В сообщении «Интерфакса» отмечено, что Казанская икона Божией Матери – «один из самых любимых народом образов». Также об этом событии говорится в информации РИА «Новости» . О патриаршем богослужении, прошедшем в этот день, рассказывается на сайте «Вестей» : «В день праздника Казанской иконы Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Примечательно, что в этом году праздник Казанской иконы Божией Матери совпал с 10-летием со дня освящения Казанского собора». «Слово Святейшего Патриарха после Божественной литургии и молебна в Казанском соборе на Красной площади» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Сайт НТВ в предельно кратком сообщении отмечает, что центром торжеств в день Казанской иконы Божией матери стал Казанский собор на Красной площади: «Он был разрушен в начале прошлого века... Сегодня исполняется ровно десять лет с тех пор, как храм был восстановлен». Праздник Казанской иконы Божьей Матери отметили во вторник во всех православных храмах России. О том, как прошла первая служба в восстановленном храме в алтайском селе Советское рассказывает корреспондент «Вестей» Андрей Буймов. На сайте «Православной газеты» можно прочитать не только о самом событии, в честь которого был установлен праздник, но и узнать о значении этого праздника для православных : «Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы... благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы. ... Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. … И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим».

http://pravoslavie.ru/4860.html

Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Строительство ныне существующего собора началось в 1800 году на месте на месте обветшавшего храма 15 века, по проекту насельника обители иеромонаха Сильвестра. В проекте была сохранена общая композиция постройки, предложенная архитектором С.Г. Ивановым в составленном им первоначальном плане собора, но завершение и отделку храма решено было выполнить в стиле провинциального барокко. Строительство совершалось на пожертвования благотворителей. В 1802г. - освящен престол в честь Сретения Господня в нижней церкви нового собора. 1809г. - освящен престол верхней церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В итоге получился крестово-купольный храм с восьмью квадратными столбами. Собор напоминает монументальные храмы русской провинции с. 18 в. Заметны черты древнерусского зодчества: расположение алтаря, средней части храма и притвора на одной оси; пятиглавие; отсутствие какой-либо ордерной системы в наружном декоре; наличники окон в виде «бровок». Форма глав собора, некоторые детали обрамления оконных проемов характерны для стиля барокко. На рубеже 60-70 гг. XIX века к собору пристроена паперть с башней (использованы проекты И.Б. Слупского и частично А.М. Горностаева). В 1830г. освящен южный придел в честь Коневской иконы Божией Матери. Нижний храм в настоящий момент отреставрирован и в нем совершаются регулярные богослужения. Стены побелены и обвешаны иконами современного письма. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому в настоящее время не действует, ожидая своего восстановления (информация на 1998г.) От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. В настоящий момент в соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря - рака с мощами преподобного Арсения и чудотворная икона Коневской Божией Матери. Казанский скит (1794-1796). Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святая.

http://sobory.ru/article/?object=00111

13 сентября 2020 г. владыка Константин освятил крестильный храм-часовню в честь прп. Елисея Сумского. Освященная часовня, увенчанная куполом с крестом, находится в приходском доме собора, где размещается приходская школа в честь св. Иоанна Кронштадтского. В ходе ремонта и обустройства крестильного храма были заказаны и доставлены в Петрозаводск из Санкт-Петербурга четыре больших (около 60 кв.м), дорогостоящих натяжных полотна – так называемые «небеса». На каждом полотне изображены образы святых и архангелов. При монтаже одного из полотен, которое прямо над входом, произошло, казалось бы, непоправимое. Полотно полностью повредилось из-за внезапного скачка температуры. Когда монтажники достали из упаковки три других оставшихся полотна, то оказалось, что под ними - еще одно полотно, идентичное поврежденному. Удивительно, что специалисты фирмы-изготовителя ответственно заявили, что было изготовлено и упаковано только четыре заказанных полотна. Престолы храма: в честь Животворящего Креста Господня, Вознесения Господня, прп. Антония Римлянина. Главные святыни храма: мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца; иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Тихвинская», «Казанская», «Троеручица»; иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей . Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Петрозаводский и Олонецкий Венедикт, который благословил возведение храма, но почил до завершения строительства (7 декабря 1850 г.). В храме похоронен 29 ноября (ст. ст.) 1865 г. тайный советник Константин Иванович Арсеньев – один из воспитателей (с 1828 по 1837 гг.) наследника престола, будущего императора Александра II. http://eparhia.karelia.ru/krest.htm Комментарии и обсуждение Строился Василием Тухтаровым, вероятно, по образцовому проекту К. Тона, в 1848–1852 гг. на средства петрозаводского купца Евдокима Григорьевича Пименова. Придел Вознесения Господня. В соборе хранятся мощи св. преп. Елисея Сумского. Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери и привезённый с Афона список иконы Божией Матери «Скоропослушница».

http://sobory.ru/article/?object=01168

22 октября 1898 года, в день явления Казанской иконы Богоматери, в Шульгинской церкви состоялся первый в её истории Престольный праздник. К этому времени в храме производились работы по расширению боковых стен. Накануне их приостановили и убрали из церкви рабочие станки. На церковное торжество прибыли: председатель Невельского отделения Епархиального училищного Совета, настоятель Невельского Успенского собора священник Дмитрий Гнедовский, благочинный 1-го Невельского округа Пётр Серебренников, священник Туричинской церкви Василий Лиоренцевич, Плисской – Михаил Ширкевич, Еменецкой – Сафроний Серебренников, Новохованской – Дмитрий Зубовский и два диакона: Невельского монастыря отец Феодорит и Еменецкой церкви – Сазоновский. Местный псаломщик Кривенков успел к этому времени образовать целый хор из детей деревни Шульги, который пел на правом клиросе. На левом клиросе пели ученики школы грамоты из деревни Носики. После окончания литургии Дмитрий Гнедовский благословил детей крестиками и подарил в здание строящейся церковно-приходской школы образ Казанской иконы Божией Матери в хорошем киоте. За дневным богослужением и на вечерне народу было около тысячи человек, что давало понять о почитании Казанской иконы Богоматери, находящейся в Шульгинской церкви, и за пределами прихода. В этот день в ещё не открытую, а только строящуюся школу изъявили желание записаться 72 ребёнка обоего пола и 58 взрослых девушек на занятия по воскресным и праздничным дням. Казанский храм в деревне Шульги Невельского района Псковской области чудом пережил годы религиозных гонений и сохранился до начала 21 века в своём первозданном виде. В ночь на 13-е июля 2002 года церковь сгорела дотла. Спустя два года, на её фундаменте была отстроена новая церковь в честь иконы Казанской Божией Матери, которая существует в настоящее время. По материалам газеты " Полоцкие епархиальные ведомости " , 1874-1918гг. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=12964

14 дек. 1894 г. общину возглавила дворянка рясофорная послушница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря София Русанова (1830 - ?). Однако 6 апр. 1895 г. она попросила Тульского еп. Иринея освободить ее от этих обязанностей - «снять с креста... начальства». Впосл. Русанова являлась насельницей московского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря. С 23 апр. 1895 г. обителью управляла бывш. насельница каширского во имя вмч. Никиты женского монастыря мон. Михаила (Дегтярёва (Дёгтева?)), с 5 дек. 1899 г.- устроительница общины мон. Елена (Голикова), при к-рой в Л. п. проживали ок. 50 сестер, в т. ч. благочинная (1912-1918) мон. Мелитина (Бараненкова), в 1916-1922 гг.- игум. Ольга. К 1918 г. в обители насчитывалось 75 насельниц Тульской, Орловской, Курской и Калужской губерний, 87% из них составляли крестьянки, средний возраст сестер - 32 года. Инокини ткали ковры, изготавливали обувь, занимались златошвейным ремеслом. В пустыни служили в 1899-1900 гг. свящ. М. И. Гремячевский (1875 - ?), награжденный набедренником, ок. 1912-1916 гг.- свящ. В. С. Спиридонов (1869 - ?), в 1910-1919 гг.- свящ. С. В. Прилуцкий, награжденный камилавкой за усердную пастырскую деятельность, в 1919 г.- прот. Т. Лавров, в 1905 г.- диак. Г. М. Троицкий, в 1907-1910 гг.- диак. А. И. Краснов, в 1914-1916 гг.- диак. И. Н. Сахаров. Духовником обители в 1918-1919 гг. был иером. Исаия. К нач. XX в. насельницы проживали в деревянных 2-этажном на каменном фундаменте корпусе (длина 23 аршина, ширина 10 аршин) и 5 одноэтажных домах. Имелись гостиница для паломников, ограда с кирпичными столбами и сев. воротами, за к-рой стояли каменный дом со скотным двором, деревянные амбар и сарай, крытые соломой, располагались сады, огороды, 2 пруда, пасека. В одном из сестринских корпусов 18 нояб. 1896 г. благочинный прот. И. В. Ивановский освятил домовую теплую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. 14 февр. 1900 г. по прошению мон. Елены (Голиковой) Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) благословил «соединить аркой» Крестовоздвиженский храм с помещением ризницы, что увеличило объем церкви «более чем на треть» (Соколовский. 1901. С. 23). 14 июня 1896 г. по ходатайству мон. Михаилы была выдана храмозданная грамота на строительство нового каменного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. 23 июня 1896 г. прот. И. Ивановским храм был заложен, а 8 сент. 1900 г. еп. Тульским Питиримом освящен. Собор был рассчитан на 1,4 тыс. чел. В 1910-1911 гг. был построен каменный 3-этажный келейный корпус с колокольней и холодным храмом во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=10526

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Благодаря щедрым купеческим пожертвованиям, храм был необыкновенно пышно украшен внутри. К сожалению, все его ценности были разграблены после революции. Одной только серебряной церковной утвари, по описи, составленной при конфискации, набралось 273 кг! А было и золото, и драгоценные камни на ризах икон… Частично сохранились лишь замечательные росписи стен. Живописное убранство собора – монументальное произведение выдающихся русских художников XIX века: Гунна, Бруни, Верещагина. Рассказывают, что маленький Ваня Шишкин – будущий великий пейзажист, родившийся в 1832 г. в Елабуге, – часто приходил смотреть, как расписывают собор… Жизнь Елабуги последнего предреволюционного века невозможно себе представить без этого храма. Бывал в нем и великий уроженец города психиатр В.М.Бехтерев, и гости Елабуги: писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, М.И. Пришвин, А.Н. Толстой… Всех их повидал этот собор. Повидал он на своем веку и кровь мучеников: соборный священник Павел Васильевич Дернов и трое его сыновей были расстреляны 24 февраля 1918 г. Они стали одними из первых в нашем краю жертв красного террора… Из книги А. Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии», Спасский собор несомненно является архитектурным символом г. Елабуги. Крупный пятиглавый собор с высокой пятиярусной колокольней, выстроенный в силе классицизма, до революции поражал всех роскошью своего внутреннего убранства, драгоценностью окладов икон с большим количеством золотых и серебряных украшений. На месте нынешнего Спасского собора еще в конце XVI века существовала деревянная церковь. В 1684 году была выстроена каменная церковь с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1780 году, когда Елабуга стала уездным городом, собор оказался мал, поэтому в 1808 году началось строительство нового собора за казенный счет. Уже в 1811 году были освящены Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы собора, а в 1816 году - главный соборный престол. Старый собор был разобран в 1820 году, а в 1877 году на месте, где он стоял, была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, сохранившаяся и поныне. В 1855-1864 гг. собор был значительно перестроен, а приделы после перестройки освящены во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 1864 году трапезная храма была расширена к западу, а на месте прежней колокольни отстроена новая, соединенная с трапезной. Эта перестройка осуществлялась на пожертвования прихожан. В настоящее время собор является действующим. Окормляется клиром Покровского собора (г.Елабуга).

http://sobory.ru/article/?object=07900

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

При Н. в Туле были освящены зимний кафедральный собор в честь Богоявления (1855-1862) на территории кремля, ц. в честь Донской иконы Божией Матери (27 сент. 1864), ц. во имя св. кн. Александра Невского (27 июня 1886), придел свт. Тихона Воронежского (1862) в Крестовоздвиженском храме, верхний придел Воскресения Христова (1863) во Всехсвятском соборе, приделы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (окт. 1876) и вмч. Пантелеимона (окт. 1876) в Успенской ц. Павшинской слободы и др. Были построены: колокольня (1868) Казанского храма, колокольня (1873) Крестовоздвиженской ц., колокольня Всехсвятского собора, часовня в память «освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе» (1878) Вознесенского храма, перестроена часовня (1878-1879) при Покровском храме, в 1872-1873 гг. капитально отремонтирован Воскресенский храм на территории «старого» оружейного завода. В 1866 г. кладбищенская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского стала приходской, в ней обновлены иконостасы. По инициативе Н. небольшой приют для девиц из духовного сословия, существовавший при тульском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , был преобразован в Тульское епархиальное женское уч-ще. 5 нояб. 1872 г. освящен храм во имя св. Александра Невского в Тульской мужской гимназии. В апр. 1873 г. состоялась закладка нового здания Тульской ДС, примыкавшего к главному корпусу, а 24 апр. 1877 г. в семинарии освящена обновленная домовая церковь. В 1880 г. при Богородице-Рождественском храме учреждено церковноприходское училище, в 1883-1896 гг. открыты церковноприходские школы при тульском Успенском женском мон-ре (в деревянном доме), при Илиинском, Вознесенском, Покровском, Донском Александро-Невском, Петро-Павловском храмах ( Кириленко. 2010. С. 19, 121-122, 142, 154, 159, 200, 226, 231, 235, 254-262, 302, 326, 327, 332, 339-343, 354). Попечением Н. в Туле было учреждено Епархиальное братство во имя св. Иоанна Предтечи, одной из задач которого стало оказание помощи церковноприходским школам Тульской епархии. 17 окт. 1886 г. Н. утвердил братский устав. Офиц. открытие братства состоялось 7 янв. 1887 г., после Божественной литургии, совершенной Н. в Богоявленском соборе Тульского кремля.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Сегодня туда иногда забредают разве что лишь «черные следопыты». Их воображение бередят старые описания богатой утвари из серебра и даже с украшениями из жемчуга давно снесенного храма в Саварне и рассказы о будто бы зарытом в 1920-е годы кладе, в котором последний батюшка спрятал имущество подлежавшей закрытию церкви. Погост Саварня – вообще место загадочное, чему способствует и почти полное отсутствие информации о нем. Сведений нет даже в вездесущей Всемирной паутине. Этот недостаток и хотелось бы отчасти восполнить. Саварня имеет богатую многовековую историю. По сохранившемуся преданию, этот погост существовал уже в начале XVI столетия при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. В 1623 году вместо обветшавшего деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы по благословению патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) – отца царя Михаила Федоровича – местный вотчинник Прокопий Хрисанфович Измайлов, владевший сельцом Мерзяевым в саварнинском приходе, выстроил новую деревянную Богородице-Рождественскую церковь с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Известно, что храмоздатель Измайлов несколько лет служил воеводой в Тюмени и заново отстроил тюменский острог. В 1653 году в Саварне имелось 6 дворов, в которых, в основном, жили члены церковного причта, а в приходе погоста значилось 153 двора крестьян и барская усадьба. В 1721-1724 гг. в погосте построили второй храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако в 1750 году страшный пожар фактически уничтожил Саварню. Тогда из огня не успели спасти ничего, сгорели даже антиминсы – шелковые платы, полагаемые на престол для совершения литургии, и запасные Святые дары. Почти четыре года погост был мертв, пока, наконец, по благословению первого архиерея возрожденной Владимирской епархии епископа Платона (Петрункевича) в 1754 году не была построена и освящена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Казанский же храм восстанавливать не стали. Ровно два столетия спустя в Саварне в 1823 году начали возводить каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Работы велись очень долго – в общей сложности четверть века. Каменную церковь освятили лишь в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова). Каменный храм в Саварне строился при священнике Исидоре Михайлове, сын которого Иван по месту рождения получил фамилию Саваренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а внук священника затерянного среди лесов погоста Федор Иванович Саваренский занимал должность секретаря Гороховецкого съезда мировых судей, выслужив чин надворного советника и потомственное дворянство.

http://sobory.ru/article/?object=37015

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010