В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07812

24 сент. 1866 г. имп. Александр II утвердил определение Святейшего Синода об учреждении вблизи Екатеринослава жен. общины и о закреплении за ней 2 участков земли, жертвуемых свящ. А. Зосимовичем и мещанином Чабаненко. Одобренный Синодом устав общины предписывал содержание сестер на добровольные пожертвования, «без всякого пособия из казны». По благословению еп. Платона настоятельницей стала бывш. насельница одесского во имя арх. Михаила мон-ря мон. Мария (в схиме Мелетия; † 13 сент. 1873), благочинным общины - прот. И. Деркачёв. По ходатайству Екатеринославского еп. Феодосия 28 янв.- 14 февр. 1877 г. Тихвинская жен. община была обращена в нештатный общежительный мон-рь. Определением Синода от 23 апр. 1878 г. настоятельницей Д. м. стала игум. Олимпиада, в 1911 г.- игум. Констанция. В храмах Д. м. служили 2 священника - Феодор Балабанов и Лазарь Добринский (1911). В нач. XX в. в Д. м. проживало ок. 250 сестер, в 1917 г.- 287 насельниц, в т. ч. 49 мантийных монахинь, 98 рясофорных инокинь и 140 послушниц. В дек. 1866 г. мон. Мария направила еп. Платону прошение о строительстве «на капитал от жертвователей» зимней каменной церкви. В марте 1867 г. еп. Платон выдал храмозданную грамоту, 23 апр. того же года состоялась закладка, 14 янв. 1868 г.- освящение храма во имя вмц. Варвары. В 1867 г. был построен деревянный дом для трапезной и кухни, деревянная ограда, в 1868 г.- каменный дом (с 21 кельей), к которому сделаны с вост. и юж. сторон 2 пристройки (1869-1870), в 1870 г. устроен дом для священнослужителей. В янв. 1869 г. мон. Мария ходатайствовала перед епархиальным начальством о возведении каменного собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделами в честь Вознесения Господня и Казанской иконы Божией Матери. 11 мая 1869 г. состоялась закладка собора. На средства жены надворного советника Е. Г. Мизко (30 703 р.) и др. благотворителей в 1874 г. собор и колокольня при нем были построены и освящены. Главной святыней Д. м. стал список с Тихвинской иконы Божией Матери, в 1867 г. принесенный из Тихвина в Екатеринослав и с 1874 г. находившийся за правым клиросом Тихвинского собора обители.

http://pravenc.ru/text/178628.html

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

В 1894 г. власти г. Данилова предоставили общине землю, в кон. XIX - нач. XX в. благотворителями Д. м. являлись петербургский предприниматель Д. С. Бочагов, даниловский купец А. Н. Масаинов, вдова купца И. В. Ворохобина и др. На их средства в 1894 г. в местности Горушка были построены 16-келейный деревянный корпус с шатровой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, 2-этажный дом с трапезной и пекарней, баня, хозяйственный двор с коровником и конюшней. Освящение храма и построек обители совершил 13 авг. 1894 г. Ярославский архиеп. Ионафан (Руднев). В 1901-1908, 1915-1918 гг. по проекту петербургского архит. В. А. Косякова в Д. м. был возведен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского. 16 сент. 1918 г. собор был освящен Патриархом св. Тихоном в сослужении Ярославского митр. Агафангела (Преображенского) . Настоятелем собора, в котором начались регулярные богослужения, стал свящ. Захарий Бенедиктов. Вероятно, ок. 1918 г. домовый Казанский храм был переосвящен во имя свт. Николая Чудотворца. Величественный храм, построенный в русско-визант. стиле, является авторским повторением проекта ц. Успения Пресв. Богородицы (подворья Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ) в С.-Петербурге (1895-1900) с незначительными изменениями в оформлении апсид и входов. В кубическом объеме собора конструктивно выделены центральные прясла фасадов, имеющие позакомарное покрытие; с востока примыкают 3 апсиды, с запада - притвор, равный по ширине храму, увенчанному 5 главами на барабанах (центральный - световой). Основной объем здания декорирован в стиле узорочья XVII в.: ряды ширинок подчеркивают конструктивное членение постройки, широкие пояса поребрика делят фасады на горизонтальные ярусы; полуциркульные двойные и тройные окна оформлены наличниками с килевидными завершениями; ряды кокошников украшают верхние части фасадов, по 2 ряда помещено в основании барабанов глав. В том же стиле сооружены с запада, севера и юга идентичные друг другу крыльца с висячими гирьками в середине проемов. В отличие от основного объема храма его апсиды и барабаны глав оформлены полуциркульными окнами и аркатурными поясами в визант. стиле. При постройке Казанского собора, как и в ц. Успения в С.-Петербурге, была применена система перекрещивающихся арок с большим пролетом, что позволило исключить установку столбов в интерьере, сохранив единое обширное пространство храма.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Освящение Собора состоялось 2 января 1994 года. Статус Кафедрального Собору придан Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года. На территории Собора построены новый кирпичный крестильный храм, иордань для освящения воды и звонница. Произведена реконструкция подвального помещения, где в настоящее время размещается малый крестильный храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Максимальная высота колокольни на соборе 70 метров. После грандиозного пожара 1810 года и гибели в его огне церкви Пророка Илии в Ижевском заводе решили строить новый храм. Уже год спустя заводской архитектор Семён Емельянович Дудин, первый профессиональный ижевский зодчий, предложил проект большого трёхпрестольного собора. Он выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был отвергнут в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте, выстроенного по проекту архитектора Андреяна Захарова. Дудин сумел адаптировать его не только к местности, но и к стеснённым денежным обстоятельствам: упростил структуру образца, а литые фрагменты здания заменил гранитными. Финансирование стройки осуществлялось Артиллерийским департаментом военного ведомства: собор планировался в качестве главного храма оружейного завода. Пример подавали и августейшие особы. Свои деньги на возведение Александро-Невского собора даровал император Александр I. Строительство его продолжалось с 1816 по 1823 год. Главный придел был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел - в честь святой великомученицы Екатерины, северный - в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний " пещерный " храм - в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1824 году, во время пребывания на Ижевском заводе, император Александр I не приминул осмотреть самый большой на тот момент православный храм Вятской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=00775

Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.). Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб. В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» ( Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

2012 год стал юбилейным и для монашеских обителей Курганской епархии, отметил архипастырь. «20-летие возобновления монашеской жизни отметил Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. 10-летие образования встретил Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, а в женском монастыре Похвалы Божией Матери с.Боровского прошло празднование двух памятных дат: 10-летия со времени прославления священномученика Аркадия пресвитера Боровского в лике святых и 5-летия со дня обретения его честных мощей», - сказал он. 2012 год, по словам владыки, был нелегким и тревожным, но радостным: «Мы вступаем в новолетие благости Божией с добрыми переменами в жизни нашей богоспасаемой Курганской епархии. Как и прежде восстанавливаются монастыри и храмы, люди просвещаются светом Христовой истины, возрождаются благотворительность и социальное служение Церкви». Говоря о наиболее значительных событиях прошедшего года, владыка Константин отметил, что 5 января состоялось Великое освящение первого за последние 100 лет каменного собора в епархии в честь Рождества Христова (с.Частоозерье). А 8 апреля, в День Входа Господня в Иерусалим, состоялось освящение храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» на территории оборонного предприятия «Курганприбор» - единственного специально построенного храма на всей территории Русской Православной Церкви в честь Порт-Артурской иконы. Восстановлен и освящен Петропавловский храм в поселке Черемухово. Также состоялось освящение Георгиевского храма в поселке Увал. На очереди освящение храмов в честь преп. Серафима Саровского в г.Кургане, св. Савватия Соловецкого в с.Темляково, свт. Николая в с.Пивкино, Покрова Пресвятой Богородицы в исправительной колонии «Просвет», иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при неврологическом диспансере «Зеленый бор» в г.Шадринске. Продолжается строительство храмов в других местах. Развивается в епархии и образовательная деятельность. В помещениях, переданных предприятием «Корвет» епархии, оборудованы епархиальные отделы, где 1 ноября 2012 года состоялось открытие первых богословско-просветительских курсов для многочисленных мирян. Успешно развивается сотрудничество Курганской епархии с органами власти в сфере образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными органами, а также в социальной деятельности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/09/ro...

Прихожане стали думать о приобретении жилья для батюшки. По Божией воле узнали, что рядом с церковной территорией продается дом. Это предопределило место строительства храма святителю Николаю Угоднику, потому что вместе с домом была приобретена и земля. В приобретении церковного дома помогли Г.Б. Вашакидзе, В.Л. Ташланов, Е.И. Ренев, В.М. Дацкевич и другие. 6 декабря в актовом зале Дома детского творчества состоялся сход жителей сел Казанское и Новоселезнево с повесткой «О строительстве церкви в с. Казанское». Сход провел Глава Казанской сельской администрации С.Л. Черкасов. Все присутствующие на сходе пришли к единому мнению: откладывать строительство храма больше нельзя. На этом же сходе было принято обращение к гражданам района с просьбой оказать посильную помощь в строительстве православного храма в селе Казанском. 22 мая, на празднование памяти святителя Николая, после Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери иерей Евгений сообщил присутствующим, что прежде существовавший храм в селе Казанском был освящен в честь Святителя Николая, поэтому и новый храм будет освящен в честь этого святого. 14 августа 2005 года иерей Евгений Пуртов освятил Поклонный крест и земельный участок под строительство храма. Однако, начала строительства пришлось ждать долго. Оно началось лишь 14 июня 2006 года. 6 апреля 2007 года перед самой Пасхой верующие встречали иерея Вадима Овчинникова из Знаменского кафедрального собора города Тюмени, который позднее, 11 января 2008 года, Указом Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия был назначен настоятелем прихода в честь Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2007 года продолжилось строительство храма. Комитет по делам национальностей Тюменской области выделил на его строительство 15 миллионов рублей. Строительство вело «Бердюжьеагрострой» во главе с гендиректором Петром Максимовичем Неймешевым. Весной 2008 года по благословению Владыки Димитрия начался сбор средств на колокола. Собирали всем миром. 19 декабря 2008 года колокола были освящены и 27 декабря установлены на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=25255

Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. Главными благотворителями при строительстве собора были Василий Федулович и Прасковья Тарасьевна Громовы и подрядчик М. О. Конопов, который делал большие скидки при оплате выполненных работ, а также вносил денежные пожертвования. Сестры же Воскресенской обители помогали строительству собора, как личным трудом, так и значительными пожертвованиями унаследованных денежных средств. Созидание Воскресенского собора окончилось в 1861 г. 2 июля того же года был освящен главный престол во честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение словущее), а затем — боковой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Всего в храме было шесть престолов: главный – в честь Воскресения Словущего, южный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, северный – во имя святого Архангела Михаила и Сил Бесплотных, на южных хорах – во имя Всех Святых, на северных хорах – во имя святителя Николая Чудотворца, в подвальном этаже собора – во имя святителя Григория, епископа Нисского. Воскресенский собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля на начальном этапе его развития. Здесь присутствуют такие черты классицизма, как строгость и сдержанность, но еще нет многообразия декоративного узорочья, расцветшего в архитектуре этого стиля в конце XIX в. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах. Двухэтажное здание собора, стоящее на высоком цокольном фундаменте, обращено к проспекту высоким арочным порталом. Иконы для собора писали академик Г. И. Яковлев, а также монахини под его руководством. Первоначально на стенах были написаны изображения на сюжеты Священного писания. Во время ремонта в 1899 г. вся обветшавшая живопись была уничтожена. Свод главного купола выкрасили в синий цвет со звездами, стены окрасили масляной краской под мрамор. Интерьеры приобрели строгий классический вид. В 1914 г. собор был расписан вновь. К сожалению, ни фотографий росписей храма, ни эскизов не сохранилось. До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи, относящиеся к ремонту 1914–1916 гг., в сводах южной и западной галереи собора. Они представляют собой золотые орнаменты, выполненные на голубом фоне. До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня; икона Казанской Божией Матери - родовая святыня Ушаковых; Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

http://sobory.ru/article/?object=05264

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010