Впервые Казанская церковь в селе Высоком Зарецкой десятины Коломенского уезда упоминается в Коломенских переписных книгах за 1705 и 1706 годы. Изначально она была деревянной и неотапливаемой. В начале XVIII столетия Казанская церковь была кладбищенской, так как за ней начиналось сельское кладбище. С образованием города Егорьевска кладбище было перенесено на окраину города. Туда же, епископом Коломенским и Тульским Афанасием (Ивановым) было предписано перенести и Казанскую церковь. К тому времени церковь оказалась настолько ветхой, что при разборе она началась рассыпаться, и на кладбище была поставлена Никитская церковь. В 1790 году на средства Егорьевского городничего Егора Санина, протоиерея Георгиевского собора Георгия Терентьева и жителей города Егорьевска была построена новая деревянная церковь. 26 ноября (10 декабря) 1792 года, по указу Российской императрицы Екатерины II и по благословению епископа Коломенского и Тульского Афанасия, протоиерей Георгий Терентьев освятил новый деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Здание ее было деревянным, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. В алтаре храма на горнем месте находилась икона Господа Вседержителя дивного шитья, которая поражала современников. В храме находился древний образ святого великомученика Никиты с житием, который сохранилась до наших дней и находится сейчас в Алексиевском храме г. Егорьевска. Одновременно с храмом была построена деревянная колокольня. В декабре 1804 года в церкви случился пожар, повредивший часть строения. В 1805 году по благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Амвросия (Яковлева-Орлина) церковь была отремонтирована. Находившаяся при храме колокольня была разобрана в 1850 году из-за ветхости. После того как в 1893 году в Егорьевске был расквартирован 139-й Моршанский полк, церковь Казанской иконы Божией Матери стала полковой. На стенах Казанского храма были сделаны надписи с именами воинов, погибших во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

http://sobory.ru/article/?object=59626

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма. В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами. В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми. Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные " . На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского. Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада. Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 года от храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого. Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел. 28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов. В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе. Комментарии и обсуждение В данный момент правильно: соборная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. В процессе активного восстановления (закончена кирпичная кладка второго этажа, ведутся работы по сооружению кровли с одним световым барабаном). 28 декабря 2010 года будут подняты и установлены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07774

15 авг. 1865 г. в дер. Колычёво была основана девичья община, к-рую возглавила бездетная вдова титулярного советника Мария Памфиловна Степанова. В журнале заседаний Рязанской духовной консистории от 9 июля 1865 г. есть сведения о том, что М. Петрову дозволяется «передать заведенную им с разрешения епархиального начальства в подаренном ему полковницею Брукендаль доме богадельню в заведывание ея г-жи Степановой, а ей принять оную в свое заведывание и увеличить число богадельниц до такого количества, какое возможно будет для нея по ея состоянию содержать» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 208. Д. 3. Св. 220. Л. 1042). Первоначально богадельне принадлежала ц. прп. Сергия Радонежского с. Ивановского. В 1867 г. в обители был построен большой деревянный келейный корпус, к весне 1868 г.- теплый деревянный на каменном фундаменте храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 9 марта 1868 прот. Александром Соллертинским) и небольшая колокольня. Для Казанской ц. егорьевским худож. Хреновым был изготовлен 3-ярусный иконостас; (мещанин?) Е. Л. пожертвовал колокол (100 пудов). Богадельне принадлежали также деревянные 2-этажный келейный корпус, трапезный корпус с кухней, небольшая келейная постройка в саду, дом священника, 2-этажная гостиница для богомольцев, «караульная изба», хлебопекарня, конюшня, амбары, сараи, ледник, скотный двор. Ок. 1869 г. при богадельне было открыто начальное уч-ще для крестьянских детей, размещавшееся в 2-этажном здании. В 1868 г. по приглашению архим. Владимира (Добролюбова) Матфей Петров был определен в Радовицкий во имя Николая Чудотворца мон-рь ; 10 окт. 1867 г. принял монашеский постриг с именем Максим и некоторое время проходил послушание (на звоннице) в К. м. 12 окт. 1876 г. мон. Максим был облачен в великую схиму с именем Макарий, 19 авг. 1879 г. по прошению перемещен в рязанский во имя Св. Троицы монастырь , куда перевели архим. Владимира (Добролюбова). 20 мая 1888 г. рукоположен во диакона; 22 мая - во иерея (ГАРО. Ф. 627. Оп. 148. Д. 11. Л. 42). Но и после переселения в Радовицкий монастырь мон. Макарий посещал Колычёво, в т. ч. в связи с открытием женской иноческой общины (затем мон-ря), присутствовал и при закладке в 1881 г. каменного собора. По завещанию о. Макарий был похоронен в К. м. 1875-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/1319838.html

Троицкий зимний храм , предназначенный для повседневной службы, построен в 1838 году. Архитектор Иван Ефимович Ефимов в 1820 году за проект этого собора получил звание " назначенного в академики " . Известно, что по его проектам построено несколько храмов и общественных зданий в Петербурге и Нижнем Новгороде. Троицкий храм - типичный памятник русской церковной архитектуры первой половины XIX века. Почти квадратный в плане, крестовокупольный, он имеет три входа (с западной, северной и южной сторон), которые выполнены в виде четырёхколонных портиков. Кирпич имеет размеры 27 х 13 х 7 см. Роспись в храме выполнена маслом, несколько раз подновлялась. Храм дважды закрывался для прихожан, приспосабливался под какие-то городские нужды, и каждый раз в нём терялось нечто ценное. Если во время первого закрытия уцелел позолоченый резной иконостас, то во второй раз (это было в 1962 году, во время " хрущёвского гонения на церковь " ) его разобрали и отправили в Москву для " смывки золота " . А иконы жгли у ограды на соборной площади прямо на глазах верующих, которые слёзно просили отдать святыни им. Но все просьбы не увенчались успехом. Только чудом уцелели несколько икон, одна из которых - Казанская икона Божией Матери - была выхвачена кем-то прямо из-под топора. В 1988 году на Троицком соборе восстановили разрушенные ранее четыре барабана и перекрыли купол центрального барабана. В Троицком соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского. До 1990 года в Троицком храме размещалась картинная галерея. В 1991 году он был передан верующим. За последующие годы приходской совет совместно с реставраторами отреставрировали Троицкий собор. Покрасили стены, для богослужений были приобретены иконы, богослужебная утварь. Были установлены резные позолоченные иконостасы. Художник-реставратор Андрей Геннадьевич Филиппов расписал приделы собора. Иконы писались нижегородскими художниками под руководством художника-клирика Успенского собора Кинешмы протоирея Е. Юшкова. Сейчас оба храма действующие, в них регулярно проходят церковные службы.

http://sobory.ru/article/?object=01825

Митрополит Кирилл, в свою очередь, выразил признательность Минтимеру Шаймиеву за его заботу о верующих людях. В завершение глава Татарстанской митрополии еще раз поздравил верующих с праздником и рассказал о возможности принять посильное участие в восстановлении храма Николы Тульского, расположенного на территории Казанского Богородицкого мужского монастыря: По окончании праздничного богослужения на территории Богородицкой обители прошла благотворительная акция «День белого цветка» в поддержку тяжелобольных детей, организованная епархиальной службой помощи нуждающимся «Милосердие — Казань». Верующие жертвовали средства на нужды детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовали в работе благотворительной ярмарки и творческих мастерских. Участникам торжеств на память были подарены открытки с изображением обретения Казанской иконы и с видом Казанского собора. Содействие в организации торжеств оказали Казанские православные добровольцы. После богослужения состоялось общение Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева с архипастырями, прибывшими на молитвенные торжества в Казань. Собравшиеся возложили цветы к могиле владыки Феофана (Ашуркова), находящейся за алтарем Казанского собора. Вечером 21 июля в парке «Черное озеро» рядом с Казанским Богородицким монастырем состоялся концерт хора Сретенского монастыря. Чтимый список Казанской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию из Ватикана, постоянно пребывает в иконостасе правого придела Казанского собора. Рядом со святыней хранится серебряная риза, в которой до 1904 года находилась подлинная икона Пресвятой Богородицы, явленная в Казани в 1579 году. В этом году верующие Татарстана молитвенно вспоминают 443-летие явления чудотворного Казанского образа Царицы Небесной, десятилетие образования Татарстанской митрополии и первую годовщину великого освящения воссозданного Казанского собора на месте явления святыни. По материалам сайта Татарстанской митрополии Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2022/07/22/v-stolice-...

По благочестивому желанию тогдашнего царя Иоанна Васильевича Грозного снят был список с новоявленной иконы и прислан в Москву. С того времени и установлено было церковью празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля в честь её явления. Когда в 1612 году, было нашествие на Москву поляков и когда все сыны русского отечества ополчились против врагов, тогда все обратились с молитвой к Божией Матери и о помощи и заступления; причём заповедан был трёхдневный пост. Чрез несколько времени, греческий архиепископ Арсений удостоился в сонном видении получить извещение свыше, что Господь по молитве Божией Матери, низложит врагов, а первопрестольный град российский Москва будет возвращён православным христианам. Ободрённые таким утешением, русские воины мужественно встали против врагов. Поляки, потеряв надежду, оставили Кремль и Москву. В следующий воскресный день совершён был крестный ход с Казанской иконой Богоматери на лобное место, для благодарственного Господу Богу молебствия, за избавления Москвы от врагов. В память сего избавления Москвы от поляков, 22 октября каждогодно празднуется церковью Казанской иконе Богоматери и совершается крестный ход в Казанский собор. До построения Казанского собора , чудотворная икона Богоматери находилась в доме князя Пожарского, близ церкви Введения, что на Лубянке, поэтому и крестный ход совершался первоначально из Кремля в эту церковь . Когда же устроен был Казанский собор, то сюда перенесена была и чудотворная Казанская икона Богоматери. С тех пор и крестный ход начал совершаться в этом соборе 82 В Казанском соборе находится придел, во имя святого равноапостольного Аверкия епископа Иеропольского. Иверская часовня 83 (У Воскресных ворот, близ Кремля) Вблизи Казанского собора находится Иверская часовня, устроенная для Иверской иконы Богоматери, принесённой из Афонского монастыря в Москву в 1648 году. Она поставлена была первоначально в Никольском Греческом монастыре, потом в 1669 году перенесена была в устроенную для неё часовню, названную по имени иконы, Иверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

3 ноября 1849 года Митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы " Отрада и Утешение " был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон (автором известной книги «Письма святогорца»). Перед Афонской иконой инокини круглосуточно читали псалтырь, совершали акафисты и молитвы, панихиды о русских воинах, погибших в Крымскую, Русско-Турецкую и Первую мировую войну. Афонская церковь соединялась с монастырскими корпусами специальными переходами, имела три выхода – один центральный и два боковых. Церковь считалась келейной, из своих покоев игуменья могла выйти прямо на правый клирос. В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение второй церкви в северном корпусе – в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эту церковь, как и другие расписывали монахини под руководством Г.И.Яковлева. Одновременно он же обучал иконописи послушниц и монахинь обители. Позже живописец занимался росписью главного Воскресенского собора. Летом 1861 года состоялось освящение главного монастырского собора. При игумений Антонии (Рейнбот) 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 году и приступили к отделке. Расписать храм предложили Ф.Р. Райляну. Величественный храм, задуманный в русско-византийских традициях, создает впечатление самобытности и глубоко созвучен нашему времени. У стен этого храма в 1918 году был погребен и сам зодчий В.А. Косяков. В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). В Новодевичьем монастыре впоследствии находились покои Алексия I (Симанского) митрополита Ленинградского и Новгородского. 2-го февраля 1945 года Владыка Алексий I на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и Всея Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

По переименовании слободки Судогды в город, решено было построить здесь городской собор на казенные средства. Постройка была начата близ деревянной Николаевской церкви, шла весьма медленно. В 1806 г. г. Судогда сгорел; в то же время сгорела деревянная церковь со всем имуществом, ризницей и утварью. При новой распланировке города после пожара для городского собора отведено новое место. Начатая постройка была разобрана, и у 1814 г. на новом месте был построен каменный соборный храм. Казенных сумм на постройку было израсходовано 16 000 руб., постройка же колокольни, внутренние украшения собора и т.п. произведены были на частные средства. Главный престол соборного храма был освящен во имя св. вмц. Екатерины в память того, что Судогда переименована в город императрицей Екатериной II, приделы были освящены во имя св. Николая чудотв. и св. муч. Мины – в память прежних деревянных церквей. В 1838 г. снова сильный пожар истребил большую часть города; во время пожара пострадал и собор: он сгорел снаружи и внутри, но иконы, утварь и ризница были спасены от огня. После пожара соборный храм отделывался в течение 10 лет, и богослужение совершалось только в теплой его половине. В холодном храме теперь было устроено три престола: главный – во имя св. вмц. Екатерины, в приделах – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. В 1853 г. теплая половина собора вследствие ее тесноты была разобрана и к 1855 г. построена вновь в больших размерах. Престолы и по перестройке остались здесь те же, что и прежде. В 1871 г. эта теплая половина собора перестроена была вновь: своды были разобраны, стены подняты выше, окна устроены в два света. В том же году работы были окончены и храм вновь освящен. В 1872 г. во время пожара, бывшего в Судогде, сняты были народом с престолов теплого храма «срачицы и опоясания», поэтому престолы эти были освящены вновь. В 1875 г. разобрана была до основания и холодная половина собора; каменная кладка была окончена в 1878 г.; на соборе устроено 5 глав. В 1882 г. собор вновь едва не пострадал от пожара, истребившего в Судогде до 150 дворов. На колокольне загорелся шпиль, который упал на землю. В 1878-85 гг. работы в холодном соборе были приостановлены вследствие появления трещин во внутренних столбах здания. В 1885-86 гг. собор был укреплен; с 1887 г. начались работы по внутренней отделке и украшениям собора. Работы были окончены и собор освящен в 1891 г.; перестройка собора стоила до 60 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=06165

С 1925 года и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 году все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60е годы ХХ в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии. 10 февраля 1992 года Казанский девичий монастырь в Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме, где в годы Советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 года монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек. Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм – больным, инвалидам и престарелым, – чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 года при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ. В монастыре хранятся святыни: ковчег с мощами святителя Гурия Казанского; иконы с мощами преподобного Серафима Саровского , преподобных Оптинских старцев, святителя Иоанна Суздальского, святителя Иоанна Тобольского , святителя Игнатия Ростовского, святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия Московского. В алтаре находится крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мучеников Савваитов в ковчеге, крест-мощевик. Сестрами монастыря возобновлен существовавший до революции Крестный ход с древним образом Божией Матери «Казанская» (XVII b.). Теперь он проходит ежегодно в день празднования иконе 21 июля по улицам города Калуги от Свято-Троицкого кафедрального собора к стенам Казанского собора монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

12 окт. 2013 г. в Коряжме состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня освящения храма прп. Лонгина Коряжемского . На территории епархии восстанавливают церкви и пустыни, возводят новые храмы. 30 мая 2014 г. было объявлено о подготовке к началу строительства кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Котласе. С 11 июля 2014 г. в Котласе на территории храма во имя свт. Стефана Пермского ведется строительство правосл. духовно-просветительского центра. 12 нояб. 2014 г. по благословению еп. Василия в Няндомском благочинии началось возрождение Елгомской пуст. В этом же месяце в Котласе на территории местной больницы построен храм-часовня в честь исп. Луки (Войно-Ясенецкого) , архиеп. Симферопольского и Крымского. 15 авг. 2014 г. состоялась презентация 1-го самостоятельного печатного издания К. и В. е.- кн. «Подвижница Северного края Евдокия» - сборника документальных фактов о жизни и народном почитании известной старицы блж. Евдокии, жившей во 2-й пол. XIX - 1-й пол. ХХ в. На местном телеканале «Котлас ТВ» с 16 февр. 2014 г. выходит телепроект «Котлас православный». Святыни и крестные ходы 13 июня 1998 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы Сольвычегодский историко-художественный музей передал власяницу и вериги прп. Лонгина. Каждый год 13 июня в День города с ними совершается крестный ход. Также в 9-ю субботу после Пасхи проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Одигитрия» из храма прп. Лонгина в Христофорову пуст., действующую ныне как приход. 9 окт. 2013 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы из Сольвычегодского историко-художественного музея доставлен покров с гробницы прп. Лонгина Коряжемского. С 11 по 14 окт. святыня была выставлена для поклонения в верхнем приделе храма. В дер. Туровец, недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» , существует св. источник. 19 июня 2014 г. в Коряжме состоялся крестный ход в честь 700-летия со дня рождения св. прп. Сергия Радонежского. 13 июля по случаю народно чтимого праздника «Васильевская мольба», ежегодно отмечаемого при поддержке миссионерского отдела К. е., 4-километровый крестный ход прошел от дер. Курцево до храма Василия Великого близ дер. Куимиха Котласского р-на.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010