к живущему на небесах Богу, тот имеет силу против демонов: демоны бегут от него прочь. Он имеет силу приносить пользу и другим: просвещать душевные очи. Но обратимся к прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010