Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 87-88. Успенская соборная церковь г. Плеса. В приходе собора 3 церкви: две в самом городе, третья в приписном к собору с. Антоновском. В г. Плесе церкви каменные, при одной из них каменная колокольня. Церковь с колокольнею зимняя, устроена в 1699 г. на какие средства и кем - неизвестно. Другая церковь летняя, устроена в 1828 г., строителем ее был плесский мещанин Василий Шишкин, но на какие средства, неизвестно. Церковь в с. Антоновском деревянная, с такою же колокольнею, устроена в 1747 г., кем и на какие средства – неизвестно. Все церкви обнесены оградами: при Плесских из пачечного железа на деревянных столбах, а в с. Антоновском деревянная, из ряда столбов, связанных деревянными поперечинами. Кладбища особого при соборе нет, прихожане погребаются на общих городских кладбищах Преображенском и Петропавловском. В с. Антоновском кладбище при церкви, в ограде. Престолы: в зимнем соборе в честь Успения Божией Матери, в летнем в честь Казанской иконы Божией Матери и в с. Антоновском во имя пр. Ильи. Достопримечательности собора: Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворною (несколько случаев чудотворений от нее записано в летописи собора), украшенная жемчужной с драгоценными камнями ризою; крест напрестольный со св. мощами, устроен из дерева и вложен в серебряный позлащенный, правильной восьмиконечной формы крест; икона в створах св. и Живоначальной Троицы каменная, в ней вложена частица св. мощей. Постоянные средства церкви - 700 руб. в билетах вечного вклада. Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства причта: проценты в количестве 72 руб. с вечных вкладов на поминовение усопших; доход от богослужений и треб; от аренды, получаемой за землю церкви с. Антоновского 240 руб. Всего доходов получается на долю священника 445 руб., диакона 288 руб., псаломщика 149 руб. Церковная земля в пользовании причта есть только при церкви с. Антоновского: усадебной 1400 кв. сажень, сенокосной и лесной 6 десятин 300 кв. сажень, пахотной 26 десятин 194 кв. сажени, под бичевником 1160 кв. сажень и под рекой Волгой 9 десятин 900 кв. сажень. Планы на церковную землю есть.

http://sobory.ru/article/?object=00948

В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства РФ А.Д. Жуков, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, председатель комитета Государственной думы по культуре Г.П. Ивлиев, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, заместитель директора департамента культуры и образования правительства РФ Д.В. Чайковский, советник заместителя председателя правительства РФ М.В. Парфененко, руководитель департамента Министерства экономического развития РФ А.К. Уваров, заместитель руководителя департамента Министерства экономического развития РФ Е.Ю. Кобелева, сотрудник аппарата комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко. Со стороны Русской Православной Церкви на встрече присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском  соборе. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Алексия и чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении душ приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл в Благовещенском приделе Елоховского собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II совершил литию по приснопамятным Патриархам. 27 февраля, в неделю мясопустную, о Страшном суде, и день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В 1720 г. Василий Андреевич Плещеев свою половину имения продал Анне Ивановне Жеребцовой, которая отдала свою вотчину детям Алексею и Николаю Жеребцовым; последние между собою в 1743 г. имение разделили и село Ламишино с дер. Ушаковою досталось Николаю Жеребцову, у которого оно находилось и в 1772 г. в общем владении с женою князя Федора Мещерского, вдовою Марфою Петровною. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Почти сразу же за посёлком гидроузла им. В. Куйбышева, вдоль дороги, раскинулось село Ламишино. Здесь возвышается церковь Казанской иконы Божией Матери, выстроенная с использованием мотивов средневековой сербской архитектуры. Первое упоминание о селе Ламишино датируется 1670 годом. В то время здесь уже находилась деревянная церковь. В книге Дмитровской десятины старосты поповского Пречистенского попа Леонтия упоминается " новоприбылая церковь Нерукотворного Образа в вотчине Феодора Львова Плещеева, в селе Богородском, Ламишине тож... " Это церковное место, где в течение 250-ти лет сменили друг друга несколько деревянных храмов. Предпоследний храм 1803 года постройки, срубленный из соснового леса, перенесли из села Тёплое Рузского района. К концу века он сильно обветшал и службы проводить в нём стало опасно. В 1902 году, по завещанию московской княгини Анны Петровой, началось строительство каменного храма. Церковь сооружалась на многочисленные пожертвования по проекту московского архитектора Александра Антоновича Галецкого. Каменный, нынешний храм, построили к 1905 году. 11 сентября его освятил епископ Можайский Серафим. Придел Марии Магдалины, находящийся ещё в деревянном храме-предшественнике, переосвятили в честь праведной Анны - в память о жертвовательнице. В 1908 году церковь была росписана: стены - по образцу стенописи Васнецова Владимирского собора в Киеве, свод - по образцу главного купола храма Христа Спасителя в Москве. Храм расписывали художники Снегирёв и Стожарский. Стоит отметить, что в числе известных построек архитектора Александра Галецкого - усадьба Куваевской мануфактуры в Иванове, московские особняки Беляева (Рюмин переулок) и Правдиной (Садовая-Сухаревская улица); кроме того, Галецкий совместно с Ф. Шехтелем проектировал гостиницу " Боярский двор " и перестраивал под нужды Художественного театра здание в Камергерском переулке. Ламишинский храм - едва ли не единственный " церковный " проект архитектора. Мастер модерна на сей раз обратился к псевдорусской эклектике с элементами " византийщины " : сферические купола, восьмискатное покрытие, узкие окна и намёки на них на северном и южном фасадах.

http://sobory.ru/article/?object=03250

К 1738 г. на территории К. м. располагались также настоятельская и 11 братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня; постройки обнесены деревянной оградой (67 саж.). Вероятно, в том же году в обители произошел пожар: храм и почти все постройки сгорели, братия поселилась в небольших хижинах, богослужения совершали во временной часовне. Строительство новой каменной Казанской ц. (1739-1746) и восстановление келий инициировал и финансировал дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А. Н. Радищева ), неск. раз посещавший мон-рь. В марте 1741 г. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман в одном из московских мон-рей. По возвращении в К. м. он занял должность казначея. В 1741 г. завершилось строительство теплого придела во имя свт. Тихона Амафунтского, а 5 июля 1746 г. игум. Иларион освятил весь каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Одновременно полусгоревшая деревянная церковь (1714) была разобрана, перенесена к вратам обители и в 1740 г. освящена во имя мч. Иоанна Воина; во время возведения каменной Казанской ц. здесь совершались богослужения. В 1746 г. мон. Герман (Аблязов) принял постриг в схиму и до самой кончины подвизался в затворе, в «каменной палатке» у надвратной Иоанновской ц.; похоронен справа от алтаря Казанского храма. Согласно описи, составленной в 1763 г. прапорщиком И. Суховым, в Казанской ц. хранились серебряный чеканный напрестольный крест, 2 Евангелия, обложенные бархатом (одно с «евангелистами серебряными», другое «с медными»), серебряные богослужебные сосуды. В обветшавшей Иоанновской ц. «на вратах» богослужения уже не совершались, иконостас с иконами «греческого письма» перенесен в Тихоновский придел Казанского собора. В обители находились старая игуменская келия, 2 «новых» и 7 братских келий, погреб, 4 амбара, баня, скотный сарай и конюшня с сушильней для сена, за оградой (49 саж.) у родника - деревянная часовня и скотный двор (6 лошадей, 2 коровы, 10 овец). К 1744 г. к К. м. был приписан всего 21 крестьянин. В 1720 г. мон-рем управлял игум. Авраамий, затем - иером. Михаил, обвиненный в потакании раскольникам и казненный в 1722 г. в Пензе (см.: ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 858. С. 92), с 1732 г.- иером. Павел (Юзиров), в 1734 г. отстраненный от настоятельства за незаконное пострижение 2 чел. Затем К. м. возглавляли иером. Никон, с 1736 г.- иером. Тит, с 8 сент. 1744 г.- иером. Филарет, с 3 авг. 1745 г.- игум. Иларион, с 1748 г.- игум. Лука, с 1752 по 1764 г.- игумены Глеб, Питирим, Иаков и Иосиф. Братия была немногочисленна: так, в 1738 г. в обители проживали 4 монаха и белец, к нач. 50-х гг. XVIII в.- ок. 15 чел., в 1763 г.- 3 иеромонаха, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Позже, в середине ХХ-го века храмы были переосвящены: верхний храм был освящён во имя преподобного Сергия, а нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери. Заполняющий по ширине всю алтарную преграду, высотой около 20 метров, весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства. Иконостас по горизонтали разделён на три яруса пышным сильно вынесенным карнизом над первым ярусом и более плоским карнизом над вторым ярусом. По обе стороны от центральной плоскости с царскими вратами находятся выдвинутые ризалиты с сильно орнаментированными колоннами " бутылкообразной " формы. Завершается иконостас фигурами трубящих ангелов, и увенчивается пышными картушами, являющимися рамками для изображений. Особое богатство и изысканность орнаментовки достигнуто в резьбе царских врат и первого яруса ризалитов. Это сплошная глубокообъёмная, почти " круглая " резьба из цветов роз, гирлянд, головок херувимов. В соборе сохранились старинные предметы утвари, в том числе напрестольное Евангелие в серебряном, вызолоченном, чеканной работы окладе. Оно отпечатано при императоре Петре Великом и патриархе Адриане. Его размеры: высота - 60 см, ширина - 40 см, а весит это Евангелие пуд. Материал из брошюры: " Сергиево-Казанский собор " , Курск, 2016 г. В одном из дореволюционных путеводителей по Курску так рассказывается о Сергиево-Казанском соборе: " Местность от собора к Московской улице в старину была покрыта озёрами, около них были капустные огроды, и поэтому потомки этих огородников и до сего времени сохранили уличное название капустников. Любопытно отметить, что и теперь по всей Сергиевской улице грунтовая вода находится на глубине одного аршина. Собор устроен в 1762 году старанием купца Первышева, по имени которого и называется улица от Сергиевской к Московской. На этой улице находится принадлежавший Первышеву дом, занимаемый в настоящее время конторою Курского водопровода " . Сам Сергиево-Казанский собор в Курске построен, как и вообще большинство каменных храмов, на месте деревянной приходской церквушки.

http://sobory.ru/article/?object=01683

В 1876 году был освящен правый придел Соборного храма во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, в 1879 году - левый придел во имя святого мученика Иоанна Воина. Главный Престол в честь Преображения Господня был освящен в 1897 г. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова. По преданию, близ левой стороны Собора, почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. Ежегодно из Собора совершалось несколько Крестных ходов: 1) в праздник Вознесения Господня - вокруг Собора; 2) 29 июня, в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла - в Брянский Петро-Павловский монастырь; 3) 12 июля с иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», на молебен к городским лавкам; 4) 11 августа с иконой Божией Матери, именуемой «Свенская», накануне переносимой из монастыря в Собор - вокруг всего города: этот Крестный ход совершался в память избавления от нашествия французов на г. Брянск в 1812 году; 5) 15/28 августа в Свенский монастырь; 6) 1 октября ежегодно в Собор приносилась на один месяц икона Божией Матери «Свенская». В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица». Ежегодный Крестный ход с этой иконой установлен в память следующего события. В сороковых годах XIX столетия 12 июля в г. Брянск была страшная гроза. Молния ударила и в то самое место, где висела святая икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», но пожара не произошло, хотя кругом вблизи был большой пожар. При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам Смоленского, Троицкого, Воскресенского, Казанского старообрядческого и Серафимовского храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали.

http://sobory.ru/article/?object=41247

Приобрести медицинское оборудование помогли благотворители Больницы святителя Алексия, а меценаты города Шуи с участием добровольцев сделали капитальный ремонт. Будущие сотрудники дистанционно обуча­лись в образовательном центре Больницы святителя Алексия. Для практических занятий специалисты приезжали в Шую. Больницу будет окормлять священник, с которым смогут общаться пациенты и их родственники. Для шуйского филиала в Москве написана икона святителя Алексия, митрополита Московского. Возведен главный храм Вооруженных Сил России 9 мая 2020 года в день 75-летия Победы в парке «Патриот» Одинцовского района Подмосковья завершилось возведение собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных Сил России. 14 июня Святейший Патриарх Кирилл освятил этот храм. Храм построен из стекла и металла. Купол спроектирован в форме шлема святого благоверного князя Александра Невского. С внутренней стороны — изображение Архангела Михаила, предводителя Небесного воинства. Все храмовые пропорции символичны и отсылают к важнейшим датам, связанным с историей Великой Отечественной войны. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м (в 1945 году кончилась Отечественной война). Диаметр купола — 22 м 43 см (8 мая 1945 года в 22 ч 43 мин был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии). Высота звонницы составляет 75 м (в 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны). Высота малого купола составляет 14,18 м (1 418 дней и ночей длилась Великая Оте­чественная война). Главная икона храма — «Спас Нерукотворный» — написана на досках, сделанных из старинного орудийного лафета, поднятого со дна Невы. Прежде чем оказаться в главном воинском храме, икона преодолела более 57 тыс. км, побывав в 45 городах, храмах и воинских частях. Казанский собор возрождали всем миром В столице Татарстана воссоздан главный храм Богородицкого мужского монастыря — Казанский собор, сейчас проводятся внут­ренние работы по его благоукрашению. Эта обитель была первоначально женской, основана по указу царя Ивана Грозного в 1579 году на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор, в котором пребывала икона, был построен в начале XIX века и разрушен в богоборческие 30-е годы XX века.

http://e-vestnik.ru/news/svetlye_novosti...

http://www.patriarchia.ru/db/text/1176331.html Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html 6 июня 2010 г. во время Первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. В своем обращении к собравшимся Патриарх Кирилл рассказал о том, как он более 20 лет назад впервые посетил Болдинский монастырь, когда нес архипастырские труды на Смоленской кафедре: «Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? – развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадил этого собора, построенного, по мнению ученых, Феодором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, который воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого, может быть самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его восстановления».

http://sobory.ru/article/?object=11062

Спасская церковь в настоящем виде своем построена около середины XVII столетия игуменом Корнилием. Ее иконостас, возвышающийся до самых сводов, заслуживает внимания по скромной простоте столярной работы и по живописи икон в русском вкусе XVII столетия. Он сделан резных дел мастером старцем Ипполитом, иноком Московского Новоспасского монастыря. Договорная запись, заключенная им с игуменом Ионой в 1638 году, показывает, что он подрядился сделать иконостас несравненно великолепнее существующего. Но так как игумен Иона был в том же году переведен в настоятели Новоспасского монастыря, то крестник его Корнилий, соорудивший каменную церковь Спаса вдвое меньше предполагавшейся к постройке Ионой, подрядил инока Ипполита выстроить иконостас меньших размеров и без украшений. В Спасской церкви замечательна и чествуется особым поклонением древняя икона Божией Матери в деревянном вызолоченном киоте, стоящая за настоятельским местом в церкви. На доске, находящейся под ней, полууставом описано происшествие, случившееся в 1732 году 2 июня. Во время вечерни, когда читался акафист Божией Матери, сильный удар грома разбил большую главу и свод соборной церкви, и вслед за тем молния, опалив столбы у местных образов, зажгла пол у южных дверей. Братья, пораженные страхом, пали в беспамятстве на помост храма, но были спасены заступлением Божией Матери, образ Которой изображен в этом киоте. Украшение и киот для этой иконы сделаны архимандритом Иоасафом. Кроме Казанской иконы Божией Матери в церкви замечательны: 1) Животворящий Крест Господень; 2) киоты со святыми мощами. В ризнице хранятся некоторые древние грамоты, планы и межевые книги на поземельные владения монастыря». Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».

http://sobory.ru/article/?object=04942

Казанский собор в сер. XVII в. Аксонометрическая реконструкция. Рис. С. С. Попадюка Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл. Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора. В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых. Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).

http://pravenc.ru/text/1319816.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010