Иона (Василевский), митр. Карталинский и Кахетинский. Литография А. Бурунова по рис. Г. Гессе. XIX в. (ГПБИ) В 1802 г. умерли супруга, обе дочери и один из сыновей Василевского. Еп. Феофилакт стремился подбодрить и утешить его, нагружал поручениями, священник всецело отдался работе. В 1803 г. архиеп. Феофилакт возвел его в сан протоиерея, в 1805 г. пожаловал скуфьей. В июне 1807 г. в С.-Петербурге еп. Феофилактом он был пострижен в монашество с именем Иона, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен законоучителем С.-Петербургского коммерческого уч-ща. В 1808 г. награжден наперсным крестом с бриллиантами из Кабинета имп. Марии Феодоровны, покровительницы училища. В том же году И. вернулся в родной город: он был назначен ректором Калужской ДС со званием профессора богословия. Одновременно занимал место настоятеля Свято-Троицкого Лютикова мон-ря в Перемышле (с 24 февр.), был членом консистории, в отсутствие архиеп. Феофилакта управлял делами епархии. При нем были выстроены семинарский теплый собор и архиерейские покои, в ДС открыто казенное общежитие для неимущих семинаристов. В 1810 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужений, в 1811 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , инспектором и экономом СПбДА. Уехав из Калуги, И. никогда не оставлял попечения о родном городе. Так, на его средства (2 тыс. р. серебром) в 1846 г. был вызолочен древний иконостас Троицкого собора Лютикового монастыря, в 1848 г. местные иконы Спасителя и Св. Троицы украшены сребропозлащенными ризами с драгоценными камнями. Помимо денег И. пожертвовал в обитель сребропозлащенные сосуды, богатую ризницу, книги для б-ки, в т. ч. Евангелие, «обложенное сребротравчатою персидскою материею в лист, верхняя дска котораго с финифтяным изображением Воскресения Христова и евангелисты в серебре». По ходатайству И. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала из Киево-Печерской лавры в Лютиков монастырь чтимые списки Киево-Печерской иконы Божией Матери и образ Благовещения в сребропозлащенных ризах (23 фунта и 85 золотников и 23 фунта и 8 золотников) (подробнее см.: Леонид (Кавелин). 1862. С. 140-142). Заботился И. и о других калужских монастырях: в течение жизни он пожертвовал 6 муж. обителям и одной женской 14 тыс. р. Иконы, ризы, сосуды, книги и др. пожертвования получали от И. калужские церкви Никитская, Николо-Казинская, Пятницкая, Васильевская, Воскресенская. Казанскому храму Калуги И. передал 17 тыс. р. В 1840 г. в связи с голодом в Калужской губернии И. выслал в калужское попечительство о бедных духовного сословия 3 тыс. р., а также пожертвования неимущим (ЖПодв. 1908. С. 292-294).

http://pravenc.ru/text/578300.html

К строительству церкви, начатому в 1904 году, были привлечены мастера из старинного города Сарова (ныне Нижегородская область), вернее будет сказать - из мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни. Дело в том, что последний храм обители Саровской пустыни был заложен в 1897-м, а освящен в 1903-м году в честь преподобного Серафима Саровского. Через год хорошо зарекомендовавшие себя строители из Сарова были приглашены в Харьков для возведения новой церкви на Лысой Горе. Потому не случайно Казанскую церковь еще называют Серафимовской, а её правый предел освящен в честь чудотворца Серафима Саровского. Уткин лично следил за качеством работ и поставками сюда глинообожженного красного кирпича из Нижнегиевского, Сортировочного и Керамического заводов. До открытия церкви купец, к сожалению, не дожил: в сентябре 1911 года вместе с сыном он был убит неизвестными. Есть данные, что Уткина, с учетом его заслуг, похоронили в алтаре храма. Это один из немногих храмов Харьковской епархии, в которых с самого основания и до наших дней никогда не прекращались богослужения. Более того, в 1938 году Казанский храм (как единственный действующий в городе) стал на время кафедральным собором. 16 июля 1912 г. в день празднования 300 летия освобождения Москвы и государства Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского в 1612 г. в Харькове был освящён последний из построенных в дореволюционное время храмов - храм Казанской иконы Божьей Матери на Лысой горе. Храм молодой и отдалённый от центральных харьковских улиц, тем не менее, с самого начала имел примечательную судьбу. Строительством храма для жителей одной из молодых окраин города озаботился видный харьковский купец Константин Петрович Уткин. Как человек, с давних пор являвшийся благоустроителем кафедрального Успенского собора, затем - председателем комитета по строительству нового Благовещенского храма, Уткин с опытом взялся за дело, вложив в него, притом, немало собственных средств. Величественный храм в русско-византийском стиле спроектировал бессменный харьковский епархиальный архитектор Владимир Христианович Немкин, а строительством руководил его коллега, архитектор Владимир Николаевич Покровский. Интересно, что для строительства храма была приглашена группа строителей, только двумя годами ранее выстроивших новый храм для мужского монастыря Свято-Успенской Саровской пустыни Нижегородской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=03887

С обретенной иконы сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые также дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий мон-рь для 40 сестер (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь ), выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего мон-ря освятили в честь Богородицы «Одигитрии» («во имя святыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия»). Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь мон-ря - теплая деревянная с трапезной - была освящена в честь Рождества Пресв. Богородицы. Насельницей девичьего мон-ря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. В мон-ре от иконы продолжали совершаться чудеса. В Повести описано 16 чудес. Помимо 2 первых приведены следующие чудеса исцелений: некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью (чудо 3); слепого младенца, к-рый внезапно начал осязать лицо матери и «яблоко нача хватати», принесенное по повелению архиепископа (чудо 4); от болезни ног жены боярского сына Ивашки по прозвищу Кузьминский (чудо 5); сухорукой жены поселянина, жившего в веси боярского сына Василия Рагозина (чудо 6); больного ногами Исаака, по прозвищу Бык, из Казани (чудо 7); от болезни глаз жены попа Григория Елены из с. Тагашева (чудо 8); от болезни глаз ключника инока Иосифа (чудо 9); бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева (чудо 10); от слепоты (не видела 40 дней) Пелагеи из Казани (чудо 11); от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары (чудо 12); от беснования жены свияжского попа Ивана Домны (чудо 13); от болезни рук и ног жены скорняка из Казани Дмитрия Домны и ее дочери Неонилы (чудо 14); от беснования Афанасея Ерофеева из Ярославля (чудо 15); от болезни ног жившего в одной келье с митр. Ермогеном инока Арсения, называемого Высокий (впосл. архимандрит Спасо-Преображенского мон-ря) (чудо 16).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

За свою жизнь игуменья Мелания собрала 900 сестер. После ее смерти обителью управляли игумении Марионида, Серафима, Ангелина. В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились сведения о монастыре: «Иосифский общежительный монастырь основан в 1873 году, который первоначально был общиною, а в 1885 году переименован в общежительный. Храмы монастыря: 1) каменный, с колокольней, трехпрестольный храм в честь Преображения Господня, Святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери; 2) деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы; 3) домовая церковь во имя Праведного Иосифа Обручника. В конце 1927 года из раскулаченных середняков Днепропетровской, Полтавской и Харьковской областей была организована коммуна, которой передали монастырские земли. В 1930 году в селе был организован колхоз «Красный путь». В том же году был разобран собор, а из кирпича построили инкубаторную станцию и магазины в селе и в районе. Кирпич был такой крепкий, что после закрытия инкубаторной станции население разобрало его для своих нужд. О богатстве и красоте собора, по рассказам очевидцев, свидетельствует факт, что было вывезено из него два воза золота. После разрушения монастыря скит существовал до начала Великой Отечественной войны. Во время оккупации в скитских зданиях были размещены немецкий штаб и госпиталь. Когда линия фронта подошла к окраинам Новомосковска, советские войска нанесли воздушный удар по вражеским позициям и деревянные скитские постройки были сожжены дотла. В 1943 году Свято-Иосифовский монастырь был возрожден: в кирпичном здании бывшей просфорной была оборудована церковь в честь святого праведного Иосифа Обручника. Оставшиеся в живых и жившие недалеко сестры вернулись к монастырским руинам. Возобновились богослужения и монастырская жизнь. Возглавила обитель старшая сестра Тамара, в монашестве Сергия. И вновь над Марьевкой раздался колокольный звон, но звонили уже не в колокола вместо них сестры повесили гильзы от снарядов, которые во множестве остались на полях сражений. Потихоньку налаживалась монастырская жизнь, молились сестры за Отчизну, за народ, росло сестричество, возобновились хозяйственные работы.

http://sobory.ru/article/?object=26567

Странно еще, что о времени последней постройки его, т.е. после первой/каменной Спасской церкви/1693 г., не упоминается ни во «Временнике» ни в «Истории вятской», ни в частных чьих либо записях, тогда как в первых двух о построении всех прочих здешних городских каменных церквей говорится определенно. Можно думать, что в клировой ведомости не остался ли 1767/1769/год прежней постройки сего собора, и что по этому и годы освящения придела Екатерининскаго 1770-й, и храма Казанской Богоматери 1786-й/1783?/не остались ли также прежние? Любопытно бы знать иные документы постройки сего здahiя кроме указания клировой ведомости». Источники информации: http://spasskysobor.ru , «Вятские Епархиальные ведомости», 18 за 1865г., 1 за 1873г., «Известия ИАК» 44 за 1912г. Спасский собор построен в Троицком приходе, вместо сгоревшей в 1679 г. деревянной Троицкой церкви. Собор построен каменный, окончен стройкой 13 августа 1693 г., а 15 августа освящен во имя Нерукотворенного образа Спасителя. С сего времени церковь стала называться Спасским собором. В 1752 г. 20 июля собор погорел, осталась одна придельная церковь Екатерининская. После пожара собор построен в 1769 г. двухэтажный, ныне существующий, по указу Вятской духовной консистории от 1761 г. Придел теплый в честь Св. Великомученицы Екатерины освящен 28 июля 1770 г., а теплый храм во имя иконы Казанской Божией Матери освящен 8 июля 1783 г. Главный храм в верхнем этаже освящен 16 августа 1797 г.; левый в нижнем теплом храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен 8 ноября 1800 г. 7 сентября 1816 г. освящен южный престол холодного храма в честь Вознесения Господня, а северный престол того же храма освящен 29 июня 1818 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В настоящее время в соборе те же престолы, а именно: в нижнем теплом – средний Казанско-Богородицкий, левый Рождество-Богородицкий, правый Екатерининский; в верхнем холодном этаже: главный – во имя Нерукотворенного образа Спасителя, южный – Вознесенский и северный – Петропавловский.

http://sobory.ru/article/?object=08731

Сухотинский Знаменский женский монастырь был основан в 1849 году. В нем имелось три храма. После 1917 года монастырь закрыли, Знаменский храм, стену обители и хозяйственные строения разрушили. В последние десятилетия в обители находился психоневрологический диспансер. В 1999 году Иверский храм монастыря передали Церкви. В 2003 году епархия приступила к возрождению обители. 26 октября 2004 года в ней была впервые совершена Литургия архиерейским чином. В 2006 году обители передали второй этаж большого келейного корпуса с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. После переезда психоневрологического диспансера с территории обители в 2016 году все корпуса передали епархии. В этом же году начаты работы по воссозданию стены. 6 апреля 2016 года игуменией Знаменской обители назначена монахиня Нонна (Тютикова). Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан святителем Питиримом в 1688 году. В нем имелось три храма, которые вместе с колокольней и монастырской стеной разрушили в годы гонений. До начала 2000-х годов в обители находилась воинская часть. В 2002 году на территории монастыря возвели небольшой храм в честь Святителя Питирима и часовню над источником, которые в этом же году освятил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II. В 2006 году воинскую часть расформировали, а 21 мая 2007 года бывшие монастырские здания передали епархии. 17 июня 2007 года в Трегуляевском мужском монастыре впервые за 90 лет мною был совершен монашеский постриг. В 2008 году в ходе раскопок обнаружен фундамент Иоанно-Предтеченского собора монастыря. В 2012 году в обитель был назначен первый после ее возрождения игумен. Им стал насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Пимен (Семилетов). В 2016 году на историческом месте по сохранившимся фотографиям в прежнем виде воссоздан Иоанно-Предтеченский собор. Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1627 году старцем Иосифом по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова. С историей Свято-Троицкого монастыря связано имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, который в 1886 году семь месяцев был его настоятелем. После 1917 года началось уничтожение обители, продолжавшееся до 1950-х годов, когда снесли Свято-Троицкий собор. 5 апреля 1999 года сохранившийся Успенский храм передали епархии. В 2004 году мною пострижен в монашество протоиерей Георгий Политов с наречением имени Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского, ставший первым настоятелем монастыря. В 2007 году восстановили часть монастырской стены, возвели хозяйственные строения. В 2011 году епархии передали двухэтажный игуменский дом и келейный корпус. В 2012 году монастырь вошел в состав Мичуринской епархии .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5031785...

(1845-1852) и Воскресенская ц. в М. Коломне (проект 1845-1846, окончена в 1861 при участии А. И. Шевцова, В. Ф. Небольсина, К. Я. Маевского). Оба храма разрушены в 1932 г. 5-главые храмы были выстроены в русско-визант. стиле с нек-рыми отступлениями от образцовых тоновских проектов в пропорциях и декоре. 3-частную в плане Никольскую ц. отличали массивная центральная луковичная глава и утонченная высокая шатровая колокольня над притвором. Первоначальный проект Воскресенской ц., составленный Шевцовым в барочно-классицистических формах, не был одобрен, и Е. разработал новый, в духе тоновской архитектуры. Крестообразный в плане, насыщенный декором с преобладанием аркатурно-колончатых поясов храм венчали 5 близких по размерам глав. Возможно, Е. работал и над проектом единоверческого храма св. вмч. Димитрия Солунского на Большеохтинском кладбище (1846-1853, разрушен в 30-х гг. XX в.), к-рый по архитектурным формам был похож на «Миловскую» ц. Самой значительной работой Е. следует считать комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря на Царскосельском (ныне Московском) проспекте (проект утвержден 12 марта 1848). В том же году за месяц соорудили деревянную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в простых «клетских» формах (снесена в 1929). 3 нояб. 1849 г. в присутствии императора, который был постоянным попечителем строительства, состоялась закладка собора. Он возвышается в центре комплекса, к югу - настоятельские покои с ц. иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение», к северу - больничный корпус с ц. Трех святителей. В архитектуре монастыря Е. в наибольшей степени проявил себя продолжателем Тона. Строгая, восходящая к классицизму симметрия построек - кубического объема 5-главого собора и фланкирующих небольших 5-главых церквей с шатровыми звонницами - сочетается с отделкой в духе «итальянизирующего» направления рус. зодчества XV-XVI вв. Декор типичен для русско-визант. стиля: килевидные, 3-частные и полуциркульные кокошники (нек-рые с раковинами), наличники с разорванными фронтонами, аркатурно-колончатые пояса, полуколонки с «дыньками», перспективные порталы.

http://pravenc.ru/text/182063.html

13 июля 2015 года владыка Феофан был переведен в Татарстан, где и прослужил вплоть до своей кончины. Трудами Его Высокопреосвященства в столице Татарстана воссоздан собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Закладку камня в основание собора 21 июля 2016 года совершил Святейший Патриарх Кирилл. Особое внимание владыка Феофан уделял возрождению Казанской духовной академии. К сожалению, этот проект не удалось завершить при жизни архипастыря. В регионе динамично развивался диалог с представителями иных религий, в первую очередь с мусульманами. Митрополит Феофан возглавлял православную часть Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам». Во всех епархиях, где трудился почивший митрополит Феофан, возрождались и основывались монашеские обители, закладывалась база духовного просвещения молодежи, велась активная и масштабная работа по развитию церковно-государственных отношений. Владыка неустанно трудился для поддержания межнацио-нального согласия. Многогранная общественная деятельность архипастыря отмечена высокими церковными и государственными наградами. Среди них орден Преподобного Сергия Радонежского III степени; орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден Святителя Иннокентия Московского II степени; орден Преподобного Серафима Саровского II степени; награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством». Посмертной наградой митрополита Феофана стал орден Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, III степени. Владыка был почетным гражданином городов Ставрополь, Владикавказ и Черкесск. 20 ноября 2020 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан преставился ко Господу. 23 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля состоялись Литургия и чин отпевания новопреставленного митрополита Феофана. По благословению Его Святейшества заупокойные богослужения возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Митрополит Феофан  погребен в столице Татарстана за алтарем возрожденного усилиями Его Высокопреосвященства Казанского собора.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

8 сент. 1886 г. на Александровской пл. города М. совершил закладку, а 19 окт. 1895 г. освящение кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери. Треть населения Оренбургской губ. составляли «инородцы» (башкиры, татары, киргизы, мордвины, чуваши, черемисы, калмыки, немцы, цыгане). В день закладки Казанского собора в Городской думе на торжественном обеде М. высказал пожелание более активной помощи миссионерскому делу в губернии. Инициативу епископа поддержал купец С. М. Иванов, внесший пожертвование 1 тыс. р. серебром. 8 нояб. 1886 г. М. открыл Оренбургское епархиальное Михаило-Архангельское братство, которое занималось устройством школ в православно-инородческих приходах с соблюдением основ обучения, заложенных Н. И. Ильминским , с преподаванием предметов и совершением богослужений на инородческих языках. Председателями братства стали М., оренбургский губернатор и атаман Оренбургского казачьего войска генерал-майор В. И. Ершов. В состав совета входили ректор Оренбургской ДС прот. Ф. А. Дмитровский, Оренбургский вице-губернатор генерал-майор А. А. Ломачевский, тайный советник А. Д. Холодковский, кафедральный прот. Н. С. Сперанский, священники и купцы. Для совещаний по учебным делам, касающимся братских школ, в совет приглашались преподаватели и учителя. Братство издавало брошюры, книги, печатные листы, заботилось об устройстве миссионерских школ и б-к. Впрочем, 8 марта 1887 г. ученик Ильминского инспектор инородческих школ Оренбургского учебного округа В. В. Катаринский писал: «Наш преосвящ. Макарий хочет устроить в Оренбурге миссион[ерскую] школу (вроде Казанского миссион[ерского] приюта) для приготовления миссионеров среди башкир и киргиз... к сожалению его, денег нет, и людей для этого не будет» (Мат-лы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н. И. Ильминского. Каз., 2015. С. 250-252). По инициативе М. учреждалось отд-ние Киргизской духовной миссии в Тургайской обл., начальниками к-рой назначались священники, свободно владевшие тюрк. языками: с 1894 г.- Н. Н. Одигитриевский, с 1896 г.- Ф. Д. Соколов. В 1896-1897 гг. в сев. части Тургайской обл. были открыты Макарьевский и Александровский станы, окормлявшие уезды Кустанайский и Актюбинский. При станах в 3-классных школах обучение велось на русском языке. По просьбе М. центральным советом Православного миссионерского об-ва в Москве стали ассигноваться крупные суммы на содержание и разъезды сотрудников миссии, выдачу новообращенным денежных пособий, крестиков, икон, книг и денег на др. нужды. Архиерей предложил по примеру Томской епархии открывать в Казахской степи миссионерские станы в качестве опорных пунктов для распространения и поддержания Православия (см. Киргизская духовная миссия Русской Православной Церкви ).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

Родился в 1860 году на погосте Новая Ерга Новгородской губернии в семье          священника Николая Орнатского. Окончив Санкт-Петербургскую духовную            академию, был рукоположен во священника к храму в честь иконы Божией            Матери «Утоли моя печали». Сразу же после рукоположения стал членом      Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе            Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. В        1890 году был избран членом Совета Общества, в 1892-м – председателем             Общества – до своей мученической кончины. В 1895 году отец Философ      награжден наперсным крестом, в 1898-м за усердную и полезную деятельность       на посту председателя Общества и труды по построению трех храмов         Общества возведен в сан протоиерея. В 1903 году Общество возвело здание и      открыло зал для религиозно-просветительских бесед на тысячу человек на Большой Охте. В 1903 году было проведено около 6 тысяч таких бесед, на них         побывало два миллиона двести тысяч слушателей. В 1913 году отец Философ        был назначен настоятелем Казанского собора. В августе 1917 года по его             инициативе было      учреждено Братство приходских советов Петрограда и            Петроградской епархии. После захвата власти большевиками уже 31           октября в Царском Селе     был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. 8       ноября в Казанском соборе совершена панихида по протоиерею Иоанну и   всем, в междоусобной брани убиенным. После предпринятой    большевиками в январе 1918 года попытки захватить Александро-    Невскую Лавру на собрании духовенства и представителей приходов о.           Философ выступил с предложением провести крестный ход из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре, что     было принято и реализовано.         24 января по благословению Патриарха Тихона протоиерей Философ           выступил на Поместном соборе с подробным докладом о       событиях,       касающихся попытки захвата Лавры и общегородского            крестного хода. 29             июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание для    обсуждения вопроса о том, какие действия предпринять,             чтобы защитить        Церковь. Решено было провести еще один крестный ход. Но осуществить   это о. Философу уже не удалось. 1 августа 1918 года к нему пришли с             обыском, а после арестовали. Прихожане Казанского собора послали к        властям несколько делегаций. Их не приняли. В воскресенье перед       собором собралась многотысячная толпа верующих, которая двинулась по            городским улицам, чтобы освободить отца Философа. Протестующих       уверили, что священник в полной безопасности и его скоро отпустят. Толпа           разошлась. В ту же ночь отец Философ был             расстрелян на берегу Финского     залива.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-146-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010