При архиерейских палатах устроил «контору церковных дел». Поддержал начинание кн. И. А. Урусова по возведению в с. Чечкине Суздальского у. храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (1730-1733). При И. во время копания рвов для строительства нового Казанского храма в Суздале был найден гроб с останками иконописца инока Иоакима, написавшего в XVII в. чтимую Суздальскую Казанскую икону Божией Матери (см.: Поселянин Е. Богоматерь. М., 2002. Кн. 2. С. 74). В 1728 г. И. участвовал в торжествах по поводу коронации имп. Петра II , а спустя 2 года по распоряжению Синода с янв. 1730 г. служил панихиды в церкви Слободского дворца у гроба умершего императора (ОДДС. Т. 10. 27. С. 67). С 21 июля 1730 по апр. 1735 г. член Святейшего Синода. В сент.-окт. 1730 г. вместе с архиеп. Сарским Леонидом присутствовал при допросе в Сенате митр. Игнатия (Смолы) и архиеп. Георгия (Дашкова) по делу Воронежского еп. Льва (Юрлова) , вовремя не объявившего пастве манифест о воцарении императрицы и не упомянувшего ее имени на литургии (Там же. 117. С. 241). В июле-нояб. 1731 г. участвовал в разбирательстве по делу «о проступках» камчатского миссионера иером. Игнатия (Козыревского) (см.: Там же. 81. С. 166-179). 13 апр. 1731 г. И. был переведен на Ростовскую кафедру, 16 июня того же года возведен в сан архиепископа. В 1731-1740 гг. И. восстановил кафедральный Успенский собор, пострадавший при пожаре 1730 г. В соборе построил деревянные резные иконостасы: большой, «круг столпов», над гробницами Ростовских святителей Исаии и Игнатия , а также в приделе во имя свт. Леонтия Ростовского. Для иконостасов, вызолоченных «красным и двойным золотом», были написаны новые иконы. Устроил «сени и место архиерейское резное предивной работы». В ризницу собора вложил саккос «рудожелтой материи золотной, в середине крест вынизав жемчугом с венцами», напрестольное Евангелие («полуалександрийской бумаги, облочено бархатом червчатым»), иконы Спасителя и евангелистов, «чеканные серебряные, золоченые» (Летописец. 1890.

http://pravenc.ru/text/468885.html

В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским. В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и сегодня. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более 1000 человек. При храме было 2 церковных дома — каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке. В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучении было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов. После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест — древняя святыня храма, насчитывающая почти 500летнюю историю. Ахтырской церковь, была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище. 15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитами; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания, восстановлена изначальная форма куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня - чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана. А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана. В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным - мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом. Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал - в опубликованной беседе - архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления. Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили. Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

На месте обветшавшей Вознесенской церкви в 1870 году был построен новый соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Собор был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и освящен архиепископом Алексием (Ржаницыным). Чудотворная Казанская икона в серебряной ризе и бронзовом позолоченном киоте была помещена в иконостасе нового собора. Вторая церковь монастыря, надвратная (над святыми западными вратами), в честь великомученицы Варвары, была построена в том же в 1870 году. В 1872 году над ней была возведена одноярусная колокольня. В храме великомученицы Варвары службы проводились лишь в летнее время. На звоннице было установлено десять колоколов, специально изготовленных для Казанской обители в Москве. Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных зданий: деревянное здание дома настоятельницы; шесть каменных келейных зданий для сестер; здание общины с больницей и аптекой; здание четырехклассного училища для девочек; библиотека–читальня; свечное производство; пекарня; хозяйственные постройки. Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами – восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды, с южной стороны. При обители находилось кладбище (знаменитый некрополь Казанского монастыря), где хоронили не только насельниц  и благотворителей, но и заслуженных, именитых горожан. К началу XX  столетия Рязанский Казанско-Явленский первоклассный девичий монастырь достиг своего расцвета. После революционных событий 1917 года Казанская обитель пострадала одна из первых. В этом же году монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, насельницы изгнаны. В стенах обители был открыт один из первых в стране концентрационных лагерей принудительных работ для «нетрудового элемента» - дворян, духовенства, офицеров. Стены и башни монастыря были разобраны на строительство горсовхоза, многие здания разрушены или полностью уничтожены. Казанский собор был спасен благодаря тому, что в 1924 году в нем разместили губернский архив.

http://sobory.ru/article/?object=11703

В праздничном богослужении, которое возглавили митрополит Минский и Заславский Вениамин и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, приняли участие архипастыри, наместники и настоятели монастырей Казанской епархии, благочинные церковных округов, священнослужители, сопровождающие архиереев, прибывших на торжества в Казанскую епархию. Песнопения исполнили хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы под управлением регента Никона Жилы, архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко. За Литургией молились прихожане казанских храмов и паломники. Праздничное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Татарстан — Новый век», на портале «Православие в Татарстане» (tatmitropolia.ru) и в паблике «Православие в Татарстане» социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/tatmitropolia). Молившиеся вознесли сугубые прошения об упокоении души архиепископа Иеремии, участвовавшего в обретении Казанского образа Царицы Небесной, и митрополита Феофана (Ашуркова), трудившегося над воссозданием Казанского собора. Проповедь перед причастием произнес ректор Казанской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко. В завершение архипастыри и священнослужители совершили славление Божией Матери перед Ее чтимым Казанским образом. Митрополит Кирилл и митрополит Вениамин поздравили верующих с главным праздником Казанской земли. К концу богослужения в Казанский кафедральный собор прибыл Государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. Первый президент Татарстана тепло приветствовал верующих, рассказал об этапах воссоздания Казанского собора, о возрождении других святынь, которое ныне осуществляется при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова. Государственный советник РТ поблагодарил за поддержку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла и пожелал, чтобы продолжалось соработничество Церкви, власти и общества в деле возрождения святых мест Казанского края.

http://radonezh.ru/2022/07/22/v-stolice-...

До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, ходатайством Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II  принимает решение об открытии Казанского женского монастыря г.Рязани. В настоящее время обитель возрождается. В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани.  6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе. 7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божествення Литургия. 20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы. Святыни:   Частицы мощей: св. ап. Симона Канонита, св. блгв. кн. Петра и Февронии Муромских, блаж. Василия Кадомского. «Казанская» икона Божией Матери (чтимый образ), икона Божией Матери «Скоропослушница», образ великомученика и целителя Пантелеимона (афонский). http://www.ryazeparh.ru/ Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной. До секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебной и денежной ругой.

http://sobory.ru/article/?object=11703

В селе Новоселье Купинского района состоялась встреча с главой администрации Новосельского сельского совета В.Н. Квашниным, в ходе которой обсуждался вопрос установки в селе этим летом поклонного креста.  Далее молитвенное шествие направилось в село Метелево, где в храме Казанской иконы Божией Матери был совершен молебен, за которым молились пограничники и жители села. По окончании молебна иеромонах Мелхиседек поздравил пограничников с юбилеем, обратился к ним с напутственным словом и поблагодарил их и жителей села за помощь храму. В ответном слове начальник пограничной заставы также поблагодарил духовенство. Из-за неблагоприятных погодных условий крестный ход не смог посетить погранзаставы села Благовещенка Купинского района и села Теренгуль Баганского района. Священнослужители поздравили пограничников по громкой связи. На пограничной заставе села Студеного Карасукского района участники шествия совершили благодарственный молебен и поздравили пограничников с юбилеем. Затем состоялась традиционная беседа за чаем.  Следующим местом остановки крестного хода стало село Октябрьское Карасукского района — последнего населенного пункта в маршруте шествия. Здесь также был совершен благодарственный молебен.  Из села Октябрьского крестный ход отправился в город Карасук, где к этому времени в кафедральном соборе в честь апостола Андрея Первозванного завершилась праздничная Божественная литургия, которую совершил епископ Карасукский Филипп в сослужении духовенства епархии. По окончании богослужения правящий архиерей с прихожанами собора присоединился к священнослужителям, пограничникам, сотрудникам МЧС, казакам, ученикам и педагогам учебных заведений г. Карасука, ожидающим у кафедрального собора прибытия крестного хода, прошедшего по границе России и Казахстана.  После встречи молитвенного шествия состоялся совместный крестный ход: сотрудники МЧС и пограничники несли хоругви и флаги, духовенство и прихожане собораиконы, дети — буквы славянского алфавита и воздушные шары. Торжественное шествие завершилось у Монумента славы, где состоялся торжественный митинг, посвященный 100-летию пограничных войск России и Дню славянской письменности и культуры. 

http://patriarchia.ru/db/text/5215082.ht...

Развалины Дома купца Каменева, ныне полностью восстановленного Ещё одним действующим ныне монастырем Свияжска является женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно здесь сохранилась древнейшая деревянная Троицкая церковь 1551 г. постройки. Здесь же расположены древний каменный храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1604) и построенный в неовизантийском стиле громадный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», чье строительство и росписи были закончены незадолго до начала Первой мировой войны... В 1957 году в результате наполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск оказался на острове, и из-за снижения транспортной доступности население Свияжска существенно сократилось. Настоящее возрождение Свияжска начало происходить лишь в последние 15 лет, когда были великолепно отреставрированы многие исторические здания, а постройки середины XX века виртуозно стилизованы под дореволюционную архитектуру модерна. Построены замечательные музеи, особую значимость из которых представляет Музей дерева. В 2008 году до Свияжска была насыпана дамба, под которой на остров провели электричество и газ. Сейчас на острове вообще отсутствуют линии электропередач. И благодаря всему этому у посетителей Свияжска появляется устойчивое ощущение, что они попали в замечательную дореволюционную Россию Прокудина-Горского. vk fb tw ok @ g+ lj Вид на Свияжск с колокольни Успенского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Вид с колокольни Успенского монастыря на подъезд к острову со стороны дамбы vk fb tw ok @ g+ lj Автомобильный спуск к дамбе vk fb tw ok @ g+ lj Успенский монастырь Вид с дамбы vk fb tw ok @ g+ lj Вход в монастырь со стороны реки vk fb tw ok @ g+ lj Келья святителя Германа Казанского vk fb tw ok @ g+ lj Успенский собор vk fb tw ok @ g+ lj Фрески Успенского собора vk fb tw ok @ g+ lj Адам нарекает имена животным Фреска Успенского собора vk fb tw ok @ g+ lj Святой Иоанн Предтеча vk fb tw ok @ g+ lj Модель Успенского собора в музее монастыря vk fb tw ok @ g+ lj На сохранившейся части монастырского некрополя

http://pravoslavie.ru/148679.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010