Иона (Василевский), митр. Карталинский и Кахетинский. Литография А. Бурунова по рис. Г. Гессе. XIX в. (ГПБИ) В 1802 г. умерли супруга, обе дочери и один из сыновей Василевского. Еп. Феофилакт стремился подбодрить и утешить его, нагружал поручениями, священник всецело отдался работе. В 1803 г. архиеп. Феофилакт возвел его в сан протоиерея, в 1805 г. пожаловал скуфьей. В июне 1807 г. в С.-Петербурге еп. Феофилактом он был пострижен в монашество с именем Иона, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен законоучителем С.-Петербургского коммерческого уч-ща. В 1808 г. награжден наперсным крестом с бриллиантами из Кабинета имп. Марии Феодоровны, покровительницы училища. В том же году И. вернулся в родной город: он был назначен ректором Калужской ДС со званием профессора богословия. Одновременно занимал место настоятеля Свято-Троицкого Лютикова мон-ря в Перемышле (с 24 февр.), был членом консистории, в отсутствие архиеп. Феофилакта управлял делами епархии. При нем были выстроены семинарский теплый собор и архиерейские покои, в ДС открыто казенное общежитие для неимущих семинаристов. В 1810 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужений, в 1811 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , инспектором и экономом СПбДА. Уехав из Калуги, И. никогда не оставлял попечения о родном городе. Так, на его средства (2 тыс. р. серебром) в 1846 г. был вызолочен древний иконостас Троицкого собора Лютикового монастыря, в 1848 г. местные иконы Спасителя и Св. Троицы украшены сребропозлащенными ризами с драгоценными камнями. Помимо денег И. пожертвовал в обитель сребропозлащенные сосуды, богатую ризницу, книги для б-ки, в т. ч. Евангелие, «обложенное сребротравчатою персидскою материею в лист, верхняя дска котораго с финифтяным изображением Воскресения Христова и евангелисты в серебре». По ходатайству И. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала из Киево-Печерской лавры в Лютиков монастырь чтимые списки Киево-Печерской иконы Божией Матери и образ Благовещения в сребропозлащенных ризах (23 фунта и 85 золотников и 23 фунта и 8 золотников) (подробнее см.: Леонид (Кавелин). 1862. С. 140-142). Заботился И. и о других калужских монастырях: в течение жизни он пожертвовал 6 муж. обителям и одной женской 14 тыс. р. Иконы, ризы, сосуды, книги и др. пожертвования получали от И. калужские церкви Никитская, Николо-Казинская, Пятницкая, Васильевская, Воскресенская. Казанскому храму Калуги И. передал 17 тыс. р. В 1840 г. в связи с голодом в Калужской губернии И. выслал в калужское попечительство о бедных духовного сословия 3 тыс. р., а также пожертвования неимущим (ЖПодв. 1908. С. 292-294). |
К строительству церкви, начатому в 1904 году, были привлечены мастера из старинного города Сарова (ныне Нижегородская область), вернее будет сказать - из мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни. Дело в том, что последний храм обители Саровской пустыни был заложен в 1897-м, а освящен в 1903-м году в честь преподобного Серафима Саровского. Через год хорошо зарекомендовавшие себя строители из Сарова были приглашены в Харьков для возведения новой церкви на Лысой Горе. Потому не случайно Казанскую церковь еще называют Серафимовской, а её правый предел освящен в честь чудотворца Серафима Саровского. Уткин лично следил за качеством работ и поставками сюда глинообожженного красного кирпича из Нижнегиевского, Сортировочного и Керамического заводов. До открытия церкви купец, к сожалению, не дожил: в сентябре 1911 года вместе с сыном он был убит неизвестными. Есть данные, что Уткина, с учетом его заслуг, похоронили в алтаре храма. Это один из немногих храмов Харьковской епархии, в которых с самого основания и до наших дней никогда не прекращались богослужения. Более того, в 1938 году Казанский храм (как единственный действующий в городе) стал на время кафедральным собором. 16 июля 1912 г. в день празднования 300 летия освобождения Москвы и государства Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского в 1612 г. в Харькове был освящён последний из построенных в дореволюционное время храмов - храм Казанской иконы Божьей Матери на Лысой горе. Храм молодой и отдалённый от центральных харьковских улиц, тем не менее, с самого начала имел примечательную судьбу. Строительством храма для жителей одной из молодых окраин города озаботился видный харьковский купец Константин Петрович Уткин. Как человек, с давних пор являвшийся благоустроителем кафедрального Успенского собора, затем - председателем комитета по строительству нового Благовещенского храма, Уткин с опытом взялся за дело, вложив в него, притом, немало собственных средств. Величественный храм в русско-византийском стиле спроектировал бессменный харьковский епархиальный архитектор Владимир Христианович Немкин, а строительством руководил его коллега, архитектор Владимир Николаевич Покровский. Интересно, что для строительства храма была приглашена группа строителей, только двумя годами ранее выстроивших новый храм для мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни Нижегородской губернии. |
С обретенной иконы сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые также дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий мон-рь для 40 сестер (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь ), выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего мон-ря освятили в честь Богородицы «Одигитрии» («во имя святыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия»). Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь мон-ря - теплая деревянная с трапезной - была освящена в честь Рождества Пресв. Богородицы. Насельницей девичьего мон-ря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. В мон-ре от иконы продолжали совершаться чудеса. В Повести описано 16 чудес. Помимо 2 первых приведены следующие чудеса исцелений: некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью (чудо 3); слепого младенца, к-рый внезапно начал осязать лицо матери и «яблоко нача хватати», принесенное по повелению архиепископа (чудо 4); от болезни ног жены боярского сына Ивашки по прозвищу Кузьминский (чудо 5); сухорукой жены поселянина, жившего в веси боярского сына Василия Рагозина (чудо 6); больного ногами Исаака, по прозвищу Бык, из Казани (чудо 7); от болезни глаз жены попа Григория Елены из с. Тагашева (чудо 8); от болезни глаз ключника инока Иосифа (чудо 9); бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева (чудо 10); от слепоты (не видела 40 дней) Пелагеи из Казани (чудо 11); от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары (чудо 12); от беснования жены свияжского попа Ивана Домны (чудо 13); от болезни рук и ног жены скорняка из Казани Дмитрия Домны и ее дочери Неонилы (чудо 14); от беснования Афанасея Ерофеева из Ярославля (чудо 15); от болезни ног жившего в одной келье с митр. Ермогеном инока Арсения, называемого Высокий (впосл. архимандрит Спасо-Преображенского мон-ря) (чудо 16). |
За свою жизнь игуменья Мелания собрала 900 сестер. После ее смерти обителью управляли игумении Марионида, Серафима, Ангелина. В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились сведения о монастыре: «Иосифский общежительный монастырь основан в 1873 году, который первоначально был общиною, а в 1885 году переименован в общежительный. Храмы монастыря: 1) каменный, с колокольней, трехпрестольный храм в честь Преображения Господня, Святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери; 2) деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы; 3) домовая церковь во имя Праведного Иосифа Обручника. В конце 1927 года из раскулаченных середняков Днепропетровской, Полтавской и Харьковской областей была организована коммуна, которой передали монастырские земли. В 1930 году в селе был организован колхоз «Красный путь». В том же году был разобран собор, а из кирпича построили инкубаторную станцию и магазины в селе и в районе. Кирпич был такой крепкий, что после закрытия инкубаторной станции население разобрало его для своих нужд. О богатстве и красоте собора, по рассказам очевидцев, свидетельствует факт, что было вывезено из него два воза золота. После разрушения монастыря скит существовал до начала Великой Отечественной войны. Во время оккупации в скитских зданиях были размещены немецкий штаб и госпиталь. Когда линия фронта подошла к окраинам Новомосковска, советские войска нанесли воздушный удар по вражеским позициям и деревянные скитские постройки были сожжены дотла. В 1943 году Свято-Иосифовский монастырь был возрожден: в кирпичном здании бывшей просфорной была оборудована церковь в честь святого праведного Иосифа Обручника. Оставшиеся в живых и жившие недалеко сестры вернулись к монастырским руинам. Возобновились богослужения и монастырская жизнь. Возглавила обитель старшая сестра Тамара, в монашестве Сергия. И вновь над Марьевкой раздался колокольный звон, но звонили уже не в колокола вместо них сестры повесили гильзы от снарядов, которые во множестве остались на полях сражений. Потихоньку налаживалась монастырская жизнь, молились сестры за Отчизну, за народ, росло сестричество, возобновились хозяйственные работы. |
Странно еще, что о времени последней постройки его, т.е. после первой/каменной Спасской церкви/1693 г., не упоминается ни во «Временнике» ни в «Истории вятской», ни в частных чьих либо записях, тогда как в первых двух о построении всех прочих здешних городских каменных церквей говорится определенно. Можно думать, что в клировой ведомости не остался ли 1767/1769/год прежней постройки сего собора, и что по этому и годы освящения придела Екатерининскаго 1770-й, и храма Казанской Богоматери 1786-й/1783?/не остались ли также прежние? Любопытно бы знать иные документы постройки сего здahiя кроме указания клировой ведомости». Источники информации: http://spasskysobor.ru , «Вятские Епархиальные ведомости», 18 за 1865г., 1 за 1873г., «Известия ИАК» 44 за 1912г. Спасский собор построен в Троицком приходе, вместо сгоревшей в 1679 г. деревянной Троицкой церкви. Собор построен каменный, окончен стройкой 13 августа 1693 г., а 15 августа освящен во имя Нерукотворенного образа Спасителя. С сего времени церковь стала называться Спасским собором. В 1752 г. 20 июля собор погорел, осталась одна придельная церковь Екатерининская. После пожара собор построен в 1769 г. двухэтажный, ныне существующий, по указу Вятской духовной консистории от 1761 г. Придел теплый в честь Св. Великомученицы Екатерины освящен 28 июля 1770 г., а теплый храм во имя иконы Казанской Божией Матери освящен 8 июля 1783 г. Главный храм в верхнем этаже освящен 16 августа 1797 г.; левый в нижнем теплом храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен 8 ноября 1800 г. 7 сентября 1816 г. освящен южный престол холодного храма в честь Вознесения Господня, а северный престол того же храма освящен 29 июня 1818 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В настоящее время в соборе те же престолы, а именно: в нижнем теплом – средний Казанско-Богородицкий, левый Рождество-Богородицкий, правый Екатерининский; в верхнем холодном этаже: главный – во имя Нерукотворенного образа Спасителя, южный – Вознесенский и северный – Петропавловский. |
Сухотинский Знаменский женский монастырь был основан в 1849 году. В нем имелось три храма. После 1917 года монастырь закрыли, Знаменский храм, стену обители и хозяйственные строения разрушили. В последние десятилетия в обители находился психоневрологический диспансер. В 1999 году Иверский храм монастыря передали Церкви. В 2003 году епархия приступила к возрождению обители. 26 октября 2004 года в ней была впервые совершена Литургия архиерейским чином. В 2006 году обители передали второй этаж большого келейного корпуса с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. После переезда психоневрологического диспансера с территории обители в 2016 году все корпуса передали епархии. В этом же году начаты работы по воссозданию стены. 6 апреля 2016 года игуменией Знаменской обители назначена монахиня Нонна (Тютикова). Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан святителем Питиримом в 1688 году. В нем имелось три храма, которые вместе с колокольней и монастырской стеной разрушили в годы гонений. До начала 2000-х годов в обители находилась воинская часть. В 2002 году на территории монастыря возвели небольшой храм в честь Святителя Питирима и часовню над источником, которые в этом же году освятил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II. В 2006 году воинскую часть расформировали, а 21 мая 2007 года бывшие монастырские здания передали епархии. 17 июня 2007 года в Трегуляевском мужском монастыре впервые за 90 лет мною был совершен монашеский постриг. В 2008 году в ходе раскопок обнаружен фундамент Иоанно-Предтеченского собора монастыря. В 2012 году в обитель был назначен первый после ее возрождения игумен. Им стал насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Пимен (Семилетов). В 2016 году на историческом месте по сохранившимся фотографиям в прежнем виде воссоздан Иоанно-Предтеченский собор. Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1627 году старцем Иосифом по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова. С историей Свято-Троицкого монастыря связано имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, который в 1886 году семь месяцев был его настоятелем. После 1917 года началось уничтожение обители, продолжавшееся до 1950-х годов, когда снесли Свято-Троицкий собор. 5 апреля 1999 года сохранившийся Успенский храм передали епархии. В 2004 году мною пострижен в монашество протоиерей Георгий Политов с наречением имени Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского, ставший первым настоятелем монастыря. В 2007 году восстановили часть монастырской стены, возвели хозяйственные строения. В 2011 году епархии передали двухэтажный игуменский дом и келейный корпус. В 2012 году монастырь вошел в состав Мичуринской епархии . |
(1845-1852) и Воскресенская ц. в М. Коломне (проект 1845-1846, окончена в 1861 при участии А. И. Шевцова, В. Ф. Небольсина, К. Я. Маевского). Оба храма разрушены в 1932 г. 5-главые храмы были выстроены в русско-визант. стиле с нек-рыми отступлениями от образцовых тоновских проектов в пропорциях и декоре. 3-частную в плане Никольскую ц. отличали массивная центральная луковичная глава и утонченная высокая шатровая колокольня над притвором. Первоначальный проект Воскресенской ц., составленный Шевцовым в барочно-классицистических формах, не был одобрен, и Е. разработал новый, в духе тоновской архитектуры. Крестообразный в плане, насыщенный декором с преобладанием аркатурно-колончатых поясов храм венчали 5 близких по размерам глав. Возможно, Е. работал и над проектом единоверческого храма св. вмч. Димитрия Солунского на Большеохтинском кладбище (1846-1853, разрушен в 30-х гг. XX в.), к-рый по архитектурным формам был похож на «Миловскую» ц. Самой значительной работой Е. следует считать комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря на Царскосельском (ныне Московском) проспекте (проект утвержден 12 марта 1848). В том же году за месяц соорудили деревянную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в простых «клетских» формах (снесена в 1929). 3 нояб. 1849 г. в присутствии императора, который был постоянным попечителем строительства, состоялась закладка собора. Он возвышается в центре комплекса, к югу - настоятельские покои с ц. иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение», к северу - больничный корпус с ц. Трех святителей. В архитектуре монастыря Е. в наибольшей степени проявил себя продолжателем Тона. Строгая, восходящая к классицизму симметрия построек - кубического объема 5-главого собора и фланкирующих небольших 5-главых церквей с шатровыми звонницами - сочетается с отделкой в духе «итальянизирующего» направления рус. зодчества XV-XVI вв. Декор типичен для русско-визант. стиля: килевидные, 3-частные и полуциркульные кокошники (нек-рые с раковинами), наличники с разорванными фронтонами, аркатурно-колончатые пояса, полуколонки с «дыньками», перспективные порталы. |
13 июля 2015 года владыка Феофан был переведен в Татарстан, где и прослужил вплоть до своей кончины. Трудами Его Высокопреосвященства в столице Татарстана воссоздан собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Закладку камня в основание собора 21 июля 2016 года совершил Святейший Патриарх Кирилл. Особое внимание владыка Феофан уделял возрождению Казанской духовной академии. К сожалению, этот проект не удалось завершить при жизни архипастыря. В регионе динамично развивался диалог с представителями иных религий, в первую очередь с мусульманами. Митрополит Феофан возглавлял православную часть Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам». Во всех епархиях, где трудился почивший митрополит Феофан, возрождались и основывались монашеские обители, закладывалась база духовного просвещения молодежи, велась активная и масштабная работа по развитию церковно-государственных отношений. Владыка неустанно трудился для поддержания межнацио-нального согласия. Многогранная общественная деятельность архипастыря отмечена высокими церковными и государственными наградами. Среди них орден Преподобного Сергия Радонежского III степени; орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден Святителя Иннокентия Московского II степени; орден Преподобного Серафима Саровского II степени; награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством». Посмертной наградой митрополита Феофана стал орден Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, III степени. Владыка был почетным гражданином городов Ставрополь, Владикавказ и Черкесск. 20 ноября 2020 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан преставился ко Господу. 23 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля состоялись Литургия и чин отпевания новопреставленного митрополита Феофана. По благословению Его Святейшества заупокойные богослужения возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Митрополит Феофан погребен в столице Татарстана за алтарем возрожденного усилиями Его Высокопреосвященства Казанского собора. |
8 сент. 1886 г. на Александровской пл. города М. совершил закладку, а 19 окт. 1895 г. освящение кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери. Треть населения Оренбургской губ. составляли «инородцы» (башкиры, татары, киргизы, мордвины, чуваши, черемисы, калмыки, немцы, цыгане). В день закладки Казанского собора в Городской думе на торжественном обеде М. высказал пожелание более активной помощи миссионерскому делу в губернии. Инициативу епископа поддержал купец С. М. Иванов, внесший пожертвование 1 тыс. р. серебром. 8 нояб. 1886 г. М. открыл Оренбургское епархиальное Михаило-Архангельское братство, которое занималось устройством школ в православно-инородческих приходах с соблюдением основ обучения, заложенных Н. И. Ильминским , с преподаванием предметов и совершением богослужений на инородческих языках. Председателями братства стали М., оренбургский губернатор и атаман Оренбургского казачьего войска генерал-майор В. И. Ершов. В состав совета входили ректор Оренбургской ДС прот. Ф. А. Дмитровский, Оренбургский вице-губернатор генерал-майор А. А. Ломачевский, тайный советник А. Д. Холодковский, кафедральный прот. Н. С. Сперанский, священники и купцы. Для совещаний по учебным делам, касающимся братских школ, в совет приглашались преподаватели и учителя. Братство издавало брошюры, книги, печатные листы, заботилось об устройстве миссионерских школ и б-к. Впрочем, 8 марта 1887 г. ученик Ильминского инспектор инородческих школ Оренбургского учебного округа В. В. Катаринский писал: «Наш преосвящ. Макарий хочет устроить в Оренбурге миссион[ерскую] школу (вроде Казанского миссион[ерского] приюта) для приготовления миссионеров среди башкир и киргиз... к сожалению его, денег нет, и людей для этого не будет» (Мат-лы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н. И. Ильминского. Каз., 2015. С. 250-252). По инициативе М. учреждалось отд-ние Киргизской духовной миссии в Тургайской обл., начальниками к-рой назначались священники, свободно владевшие тюрк. языками: с 1894 г.- Н. Н. Одигитриевский, с 1896 г.- Ф. Д. Соколов. В 1896-1897 гг. в сев. части Тургайской обл. были открыты Макарьевский и Александровский станы, окормлявшие уезды Кустанайский и Актюбинский. При станах в 3-классных школах обучение велось на русском языке. По просьбе М. центральным советом Православного миссионерского об-ва в Москве стали ассигноваться крупные суммы на содержание и разъезды сотрудников миссии, выдачу новообращенным денежных пособий, крестиков, икон, книг и денег на др. нужды. Архиерей предложил по примеру Томской епархии открывать в Казахской степи миссионерские станы в качестве опорных пунктов для распространения и поддержания Православия (см. Киргизская духовная миссия Русской Православной Церкви ). |
Родился в 1860 году на погосте Новая Ерга Новгородской губернии в семье священника Николая Орнатского. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию, был рукоположен во священника к храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Сразу же после рукоположения стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. В 1890 году был избран членом Совета Общества, в 1892-м – председателем Общества – до своей мученической кончины. В 1895 году отец Философ награжден наперсным крестом, в 1898-м за усердную и полезную деятельность на посту председателя Общества и труды по построению трех храмов Общества возведен в сан протоиерея. В 1903 году Общество возвело здание и открыло зал для религиозно-просветительских бесед на тысячу человек на Большой Охте. В 1903 году было проведено около 6 тысяч таких бесед, на них побывало два миллиона двести тысяч слушателей. В 1913 году отец Философ был назначен настоятелем Казанского собора. В августе 1917 года по его инициативе было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. После захвата власти большевиками уже 31 октября в Царском Селе был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября в Казанском соборе совершена панихида по протоиерею Иоанну и всем, в междоусобной брани убиенным. После предпринятой большевиками в январе 1918 года попытки захватить Александро- Невскую Лавру на собрании духовенства и представителей приходов о. Философ выступил с предложением провести крестный ход из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре, что было принято и реализовано. 24 января по благословению Патриарха Тихона протоиерей Философ выступил на Поместном соборе с подробным докладом о событиях, касающихся попытки захвата Лавры и общегородского крестного хода. 29 июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание для обсуждения вопроса о том, какие действия предпринять, чтобы защитить Церковь. Решено было провести еще один крестный ход. Но осуществить это о. Философу уже не удалось. 1 августа 1918 года к нему пришли с обыском, а после арестовали. Прихожане Казанского собора послали к властям несколько делегаций. Их не приняли. В воскресенье перед собором собралась многотысячная толпа верующих, которая двинулась по городским улицам, чтобы освободить отца Философа. Протестующих уверили, что священник в полной безопасности и его скоро отпустят. Толпа разошлась. В ту же ночь отец Философ был расстрелян на берегу Финского залива. |
| |